Социальная работа с неблагополучными семьями

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,81 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа с неблагополучными семьями

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Югорский государственный университет

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория социальной работы»

на тему:

Социальная работа с неблагополучными семьями



Выполнила: Зайкова М.Г.

студентка группы 3790б

Руководитель: к.ф.н., доцент

Костылева Т.А.




Ханты-Мансийск - 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

1.1   Типология неблагополучных семей

1.2    Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

2. Основные направления социальной работы с неблагополучными семьями

2.1   Неблагополучные семьи в ХМАО-Югре: статистические показатели

2.2    Направления работы с неблагополучными семьями

2.3   Деятельность государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПриложениЕ

Введение

Проблема неблагополучных семей одна из самых значительных проблем в современном мире. Причиной этому является нищета, асоциальное поведение супругов и жестокое обращение с детьми. Необходимо изучение теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семьи и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Цель исследования - изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

-  рассмотреть типологию неблагополучных семей;

-       исследовать формирование социальной политики в отношении неблагополучных семей;

-       изучить статистические показатели неблагополучных семей в России и ХМАО-Югре;

-       привести примеры деятельности государственных и общественных структур ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: социальная работа с неблагополучными семьями.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями. Во второй главе исследуются основные направления социальной работы с неблагополучными семьями. В заключении делаются основные выводы и приводятся рекомендации по социальной работе с неблагополучными семьями.

В ходе написания курсовой работы были задействованы учебники, учебные пособия, периодические издания, сеть интернет, законодательные акты, учебно-методическая литература.

Так в учебниках рассматриваются понятия, виды, формы социальной работы с неблагополучными семьями. В законодательных актах прописаны правовые аспекты, относящиеся к регулированию положения социальной работы с неблагополучными семьями. В интернет источниках находятся обширные статистические данные проблем неблагополучных семей.

1. Теоретические основы социальной работы с неблагополучными семьями

1.1 Типология неблагополучных семей

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Основные социальные проблемы семьи [4, с.223]:

-  трудное материальное положение семьи;

-       ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

-       злоупотребление алкоголем и наркотиками;

-       жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

-       антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы.

Неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. [17, с.338]

Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. [10, с.142]

Типология неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия:

-  деструктивная семья;

-       дисфункциональная семья;

-       семьи группы риска;

-       негармоничная семья.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической; педагогической и др.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы [9, с.82]:

. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

-  конфликтные семьи;

-       проблемные семьи;

-       асоциальные семьи;

-       аморально-криминальные семьи;

-       семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные) - это внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. В таких семьях:

-  формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;

-       проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);

-       проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;

-       ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее. [9, с.83]

Признаки семьи с алкогольной зависимостью:

-  размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие - нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка;

-       отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг;

-       непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения;

-       низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых;

-       недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи. [9, с.83]

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью». Возможны следующие варианты созависимости:

-  вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;

-       в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;

-       все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в семье с алкогольной зависимостью:

-  оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («этот ужасный секрет семьи»);

-       живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);

-       ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

-       испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий - в пьяном);

-       наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей - это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;

-       испытывают страхи и тревожные предчувствия - страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;

-       испытывают разочарования - родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;

-       слишком быстро взрослеют - старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;

-       испытывают оскорбления и унижения, насилие - пьющие родители теряют контроль над своим поведением.

Как правило, такие дети предоставлены сами себе - что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка, у них пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Чаще всего они живут в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить - вплоть до мыслей о смерти родителей.

Признаки конфликтной семьи:

-  в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;

-       конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность - норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;

-       конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Возможны 3 модели существования детей в конфликтной семье: [9, с.86]

. Ребенок - свидетель семейных конфликтов:

-  испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

-       необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

-       душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;

-       агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

-       капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.

2. Ребенок - объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей. Напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) - обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот - родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя. Если конфликт в семье по вопросам воспитания - непоследовательность требований родителей к ребенку

. Ребенок - орудие разрешения семейных споров

-  мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;

-       ребенок оказывается перед выбором - мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;

-       у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;

-       проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

-  повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;

-       слабые контакты с окружающими;

-       нередки длительные конфликты с родственниками;

-       в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка.

