Трудовые пенсии по случаю потери кормильца

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    532,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трудовые пенсии по случаю потери кормильца

Новомосковский филиал НОУ СПО Юридический колледж

Международная полицейская ассоциация

Российская секция










Выпускная квалификационная (дипломная) работа

Трудовые пенсии по случаю потери кормильца


Выполнил: Бодрова Е.А.








год

Содержание

Введение

.        Пенсионная система Российской Федерации

.1 Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации

.2 Основные итоги функционирования пенсионной системы

.        Понятие, виды пенсий, источники пенсионного права

.1      Виды пенсий и основания для их получения

.2      Источники пенсионного права

.        Пенсия по случаю потери кормильца

.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца, и общие основания назначения пенсии по случаю потери кормильца

.2 Пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан

. Оформление пенсии по потере кормильца

.1 Порядок оформления пенсии по потере кормильца

. Исчисление и выплата пенсии

.1 Технология назначения и начисления пенсии

.2 Размер пенсии по случаю потери кормильца

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы: потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан. В силу этого основания государство берет на себя обязанности по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего кормильца на день его смерти [1].

Потеря кормильца может произойти как вследствие собственно его смерти, так и в результате признания его в судебном порядке безвестно отсутствующим или умершим. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается только самым близким родственникам при условии нахождения на иждивении умершего и нетрудоспособности на день смерти.

Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью утраты близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.

От того, на сколько слаженно функционирует в государстве данная система зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсии по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудное положение. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы дипломного исследования

Объектом исследования являются пенсионные правоотношения возникающие при потере кормильца.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, а также комплекс теоретических и практических проблем.

Цель исследования - изучение правового регулирования пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца .

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

·        дать общую характеристику трудовых пенсий по случаю потери кормильца;

·        проанализировать порядок и размеры пенсии по случаю потери кормильца;

·        рассмотреть особенности назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых-юристов, внесших существенный вклад в изучение трудовых пенсий по потере кормильца.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

·        анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

·        обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения) использовался при определении понятия трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

·        функциональный, ориентирующий на выяснение функций государственного пенсионного обеспечения в РФ.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

1. Пенсионная система Российской Федерации

.1      Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации

Стратегия развития пенсионной системы РФ разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" [2]с учетом посланий Президента Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 [3] , Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [4], Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [5].

Необходимость подготовки Стратегии обуславливается макроэкономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного обеспечения.

Целью разработки Стратегии является подготовка предложений по созданию в Российской Федерации пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствующей международным стандартам.

Стратегия определяет задачи долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения на отдельных этапах ее реализации.

Стратегия базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Российской Федерации и мировых тенденций развития пенсионных систем.

Основными целями развития пенсионной системы являются:

·        гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

·        обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

·        обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

·        достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

·        обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее

·        2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

·        поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

·        обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;

·        развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

·        повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Для достижения этих целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей пенсионной системы. При этом необходимо обеспечивать преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования данной системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части заработной платы работника в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели:

-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

-й уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;

-й уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

.2      Основные итоги функционирования пенсионной системы

В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

•        установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

•        создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;

•        повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.

Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило:

•        в 2002 году - 108,4%,

•        в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.

Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.

Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.

Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:

•        изменении макроэкономических параметров - темпов роста и объемов валового внутреннего продукта, структуры занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;

•        большом объеме скрытой заработной платы;

•        наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;

•        увеличении продолжительности жизни;

•        высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:

•        невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров;

•        недостаточности способов и механизмов формирования приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;

•        отсутствию у работодателя мотивации к принятию мер, направленных на улучшение условий труда;

•        трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.

Трудовая пенсия распадается на три компонента: базовую, страховую и накопительную. Чтобы получить право на трудовую пенсию, нужно соответствовать требованиям по стажу и уплаченным взносам.

Минимальный стаж будет увеличен с 5 до 15 лет. Увеличение стажа будет поэтапным: начиная с 2015 года по формуле "плюс один год". Зарплата, с которой уплачиваются взносы в пенсионную систему, должна быть не ниже двух минимальных размеров оплаты труда. С 1 января 2013 года один МРОТ в России установлен на уровне 5,2 тыс. руб. в месяц. С 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости составит 15 лет /с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году в год/. Если общий стаж будет менее 15 лет, то гражданин не получит трудовую пенсию по старости. В этом случае будет назначена только социальная пенсия, размер которой меньше трудовой. [6 ]

Новый порядок расчетов касается только назначения трудовых пенсий по старости. Пенсии по инвалидности и по потере кормильца будут назначаться по прежним правилам.

