Собственность: экономическое содержание и юридические формы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Собственность: экономическое содержание и юридические формы













КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Собственность: экономическое содержание и юридические формы


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Экономическое и юридическое понятие собственности. Определение форм собственности

.1 Философское определение собственности и краткая история ее формирования и развития

.2 Собственность как экономическая категория

.3 Юридическое определение собственности, собственность как правовая категория

.4 Формы и типы собственности

.5 Право собственности, ее субъекты и объекты

.6 Основы приобретения и прекращения прав собственности

.7 Права и формы собственности в современных конституциях стран мира

Глава 2. Применение и развитие форм собственности в экономическом развитии РФ

.1 Преобразования/развитие отношений собственности в РФ от СССР

.2 Современная государственная политика в области развития экономических и правовых отношений собственности

Глава 3. Перспективы развития отношений собственности в экономике РФ

3.1 Перспективы развития собственности в РФ. Концепция государственной политики в области развития отношений собственности

3.2 Перспективы развития собственности в РФ на примере развития предприятий малого и среднего бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


Введение

Собственность - это основа любого общественного строя и общества. Она возникла в самом начале развития человечества. Собственность является основным условием существования общества и лежит в основе любой экономической системы. В самом широком смысле слова собственность - исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. При более тщательном анализе ее содержания на первый план выходят ее экономический и юридический аспекты. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Исследованиями собственности люди занимались с древних времен, но споры и дискуссии, связанные с этой проблемой, остаются и в настоящее время. Собственность очень актуальный и обсуждаемый вопрос в современном обществе, который составляет структурообразующую основу системы общественных отношений и общества в целом. Собственность изучается разными науками (философией, экономикой, юриспруденцией и др.). Каждая из них дает свое определение ее понятия. Отношения собственности оказывают влияние на экономику, политику, идеологию и т. д.

Целью курсовой работы является - наиболее точное рассмотрение понятия собственности, его экономического содержания и юридических форм. Объектом курсовой работы является собственность. Предметами курсовой работы являются экономическое содержание и юридические формы собственности. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть понятие собственность, как экономической категории.

1.Ознакомится с юридическим понятием собственности.

2.Рассмотреть формы, типы и виды собственности.

.Ознакомится с особенностями преобразования собственности в РФ.

.Определить перспективы развития собственности в экономическом развитии РФ.

Глава 1. Экономическое и юридическое понятие собственности. Определение форм собственности

.1 Философское определение собственности и краткая история ее формирования и развития

Собственность - исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного (личного) потребления. Собственность связана с вещью - предметом присвоения и представляет собой и отношения между людьми по поводу вещи. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах. Собственность происходит от слов «собъ» - пожитки, имущество и «собность» - обладание вещью как личным достоянием.

О понятии собственности, ее роли и значении в обществе задумывались древние философы, например Аристотель отождествлял собственность и имущество. По учению Аристотеля имуществом является то, что можно измерить стоимостью денег. Понятие собственности рассматривал через владение и пользование.

Пользование, - считал Аристотель, - это, по-видимому, трата и даяние имущества, а приобретение и сбережение - это, скорее, владение.... Если граждане общества богаты, то это служит на благо развития всего государства в целом. Для него на первый план выступала частная собственность, которая рассматривалась как соответствие природе человека, т.к. человек больше всего любит себя. В соответствии с этим частная собственность, самый главный стимул к труду, обогащению и производству. Однако, являясь защитником частной собственности, Аристотель осуждал чрезмерное обогащение. Он выделял две формы обогащения это - свой труд и обогащение с помощью ростовщичества, спекуляции и торговли. При этом он предпочтение отдавал собственному труду.

Современное понимание и толкование права собственности уходит в римское право. В нем впервые были четко обозначены основные черты и особенности данного чрезвычайно важного правового института. В древнем античном Риме была разработана классическая трактовка собственности, на основе которой возникли другие теории собственности. Собственность рассматривалась как владение, пользование и распоряжение вещью. Для обозначения права собственности в Риме использовали термин "dominium", который означал с точки зрения экономики "собственность", а с точки зрения права "общее правовое господство лица над материальной вещью", дополняющийся "exiureQuiri-tium" («по праву квиритов, римских граждан»), т.е. право собственности принадлежало римскому народу, а затем уже отдельным римским гражданам. Римское право установило и закрепило основные характеристики права собственности: непосредственное отношение лица к вещи (полное право при котором собственник может распоряжаться как угодно), исключительное право (собственник может исключить все третьи лица из воздействия на вещь), абсолютное право (право при котором охватывается сразу все возможные права на вещь). Данные характеристики используются вплоть до настоящего времени.

Кроме римлян изучению понятия собственность и ее значению уделялось большое внимание и значение в европейских экономических школах. Ж.-Ж. Руссо утверждал о том, что собственностью является то, что получено на основе высказывания первый, кто, огородив участок земли, придумал заявить: Это мое…». Гегель называет их той самой осью, «вокруг которой вращается все законодательство». Кроме того вопросам собственности большое значение в своих трудах уделял А. Смит.

