Типология государства и права

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типология государства и права

1. Предмет ТГП, её понятийный аппарат и структура

Предметов ТГП является возникновение, функционирование и развитие государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействия на общественную жизнь. Предмет ТГП- это право и государство как явление общественной жизни. Объектом является право и государство, а предметом- свойства объекта.

. Методы ТГП

). Всеобщие методы- это философские, мировоззренческие выражающие универсальные принципы мышления. Выделяют метафизику и диалектику.

). Общенаучные методы- это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К общенаучным методам относят: анализ, синтез, системный подход.

). Частонаучные методы -это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений, технических, естественных и гуманитарных наук.

. ТГП в системе общественных и юридических наук

Общественные науки исследуют процессы общественной жизнедеятельности, т.е изучают развития и функционирование общества, отдельных социальных явлений, процессов и институтов. Юридические науки подразделяются на следующие виды: -ТГП; -историко-правовые науки; -отраслевые юридические науки; -прикладные науки.

. Основные черты организации первобытнообщинного строя. Общие закономерности происхождения государства и права

Общество долгое время существовало в догосударсвнном состоянии. Позже образовалась общественная власть, участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть вообще понимается как управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатах. Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом: -общее собрание рода; -совет старейшин; -вождь. Также можно выделить несколько закономерностей возникновения государства: 1.Экономическое развитие общества(появляется частная собственность) 2. Социальное имущественное расслоение общества (то есть деление общества на классы) 3. Возникновение потребностей в особой силе.

. Особенности возникновения государства у различных народов

Возникновение государства, это длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. На территории Европы(европейский путь) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества, главной функцией является экономическое регулирование и защита частной собственности. В результате распада общин возникли либо частные собственности(Афины, Рим), либо частное землевладение(Спарта) . Наиболее классическими считаются три формы возникновения государства(Фридрих Энгельс): афинская, римская, германская. Афинская форма считается формой возникновения рабовладельческого государства. Римская форма заключается в том, что прогресс образования государства в Древнем Риме был почти таким же, как и в Афинах, за исключением того, что он сопровождался борьбой плебеев. Древнегерманская форма, это процесс образования государства у древних германцев, ускоренный завоеванием варварами значительных территорий Римской империи.

. Теория происхождения государства

Существует несколько теорий происхождений государства: 1.Естественно-правовая(естественная) представителем этой теории был Руссо, он говорил, что государство возникло в результате общественного договора. 2.Материалистическая(классовая) представители этой теории были Маркс, Энгельс и Ленин, они считали, что государство есть продукт и проявление классовых противоречий. 3.Ограническая представитель Спенсер, он считал, что общество и государство представляют собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток. 4.Психологическая представитель Петражицкий, он считал, что государство возникло в результате психологических потребностей людей, жить в коллективном обществе. 5.Теория насилия представитель Дюринг, Гумплович, Каутский, они считали, что государство возникло в результате насилия, внутреннего(экономического и политического) и внешнего(завоевание одним народом другого) 6.Патриархальная представитель Аристотель, Михайловский и др. Они считали, что государство результат исторического развития семьи. 7.Теологическая представитель Аквинский, он считал, что право и государство созданы Богом.

мораль марксистский первобытный государственный

7. Понятие и признаки государства, отличающие его от органов власти первобытного общества

Государство - это организация единой политической власти в обществе, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Итак, к признакам, отличающим государство от родовой организации общества, относят:

. Территориальный принцип организации власти в обществе. Это означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию данного государства) и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории. В родовой организации власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу).

. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения (в родовой организации особой власти, отделившийся от общества, не было, власть исходила от общества в целом). Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

. Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве

Сущность государства - это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство <#"justify">9. Государство в политической системе общества. Признаки государства, отличающие его от других элементов политической системы общества

Государство - это организация единой политической власти в обществе, которая распространяется на всю территорию страны и ее население, имеет специальный аппарат управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки: 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). 11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна

Итак, взятые в совокупности указанные признаки государства объясняют его особенное место и ведущую роль в политической системе общества.

. Понятие и значение типологии права и государства

Типология государства - специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы. Подходы к типологии государств: Формационный; Цивилизационный; Формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Типы государств по формационному подходу: Рабовладельческий; Феодальный; Буржуазный; Социалистический; Недостатки формационного подхода - это односторонность, формализм и недооценка духовных факторов. Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном. В настоящее время распространено несколько понятий «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях современных и древних, западных, восточных, православных. В цивилизационном подходе различают хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций. В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У.Ростоу), теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров).Достоинства цивилизационного подхода в выделение духовных, культурных факторов и наличии более четкой типологии государств. Недостатки цивилизационного подхода в недооценке социально - экономических факторов и преобладании типологии общества, а не государства.