.       
Понятие, виды пенсий, источники пенсионного права

.1      Виды пенсий и основания для их получения

Пенсия - наиболее распространенный вид социального обеспечения.

Пенсия - это ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца.

Наиболее часто встречающийся из видов пенсий, является пенсия по старости или трудовая пенсия.

Она выплачивается лицам, обладающим сроком трудового стажа не менее 5 лет, после того, как такие лица достигнут соответствующего пенсионного возраста. В настоящее время этот возраст установлен для женщин - 55 лет, а для мужчин - 60 лет.

Одним из следующих видов пенсий является пенсия за определенную законом выслугу лет.

Она назначается военнослужащим или государственным служащим, по достижению ими определенного возраста и наличия требуемого периода выслуги на службе.

Пенсия по инвалидности может выплачиваться только в случае, если гражданин документально подтвердил и оформил инвалидность.

Этот вид пенсии имеет несколько правовых оснований (предпосылок):

·        трудовая пенсия (обязательно наличие определенного трудового стажа);

·        пенсия по обязательному пенсионному обеспечению государством (такая пенсия назначается следующим категориям граждан: военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, жители Ленинграда в период блокады, а также лица, пострадавшим по причине радиационных катастроф);

·        социальная пенсия, назначаемая, в случае отсутствия трудового стажа, или в случае, когда инвалидность стала результатом преступления.

Правом на получении пенсия в связи с потерей кормильца обладают лица - нетрудоспособные члены семьи скончавшегося кормильца, которые состояли у него на иждивении и те неработающие члены семьи скончавшегося кормильца, которые заняты по уходу за малолетними детьми умершего кормильца.

Этот вид пенсии, так же, как и предыдущий, подразделяется на несколько подвидов:

·        трудовая пенсия выплачивается членам семьи скончавшегося кормильца, который был застрахован по нормам обязательного пенсионного страхования;

·        пенсия на основании государственного пенсионного обеспечения (те случаи, когда умерший кормилец являлся военнослужащим или, когда он пострадал от катастроф техногенного или радиационного характера;

·        для остальных категорий лиц, потерявших кормильца выплачивается социальная пенсия (описывается далее).

Социальная пенсия - полагается гражданам, обладающим нетрудоспособностью, при этом, не имеющим права на иные виды пенсионного обеспечения. Это следующие категории:

·        инвалиды, не имеющие трудового стажа (например: инвалиды с детства или инвалиды-дети), а также в тех случаях, когда инвалидность стала результатом преступления;

·        члены семьи скончавшегося кормильца, которые не имеют права на получение иных видов пенсий в связи с потерей кормильца;

·        граждане, достигшие общего пенсионного возраста, но не обладающие трудовым стажем в пять и более лет.

Основное число граждан имеют право на получение только одного вида пенсии.

Поэтому, в случае наличия оснований на получение двух и более видов пенсий стоит оформлять требующиеся документы на ту пенсию, выплаты по которой выше.

Узкому числу лиц, которые нуждаются в дополнительной социальной защите, разрешено получать два вида пенсий. Это - участники Великой Отечественной войны, супруги и родители военнослужащих, которые погибли и некоторые другие.

.2 Источники пенсионного права

Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов (рис. 1).

Основными источниками пенсионного права являются :

·        Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [7];

·        Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[8];

·        Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"[9];

·        Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"[10];

·        Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[11];

·        Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[12];

·        Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"[13];

·        Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"[14] .

рис. 1

Действующая система пенсионного законодательства, включающая вышеперечисленные Законы, обладает определенными предпосылками к началу процесса ее кодификации на основе принятия единого нормативно-правового акта [15].

Все без исключения законы федерального уровня, регулирующие пенсионные правоотношения, содержат бланкетные статьи, то есть отсылающие правоприменителя к другому нормативному правовому акту. Причем особенность пенсионного законодательства заключается в том, что большинство бланкетных статей содержат ссылку к одному из восьми основных Законов в области пенсионного обеспечения. То есть восемь пенсионных Законов содержат множество ссылок друг на друга при наличии небольшого количества ссылок на нормативно-правовые акты, не относящиеся напрямую к пенсионному законодательству.

