Основные понятия русского языка

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные понятия русского языка

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Сахалинский государственный университет"






Контрольная работа

По дисциплине

Русский язык



Студента

Паздниковой Ксении Александровны

Преподаватель Бобровская И.Ю.

Содержание

Раздел 1. "Лексика и фразеология"

Раздел №2. Фонетика. Орфоэпия

Раздел № 3. Морфемика и словообразование

Раздел №4. Орфография

Раздел №5. Морфология

Раздел № 6. Синтаксис

Литература

Раздел 1. "Лексика и фразеология"

Лексическое значение слов. Словари русского языка.

1.1 Дайте толкование слов. Воспользуйтесь материалами соответствующего словаря:

Геральдика - составление, истолкование и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы,

Рецидив - многозначное слово.

. Мед. Возврат болезни после кажущегося полного выздоровления.

. Повторное проявление чего-л. (обычно негативного, нежелательного),

Импичмент - Книжн. Процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства с целью лишения их полномочий,

Пиетет - Книжн. Глубокое уважение, почтительно отношение к кому-, чему-л.,

Амбиция - многозначное слово.

. Обострённое самолюбие, чрезмерное самомнение.

. обычно мн.: амбиции, - ций. Неодобр. Претензии, притязания на что-л.,

Экзальтация - Книжн. Крайне возбуждённое или восторженное состояние,

Вето - в государственном и международном праве: запрет, налагаемый на какое-л. решение уполномоченным на это органом или лицом,

Брифинг - краткая пресс-конференция, на которой излагается позиция правительства, официального ведомства и т.п. по определённому вопросу или даётся информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т.п.,

Плебисцит - многозначное слово.

. В Древнем Риме: постановление, принимаемое на собраниях плебеев.

. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения особо важных вопросов; референдум.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы

1.2. А) С каждым словом ряда составьте словосочетание:

Восхитительно сыгранный концерт

Прелестно поет

Потрясающе выступает

Умопомрачительно вкусный пирог.

Б) К каждому слову (если это возможно) подберите антоним, составьте с ним словосочетание.

Шаловливый - послушный, послушный ребенок

Быстрый - медленный, медленный автомобиль

Говорливый - молчаливый, молчаливый ученик

Добрый - злой, злой человек

Доброжелательный - враждебный, враждебное отношение

Утвердительный - вопросительный, вопросительное предложение.

В) Укажите на два разных значения слова (составьте с каждым словосочетание):

Получить очки в игре - запотевшие очки,

Злой рок - тяжелый рок,

Мужской пол - деревянный пол,

Дверная ручка - шариковая ручка.

Г) Составьте словосочетания (выберите подходящее по смыслу слово):

Ракетное орудие - огнестрельное оружие

Взрывной механизм - взрывчатое вещество.

Фразеология

1.3 Укажите историю возникновения сочетаний. Дайте толкование фразеологизмам (используйте материалы словаря фразеологизмов):

Плыть по течению - жить, действовать, поступать так, как складываются обстоятельства, пассивно подчиняться им, происходит свободного словосочетания, которое, употребляясь в переносном значении, стало фразеологизмом.

Мамаево побоище - происхождение: золотоордынский хан Мамай (1335-1381), не являясь прямым потомком Чингиз-хана, не мог претендовать на законную власть в Орде, но по своим личным заслугам был фактическим хозяином положения в западной части Орды.

При хане Бердибеке Мамай занимал должность беклярбека - одну из двух главных в администрации Золотой Орды. В его функции входило руководство армией, внешними делами и верховный суд. Был вынужден манипулировать претендентами на трон и всячески маневрировать.

Пытался установить хорошие отношения с Генуей, Венецией, Литвой и даже Москве снижал подати. В это время один из потомков Чингиз-хана Тохтамыш захватил власть в восточной части Орды.

Он контролировал среднее и нижнее течение Волги, Южный Урал, Западную Сибирь, Алтай, Монголию и Китай. Тохтамышу оставалось лишь устранить Мамая как реального военного конкурента, чтобы захватить власть над всей Золотой Ордой.

Вместо того, чтобы тщательно готовится к схватке с Тохтамышем, Мамай предпринял неподготовленный поход на Русь, где и был разбит хорошо подготовленными объединенными силами русских князей на Куликовом поле 8 сентября 1380 года.

Эта битва, одна из самых кровопролитных и решающих в русской истории, получила в народе название "мамаево побоище". Выражение "мамаево побоище" передает смысл "страшная битва", "кровопролитное сражение" и т.п. Тохтамыш же додавил Мамая, сначала разбив его в поле, потом достал последнего в его резиденции в Крыму, убил и похоронил со всеми воинскими почестями.

Держать камень за пазухой - иметь тайные, недобрые намерения относительно кого-либо близкого, приближённого. Это выражение появилось в языке в Смутные времена, когда Москву захватили поляки (начало XVII века). Они хоть и пировали с москвичами, но, постоянно ожидая подвоха и скрывая вражду, буквально держали за пазухой на всякий случай булыжные камни! Об этом свидетельствуют очевидцы, например польский летописец Мацеевич. "С москалем дружи, а камень за пазухой держи", - говорили поляки, а позже и малороссы.

