Социальная работа с неблагополучными семьями
Министерство образования и науки
Российской федерации
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Теория социальной
работы»
на тему:
Социальная работа с неблагополучными
семьями
Выполнила: Зайкова М.Г.
студентка группы 3790б
Руководитель: к.ф.н., доцент
Костылева Т.А.
Ханты-Мансийск - 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.
Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями
1.1 Типология неблагополучных семей
1.2 Правовые основы социальной работы с
неблагополучными семьями
2. Основные
направления социальной работы с неблагополучными семьями
2.1 Неблагополучные семьи в ХМАО-Югре: статистические
показатели
2.2 Направления работы с неблагополучными семьями
2.3 Деятельность
государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи
неблагополучным семьям
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПриложениЕ
Введение
Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в
современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение
супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ
преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их
неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном
экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют
сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия
семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Цель исследования - изучить особенности социальной работы с
неблагополучными семьями.
Задачи исследования:
- рассмотреть типологию неблагополучных семей;
- исследовать формирование социальной политики в отношении
неблагополучных семей;
- изучить статистические показатели неблагополучных семей в
России и ХМАО-Югре;
- привести примеры деятельности государственных и общественных
структур ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям.
Объект исследования: неблагополучная семья.
Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов,
заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются
теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями. Во второй
главе исследуются основные направления социальной работы с неблагополучными
семьями. В заключении делаются основные выводы и приводятся рекомендации по
социальной работе с неблагополучными семьями.
В ходе написания курсовой работы были задействованы учебники, учебные
пособия, периодические издания, сеть интернет, законодательные акты,
учебно-методическая литература.
Так в учебниках рассматриваются понятия, виды, формы социальной работы с
неблагополучными семьями. В законодательных актах прописаны правовые аспекты,
относящиеся к регулированию положения социальной работы с неблагополучными
семьями. В интернет источниках находятся обширные статистические данные проблем
неблагополучных семей.
1. Теоретические
основы социальной работы с неблагополучными семьями
1.1 Типология неблагополучных семей
Семья
является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья
переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и
многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло
за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких
людей. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных
семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним
родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей
одинокой матерью.
Основные
социальные проблемы семьи [4, с.223]:
- трудное
материальное положение семьи;
- ухудшение
состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от
качества продуктов питания;
- злоупотребление
алкоголем и наркотиками;
- жестокое
обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный
образ жизни, правонарушения и скандалы.
Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не
справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер
жизнедеятельности или нескольких одновременно. [17, с.338]
Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс
семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и
малорезультативно.
Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает
дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или
жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие
любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и
законных интересов. [10, с.142]
Типология неблагополучных семей.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной
литературе. Употребляются синонимы данного понятия:
- деструктивная
семья;
- дисфункциональная
семья;
- семьи
группы риска;
- негармоничная
семья.
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон
жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической;
педагогической и др.
При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко,
поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья -
это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются
основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в
результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [9,
с.82]:
. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
- конфликтные
семьи;
- проблемные
семьи;
- асоциальные
семьи;
- аморально-криминальные
семьи;
- семьи с
недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) -
это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение
родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что
сказывается на воспитании детей. В таких семьях:
- формы
семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;
- проявляются
одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на
социальном и материальном уровне);
- проявляются
в неблагополучном психологическом климате в семье;
- ребенок
испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у
него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед
окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [9, с.83]
Признаки семьи с алкогольной зависимостью:
- размытость,
нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не
знают, какие чувства нормальны, какие - нет, это приводит к нечеткости границ
личности ребенка;
- отрицание.
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые
отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит
вокруг;
- непостоянство.
Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит
внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами,
включая девиантные формы поведения;
- низкая
самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя
вину взрослых;
- недостаток
информации о том, как функционируют нормальные семьи. [9, с.83]
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально
состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к
характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью». Возможны
следующие варианты созависимости:
- вся жизнь
вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она
производит на окружающих;
- в ущерб
детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут
хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;
- все
поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.
