Формы и методы лоббирования в российском парламенте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    165,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы и методы лоббирования в российском парламенте

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет дополнительного образования



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Формы и методы лоббирования в российском парламенте»


Выполнила

Студентка группы ЮР-3

Очно - заочной формы обучения

Факультета дополнительного образования

Шаповалова С.Ю.

Научный руководитель:

К.э.н., доцент Хаустова Н.А.


Москва - 2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Исторические этапы и характеристика лоббизма

.1 Понятие лоббизма

.2 Исторические этапы развития лоббизма в России

Глава 2. Сущность лоббирования в политической деятельности

.1 Формы лоббистской деятельности

.2 Методы лоббистской деятельности

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Актуальность темы. Одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество является лоббизм. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана. Ведь не секрет, что чиновник или парламентарий, вступивший в теневые отношения с лоббистом и выполняя его заказ, получает за свои услуги оговоренное финансовое вознаграждение. Все это разные грани лоббизма Тематика лоббизма находится сейчас в постоянном поле зрения ученых, властных структур и общественности, она является объектом различного рода исследований, что вызвано значительными социальными сдвигами, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, и коренными изменениями власти и бизнеса, взаимоотношений как внутри них, так и между ними.

Между тем, исследованию практических сторон лоббистской деятельности современной российской наукой уделяется, недостаточное внимание, что, очевидно, не соответствует масштабам их распространения в деловой практике. Ученые, в большей части, заостряют свое внимание на теоретических аспектах: объектах лоббизма (органах государственной власти), рассуждениям о важности принятия регулирующего это явление законодательства, опыту западных стран и пр.

Законодательный орган страны - является, наиболее важной площадкой при проведении лоббистской компании в любой стране мира. Это

объясняется тем, что интересы групп давления лежат непосредственно в законодательстве, а на депутатов (прежде всего избранных от одномандатных округов) уже изначально накладывается определенная ответственность в продвижении и отстаивание интересов региона, как в законотворчестве, так и в бюджетном процессе.

Объектом данной работы было определено лоббирование в Госдуме как влияние, осуществляемое на органы государственной власти. А предметом работы - формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики.

Целью является выявление структуры, форм и методов лоббистского процесса в Государственной Думе РФ.

Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она осуществляется:

уточнить определение понятий «лоббизм», «лоббистская деятельность»

проанализировать причины, формы и методы лоббизма в Государственной Думе РФ;

рассмотреть историю лоббистских отношений в России;

выделить и проанализировать круг субъектов, лоббирующих свои интересы в Государственной Думе.

выявить и дать оценку основным лоббистским компаниям, происходящим в Государственной Думе РФ, выделив и классифицировав при этом наиболее часто применяемые технологии лоббирования;

Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

лоббирование дума парламент

Глава 1. Исторические этапы и характеристика лоббизма

1.1 Понятие лоббизма

Чтобы уяснить что такое лоббистическая деятельность, важно дать характеристику лоббизма проанализировать понятие и содержание самого термина «лоббизм». «Лобби», «лоббизм» - термин англоязычного происхождения. Словом «лоббист» еще в XIX веке обозначали просителей, приходящих в государственные учреждения. Тогда считалось, что допускать таких людей в залы заседаний - туда, где принимаются законы, нельзя. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их и назвали лоббистами (от англ. Lobby - кулуары).

Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «лоббизм» - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе лоббисты). За рубежом лоббизм - профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа - в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн фунтов стерлингов. А в число клиентов крупнейшей лобби - компании Chaim Communications крупнейшие газетные и промышленные магнаты. В странах Европейского содружества только официально зарегистрировано более 10 тыс. лоббистов. Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного. Отсюда и предположение в скобках - «вплоть до подкупа». Аналогично определение этих терминов и в кратком политическом словаре.

Вместе с тем имеется и другая трактовка понятий «лобби», «лоббизм». В работе «Лоббизм в России: этапы большого пути» данные термины понимаются как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов . Несмотря на существенные отличия, в приведенных определениях присутствует несколько общих моментов.

Во - первых, наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные и исполнительные органы власти.

Во - вторых, лоббистская деятельность ведется в определенных интересах.

В - третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между гражданами, организациями и государственными органами (законодательными и исполнительными органами власти).

В - четвертых, лоббизм предоставляет группам граждан возможность косвенно участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений и это очень важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или в правительственных органах.

Механизм взаимодействия групп граждан и власти в значительной степени закулисен, хаотичен и подвержен опасности коррупции. Существенными преимуществами во взаимодействии с органами власти обладают более организованные и сильные организации (объединения), имеющие связи в федеральном руководстве и финансовые ресурсы.