Рабовладельческое государство: возникло на рубеже 3-4вв. до н.э. основа рабовладельческого государства характеризуется тем, что частной собственность рабовладельца были не только орудие производства, но и рабы, которых продавали, покупали, убивали. Важнейшая функция рабовладельческого государства, это защита рабовладельце. -Феодальное государство: является вторым типом государства, который показывает качественный скачек в развитии государства. Обеспечение права господствующего класса на землю. -Буржуазное государство: возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. -Социалистическое государство: обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

. Правовые системы (семьи) современности

Англосаксонская правовая семья <#"justify">14. Форма государственно-территориального устройства: понятие, виды

Форма государственно-территориального устройства Российской Федерации. Форма государственного устройства - это внутренняя структура гос-ва, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между гос-вом в целом и его отдельными частями. Различают следующие формы государственного устройства: 1) унитарную простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства. Унитарные государства бывают централизованными (на местах - представители из центра) - Швеция, Дания, и децентрализованными, в которых избираются органы местного самоуправления - Испания, Франция;

) федеративную - объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство. Виды:- административно-территориальная; национально-государственная; - смешанная;- договорная; - конституционная; 3) конфедерацию (союз суверенных гос-в, созданный для достижения опр.целей - полит., эконом.). СНГ (Содружество Независимых Государств). 4) империя - государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

Форма государственного устройства: понятие и виды Форма государственного устройства (ФГУ) - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное). Унитарное государство - единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай). Признаки унитарного государства:

. Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;

. На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;

. Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;

. На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;

. Единые вооруженные силы. Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Признаки федерации:

. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);

. Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;

. Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;

. Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;

. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;

. Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;

. После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;

. На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.

Форма государственного устройства Российской Федерации - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации.

Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства:

Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ).

Территория РФ - совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ). - Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык (статья 68 Конституции РФ). - Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ). - Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ). - Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).

. Политический режим: понятие, виды

Политический режим Российской Федерации. Политический (государственно-правовой) режим - это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание. Существуют следующие виды политического режима: 1. Демократический: -равноправие всех граждан; -свобода личности и прав человека; - существование политических партий. 2.Антидемократический а)авторитарный( характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещение политических партий и других организаций.) б)фашистский (характеризуется полной ликвидацией прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных учреждений) в) тоталитарная ( характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; 4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата; 5) доминирование противоправных решений. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: 1) деспотический - режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; 2) тиранический - режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный - политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; 4) конституционно-авторитарный политический режим - при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима: 1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы. Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.

Политический режим РФ:

Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).

В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).

В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).

. Понятие и классификация функций государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства обладают следующими признаками: 1) основные, главные направления государственной деятельности 2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами 3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

Функции государства можно разделить на следующие виды:

. внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести: -обеспечение народовластия; -экономическую функцию; -финансовый контроль; -социально-культурную функцию; -охрану прав и свобод граждан; -обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; -экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; -функцию налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:

обеспечение обороны и безопасности;

борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

участие в охране окружающей природной среды и др.

. постоянные и временные.

Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).

Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.

. основные и неосновные. Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством. Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

. Основные внутренние функции Российского государства

Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

К ним относятся следующие. 1) Экономическая функция в качестве основных направлений предусматривает структурную перестройку российской экономики; поддержку стратегических и социально значимых производств; централизованную инвестиционную политику; приватизацию; управление государственной собственностью; создание условий для иностранных инвестиций; создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др. 2)Социальная функция включает в себя установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (зарплаты, пенсии, прожиточного минимума и др.); поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться; обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т.д. 3)Функция финансового контроля (фискальная) предусматривает установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью; проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т.д.); контроль за денежным обращением в стране и т.д. 4)Функция охраны правопорядка состоит из ряда направлений: охрана прав и свобод граждан; защита всех форм собственности; обеспечение режима законности; борьба с преступностью; охрана общественного порядка; исполнение наказаний; профилактика правонарушений и т.д. 5)Экологическая функция предполагает разработку экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов; контроль за соблюдением природоохранного законодательства. 6)Функция развития культуры, науки и образования включает в себя государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т.д.; признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования и т.д. 7)Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию.