Дети в семье с алкогольной зависимостью:
- оказываются
жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но
боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («этот ужасный
секрет семьи»);
- живут в
состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);
- ощущают
бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);
- испытывают
амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом
состоянии и злой, агрессивный, жестокий - в пьяном);
- наблюдают
борьбу, конфликты, ссоры родителей - это вызывает неприязнь детей к пьющим и
скандалящим родителям;
- испытывают
страхи и тревожные предчувствия - страх перед возвращением родителей домой,
стремятся уйти из дому;
- испытывают
разочарования - родители не выполняют своих обещаний, дети знают о
несбыточности обещанного, не доверяют им;
- слишком
быстро взрослеют - старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции,
заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям
за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;
- испытывают
оскорбления и унижения, насилие - пьющие родители теряют контроль над своим
поведением.
Как правило,
такие дети предоставлены сами себе - что приводит к неусвоению элементарных
семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка, у них пониженная
самооценка, недостаток самоуважения. Чаще всего они живут в мире фантазий,
мифов, позволяющих выжить - вплоть до мыслей о смерти родителей.
Признаки конфликтной семьи:
- в семье
постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или
нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные
эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;
- конфликтные
семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность -
норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность,
стремление избегать взаимодействия;
- конфликтная
семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.
Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье: [9, с.86]
. Ребенок - свидетель семейных конфликтов:
- испытывает
чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху,
постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению
общаться со сверстниками;
- необходимость
скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что
свойственно детской непосредственности;
- душевная
травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;
- агрессивность
по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны
другого из родителей;
- капризность,
неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.
2. Ребенок - объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей.
Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно,
когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) - обращаясь с
резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с
супругом и наоборот - родитель пытается устранить свою эмоциональную
неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества
другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания -
непоследовательность требований родителей к ребенку
. Ребенок - орудие разрешения семейных споров
- мать,
неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение
на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а
отец ужесточает свои требования к ребенку;
- ребенок
оказывается перед выбором - мама или папа, приспосабливается, лицемерит,
извлекает из конфликта выгоду;
- у
некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;
- проявляются
симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство,
снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
Внутренне неблагополучные семьи.
Недоверчивая семья:
- повышенная
настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам),
ожидание враждебности;
- слабые
контакты с окружающими;
- нередки
длительные конфликты с родственниками;
- в любых
конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только
своего ребенка.
Дети в недоверчивой семье:
- у детей
формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;
- подозрительность,
агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;
- конфликты
с учителями и воспитателями;
- непризнание
детьми ошибок и собственной вины;
- трудно
идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная семья:
- отличается
беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;
- склонна
к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;
- семья
живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель,
отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ,
застолий);
- семья
постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому
поводу возникают конфликты.
Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с
несформированными волевыми качествами.
Хитрая семья:
- ценит
предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение
добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;
- часто
обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;
- стремится
использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг
полезных знакомых;
- к таким
качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное
отношение.
Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них
формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
- ребенок
чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов
(его любят, пока он все делает хорошо);
- упреки,
назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;
- у
ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;
- срывы в
виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).
Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих
чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.
Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства,
проявляют враждебные.
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
- семья
постоянно находится в поле зрения общественности
- недостаточность
проявлений заботы, ласки, внимания к детям
У детей в таких семьях возможно два типа поведения: [9, с.92]
. Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что
родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают
разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей,
если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников
против себя, ведут праздный образ жизни.
. Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным
интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают
от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
- семья живет в
состоянии запредельного и хронического стресса;
- тяжелые
семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и
родственников;
- родители,
делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание
детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой
антипод переходит постепенно, незаметно.
Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность,
часто дети остаются без присмотра.
Семьи с детьми-инвалидами:
- типичная
первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни,
надежда на ошибочность диагноза;
- вторичная
реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности
- часто
семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;
- родители
испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;
- чувство
стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда -
обвинение врачей, педагогов;
- проявляют
к ребенку гиперопеку;
- заключительная
реакция - эмоциональная адаптация;
- в
подобных семьях часто бывают разводы.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся:
семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи - соратники в
борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.
Неполные семьи и их типы.