Институт лоббирования законодательного процесса в Российской Федерации находится в развитии. Понятие «лоббизм» можно охарактеризовать следующим образом: лоббизм - это деятельность юридических и физических лиц в отношении органов власти с целью оказания влияния на интенсивность и вектор выполнения последними своих полномочий.

Методы такого влияния всегда зависели от специфики устройства и приоритетов самой власти. Фактически эти методы сводятся к включению в сеть доверия властных фигур и снабжению их информацией для принятия того ли иного решения. Первые и наиболее известные лоббисты в Штатах нередко держали дорогие рестораны, где создавался круг неформального общения вокруг депутатов Конгресса и сенаторов.

В общественном сознании лоббизм нередко имеет негативное значение, близкое к представлениям о коррупции. Чуть ли не единственными методами лоббизма в этом случае считаются прямой подкуп, незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Однако это представление искажает суть лоббизма. Чуть ли не каждый громкий скандал вокруг лоббизма в США связан как раз с этими незаконными методами. Но лоббистские организации - а их в Штатах действует десятки тысяч - продолжают работать, используя преимущественно совсем иные методы. Законы, регулирующие лоббистскую деятельность, как раз и призваны отделить нормальный лоббизм от коррупции

.2 Исторические этапы развития лоббизма в России

Современный российский лоббизм уходит корнями в те времена, когда начали формироваться развитые рыночные отношения и складываться социальная структура индустриального общества: во вторую половину XIX в. В то время основными конкурирующими группами в сфере дележа государственных заказов, кредитов и субсидий были дворянство и буржуазия, каждая из которых стремилась воздействовать на правительство в своих интересах.

С помощью различных закулисных совещаний, ходатайств, петиций, доносов, в которых нужды русской буржуазии в поддержке промышленности преподносились в качестве заботы о благополучии государства, оказывалось весьма эффективное воздействие на принятие экономических решений.

Так, ею была предупреждена таможенная реформа 1860-х годов, когда через печать, собрания, записки и ходатайства, даже мобилизацию рабочих (ими было подано прошение с несколькими сотнями подписей), было оказано решающее воздействие на правительство. Естественно, в условиях неразвитых буржуазных отношений лоббизм не дорос до того, чтобы говорить о нем как об особом виде деятельности. Но ростки различных форм лоббирования бурно пробивались к жизни: в Петербурге, например, широкую известность приобрели так называемые «экономические обеды», куда приглашались представители крупной бюрократии, финансового мира и промышленников. По сути дела обеды превращались в деятельность своеобразного «застольного парламента», который если не решал, то во многом предопределял содержание важных государственных вердиктов и экономической политики в целом.

Наиболее яркий пример закулисной лоббистской деятельности торгово - промышленной буржуазии - победа сторонников промышленного протекционизма. Не случайно правительство графа С.Ю. Витте ввело постоянно действующее совещательное представительство буржуазии - торгово - промышленные съезды, первый из которых состоялся в 1870 г. в Санкт - Петербурге. Таким образом, в России XIX в. фактически сложилась своеобразная «ходатайствующая», или «совещательная», модель лоббизма, которая сыграла свою роль в деле сближения буржуазии и правительства на почве практической работы по созданию как правовых норм, так и новых форм экономической жизни.

В советский период российской истории «ходатайствующая» модель получила своеобразное продолжение. В условиях оттепели 1960-х годов довольно быстро стали обретать вес и влияние институциональные группы интересов - различного рода структуры и институты, основные функции которых были связаны с решением хозяйственных, военных, административных и иных социально - экономических и политических задач (военно - промышленный, агропромышленный и другие комплексы, а также отдельные министерства и ведомства, региональные элиты). Это было обусловлено спецификой территориально - отраслевой системы управления.

Связанная воедино директивным планированием командно - административная система управления сводила ведомственные (отраслевые) и территориальные (региональные) интересы к единому общественному или государственному интересу. Разумеется, в таких условиях при принятии плановых решений не могли не возникать противоречия, различные коллизии, связанные с распределением материальных, финансовых и других ресурсов. Поэтому вопросы приоритета региональных либо общегосударственных интересов или конфликты между отраслями, Совмином СССР, Госпланом СССР и обкомами КПСС решались на уровне ЦК партии. Именно здесь шло фактическое согласование интересов в рамках общей экономической политики, принимались решения, определяющие жизнь страны в целом, каждой отрасли и каждого региона в отдельности.

