Уголовно-правовая охрана законного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней или жемчуга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовно-правовая охрана законного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней или жемчуга

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени адмирала Г.И. Невельского






КУРСОВАЯ РАБОТА

Уголовно-правовая охрана законного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней или жемчуга

Содержание

Введение

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

.1 Объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

.2Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191

.3 Субъективные признаки и проблемы квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Глава 2. Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов природных драгоценных камней или жемчуга и меры по борьбе с ними

.1 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

.2 Меры и причины по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования данной темы. Всемирная защита экономической деятельности была и остается одной из функций государства. Вопросам ее охраны и укрепления уделяется большое внимание всеми ветвями власти Российской Федерации. В решении этих задач важная роль отводится различным, в том числе уголовно-правовым, средствам борьбы с посягательствами на свободу предпринимательской деятельности и разнообразие ее организационно-правовых форм, защиту финансовых интересов государства в условиях постоянно возрастающего количества совершаемых преступлений в сфере экономической деятельности. Одним из преступных посягательств, грубо нарушающих финансовые интересы государства, является незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Эта сфера и ранее отличалась повышенной криминогенностью, а в последнее время стала одной из самых притягательных для лиц, занимающихся противоправной деятельностью.

Изменение экономических и валютных отношений в стране и вступление в силу Федерального закона «О драгоценных металлах, драгоценных камнях или жемчуге», а также Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» привели к тому, что нормы уголовного права, предусматривающие наказание за нарушение порядка обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней, вошли в противоречие с новыми требованиями. Все это свидетельствует о том, что в условиях осуществления сложных комплексных мероприятий по предупреждению преступлений крайне важным остается решение теоретических и практических проблем, относящихся к совершенствованию уголовного законодательства и конкретной уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Правоохранительными органами слабо используются уголовно-правовые методы предупреждения данного преступления, что обусловлено сложностью и противоречивостью законодательства, которое необходимо учитывать при применении бланкетной статьи о незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в Уголовном кодексе Российской Федерации. Немало вопросов при толковании данного состава преступления возникает и в судебной практике.

С учетом изложенного следует отметить, что анализируемая проблема заслуживает дальнейшего, всестороннего исследования.

Цель и основные задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в изучение и решение проблем уголовно-правовой охраны в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, разработки системы предупредительных мер данного вида преступности, возникающих при правоприменении ст. 191 УК РФ, а также в разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию уголовного законодательства в данной сфере.

Задачи:

разработать научно обоснованные рекомендации по применению ст. 191 УК РФ в следственной и судебной практике;

внести предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

дать юридическую характеристику уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

выявить причины и условия, способствующие совершению преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ;

выявить условия и обстоятельства, позволяющие признавать одни и те же действия уголовно наказуемым деянием и гражданско-правовой сделкой и внести предложения в законодательство по совершенствованию данных норм.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблем связанных с уголовно-правовой охраной, внесение корректив в действующее законодательство, совершенствование отдельных сторон деятельности субъектов предупреждения данного преступления.

незаконный оборот преступление

Глава 1 Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

.1 Объект и предмет незаконного оборота драгоценных металлов,

природных драгоценных камней или жемчуга

Вопрос об объекте преступления является дискуссионным. Рассмотрев существующие точки зрения в юридической литературе, я считаю, наиболее приемлемым следующее определение видового объекта рассматриваемых преступлений: это охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности в обществе, ориентированном на развитие рыночной экономики. Такое понимание видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности в полной мере отражает те ценности, которые охраняются уголовным законом от преступных посягательств, указанных.в гл. 22 УК РФ.

В современной уголовно-правовой литературе нет единой точки зрения и по поводу непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ. В ходе исследования был определен непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, как нарушение правил операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, состоит из трех частей. Первую его часть составляют драгоценные металлы. Вторую - природные (т. е. не созданные искусственным путем) драгоценные камни. К драгоценным камням (только в результате прохождения специальной экспертизы) могут быть приравнены уникальные янтарные образования. И третью часть - жемчуг.

Уголовно-правовое значение предмета преступления в ст. 191 УК РФ заключается в том, что драгоценные металлы и камни выступают в качестве необходимого признака состава Правильное установление предмета преступления неизменно связанное с выявлением других элементов состава , позволяет определить его содержание и степень общественной опасности преступления

В ходе исследования были сделаны выводы о том, что в ст. 191 УК РФ используется не совсем удачная формулировка «природные драгоценные камни или жемчуг», поскольку она не соответствует понятию драгоценных камней, закрепленному в ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Данный закон прямо указывает, что драгоценными камнями являются лишь природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг, т. е. неприродные (искусственные) камни не могут считаться драгоценными. В ст. 191 УК РФ жемчуг выделяется отдельно, хотя в том же Федеральном законе сказано, что жемчуг является органичным драгоценным камнем. Как представляется, словосочетание «природные драгоценные камни или жемчуг» необходимо заменить словами «драгоценные камни», что упростит текст статьи и позволит избежать разногласий в толковании предмета преступления.

