Служба органов внутренних дел на транспорте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,68 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Служба органов внутренних дел на транспорте

Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Петровский колледж»

Отделение финансов, экономики и права







КУРСОВАЯ РАБОТА

Служба органов внутренних дел на транспорте

Выполнил: Ромадин Руслан Бексолтович

студент 1914 группы специальность 030503 Правоведение

Руководитель: В.Л. Крайнес








Санкт-Петербург, 2012

Содержание

Введение

. Система и функции органов внутренних дел на транспорте

. Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах железнодорожного транспорта

. Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах воздушного транспорта

. Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах водного транспорта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Все цивилизованные государства в современном мире, независимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойной и безопасной жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективного регулирования общественной жизни, с помощью органов, призванных защищать интересы личности, общества и государства, собственность от преступных и иных противоправных посягательств.

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических перемен, сопровождающихся расширением демократии и гласности, совершением многочисленных террористических актов, необходимостью укрепления законности, особую актуальность приобретает обеспечение правопорядка на железнодорожном, водном, воздушном и других видах транспорта. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит органам внутренних дел на транспорте. Эта служба входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации и выступает в качестве основного средства обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с преступностью на транспорте.

В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос изучения административно-правовых основ деятельности этих органов, и в частности органов внутренних дел, которые выполняют основные задачи государственного регулирования и контроля за общественным правопорядком на транспорте.

Настоящая работа ставит своей целью: изучить правовое положение и организационное построение органов внутренних дел на транспорте.

В соответствии с разработанной программой были поставлены и решены следующие задачи:

изучение правового положения, задач и функций органов внутренних дел на транспорте;

изучение организационного построения органов внутренних дел на транспорте;

рассмотрение задач и функций Департамента обеспечения правопорядка на транспорте, как федерального органа ОВДТ;

обобщение полученных знаний по данному вопросу и подведение итогов (выводы).

Методы исследования и изучения, используемые в процессе работы:

анализ нормативно-правовых источников (Конституция РФ, Кодекс об административных нарушениях РФ, Федеральный закон «О милиции», Приказы МВД);

изучение теоретического материала по представленной теме «Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел на транспорте»;

изложение материала по изучаемой теме в данной работе.

Для раскрытия данной темы были изучены труды, учебные пособия по аспектам изучаемой тематики, в процессе работы был проведен анализ законодательных актов в свете последних изменений (в частности Приказ МВД РФ от 23.12.2005 N 1042 "Об утверждении типового положения об управлении внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации»). В процессе работы в качестве теоретической базы были использованы труды таких авторов, как Бахрах Д.Н., Бровко Н.В., Власенков В.В., Коренев А.П. и др.

Структура и объем данной работы, состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы.

общественный порядок безопасность транспорт

1. Система и функции органов внутренних дел на транспорте

Система органов внутренних дел на транспорте строится применительно к системе органов управления железнодорожным, воздушным, водным транспортом.

Для определения территории и сферы деятельности органов внутренних дел на транспорте приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 декабря 1991г. № 220 объявлен перечень объектов, обслуживаемых органами внутренних дел на транспорте.

. На железнодорожном транспорте:

станции в пределах их границ со всеми объектами МПС, перегоны (только на железнодорожном полотне), подвижной состав, находящийся на участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте;

вокзалы;

остановочные пункты;

платформы;

пешеходные и переходным мосты, подземные переходы, если они служат только для выхода и посадки пассажиров в поезда;

железнодорожные подъездные пути МПС общего пользования от стрелки примыкания до откидного бруса или знака «граница подъездного пути», кроме путей, сданных в аренду, и предприятий промышленного железнодорожного транспорта;

грузовые дворы и контейнерные площадки (пункты) в пределах их ограждения, при отсутствии ограждения - границей следует считать периметр складирования грузов и контейнеров;

стационарные прирельсовые склады, сортировочные рамы, пакгаузы, ангары, другие складские помещения грузового хозяйства МПС, находящиеся в границах станций.

Не являются объектами оперативного обслуживания органов внутренних дел на железнодорожном транспорте привокзальные площади, пристанционные скверы и сады; участки местности и населенные пункты; переходные мосты, путепроводы, виадуки, другие искусственные сооружения; прижелезнодорожные почтамты и пункты сортировки почты Минсвязи РФ; железнодорожные пути предприятий промышленного железнодорожного транспорта, а также пути, сданные в аренду; культурно-бытовые, медицинские, иные помещения и объекты МПС, непосредственно не связанные с эксплуатацией железнодорожного транспорта, а также все гражданские (в том числе жилые), промышленные, иные сооружения, предприятия и организации, независимо от их ведомственной принадлежности, расположенные вне границ, отведенных для обслуживания органами внутренних дел на транспорте.