. Основные внешние функции Российского государства

Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

К ним относятся следующие. 1)Функция обороны страны основывается на законах "Об обороне", "О статусе военнослужащих", Военной доктрине и других актах и осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т.д. 2)Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами; 3)Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ включает укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместную охрану границ; создание единого информационного пространства. 4)Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем складывается из ряда направлений: участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

. Формы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства - это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства. Функции - то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.

Различают следующие формы осуществления функций государства:

)правовая деятельность - деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

.на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов; 2.правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права; 3.оперативно-исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права; 4.правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

)организационная - однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.

Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:

.организационно-регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне; 2.организационно-хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций; 3.организационно-идеологическую деятельность - это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.

Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

.законодательная - деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно-правовых документов;

.исполнительная - деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

.судебная - деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;

.контрольно-надзорная - деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

. Государственный механизм: понятие, признаки. Факторы, влияющие на его структуру

Механизм государства - это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства.

Структура механизма государства включает в себя: 1) гос. органы - находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осущ-нии своих непосред. властных функций. 2) гос. организации -призваны осуществлять охранительную деятельность данного гос-ва (вооруженные силы); 3) гос. учреждения - осущ-ют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства; 4) гос. предприятия - осущ-ют хоз.-экон. деят-ть, производят продукцию либо обеспечивают произ-во, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; 5) гос. служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 6) организационные и финансовые средства.

. Орган государства: понятие, признаки и виды

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства:

) наличие юридически организационного и экономически обусловленного характера; 2) наличие собственной структуры; 3) наделение государственно-властными полномочиями; 4) предоставление возможности государственным гражданским служащим выступать от имени государства в целом;т 5) наделение законодательно определенной компетенцией для управления конкретной сферой общественной жизни с учетом назначения и места в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) наличие права на издание юридических актов; 8) наличие необходимых материальных средств; 9) образование и осуществление деятельности на основе нормативных правовых актов; 10) тесное взаимодействие с другими частями механизма государства и между собой.

Виды государственных органов:

) в зависимости от порядка формирования: а) первичные - органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент); б) производные - органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

) в зависимости от объема полномочий: а) высшие - правительство, парламент и др.; б) центральные - министерства; в) местные - государственные органы субъектов Федерации и т. п.;

) в зависимости от широты компетенции: а) органы общей компетенции - президент, правительство и др.; б) органы специальной компетенции - министерства, службы, агентства;

) в зависимости от числа государственных гражданских служащих: а) коллегиальные - правительство; б) единоличные - президент;

) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные; г) контрольно-надзорные органы;

) в зависимости от действия в пространстве: а) федеральные государственные органы; б) органы государственной власти субъектов федерации;

) в зависимости от длительности действия: а) постоянные; б) временные;

) в зависимости от правовых форм деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные.

. Структура государственного механизма РФ

В структуру государственного механизма входят:

государственные органы;

государственные учреждения;

государственные предприятия.

Государственные органы - отдельные звенья механизма государства, имеющие внутреннюю структуру и наделенные государством властными полномочиями в целях осуществления функций государства.

Государственные учреждения организации, для которых осуществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции (чаще всего в социальной сфере, науке, образовании, культуре, здравоохранении: школы, больницы, вузы и т. д.).

Государственные предприятия предназначены для осуществления государством своих функций в сфере производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Основным элементом механизма государства является государственный орган.

Государственный орган:

наделен государством властными полномочиями для реализации функции входит в единую систему государственных органов имеет внутреннюю структуру;

устанавливает внутриорганизационные нормы

имеет собственную компетенцию;

осуществляет свою деятельность на определенной территории

образуется в установленном законом порядке;

. Принципы организации и деятельности государственного механизма РФ

Принципы организации и деятельности механизма государства - те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть. Принципы - это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:

* принцип разделения властей; * принцип разграничения функций между органами государства; * принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция; * принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона; * принцип демократизма (демократизм - участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть); * принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика); * принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

* органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции; * органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы - приговоры, решения, определения; т. е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор - эти акты находятся не в их компетенции); * все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны. Например, Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не будет являться законом. Решения и приговоры суда выносятся опять-таки в результате соблюдения ряда процедур: следственных действий, вынесения обвинительного заключения, судебного разбирательства, состоящего из нескольких стадий...

. Понятие и принципы правового государства

Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

. приоритет права 2.правовая защищенность человека и гражданина 3.взаимная ответственность государства и личности 4.высокая правовая культура граждан 5.ограниченность деятельности государственных органов правом. 6.наличие развитого гражданского общества 7. провозглашение и действие принципа разделения властей.

