Толкование Бога у античных философов и в христианстве

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Толкование Бога у античных философов и в христианстве

Введение

Существование Бога можно рассматривать как проблему, которую человечество никогда не сможет решить, так как людям доступно познание чувственных вещей, но не Бога. Этот вопрос до сих пор остаётся открытым, и каждый решает его сам для себя. Доказать существование высших сил пытались многие, в том числе Фома Аквинский. Однако даже самые убедительные тезисы не могут убедить всех людей, что Бог есть, и превратить всех атеистов в верующих.

Большинству верующих людей доказательства в существовании Бога вовсе не нужны: они считают, что Бог есть для всех, кто верит в него. Но в таком случае появляется ещё одна проблема - понимание Бога. Ведь многие убеждённые в существовании Бога по-разному трактуют и понимают его. Разные теории существовали в разные эпохи. Одно понимание Бога было до нашей эры у античных философов, совершенно другое - в христианстве (религии, возникшей в I веке в Палестине). Мы попытаемся сравнить толкование Бога в эти две стадии и заключить, что объединяет их понимания и в чём их коренные отличия.

Мы рассмотрим общие принципы понимания Бога в Древней Греции и трактовки таких античных философов, как Платон, Аристотель, Эпикур. Как христианскую точку зрения мы будем рассматривать труды Фомы Аквинского - католического религиозного философа - и сравнивать его тезисы в толковании Бога с античными. Фома связывал христианское вероучение с философией Аристотеля, поэтому в некоторых его тезисах явно просматриваются некоторые античные представления.

Например, пять доказательств бытия Бога Фомы напоминают тезис Аристотеля о перводвигателе. Он полагал, что мир всегда находится в движении и имеет вечную причину движения - перводвигатель. Он бестелесный, неподвижный, вечный, мыслящий самого себя, и это есть Бог. Чтобы быть первопричиной, Богу вполне достаточно мыслить, поскольку материя как возможность формы будет испытывать стремление к переходу в действительность просто в силу самого существования формы как цели. Первопричинность Бога - так называемое космологическое доказательство бытия Божия. То есть ряд причин не может быть бесконечным, есть абсолютное начало, причина всех причин. И ей может являться только Бог. Фома также доказывает, что всё, что движется, движимо чем-то иным. Но эта цепочка не может длиться вечно, соответственно есть перводвигатель - и это есть Бог. Фома распространяет это доказательство Аристотеля и формулирует пять доказательств, но построены они все по одному принципу. Фома Аквинский считает, что стать поистине верующим человеком и убедиться в существовании Бога можно, лишь усвоив эти доказательства. Расходится с его мнением точка зрения Эпикура. Он полагал, что Боги существуют, ибо знание о них - очевидность. Фома на это возражает, что, если бы существование Бога было очевидностью, атеистов бы не было.

В целом, у философов Древней Греции были свои трактовки понятия "Бог" и не всегда определённые. Например, понимание Платона делает возможными различные интерпретации. Бог то выступает творцом идей, то оказывается демиургом (греч. demiurgos - ремесленник), творящим мир по заранее заданным образцам-идеям. Бог то оказывается живым существом, совершенной личностью, то лишь умом, которому противостоит не сотворенная им материя. Иногда Платон рассматривает идею блага и называет её Богом. Низшим родом богов Платон называет небесные тела, Землю, сотворенные из огня Демиургом.

Следует подробнее остановиться на понимании Платоном понятия "Демиург". Демиург создаёт душу мира из трёх частей - предела, беспредельного и их смеси. Затем мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга - внешний (сфера неподвижных звёзд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время, как "движущееся подобие вечности". Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ - возникшие боги, которые совместно с Демиургом принимают участие в творении человека. Также Платон полагал, что всё существующее имеет причину своего существования. И если у некоторых вещей её легко определить, то как объяснить причину существования, например, космоса? Платон полагает, что причиной возникновения космоса и мира идей является демиург.

И как Платон полагал, что Бог (Демиург) является причиной всех причин, так и Фома Аквинский пишет, что Богу подобает быть первой действующей причиной вещей. Следовательно, заключает он, Бог не материя. Ведь материя может стать причиной чего-либо действительного лишь постольку, поскольку она изменится и превратится в нечто действительное. Но Бог неподвижен, и он никоим образом не может быть материальной причиной вещей. Фома соглашается с мыслью античного философа, но раскрывает её подробнее.

