Влияние СМИ и Интернета на нашу речь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние СМИ и Интернета на нашу речь

Средняя общеобразовательная школа №10 г. Кокшетау

Секция: языкознание








Научная работа на тему:

"Влияние СМИ и Интернета на нашу речь"



Выполнила: ученица 8 класса

Сумина Кристина

Научный руководитель:

Уалиева Шнар Хамзиевна






Кокшетау 2014-2015 уч. год

Содержание

Введение

Абстракт

Культура речи и грамотность в наши дни

Исследование интернет-источников

Заключение

Литература

Список используемых сайтов

Приложения

Введение

В последнее время уровень грамотности и культуры речи значительно снизился. Я заметила, что многие мои сверстники стали писать и говорить, нарушая нормы русского языка. Но наш язык - это великое богатство, которое мы должны беречь, хранить и развивать. Мы же в последнее время засоряем его иностранными словами, упрощаем и перестаем уделять должное внимание культуре речи и грамотности. Именно поэтому я решила начать это исследование и установить причину, влияющую на падение уровня общей грамотности и культуры речи.

§  Объект исследования - культура речи и грамотность.

§  Предмет исследования - культура речи школьников и грамотность.

§  Исследуемая проблема - снижение грамотности.

§  Проблемный вопрос: Почему происходит снижение грамотности и культуры речи?

§  Гипотеза: я считаю, что причиной снижения уровня грамотности и культуры речи населения являются средства массовой информации и интернет.

§  Цели и задачи исследования: выяснить причины снижения грамотности среди подростков, показать негативное влияние СМИ и интернета на культуру речи школьников, привлечь внимание школьников к проблеме культуры речи и грамотности.

В своем исследовании я постараюсь найти ответы на следующие вопросы: действительно ли существует проблема снижения уровня культуры речи и грамотности? В чем ее причины? Каковы последствия? Возможно ли остановить падение уровня грамотности и культуры речи школьников, и как это сделать?

интернет культура речь грамотность школьник

Абстракт


Коммуникации вроде СМИ и Интернет сегодня - это самые колоссальные источники информации, которые знало человечество. Но быстрота и доступность связи между читателями и пользователями позволили использовать их не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык - язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы - основные способы общения молодежи. Ими пользуются сотни тысяч молодых людей в Казахстане уже довольно давно (около 6 лет). За эти годы в программах выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос. В результате появилась моя работа - исследование по теме: "Влияние интернета и СМИ на нашу речь".

Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.

Цель работы:

Определить, действительно ли влияние СМИ и интернета отрицательно сказывается на нашей речи и ведёт к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.

Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто на уроках мои одноклассники, да и я сама, порой даже не замечая этого, употребляем неправильную речь. На переменах ученики общаются только на "своем" сленговом языке, считая, что "так все сейчас говорят, это модно".

Знакомясь в Интернете с личными страницами одноклассников, я увидела, как пишут ребята, общаясь друг с другом, и выдвинула следующую гипотезу:

Отсутствие знаков препинания в предложениях и неправильное написание слов при общении в Интернете не только ведёт к снижению языковой грамотности учащихся, как устной, так и письменной, но и снижает культуру общения между подростками.

И поставила перед собой следующие задачи:

1. Просмотреть все источники СМИ, которые нарушают нормы русского языка

. Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы;

. Рассмотреть часто употребляемые учащимися сленговые выражения и сокращения слов;

. Выявить особенности влияния языка Интернет-общения на грамотность учащихся, классифицировать типы ошибок

. Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

Предмет исследования - слова и выражения, используемые

В СМИ и Интернете и, допускаемые там ошибки

Объект исследования - СМИ и материалы сайтов

Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. "Берегите наш прекрасный язык", - писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Считаю, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык - это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить его - наша главная наша задача.

Следует заметить, что работа над данным исследованием продолжалась в течение месяца. В течение этого периода я посетила сайты и проанализировала записи из личных страниц пользователей, сделала выводы о правописании учащихся при виртуальном общении, провела социологический опрос на тему: "Волнует ли тебя проблема грамотности?", результаты обработала, представив их в форме диаграмм.

Методы исследования:

.        Сбор и анализ информации

2.      Классификация ошибок в правописании

.        Анализ причин допущенных ошибок

.        Социальный опрос

.        Анкетирование

Культура речи и грамотность в наши дни


В мире глобализации, конкуренции и карьеризма, люди перестали уделять внимание языку, на котором они говорят. На рабочем месте появляются жаргонизмы, слова или словосочетания, понятные только сотрудникам той или иной компании, засорение языка иностранными словами, более упрощенными, чем русские. Люди перестали обращать внимание на уровень культуры речи, стали отклоняться от рамок классического русского языка, относясь к языку лишь как к инструменту. Но даже инструменту нужны уход и забота. Русский язык не может терпеть к себе такого отношения.