В экономическом учении 17-18 вв. собственность была включена в трудовую теорию стоимости. К. Маркс считал, что собственность неотделима от всей совокупности экономических отношений. Русский философ В.С. Соловьев относил собственность наряду с экономической жизнью и правом к нравственности и психологии. Он считал, что неотъемлемое основание собственности, как справедливо признают все серьезные философы новых времен, заключается в самом существе человеческой личности. На Руси, вместо понятия собственность до 18 в. использовались понятия владение и вотчина. А. Алчиан и Р. Коуз под понятием собственность и система ее прав подразумевают множество норм, которые регулируют доступ к редким ресурсам. Указанные нормы образуют так называемый «пучок прав собственности», основными элементами которого являются: право на исключение из доступа к ресурсам, право на получение ресурса, право на получение от него дохода, право на передачу всех предыдущих полномочий. Любой акт обмена, согласно этой теории, есть обмен «пучками прав собственности».

.2 Собственность как экономическая категория

Собственность - одна из самых сложных экономических категорий. Совокупность основных признаков и черт, характеризующих институт собственности с экономической стороны, называют экономической категорией. Материальную основу любого общества составляют экономические отношения собственности. Их основу составляет господствующая форма собственности. Собственность как экономическая категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов. В некоторых источниках под собственностью понимают имущество, принадлежащее кому-либо. Следует отметить, что такая трактовка ошибочна, поскольку речь идет лишь об объекте собственности. Собственность это не имущество, а система отношений между людьми по поводу этого имущества. Экономическое содержание собственности определяется степенью развития производительных сил и производственных отношений, т.е. самим производством, и является объективной категорией, которая и выражает и определяет реально существующие общественно-экономические отношения, составляет их главный смысл. Для исследования экономического содержания собственности очень важно понимать соотношение отношений собственности и производственных отношений в целом. Поскольку экономическое содержание собственности составляют производственные отношения, то иногда делается вывод, что отношения собственности и производственные отношения тождественны. В действительности же, отношения собственности являются главным содержанием экономических, производственных отношений и определяют их характер. Собственность - это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей. Собственность распространяется на весь хозяйственный процесс и в экономическом смысле не является имуществом или вещью, она характеризует отношение к этим вещам: производству, обмену, распределению, потреблению.

Собственность как система экономических отношений - это целое, а ее элементами являются владение, пользование и распоряжение. В экономических отношениях складываются разные комбинации владения, пользования и распоряжения. Владение (отношения присвоения факторов и результатов производства) представляет собой фактическое обладание имуществом. Владение есть неполная, ограниченная собственность, предполагающая частичное присвоение. Присвоение, произошедшее задолго до того, как люди научились производить материальные блага, это сложный многоуровневый социально-экономический процесс. Он соответствует структуре хозяйственной жизни и развивается вместе с нею. Присвоение включает в себя четыре элемента: объект присвоения, субъект присвоения, сами отношения присвоения, форма присвоения. Объект присвоения - это то, что подлежит присвоению (материальные блага, услуги, недвижимость, рабочая сила, деньги, ценные бумаги и т.п.). Субъектами присвоения: отдельные граждане, семьи, группы, коллективы, организации и государство. Отношения присвоения - возможность полного отчуждения имущества одним субъектом от других субъектов. Формы присвоения: в экономическом аспекте различают индивидуальную, коллективную и государственную форму присвоения благ и услуг. Индивидуальная форма: личная собственность, индивидуальная трудовая деятельность. Коллективная форма: коллективные, арендные, акционерные предприятия, кооперативы, товарищества, и др. Государственная форма: общегосударственная, региональная, муниципальная и др. Между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества. Собственность и присвоение имеют два внутренних закона. Первым является закон собственности на продукт своего труда. В основе образования собственности лежит труд. Труд - изначальный способ присвоения, первооснова собственности. Второй закон собственности и второй закон присвоения связаны с наемным трудом и присвоением результатов этого труда через обмен, т. е. через сферу обращения (12).

Понятие пользование или отношения хозяйственного использования имущества можно трактовать следующим образом: пользование это фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения извлечения из нее выгоды. Собственник имущества или его владелец реализуют объект собственности, который они сами не могут или не хотят использовать. В случае, когда пользователь не является владельцем собственности, тогда он должен осуществлять пользование только в соответствии с условиями, оговоренными собственником. Распоряжение или отношения экономической реализации собственности это право субъекта распоряжаться объектом собственности, т. е. принятие решений по поводу функционирования объекта собственности (отчуждение, продажа, дарение, обмен, уничтожение, залог и т. д.).