При анализе данной статьи необходимо отметить, что многообразием характеризуется не только объективная сторона, но и объект преступления. В частности, законодатель выделяет три самостоятельных предмета преступления.

. Драгоценные металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы. Драгоценные металлы могут находиться в самородном или аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах и отходах, химических соединениях и т.д. Драгоценные металлы могут быть представлены стандартными и мерными слитками, самородками, пластинами, шлихом, минеральным и вторичным сырьем, содержащим драгоценные металлы; монетами, не находящимися в обращении на территории России или других государств; полуфабрикатами, используемыми для изготовления любых изделий, в том числе ювелирных; отходами промышленного производства (золотая и серебряная стружка, опилки и др.).

. Природные драгоценные камни - алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам приравниваются и уникальные янтарные образования. Природные драгоценные камни могут находиться в сыром необработанном виде, в обработанном виде - в виде ограненных вставок для ювелирных изделий, которые еще не сертифицированы; в виде полуфабрикатов и изделий технического назначения и т.д.

Термин «драгоценные камни» является условным, поэтому деление камней на «драгоценные» и «полудрагоценные» несколько некорректно и представляет собой, по сути, законодательную абстракцию. Отнесение основано на ценовых, территориальных критериях, однако большинство из «полудрагоценных» камней вполне удовлетворяют этим критериям и, следовательно, могут быть отнесены к «драгоценным». В связи с этим делается вывод об исключении понятия «полудрагоценные» камни из российского законодательства и отнесении их к категории «драгоценных» камней.

Кроме того, предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, «полудрагоценные» камни не являются, хотя незаконные сделки с ними могут также нанести значительный ущерб экономике России.

Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления: 1) драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий; 2) ограненные драгоценные камни; 3) ювелирные изделия; 4) бытовые изделия; 5) искусственные драгоценные камни; 6) лом ювелирных и бытовых изделий.

. Жемчуг может находиться в сыром (естественном) и обработанном виде.

Из всех видов предмета преступления исключены ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий. Эти предметы находятся в свободном гражданском обороте, деятельность, связанная с их оборотом, не лицензируется. К ювелирным изделиям, исключенным из понятия предмета преступления, относятся различного рода украшения - кольца, колье, броши, серьги и т.п. Бытовыми изделиями, не выступающими предметом преступления, являются предметы, предназначенные для украшения помещений, сервировки стола и т.д. Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.

Важной характеристикой предмета преступления выступает его стоимость. В то же время в нормативно-правовых актах не определен минимальный размер (стоимость, вес, объем) драгоценных металлов и драгоценных камней, достаточный для наступления уголовной ответственности за незаконный оборот указанных предметов.

Думается, что необходимо указать определенный вес драгоценного металла или драгоценного камня в качестве критерия для установления минимального размера предмета преступления и закрепить указанные размеры драгоценных металлов и драгоценных камней непосредственно в УК РФ.

В юридической литературе прекрасно расписывается предмет преступления предусмотренный в ст. 191 УК РФ, причём большинство авторов подразумевает при этом драгоценные металлы и драгоценные камни самородного происхождения, то есть извлечённые из недр. Некоторые авторы относят к предмету ст. 191 УК РФ вторичное сырьё, содержащее металлы (лом электроаппаратуры, лабораторной посуды и т.д.), но никто не высказался по поводу отнесения к предмету исследуемого преступления обычный сплавленный лом ювелирных изделий или самих изделий. В этом и усматривается пробел законодательства. В диспозиции ст. 191 УК РФ речь идёт о драгоценных металлах и драгоценных камнях , за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 19 января 2011 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы габарита, фасона, расцветки или комплектации» установлено, что к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из (золота, серебра, платины, палладия) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и жемчуг), полудрагоценных, поделочных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемых в качестве различных украшений, предметов быта, культа и (или) для декоративных целей, выполнения ритуалов и обрядов, а также изготовленных из драгоценных металлов памятных, юбилейных и других знаков и медалей, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, как произведённых в Российской Федерации, так и ввезённых на её территорию. Главный признак ювелирного изделия из - это наличие художественной обработки.