. На воздушном транспорте:

аэродромы в их границах;

аэровокзалы;

воздушные суда.

Не являются объектами оперативного обслуживания органов внутренних дел на воздушном транспорте объекты, расположенные вне границ аэродромов и зданий аэровокзалов, привокзальные площади, авиационные отделы перевозки почты Минсвязи РФ, а также аэропорты и посадочные площадки, где не имеется подразделений транспортной полиции.

. На морском транспорте:

морские порты и судоходная часть их акваторий;

вокзалы;

гидротехнические сооружения и навигационные средства, расположенные в пределах судоходной части морских портов;

суда и другие плавательные средства, находящиеся у причалов и на рейдах акватории морского порта;

места хранения и переработки грузов на территории портов.

. На речном транспорте:

речные порты;

вокзалы и пристани;

причалы (за исключением причалов для плавсредств баз отдыха и лодочных станций);

охраняемая территория шлюзов;

пункты отстоя и ремонта судов государственного концерна «Росречфлот»;

главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых протоков (на главном фарватере);

суда и другие плавсредства государственного концерна «Росречфлот», находящиеся на главном судовом ходу, в пунктах ремонта и отстоя, у пристаней и причалов порта;

плавучие знаки судовой обстановки.

Не являются объектами оперативного обслуживания органов внутренних дел на водном транспорте острова с объектами гражданского и промышленного строительства, расположенные в водных акваториях морских портов и рек, набережные (в населенных пунктах) и расположенные на них культурно-бытовые помещения, пляжи, береговые знаки судовой обстановки, плавучие базы отдыха, причалы и дебаркадеры.

В зависимости от уровня названные виды полиции представлены отделами, отделениями, группами или отдельными сотрудниками.

Систему органов внутренних дел на транспорте можно представить в виде трех уровней: МВД России - Главное управление внутренних дел на транспорте; Управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ); Линейные отделы (отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и входящие в их состав линейные пункты полиции, а также подчиненные им подразделения и учреждения. Каждый уровень имеет определенное различие в содержании задач и объеме выполняемых функций.

Первый уровень - ГУВДТ, которое является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата. Его основными задачами являются: организация работы по обеспечению личной и общественной безопасности; защите собственности от противоправных посягательств; выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, их совершивших, предотвращению и пресечению преступлений и других правонарушений; обеспечение соблюдения законности в деятельности подчиненных органов и должностных лиц; организация работы по обеспечению государственного пожарного надзора на объектах транспорта.

Из названных задач вытекают функции ГУВДТ МВД России, которое:

- организует деятельность системы органов внутренних дел на транспорте Российской Федерации;

осуществляет текущий анализ оперативной обстановки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, оценку эффективности принимаемых мер в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел на транспорте, выработку мер оперативного реагирования на негативные проявления и тенденции;

совершенствует организаторскую деятельность органов внутренних дел на транспорте, стиль, формы и методы оперативно-служебной деятельности УВДТ (ОВДТ);

обеспечивает постоянную связь с УВДТ (ОВДТ), принятие оперативных решений по сообщениям о чрезвычайных происшествиях или осложнениях обстановки, координацию деятельности подчиненных органов внутренних дел на транспорте;

организует работу по профилактике правонарушений на транспорте, в том числе по предотвращению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных несовершеннолетними;

осуществляет текущее и перспективное планирование своей деятельности, информационно-аналитическое обеспечение органов внутренних дел на транспорте, выработку предложений в планы работы министерств;

организует оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел на транспорте по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению и розыску преступников, лиц, без вести пропавших;

оказывает непосредственную помощь УВДТ (ОВДТ) в проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам о наиболее опасных преступлениях, совершенных организованными группами, хищениях грузов в особо крупных размерах или носящих межрегиональный характер;

оперативно обслуживает по линии борьбы с экономическими преступлениями центральные аппараты транспортных министерств и ведомств Российской Федерации;

организует работу полиции на транспорте по обеспечению общественного порядка, контролю за соблюдением установленных законодательством правил разрешительной системы на объектах транспорта, досмотру авиапассажиров;

организует деятельность государственной противопожарной службы на объектах транспорта России;

осуществляет контроль за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности и административной практике, а также состоянием работы по приему и регистрации поступающей информации о преступлениях, административных правонарушениях и др.