1.3 Юридическое определение собственности, собственность как правовая категория

Собственность как экономическая категория неразделима с собственностью как правовой категорией. Для широкого освещения вопроса собственности необходимо рассмотреть и проанализировать особенности и ее характерные черты не только с экономической, но и с юридической стороны. Собственность как юридическая категория - наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъекты в отношении своего имущества. Юридические отношения собственности - совокупность отношений владения, пользования и распоряжения, формирующих и закрепляющих экономические отношения в принципах и нормах права. В соответствии с действующим законом, собственность как юридическая категория выражает все аспекты вещевого права. Вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным. Право собственности можно рассматривать как систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу собственности как экономической категории. Право собственности устанавливается только в соответствии с законом по определенным правилам и нормам. Собственность можно представить как имущественные отношения, которые выражаются во владение, пользование и распоряжение объектом собственности. Закон устанавливает, каким имуществом можно пользоваться определенное лицо, каким распоряжаться, а каким владеть. Владение - это возможность воздействия и влияния на предмет принадлежащий субъекту. Правомочное владение - это юридически гарантированная допустимость хозяйственного руководства над имуществом. В соответствии с нормами закона владение бывает незаконным или законным (титульным). Пользование - это использование и применение объекта по назначению в соответствии с волей пользователя. Правомочное пользование юридически обеспечивает получать из имущества все свойстве во время его использования. Собственник может передавать свою вещь в использование другим людям по заключенному договору. Распоряжение - это право распоряжения имуществом. Правомочное распоряжение позволяет юридически позволяет обусловить судьбу вещи через заключение юридических актов к ней (продать, заложить и т.д.). Итак, в юридическом смысле право собственности рассматривается как совокупность правовых норм, фиксирующих и регулирующих отношения по вопросу принадлежности материальных благ.

.4 Формы и типы собственности

Отношения собственности по мере развития общества совершенствовались и принимали самые разнообразные формы и типы. Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, под формой собственности - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов производства его основным субъектам. Тип и форма собственности находятся в строгой совместной зависимости. Типам собственности соответствуют различные ее формы: частная, коллективная, общественная. Частная собственность получила свое распространение там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности. Коллективная и акционерная собственности получили свое применение в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность - это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность - это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Общественная собственность это совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности и успешно функционирует в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования.

В Российской Федерации государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, предусматривающий наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием.

.5 Право собственности, ее субъекты и объекты

Право собственности - это совокупность правовых норм, фиксирующих, регулирующих и охраняющих принадлежность имущества собственнику. Право собственности является суммой правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ конкретным собственникам, допускающих владеть, пользоваться, распоряжаться ими и защищать эти материальные блага. Право собственности относится к абсолютным имущественным правам. Право собственности могут употреблять в двух смыслах: в объективном и субъективном. В объективном смысле - это действующие правовые нормы определенные законом, фиксирующие границы дозволенных деяний собственника по присвоению, владению, пользованию и распоряжению материальных благ. В субъективном смысле - позволяет собственнику по своему личному владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему вещами, распоряжаться ими для исполнения любой предпринимательской или другой деятельности, не запрещенной действующим законом.

Экономическая сущность собственности строится на отношениях между субъектом - собственником и объектом - собственностью.

Субъект собственности (собственник)- активная сторона отношений собственности, представленная лицом, группой лиц, обладающих каким-либо имуществом, распоряжающихся и пользующихся им.

Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде какого-либо имущества, принадлежащего целиком или частично собственнику. К объектам собственности относятся недвижимое и движимое имущество, интеллектуальная собственность.

Недвижимое имущество: земля, здания и сооружения, а также объекты инфраструктуры.

Движимое имущество: машины, оборудование, инструменты, автомобили и т. д.

Интеллектуальная собственность: научно-технические изобретениями, достижения в области искусства и литературы. С развитием общества происходят изменения и в объектах, и в субъектах собственности. Появляется новая техника и технология, оборудование, новые, искусственные материалы и т.д. Все это обогащает (количественно и качественно) объемы средств производства.

Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации. В соответствии с ГК РФ субъектами права собственности могут быть граждане, юридические лица, государство, его субъекты и муниципальные образования. Все они по отношению к своей собственности имеют одинаковый объем правомочий. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются следующие виды права собственности:

)право государственной собственности (федеральная собственность);

) право муниципальной собственности (муниципальная собственность);

) право частной собственности: индивидуальная собственность; коллективная собственность; общая собственность.

Частная собственность - это юридически закрепленная за собственником форма прав владения, пользования и распоряжения любым своим имуществом, которое используется для удовлетворения личных потребностей и ведения коммерческой деятельности. Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Все субъекты собственности равны между собой. Объектами экономических отношений частной собственности являются: движимое и недвижимое имущество; земельные участки; жилье; предприятия как имущественный комплекс для занятия предпринимательской деятельностью; денежные средства; интеллектуальная собственность; ценные бумаги; животные; иное имущество. Введены формы присвоения гражданами материальных благ - это: индивидуальная форма, хозяйственная деятельность, предпринимательская, коллективная деятельность. Коллективная частная собственность - это собственность юридических лиц. Основные признаки права собственности юридических лиц: в собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада (взноса) его учредителями; юридическое лицо является единственным собственником имущества; юридическое лицо вправе совершать в отношении своего имущества любые действия не противоречащие закону; учредители юридических лиц либо имеют (хозяйственные товарищества), либо не имеют (некоммерческие организации) обязательственных прав на имущество; право собственности юридического лица может быть ограничено законом (при общей или специальной правоспособности).