Представлять, согласовывать интересы и лоббировать их - не одно и то же. Согласование интересов - функция органов управления. В административно - командной системе связь между верхними и нижними эшелонами власти была функциональной, строго регламентированной. Поэтому в данных условиях лоббизм был не лоббизмом в чистом виде; с известной долей условности его можно определить как административно - корпоративный лоббизм.

Административную сущность советского лоббизма подчеркивают многие авторы. По мнению С.П. Перегудова (1996), лоббизм по - советски представлял собой «бюрократический корпоративизм, базировавшийся на тесном взаимодействии партийно - государственных верхов и институциональных групп интересов».

В современном виде российский лоббизм начал складываться в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Связано это было с тем, что освобожденные от административных оков экономические интересы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, кооперативов) вошли в резкое противоречие с господством государственной собственности. Разрешить это противоречие можно было только путем изменения экономического положения хозяйствующих субъектов, т.е. изменения права собственности. Отсюда резкое усиление лоббистской деятельности, целью которой становятся: кардинальное изменение условий хозяйствования; разгосударствление собственности; право на занятие конкретной деятельностью, а также льготные налоги, лицензии, квоты, государственный заказ.

Резкое усиление лоббистской деятельности во многом носило спонтанный и разрозненный характер. Однако уже к концу перестройки представители институциональных групп, теневого бизнеса, кооперативов и других нарождающихся структур почувствовали потребность в объединении усилий. Большая их часть создавалась либо политическими администраторами (например, Российский союз промышленников и предпринимателей - бывшим ответственным работником ЦК КПСС А. Вольским), либо «политическими предпринимателями» типа А. Тарасова, К. Борового и К. Затулина. В дальнейшем появляются объединения, инициатива объединения которых исходит уже изнутри соответствующих секторов и отраслей (например, Российская гильдия риэлтеров). Их руководителями становятся практикующие предприниматели, имеющие свой бизнес и не собирающиеся уходить в политику.

Сегодня практически все объединения в сфере бизнеса относятся к числу политизированных, так как активно взаимодействуют с органами власти и управления. Оправдывая такое положение, президент РСПП А. Вольский утверждал: «Лоббирование принятию нужных законопроектов и решений представляет собой веками отработанный инструмент защиты интересов производства и бизнеса».

По мнению исследователей, предпосылкой успешной деятельности группы давления, действующей в сфере экономики, является наличие у нее сложной структуры, в которую входят: предприятие или группа предприятий; информационно - аналитический центр, подготавливающий обоснование, оформление конкретного интереса, программу действий по его реализации; общественная организация, способствующая вынесению группового интереса в сферу публичного внимания и принимающих решение инстанций.

Наиболее заметные лоббистские компании в период действия третьей Думы, действовали в процессе принятия законов об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев (страховое лобби вступило в силу 1 июля 2003г.), повышений пошлин на иномарки (организована группой владельцев российских автозаводов Мордашев, Дерипаско). Если верить страховщикам, то принятие «автогражданки» обошлось их сообществу в $5 млн. Последний транш в $1млн. был проведен в начале 2002 г. это помогло гладко пройти законопроекту через второе и третье чтение в Думе и Совете Федерации. Усилия страховщиков оказались не напрасными. По итогам 7 месяцев после принятия закона, когда еще не

все застраховались, сумма оборотов уже составила около 24 млрд. руб.

На уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. Если же говорить о работе с центристскими фракциями в Парламенте (Государственная Дума и Совет Федерации), следует учитывать, что на современном этапе партийные съезды являются бюрократическими парадами, и бюрократическая логика применима в работе с членами подобных партий и блоков.

Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно помнить, что классическая форма взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип «дружбы» чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес -группой. Никаких взяток, только «дружба», состоящая из «услуг».

Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным.

Он может иметь как положительные, так и отрицательные черты, которые соответствующим образом влияют на развитие общества. Черты современного российского лоббизма далеки от совершенства. Он вносит свою лепту в распространение общественных пороков: коррупции, плановости, тайного характера политики. На это вселяет и выстраиваемая Президентом РФ В.В. Путиным новая линия взаимоотношений государства и бизнеса, направленная на недопущение бесконтрольного присвоения национального богатства олигархическими группировками, на обеспечение «равноудаленности» финансовых магнатов от власти. Деятельность государственных структур (органов прокуратуры, налоговой службы и налоговой полиции, ФСБ, Счетной палаты), нацеленная на самые разнородные корпорации («Медиа-МОСТ», «Газпром», «ЛУКойл», «Альфа групп», ИНТЕРРОС, РАО «ЕЭС России», «АвтоВАЗ»), свидетельствует о реализации выбранной политики.