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или
несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных
семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто
отсутствовать в семье. [9,
с.94]
Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:
- разведенная
семья;
- осиротевшая
семья;
- мать-одиночка
с ребенком.
Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского
влияния:
- нарушается
гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические,
пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных
способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны
влиять два типа мышления: мужское и женское);
- менее
четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие
женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у
девочек);
- затрудняется
обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
- становится
возможным формирование избыточной привязанности к матери.
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения
матери к этой проблеме [12, с.95]:
. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда
не было.
. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец
был плохой.
. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть
определенные достоинства.
Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных
реакций:
- шок -
молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;
- отрицание
смерти;
- поиски;
- отчаяние
- осознание невозможности вернуть умершего;
- гнев -
ребенок сердится на родителя, который его покинул - истерики, отказ от общения,
грубость;
- тревога
и чувство вины - ведут к депрессии;
- боязнь
повторного брака родителя.
Ребенок из семьи матери-одиночки:
- внебрачный
ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми
из других типов неполных семей - социальная дискриминация будет сопровождать
его всю жизнь;
- ребенок
становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;
- нарушается
процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение
стандартов поведения матери-одиночки девочками);
- слепая
материнская любовь делает ребенка инфантильным.
Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема
современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в
разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения
этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.
.2 Правовые основы социальной работы с неблагополучными
семьями
За последнее десятилетие система социальной защиты населения претерпела
существенные качественные изменения. На момент становления социальная работа
ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и
инвалидам. В настоящее время система социальной защиты населения представляет
многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых,
инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных
на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения.
Деятельность системы социальной защиты населения начинает приобретать
перспективный характер. Появляются целые направления работы, которые связаны с
развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение
благополучного и перспективного будущего жителей [24].
Гражданско-правовое положение неблагополучных семей в Российском
законодательстве регулируется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским
Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный
характер, в которых в той или иной степени определяется положение
неблагополучных семей.
Российское законодательство о семье
· Семейный
кодекс РФ
<#"807099.files/image001.gif">
Рис. 2.1 Изменение количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре
Одной из причин неблагополучия семьи является алкогольная зависимость.
Ущерб от алкоголя связан с медицинскими расходами, снижением производительности
труда, преждевременным уходом из жизни. В связи с масштабом
социально-демографических и экономических последствий, алкоголизм назван
Президентом РФ одной из угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения
и здоровья нации.
Распространенность алкоголизма в России вызывает тревогу. В 2009 году
наркологической службой РФ было зарегистрировано 2 658 302 больных алкоголизмом
или 1873,3 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 2% от общей
численности населения [22]. Это число включает больных алкоголизмом,
алкогольными психозами и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями.
Соотношение мужчин и женщин в контингенте зарегистрированных больных в 2009 г.
составило 5 к 1 [30].
К числу тяжелых социальных последствий употребления алкоголя относится
явление детской беспризорности и безнадзорности. Число беспризорных и
безнадзорных детей в России по разным источникам составляет от 1 до 2-2,5 млн.
человек [22]. Дети покидают свои семьи и становятся «социальными» сиротами по
причине деградации родителей, злоупотребляющих алкоголем. Основная причина
беспризорности - это девиантная семья. Все это порождает всплеск подростковой
преступности, актов насилия, самоубийств. На беспризорных детей приходится 10%
всех преступлений в стране, включая разбои, грабежи и убийства [28].
В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем
неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с
девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что
увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию
отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как
систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на
фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия
нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая
семья), в наших школах таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%.
Выделяются категории таких семей, в которых родители или опекуны [24]:
1. не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);
2. не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной
жизнью, заработками и т.п.);
. не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые,
алкоголики, наркоманы).
Ещё одна разновидность неблагополучных семей - это семьи группы риска.
«Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств
своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям
со стороны общества [30]. Статистика неумолима: практически в каждом классе из
общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или
иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по
предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс.
подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые,
по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты [28].
2.2 Направления работы с неблагополучными семьями
Диагностика семейного неблагополучия:
- наблюдения специалистов - изучение причин семейного неблагополучия,
отношение в семье к ребёнку. Оказание практической помощи и психологической
поддержки семье.