Дети в недоверчивой семье:

-  у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;

-       подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;

-       конфликты с учителями и воспитателями;

-       непризнание детьми ошибок и собственной вины;

-       трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья:

-  отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;

-       склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;

-       семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);

-       семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.

Дети в легкомысленной семье вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья:

-  ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;

-       часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;

-       стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

-       к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.

Дети в хитрой семье полностью перенимают взгляды взрослых, у них формируется установка - нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

-  ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);

-       упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;

-       у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи;

-       срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).

Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

-  семья постоянно находится в поле зрения общественности

-       недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям

У детей в таких семьях возможно два типа поведения: [9, с.92]

. Многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству, испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя, ведут праздный образ жизни.

. Тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

-  семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;

-       тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;

-       родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).

Пограничные семьи. Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.

Семьи с недееспособными членами испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра.

Семьи с детьми-инвалидами:

-  типичная первоначальная реакция - отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;

-       вторичная реакция - чувство гнева, беспомощности, безысходности

-       часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;

-       родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;

-       чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;

-       проявляют к ребенку гиперопеку;

-       заключительная реакция - эмоциональная адаптация;

-       в подобных семьях часто бывают разводы.

Семьи с нарушением структуры семейных ролей. К ним относятся: семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи - соратники в борьбе), семья-театр, семья-санаторий и семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей - профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье. [9, с.94]

Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

-  разведенная семья;

-       осиротевшая семья;

-       мать-одиночка с ребенком.

Для любого типа неполной семьи проблемы возникают из-за дефицита мужского влияния:

-  нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);

-       менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);

-       затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

-       становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме [12, с.95]:

. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было.

. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой.

. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:

-  шок - молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;

-       отрицание смерти;

-       поиски;

-       отчаяние - осознание невозможности вернуть умершего;

-       гнев - ребенок сердится на родителя, который его покинул - истерики, отказ от общения, грубость;

-       тревога и чувство вины - ведут к депрессии;

-       боязнь повторного брака родителя.

Ребенок из семьи матери-одиночки:

-  внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей - социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;

-       ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;

-       нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);

-       слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

Таким образом, неблагополучные семьи достаточно актуальная проблема современности. Проблематика оказания помощи данным семьям заключается в разнообразии их ситуаций и, следовательно, в огромном множестве путей решения этих проблем. Данными проблемами и их решением занимается социальный работник.

.2 Правовые основы социальной работы с неблагополучными семьями

За последнее десятилетие система социальной защиты населения претерпела существенные качественные изменения. На момент становления социальная работа ограничивалась предоставлением социальных выплат и льгот престарелым и инвалидам. В настоящее время система социальной защиты населения представляет многогранную службу по обеспечению нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, семей с детьми; включает широкий перечень мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения.

Деятельность системы социальной защиты населения начинает приобретать перспективный характер. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также направленной на обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей [24].

Гражданско-правовое положение неблагополучных семей в Российском законодательстве регулируется: Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение неблагополучных семей.

Российское законодательство о семье

·              Семейный кодекс РФ <#"807099.files/image001.gif">

Рис. 2.1 Изменение количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре

Одной из причин неблагополучия семьи является алкогольная зависимость. Ущерб от алкоголя связан с медицинскими расходами, снижением производительности труда, преждевременным уходом из жизни. В связи с масштабом социально-демографических и экономических последствий, алкоголизм назван Президентом РФ одной из угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации.

Распространенность алкоголизма в России вызывает тревогу. В 2009 году наркологической службой РФ было зарегистрировано 2 658 302 больных алкоголизмом или 1873,3 в расчете на 100 тыс. населения, что составляет почти 2% от общей численности населения [22]. Это число включает больных алкоголизмом, алкогольными психозами и лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями. Соотношение мужчин и женщин в контингенте зарегистрированных больных в 2009 г. составило 5 к 1 [30].