Я выяснила, какие факторы влияют на уровень грамотности и культуры речи и провела анкетирование учащихся СШ № 10, чтобы определить, какие из них оказывают наибольшее влияние на современных подростков.


Анкетирование показало, что наибольшее влияние на уровень культуры речи оказывают средства массовой информации и коммуникации (телевидение, радио, реклама, На

На первый план вышли: интернет, сотовые телефоны, телевидение. На второй план ушли школа и образование. А чтению книг, где содержатся эталоны культурной речи, отводится чуть ли не последнее место. Сейчас подростки читают намного меньше, чем раньше. Анкетирование показало, что в среднем в месяц ученик читает по одной книге, иногда не до конца. В то время как, за компьютером мои сверстники проводят гораздо больше времени - до 6 часов в день.

Я решила проследить, как вышеупомянутые факторы влияют на культуру речи и уровень грамотности населения.

Рассмотрим влияние СМИ на уровень грамотности населения.

Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, словом, налицо все признаки ухудшения уровня речевой культуры самих дикторов. А так как телевидение, радио и пресса - уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться. Слово, однажды сказанное в телеэфире устами крупного чиновника или даже корреспондента, начинает использоваться простыми гражданами, входить в язык. Именно усилиями СМИ в первую очередь в наш язык вводятся неоправданные заимствования. Например, такие как, "мониторить", "экзит поллз", "креатив". Такие слова часто слышатся из уст чиновников на их выступлениях, и население также начинает их использовать, до конца не осознавая и не понимая смысл и происхождение этих слов.

В результате непосредственного влияния на подсознание через СМИ, у подрастающего поколения уже сформировалось так называемое "клиповое и кликовое сознание", то есть человек привыкает получать сжатую информацию, он перестает самостоятельно думать и анализировать.

Современные российские СМИ, особенно телевидение, не выполняют в полной мере свою образовательную функцию. На телевизионных экранах в избытке всевозможных развлекательных программ, среди которых встречаются передачи, исключительно негативно влияющие на речь аудитории. (Например, "Кривое зеркало" и подобные программы, герои которых всячески коверкают речь). В то же время на радио ("НС", "Русское радио") и на телевидении (НТВ) есть специальные программы, ориентированные на воспитание правильной культуры речи. Это - "Говорите правильно!"

Современный молодежный сленг уже настолько прочно вошел в жизнь, что массовыми тиражами издаются специальные словари, без которых бывает трудно общаться человеку, не вошедшему в это языковое поле. Например, существуют специальные словари молодежного сленга. Вот несколько выдержек из словаря Валерия Салтыкова: абитура, абы, абитуха - молодые студенты, абитуриенты; асталависта, аривидерча, пока - до свидания; баг, глюк, косяк - неправильное поведение, ошибка; втирать - обманывать; гаплонт - ничтожество.

Газеты

Согласно исследованию журналиста Ники Олиной речевая культура населения в целом (а молодежи - особенно!) в последние 10-15 лет резко ухудшилась. И первостепенную роль в разрушении и пренебрежении языком являются, как ни странно, СМИ, чье изначальное назначение было обучать и информировать аудиторию. Рассмотрим несколько примеров ошибок, найденных в российской прессе, телевидении:

1. Газета "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ”

"Ирина Понаровская займется рекламой ЧУЛКОВ” (норма требует: чулок)

"Московский комсомолец”, 14 марта 2008 г, заголовок редакционной заметки

2. Газета"ИЗВЕСТИЯ,”". Юрий Фокин скоро сменит Анатолия Адамишина во главе посольства в ВЕЛКИ-КОБРИТАНИИ” (орфографическая ошибка)

"Известия”, заметка Константина Эггерта "Дипслужба теряет престиж даже для отставников”, 29 марта 2008 г.

". Сегодня поздравить всех женщин с Восьмым МАРТОМ (грубое нарушение литературной нормы; распространено в просторечии, надо: с Восьмым Марта)

МТК, программа "На огонек”, 8 марта 2008 г.