Сплавленный лом ювелирных изделий или сплавленные ювелирные изделия из драгоценного - это бесформенный «королёк», который ни одна физико-химическая экспертиза не отнесет к ювелирным и бытовым изделиям и их лому (отсутствует художественная обработка), хотя даст заключение о пробе (процентном содержании драгоценного металла в сплаве). Но проба драгоценного металла на квалификацию деяния по ст. 191 УК РФ не влияет. Соответственно указанный металл будет являться предметом преступления предусмотренным ст. 191 УК РФ. Тогда следует, что ювелир, работающий в ювелирной мастерской, у которого будет обнаружен сплавленный драгоценный металл , должен привлекаться к уголовной ответственности по ст.191 УК РФ. Но ведь это абсурд: как можно изготовить ювелирное изделие, не сплавив исходный драгоценный металл ? В ювелирном производстве широко используется плавление лома ювелирных изделий из драгоценного металла . Порядок такого учёта и отчётности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство металлов организациями сведений об объёмах произведённых ими драгоценных металлов в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации. На практике при осуществлении проверок ювелирных предприятий правоохранительные органы, ссылаясь на приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2012 г. № 68н «Об утверждении инструкции о порядке учёта и хранения драгоценных , драгоценных камней , продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении» требуют документального подтверждения законности поступления данного драгоценного металла (наряд-заказ с указанием массы и качества драгоценного металла полученного от клиента, чек о приобретении металла . Находящийся у ювелиров сплавленный драгоценный металл при отсутствии на него соответствующей документации, будет являться предметом , а их действия надлежит рассматривать как хранение драгоценного металла в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации незаконное 2 хранение), и привлекать к уголовной ответственности по ст. 191 УК РФ.

Может возникнуть другая ситуация: ювелир сплавил самородное золото (что на практике не вызывает никаких затруднений), раскатал его в пластину и свернул в виде кольца, а для убедительности нанёс штихелем незамысловатые узоры. Экспертиза признает данный драгоценный металл ювелирным изделием (присутствует художественная обработка), хотя проба явно будет высокой и не будет соответствовать ювелирным сплавам, предусмотренным постановлением Правительства от 18 июня 2012 г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценного металла ». В данном случае деяние нельзя квалифицировать по ст. 191 УК РФ, так как данное изделие не будет являться предметом. В этой ситуации видится несовершенство уголовного законодательства в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней Во многих нормативно-правовых актах, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации раскрываются основные понятия, использующиеся в сфере указанных ценностей. Данные понятия в определённой мере оказывают помощь при квалификации деяния по ст. 191 УК РФ. Но не все понятия раскрыты в указанном законодательстве, что вызывает определённые затруднения в следственно-оперативной практике.

Как, например, определять лом ювелирных и других бытовых изделий? Чёткого определения этого понятия в нормативно-правовых актах, регулирующих оборот металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации, нет. По мнению М.Ю. Туранова, ломом ювелирных и других бытовых изделий следует признавать «ломаные, годные только для переработки, а не для применения их по прямому назначению предметы, то есть изделия, которые после первоначального полного их использования (износа) могут применяться в производстве как исходное сырьё (деформированные кольца и другие изделия из металлов и т.п.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных камней и лома таких изделий» не относятся к ювелирным и бытовым изделиям и не подлежат скупке изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия, серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.). Указанные изделия также могут являться предметом преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ. Статья 4 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях » чётко определяет субъектов добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней и устанавливает, что ими могут быть исключительно организации, получившие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). В ст. 1 названного нормативно-правого акта дано определение понятию «производство драгоценных металлов : извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы аффинаж драгоценных металлов Отсюда вывод: извлечением драгоценных из лома и отходов, содержащих данные ценности, могут заниматься только организации, имеющие на данный вид деятельности разрешение (лицензии).

Поэтому если физическое лицо хранит или пытается продать определённый узел или блок от аппаратуры, содержащей металлы , то в его деянии отсутствует состав преступления Как только лицо каким-либо способом извлекло драгоценный из данных деталей (отчленило серебросодержащие контакты, выкусило золотосодержащие ножки от микросхем, отделило платину и золотосодержащие конденсаторы), его действия подпадают под признаки преступления предусмотренного ст. 191 УК РФ незаконное хранение драгоценных металлов , так как ценности были получены в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. Указанные детали составляют предмет данного преступления

Далее в качестве предмета преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ, выступают драгоценные камни , перечень которых был дан выше. Не вызывает сомнений то, что преступлением является сделка, хранение, перевозка либо пересылка драгоценных камней , добытых из недр, то есть неогранённых. Другая ситуация возникает с огранёнными драгоценными камнями , когда необходимо решить вопрос о том, к лому ювелирных либо бытовых изделий следует отнести эти камни Практика показывает, что отнесение огранённых драгоценных камней к лому происходит по такому критерию, как наличие следов закрепки в ювелирных изделиях, и такие камни не могут быть предметом рассматриваемого преступления

Иначе расценивается ситуация с огранёнными драгоценными камнями , не находившимися в ювелирных изделиях в качестве вставок, в частности с их реализацией.

