Типология государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типология государства

1. Типология государства как разновидность его классификации

.1 Понятие типологии и типа государства

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев). С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит их группировка с помощью обобщенной и идеализированной модели или типа. Задача типологии - дать научную классификацию явлений, с тем, чтобы фактический материал воспринимался в упорядоченном, системном виде.

Сущностью государства является содержание политической власти, которая всегда имела и имеет двойственный характер: осуществление общесоциальных и узкоклассовых (узкогрупповых) интересов. Соотношение этих сторон в ходе исторического развития изменяется: уменьшается классовая и увеличивается общесоциальная сторона сущности. Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества: публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы, а также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык. Типология государств - это их классификация по единому критерию, деление на однородные группы; один из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства. Исходные посылки типологии государств: развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс; этот процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования; процесс перехода государства и права от одной ступени к другой, от одного типа государства и права к другому сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности.

Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это - распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие полагают, что типология - особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них. Но не каждая систематизация является типологией. Типология и классификация являются различными методами познания действительности. Кроме выделения типов государства, возможны различные варианты их классификации (в зависимости от уровня экономического развития - развивающиеся, индустриальные, постиндустриальные; от политического режима - демократические, авторитарные, тоталитарные; от формы правления - монархии, республики; от господствующей идеологии - идеологизированные (религиозные, государства с политической идеологией), деидеологизированные).

Отличие классификации и типологии заключается в качественных особенностях критериев, на основании которых проводится систематизация знания. Типология - более масштабная систематизация знания, основания которой отражают сущность типологизируемого объекта. Классификация строится на критериях, отражающих отдельную сторону сущности объекта или описывающих внешние признаки. Типология, или классификация по типам государств, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства и права.

Необходимость типологии государства можно обосновать следующим.

История современной цивилизации включает в себя несколько этапов: Древний мир длился примерно три тысячи лет; средние века длились около тысячи лет; Новое время - продолжалось около трехсот лет; Новейшая история - продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен огромный опыт по организации социальной жизни на различных этапах исторического развития на всех континентах.

Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.

Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Типология государств - важный инструментарий в изучении процесса общих закономерностей развития государства, в выявлении его основополагающих признаков, характерных черт, функций, в определении тенденций его дальнейшего развития, возможных направлений его совершенствования.

Значение типологии государств в следующем: 1) она является ключом для правильного понимания процесса естественно-исторического развития государства; 2) способствует пониманию явлений перехода государства от одного качественного состояния к другому; 3) вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей развития государства; 4) помогает определить общие закономерности и особенности развития конкретного государства на конкретном этапе его развития; 5) позволяет выделить общее, особенное и единичное, характерное для различных типов государств; 6) широкие обобщения становятся реальностью; 7) обогащает методологический инструментарий, позволяющий глубже проникнуть в сущность и содержание государства, определить роль и задачи государства переходного периода. Это является очень важным для Российской Федерации, которая прилагает усилия к укреплению и совершенствованию российской государственности.

Тип государства - это вид государства, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. Понятие «тип государства» служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими государствами. Иначе говоря, «тип государства» - научный термин, отражающий наиболее существенные характерные черты для государства определённой эпохи или культуры. В отечественной науке понятие «тип государства» длительно понималось лишь как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.

В настоящее время категория «тип государства» служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт.

Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями: 1. Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью. 2. Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью. 3. Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и права. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем. Следует присоединиться к точке зрения, что «типология государства не может быть чем-то застывшим и окончательным, она требует дальнейшего развития и уточнения, ибо значительный научный материал, накопленный в последнее время археологией, этнографией, историей (включая историю государства и права), политологией, социологией, конституционным правом, в достаточной степени не обобщается в рамках теории государства и права». Более полное рассмотрение типологии государства на этой основе возможно и необходимо, это - один из путей, ведущих от конкретного материала истории к созданию обобщенной модели развития государственности, а, следовательно, к пониманию сущности и открытию нового в государстве. Итак, государство - это сложный и разносторонний общественный и научный феномен. Эта сложность позволяет создавать различные системы его классификации. Типология государства - одна из таких классификаций, основанных на самых важных его признаках. Тип государства - это совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих выбранному критерию. Исторический тип государства - это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой. Типология государств является важнейшим методологическим открытием теории государства и права, имеющее важное теоретическое и практическое значение.