- анкетирование детей и родителей - это сбор сведений путём
получения ответов на определённые вопросы, с целью получить дополнительные и
далее подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах
воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми;
- опросники;
- тесты;
- интервью узких специалистов;
- мини-консилиумы;
- тренинги - специальный тренировочный режим, тренировка;
- анализ документов;
- анализ продуктов детского творчества;
- анализ документации паспортно-визовой службы;
- сбор списков неблагополучных семей;
- составление социально-психологических паспортов семьи
(микрорайона);
- заявки семьи на оказание помощи;
- анализ состояния здоровья детей;
- анализ развития, успеваемости [27].
Данные методы исследования проводится для диагностирования и определения
социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное
воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и
анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье [25]:
- советы по преодолению сложных жизненных ситуации - осуществление
посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация
потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах
несовершеннолетнего ребенка;
- консультации специалистов - психолого-педагогическое
просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с
положительным опытом воспитания детей;
- семейная терапия - разновидность психотерапии, основанная на
убеждении в том, что все психологические проблемы являются результатом
нарушенного общения между членами семьи. Поэтому все члены одной семьи
собираются вместе, когда это возможно, чтобы выявить и устранить недостатки в
их взаимоотношениях;
- индивидуальные беседы - изменение отношений в семье в результате
анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;
- индивидуальный социальный патронаж семей - плотное
взаимодействие с семьей. Социальный работник находится в ее распоряжении 24
часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в
день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть
событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от
конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный работник одновременно
патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть
семьи, патронируемые им прежде. Социальный работник поддерживает
доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих
семей.
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей [25]:
- родительские собрания на дому - организация просветительской работы по
овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного
воспитания;
- группы риска - группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от
определённых медицинских или социальных обстоятельств, а также категории
населения, которые более других склонны совершать криминальные или
делинквентные поступки;
- спортивные группы - это одна из разновидностей малых групп;
- тренинговые группы - направленные на повышение компетентности
в общении;
- консультирование - помощь клиенту в решении его проблемы;
- семейные вечера - направлены на сближение родителей с детьми
и улучшению их коммуникации;
- психотерапия - система лечебного воздействия на психику и
через психику на организм человека.
Профилактика семейного неблагополучия:
- родительский всеобуч - знакомство родителей с основами педагогических,
психологических, правовых знаний, обеспечение единства воспитательных
воздействий школы и семьи, обобщение и распространение опыта воспитания,
привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе;
- ознакомление с психолого-педагогической литературой;
- семинары для учителей и родителей;
- лектории для подростков;
- устройство на работу;
- летний лагерь;
- летняя площадка;
- дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Помощь общества неблагополучным семьям:
- институт приемной семьи - опекунство, усыновление и приемная семья;
- институт молодой семьи - пропаганда ответственного
родительства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, к созданию благополучной семьи;
- детские приюты - учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- акции милосердия - пожертвования в виде вещей, денег,
предметов домашней утвари и т.д.;
- акция помоги пойти учиться, целью которой является оказание
материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по
подготовке детей в школу, выявление не обучающихся и неработающих
несовершеннолетних, их определение в образовательные учреждения или
трудоустройство;
- материальная поддержка - денежные выплаты, направленные на
улучшение условий жизни;
- привлечение спонсорской помощи;
- обмен одеждой, бывшей в употреблении;
- лишение родительских прав.
2.3 Деятельность государственных и общественных учреждений
ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям
На территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32
учреждения социального обслуживания семьи и детей, в которых действуют
отделения социального патронажа семей, социального сопровождения замещающих
родителей, осуществляется подбор, обучение и сопровождение родителей, желающих
взять ребенка на воспитание в семью, активно используются инновационные
технологии работы с семьей: участковая социальная работа, сеть социальных
контактов, интенсивная семейная терапия, активная поддержка родителей; система
оказания социальных услуг для наименее уязвимых слоев населения [23].
Одним из таких центров является Бюджетное учреждение социального
обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальной
помощи семье и детям «Вега» [21].