Государственная собственность обслуживает интересы больших обществ людей. Субъектами государственной собственности выступают Российская Федерация и её субъекты. Государственная собственность бывает: федеральной, республиканской, административно-территориальной, национально-территориальной. В государственной собственности может находиться любое имущество, с учетом вида субъекта. Государственное имущество можно разделить на два типа: закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющее государственную казну. Исключительной федеральной собственностью являются: объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования органов власти и решения общегосударственных задач; объекты; объекты, отраслей, обеспечивающие жизнедеятельность народного; государственная казна.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Муниципальное имущество можно разделить на два типа: закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, муниципальное казенное имущество (средства местного бюджета), иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Субъектами муниципальной собственности являются: город, сельское поселение - район, другие муниципальные образования. Объектами муниципальной собственности выступают: средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли; природные ресурсы; находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия (транспорта и др.) и организации (СМИ); муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения; муниципальные нежилые помещения и жилищный фонд; муниципальные учреждения образования; здравоохранения; культуры и спорта; объекты инженерной инфраструктуры; другое движимое и недвижимое имущество.

.6 Основы приобретения и прекращения прав собственности

Под приобретением и прекращением права собственности следует понимать совокупность юридических и фактических действий, с которыми закон связывает возникновение права собственности и прекращение права собственности. Они подразделяются на первоначальные и производные. К первоначальным относятся такие юридические факты, при которых право собственности на имущество возникает впервые. Например: изготовление вещи, конфискация, возникновение права собственности на клад, возникновение права собственности по давности владения. Право при производных способах собственности возникает у приобретателя по воле предшествующего собственника при заключении договоров о приобретении права собственности, договоров купли-продажи, дарение, наследовании, совокупности юридических фактов при приватизации государственного или муниципального имущества. В соответствии со ст. 223 ГК право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом либо договором.

Основаниями приобретения, прекращения права собственности юридического лица являются: гражданско-правовые сделки; объединение имущества, создание его в процессе производственной деятельности; иные основания, в зависимости от целей деятельности.

1.7 Права и формы собственности в современных конституциях стран мира

В большинстве современных конституциях мировых стран собственность подразделяется на общественную (публичную, государственную) и частную. В других случаях разграничиваются частная, государственная и муниципальная формы (виды) собственности или частная, кооперативная и государственная. В Конституции Мексики 1917 г. к этому добавляются еще семейная и общинная собственность. Нередко выделяется также иностранная собственность.

В рамках современной мировой демократической концепции гражданского общества устанавливается неприкосновенность частной собственности, а при реализации социальных функции государства, сочетания интересов собственника с интересами всего общества и даже на известное ограничение прав собственника. В конституции ФРГ устанавливается гарантия собственности и права наследования. Кроме того, пользование собственностью должно одновременно служить общему благу. Земля и недра, естественные ресурсы и средства производства могут быть в целях обобществления переданы в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства. Конституция Испании устанавливает то, что социальная функция прав собственности ограничивает их содержание в соответствии с законами. Все богатства страны в самых различных формах, независимо от характера собственности, служат общим интересам. Признается право государственной инициативы в экономической деятельности. Конституция Ирландии указывает на то, что в гражданском обществе права собственности должны регулироваться в соответствии с принципами социальной справедливости и государство может в случае необходимости ограничить осуществление указанных прав.

Конституции Италии направлена на социальную функцию частной собственности и обеспечение ее доступности для всех в связи с установлением по закону способов приобретения и пользования этой собственностью и указывает на тот, что в целях общественной пользы закон может передавать государству определенные предприятия или категории предприятий, а также государство может устанавливать предельные размеры частной собственности, содействовать преобразованию крупных землевладений и поддержке мелкой и средней собственности. Аналогичные положения содержатся и в конституциях Франции, Португалии, Австрии, Бразилии, Казахстана, Литвы, Беларуси и др. стран.

Государства проводят то национализацию собственности - передачу ее из частных рук в руки государства, то приватизацию - передачу своей собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам. Приватизация может быть нескольких видов:

. Методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному или на аукционах, тендерах и др. (Восточные земли Германии, Хорватии, Эстонии);

. Льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний (Польша, Литва, Латвия). Этот метод наряду с ваучерной приватизацией применялся в России.

. Реприватизация (Чехия, Венгрии, Болгария, Словения, Хорватия, Эстония) - восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества.

Конституция Японии подчеркивает, что "право собственности определяется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию. Частное право может быть использовано в публичных интересах на справедливую компенсацию".


Глава 2. Применение и развитие форм собственности в экономическом развитии РФ

.1 Преобразования/развитие отношений собственности в РФ от СССР

В СССР в 30-х годах двадцатого столетия сложился новый общественный строй, которого никогда не было в России, под названием государственный социализм. Государственный социализм - это искусственно созданная социально-экономическая система, характеризующаяся полным захватом собственности государством. При этом строе государственная собственность выступала высшей, приоритетной форой собственности. Государство, неограниченно владеющее системой отношений присвоения, управляло всем народным хозяйством, по максимуму централизовало практически все выпускаемые товары, услуги и финансовые средства страны. Работники (трудящиеся), исполнявшие указы, постановления и законы вышестоящих органов власти, не участвовали в организации и управлении производством, не получали никаких доходом от производства, кроме заработной платы. Стимулом к труду являлись административные и внеэкономические способы привлечения людей к труду (вручение грамот, медалей, орденов, кубков, переходящих знамён и т.д.).