Глава 2. Сущность лоббирования в политической деятельности

В последнее десятилетие в России сильное распространение получила лоббистская деятельность. Лоббизм применяется во всех органах законодательной и исполнительной власти. Существует большое разнообразие форм и методов лоббистской деятельности, которые используются в России. В целях более глубокого понимания лоббистской деятельности в настоящей статье мы решили рассмотреть различные классификации форм и методов лоббистской деятельности, которые применяются российскими и зарубежными исследователями лоббизма.

2.1 Формы лоббистской деятельности

Первоначально дадим определение форме лоббистской деятельности. Форму лоббистской деятельности можно определить как способ выражения лоббистских действий вовне. В России лоббистские формы защиты законных интересов также допускаются Конституцией.

При изучении зарубежного и отечественного опыта механизма реализации лоббистской деятельности можно выделить ряд непосредственных методов лоббизма, осуществляющегося в следующих формах:

неформальной - влияние на государственных служащих аппарата законодательных и исполнительных органов власти;

совещательной - участие в работе заседания законодательного или правительственного комитетов и комиссий, рабочих групп, консультативно-совещательного органа;

экспертной - подготовка экспертных заключений, выводов и других информационно - аналитических материалов и распространение их среди представителей власти;

консультационной - консультирование чиновников относительно положений проекта нормативного акта, обсуждаемого в парламенте;

правотворческой - подготовка и обсуждение проекта нормативно - правового акта соответствующим органом государственной власти;

работа в сфере public relations, контакты со СМИ, с влиятельными общественными организациями - еще одна форма лоббизма.

Обращаясь к классификации форм лоббистской деятельности. Зарубежные авторы выделяют две основные формы коммуникации в рамках лоббистской деятельности, характерные для России.

. Коммуникация посредством использования неформальных контактов (внутренний лоббизм). Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией "Know how" (знать как) + "Know who" (знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют институциональные группы давления, действующие внутри политической системы. Для большинства социальных групп, находящихся вне политической системы, такой вид коммуникации практически недоступен.

. Коммуникация, осуществляемая через использование средств массовой информации (непрямой лоббизм). Давление на институты политической власти оказываются путем формирования благоприятного для заинтересованной группы общественного мнения через СМИ. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев существующие СМИ либо находятся под государственным контролем, либо являются инструментом в борьбе различных финансово - промышленных и политических элитных группировок. Последние сами нередко апеллируют к общественному мнению, но лишь для того, чтобы показать государственной власти реальную или мнимую поддержку общественностью своих инициатив.

Российский исследователь проблем лоббизма А. Л. Кучеров выделяет также следующие формы осуществления лоббистской деятельности:

. Информационные контакты, как форма лоббистской деятельности, осуществляются следующими методами: устных, письменных, электронных и прочих информационных контактов. Информация, как инструмент воздействия на государственные органы, может передаваться как прямо, непосредственно адресату, так и косвенно, через средства массовой информации.

. Давление, как форма лоббистской деятельности, осуществляется следующими методами: гражданская активность, когда общественные организации, группы граждан, физические лица непосредственно обращаются в органы государственной власти, заявляя о необходимости принятия (отмены) определенных решений. Возможно проведение митингов, демонстраций и других акций, направленных на оказание давления на органы государственной власти; криминальное давление, шантаж и угрозы.

. Обмен или сделка, как форма лоббистской деятельности, осуществляется как сделки (обмен) между лоббистами и лицами, работающими в государственных органах либо в организациях, принимающих непосредственное участие во властной деятельности, например, таких как влиятельные общественно-политические движения или партии. Лоббисты могут предлагать материальные блага, чаще всего, в денежной форме как непосредственно должностному лицу или политическому деятелю, так и косвенно, через спонсирование выборных кампаний, либо обеспечивают общественную и прочую поддержку карьере какого - либо политического или государственного деятеля.

Указанные формы осуществления лоббистской деятельности имеют принципиальное различие в последствиях их реализации для государства и общества в целом. Например, если информационная форма может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, то сделки носят в большей или меньшей степени, но безусловно, разрушительный для государства характер.

Автор многочисленных статей и исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма:

. Парламентский лоббизм (осуществляется депутатами с привлечением заинтересованной общественности или правительственными чиновниками).

. Политические торги, которые представляют собой форму реализации интересов через разрешение политических противоречий в форме компромисса.