1.2 Типология государства: многообразие подходов

Первые попытки типологизации государств предпринимались уже в древности, когда юридическая наука только начинала свое развитие. Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили формы государства на правильные и неправильные. К группе правильных форм относились те формы государства, где власть осуществлялась на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть действовала вопреки законодательству и отстаивала при этом собственные интересы. Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию - правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть народа на основании законов). В качестве неправильных форм мыслитель отмечал: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (противозаконную власть народа). На основании тех же критериев Аристотель выделял царскую власть, аристократию, политию и противоположные им тиранию, олигархию, демократию. Такую классификацию с некоторыми видоизменениями использовали многие мыслители Средневековья и Нового времени. Так, Н. Макиавелли делил государства на две группы: 1) государства, где подданные привыкли повиноваться государям; и 2) государства, где подданные жили исконно свободно.

Начиная с Нового времени, более распространенным становится деление государств на монархии и республики. Такая классификация доминировала в юридической науке до XIX в. Она не утратила своего значения и в более поздний период, однако наряду с такой классификацией сформировались и иные подходы, также раскрывающие различные стороны государства.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный (см. рис. 1 в приложении).

. Формационный подход. Наиболее полно исторические типы государства охарактеризованы в рамках формационного подхода. Его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В своей работе «К критике политической экономии» К. Маркс утверждал, что в процессе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация - ступень развития общества с определенной системой производственных отношений. Выделяя азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации, К. Маркс полагал, что буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества. В другой работе «Наемный труд и капитал» К. Маркс рассматривал античное общество, феодальное общество, буржуазное общество как особые ступени в историческом развитии.

Выделение общественно-экономических формаций основано на способе производства материальных благ и форме собственности на средства производства. Одновременно не отрицается воздействие политики, права, культуры и других элементов общества на экономику и друг на друга. При этом устанавливается зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации. Как правило, власть в государстве принадлежит экономически господствующему классу.

Типы государств, выделяемые в рамках формационного подхода, мы подробнее рассмотрим ниже.

. Цивилизационный подход базируется на понятии «цивилизация» (от лат. «гражданский»). Под цивилизацией следует понимать, «с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю общественную жизнь, ее специфику, что позволяет судить о ней как об определенной цивилизации. Это как бы два существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть ее отличие от культуры». Цивилизационный критерий развития общества состоит в том, что за основу развития общества берутся формирование и реализация потребностей индивидуального человека и общества в целом. Первые элементы этого подхода можно найти среди тех историков, которые в развитии человечества выделяли 3 исторических этапа: дикость, варварство и цивилизацию.

Первый признак - цивилизация как уровень развития культуры и общества - наиболее всего изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе. Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происходило отождествление культуры с цивилизацией. Например, Э. Тайлор в своих исследованиях так и писал: «культура или цивилизация». Тайлор приходит к выводу, что цивилизация включает в себя уровень развития материальной и духовной культуры, а также саму общественную структуру (социально-демографическую, социально-классовую, социально-профессиональную, организационно-техническую и др.), которая отражает весь механизм существования и развития человеческой деятельности.

Другой признак цивилизации - способ освоения культуры - исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общественно-историческая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько экономическими, сколько духовными и культурными факторами (накопленными в ходе исторического развития и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения).

На современном этапе развития социальных наук можно было бы выделить три основных направления в цивилизационном подходе.

Первое направление за основу поступательного развития человечества как особой формы цивилизации берет научно-технический и культурно-исторический прогресс. С этой точки зрения традиционно выделяются семь цивилизаций, которые последовательно сменяли друг друга в истории развития человеческого общества: 1. Неолитическая - 7-4-е тысячелетия до н.э. 2. Восточно-рабовладельческая - 3-1-е тысячелетия до н.э. 3. Античная - VII в. до н.э. - VI в. н.э. 4. Раннефеодальная - VII-XIII вв. 5. Прединдустриальная - XIV-XVIII вв. 6. Индустриальная - 60-е годы XVIII в. - 70-е годы XX в. 7. Постиндустриальная - с 80-х годов XX в.