Разделать под орех - делать что-либо хорошо и основательно, либо сильно раскритиковать за что-нибудь. Выражение возникло в среде столяров, занимающихся изготовлением изделий из березы.

Умело используя краски, они имитировали фактуру древесины дуба, ореха или красного дерева.

Первоначально выражение имело смысл - сделать в лучшем виде. Затем его значение изменилось на негативное и стало означать - сильно ругать, критиковать. Близкими по смыслу являются выражения "разгромить в пух и прах", "камня на камне не оставить".


Раздел №2. Фонетика. Орфоэпия

Ударение в словах

2.1 Расставьте ударение в словах:

Престиж визави, партер, жалюзи, диспансер, несессер, канапе, консоме, намерение, щавель, бармен, маркетинг, индустрия, каталог, средства, некролог, обеспечение.

Звуки, буквы

2.2 Выполните фонетический анализ слов:

Ядро - ядро - [йа-дро] - 2 слога

] - согл., сонорн., непарн, мягкий

[а] - гласн., безударн.

[д] - согл., звонк., парный Т, твердый

[р] - согл., сонорн., непарн, тверд., вибрант

[о] - гласн., ударн.

4 буквы, 5 звуков

Солнце - солнце - он-цэ] - 2 слога

[с] - согл., глух., парный З, твердый

[о] - гласн., ударн.

[н] - согл., сонорн., непарн, тверд.

[ц] - согл., глух., непарн, всегда тверд.

[э] - гласн., безударн.

букв, 5 звуков

Под ивой - подивой (1 фонетическое слово) - [па-ти-вай] - 3 слога

[п] - согл., глух., парный Б, твердый

[а] - гласн., безударн.

[п] - согл., глух., парный Б, мягкий

[и] - гласн., ударн.

[в] - согл., звонк., парный Ф, твердый

[а] - гласн., безударн.

] - согл., сонорн., непарн, мягкий

букв, 7 звуков

Раздел № 3. Морфемика и словообразование

3.1 Выполните морфемный разбор слов:

Раз (приставка) добр (корень) ить (оконч.) ся (постфикс),

Пере (приставка) езд (корень) ы (оконч.),

Пере (приставка) рас (приставка) пре (приставка) дел (корень) ени (суфф.) е (оконч.),

Рас (приставка) смотр (корень) е (суфф.) л (суфф.) и (оконч.),

Пере (приставка) смотр (корень) еть (оконч.).

Раздел №4. Орфография

4.1 Перепишите слова и словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически условия выбора определённого символа:

Интриганский, сверсТник, окОпаться, влАдеть, грЯдущий, промЕжуток, удОвольствие, стЕснительный, повтОрение, дрОбление, обоснОвание, покрОвительство, воплОщать, продОлжение, участвовать, искусный, аплодисменты.

4.2 Перепишите слова, учитывайте слитное, раздельное и дефисное написание слов:

Снежно-белый; вследствие нарушений; в продолжение разговора; идти навстречу ветру; машиностроительный.

Раздел №5. Морфология

5. Выполните морфологический разбор:

А) глагола - влюбиться в талант

. Влюбиться (что сделать?) - обозначает действие - глагол.

. Морфологические признаки (постоянные - совершенный вид, II спряжение, непереходный, невозвратный; непостоянные - инфинитив, действительный залог)

Б) имени существительного - определённая частота

.Частота (что?) - обозначает предмет - имя существительное.

Отвлечённое; нарицательное.

русский язык морфологический синтаксический

2.Морфологические признаки (женский род, единственное число, Именительный падеж, 1 склонение, неодушевлённое).

В) имени прилагательного - бархатный сезон.

1.Бархатный (какой?) - обозначает признак предмета - имя прилагательное

Разряд - качественное. Полная форма.

.Морфологические признаки (мужской род, единственное число, Именительный падеж).

Раздел № 6. Синтаксис

6.1 Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

Выйти освежиться

1.Выйти - главное слово (с какой целью?) освежиться;

2.Глагольное;

.Вид связи - примыкание.

Дверь комнаты

1.Дверь - главное слово (какая? чего?) комнаты;

2.Именное;

.Вид связи - управление.

Будка для сторожа

1.Будка - главное слово (какая? для кого?) для сторожа;

2.Именное;

.Вид связи - управление.

6.2 Укажите, какими членами предложения являются выделенные слова:

б) сказуемым - 1;

в) дополнением - 2;

г) определением - 3, 5;

д) обстоятельством - 0;

е) не является членом предложения - 0.

. Я начал разыскивать потерянную клюшку.

. Врач запретил мне читать лёжа.

. Я не видел реки великолепнее Волги.

. Сменила мудрость молодости пыл.

5. На столе стояла шкатулка из дерева.

Литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. - М.: 1999, - 287с.

. Греков В. Ф, ЧешкоЛ. А, Крючков С. Е.: Русский язык: 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 1999 - 368 с.

Словари

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.

. Орфографический словарь русского языка. - М., 1999.

. Орфоэпический словарь русского языка. Ред.Р.И. Аванесов. - М., 1997.

. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1999.

Похожие работы на - Основные понятия русского языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!