4. Борис НОТКИН, телеведущий

"Я цитирую "Московские новости”, КОТОРОЕ ДАЛО." (неправильное согласование)

МТК, программа "Лицом к городу”, 4 марта

Реклама

Реклама, транслируемая на нашем телевидении и опубликованная на городских баннерах, тоже желает оставлять лучшего. Рекламодатели не обращают внимания на уровень культуры речи и грамотности, даже не задумываясь к чему могут привести в будущем такие низкокультурные слоганы. Иногда такие ошибки делают заведомо, дабы привлечь внимание потенциального покупателя. Например баннер НТК в городе Находка: тариф "недеЦкий" (имеется ввиду недетский). Реклама услуг для сотовых телефонов, где в роликах красуется надпись "Превед медвед" (привет, медведь). Бренд магазина "Кашелка" (кошелка), который написан с ошибками и все время мозолит глаза населению и школьникам, которые запоминают слово так, как оно пишется.

Телевидение

Телевидение оказывает не менее негативное на уровень культуры речи населения. В настоящее время культурный уровень программ сильно упал, достаточно вспомнить "Дом-2" или Comedy Club. Стоит отметить, что эти программы транслируются на телеканале ТНТ, который сам по себе не отличается высоким уровнем культуры и позиционирует себя только как развлекательное телевидение. Но также существует канал СТС, который являясь развлекательным, но не несет в массы низкий культурный уровень. Но какое бы направление ни было у канала, все равно должен присутствовать строгий контроль за уровнем программ со стороны государства, которое не должно допускать возможность деградации человека, как личности. Не случайно еще на заре радиовещания в дикторской группе появилась картотека "трудных слов", туда заносили слова, вызывавшие затруднения в плане их значения, произношения, ударения, словоизменения, стилистической окраски; чтобы речь диктора, звучащая из телеэкранов, была элитарной, являла образец высокого культурного уровня, чтобы воспитывать у населения такой же уровень, чтобы это было нормой среди населения - не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Но сейчас, к сожалению, таких словарей для дикторов уже нет, а даже если и были, то вряд ли, кто бы ими пользовался.

В итоге мы видим что для населения СМИ не является эталоном ни в плане грамотности, ни в плане уровня культуры речи.

Исследование интернет-источников

Для того, чтобы проанализировать влияние Интернет - общения на грамотность подростков, я исследовала сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделала следующие выводы.

Во-первых, специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, так как предполагает анонимность пользователя, дающую большую свободу высказываний и поступков, ибо риск разоблачения и отрицательной личностной оценки окружающими минимален. Вследствие этого в сети проявляется особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность лексики и некоторая безответственность участников общения.

Во-вторых, в связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стойко стремятся к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков - смайликов для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

В-третьих, манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы - это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному жанру, который успешно возрождается благодаря именно Интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Аффтар жжот!", "Я плакалЪ", "Пеши исчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.

В-четвёртых, русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов ("смайликов"). Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.

В-пятых, язык интернета это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.

Чтобы узнать отношение к Интернет-сленгу подростков, я провела собственный опрос пользователей.

Анализ опроса.

Возраст участников 13-17 лет.

На вопрос "При общении в Контакте (VK) использование какой речи вам нравится больше?" практически все участники опроса назвали "сленг". По мнению опрашиваемых, общение с использованием сленговых фраз и выражений раскрепощает людей, делает его более доступным и свободным. Некоторые ответили, что им больше нравится сочетание сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. Самая малая часть (12% или 6 человек из 50) вообще не используют сленг при общении вКонтакте, так как их раздражает такое общение.

Вывод: Почти все молодые пользователи общаются вKонтакте, используя сленг. Причем употребляют его постоянно, так как такая речь им нравится.

На второй вопрос "Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из Интернета?" 35 человек из 50 отвечают, что используют в своей устной речи сленговые выражения и лишь 15 человек написали, о том, что не употребляют сленг, так как привыкли к обычной речи, и "он их раздражает". Таким образом, результаты ответа на второй вопрос подтверждает мою гипотезу о том, что стиль Интернет-общения медленно, но верно проникает в нашу жизнь.

Ещё одна примета XXI века - нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово "нормально", подростки говорят "норм" или "намана", вместо "пойдем" - "падем", "спасибо" - "спс", "почему" - "поч", "может быть" - "мб", "домашнее задание" - "дз" и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово "Нi" вместо слова "Привет".

Вывод: Интернет - сленг активно приживается в речи подростков.

На третий вопрос "Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?" почти все участники ответили, что они будут общаться вКонтакте. Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих не сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.

Вывод: Интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.

Анализ анкет учащихся

Я провела анкетирование учащихся 6б, 7, 8 классов по теме "Виртуальное общение" и получила следующие результаты.

На вопрос "Общаешься ли ты в Интернете?" количество ответивших "да" составляет 93%, ответивших "нет" - 7% Таким образом, практически все ученики используют интернет для общения в различных формах.