Принципы правового государства:

) Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)

. Понятие, структура и принципы гражданского общества

Гражданское общество - совокупности нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества охватывает:

негос. социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); общественные объединения и организации; политические партии и движения; сферу воспитания и негосударственного образования; систему негосударственных средств массовой информации; семью;церковь и др.

К признакам гражданского общества относятся:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; самоуправляемость; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

Принципы гражданского общества: 1)духовная свобода; 2)экономическая независимость; 3)самоуправление своими делами; 4)самореализация своих целей; 5)самозащита своих прав.

. Государство и гражданское общество: их соотношение

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.

. Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

. Верховенство закона как принцип правового государства

Принцип верховенства закона в правовом государстве. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство. Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц. Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

. Разделение властей как принцип правового государства

Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект);

) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридический аспект). Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права. Главное требование принципа разделения властей, сформулированное еще Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на: законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную(назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

. Взаимная ответственность личности и государства

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства -это своеобразный способ ограничения политической власти. Он проявляется в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности, в принятии государством конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан, в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом.

В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных актов, в которых закрепляется процедура привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и устанавливаются санкции за это.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

) ответственность правительства перед представительными органами власти;

) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

) процедура импичмента и др.

Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

. Возникновение права. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества

Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов - табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления - такой организацией становится государство - и появление нового вида социального регулятора - права. Формирование права шло несколькими путями. Во - первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, нужно заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например, сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремились изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы. Во - вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей. 4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

31. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека <#"justify">35. Функции права: понятие, виды

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию - например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию - право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию - право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию - посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

. Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

· общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

· межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

· отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение);

· функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих - в административном и др.

. Принципы права: понятие, классификация. Значение принципов права для правотворческой и правоприменительной деятельности

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовом положением);

юридическое равенство граждан перед законом и судом;

единство прав и обязанностей;

федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства)

законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно);

сочетание убеждения и принуждения

К межотраслевым относятся: принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства.

К отраслевым: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, в уголовном процессе - презумпция невиновности.

. Понятие, признаки и виды социальных норм

Основные виды социальных норм в сфере регулирования общественных отношений являются:

Нормы права - установленные государством, формально определенные и подкрепленные возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе.

Нормы морали - правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости и несправедливости.

Нормы обычаев - устойчивые правила поведения, которые сохранялись длительное время благодаря их частому повторению и эффективности и вошли в привычку.

Нормы традиций - правила поведения, передаваемые из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности и самобытности общества.

Политические нормы - правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти.

Экономические нормы - правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления.

Нормы общественных организаций - внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношение членов общественных организаций.

. Социальные и технические нормы

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм: 1) обычаи - это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; 2) религиозные нормы - это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; 3) корпоративные нормы - это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; 4) политические нормы - это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; 5) организационные нормы - это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

) нормы морали; 2) семейные нормы; 3) этические нормы; 4) нормы традиций и привычек;

) деловые обыкновения; 6) правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

) предметом регулирования являются общественные отношения;

) субъекты социальных норм - люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, - технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы - это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

. Соотношение норм права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия

Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право же - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство между правом и моралью обусловлено тем, что они:

в системе социальных норм выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; имеют единый объект регулирования - общественные отношения; имеют общую цель - регулировать поведение людей, формировать гражданское общество, правовое государство; определяют границы свободы личности; являются достижением цивилизации и культуры; базируются на единых социально-экономических и духовных отношениях; исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью: по происхождению; по форме выражения; по сфере действия; по времени введения в действие; по способу обеспечения; по критериям оценки; по характеру однородности.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не укради» и т.п.).Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).

. Нормы права: понятие, признаки

Норма права - общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы: -Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); -Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее - предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); -Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; -Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; -Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; -Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

. Структура нормы права

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

) гипотеза (предположение) - элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

) диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром;

) санкция - элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания, так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

. Классификация норм права

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

) в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

исходные, которые определяют его цели, задачи, пределы, направления;

общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права;

специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права;

) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, администр., земельные;

) в зависимости от их характера - на матер. (уголов., аграрные, эколог.) и процесс. (угол.-процесс., гражд.-процесс.);

) в зависимости от методов правового регулирования - на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (в указе Президента.)

) в зависимости от функций - на регулятивные (содержащие предписания) и охранительные (направленные на защиту наружных субъективных прав);

) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют в отношении опр. категории лиц- пенсионеров);

) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов Действия);

) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия);

) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными органами и негосударственными структурами.

Похожие работы на - Типология государства и права

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!