. Теневые неформальные соглашения, получившие в России большое развитие и наиболее близки к игровым моделям поведения. Теневые механизмы давления чрезвычайно эффективны в условиях политической нестабильности.

. Кампании по обработке общественного мнения через СМИ с мобилизацией общественности (общественные кампании, инициативные массовые мероприятия). Если речь идет о давлении, то цель таких кампаний состоит в обеспечении массовой поддержки того или иного требования, а также в оказании психологического воздействия на адресатов или посредников.

Кроме традиционных инструментов, при лоббировании используются и различные методы, например создание общественного мнения, рейтинги. Создание общественного мнения эффективный инструмент лоббирования в пользу конкретного лица или программы тем более когда он подается в средствах массовой информации.

. Формы лоббистской деятельности можно классифицировать по органам государственной власти, на которые данные формы лоббистской деятельности направлены. Исходя из такой классификации, можно различать формы лоббистской деятельности в палатах парламента, в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ.

. Можно также провести классификацию форм лоббистской деятельности по степени взаимодействия лоббистских структур и объектов лоббизма. Исходя из этой классификации, можно выделить прямые и косвенные формы лоббистской деятельности.

.1. Косвенный лоббизм - когда в целях оказания давления организуются компании, в основном проходящие за пределами государственными органами, в поддержку того или иного решения, но зачастую без указания конкретного адресата.

а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального Собрания, особенно, если такие материалы готовятся по их поручению и заказу.

б) участие в семинарах, конференциях, встречах и т.д., созываемых для предварительной проработки отдельных решений правительства.

в) пропаганда своих интересов, и взглядов через органы массовой информации. Многие союзы имеют свои регулярные публикации, другие пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы.

.2. Прямой лоббизм - проводиться целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа, чтобы добиться конкретного решения, отвечающего конкретным интересам.

а) финансирование избирательных компаний депутатов Федерального собрания. К такому финансированию прибегает почти каждый кандидат;

б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ, распределении полномочий между министерствами и комитетами;

в) прямые консультации с министерствами и ведомствами для отстаивания своих позиций;

г) участие в правительственных и международных комиссиях по отдельным вопросам регулирования экономики и техники. Предприятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне экспертов, предоставляют информацию или привлекаются в опросах как респонденты.

Большим своеобразием обладают формы лоббистской деятельности в парламенте. Наиболее распространенным среди них является голосование депутатов. При этом решение Государственной Думы принимается на ее заседаниях открытым или тайным голосованием с использованием электронной системы. Голосование может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.

Вместе с тем известно, что заказчики пытаются подкупить, поощрить лоббистскую деятельность конкретных исполнителей. Иногда в этой пассивной роли выступают и депутаты, которые могут быть искусственно втянуты в такое поощрение. Например, известно высказывание Президента РФ об указании управляющему делами Президента РФ, которое транслировалось (неоднократно) в апреле-мае 1998 г. по телевидению. Глава государства недвусмысленно посулил депутатам материальную помощь в обмен на голосование по кандидатуре Председателя Правительства.

Перечисленные формы - тайное, открытое голосование или обсуждение кадровых вопросов - это формы обычной парламентской деятельности, но в них может и, чаще всего, проводится лоббистская работа.

К формам лоббистской деятельности в палатах парламента следует также отнести:

− внесение проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов и способствование их принятию;

− внесение законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и способствование их принятию;

− внесение поправок к законопроектам в форме замечаний и предложений, проектов постановлений, обращений и заявлений Государственной Думы и Совета Федерации;

− проведение парламентских слушаний, совещаний, «круглых столов», семинаров, конференций и других мероприятий, связанных с законодательной деятельностью;

− работа в депутатских объединениях (фракции и депутатские группы);

− доклады и содоклады по конкретным вопросам.

В парламентской деятельности встречаются и иные, более редкие формы работы депутатов и органов Государственной Думы и Совета Федерации, которые можно использовать в лоббистских целях. Например, проведение пресс-конференций депутатской фракции (депутатской группы) или встреча фракции (депутатской группы) с избирателями по конкретному вопросу, с освещением их в средствах массовой информации для возбуждения общественно мнения по какому-либо вопросу или законопроекту.

Помимо комитетов и комиссий Государственной Думы получила распространение практика создания депутатами комиссий по различным вопросам политической или экономических деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов.

2.2 Методы лоббистской деятельности

Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности.

По мнению российского исследователя А. Л. Кучерова методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов.