Все перечисленные факторы не могли способствовать эффективному экономическому развитию страны и ее граждан. Каждый работник хотел получать свою собственную прибыль от своих результатов труда. В соответствии с этим, в стране начали проводить экономические реформы. Одной из главных реформ является разгосударствление собственности, переход от общественной собственности к частной, но с элементами и присутствием государственной собственности, превращение государственной формы присвоения в иные формы хозяйства. Как упоминалось ранее, передача государственной собственности в частные руки называется приватизацией. В Российской Федерации приватизация началась с октября 1992 г. В начале этого процесса граждане страны получили бесплатные ваучеры - приватизационные чеки на сумму 10 тыс. руб., предназначающиеся для выкупа госсобственности или обмена акций строго ограниченных компаний, но они не обменивалась по номиналу на рубли. Кроме того ваучер можно было вложить в ваучерные фонды, которые, как оказалось впоследствии, никакой ответственности (ни финансовой, ни юридической) не несли. По официальным данным, за период ваучерной приватизации было разгосударствлено 70% промышленных предприятий.

С 1 июля 1994г. способ приватизации изменился. Имущество государственных и муниципальных предприятий продавалось за деньги. Целью данного мероприятия было помочь новым частным собственникам, которые появились после первого этапа приватизации, развивать производство. Но не все благие намерения удалось воплотить в жизнь. Приватизация не принесла обществу и России в целом существенного положительного результата. Не все собственники были заинтересованы в расширении и модернизации производства, чаще их цель получить дивиденды. Большим недостатком было отсутствие проработанной эффективной юридической базы. Кроме того отрицательными результатами приватизации в РФ являлись:

) государство отказывалось от права собственности в первую очередь в наиболее благополучных отраслях и секторах экономики. Именно наиболее рентабельные производства оказались первоочередными объектами приватизации;

) государство не сумело организовать эффективный менеджмент на тех предприятиях, где за ним оставался контрольный пакет акций;

) государственная собственность оказалась в распоряжении немногих практически за бесценок.

) идея создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны не нашла своего решения;

) мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой, ни экономической основы для цивилизованного конкурентного развития;

) крупные производства и сегменты экономики (особенно сырьевые) в результате приватизации снизили эффективность своей деятельности и оказались в монопольном положении на рынках сбыта своей продукции.

Крупные производственные объединения, в процессе приватизации распадались на множество мелких нежизнеспособных предприятий. Постепенно они стали искать пути к объединению. По мнению специалистов разгосударствление собственности в России надо было проводить, учитывая российскую традицию государственного производства, постепенную коммерциализацию деятельности предприятий. В этом случае госпредприятия начинают функционировать наравне с другими рыночными субъектами, полностью отвечая за свои действия.

Но во многом неудачный процесс приватизации в Российской Федерации дал много положительных и значимых результатов для эффективного стабильного развития экономики страны в целом. Прежде всего, стала формироваться многоукладная экономика, включающая все типы присвоения: общее совместное (государственная, а также общинная собственность казачества и монастырей); частное и общее долевое (акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации и др.); было либерализовано большинство цен; упразднена система централизованного распределения ресурсов; в 1 квартале 1992 г. бюджетный дефицит был сведен почти к нулю; существенно девальвирован официальный курс рубля, а с июня 1992 года был введен единый курс по текущим операциям. Все это позволило снизить инфляцию к июню 1992 г. Однако предпринятые усилия не были комплексными и не привели в действие важные экономические механизмы.

2.2 Современная государственная политика в области развития экономических и правовых отношений собственности

На пути реформирования отношений собственности в Российской Федерации возник экономический кризис. Россия унаследовала крайне неравновесную, нестабильную, во многом разрушенную экономику. Уровень инфляции в тот момент превышал 300% в год. Образовалась тотальная нехватка важнейших жизненно необходимых товаров. Дефицит бюджета составлял в 1991 году более 30% ВВП. Государство накопило огромный внешний долг. Создание субъектов рыночных отношений в России проходило проблематично. Осложнился кризис нехватки частных капиталов и государственных кредитных источников для поддержки экономики. Кроме того, не разработанность правовой базы приводила к крайне негативным результатам. Предприятия зачастую сталкивались с рейдерскими захватами, рэкетом криминальных структур и пр.