Так, ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" содержит четырнадцать ссылок на Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" [16] (статьи 3, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25) и три ссылки на Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статьи 8, 15, 25). Всего в ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" пятнадцать бланкетных статей при общем объеме нормативного материала, распределенного в двадцати восьми статьях.

ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" содержит пять ссылок на ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (статьи 1, 4, 5, 8, 9), две ссылки на Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статьи 1, 11), четыре ссылки на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (статьи 3, 6, 10, 18) и одну ссылку на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (статья 13) [17]. Всего в ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" одиннадцать бланкетных статей на тридцать норм Закона.

Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" содержит пять ссылок на ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статьи 2, 7, 10, 46, 51), что составляет около 7% нормативного материала (количество статей в Законе - 65).

ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" содержит четыре ссылки на ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статьи 2, 9, 17, 20), одну ссылку на ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (статья 1)[18] и одну ссылку на ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (статья 17).

ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[19] содержит две ссылки на ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статьи 6, 12).

Федеральные законы "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ" [20]и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ"[21] содержат лишь общие отсылки к пенсионному законодательству.

трудовой пенсия кормилец

.       
Пенсия по случаю потери кормильца

.1      Понятие пенсии по случаю потери кормильца и общие основания назначения пенсии по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца - это денежная ежемесячная выплата, осуществляемая из Пенсионного фонда РФ, и назначается в случае смерти (безвозмездного отсутствия) кормильца нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на его иждивении.

Под потерей кормильца законодатель понимает его смерть или безвестное отсутствие, которые удостоверяются свидетельством о смерти, выданным органом Загса, а также решением суда об объявлении лица, являющегося кормильцем, умершим либо о признании его безвестного отсутствующим.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца не имеет значения продолжительность страхового стажа кормильца, а также причина и время наступления его смерти.

Исключение составляют случаи, когда у умершего кормильца страховой стаж полностью отсутствует, а также если его смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

В этих случаях назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, предъявляемые к членам семьи кормильца, заключаются в следующем:

·        нетрудоспособность - определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности;

·        нахождение на иждивении, т.е. нахождение на полном содержании кормильца или получение от него постоянным и основным источником средств к существованию, при этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

·        дети, братья, сестра и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет;

·        дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

·        дети, братья, сестра и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограниченные способности к трудовой деятельности. При этом дети, братья, сестра и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

·        один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигших 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

·        родители и супруг умершего кормильца, (соответственно мужчине и женщины) либо способности к трудовой деятельности;

·        дедушка и бабушка умершего кормильца, (соответственно мужчине и женщины) либо способности к трудовой деятельности, при законодательством РФ обязаны их содержать.

·        если они достигли возраста 60 и 55 лет являются инвалидами, имеющими ограничение;

·        если они достигли возраста 60 и 55 лет являются инвалидами, имеющими ограничение отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Кроме перечисленных лиц, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют:

·        усыновители и усыновленные дети. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении;

·        нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на иждивении, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию;

·        супруг при вступлении в брак;

·        отчим и мачеха при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет;

·        пасынок и падчерица, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи.

Одному из родителей, супругу или другим членам семьи (дедушке, бабушке умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брату, сестре либо ребенку умершего кормильца, достигшим возраста 18 лет), указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работают.

.2     
Пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан

В данном разделе рассматриваются условия назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца, в случаях, когда кормильцами являлись представители «силовых» структур (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники противопожарной службы, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы), ветераны, а также лица, пострадавшие при радиационных и техногенных катастрофах.

Вопросы назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца для данных категорий граждан регулируются Федеральными Законами:

·        «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[22];

·        «О ветеранах»[23];

·        «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»,

·        «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[24].

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» распространяются на следующие категории граждан:

) на проживающих в Российской Федерации:

·        лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

·        лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формирований бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

·        лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

·        лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основании установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных выше, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных выше, состоявшие на их иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;

в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

Законодательство устанавливает следующие категории ветеранов:

·        ветераны Великой Отечественной войны;

·        ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (ветераны боевых действий);

·        ветераны военной службы, ветераны государственной службы;

·        ветераны труда.

Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, перечисленные выше, а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

.       
Оформление пенсии по потере кормильца

.1      Порядок оформления пенсии по потери кормильца

В случае потери кормильца государство обеспечивает иждивенцам материальную поддержку в виде пенсии по потери кормильца. Однако, чтобы начать получение выплат иждивенцам необходимо пройти юридическую процедуру по оформлению пенсии.

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет право, условия и размер пенсии по случаю потери кормильца.

Оформлением пенсии по потере кормильца занимается уполномоченная организация - пенсионный фонд [25]. Процедура регистрации начинается с подачи заявления. Форму документа предоставляют гражданам по месту регистрации. Заявление включает в себя личные данные заявителя, кормильца и всех иждивенцев. Кроме этого, указываются паспортные данные заявителя и его банковский счет. Расчетный счет предоставляется для осуществления денежных переводов.

Законодательством предусматривается возможность отправления заявления по почте. Однако в таком случае оно должно быть нотариально заверено.

Кроме заявления в уполномоченный орган необходимо предоставить пакет документов. Условно его можно разделить на две части:

·        в первую часть входят паспорт, свидетельство о смерти кормильца, его трудовая книжка и документ, который подтверждает статус иждивенца.

·        во вторую часть пакета входят всевозможные дополнительные документы, которые могут понадобиться в каждом конкретном случае. К ним относятся:

справка о заработной плате, которую получал кормилец;

паспорт, опекуна иждивенца;

документ, закрепляющий статус матери одиночки;

документ, отражающий факт инвалидности иждивенца;

решение суда о признании кормильца безвестно отсутствующим;

документ, подтверждающий, что утрачен источник средств к существованию.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

·        справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности

·        удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя)

·        подтверждающие нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении умершего кормильца

·        подтверждающие факт нахождения пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи)

·        подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью

·        удостоверяющие, что лицо, на которое назначается пенсия, обучается по очной форме в образовательном учреждении

·        подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает

·        подтверждающие, что дети, братья, сестры или внуки умершего кормильца, за которыми осуществляется уход, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца

·        о других получателях пенсии по случаю потери кормильца, установленных в связи со смертью этого кормильца

·        о смерти другого родителя

·        о признании инвалидом лица, на которое назначается пенсия

·        о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим

·        об утрате источника средств к существованию

·        о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации

·        подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Пенсия по случаю потери кормильца оформляется на полный срок, в течение которого государство будет выплачивать пособие. Для несовершеннолетних существует несколько этапов получения пенсии.

Достижение совершеннолетия и двадцатитрехлетнего возраста (в случае обучения). Гражданам с инвалидностью срок выплат будет устанавливаться на время действия инвалидности. В некоторых случаях пенсия по потере кормильца оформляется на всю жизнь.

Специалист организации, в которую гражданин будет подавать заявление при регистрации в пенсионном фонде, поясняет сроки оформления пенсии.

.       
Исчисление и выплата пенсии

.1      Технология назначения и начисления пенсии

Пенсия по потере кормильца начисляется, если:

·        погибший имел, как минимум, один день рабочего стажа;

·        смерть не должна являться следствием преступных действий нетрудоспособного гражданина, виновность которого установил суд.

Оформление и расчет пенсии по случаю потери кормильца осуществляет подразделение ПФ по месту жительства заявителя.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца не имеет значения продолжительность страхового стажа кормильца, а также причина и время наступления его смерти.

Исключение составляют случаи, когда у умершего кормильца страховой стаж полностью отсутствует, а так же если его смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовного наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

В этих случаях назначается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Сумма пенсии складывается из двух частей - из страховой части и базовой (рис. 2).

Страховая часть пенсии исчисляется исходя из размера пенсионных накоплений кормильца на момент смерти.

Кроме того, на величину пенсии влияет количество человек, претендующих на данные денежные выплаты.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:

 

рис.2

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца=ПК/(Т·К)/КН+Б,

где: ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (таблица № 1).

При этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.

Если умершему кормильцу на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости либо трудовая пенсия по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется из указанного размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера).

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери определяется исходя из увеличенного вдвое расчетного пенсионного капитала умершей матери либо из установленного умершей одинокой матери на день ее смерти размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера этой части) или размера трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера этой пенсии), который увеличен вдвое.

Таблица № 1 Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 01.04.2014г.