В ранее действовавшем Постановлении Правительства РФ от 27 июня 2012 г. № 759 «Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации» был чётко установлен порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с драгоценными камнями природными алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами, александритами, а также природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальными янтарными образованиями, приравненными в установленном порядке к драгоценным камням следующих видов: сырые сортированные и оцененные; обработанные - огранённые вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения; рекуперированные (извлечённые из инструмента). Запрещалась продажа несертифицированных огранённых природных камней физическим лицам. На основании изложенного следует вывод о том, что сертификации подлежат любые огранённые драгоценные камни при реализации их физическим лицам в розничной торговле. Поэтому продажа огранённых камней физическим лицам без сертификата на указанные камни должна расцениваться как совершение сделки с природными драгоценными камнями в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, и данные деяния подпадают под состав преступления предусмотренного ст. 191 УК РФ, а несертифицированные драгоценные камни в рассматриваемом случае будут являться предметом преступления.

Подводя итог изложенному, можно сказать, что при детальном изучении предмета преступления , предусмотренного ст. 191 УК РФ, возникают определённые спорные моменты, которые вызывают некоторые затруднения на стадии квалификации данного вида преступлений . Это ещё раз подтверждает наличие проблемных вопросов в сфере уголовной ответственности за оборот драгоценных металлов и драгоценных камней Это утяжеляет уголовно-правовую охрану данного состава преступления и создает трудности в привлечение к ответственности по данной статье.

.2 Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ

Состав незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней по конструкции объективной стороны является формальным.

В данном параграфе предлагается анализ таких понятий, как «незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней», «незаконная сделка, связанная с данными ценностями», их незаконные хранение, перевозка, пересылка, а также проводится сравнение понятий «гражданский оборот» и «обращение».

При этом сделка, связанная с драгоценными металлами и камнями, будет считаться совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а деяние - составлять признак объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, в следующих случаях:

а) сделка совершена с нарушением установленной формы ее заключения;

б) сделка совершена физическим или юридическим лицом, не имеющим права на совершение подобных сделок;

в) сделка совершена надлежащим лицом, но с превышением полномочий, данных ему законом;

г) сделка совершена относительно драгоценных металлов и драгоценных камней, добытых преступным путем.

Определение нарушения правил заключения сделки требует учета предмета сделки, являющегося либо драгоценными металлами, либо драгоценными камнями. Совершение с драгоценными металлами и драгоценными камнями любой из сделок, прямо запрещенных нормативно-правовыми актами, должно признаваться уголовно наказуемым.

Незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, как уже отмечалось, может быть совершен в форме их незаконного хранения, перевозки, пересылки.

Представляется, что нарушение правил хранения полученных законным путем драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой привлечение к уголовной ответственности, в равной степени как и хранение тех же ценностей, полученных преступным путем. Такие деяния, совершенные добросовестным владельцем, посягают на защищаемые ст. 191 УК РФ общественные отношения. Государство недополучает налоговые и другие отчисления, в том числе и от организаций, уполномоченных на хранение.

«Пересылка» определяется как перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств и веществ осуществляется в отсутствие отправителя.

Незаконные перевозка, пересылка и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней - самостоятельные формы преступного деяния, предусмотренные диспозицией ст. 191 УК РФ в качестве альтернативных.

В случае совершения незаконной реальной сделки, преступление, предусмотренное ст. 191 УК РФ, должно считаться оконченным только с момента фактической передачи драгоценных металлов или драгоценных камней от одного лица другому. При использовании указанных ценностей в качестве средств платежа, преступление будет оконченным с момента их фактической передачи другой стороне сделки.

Хранение, перевозка и пересылка драгоценных металлов и драгоценных камней являются длящимися преступлениями, поскольку все эти деяния растянуты во времени. Ответственность за их совершение наступает независимо от продолжительности данных действий. Преступление, выразившееся в хранении или перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней, следует считать оконченным, соответственно, с момента начала хранения или начала перевозки ценностей. Пересылка должна признаваться оконченным преступлением с момента передачи указанных предметов лицу, предоставляющему транспортные или почтовые услуги.