Второй уровень - Управления (отделы) внутренних дел на транспорте. Они создаются, как правило, в масштабе железной дороги, пароходства, управления (авиакомпании) и дислоцируются в местах расположения органов управления ими.

В настоящее время сложилось несколько видов управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

Первый вид - управления внутренних дел, обслуживающие объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Второй вид - управления внутренних дел, обслуживающие объекты железнодорожного и воздушного транспорта.

Третий вид - управления (отделы) внутренних дел, обслуживающие объекты воздушного и водного транспорта.

Четвертый вид - управления внутренних дел, обслуживающие объекты железнодорожного и водного транспорта.

Пятый вид - управления внутренних дел, обслуживающие только объекты железнодорожного транспорта.

Задачи и функции УВД на транспорте почти те же, что и территориальных органов внутренних дел, но отличаются характером и спецификой выполняемых обязанностей.

В составе управлений внутренних дел на транспорте имеются отделы (отделения) охраны общественного порядка, которые организуют надзорную деятельность в пределах железных дорог, авиакомпаний, пароходств. Они анализируют состояние общественного порядка и безопасности; обеспечивают взаимодействие с администрацией транспортных предприятий и учреждений и другими организациями по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.

Анализ компетенции органов внутренних дел на транспорте свидетельствует, что линейные отделы внутренних дел1 являются основным (третьим) звеном в системе органов внутренних дел на транспорте. Они создаются на крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, в авиационных, морских, речных портах в зависимости от штатной численности личного состава, объема работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом уровня преступности и других факторов, влияющих на состояние криминогенной обстановки. Деятельность ЛОВД строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами граждан.

Свои задачи ЛОВД выполняет в пределах установленных границ обслуживания во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями.

К основным задачам ЛОВД относятся:

обеспечение личной безопасности граждан;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших, и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

исполнение административных взысканий, отнесенных к компетенции органов внутренних дел на транспорте;

оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В сфере обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности сотрудники ЛОВД:

защищают жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

оказывают в пределах своей компетенции помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

принимают при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных событиях совместно с другими органами внутренних дел неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также охране места происшествия, имущества, оставшегося без присмотра;

охраняют общественный порядок и обеспечивают общественную безопасность на транспортных магистралях, станциях, вокзалах, в поездах, аэро- и водных портах, на речных и воздушных судах;

выдают в соответствии с законодательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов подразделениям военизированной охраны железнодорожного, воздушного и водного транспорта;

организуют и осуществляют комплекс мер по выполнению мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости функционирования подчиненных подразделений при возникновении чрезвычайных обстоятельств и событий в мирное время и в условиях военного времени;

участвуют в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных местностях; организуют и осуществляют комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел на транспорте;

охраняют, конвоируют и содержат задержанных и лиц, заключенных под стражу;

проводят совместно с предприятиями аэрофлота досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - личный досмотр пассажиров;

осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, организациями и учреждениями железнодорожного транспорта, их должностными лицами правил пожарной безопасности и противопожарных требований, обеспечением объектов средствами противопожарной защиты, пожарной техникой и автоматикой.

Большую работу ЛОВД проводит по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, где сотрудники подразделений:

принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимают по ним меры, предусмотренные законодательством;

организуют оперативно-розыскную деятельность в целях предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых в сфере грузовых и пассажирских перевозок на транспорте, а также в сфере экономики транспорта, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих полномочий принимают меры к устранению данных обстоятельств;

принимают меры по предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений в отношении личной собственности граждан, отнесенных к компетенции органов внутренних дел на транспорте;

осуществляют работу по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в отношении грузов предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, общественных объединений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел на транспорте;

взаимодействуют с таможенными и другими правоохранительными органами Российской Федерации по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, отнесенных к их компетенции.

Особое значение приобретает деятельность ЛОВД по раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. В этой сфере ЛОВД:

возбуждает уголовные дела и осуществляет по ним расследование в форме дознания и предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществляет протокольную форму досудебной подготовки материалов по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел на транспорте;

осуществляет борьбу с хищениями, злоупотреблениями и другими преступлениями в сфере экономики;

организует борьбу с незаконным оборотом наркотиков на обслуживаемых объектах транспорта;

разыскивает лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

обеспечивает взаимодействие и комплексное использование сил структурных подразделений ЛОВД и починенных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел на транспорте работу по раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или имеющих особое общественное значение;

взаимодействует с территориальными органами внутренних дел по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;

осуществляет экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности подразделений ЛОВД и подчиненных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений.