Общий спад уровня производства в 1995 году по сравнению 1991 г. составил 51%: легкая промышленность - 83%, пищевая - 56%, машиностроение - 59%, лесная и обрабатывающая промышленность - 59%, промышленность стройматериалов - 58%, топливная промышленность и энергетика - 32%, цветная металлургия - 21%, черная металлургия - 42%, нефтехимия - 60%. В 1995 году российское правительство решилось на прекращение финансирования дефицита бюджета. Социальная сфера страны оставалась недофинансированной. Начали задерживаться выплаты зарплаты, пенсий и пособий. Нехватка денежных средств привела к кризису неплатежей. Большая масса предприятий была приведена к состоянию банкротства. Правительство стало в безвыходное положение, недостаток денежных средств стал основной. Однако, в результате упора экономики на сырьевую, начал наблюдаться небольшой её устойчивый рост в отраслях, которые имели или нашли рынки сбыта за пределами страны (черная металлургия - 13%, цветная металлургия - 11%, нефтехимия - 19%). Начало наблюдаться повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. Возникли целые секторы экономики - банки, страховые, инвестиционные, консультативные и аудиторские компании. Растущий экспорт помогает развиваться черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической и топливной отрасли экономики. Все это превращает Россию в сырьевой гигант с громоздкой и малоэффективной экономикой. Происходит разрушение сельского хозяйства.

В результате реформирования экономики можно выделить следующие положительные моменты: достигнута стабилизация курса рубля, которая привела к притоку инвестиций и удешевление кредитов, банки стали больше уделять внимание к производственной сфере экономики; понижение инфляции неблагоприятно повлияло на финансовые и торговые предприятия, которые выигрывали за счет инфляция. Теперь в секторах экономики останутся те рыночные предприятия, которые работают в существующих рамках инфляции, а не выигрыше за счет ее повышения. Финансовые компании чаще стали проявлять интерес к государственным пакетам акций, а значит прошла перестановка сил в этой сфере. В связи с изменениями проводимыми Правительством РФ в области экономики, в России в настоящее время существуют разные формы собственности, имеющие свои сферы наиболее эффективного применения. ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 212 ГК РФ). Например, в России в настоящее время успешно функционируют следующие её виды: государственная собственность, частная собственность, муниципальная собственность, акционерная форма собственности, коллективная и кооперативная собственность. Общероссийский классификатор форм собственности, разработанный государственными органами статистики и введенный в действие в 1999 г., классифицирует основные формы собственности. Выделяются такие формы: российская собственность, иностранная собственность, совместная российская и иностранная собственность, смешенная российская собственность с долей государственной собственности.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (Статья 214 ГК РФ). В соответствии указанной статьей, государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня - федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти <#"justify">экономический юридический право собственность

Глава 3. Перспективы развития отношений собственности в экономике РФ

.1 Перспективы развития собственности в РФ. Концепция государственной политики в области развития отношений собственности

После опыта приватизации в России, последствий экономического кризиса 90-х годов, опыта и путей борьбы с глобальным мировым экономическим кризисом 2008г., можно констатировать, что экономическая и правовая политика РФ в области развития и совершенствования отношений собственности приобрела для нашей страны относительно новый характер. Задача создания эффективного частного собственника не нашла своего полного решения. Мелкий и средний бизнес не получил прочной правовой и серьезной экономической основы для конкурентного развития. Крупные производства и сегменты экономики (особенно сырьевые) оказались в монопольном положении. Современная экономическая политика направлена на то, что право собственности должно обеспечивать абсолютную власть собственника над вещью и приоритет в отношениях с другими субъектами Российской Федерации. В условиях динамического развития нашей страны необходимы реформирование гражданско-правового института собственности. Частная собственность это детище длительного экономического развития общества. Данный институт в России складывался чрезвычайно тяжело. Защита собственности является стратегической задачей развития России.

Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административных реформ, создания прочной юридической базы, четкой и конкретной проработки всех экономических механизмов функционирования прав собственности в стране. Выработка единой политики, направленной на укрепление законодательной базы и совершенствования экономических путей реформирования отношений собственности, преследует цель нахождения цивилизованного консенсуса между обществом (государством), собственником и менеджментом. Государственная политика направлена на защиту прав собственности как предприятий национальной экономики, так и граждан страны. Любой гражданин как собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество, как для предпринимательской деятельности, так и для любой другой не противоречащей законодательству страны. Права личной собственности граждан являются незыблемыми.

.1.1 Перспективы развития собственности в РФ на примере развития предприятий малого и среднего бизнеса

Одним из основным документов, определяющим перспективы развития прав собственности в России, как и всей экономики страны в целом, на ближайшую перспективу является «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», который разработан на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указах Президента РФ от 7 мая 2012 года и задач, поставленных, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годы. В указанном документе отмечено, что совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:

. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления в 2013-2015 гг.);

. Улучшение конкурентной среды;

. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;

. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ (особых экономических зон);

. Совершенствование банковской системы.

Огромное значение в этом документе уделяется защите прав собственности. В частности большое значение уделено укреплению и развитию частной собственности и разработана целая программа по поддержке и малого и среднего бизнеса, развитие которых является одной из приоритетных задач на ближайшие годы. Определены основные направления данной поддержки, это, прежде всего, продолжение работы по совершенствованию специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. Минэкономразвития РФ осуществляет реализацию государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства с 2005 года. Главный приоритет программы - обеспечение доступа к финансовым ресурсам малых компаний, являющихся лидерами региональных экономик. Для них разработаны меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: субсидирование процентных ставок по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования; субсидирование расходов по лизингу оборудования.