Второе направление цивилизационного подхода за основу развития человеческого общества принимает теорию этногенеза. Основатель этой теории, выдающийся русский историк, географ и социолог Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) полагал, что люди - это организмы, живущие на определенной территории в коллективах-этносах. У всякого этноса есть начало и конец, как есть начало и конец у человека. Этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Каждый этнос возникает вследствие микромутации, т.е. изменения стереотипа поведения. Толчком к такому изменению поведения выступает пассионарность - повышенная тяга к действию и к стремлению «быть самим собой», не подчиняться общим установкам. Очередной виток этногенеза ведет к тому, что человечество не исчезает с лица Земли.

Критерием третьего направления цивилизационного подхода при анализе развития человеческой цивилизации являются духовные, и прежде всего религиозные, ценности, их возникновение, борьба, уход в небытие, выживание и современное развитие. Так, английский историк и социолог А.Дж. Тойнби (1889-1975) основной единицей исторического процесса считал локальную цивилизацию - общность людей, объединенных духовными традициями и проживающих на данной территории. Исторически он выделяет первичные, вторичные и третичные цивилизации. Всего в истории человечества он насчитывал их свыше двух десятков. К концу XX в. и началу XXI столетия основными являются восемь цивилизаций: западно-христианская, православно-христианская, иудейская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская, конфуцианская. Как об особой можно говорить и об африканской цивилизации. При этом каждая цивилизация в своем развитии может пройти четыре этапа: генезис, рост, упадок, дезинтеграция. Основной критерий этого подхода - прогресс в сфере духовности, понимаемый как становление и развитие религий.

Цивилизационный подход к типологии имеет ряд недостатков: 1) наличие множественности оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) игнорирование важнейшего фактора, характеризующего государство - принадлежность политической власти.

Типы государств, выделяемые в рамках цивилизационного подхода, мы также подробнее рассмотрим далее.

Но помимо формационного и цивилизационного подходов, существуют и иные, менее распространенные.

Либертарно-юридический подход. «История человечества есть история развития свободы» - именно эта идея положена в основу данного подхода. По мнению Гегеля, существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и римскому - демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.

Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права - это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса: 1 тип государств - этнические государства Древнего мира. 2 тип - сословное государство Средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. 3 тип - государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия. 4 тип - гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством.

Типология государств М.И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева «Типология и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории» (т. 3, вып. 1 - 2, 1905.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств: 1) город-государство; 2) восточная деспотия; 3) феодальное поместье-государство; 4) сословная монархия; 5) западноевропейская и абсолютная монархия; 6) конституционное государство. И хотя в его типологии не нашлось места истории права и не все из перечисленных типов государств характерны как для Востока, так и для Запада, в работе М.И. Кареева отражена действительная эволюция государств, во многом совпадающая с имеющимися сегодня данными истории, этнографии, археологии.

Итак, существует два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный. Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение. Имеются и иные подходы к типологии государства (например, либертарно-юридический, типология государств М.И. Кареева), однако они менее распространены.

2. Характеристика основных типов государства

.1 Формационные и цивилизационные типологии

Для выделения типов государств в рамках формационного подхода следует отметить, что в 30-е гг. XX в. сторонники марксистских взглядов считали, что история в своем поступательном развитии проходит пять качественно своеобразных этапов - общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социализм. Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством социальных революций.

История государств в целом повторяет историю общества, проходя те же ступени. Тип государства и, соответственно, права обозначался их принадлежностью к той или иной общественно-экономической формации. Однако для первой и последней общественной формации нет соответствующего типа государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при коммунизме и государство, и право отомрут как ненужные высокоморальному, коммунистически организованному обществу.

Рабовладельческое государство - орудие господства класса рабовладельцев в виде особой организации политической власти господствующего класса. В нем три класса: рабовладельцы (господствующий класс) и рабы (угнетенный класс) - два основных класса, а также свободное неимущее население. Функция этого государства - защита собственности рабовладельцев. Рабовладельческое право закрепляло всемогущество рабовладельцев и бесправие рабов.