По данной классификации методы делятся на три группы:

социально - приемлемые (цивилизационные) лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм») подразумевает использование законных методов воздействия с целью создать то или иное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса. Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них: формирование коалиций и групп поддержки, разработка позиции и аргументов, привлечение влиятельных экспертов отражающих позицию лоббиста, освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов, организация PR-акций, забастовок, осуществление массовых звонков и писем граждан и т.д.

теневые (околозаконные) методы лоббизма. Теневой лоббизм подразумевает продвижение интересов, используя околозаконные методы. К ним относятся различные способы использования пробелов в законодательстве, в регламентной процедуре и пр.

криминальные - методы лоббирования подразумевают продвижение интересов в органах государственной власти с грубым нарушением законодательства. Среди наиболее распространенных таких способов можно выделить: подкуп чиновников и депутатов (коррупция), силовое давление, шантаж, всевозможные угрозы и пр.

По мнению М. В. Малютина, Россия служит обширным полигоном для всего арсенала методов влияния. Ученый разбил их на две группы по степени жесткости.

Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).

Методы мягкие: артикуляция, установление взаимоотношений, обращения (письмо депутатов в Правительство), организация опросов общественного мнения СМИ или «паблик рилейшнз». При этом методы первой группы он относит к открытому давлению, а методы второй группы называет «драпировкой», окультуриванием.

Кроме традиционного инструментария при лоббировании используются и различные изощренные методы, например, создание общественного мнения, рейтинги и т. д. Создание общественного мнения - эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он усиленно подается в средства массовой информации.

В настоящий период получило широкое распространение проведение различных социологических опросов и рейтингов, которые никто не проверяет, и в объективность выводов предлагается верить на слово. За пределами внимания остаются заказчик этих опросов, квалификация исполнителей, степень осведомленности опрашиваемого и многое другое. В качестве примера можно привести публикацию рейтингов кандидатов в ходе проведения избирательной кампании. Подобная публикация социологических опросов формирует общественное мнение о влиятельности политиков и предпринимателей, о кандидатах на выборные государственные должности.

В своей деятельности лоббисты используют информационные мероприятия, налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками для последующего воздействия на их решения, организацию кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании, финансирование предвыборных кампаний, деятельность политических партий и многое другое.

Достаточно лоббистским методом является проталкивание «своих» людей в структуры законодательной и исполнительной власти, где лоббирование делается частью их работы. Ущерб от такого лоббизма, у которого нет очерченных законом рамок, определить весьма непросто. Когда чиновник одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской группировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией практически не представляется возможным.

Исходя из анализа сегодняшней лоббистской практики, можно говорить о большом разнообразии форм и методов лоббистской деятельности. Особенной спецификой обладают формы лоббистской деятельности в парламенте РФ.

Возникает вопрос - все перечисленные формы и методы лоббистской деятельности нуждаются в правовом урегулировании?



Заключение

В результате написания данного курсового проекта видно, что основные задачи, которые ставились перед исследователем, были достигнуты. В частности было рассмотрено понятие лоббирования с нескольких позиций, что позволило наиболее полно оценить суть явления и сформировать собственное понимание его. В процессе написания работы рассматривалась практика лоббирования отечественная.

В результате данной работы с учётом мнений различных специалистов и других факторов (в т.ч. практики) были намечены как положительные отрицательные стороны лоббизма.

Из положительных можно выделить следующие:

выступает инструментом самоорганизации гражданского общества,

создает возможности для обеспечения интересов меньшинства,

воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на «кричащие» проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти.

Отрицательные (негативные) стороны лоббизма:

лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным,

лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости,

лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения,

лоббизм может использоваться и в более «прозаичных» целях - как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

В качестве основного вывода стоит сказать, что затронутые в данном курсовом проекте аспекты лоббирования как явления - лишь небольшая часть вопросов, возникающих при рассмотрении данного понятия. Безусловно, для учёных остаётся ещё большой фронт работ в изучении лоббирования.

Библиографический список

Нормативные и правовые акты

Конституция Российской Федерации,1993

Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст.1875

Учебники, книги, статьи

1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2002.

. Лоббизм в России: этапы большого пути / Авт. кол. под рук. А.А. Нещадина. М.: Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма в России, 1995.

. Изгаршев В.В. Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале XX века // Представительская власть (мониторинг, анализ, информация). 1997. N 4.

. Голикова Л., Гришин Т. Ходоки на гонораре Комерсант-Деньги 2002г. 17 сент.

. Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004.

. Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 2005

. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: 1998.

. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004.

Приложение 1

22.03.2012

Версия для печати <#"809733.files/image001.gif">

Майкл Блумберг (на фото)

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг решил выделить 220 млн долларов на борьбу с курением в странах, где отмечается самое большое количество курящих людей, сообщает The Guardian.