По оказанию в пределах своей компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов ЛОВД:

оказывает помощь в пределах предоставленных прав народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

принимает неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц;

обеспечивает сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел на транспорте документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимает меры по их возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке;

принимает предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности.

Организация административно-правовой охраны общественного порядка и общественной безопасности в рассматриваемых органах возложена на отделение (группу) охраны общественного порядка.

В линейных отделах внутренних дел организацию охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями осуществляют руководители органа, в линейных пунктах полиции - начальники данных пунктов и полицейские, которые выполняют комплекс правоохранительных мероприятий.

Необходимо отметить, что правовое положение системы органов внутренних дел на транспорте позволяет оперативно решать вопросы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в пределах железной дороги, узла, порта, станции, аэровокзала, аэропорта, разрабатывать и осуществлять совместно с их администрацией, общественными организациями мероприятия по профилактике правонарушений.

. Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах железнодорожного транспорта

Организация охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также борьба с правонарушениями должны предусматривать прежде всего факторы, которые влияют на распределение сил и средств соответствующих звеньев внутренних дел на транспорте.

К ним следует отнести: протяженность участков обслуживания; круглосуточный цикл работы железнодорожного транспорта;

сосредоточение и постоянное перемещение транспортными средствами большого количества пассажиров на объектах транспорта;

подверженность пассажирских перевозок сезонным колебаниям;

возможность использования преступными элементами транспорта для передвижения после совершения правонарушения; использование транспорта несовершеннолетними «романтиками» для путешествий в другие города, к морю и даже на полюс; большое скопление материальных ценностей, относительно свободный доступ к грузам и т.д.

Протяженность участков обслуживания органами внутренних дел качественно влияет на организацию охраны общественного порядка и общественной безопасности. Патрульно-постовые наряды зачастую несут службу на значительном удалении друг от друга и линейных отделов (отделений) внутренних дел (до 200 и более километров). Это затрудняет управление, организацию контроля и оказание им помощи. Во многих случаях постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах, особенно при сопровождении пассажирских поездов. На обслуживаемых участках имеется множество станций, вокзалов, платформ и объектов транспорта.

Круглосуточный цикл работы вызван необходимостью непрерывного обслуживания пассажиров, появляющихся на вокзалах, станциях, посадочных платформах, в пригородных поездах практически в любое время суток. Это обусловливает наиболее рациональное распределение сил и средств органа, зачастую вызывает необходимость оказания ему практической дополнительной помощи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Сосредоточение и постоянное перемещение большого количества пассажиров является, на наш взгляд, следствием бурно происходящего ныне социального процесса - маятниковой миграции населения. Уровень ее зависит от расселения людей относительно мест приложения труда, отдыха и определяется образом жизни населения, его материальными и культурными потребностями.

В социально-культурном и экономическом аспекте маятниковая миграция имеет ряд положительных черт. По мнению ученых, исследовавших эту проблему, миграция позволяет преодолевать территориальные ограничения в развитии производственных комплексов, повышать эффективность использования трудовых ресурсов, расширять зону непосредственного влияния крупных городов как важнейших центров материальной и духовной культуры, обеспечивать социальную потребность населения и т. д.

Однако беспрерывные потоки пассажиров, большое скопление людских масс в отдельные периоды времени создают определенные трудности в организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Во-первых, в условиях скопления пассажиров на вокзалах, станциях имеется возможность временного укрытия на этих объектах лицам, готовящимся к совершению преступления, разыскиваемым, маскирующимся под пассажиров. Ежегодно на транспорте задерживается до 30% всех разыскиваемых лиц, скрывающихся от следствия и суда.

Во-вторых, в обстановке постоянного и быстротечного передвижения масс людей, связанного с выполнением лицами, пользующимися услугами транспорта, многих операций (покупки, регистрации билетов, оформления и получения багажа, посадки и высадки), проявляется действие отвлекающих факторов, потенциально существует возможность относительно легко совершить преступление и скрыться. Не случайно большинство краж личного имущества граждан на транспорте - это похищение вещей, оставленных без присмотра.