Феодальное государство. Основными классами феодального сословного общества были феодалы и зависимые крестьяне. На определенных этапах развития феодального права важное значение имело третье сословие - городское население. Положение последних отличалось от положения рабов в сторону увеличения личной свободы. Однако суть феодального государства состояла в том, что оно было орудием защиты сословных привилегий феодалов, их прав на землю, на зависимых крестьян. Феодальное право закрепляло интересы феодалов и было тесно связано с религией.

Буржуазное государство. Господствующий класс - буржуазия. Принципиальным отличием этого класса является обладание частной собственностью, возникшей в результате присвоения чужой собственности (как у феодала или рабовладельца), совместного труда большого числа наемных рабочих, также приобретающих в процессе своей деятельности часть созданного ими прибавочного продукта. Будучи политическим компромиссом как между дворянством во главе с монархом и буржуазией, так и между буржуазией и организованным рабочим классом, государство постепенно становится институтом, служащим всем классам и социальным группам населения, средством решения споров и конфликтов между ними.

В XX в. в странах Европы и Азии образовались социалистические государства. Эти государства основывались на общественной собственности на средства производства, они выступали главным распределителем социальных благ. В них отсутствовала эксплуатация человека человеком. Право лишь провозглашало принципы подлинного народовластия, защиту интересов не меньшинства, стоящего у власти, а подавляющего большинства населения.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа была заложена работами К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавшими идею построения государства трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью; исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, т.е. такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями. Однако в действительности социалистическое государство и право были институтами тоталитаризма, диктатуры правящей партократии.

Можно показать, что за пределами формационного объяснения истории оказывается множество разновидностей государств. Поэтому с учетом современного уровня знаний формационный подход должен быть дополнен цивилизационным. Типология государств в рамках цивилизационного подхода такова.

Среди всех известных цивилизаций выделяют первичные и вторичные цивилизации. В первичных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса. Государство - это не только управляющая система общества, но и главный собственник, основной организатор производства и т.д. Это было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного и социального функционирования общества. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, иранскую и др. Во вторичных цивилизациях отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть здесь уже не является столь могущественной силой, какой она была в первичных цивилизациях. К вторичным цивилизациям относят западно- и восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую, буддийскую и др.

Обратимся к истории человечества. С древних времен различались Восточная и Западная цивилизация. Исследования историков свидетельствуют, что с самого начала специфика цивилизаций была связана с особенностями трудовой деятельности людей, на которую влияли географическая среда, плотность населения и другие факторы. Системы рисового орошения, требующие управления снабжением водой из одного центра, во многом стимулировали развитие азиатского способа производства, для которого было характерно единоначалие и «общественный» характер работ, иерархия социальных привилегий, а в духовной сфере - ориентация на подчинение личностного самосознания мировому абсолюту - Богу (Небу, Солнцу) и его наместнику на земле - императору или феодалу, господину. Как видим, на специфику общественной жизни оказывали воздействие технологические и социально-экономические способы освоения материальных ценностей: организация орошения рисовых полей, сбора риса, управленческие иерархические структуры и т.п.

На развитие и особенности цивилизации влияло содержание религиозных и философских форм общественного сознания, а также использование их в качестве важнейших средств овладения всеми другими ценностями общества. В Китае - буддизм и конфуцианство, в Индии - буддизм, брахманизм, философия йоги оказали воздействие на регламентацию всей человеческой жизнедеятельности. Западная цивилизация развивалась под меньшим воздействием монолитных культовых структур и единоначалия. Она более активно менялась под влиянием науки, искусства, политики. Для Восточной цивилизации характерно усвоение материальных и духовных ценностей, а также их производство в условиях авторитарного патернализма, всеобщего послушания, особого личностного восприятия государства, старшего в общине и в семье.