Таблица 1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации, тысяч

Субъекты Российской ФедерацииКоличество субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс.Среднесписочная численность занятых в сфере МСП (включая индивидуальных предпринимателей),итогоИП*юр. лицаитогоИП*юр. лицаРоссийская Федерация5757,541121645,519015,85329,613686,2Центральный федеральный округ1418926491,55236,71187,24049,5Северо-Западный федеральный округ5683442242082,9443,71639,2Южный Федеральный округ6835461371861,76611200,7Северо-Кавказский федеральный округ35130942648,4305,3343,1Приволжский федеральный округ11698643054108,91200,92908Уральский федеральный округ5063591471613,2457,31155,9Сибирский федеральный округ7815632182553,7765,31788,4Дальневосточный федеральный округ28220181910,3308,9601,4

* Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей согласно данным ФНС на 01.01.2011 г.

Как видно из данных представленных в таблице №1, по состоянию на 01.01.2011 г. в Российской Федерации насчитывалось 5757,5 тыс. предприятий малого и среднего предпринимательства, имеющих частную форму собственности. Количественное распределение их по субъектам РФ не одинаково. Самый крупный субъект, насчитывающий 1418 тыс. предприятий, это Центральный Федеральный округ. Дальневосточный федеральный округ насчитывает самое наименьшее количество исследуемых предприятий с частной собственностью, всего 282 тысячи. Однако, если проанализировать среднесписочную численность граждан занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, то данный показатель распределился следующим образом: самая большая численность 19015,8 тыс. чел. также в Центральном Федеральном округе, а самая низкая 648,4 тыс. чел. в Северо-Кавказском. Можно сделать вывод, что численность работников занятых в данных предприятиях с частной формой собственности не зависит от количества предприятий функционирующих в регионе.

Кроме того данные таблицы показывают, что численность работников занятых в предприятиях малого и среднего предпринимательства с частной формой собственности достаточно велика, она составляет около 13% численности проживающих в РФ (Согласно официальным данным переписи населения в России в 2010 г., численность постоянного населения РФ составила142 905200 человек).

Особое место в программе занимает поддержка малых инновационных компаний. Предоставляются гранты на создание малой инновационной компаний, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов и т.д. Уделяется большое значение развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства.

Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется за счет средств субсидии из федерального бюджета по следующим направлениям:

компенсация расходов по сертификации товаров, получению лицензий, необходимых для экспорта;

софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом;

компенсация расходов по уплате процентов по кредитам;- компенсация расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности и т.д.

Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки.

Программа содействия развитию микрофинансовых организаций позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т.д.). Другой приоритетной задачей Программы поддержки малого предпринимательства является создание промышленных парков и технопарков.

Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2015 гг. являются: увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции; увеличение объемов поддержки средних компаний; увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний; увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей; повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций; сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний; создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства.

Таблица 2

Прогнозные показатели реализации Программы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2012-2015 гг.

Показатели2012 оценка201320142015прогнозДоля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей в общей численности занятого населения, %25,52626,527Доля добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового внутреннего продукта, % ВВП21,321,722,022,4Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации, ед.11,411,812,112,5Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тысячу человек населения Российской Федерации, ед.29,830,531,332Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, тыс. ед.252не менее 250не менее 250не менее 250

Данные таблицы №2, показывают, что количество малых и средних предприятий с частной формой собственности на 1 тыс. чел. населения РФ в РФ к 2015 году должно увеличится практически на 10%, количество ИП в расчете на 1 тыс. чел. увеличится на 2,2 ед. Кроме того, государственная политика РФ направлена на оказание государственной поддержки для данных предприятий с частной формой собственности. Их количество должно быть стабильным. Не смотря на проблемы мирового экономического кризиса, количество остается неизменным (не менее 250 тыс.). Если по прогнозным данным оценивать среднесписочную численность работников в общей численности занятого населения, то видно, что она увеличивается к 2015г. на 1,5%. Возрастает и доля добавленной стоимости в общем объеме валового внутреннего продукта на 1,1%.

Все представленные данные свидетельствуют о том, что частная собственность в Российской Федерации получает стабильную положительную динамику в своем развитии.

На примере предприятий малого и среднего предпринимательства видно, что государственная политика направлена на дальнейшую поддержку частной собственности. Перспективы ее дальнейшего развития положительно скажутся на экономическом развитии страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог и анализируя изложенное, отметим, что собственность - одна из самых сложных экономических и правовых категорий. Собственность - это отношения между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Основой любой экономической системы является институт собственности.