Квалифицированные виды незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, как и любого другого преступления, определяются квалифицирующими признаками. Часть вторая ст. 191 УК РФ имеет два квалифицирующих признака. Квалифицирующим признаком п. «б» ч. 2 ст. 191 УК РФ является крупный размер предмета преступления. Согласно требованиям изучаемой уголовно-правовой нормы квалифицирующий признак «в крупных размерах» относится и к совершению сделки с драгоценными металлами и камнями в нарушение правил, установленных законодательством РФ, и к незаконному их хранению, перевозке и пересылке. Он определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость предметов незаконного оборота превышает 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным - 6 миллионов рублей.

Содеянное виновным квалифицируется как незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере, если указанный размер образовался и в результате совершения нескольких незаконных сделок или нескольких случаев незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов или драгоценных камней. При совершении незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней группой лиц размер предмета преступления должен определяться общей стоимостью предметов оборота всех участников преступления, а не долей отдельного соучастника.

Пункт «в» ч. 2 ст. 191 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления организованной группой. Для определения данного признака необходимо обратиться к ч. 3 ст. 35 УК РФ, в которой указываются признаки организованной группы. Согласно этой норме «преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».

При квалификации исследуемых деяний по данному признаку необходимо учитывать ряд моментов. Во-первых, организованную группу характеризует количественный признак. Она должна состоять из двух и более человек, вменяемых и достигших возраста уголовной ответственности. Во-вторых, члены группы должны заранее объединиться для совершения одного или нескольких актов незаконного оборота драгоценных металлов или драгоценных камней. Причем организованная группа может специализироваться только на незаконном обороте драгоценных металлов или только драгоценных камней, либо с теми и другими предметами, а также может совершать и другие преступления. В-третьих, данная группа характеризуется устойчивостью.

Таким образом, как представляется, вышеизложенное свидетельствует о том, что законодательная дефиниция является явно несовершенной и требует корректировки. Думается, что наиболее оптимальным вариантом, включающим в себя весь спектр альтернативных действий, связанных с регулированием оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, будет изменение словосочетания «незаконный оборот» на «нарушение правил операций».

Анализ объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, показал, что действия, которыми может быть совершено данное преступление, весьма разнообразны, но, тем не менее, автору представляется правильным, что законодатель объединил их в рамках одной статьи. Это связано, прежде всего, с тем, что данные действия схожи между собой по своей природе и практически равнозначны по характеру общественной опасности. Следовательно, в данном случае экономия нормативного пространства вполне оправдана, а существование нормы с альтернативными признаками объективной стороны обусловлено реальной необходимостью.

1.3 Субъективные признаки и проблемы квалификации незаконного

оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

В результате проведенного исследования признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, таковым предлагается признавать физическое лицо (граждане России, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства), достигшее 16 лет, вменяемое, совершившее незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней.

В то же время исследование преступной деятельности в рассматриваемой сфере позволило установить, что незаконные сделки с данными ценностями могут осуществляться как общим субъектом преступления, так и специальным субъектом - должностным лицом, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Совершение рассматриваемого преступления этой категорией лиц признано более общественно опасным, нежели совершение его иными лицами. Как представляется, целесообразным учесть исторические традиции правового регулирования квалифицирующих признаков незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и вернуться к прежней практике дифференциации ответственности за данное преступление с учетом должностного положения лица. Ст. 191 УК РФ следует дополнить этим квалифицирующим признаком.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает общественно опасный характер совершаемого им незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (интеллектуальный момент) и желает совершить его (волевой момент).

Иные признаки субъективной стороны - мотив и цель - являются факультативными и не влияют на квалификацию преступления, но могут быть учтены при назначении наказания.

Исследование мотива и цели незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней позволяет определить направление профилактической деятельности в борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Вопрос квалификации смежных составов преступлений, предметом которых являются драгоценные металлы драгоценные камни посвящен изучению взаимосвязи преступлений, совершаемых в сфере оборота драгоценных металлов и камней и рассмотрению вопросов разграничения смежных составов.

Так, предметом кражи рассматриваемых ценностей могут быть только драгоценные металлы драгоценные камни , не являющиеся естественным природным богатством, т.е. не изъятые из недр. Хищение этих ценностей и последующие незаконные сделки с ними, хранение, перевозка либо пересылка образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФсоответствующими статьями, предусматривающими ответственность за хищение.

В случае, когда предметом незаконной сделки выступают предметы, имитирующие драгоценные металлы или, то действия лица должны квалифицироваться по направленности умысла, т.е. в случае осведомленности продавца об имитации реализуемых ценностей - по ст. 159 УК, в противном случае - по ч. 3 ст. 30 и ст. 191 УК.

В качестве предмета незаконного драгоценных металлов могут выступать эти ценности не только в самородном виде, но в ином виде и состоянии. С учетом данного обстоятельства при квалификации преступных деяний необходимо учитывать источник поступления драгоценного металла так как при определенных обстоятельствах в подобных деяниях может содержаться совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 175 и 191 УК.