Формирование человека как послушного и добродетельного наложило отпечаток на всю жизнедеятельность человека Восточных стран, на саму культуру и способы ее освоения. Это специфическое человеческое начало стало здесь весьма существенным. Для Западной цивилизации характерно ускоренное развитие техники и технологии, быстрое изменение предметного мира и социальных связей людей, ибо в ее культуре доминирует научная рациональность, которая выступает как особая самодовлеющая ценность.

Из иных классификаций государств в рамках цивилизационного подхода можно отметить их разделение:

-на древние (до V в. н.э.), средневековые (V-XV вв.) и современные (после XV в.);

-на крестьянские, промышленные, научно-технические.

В период Возрождения в области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия. Самое главное - была сломлена диктатура церкви. Все это явилось важнейшим условием зарождения капиталистической промышленности. Так (в общих чертах) происходил переход от крестьянских государств к промышленным.

Невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который привел к научно-технической революции, началось в мире в 50-х гг. ХХ в. НТР вызвала к жизни качественные преобразования производительных сил, резко усилила интернационализацию хозяйственной жизни. Коренные изменения в производстве сопровождались сдвигами в мировом населении. Главные черты этих сдвигов: ускоренный рост численности, получивший наименование демографического «взрыва», широкое распространение, урбанизации, изменения в структуре занятости, развитие этнических процессов. Произошел переход от промышленных государств к научно-техническим;

-на доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные.

Существуют цивилизации, которые характеризуются прежде всего уровнем развития техники. Западные исследователи (Д. Белл, 3. Бжезинский, Р. Арон и др.) характеризуют их как «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные». Последние сегодня называются «информационными», «технотронными» и т.п. Действительно, каждая из названных технических цивилизаций имеет свой уровень развития техники и свои специфические способы ее освоения: соединения человека с орудиями производства, его трудовые навыки и производственный опыт, формы управления производством и др. Для каждой из названных технических цивилизаций характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта. Уровень техники зависит от степени распространения того или иного типа орудий производства, прежде всего машин. Например, в птоломеевском Египте между 100 и 50 гг. до н.э. «инженер» Герон изобрел эолепил, своего рода паровую турбину (и это за восемнадцать веков до практического использования пара!), приводившую в движение механизм, способный дистанционно открывать тяжелую дверь храма. Это открытие произошло вслед за немалым числом других: всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхищающими термометр, и др. Изобретения шли группами, большими количествами, сериями. Однако древнее общество не стало даже «доиндустриальной цивилизацией», не говоря уже об «индустриальной цивилизации». «Вина» лежит на рабовладении, которое давало античному миру всю необходимую для производства вещей рабочую силу.

В зависимости от отношения государства к религии можно выделять государства светские, атеистические и теократические. Считается, что стран, имеющих государственную религию, около 30-ти, столько же атеистических, остальные относят к светским.

Государства могут быть типологизированы по выполняемым функциям, имеющим приоритетное значение в их деятельности. На этом основании особо выделяют военные, или полицейские, государства, характеризующиеся гипертрофированным развитием и преобладанием структур государственного насилия - армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а, следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция, в других - в область политики, отсюда повышенное внимание к реализации функций государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие. В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает прежде всего интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где сильно политическое противоборство классов. Такое состояние государственности было присуще, в частности, формирующемуся буржуазному обществу середины XIX в. (доиндустриальному), а в нашей стране в период после Октября 1917 г., когда предпринимались попытки строительства социалистического общества. Так, в первом Основном Законе Советского государства Конституции 1918 г., главная задача государства определялась как установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства …в целях полного подавления буржуазии… и водворения социализма… (ст. 9).

Но и общество, разделенное на классы, представляет собой единый социальный организм, государственную общность, где сосуществуют и даже сотрудничают противостоящие классы, социальные группы, слои населения. Помимо классовых интересов и потребностей здесь присутствуют общесоциальные, общечеловеческие связи и отношения. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. В.Е. Чиркин пишет о том, что государство - представитель общества, и его главная задача - выполнение «общих дел», такое управление обществом, чтобы наряду с саморегулированием жизнь в нем подчинялась определенным (предполагается - совместно выработанным) правилам, не допускающим анархии и распада общества.