Мэр Нью-Йорка является одним из богатейших людей в мире с доходом в 19,5 млрд долларов. Грант на 220 млн долларов направлен в первую очередь на борьбу с курением в пяти странах - Бангладеш, Китае, Индии, Индонезии и России - а также еще 15, где живет две трети курильщиков всего мира.

«Беспрецедентные суммы в целях борьбы с курением в самых бедных частях мира, где табачная индустрия все чаще пытается расширяться», ─ пишет газета.

Гранты будут предоставлены организациям, которые будут убеждать правительства принимать антитабачные законы, например, запрещать курение в общественных местах, ужесточать требования на рекламу и увеличивать цены на сигареты.

«Курение является бичом всего мира, но тем более оно распространено в тех местах, где образование не соответствует стандартам, как в развитых странах мира, и табачные компании, конечно, считают своей целью людей бедных и необразованных», - заявил Майкл Блумберг.

«Мы хотим, чтобы правительства подняли налоги», - пояснил он. Таким образом, считает мэр, эти меры эффективны и против подросткового курения - у детей из бедных стран нет таких денег.

Программа грантов «инициативы Блумберга» <#"809733.files/image002.gif"> 

Рабочая группа при Минфине по вопросам развития безналичных платежей подготовила законопроекты о принудительном переходе на безналичные платежи. В январе министр финансов Антон Силуанов <http://lobbying.ru/content/persons/id_5233_linkid_2.html> предлагал «вменить через нормативно-правовое поле» безналичные расчеты при крупных покупках и выплате зарплат.

Проект поправок в Трудовой кодекс запрещает выплату зарплаты наличными, деньги должны переводиться на банковский счет. Исключение сделано для малого бизнеса, если численность сотрудников до 35 человек (20 - для торговых компаний), и предприятий, расположенных в труднодоступных местностях.

Второй проект (поправки в законы о защите прав потребителей и основах регулирования торговли) обязывает магазины предоставить покупателям возможность расплачиваться картами. Исключений снова два: магазин вправе работать без кассового аппарата или годовая выручка меньше 2 млн руб.

Новые правила предложено ввести с 2013 г., но для магазинов будет переходный период. Меры можно обсуждать, только когда не будет проблем с проведением платежей и прекратится карточное мошенничество, говорит замминистра финансов Алексей Саватюгин <http://www.lobbying.ru/content/persons/id_1038_linkid_2.html>: «Но мы не поддерживаем ограничение наличных расчетов - это законное средство платежа, и граждане должны иметь право сами выбирать, как им получать зарплату». А вот идея обязать торгово-сервисные компании обеспечить наличие оборудования для приема карт ему нравится: если это технически возможно, Минфин готов поддержать. Директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков против принудительного перевода зарплат на карты и обязательного приобретения магазинами платежного оборудования. Нужно повышать финансовую грамотность населения и придумать стимулы, которые сделают безналичные платежи привлекательными для потребителей, говорит он.

Сейчас ограничений на такие наличные операции нет. Но компании могут рассчитываться наличными между собой только по договорам до 100 000 руб. По данным Минфина, такие платежи составляют 25% денежной массы, тогда как в развитых экономиках - не более 10%. Ограничить хождение наличных в письме премьеру Владимиру Путину <http://lobbying.ru/content/persons/id_3301_linkid_2.html> предложил в 2011 г. президент Сбербанка <http://lobbying.ru/content/persons/id_2923_linkid_155.html> Герман Греф <http://lobbying.ru/content/persons/id_381_linkid_2.html>. Он оценивал прямые издержки экономики от излишков наличности в 1,1% ВВП в 2009 г. (430 млрд руб.).

Покупки по картам составляют более 30% оборота и продолжают расти, рассказывает финдиректор «Модного континента» Сергей Куценко. Пока тарифы банков на эквайринг (обслуживание расчетов в торговых центрах и сетях) будут оставаться на уровне 1,5% от платежа (в ЕС - 0,5%. - «Ведомости»), работать с наличными и платить за инкассацию будет выгоднее, замечает представитель «Дикси»Лаврентий Губин.

В России на одну карту приходится 3-4 операции по оплате товаров и услуг в год, в Польше - 15, в Великобритании - 50, во Франции - более 70, знает директор по работе с госорганами Visa <http://www.lobbying.ru/content/persons/id_3552_linkid_155.html> Дмитрий Вишняков <http://lobbying.ru/content/persons/id_2636_linkid_108.html>. При действующих комиссиях в 1,5-2,5% маленьким магазинам использовать карты будет невыгодно, считает менеджер крупного банка.