Целевые группы, обслуживаемые учреждением:
- малообеспеченная семья;
- семья, имеющая на попечении детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
- неполная семья;
- семья, имеющая в своем составе детей с ограниченными
умственными и физическими возможностями;
- семья, оказавшаяся в экстремальной ситуации (пострадавшая от
стихийных бедствий или приравненных к ним событий),
- семья беженцев и вынужденных переселенцев;
- многодетная семья;
- семья, имеющая в своем составе нетрудоспособных или длительно
болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
- семья с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
- семья, где дети и женщины подвергаются любым формам
физического, сексуального или психического насилия;
- семья, где родители или законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и
(или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними;
- семья, где родители или дети погибли (умерли) во время
несения воинской службы.
Услуги, предлагаемые населению:
- помощь гражданам в обучении детей и родителей здоровому образу жизни,
успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;
- консультирование по вопросам воспитания и развития детей
(особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической
запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор
профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения
и др.);
- индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и
подростками;
- диагностика психофизического, интеллектуального и
эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и
способностей;
- психологическое обследование личности граждан, анализ
поведения, тестирование для определения оптимального варианта
- психолого-педагогической помощи;
- психологические тренинги по снятию состояний тревожности,
нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и др.
Информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав при администрации Кондинского района по работе с неблагополучными
семьями, состоящими на профилактическом учете за текущий период 2011 г.
В Кондинском районе сформирована нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность по профилактике семейного неблагополучия [29]:
1. Постановление администрации Кондинского района от 03 февраля 2010 года
№61-р «Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы профилактики
безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Кондинском
районе на 2010-2011 годы».
2. Постановление администрации Кондинского района от 29.10.2010
№1489 «О внесении изменений в Положение об организации межведомственного
взаимодействия органов и учреждений Кондинского района по профилактике
социального сиротства, семейного неблагополучия, выявлению и учету детей, права
и законные интересы которых нарушены».
. Распоряжение главы района от 17.11.2009 №483 «Об утверждении
комплексного плана мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности
населения в Кондинском районе на 2010-2011 годы»
В территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации муниципального образования Кондинский район по состоянию на
13.05.2011г. на профилактическом учете состоит 31 неблагополучная семья, в
которой проживают 63 ребенка [29].
Основная причина постановки на учет:
- Родители злоупотребляют спиртными напитками - 26 семей (68%).
- Родители ненадлежаще исполняют обязанности (ведут аморальный
образ жизни, оставляют детей без присмотра, бродяжничают - 11 семей (29%).
- Конфликтные семьи - 1 (3%) [28].
За текущий период 2011 года на учет в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав было поставлено 5 семей, снято 13 семей, из
них [29]:
- по причине смерти - 1,
- в результате ограничения или лишения родительских прав - 3,
- с положительной динамикой - 9.
Совершено выездов в семьи, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до
1 года с целью профилактики младенческой смертности, проведены беседы - 29.
- временно трудоустроены, в том числе на общественные работы - 8 человек,
- беседы об исполнении родительских обязанностей по воспитанию
ребенка - 38,
- организовано 67 консультаций, в том числе психологических,
юридических.
В рамках
межведомственного взаимодействия органами и учреждениями профилактики продолжается
работа с неблагополучными семьями по следующим направлениям:
1. Социальное сопровождение и патронаж семьи.
2. Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей,
употребляющих спиртные напитки.
. Мотивация на трудоустройство, содействие в трудоустройстве.
. Работа по формированию педагогической грамотности родителей по
воспитанию детей.
. Оказание педагогических, психологических и юридических услуг
семье.
. Повышение родительской ответственности за содержание и
воспитание несовершеннолетних.
. организовано 58 консультаций, в том числе:
- психологами - 26,
- наркологами - 9,
- юристами - 23.
ГУ ХМАО - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения
«Альянс» [26].
Учреждение находится в собственности Департамента труда и социальной
защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является
юридическим лицом и действует в соответствии с актами, составляющими правовую
систему Российской Федерации и Уставом Учреждения. Учреждение социального
обслуживания ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения
«Альянс» предназначен для оказания помощи гражданам, попавшим в трудную
жизненную ситуацию, гражданам пожилого возраста и инвалидам, семье и детям.
- отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;
- отделение временного проживания;
- отделение дневного пребывания п. Берёзово;
- отделение дневного пребывания п. Игрим;
- отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов на дому п. Берёзово;
- отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов на дому п. Игрим;
- консультативное отделение;
- отделение срочного социального обслуживания.
В соответствии Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52143-2003
Учреждение предоставляет социально-бытовые, социально-медицинские,
социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и
социально- экономические услуги. За 2009 год учреждением обслужено всего 13 778
человек [26].
В рамках программ по работе с семьей и детьми приняли участие 244 семьи,
161 ребенок, предоставлено свыше 10 000 услуг [26].
Таким образом, на территории округа социальные услуги семьям и детям
предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Существуют
разные направления социальной работы с неблагополучными семьями: диагностика
семейного неблагополучия, индивидуальная помощь неблагополучной семье,
групповая работа с родителями из неблагополучных семей, профилактика семейного
неблагополучия, помощь общества неблагополучным семьям. Причинами семейного
неблагополучия могут быть: алкогольная зависимость, девиантное поведение
родителей и детей, негативное отношение общества к каким-либо семьям и др.
Прослеживается тенденция снижения количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре:
к концу прошлого года по сравнению с 2005 г. на 42,4% снизилось количество
неблагополучных семей.
заключение
Проблема неблагополучных семей в России является одной из самых острых на
сегодняшний день. Решением данной проблемы занимается множество социальных
организаций по всей стране. Постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями
для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из
трудной жизненной ситуации.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее
воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, выполнение семьей в полном
объеме ее воспитательной и социализирующей функции.
Существует обширная типология неблагополучных семей, опирающаяся на
различные факторы, негативно влияющие на развитие семьи. Исходя из этого,
постоянно разрабатываются программы социальной работы с такими семьями, они
основываются на правовых аспектах основ социальной работы с неблагополучными
семьями.
На данный момент используется несколько направлений работы с
неблагополучными семьями:
1. диагностика семейного неблагополучия;
2. индивидуальная помощь неблагополучной семье;
. групповая работа с родителями из неблагополучных семей;
. профилактика семейного неблагополучия;
. помощь общества неблагополучным семьям.
По данным направлениям в ХМАО-Югре работают 32 учреждения социального
обслуживания семьи и детей. Качество выполняемой ими работы можно выявить,
изучив статистику неблагополучных семей в ХМАО-Югре: мы можем наблюдать
положительную динамику развития работы с неблагополучными семьями. С 2005-2010
год количество неблагополучных семей сократилось на 42,4% (на 1060 семей).
Подводя итог, мы можем дать ряд рекомендаций по улучшению коррекционной
работы с неблагополучными семьями: необходимо четкое регулирование положения
неблагополучных семей в законодательных актах, неукоснительное соблюдение этих
положений и усовершенствование санкций за неисполнение данных требований.
библиографический список
1. Конституция
Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 1994. - 62 с.
2. Семейный
кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 2009. - 48 с.
. Трудовой
кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 2008. - 154 с.
4. Федеральный
закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации» // Сборник законов РФ. - 1995.
. Баркер,
Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. - М.: Институт социальной работы,
1994. - 134 с.
6. Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и
превентивная практика в России / С.А. Беличева. М.: Социальное здоровье России,
2004. - 235 с.
7. Василькова,
Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. -
М.: Академия, 1999. - 440 с.
8. Галагузова,
М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. - М., 2000. - 416 с.
. Гулина,
М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб.: Питер,
2008. - 400 с.
10. Коныгина,
М.Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании
национальной модели социальной работы в России / М.Н. Коныгина, Н.И. Клушина //
Социальная работа: традиции и инновации. - 2006. - №1. - С. 55-59.
11. Курбатов,
В.И. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я.
Циткилов, Л.А. Кайгородова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с.
12. Манько,
Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М.
Оганян. - СПб.: Петрополис, 2008. - 276 с.
13. Пейн, М.
Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / М. Пейн; пер. с англ.
О.В. Бойко, Б.Н. Мотенко; под ред. Дж. Кемплинга. - М.: Академия, 2007. - 400
с.
14. Савинов,
Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие /
Л.И. Савинов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2006. - 215 с.
15. Сафронова,
В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М.
Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
16. Филатов,
В.А. Технология социальной работы: учеб. пособие / В.А. Филатов, М.В. Станкова,
Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 124 с.
17. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И.
Холостова. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.
18. Холостова,
Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - 5-е изд. - М.: Дашков
и К, 2007. - 668 с.
19. Целуйко,
В.М. Психология неблагополучной семьи: учеб. пособие / В.М. Целуйко. - М.:
Владос, 2003. - 272с.
20. Шульга,
Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. - М.:
Дрофа, 2005. - 254с.
21. Ярская,
В.Н. Опыт работы Саратовской ассоциации работников социальных служб / В.Н.
Ярская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -
1997. - №4. - С. 39-42.
22. Официальный
сайт «Здравомыслие» [электронный ресурс]
23. Официальный
сайт «Педагогическая библиотека» [электронный ресурс]
24. Официальный
сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]
. Официальный
сайт «Российская газета» [электронный ресурс]
26. Официальный сайт
«Словари и энциклопедии на Академике <http://dic.academic.ru>»
[электронный ресурс]
27. Официальный
сайт Берёзовского района ХМАО-Югры [электронный ресурс]
28. Официальный
сайт Бюджетного учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной
помощи семье и детям «Вега» [электронный ресурс]
29. Официальный
сайт компании «Консультант Плюс» «Документы ООН о детях, женщинах, образовании»
[электронный ресурс]
30. Официальный
сайт органов государственной власти ХМАО - Югры [электронный ресурс]
. Официальный
сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Кондинский
район ХМАО-Югры» [электронный ресурс]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проект административного регламента по предоставлению
государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся
в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих
несовершеннолетних детей»
1. Общие положения
.1 Административный регламент по предоставлению государственной услуги
«Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном
положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей»
(далее - административный регламент), разработан в целях повышения качества
исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги
«Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном
положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей»
(далее - государственная услуга), создания комфортных условий для участников
отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения
сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании
помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном
положении и в трудной жизненной ситуации.
Социальный патронаж - это форма индивидуальной адресной социальной
поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с
несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или
находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или
утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока,
необходимого для преодоления данной ситуации.
Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации" трудная жизненная ситуация
определена как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина
(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,
болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица,
отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в
семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья,
находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними.
Социальный патронаж как государственная услуга организуется в рамках
индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально
опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних
детей.
Социальный патронаж для семей, находящихся в социально опасном положении
и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей, как
государственная услуга организуется в рамках оказания социальной помощи семье
на длительной основе.
Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей,
находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации,
имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих
услуг:
- Выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми,
находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
- Содействие в разработке индивидуальных и групповых программ
социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с
несовершеннолетними;
- Социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и
социальному патронажу;
- Социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности
и социальному патронажу;
- Социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и
социальному патронажу;
- Социально-педагогические услуги по профилактике
безнадзорности и социальному патронажу;
- Социально-психологические услуги по профилактике
безнадзорности и социальному патронажу.
1.2 Конечными результатами предоставления государственной услуги
являются:
- направление в органы опеки и попечительства ходатайства об отобрании
несовершеннолетнего у родителей в случае систематического несоблюдения ими
своих родительских обязанностей;
- снятие семьи с патронажа при условии возникновения позитивных
изменений в семье, в связи с переездом в другой район, либо по достижению
детьми возраста совершеннолетия.
1.3 Индивидуальная профилактическая работа в отношении
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в
сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним,
или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям
несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или
наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
Социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми
проводится в сроки, необходимые для оказания ребенку и членам его семьи
социальной и иной помощи или до устранения причин и условий, способствовавших
неблагополучию в семье.
.4 Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со
следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Семейным кодексом РФ;
- Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 г. №25 "Об
утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";
- Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 02.12.2004 г. №143-ОЗ «О наделении
органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по
предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения»;
- и иными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими правоотношения в сфере учета и организация работы по
патронажу семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной
ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.
1.5 Право на получение государственной услуги имеют:
- семьи с несовершеннолетними детьми, сам несовершеннолетний, достигший
возраста 14-ти лет, проживающие на данной территории, нуждающиеся в
предоставлении социальной помощи.
1.6 Государственная услуга предоставляется бесплатно.