Чем больший удельный вес общесоциального в функциях государства, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. «Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической, деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, к различным формам участия населения в государственной деятельности, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защиты прав и законных интересов гражданина и др.», - пишут А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков.

В зависимости от характера воздействия государства на экономику можно выделять такие разновидности государства, как государство «ночного сторожа», государство, осуществляющее функции «дирижера» экономики, и т.н. монетаристское государство.

По типу господствующего в той или иной стране правящего слоя различают геронтологические государства (правящий слой и правительственный актив отбирается исключительно по возрастному признаку) и идеократические.

В зависимости от особенностей государственного режима, характера государственной власти правомерной представляется классификация государств на сильные и слабые. Однако вектор представлений о сильном государстве не имеет устойчивого положения. Сильное государство ограничивается либо с точки зрения токвелекской характеристики государства с абсолютистскими притязаниями, либо с учетом гегелевского восприятия мощного государства, навязывающего свой порядок и свои рациональные ценности всему обществу, либо, наконец, принимая во внимание веберовскую модель рационального и легитимного государства.

В классическом же либеральном представлении сильное государство - это государство, характеризующееся разветвленными государственными структурами, многочисленной и могущественной бюрократией, стремящейся подчинить государственные интересы собственным интересам элиты. Сильное государство объективно не уживается с сильным (развитым) гражданским обществом. Гражданское общество подавляется государством, подчиняется ему. Поэтому несформированность гражданского общества, неразвитость его институтов - объективная основа для укрепления могущества аппарата государства. Сверхцентрализация власти - еще один весьма существенный признак сильного государства. В таком государстве происходит приватизация власти слоем бюрократии, которая не разделяет эту власть ни с каким иным субъектом. Антиподом сильного государства является государство гипердецентрализованное, не способное в данных условиях выполнить свое социальное предназначение. Ослабление государства ведет к утрате им способности оказывать управляющее воздействие на общество. Ослабленное государство так же нежелательно, как и государство сильное. Ослабленную государственную власть могут подчинить своему влиянию определенные политические силы, используя государство для достижения своих целей.

Объективно современное цивилизованное государство не должно быть ни сильным, ни слабым. Оно должно выступать государством, которое в данных исторических условиях наиболее приемлемо для гражданского общества, служит ему, обеспечивает его целостность, интегрирует общественные структуры в целях их прогрессивного развития.

Итак, если при формационном подходе каждый последующий тип государства является более совершенным с точки зрения его развитости, его отличает специфическая экономическая основа, то с типами государств, выделенных по цивилизационному критерию, дело обстоит иначе. В этом случае оказывается вообще невозможным выстроить цивилизации по степени их развитости. Каждая цивилизация в чем-то уникальна, неповторима для своего времени и исторической обстановки.

2.2 Переходное государство. Правовое и социальное государство

Не всякая государственная власть имеет классовый характер. В истории человечества были случаи, когда власть в государстве принадлежала не какому-то классу, а всего лишь узкой социальной группе (верхушке государственного аппарата, военным и т.п.). Обладавшая властью, эта социальная группа прежде всего отстаивала свои собственные интересы, балансируя между различными классами (классический пример - режим бонапартизма во Франции). И, наоборот, в некоторых странах в определенные исторические периоды власть принадлежала не одному конкретному классу, а целому блоку классов, состоявшему из национальной буржуазии, рабочего класса, крестьянства и защищавшему общенациональные интересы (в частности, подобное положение дел имело место в странах, освободившихся от колониальной зависимости). И в первом, и во втором случае описываемое положение дел носило временный характер: по истечении некоторого срока в деятельности государства вновь начинали преобладать интересы какого-то определенного класса. Поэтому данный тип государства в современной юридической науке получил название переходного.

В относительно недолгий период своего существования переходное государство решает две основные задачи: осуществление реорганизации самого государственного механизма; проведение необходимых изменений в основных сферах жизни общества (экономической, политической, культурной и др.).