В ходе исследования обращено внимание, что при квалификации по ст. 191 УК действий лица, осуществляющего руководство добывающим предприятием, с учетом определенных обстоятельств возможна совокупность ст. 174 201 УК РФ.

Соискатель акцентирует внимание на проблематике применения ст. 171 УК к действиям, выразившимся в незаконной добыче ценностей из недр. В целях устранения правового пробела предлагается включить в УК РФ норму, устанавливающую ответственность за незаконную добычу драгоценных металлов драгоценных камней

Глава 2 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов природных драгоценных камней или жемчуга и меры по

борьбе с ними

.1 Преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Российская Федерация входит в десятку лидеров по объемам добычи драгоценных металлов, занимая в ней 5 - 6 места. Наша страна занимает пятое место по добыче золота в мире, в январе-феврале 2010 года Российская Федерация обошла Ботсвану и вышла на первое место в добыче алмазов.

Однако в последние годы наметилась тенденция к росту числа преступлений, совершенных в сфере добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

По данным МВД Российской Федерации, в 2011 году подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД России в сфере незаконного оборота драгоценных камней и цветных металлов было выявлено свыше 1321 преступлений, 1185 уголовных дел направлено в суд, выявлено 754 лиц, совершивших указанные преступления.

Экономический кризис повышает интерес к драгоценным металлам и драгоценным камням как альтернативе традиционным инвестициям, которые в кризисный период становятся убыточными. С этим фактом связан и рост их незаконного оборота.

Драгоценные металлы и драгоценные камни абстрагированы от какой бы то ни было валюты, что обеспечивает гарантии от валютных рисков. А это весьма актуально во время кризиса, когда точно предсказать движение различных валют достаточно тяжело.

В средствах массовой информации неоднократно публиковались сведения о целых регионах Российской Федерации, где совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, является основным видом криминальной деятельности населения. К таким регионам относятся, в первую очередь, Магаданская область, где хищения и сбыт россыпного самородного золота приняли угрожающий характер, а также республика Саха (Якутия), где помимо золота в незаконный оборот вовлечены промышленные алмазы.

Только за один день подозреваемые добыли почти 500 граммов золота. А общее количество изъятого золотосодержащего концентрата, намытого за несколько месяцев, составило 50 кг на сумму свыше 300 тыс. рублей. На месте милиционеры застали весь коллектив нарушителей закона: трактористов, разнорабочих, водителей, охранников и гидромониторщика.

Также можно привести в пример уже упоминавшийся выше поселок Малышево, где в 2011 году был задержан местный житель, который незаконно владел 147 природными изумрудами в огранке.

Кроме того, высокий мировой спрос на драгоценные металлы и природные драгоценные камни влечет за собой стремление преступных группировок, незаконно добывших драгоценные металлы или природные драгоценные камни, вывезти их за границу. Особую опасность представляет взаимодействие российских и зарубежных преступных групп. Появилась и развивается тенденция по сбыту с российского Дальнего Востока драгоценных металлов и камней в Китай, Северную Корею, в страны Западной Европы.

В 2012 Департаментом экономической безопасности ФСБ была пресечена деятельность международной организованной преступной группы, занимавшейся контрабандой и вывозом российских алмазов за рубеж. В начале сентября прошлого года на Белорусском вокзале во время посадки в поезд Москва-Вильнюс сотрудники департамента экономической безопасности ФСБ задержали гражданина Израиля Владислава Когана. В его личных вещах были обнаружены высококачественные алмазы стоимостью $746,4 тыс., предназначенные для вывоза из страны. А вскоре были задержаны еще два гражданина Израиля, а также трое россиян. При обысках у них было изъято большое количество алмазов, золота и различных ювелирных изделий. В дальнейшем Московским городским судом они были признаны виновными в ряде различных преступлениях, включая покушение на контрабанду природных драгоценных камней, незаконный оборот драгоценных камней, отмывание средств, полученных незаконным путем.

.2 Меры и причины по борьбе с незаконным оборотом драгоценных

металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

В числе тенденций преступности в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней можно отметить усиление организованного характера. Данное обстоятельство обуславливается коррумпированностью чиновников, необходимостью налаживания цепочки участников преступной группировки (привлечение лиц, работающих охранниками на золотодобывающих предприятиях), необходимостью более высокого уровня организации преступной группы в целях сотрудничества с зарубежными преступными группами, специализирующимися на драгоценных металлах и драгоценных камнях. Среди всех причин, детерминирующих преступность в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, можно выделить как общие причины, которые обуславливают существование преступности в целом, так и особые факторы, которые включают в себя специфику данного вида преступности.