В-третьих, массовость пассажиров ведет к установлению между ними кратковременных случайных знакомств, что облегчает совершение преступлений путем использования доверия.

Подверженность пассажирских перевозок сезонным колебаниям. Особенностью перевозок являются существенные колебания, связанные с сезоном года, месяцем, днем недели.

Сведения о месте совершения административных правонарушений показывают, что наиболее криминогенными являются:

платформы, поезда, кассовые залы, залы ожидания.

Таковы специфические особенности среды функционирования органов внутренних дел, которые, переплетаясь в самых различных сочетаниях, выступают, как правило, в виде факторов, определяющих тактику охраны общественного порядка и методы борьбы с правонарушениями на объектах железнодорожного транспорта.

Анализ специальной литературы и сложившейся практики свидетельствует о том, что организационно-тактические формы охраны общественного порядка на объектах транспорта аналогичны применяемым в деятельности территориальных горрайорганов внутренних дел, но в то же время имеют некоторую специфику.

Расстановка патрульно-постовых нарядов на объектах: станциях, вокзалах, платформах, в аэровокзалах, в портах и других объектах транспорта; наряды сопровождения поездов; посадочные группы; специальные рейды и операции; заслоны - вот примерная иерархия форм организации и тактики охраны общественного порядка на транспорте.

Расстановка патрульно-постовых нарядов на объектах транспорта осуществляется с учетом расположения объектов, их специфики и оперативной обстановки.

На станциях, вокзалах, платформах, в аэропортах для охраны общественного порядка назначаются такие наряды полиции: патрули, посты полиции, а также оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты, где постовому полицейскому определяется конкретное место несения службы с учетом наиболее удобного ведения наблюдения за гражданами. Эта форма обеспечивает быстрое реагирование на правонарушения. В зависимости от интенсивности пассажиропотоков на платформах могут быть выставлены посты охраны порядка, ведущие постоянное наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров, осуществляющие периодический обход платформы, а также прилегающих к ней сооружений и устройств. В конечном счете реализация указанных организационных форм обеспечивается основным содержанием деятельности, регламентированной в системе полномочий конкретных исполнителей.

При несении службы на станциях, вокзалах, платформах наряды полиции обязаны:

предупреждать и пресекать правонарушения, принимать меры к задержанию и доставлению правонарушителей;

своевременно выявлять, задерживать или удалять с вокзалов и территории станции лиц, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений;

оказывать содействие администрации вокзалов, станций в обеспечении предусмотренного порядка в залах ожидания и билетных кассах, а также при посадке и высадке, предупреждении больших скоплений и давки пассажиров;

предотвращать посадку пассажиров, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и принимать к ним установленные законом меры.

При получении сообщения о правонарушении постовой обязан немедленно прибыть в указанное место и потребовать прекращения противоправных действий, проверить у правонарушителя документы и в зависимости от вида нарушения принять меры воздействия на месте либо доставить лицо в дежурную часть, а в необходимых случаях пригласить очевидцев правонарушения и потерпевших. Наблюдать, чтобы в пути следования правонарушитель не выбросил какие-либо предметы, а в случае такой попытки - обратить на это внимание очевидцев, подобрать предмет и доставить в дежурную часть или в комнату полиции, о чем указать в рапорте и объяснениях очевидцев. О доставлении правонарушителя в дежурную часть составляется рапорт по факту правонарушения.

Тактическими способами и приемами по предупреждению и пресечению административных правонарушений являются:

постоянное патрулирование по маршрутам постов;

нахождение постового в удобных для наблюдения местах;

разъяснение пассажирам правил поведения на объектах транспорта и пользования их подвижными средствами;

предупреждение конфликтных ситуаций между пассажирами;

требование прекратить правонарушение;

применение мер административного принуждения.

В зависимости от конкретной обстановки порядок тактических действий может быть иным, но во всех случаях они должны быть направлены на задержание правонарушителей, оказание помощи пострадавшим, установление очевидцев правонарушения, организацию охраны места происшествия.

Наряды сопровождения назначаются в поездах пригородного и местного сообщений, а также поездах дальнего следования. Их численность и состав в каждом случае определяются руководителем органа внутренних дел с учетом имеющихся сил и средств, количества курсирующих поездов.

Анализ работы нарядов, сопровождающих поезда местного и пригородного сообщения, показывает, что наряды в большинстве случаев поддерживают связь с дежурными частями по телефону. В случае необходимости дежурный по органу внутренних дел может связаться с нарядами по линии кабельной связи.