Категория получателей пенсии

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Круглые сироты

3910 рублей 34 копейки в месяц (на каждого ребенка)

Другие нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца

1955 рублей 17 копеек в месяц (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент


Таблица 2 Повышение трудовой пенсии различным категориям граждан

Категория получателей

Размер повышения

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, и граждане, награжденные орденом Славы трех степеней

на 100 процентов размера пенсии, но не менее чем на 200 процентов минимального размера пенсии по старости

Герои Социалистического Труда

на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости

Чемпионы Олимпийских игр

на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости

Граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней

на 15 процентов

Участники Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»)

на 100 процентов минимального размера пенсии по старости

Граждане - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны

на 100 процентов минимального размера пенсии по старости

на 50 процентов минимального размера пенсии по старости

Граждане, проработавшие не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны

на 50 процентов минимального размера пенсии по старости

Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

на 100 процентов минимального размера пенсии по старости

Граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные

на 50 процентов минимального размера пенсии по старости

Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающие пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца

на 100 процентов минимального размера пенсии по старости


Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, предъявляемые к членам семьи кормильца, заключаются в следующем:

·        нетрудоспособность - определенное состояние здоровья, вызванное заболеванием или увечьем, при котором работник не имеет возможности выполнять свои трудовые функции либо не способен к трудовой деятельности;

·        нахождение на иждивении, т.е. нахождение на полном содержании кормильца или получение от него постоянным и основным источником средств к существованию.

При этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

.2      Размер пенсии по случаю потери кормильца

По общему правилу трудовые пенсии назначаются со дня обращения за пенсией в соответствующий пенсионный орган.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается по общему правилу назначения трудовых пенсий, но при этом законодательство устанавливает одно исключение, в соответствии с которым трудовая пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена ранее дня обращения за пенсией, а именно со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией. При этом члены семьи решают, с какого дня будет назначена пенсия - со дня смерти кормильца или со дня обращения за пенсией.

Размер страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая была первоначально назначена другим членам семьи умершего кормильца в связи со смертью того же самого кормильца .

Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца - это денежная ежемесячная выплата в случае смерти (безвозмездного отсутствия) кормильца, т.е. лицо, которое содержало этих лиц и предоставляло им средства к существованию.

Назначение пенсий производится по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления в администрацию предприятия либо в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по мету жительства (по своему месту пребывания либо по месту своего фактического проживания) [26].

Следует отметить, что порядок назначения пенсии в случае потери военнослужащего (кормильца) иной. Пенсия назначается членам семьи, если кормилец умер (другими словами - погиб) во время прохождения им службы, соответственно, либо в органах внутренних дел, либо в службе по борьбе с пожарами, а также в органах, контролирующих оборот наркотических и, если так можно выразиться, психотропных веществ (или же средств), в учреждениях широко-известной уголовно-исполнительной системы.

Если человек был уволен, но не истекло ещё три месяца с того самого дня увольнения его с данной службы до момента наступления смерти, то членам семьи также будет назначена пенсия. Более поздний срок рассматривается в том случае, если смерть наступила, к сожалению, вследствие таких причин, как ранение, или же контузия, ровно как и от увечья или заболевания, полученного тем не менее в период, соответственно, прохождения службы.

Сумма пенсии установлена в следующих размерах:

·        семьям лиц, умерших по таким разнообразным причинам, как военная травма, или же ранение, контузия, увечье, ровно как и заболевание, полученные, как бы то ни было, при исполнении лицом его служебных обязанностей - 40% соответствующих сумм так называемого денежного довольствия кормильца, но, к счастью, на каждого нетрудоспособного члена семьи;

·        семье умершего пенсионера, являвшегося на день, собственно, своей смерти инвалидом, однако, ставший таковым по причине военной травмы - 40% денежного довольствия кормильца;

·        если дети потеряли обоих родителей или если дети жили с одинокой матерью и потеряли её, то в этих случаях им причитается 40% денежного довольствия опять-таки кормильца с учетом на каждого нетрудоспособного (как в первом случае) члена семьи;

·        если военнослужащий умер вследствие заболевания или увечья, полученного, опять же, в период упоминаемой военной службы, то 30% денежного довольствия кормильца причитается на каждого нетрудоспособного члена его семьи.