Природно-климатические условия. Как уже было сказано, большинство месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней располагаются в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях. Отдаленное расположение месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, суровые климатические условия, затрудняющие работу служб безопасности предприятий и правоохранительных органов по организации проверок, проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Низкая социальная динамика в районах месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, что, в свою очередь, обуславливает наличие устойчивого характера связей населения (родственные, дружеские, соседские связи).

Социально-экономические условия. Они выражаются в том, что, во-первых, экономический кризис способствует активизации преступных групп, специализирующихся на незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней, а во-вторых, в трудных материальных условиях местных жителей, из-за чего они начинают заниматься незаконной добычей драгоценных металлов и камней.

Технологические недостатки. Е.И.Иванов отмечает, что ряд золотоизвлекательных фабрик и других аналогичных производств были построены в советское время и, как правило, проектировались и сооружались исходя из производственной и экономической целесообразности. Условия обеспечения сохранности продуктов, содержащих драгоценные металлы, а также внутриобъектного и пропускного режимов (изолированность, труднодоступность, проведение коммуникаций, ограниченность транспортных коммуникаций и т.п.) при этом практически не учитывались.

Наличие существенной разницы цен на внутреннем и внешнем рынках. Данное обстоятельство делает преступный бизнес в сфере незаконной поставки драгоценных металлов и драгоценных камней за границу весьма прибыльным.

Недостаточный контроль на таможенных постах и пограничных переходах.

Недостаточность правовой базы, регулирующей отношения в данной области. На этом пункте стоит остановиться подробнее.

К этим условиям тесно примыкают обстоятельства учетно-технологического характера. В частности, особенностями добычи россыпного золота, по мнению Е.И.Иванова, являются невозможность организации входного опробования поступающей на промывку породы и невозможность учета количества поступающего на промывную установку золота. В результате создается благоприятная обстановка для совершения хищений золота.

Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.

В соответствии со статьей 1 федерального закона от 26 марта 2011 г. N 41-ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий); к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга (статья 191). Федеральным законом, который устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, является федеральный закон от 26 марта 2011 г. N 41-ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях. В соответствии со ст. 20 данного закона, добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Но если рассмотреть Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2011 г. N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа", то в пункте 8 можно прочесть, что минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Следовательно, в самих нормативных актах, устанавливающих правила сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней на аффинаж, отсутствует однозначная обязанность для их сдачи.

Аналогично обстоят дела и с обязательной продажей государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями, в том числе воинскими частями и воинскими формированиями, для вторичного использования или реализовываться организациям в соответствии с настоящим Федеральным законом для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней. То есть появляется возможность не осуществлять обязательную продажу государству поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней на законных основаниях.

Как отмечается некоторыми исследователями, в федеральном законе установлена не обязанность, а только приоритетный порядок продажи аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, Н.А. Лопашенко пишет, что нарушение приоритетного порядка продажи драгоценных металлов и драгоценных камней есть совершение незаконных сделок с указанными предметами, и при наличии других признаков оно наказуемо по ст. 191 УК РФ.

А как можно бороться с преступностью в области незаконной добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, если уже в самом уголовном законе существуют неясности, которые значительно затрудняют квалификацию преступных действий?

В целях снижения преступности в сфере добычи и производства драгоценных металлов и природных драгоценных камней представляется возможным проведение следующих действий:

Учет при профилактике и расследовании преступлений факторов, которые способствуют преступной деятельности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Повышение внимания к деятельности преступных групп межрегионального и международного уровня, специализирующихся на преступлениях в сфере незаконного оборота драгоценных камней.

Внесение изменений в уголовный закон. Приведение статей 191 в соответствие с нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Предоставление права физическим лицам при наличии у них разрешений на пользование недрами добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов. В России рынок всех остальных цветных драгоценных камней, перечисленных в Ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях, значительно меньше рынка алмазов. Как пишет С.В.Рыбалкин, в запасах Российской Федерации общая стоимость всех цветных камней составляет от 0,0003 процента ВВП, при этом даже не существует системы их сертификации. Все же остальное - это алмазы . Разрешение вольного приноса драгоценных камней, за исключением алмазов, будет способствовать увеличению объемов добычи драгоценных камней в тех участках недр, которые стали нерентабельными даже для отработки старательскими артелями, для обработки небольших россыпей полезных ископаемых.

Легализация вольного приноса золота. Физическим лицам необходимо предоставить право разработки мелких и уже отработанных месторождений, не представляющих промышленного интереса.

По данным различных источников, незаконная добыча в России только россыпного золота физическими лицами составляет 15-20 т в год. Выше уже было указано, что в ряде регионов добыча золота физическими лицами очень широко распространена. При этом она контролируется преступными структурами, куда и поступает вся прибыль.