Приступив к работе, наряд сопровождения наблюдает за посадкой пассажиров, а после отправления поезда местного или пригородного сообщения через его бригаду информирует по радиостанции пассажиров о наличии в поезде наряда полиции. В период движения поезда наряд несет службу, периодически продвигаясь по составу. Однако в часы «пик» наряд полиции, как правило, находится в тамбуре одного из вагонов. Обнаружив нарушителя общественного порядка, наряд пресекает данное правонарушение, а в необходимых случаях доставляет нарушителя в орган внутренних дел. Здесь важно отметить, что задержание часто проходит в переполненных людьми вагонах и поэтому требует определенных тактических приемов. При задержании правонарушителя необходимо разъяснить пассажирам и нарушителю причину задержания, а также указать пункт, куда будет доставлен нарушитель.

При задержании лица, совершившего мелкое хулиганство, необходимо установить свидетелей правонарушения. Однако после задержания правонарушителя наряд обязан доставить его в дежурную часть, что устраняет возможность в дальнейшем сопровождать поезд.

Практика подсказывает, что правильнее тактически организовать удаление правонарушителя с поезда на одной из ближайших станций, где имеется орган внутренних дел.

В этом случае наряд полиции может продолжить службу по сопровождению поезда. По прибытии поездов на конечную станцию наряд сопровождения совместно с работниками транспорта наблюдает за высадкой пассажиров, осматривает вагоны поезда и принимает меры к удалению из них посторонних лиц.

Наряд сопровождения поезда дальнего следования назначается для поддержания общественного порядка и пресечения правонарушений в пути его следования. Численный состав наряда сопровождения определяется начальником УВД на транспорте или начальником линейного органа внутренних дел. Для сопровождения поезда специального назначения, туристического поезда, поезда с призывниками или демобилизованными из рядов Российской армии, с освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке, выделяется усиленный наряд сопровождения во главе со старшим из числа оперативно-начальствующего состава. Сопровождение такого поезда по указанию начальника органа может осуществляться до конечного пункта следования, в границах железной дороги, обслуживаемой подразделением полиции.

Эффективность работы пунктов оперативного реагирования и нарядов по сопровождению поездов неразрывно связана с деятельностью посадочных групп, которые создаются с целью предупреждения проникновения на объекты железнодорожного транспорта правонарушителей; обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на перронах, платформах, при посадке и высадке пассажиров из поездов; выявления и удаления с объектов транспорта лиц в пьяном виде, хулиганов, бродяг, попрошаек. Посадочные группы создаются на крупных станциях из числа работников полиции, железнодорожного транспорта и общественности. Количественный состав посадочных групп определяется в зависимости от потока пассажиров; категории и размеров посадочных платформ; планировки пассажирских станций, а также интенсивности движения поездов, проходящих на данном участке. Старшими групп, как правило, назначаются работники полиции.

Каждой посадочной группе определяется место, с которого члены групп могли бы вести наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров.

Специальные операции и рейды, являясь одной из форм охраны общественного порядка, представляют собой совокупность согласованных и взаимосвязанных действий государственных органов и общественных организаций, направленных на выполнение поставленных задач. Их проведение позволяет повысить эффективность борьбы с правонарушителями, улучшить оперативную обстановку в целом.

Рейды проводятся по специально разработанному плану с участием администрации железнодорожного транспорта, общественности и территориальных горрайорганов внутренних дел. В ходе их осуществления применяются различные способы и приемы охраны общественного порядка, маневр силами и средствами. При проведении, например, специальных операций и рейдов «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» в Московском УВД на железнодорожном транспорте ежесуточно сопровождается свыше 1000 поездов.

Важной организационно-тактической формой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте являются заслоны. Это наряд линейного органа внутренних дел, выполняющий задачу по блокированию или перекрытию железнодорожных направлений в целях предупреждения проникновения антиобщественного элемента в города, где проводятся общественно-политические и другие массовые мероприятия. Заслоны обеспечивают пресечение краж грузов и своевременное обнаружение правонарушений.

Непосредственно обеспечивает работу заслона его начальник, назначаемый, как правило, из числа оперативных работников (начальников линейных пунктов полиции). В состав заслона могут входить сотрудники криминальной полиции по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, полицейские или младшие инспектора уголовного розыска. Как показывает практика, во многих местах количество работающих в заслонах не превышает 12 человек.

. Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах воздушного транспорта

Органы внутренних дел на воздушном транспорте были созданы в начале 70-х годов. До их образования задачи линейных органов на объектах воздушного транспорта осуществлялись территориальными органами внутренних дел. С развитием воздушного транспорта надежная охрана общественного порядка и общественной безопасности потребовала создания специальных подразделений полиции, так как здесь действовали факторы, определявшие своеобразие тактического решения данных задач. Такими факторами являются относительная ограниченность обслуживаемой территории, высокая концентрация людей на малых площадях (например, аэровокзалы) и интенсивная их миграция, сосредоточение больших материальных ценностей, использование самолетов преступниками для перемещения и т.п.

Специфика обеспечения безопасности на воздушном транспорте обусловила создание службы досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра граждан. Для выполнения этой работы на воздушном транспорте образованы подразделения органов внутренних дел.

Основной задачей досмотра является своевременное предупреждение и пресечение проникновения на борт воздушных судов лиц с предметами и веществами, которые могут быть использованы в качестве оружия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного). Поэтому он проводится на всех рейсах международных, республиканских и местных воздушных линий, выполняемых самолетами Аэрофлота и других авиакомпаний.

Досмотр ручной клади и багажа производится специально выделенными работниками (дежурными) службы специальных перевозок аэропортов (городских вокзалов), лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а в зонах аэропортов, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль - также контролерами контрольно-пропускных пунктов пограничных войск и инспекторами таможен (таможенных постов).

В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет подразделений органов внутренних дел по досмотру, он проводится работниками воздушного транспорта. В случае поступления сведений о наличии у пассажиров взрывчатого устройства, оружия или других средств, которые могут быть использованы как орудие нападения на пассажиров и экипаж воздушного судна, для производства досмотра в обязательном порядке привлекается работник территориальных органов внутренних дел. К производству досмотра в пограничных аэропортах местных воздушных линий привлекаются также члены экипажей воздушных судов.

Досмотр производится в специально оборудованных залах контроля (пунктах досмотра) аэропортов или городских аэровокзалов, когда пассажиры доставляются непосредственно к трапу самолета.

Серьезную озабоченность вызывает сложившаяся обстановка на воздушных линиях. На многих из них были осуществлены враждебно-преступные замыслы. Остальные попытки были пресечены экипажами в воздухе и силами безопасности на земле в стадии подготовки.

С учетом выводов и уроков из прошлых ошибок выработана программа безопасности, которая обеспечивается комплексом мер, включающим:

ограждение территории и служебных сооружений аэродромов в целях полной изоляции их от территории и помещений общего пользования;

установление и поддержание строгого пропускного и внутриобъектного режима;

охрана воздушных судов, в том числе с использованием технических средств;

предполетный осмотр воздушного судна в соответствии с перечнем мест осмотра;

досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах;

систематическая работа по воспитанию у личного состава высокой бдительности.

В целях обеспечения эффективного противодействия насильственным актам в воздухе на предприятиях авиатранспорта осуществляется ряд технических и организационных мер, в частности:

изоляция пилотских кабин от пассажирских салонов надежно запирающимися входными дверями и пуленепробиваемыми перегородками;

установка на борту воздушных судов специальных сигнализационных и переговорных устройств;

вооружение членов экипажа на время полета личным оружием и специальными средствами обезвреживания преступников;

обучение летного состава действиям по пресечению преступных актов в полете и предотвращению угона воздушного судна за границу.

. Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах водного транспорта

Водный транспорт, как и другие виды транспорта, является важной отраслью народнохозяйственного комплекса Российской федерации. Его безопасность обеспечивается обязательным соблюдением установленных правил движения и пользования судами, а также поддержанием общественного порядка на объектах водного транспорта.

Решая задачу охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, подразделения полиции органов внутренних дел на транспорте выполняют обязанности, которые во многом совпадают с деятельностью полиции на железных дорогах и объектах воздушного транспорта. Однако на них возложено выполнение ряда специальных функций: обеспечение общественного порядка при проведении водноспортивных мероприятий;

предупреждение несчастных случаев и спасание людей, терпящих бедствие на воде, санитарная охрана закрытых водных бассейнов, содействие пограничным войскам в поддержании пограничного режима.