В подготовке статьи участвовали Алексей Рожков, Александра Крекнина.

Смотрите также:

.02.2012 - Сбербанк против кэша <http://www.lobbying.ru/content/sections/articleid_8829_linkid_.html>: госбанк лоббирует льготное налогообложение для предприятий торговли, принимающих «пластик»

.01.2012 - Подрывают роль наличности <http://www.lobbying.ru/content/sections/articleid_8466_linkid_.html>: Минфин предлагает законодательно ограничить расчеты наличными в России

Источник: Дмитрий Казьмин, Маргарита Папченкова, - Выплата зарплаты наличными может быть запрещена // Vedomosti.ru от 16.05.2012

Приложение 3.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЛОББИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИИ

С.Г. ВЕРЕЩАГИН

Известные политические персонажи утверждают, что существуют даже расценки (некий прейскурант) за принятие нужного решения. Так, представитель Президента РФ в Госдуме А.А. Котенков в одной из телепрограмм откровенно заявил: "Мы прекрасно знаем сильные и слабые стороны каждого депутата и с ними работаем". То есть депутатов просто покупают. Налицо криминализация законодательной деятельности, которая по сути своей должна быть правовой. Коррумпированность политической элиты стала знамением времени.

Цена определяется уровнем лоббирования: одно дело органы местной власти и совсем другое - Федеральное Собрание РФ. Самым дорогим проектом у лоббистов любой страны считается ее бюджет. Россия не исключение. Заинтересованных политических субъектов - масса, от отдельных компаний до субъектов Федерации. Утверждают, что лоббисты могут решить вопросы о выделении отраслям и регионам миллиардов рублей. Кроме того, в бюджетных строках можно умело спрятать интерес конкретных крупных структур. Есть проекты и помельче. Те же проводимые министерствами и ведомствами тендеры на получение статуса уполномоченных банков, страховщиков и т.п. Цена такого статуса прямо пропорциональна прибылям, которые он сулит его обладателю. В качестве классического примера можно вспомнить тендеры на право обслуживания счетов Государственного таможенного комитета РФ. Финансовые потоки, за которые на протяжении шести лет боролись банки, превышали треть государственного бюджета. Банковское лобби было тогда настолько мощным, что правительство все эти годы не могло выполнить указ Президента РФ о переводе счетов Государственного таможенного комитета в Федеральное казначейство. Но далеко не всегда требуется лоббизм такого уровня. Самой дешевой лоббистской услугой считается депутатский запрос. Для этого даже необязательно выходить на депутата - достаточно его помощников. У них есть бланки запросов с печатями и подписями. Запрос в государственный орган (например, в налоговую инспекцию для уточнения результатов налоговой проверки) может стоить $ 1 - 1,5 тыс. Для того чтобы запрос возымел действие, может потребоваться личное вмешательство депутата. Например, телефонный звонок. Это стоит $ 2 - 5 тыс. Разумеется, учитывается и цена вопроса. Если это общеполитический конфликт, услуги обойдутся дороже, поскольку депутат рискует быть обвиненным в лоббизме.

Дороже стоит парламентский запрос, который принимается на уровне пленарного заседания. В отдельных случаях его стоимость может доходить до $ 100 тыс. Инициатива того или иного закона со стороны депутатов нижней палаты парламента обойдется заинтересованной стороне еще дороже - $ 40 - 80 тыс. Следующая ценовая ступень - внесение поправок в законы, а проталкивание важных законопроектов может стоить от $ 50 тыс. до $ 300 тыс. Рекордсмены здесь - поправки в Налоговый кодекс <consultantplus://offline/ref=EA985B68B2FFEFC2D04636976299E99430190E301029461588E9ADABu0BAQ>, за которые отвечает бюджетный комитет.

Отдельная статья расходов - голосование в Думе. Здесь до сих пор вспоминают, как в 1999 году нижняя палата голосовала по вопросу импичмента Президента РФ. Тогда, по словам очевидцев, один голос "против" стоил $ 60 - 80 тыс. На следующий день многие депутаты приехали на работу на новых машинах.

Высшая ступень - Администрация Президента. Тут основная ставка делается на тонкость политической игры лоббиста. А это дорогого стоит. Например, Администрация Президента РФ дает заключение на любой законопроект, представляемый в Государственную Думу РФ. И появление нужного заключения может обойтись в $ 200 - 300 тыс.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!