Проанализировав ответы на вопрос "Какие формы общения ты предпочитаешь?", я пришла к выводу, что подростки общаются в Сети, используя разные формы виртуального общения, но чаще всего они выбирают общение при помощи электронной почты и в Контакте, то есть некоторые выбирают более индивидуальное, неоткрытое общение, а некоторые, наоборот, предпочитают быстрое краткое и открытое для всех общение.

Проанализировав ответы учеников на вопрос "Используешь ли ты при общении сленг?", я сделала вывод о том, что сленг ребята используют в своей речи довольно-таки часто. В 10 классе 40% опрашиваемых ответили, что используют в своей речи сленг иногда, а в 7 и 8 классе 40% ответили, что используют часто.

Из ответов на вопрос "Почему ты используешь сленг?" я поняла, что, к сожалению, сленг стал популярным современным способом общения между людьми (и не только в виртуальном мире) потому лишь, что "это модно". Сленговые выражения переходят от одного человека к другому не только из уст в уста, но и при переписке.

Полученные ответы на вопрос "Применяешь ли ты орфографические правила, когда общаешься в Интернете?" неоднозначны. Радует то, что никто не выбрал вариант ответа "никогда". Но многие из опрашиваемых ответили "иногда". Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.

Вот примеры вариантов ответов на вопрос "Напиши, какие слова ты чаще всего изменяешь при общении в Интернете и почему?"

сёня, седня - сегодня плз - пожалуйста

щас - сейчас прива! =), хай, при, прив, привки - привет

чё? - что делаешь, что говоришь ок - хорошо

норм - нормально здаров, даров, дарофф - здравствуй

ахах - смех чмоки-чмоки - целую

пасибки, спс, пасиб - спасибо супер - здорово

дз, домаха - домашнее задание плз - пожалуйста

комп - компьютер контр, конроха - контрольная работа

родаки, предки - родители уры - уроки

Среди причин использования замены, искажения слов опрашиваемые отмечали следующие: "так короче", "так прикольно", "быстрее печатать", "друзья готы и эмо", "для друзей vip".

% опрашиваемых на вопрос "Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили "да" - 55%, и 45% "нет".

Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос "нет", написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. ("Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда"; "Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается)

Ученики, ответившие на этот вопрос "да", объяснили свой ответ так:

"Нет. Потому что как писал, так и пишу с ошибками"; "Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях"; "Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно"; "Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни"; "Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет";

Теперь разберём фрагмент переписки двух девушек в VK, выделим все ошибки, сравним с тем, как выглядел бы этот же диалог в "нормальной" русской речи (Приложение 3)

Вывод: Люди желают выделиться через допущенные ошибки, символы, цифры, смайлы. И, к сожалению, это становится нормой.

Анализ ошибок, допускаемых в Интернет-общении

Проанализировав сайты форумов, блогов, чатов (www.mail.ru <#"808065.files/image002.gif"> 

 




Приложение 2

 

Пример, иллюстрирующий использование аббревиатур и знаков.

Полилог в чате, посвященном флеш-мобу. Флеш-моб - это спланированное действие нескольких людей. Например, месяц назад флеш - мобовцами была проведена акция в московском метрополитене. Десять человек зашли в вагон метро на определенной станции, ехали, ничем себя не выдавая, затем в определенное время одновременно достали воздушные шарики, надули их за несколько секунд до следующей остановки, затем все вышли. Вечером в чате (www.vkontakte.ru <http://www.vkontakte.ru>) читаем:

1. *Блуждающая: Драсти всем

2. [23: 23: 22] к нам приходит Зая29

3. БК@Р: ЗДОРОВО J

4. MARIK_говорит: сашулечка!!!!!!!!!

5. Зая29: IMHO, флеш НЕ удался!!!!!!!!!!

6. Потерял_ся: пппрррррррррииииииииивввввееееееетттттттт

7. Блуждающая: А мне гуд, кучу приколов собрали

8. Зая29: Какие приколы??????: - 0

9. БК@Р: Зая прав, МАRIК хихикал всю остановку, шары надували не

11.МАRIК_говорит: IDGI???!!!: - D

12.Блуждающая: А народу понравилось J

13.МАRIК_говорит: Я пошел. CUL

Приложение 3

Пример переписки (www.VK.ru <http://www.VK.ru>)

Переписка в VK Разговор в реальной жизни.

к$юНьК@ (21: 44: 47 13/09/2011)

Приффки Привет

~2М@N~ (21: 44: 55 13/09/2011)

Дарофф) Здорово

к$юНьК@ (21: 45: 03 13/09/2011)

Каг ти? Как ты?

~2М@N~ (21: 45: 14 13/09/2011)

Мм. Я намана) А у типя как дела? Я нормально. А у тебя как дела?

Похожие работы на - Влияние СМИ и Интернета на нашу речь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!