До зарождения христианства были распространены политеистические религии, основанные на вере в несколько богов. Например, вера в могущество неких существ, предметов, явлений природы - язычество, или греческая мифология с её богами, отвечающими за определённую сферу жизни или явление природы. То есть в античности богов было много, в христианстве только один. Хотя Аристотель полагал, что Бог - единственная сущность, а Эпикур - что их может быть несколько.

В христианстве конкретизируется "облик" Бога: человек создан по его образу и подобию: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". В античности же предполагали, что человек подобен космосу. Они никогда радикально не противопоставлялись, напротив, всегда соотносились друг с другом, ибо космос понимался как одушевленный, живой, подобный человеку.

Из мысли о подобии человека Богу следует мысль о том, что человек должен уподобляться ему изо всех сил. То есть моральный закон даёт человеку Бог в виде "повеления". Греки же воспринимали моральный закон как закон природы (закон, что предписан и богу, и человеку, поскольку не им, богом, он установлен, но его, бога, обязывает). Понимание же бога как того, кто дает моральный закон совершенно чуждо греческим мыслителям. Добродетель христиан - повиновение заповедям Господа. А в рамках натуралистического видения грека эта добродетель - второго плана. В христианстве происходит полное переосмысление Бога как "наставника" человека, теперь Бог не только перводвигатель, но и тот, чья цель - помогать людям вставать на правильный путь.

Аристотель полагал, что Бог есть вечное живое существо, так как ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование. Соглашался с ним Эпикур: "… бог есть существо бессмертное и блаженное…" Фома Аквинский также полагает, что Бог вечен: "Все, что начинает или перестает быть, претерпевает это вследствие движения или изменения. Но доказано, что Бог совершенно неизменен. Следовательно, он вечен и не имеет ни начала, ни конца. Всем своим бытием он обладает одновременно. В чем и состоит смысл вечности". Но Фома, в отличие от античных философов, раскрывает эту мысль подробнее: он добавляет, что раз Бог вечен, значит в нём нет пассивной потенции (то, к субстанции чего примешана потенция, может не быть. То есть всё, что может быть, может также и не быть, но Бог сам по себе не может не быть, так как он есть всегда. Следовательно, в нём нет потенции к бытию). Также Фома заключает, что Бог бесконечен: "всё, по своей природе конечное, определяется понятием какого-либо рода. А Бог не заключен ни в каком роде, напротив, Его совершенство заключает в себе совершенства всех прочих родов. Следовательно, Он бесконечен".

В греческой философии были разные решения проблемы "источников сущего": от Парменида, который решал проблему, отрицая любую форму становления, до плюралистов, говоривших о "воссоединении" и "комбинациях" вечных элементов, от Платона с его идеей Демиурга и демиургической активности до аристотелевского Вечного Двигателя, от пантеистического монизма стоиков до "метафизической процессуальности" Плотина. Но из тезиса Фомы Аквинского о том, что Бог не может быть материальной причиной вещей следует, что Бог сотворил мир из ничего. И действительно, "В начале Бог создал небо и землю". И создал через "слово". Бог сказал, явилось все. Как и все прочее, Бог непосредственным образом создал и человека: "И сказал Бог: Сотворим человека..." При этом он творит из ничего: нет ничего предшествующего, ни платоновского Демиурга, ни других посредников.

Как уже говорилось ранее, Аристотель полагал, что Бог есть вечное, наилучшее живое существо. Платон утверждал, то Бог совершенен. Фома Аквинский оглашает подобную мысль. Как наивысшую добродетель он рассматривает благородство. Любая вещь всем своим благородством обязана своему бытию, значит, какова вещь по бытию, такова она и по благородству. И если существует нечто, в чем сосредоточена вся сила бытия, то оно будет обладать всеми без исключения степенями благородства, какие есть у любой вещи. Бог, тождественный своему бытию, обладает бытием во всей силе самого бытия. Значит, он вполне обладает и всяческим благородством, каким только может обладать какая-либо вещь. Фома также отмечает, что божественное совершенство не противоречат Божией простоте. Похожую мысль излагал и Аристотель, говоря, что Бог - "чистая форма".