В.Е. Чиркин пишет: «Переходное постсоциалистическое государство не похоже ни на народно-демократическое государство первого этапа развития, ни на государство социалистической ориентации. Речь идет не о переходе к тоталитарному социализму, а о переходе от него к другому общественному и государственному строю. Рождение постсоциалистического государства тоже было революционным событием, но это была революция особого рода, еще не известная истории - антитоталитарная демократическая революция, направленная против строя тоталитарного социализма. Она изменила отношения собственности и власти, привела к созданию нового общественного и государственного строя».

Опыт государственно-правового развития человечества свидетельствует о том, что абсолютно все государства на том или ином историческом отрезке своего пути пребывают в этом переходном состоянии. Но любое переходное государство недолговечно, поскольку оно не имеет серьезной социальной базы.в. внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому «либеральному государству» или «государству - ночному сторожу». Но сама идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов появилась еще ранее. Так, Т. Джефферсон писал: «Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными [врожденными и] неотъемлемыми правами, среди которых - право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью».

Современная практика развитых демократических государств показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечивать достойный уровень жизни своих граждан. Такая обязанность государства закреплена и во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), и в ст. 11 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, которые предусматривают право каждого «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Осуществление такой деятельности и составляет одну из важнейших задач современного социального государства.

В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь, проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная для социального государства.

Итак, в основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией РФ в социальной сфере установлено равенство, причем это всегда правовое равенство, формально-правовое равенство. Однако Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такому типу государств. Так, проблема преодоления бедности трудящегося населения «является серьезной социально-экономической проблемой современной России. Государство не обеспечивает необходимого уровня жизни населения, не предоставляет ему необходимых социальных гарантий и, следовательно, не является еще социальным государством в точном смысле этих слов». Вместе с тем долю оптимизма внушает сама попытка конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

Правовое государство - еще один тип, выделенный в рамках цивилизационного подхода по критерию функций, выполняемых государством.

Неотъемлемой частью понятия правового государства является «критерий общего блага. Это не только защита прав и свобод человека, рынка и частной собственности, но и воспитание гражданственности, забота о справедливости, что находит выражение в социальных функциях государства». Ни демократия, ни соблюдение прав человека не обеспечены до тех пор, пока они не подкреплены социальным благополучием и стремлением к общественной справедливости. Идея правового государства предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать и соблюдать. Согласно этой идее, право не просто «спутник» государства или его «приложение», «придаток», в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от волюнтаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

Можно сформулировать два главных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная сторона); 2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Правовое государство характеризуется тем, что в отношении человека создаются условия для его правовой свободы, в основе которых лежит принцип «дозволено все, что не запрещено законом». Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Рассматривая же общее состояние, в котором сегодня находится Россия, можно определить его как переходный период, причем достаточно высокой степени динамизма. С другой стороны, не абсолютизируя роли права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» - это скорее идеальный тип…», хотя и указывающий правильное направление движения.

Итак, помимо выделения типов государств по формационному и цивилизационному критерию, можно также выделить переходное государство, правовое и социальное государство.

Заключение

государство цивилизация право власть

Государство - явление разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Одним из вариантов такой классификации является типология государства, основанная на наиболее важных, сущностных его признаках. Тип государства - это совокупность важнейших сторон и свойств государства, порождаемых конкретной исторической эпохой.

Среди всего многообразия подходов к типологии государства основными и традиционными назвать можно два - формационный и цивилизационный.

Согласно формационному подходу пяти известным способам материального производства соответствовали пять общественно-экономических формаций, а каждой из них (кроме первобытнообщинной) - определенный тип государства и права: рабовладельческой формации - рабовладельческое государство и право, феодальной - феодальное, буржуазной - буржуазное, коммунистической - социалистическое государство и право. Но очевидно, что за пределами формационного объяснения истории оказывается множество разновидностей государств. Поэтому с учетом современного уровня знаний формационный подход должен быть дополнен цивилизационным.

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Цивилизация - понятие емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры, и даже эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности, органичности. В результате появляется возможность говорить о самых разных вариантах цивилизационной типологии.

Если формационный подход концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизационный - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Доминантой формационного подхода является учет экономических факторов развития, сильной стороной цивилизационного подхода - учет других, прежде всего социальных, факторов развития человеческого общества.