Важной функцией полиции органов внутренних дел на водном транспорте является содействие бассейновым и районным подразделениям Инспекции по маломерным судам в осуществлении надзора за правильным пользованием поднадзорными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах Российской Федерации базами (сооружениями) для их стоянок в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления общественного порядка на водоемах, а также охраны окружающей среды.

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на водном транспорте характерно то, что полиция осуществляет преимущественно патрульно-постовую службу. В организации этой службы принимают участие аппараты полиции общественной безопасности, инспекторский состав, дежурные части органов внутренних дел.

Расстановка сил охраны порядка и безопасности на водном транспорте производится на основе анализа и оценки оперативной обстановки. При этом учитываются некоторые специфические обстоятельства: географическое положение обслуживаемой акватории, виды портов и их специализация, график движения пассажирских судов, продолжительность их стоянки, интенсивность грузовых и пассажирских перевозок, сезонность работы судов, профиль водного пути, планируемые перевозки туристов и т.д.

Подразделения водной полиции решают свои задачи по охране общественного порядка и безопасности во взаимодействии с администрацией и общественными организациями пароходств, портов и других объектов, а также территориальными органами внутренних дел и государственными инспекциями, стоящими на страже природных богатств Российской Федерации.

Взаимодействие с территориальными органами внутренних дел складывается из взаимной информации, планирования и проведения совместных мероприятий. Подразделения органов внутренних дел на транспорте информируют территориальные органы внутренних дел о лицах, привлекаемых к ответственности за правонарушения, о выявленных преступных связях и других обстоятельствах, которые имеют определенное значение для охраны общественного порядка на обслуживаемой ими территории. Подразделения территориальных органов внутренних дел уведомляют полицию на транспорте о лицах, совершивших правонарушения или готовящих преступление на его объектах.

Определяющая роль в организации взаимодействия транспортных и территориальных органов внутренних дел принадлежит их начальникам. Они призваны обеспечить координацию и взаимодействие в работе подчиненных сотрудников на обслуживаемых территориях и объектах.

Заключение

Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы обметить, что специфическое место в общей системе органов внутренних дел занимают органы внутренних дел на транспорте, являющиеся подсистемой единой системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На сегодняшний день органы внутренних дел на транспорте - высокоорганизованная, самодостаточная правоохранительная система, способная эффективно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению общественной безопасности и борьбе со всеми формами и проявлениями преступности, включая организованную, трансграничную и транснациональную

В процессе исследования и изучения темы данной работы - «Служба органов внутренних дел на транспорте» были решены следующие задачи:

изучено понятие органов внутренних дел и их место в общей системе Министерства внутренних дел;

рассмотрено правовое положение органов внутренних дел, а также правовая основа деятельности;

изучено организационное построение органов внутренних дел на транспорте;

рассмотрены некоторые виды правонарушений на воздушном, водном и железнодорожном транспорте;

обобщены все полученные данные по изученной теме и сделаны выводы.

Приведенные в данной работе исследования позволяют сделать следующее заключение, что Управление внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации входит в структуру органов внутренних дел Российской Федерации. Оно осуществляет полномочия органов внутренних дел Российской Федерации на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта Российской Федерации.

Управление внутренних дел на транспорте возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Начальник Управления осуществляет общее руководство деятельностью Управления и подчиненных ОВДТ.

Возглавляет, организует и контролирует работу всей транспортной полиции Департамент обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, организации специальных и воинских перевозок, а также выполняющим иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России

Следует также сказать, что транспортный комплекс Российской федерации - чрезвычайно важный и сложный механизм и он требуют к себе повышенного внимания со стороны правоохранительных органов и в первую очередь - транспортной полиции России, в вопросах обеспечения надлежащего правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса России.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред.30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета 21.01.2009 г. № 7.

. Гражданский кодекс Российской Федерации №146-ФЗ (часть третья) от 26.11.2001 г. (в ред. 30.06.2008 г.) // Российская газета 28.11.2001 г. №233.

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. N 174-ФЗ (в ред. 05.05.2010 г., с изм. и доп., вступающими в силу от 19.05.2010 г.) // Российская газета 22.12.2001 г. № 249.

Учебно-научная литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 264 с.

. Административное право: Учебник / Под ред. М. Б. Смоленский. - М.: Юстицинформ, 2005 г. - с. 346.

. Комментарий к уголовному кодексу РФ: / Под ред. С.В. Земляченко, - М.: Кодекс, 2008 г. - с. 24.

Материалы юридической практики

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48.

Похожие работы на - Служба органов внутренних дел на транспорте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!