Как мы уже обозначили выше, Аристотель заключал: чтобы быть первопричиной, Богу вполне достаточно мыслить. То есть Аристотель считал, что Бог мыслит. Соглашается с этим и Фома Аквинский: "Бог должен быть мыслящим, если исходить из предположения, что первое движущееся движет само себя, как предполагали философы". Также он заключает, что мышление Бога есть его сущность. Мышление есть акт мыслящего, заключающийся сам в себе, а не переходящий на другое, внешнее. Ведь мыслимое не претерпевает ничего оттого, что оно мыслится, а мыслящее при этом становится мыслящим. Всё, что есть в Боге - это божественная сущность. Значит, мыслить - это божественная сущность, и бытие Божье, и сам Бог, поскольку Бог тождествен своей сущности и своему бытию.

Кроме всего прочего, Фома Аквинский заключает из всех тезисов важную мысль, которая не была в полной мере сформулирована античными философами: Бог есть истина. Истина есть некое совершенство мышления или мыслительной деятельности. У Бога мышление - это его субстанция. А раз мышление Бога есть само его бытие, то оно совершенно само по себе, а не благодаря присоединению некоего совершенства. Выходит, субстанция Бога есть сама истина. бог платон аристотель христианский

Сократ и Платон говорили о Боге-Провидении: первый на уровне интуитивном, второй, имея ввиду Демиурга, правящего миром. Однако Аристотель это понятие игнорировал, как это делало большинство греческих философов, исключая стоиков. Провидение греков, в любом случае, никак не обладало личностным началом. Кроме того, Провидение стоиков совпадало с фатумом, судьбой, которая есть ничто иное как рациональный аспект Необходимости, при помощи которой Логос управляет созданным им миром. Напротив, библейский Бог-провидец в высшей степени личностей. Он не только правит всем сотворенным вообще, но и каждым человеком: он властен над самыми кроткими, беспомощными, и над грешниками (напомним параболы "блудного сына" и "заблудшей овцы"), "...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться".

Греки не связывали любовь с Богом. Они считали: кто любит, тот и человек. Библейское понятие любви - это не восхождение человека, но "сошествие" Бога к людям. Она не завоевание, но дар. Для христианина любит, прежде всего, Бог, а человек способен к новой любви лишь в результате радикальной внутренней революции, уподобляясь Богу в своих поступках. Бог бескорыстно любит людей. То есть в христианстве меняется переосмысление Бога как источника вселенской любви.

Необычайное богатство греческой мысли оказалось превзойденным в своих существенных моментах христианским посланием. Если воспользоваться словами К. Моэллера, то можно сказать, что "основная ошибка греков состояла в том, что они искали в человеке то, что могли найти только в Боге. То было великое заблуждение, но заблуждение благородной души". Другой ошибкой в основании было игнорирование с помощью армады диалектических доводов той реальности, которая не вписывалась в их совершенные построения: зло, страдание, смерть, грех - это ошибка в расчете, - говорил Сократ; и труп живет, - говорил Парменид; смерть это ничто, - вторил ему Эпикур; и в раскаленном железном быке мудрец счастлив, - утверждала эллинистическая философия. Однако греческая мерка человека была пересмотрена христианской мыслью. Если Бог решил довериться людям, дав им завет, чтобы нести его по городам и весям: если, более того, Он создал человека, чтобы спасти его, значит, "греческая мера", как бы высока она ни была, оказалась недостаточной и подлежала пересмотру. Так в грандиозной попытке задать новую планку человеку, новое измерение и горизонт его жизни, родился христианский гуманизм.

Заключение

Как в Древней Греции, так и в христианской Европе пытались доказать существование Бога, но эти доказательства были похожи, в них не было значительных отличий. У этого могут быть только две причины: либо доказательство о перводвигателе - это единственное и верное доказательство бытия Бога, либо доказать его существования просто невозможно.

Список использованной литературы

1.Аристотель Метафизика - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006

.Платон Диалоги - М.: АСТ, 2011

.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье - М.: Петрополис, 1996

.Фома Аквинский Сумма теологии - М.: Алетейя, 2002

.http://sbiblio.com/biblio/archive/epikur_pismo/

Похожие работы на - Толкование Бога у античных философов и в христианстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!