Легализация же вольного приноса золота позволила бы направить дополнительные объемы золота в государственные фонды, создать дополнительные рабочие места, пополнить местные бюджеты.

В процессе противодействия преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо применять системный подход, поскольку отдельные разрозненные действия не способны значительно снизить число совершаемых преступлений.

Заключение

В наше время существует огромное количество законов регулирующих экономическую деятельность, а в частности незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Из-за большого количества специальных норм и несоответствий, вызывает некоторые трудности в определение предмета преступления. Правильное установление предмета преступления , неизменно связанное с выявлением других элементов преступления , позволяет определить его содержание и степень общественной опасности преступления . В свою очередь, характер и степень общественной опасности не только указывают на место, занимаемое им в системе Особенной части УК, но и могут в значительной мере повлиять на вид и размер наказания.

Проведя анализ объективной стороны преступления, выяснил, что состав преступления незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней или жемчуга по конструкции является формальным, так как данный состав является длящимся преступлением - деяния растянуты во времени. Следует различать хранение, пересылку и перевозку драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, это показывает, что действия, которыми может быть совершено данное преступление, весьма разнообразны, но, тем не менее, правильно, что законодатель объединил их в рамках одной статьи. Это связано, прежде всего, с тем, что данные действия схожи между собой по своей природе и практически равнозначны по характеру общественной опасности. Следовательно, в данном случае экономия нормативного пространства вполне оправдана, а существование нормы с альтернативными признаками объективной стороны обусловлено реальной необходимостью.

Российская Федерация является одним из лидеров по добыче драгоценных металлов, природных драгоценных камней, соответственно преступления в данной сфере случаются нередко и с каждым годом растет. Это связанно и другими факторами: коррумпированность чиновников, привлечение лиц, работающих на золотодобывающих предприятиях, природно-климатические условия, низкая социальная динамика, социально-экономические условия, технологические недостатки, наличие существенной разницы цен на внутреннем и внешнем рынках, недостаточный контроль на таможенных постах и пограничных переходах, недостаточность правовой базы, регулирующей отношения в данной области. Для того чтобы борьба с преступностью в области незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней велась эффективно, в первую очередь необходима хорошо проработанная законодательная база. Приходится констатировать, что в этой области существует ряд проблем.

Организационная структура подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней, должна постоянно совершенствоваться и полностью соответствовать социально-экономическим и нормативно-правовым изменениям, происходящим в данной сфере экономики, а также складывающейся в этой сфере криминогенной обстановке.

В целях снижения преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, были разработаны определенные рекомендации как в практике, так и в теории. Для того чтобы уменьшить количество преступлений по данному составу нужно использовать системный подход, потому что разноплановые действия не приведут к достижению цели


. Алексеев, П. Е., Егоров, Е. Г. Экономика золото и алмазопромышленного комплексов в условиях переходного периода / П. Е. Алексеев, Е.Г. Егоров. - Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 2010.

. Архипова, М.В. О некоторых причинах незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга / М.В. Архипова. - Иркутск: Известия Иркутской государственной экономической академии -2006. - № 6. - С. 102-104.

. Вольпина, М. Проблемы экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней / М. Вольпина // Ювелирное обозрение. 2002. - № 12. -С. 10.

. Гадиятов, В. Т., Тыллар, Ю. Г. Современный рынок драгоценных камней и их продуценты / В. Т. Гадиянов, Ю. Г. Тыллар. Якутск: Из-во ЯНЦ СО РАН, 2011.

. Иванов А.Г. Законодательные противоречия в квалификации незаконного оборота драгоценных металлов А.Г. Иванов // Законодательство 2010 № 9. С. 77-80.

. Камынин, И. Борьба с отмыванием доходов: уголовно-правовые проблемы, опыт международного сотрудничества / И. Камынин // Уголовное право. 2000. - № 3. - С. 27.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Инфра-М - Норма, 2012.

. Кудрявцев, В. Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: Норма, 2005.

. Лопашенко, Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности / Н. А. Лопашенко. Саратов, 2000.

. Побегайло, Э. Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с ней / Э. Ф. Побегайло. М., 2010.

. Российское уголовное право. Общая часть: В 2-х томах. Т. 1 / Учебник / Под ред. Л. В. Иногамова-Хегай, В. С. Комиссаров, А. И. Рарог. -М.: Инфра-М, 2003.

. Таций В. Я. Объект и предмет преступления в уголовном праве. Харьков, 2009. С. 41.

Похожие работы на - Уголовно-правовая охрана законного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней или жемчуга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!