Положение формационного и цивилизационного подходов в ходе развития государствоведения не всегда было одинаковым. Так, в советской юридической науке господствовала формационная концепция. В течение 70-ти лет государство понималось, прежде всего, как орудие, механизм подавления. В теории государства и права существовал единственный подход к типологии государства, который основывался на характере общественно-экономической формации. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX века это положение резко изменилось. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным подходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества. Изменились взгляды на понятие и сущность государства: оно стало рассматриваться как средство объединения общества, как надклассовая организация. Формационный подход подвергся жесткой критике со стороны большинства ученых. Некоторые из них, отстаивавшие позиции формационной концепции в советский период, кардинальным образом поменяли свою точку зрения. При этом цивилизационный подход стал признаваться как теория, способная вывести науку из кризисного состояния. Однако в начале XXI века некоторые ученые-юристы стали отмечать несовершенство этой теории: она обладает не только достоинствами, но и определенными недостатками. Несовершенство цивилизационной концепции и критическое отношение к формационному подходу предопределили формирование новых типологий. В то же время их критерии частично схожи либо с критериями формационного, либо цивилизационного подходов. В юридической науке сформировалось мнение относительно необходимости формирования интегративного подхода.

Проблема интегративного подхода на сегодняшний день весьма актуальна. Ученые-юристы отмечают необходимость формирования подхода, который соединил бы в себе положительные стороны традиционных подходов. Однако этот подход в науке ещё не полностью сформирован из-за отсутствия четких критериев для типологизации.

Список литературы

1.Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.

2.Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12.

3.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

4.Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия «правовое государство» // Вопросы экономики и права. - 2010. - №1. - С. 14 - 18.

.Бекин А.В. К вопросу о типе государства и права в контексте традиционных и нетрадиционных критериев построения типологии государственно-правовых явлений // Право и политика. - 2009. - №4. - С. 734 - 748.

.Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 176 стр.

.Вебер М. Политические работы (1895-1919). - М.: Праксис, 2003. - 424 стр.

.Вехорев Ю.А. Типология государства. Цивилизованные типы государства [Электронный ресурс] // #"justify">.Всеобщая история права и государства: Учебник / В.Г. Графский, Ин-т государства и права РАН.; 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010. - 737 стр.

.Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2012. - 332 стр.

.Гринин Л.Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории // История и современность. - 2006. - №1. - С. 3 - 45.

.Жуков В.Н. Государство как этическая ценность // Право и государство: теория и практика. - 2009. - №11. - С. 6 - 10.

.Ивайловский Д.А. К вопросу о теоретических и практических основах национальной государственности в Российском государстве // Российская юстиция. - 2010. - №1. - С. 32 - 41.

.Ильин М.В. Возможна ли универсальная типология государств? // Политическая наука. - 2008. - №4. - С. 8 - 41.

.Исаев И.А. Социальные (политические) институты и власть // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №9. - С. 26 - 37.

.Каранина Н.С. Теории идеального государства: практическое применение теоретических разработок при построении современных государств // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - №1. - С. 30 - 35.

.Клименко А.И. Структурные характеристики правовой идеологии современного государства // История государства и права. - 2010. - №4. - С. 49 - 54.

.Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2011. - 144 стр.

.Лановая Г.М. Типология как методологическое средство теоретико-правового анализа юридического права // История государства и права. - 2010. - №4. - С. 30 - 34.

.Лексин И.В. Изменения в территориальном устройстве государства: вопросы типологии и терминологии // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - Т. 5. - №4 (24). - С. 53 - 65.

.Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. Учебное пособие. - 8 изд. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 640 стр.

.Малахов В.П. Правовые свойства гражданского общества // История государства и права. - 2010. - №4. - С. 20 - 21.

.Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права: элементарный курс. - М.: Кнорус, 2013. - 240 стр.

.Марченко М.Н. Теория государства и права. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 656 стр.

.Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 стр.

.Мельвиль А.Ю. Опыт классификации стран // Полис: Политические исследования. - 2006. - №5. - С. 15 - 38.

.Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2012. - 579 стр.

Похожие работы на - Типология государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!