Исчисление пенсии по случаю потери кормильца, умершего от общего заболевания, с применением индивидуального коэффициента производится в таком же порядке как и пенсии по инвалидности от общего заболевания 3-й группы.

Пример расчета трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Менеджер по продаже Соколов В. Н. работал по трудовому договору с 01.01.2010 г.1 января 2013 г. он умирает в возрасте 25 лет. При этом у него остаются трудоспособные родители, трудоспособная жена и дочь в возрасте 3 лет. В этом случае право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца имеет только дочь.

Определим размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, которая будет назначена ребенку.

Решение

Трудовая пенсия в связи с потерей кормильца нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении, назначается при наличии у кормильца на день смерти страхового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Если кормилец умер в возрасте до 23 лет, для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца иждивенцам необходим страховой стаж 2 года, от 24 до 26 лет - 3 года, от 27 до 31 года - 4 года, для лиц 32 лет и старше - 5 лет страхового стажа.

В нашем случае у кормильца страховой стаж составляет 3 года.

Предположим, заработная плата составляла 30 000 руб. в месяц. Годовая заработная плата составила 360 000 руб. и не превысила установленный законом максимум в 415 000 руб.

Отчисления на финансирование страховой части трудовой пенсии составляли 4200 руб. в месяц в 2010 г. (14% от 30 000 руб.) и 6000 руб. в месяц начиная с 2011 г. (20% от 30 000 руб.).

Расчетный пенсионный капитал умершего кормильца состоит только из страховых взносов. Рассчитаем сумму пенсионного капитала, учтенного на день смерти кормильца (в ценах 2010 г.):

ПК = (4200 руб. х 12 х 1) + (6000 руб. х 12 х 2) = 194 400 руб.

КН - количество иждивенцев - 1 чел.

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный календарный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.

Рассчитаем коэффициент страхового стажа кормильца:

К = (12 + 4х7)/180 = 0,2222.

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии в 2013 г. (228 месяцев).

Б - фиксированный базовый размер по состоянию на 01.01.2010 г. - 1281 руб.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца в ценах 2010 г. составит:

П = ПК/(ТхК)/КН+Б=194400 руб./(228х0,2222) + 1281 руб. = 5118 руб.

Максимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимальной пенсии по старости на каждого члена семьи, за исключением пенсий на детей - круглых сирот и детей умершей одинокой матери. В максимальном размере назначается пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы[27].

К пенсии выплачиваются надбавки: на уход за пенсионером; детям-инвалидам и инвалидам с детства 1-й и 2-й групп, потерявшим обоих родителей, или умершей одинокой матери.

Семье предоставляется одна пенсия независимо от числа детей и количества лиц, фактически осуществляющих уход. По требованию любого члена семьи его доля может быть выделена и выплачиваться отдельно с первого числа месяца, следующего за тем, в котором поступило заявление о разделе пенсии.

Семьям умерших пенсионеров пенсия предоставляется на общих основаниях, независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца. К семьям умерших пенсионеров относятся семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты.

Выплата пенсии производится в течение всего периода, пока член семьи умершего считается нетрудоспособным. При изменении состава семьи размер пенсии пересматривается в соответствии с количеством членов семьи. В новом размере пенсия предоставляется с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили указанные обстоятельства. Это же правило применяется и при прекращении выплаты пенсии.

Вдовам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, Федеральным Законом от 28.11.95 № 186-ФЗ [28] с первого января 1996 г. предоставлено право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения другого вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальной), если они не вступили в новый брак. В этом случае пенсии могут назначаться различными органами: Минобороны РФ, МВД РФ или ФСБ РФ - пенсия по случаю потери кормильца, а органами социальной защиты - пенсия по старости.

Круглые сироты и дети умершей одинокой матери, находящиеся на полном государственном обеспечении, получают 50 % пенсии, остальные - 25 %. За несовершеннолетними право на пенсию сохраняется при усыновлении.

Супруг умершего продолжает получать пенсию и при вступлении в новый брак.

В более высоких размерах назначаются пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих по Закону № 4468-1 [29].

Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Семьям офицеров, прапорщиков, мичманов, а также солдат, матросов, сержантов и старшин, служивших по контракту, в случае их смерти вследствие военной травмы или заболевания, полученного в связи с пребыванием на фронте, пенсия назначается в размере 40 % суммы денежного довольствия кормильца. В таком же размере пенсия предоставляется семьям инвалидов вследствие военной травмы и детям - круглым сиротам. Для данных семей минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца не может быть ниже 150 % минимального размера пенсии по старости, установленного законодательством РФ

Семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, пенсия исчисляется в размере 30 % суммы денежного содержания кормильца. В этом случае минимальный размер пенсии равен минимальному размеру пенсии по старости.

Инвалидам 1-й группы, престарелым в возрасте 80 лет и старше, а также другим членам семьи, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, к пенсии по случаю потери кормильца назначается надбавка в размере 2/3 минимальной пенсии по старости. По Закону № 4468-1 пенсия назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, а членам семьи, достигшим 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), - пожизненно.

Заключение

По результатом дипломного исследования, можно сделать следующие выводы: пенсия по случаю потери кормильца, как видно из ее названия, назначается в случае смерти лица, являющегося основным доходополучателем семьи. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление трудовой пенсии по случаю потери кормильца осуществляется в зависимости от наличия или отсутствия у кормильца страхового стажа. Страховым стажем является учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В прочих случаях, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца устанавливается трудовая пенсия.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий установлены Правительством Российской Федерации в части, не определенной Федеральным законом.

Законодательство разрабатывает наиболее усовершенствованные ФЗ, что в скором времени вовсе сделает этот вопрос не актуальным в нынешнем мире [30].

Список литературы

Нормативно правовые акты

.        "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ;

.        "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

.        Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

.        Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

.        Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-176с.;

-480с.;

.        Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Волтерс Клувер, 2011.- 640с.;

.        Покладова Т.А., Секачева О.В., Чирков С.А. и др. Комментарий к Федеоальному закону от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ « О трудоых пенсиях в Российской Федерации» - «ПРИНТ ИНЕСТ», 2013г.

.        Право социального обеспечения России. Практикум: Учебное пособие/ Отв. ред. Тучкова Э.Г. М., Проспект, 2013- 420 с.

.        Право социального обеспечения РФ: Учебник для вузов /Под ред. Бобылева А.И. М, Право и государство, 2012 356 с.

.        Право социального обеспечения. Учеб. пособие для вузов/ Е.А. Исайчева.- Издательство «Экзамен», 2011-320с.;

.        Социальная работа. Учеб. пособие - 3-е изд. переработанное и дополненное под ред. Курбатова В.И.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013-480с.;

.        Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., Дашков, 2012 383 с.

.        Технология соц. работы: Учеб. пособие для студентов Т38 высш. учеб. заведений/ Под редакцией И.Г.Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.-240с.;

.        Толмачев А.П. Право социального обеспечения (Конспект лекций) - (В помощь студенту). М. ПРИОР. 2012.- 320 с

Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях В Российской Федерации»;

Ссылки

[1] Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации

[2]Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

[3]Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерациина период до 2025 года"

[4]Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

[5] См. Официальный сайт пенсионной реформы в Российской Федерации [info@pensia-reforma.ru]

[6] Сайт Пенсионного Фонда РФ

[7] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

[8] Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ « О Трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

[9] Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",

[10] Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации",

[11] Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",

[12] Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

[13] Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации",

[14] Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

[15] Ст.7 Г.1 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

[16]Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

[17] Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

[18] Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

[19] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О негосударственных пенсионных фондах"

[20] Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"

[21] Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"

[22] Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

[23] Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014) "О ветеранах"

[24] Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

[25] П.7 Постановления Минтруда и социального развития РФ №17 и ПФР №19пб от 27.02.2002г. «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначении пенсии и перерасчета размера пенсии»

[26] В соответствии с Приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. № 328 «Об утверждении порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», от 30.11.2004г. № 294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан » и норм закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

[27] Право социального обеспечения России. Практикум: Учебное пособие/ Отв. ред. Тучкова Э.Г. М., Проспект, 2007 420 с.

[28]Федеральный закон от 28.11.1995 N 186-ФЗ(ред. от 03.12.2007)

"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

[29] Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014)

"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

[30] Баскаков В.Н., Лельчук А.Л., Помазкин Д.В. Моделирование пенсионной системы Российской Федерации. Пенсионная система: модель для России и зарубежный опыт / Научные доклады: независимый экономический анализ, № 140. М., 2003 С.18

Похожие работы на - Трудовые пенсии по случаю потери кормильца

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!