Виды и формы собственности служат определяющими признаками экономической системы. Право собственности является первым и центральным субъективным правом во всех возможных смыслах - историческом, экономическом, научно-юридическом и т.д. Можно выделить два основных типа собственности: это - частная и государственная (общественную). Частная собственность это детище длительного экономического развития общества. Данный институт в России складывался чрезвычайно тяжело. Национальные экономическая и правовая системы, которые воспринимают институт частной собственности, радикально отличаются от данных систем игнорирующих частную собственность. Частная собственность - это юридически закрепленная за собственником форма прав владения, пользования и распоряжения любым своим имуществом, которое используется для удовлетворения личных потребностей и ведения коммерческой деятельности. Государственная собственность обслуживает интересы больших обществ людей. Государственная собственность в свою очередь может быть: общенародной, региональной; муниципальной. Государственная собственность бывает: федеральной, республиканской, административно-территориальной, национально-территориальной.

Право собственности закрепляет материальную основу любого общества, является юридическим выражением, формой закрепления экономических отношений собственности. После 1991 г. в Российской Федерации произошли преобразования общегосударственной формы собственности в частную. Для превращения государственной формы собственности в частную в России был использован механизм приватизации общественной собственности. Для современной экономической ситуации в России характерно усиление контролирующих функций государства в результате административных реформ, создания прочной юридической базы, четкой и конкретной проработки всех экономических механизмов функционирования прав собственности в стране. Государственная политика направлена на защиту прав собственности как предприятий национальной экономики, так и граждан страны. Права личной собственности граждан являются незыблимыми.

Одним из основным документов, определяющим перспективы развития прав собственности в России, как и всей экономики страны в целом, на ближайшую перспективу является «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Огромное значение в этом документе уделяется защите прав собственности. В частности большое значение уделено укреплению и развитию частной собственности и разработана целая программа по поддержке и малого и среднего бизнеса, развитие которых является одной из приоритетных задач на ближайшие годы. Основные направлениями поддержки частного малого и среднего бизнеса в России на ближайшие годы: увеличение объемов поддержки малых и средних инновационных компаний; увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования, грантовой поддержки; сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний; создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства.

Государственная политика РФ направлена на оказание государственной поддержки для предприятий с частной формой собственности. Частная собственность в Российской Федерации получает стабильную положительную динамику в своем развитии. На примере предприятий малого и среднего предпринимательства видно, что государственная политика направлена на дальнейшую поддержку частной собственности. Перспективы ее дальнейшего развития положительно скажутся на экономическом развитии страны в целом.

Конкретные меры по развитию отношений прав собственности в России рассмотренные в данной работе позволяют сделать вывод, что в нашей стране осуществляется комплексный подход к решению этих задач. Прежде всего, это проявляется в комплексном подходе к реформе законодательства о собственности, во-вторых, в создании системы стимулов (например, мощная государственная поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства) для всех фактических обладателей разных правомочий собственности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Норма, 2007. Аристотель. Соч., т. 4. М., 1984, с. 121

.Алейников Б. А. История возникновения и развития собственности в России: от общинной собственности к усилению роли частной собственности / Право и жизнь // №113(8). - 2007 г.

.Власов М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. М.: М3-Пресс, 2002

4.Волович, В.Н. Совершенствование отношений собственности как условие модернизации российской экономики // Проблемы современной экономики. - 2011. - №3. - С. 39.

.Гражданский кодекс РФ

6.Гражданское право / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. Ч. 1. М., 2002. С. 272

8.Грязнова, А.Г., Думная, Н.Н., Юданов, А.Ю. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие. - М.: КноРус, 2008. - 602с.

9.Гукусьян Г.М. Экономическая теория. С.-Пб.:, 2-е изд. 2009

10.Добрынин, А.И., Тарасевич, Л.С. Экономическая теория: учебник. - 4-е изд. - Спб.: Питер, 2010. - 560 с.

11.Корняков, В. Новая модель отношений собственности (анализ современного опыта) // Экономист. - 2010. - № 6. - С. 46-49.

.Котерова, Н.П. Основы экономической теории: учебник. - М.: Академия, 2011. - 320 с.

13.Мельников В.В. Институт частной собственности и модернизация рыночной экономики в Российской Федерации / В.В. Мельников. - (Право и государство: теория и практика; №1.-М.: «Право и государство пресс», 2012.-150 с.

14.Павлов В.П. Энциклопедия юриста. 2005

15.Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

16.Райзберг Б.А., Стародубцева Е.В. Курс экономики. Учебное пособие 5-е изд. перераб. и дополн., м.: ИНФРА-М. 2012.

17.Самигулина А.В. Предприятие как объект права собственности в Российской Федерации-М.: Право и экономика. - 2009.-№9.-с.9-14.

18.Соколинский, В.М. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: КноРус, 2011. - 270с.

19.Смирнов А.А. Основные направления развития правового регулирования института собственности: теория вопроса - М.: Право и государство, 2012. № 2 с.152

20.Тарасевич, Л.С., Гребенников, П.И., Леусский, А.И. Макроэкономика: учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 686с.

21.Тарасевич, Л.С., Гребенников, П.И., Леусский, А.И. Микроэкономика: учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 543с.

.Шмелев, Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности. - Вопросы экономики. - №4. - 2010. - С. 25-29. Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2000. Шмелев, Н. Новый этап российских реформ: пределы и возможности. - Вопросы экономики. - №4. - 2010. - С. 25-29. Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2000.

Похожие работы на - Собственность: экономическое содержание и юридические формы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!