К числу тяжелых социальных последствий употребления алкоголя относится явление детской беспризорности и безнадзорности. Число беспризорных и безнадзорных детей в России по разным источникам составляет от 1 до 2-2,5 млн. человек [22]. Дети покидают свои семьи и становятся «социальными» сиротами по причине деградации родителей, злоупотребляющих алкоголем. Основная причина беспризорности - это девиантная семья. Все это порождает всплеск подростковой преступности, актов насилия, самоубийств. На беспризорных детей приходится 10% всех преступлений в стране, включая разбои, грабежи и убийства [28].

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в наших школах таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%. Выделяются категории таких семей, в которых родители или опекуны [24]:

1. не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

2.      не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

.        не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Ещё одна разновидность неблагополучных семей - это семьи группы риска. «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [30]. Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты [28].

2.2 Направления работы с неблагополучными семьями

Диагностика семейного неблагополучия:

-  наблюдения специалистов - изучение причин семейного неблагополучия, отношение в семье к ребёнку. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

-       анкетирование детей и родителей - это сбор сведений путём получения ответов на определённые вопросы, с целью получить дополнительные и далее подробные данные об особенностях и условиях жизни семьи, методах воспитания, характере взаимоотношений родителей с детьми;

-       опросники;

-       тесты;

-       интервью узких специалистов;

-       мини-консилиумы;

-       тренинги - специальный тренировочный режим, тренировка;

-       анализ документов;

-       анализ продуктов детского творчества;

-       анализ документации паспортно-визовой службы;

-       сбор списков неблагополучных семей;

-       составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);

-       заявки семьи на оказание помощи;

-       анализ состояния здоровья детей;

-       анализ развития, успеваемости [27].

Данные методы исследования проводится для диагностирования и определения социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье [25]:

-  советы по преодолению сложных жизненных ситуации - осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;

-       консультации специалистов - психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;

-       семейная терапия - разновидность психотерапии, основанная на убеждении в том, что все психологические проблемы являются результатом нарушенного общения между членами семьи. Поэтому все члены одной семьи собираются вместе, когда это возможно, чтобы выявить и устранить недостатки в их взаимоотношениях;

-       индивидуальные беседы - изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики;

-       индивидуальный социальный патронаж семей - плотное взаимодействие с семьей. Социальный работник находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться 4-9 месяцев. Социальный работник одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им прежде. Социальный работник поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей [25]:

-  родительские собрания на дому - организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания;

-  группы риска - группы, члены которых уязвимы или могут понести ущерб от определённых медицинских или социальных обстоятельств, а также категории населения, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки;

-       спортивные группы - это одна из разновидностей малых групп;

-       тренинговые группы - направленные на повышение компетентности в общении;

-  консультирование - помощь клиенту в решении его проблемы;

-       семейные вечера - направлены на сближение родителей с детьми и улучшению их коммуникации;

-       психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Профилактика семейного неблагополучия:

-  родительский всеобуч - знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний, обеспечение единства воспитательных воздействий школы и семьи, обобщение и распространение опыта воспитания, привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе;

-  ознакомление с психолого-педагогической литературой;

-       семинары для учителей и родителей;

-       лектории для подростков;

-       устройство на работу;

-       летний лагерь;

-       летняя площадка;

-  дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Помощь общества неблагополучным семьям:

-  институт приемной семьи - опекунство, усыновление и приемная семья;

-       институт молодой семьи - пропаганда ответственного родительства, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

-       детские приюты - учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-       акции милосердия - пожертвования в виде вещей, денег, предметов домашней утвари и т.д.;

-       акция помоги пойти учиться, целью которой является оказание материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке детей в школу, выявление не обучающихся и неработающих несовершеннолетних, их определение в образовательные учреждения или трудоустройство;

-       материальная поддержка - денежные выплаты, направленные на улучшение условий жизни;

-       привлечение спонсорской помощи;

-       обмен одеждой, бывшей в употреблении;

-       лишение родительских прав.

2.3 Деятельность государственных и общественных учреждений ХМАО-Югры по оказанию помощи неблагополучным семьям

На территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей, в которых действуют отделения социального патронажа семей, социального сопровождения замещающих родителей, осуществляется подбор, обучение и сопровождение родителей, желающих взять ребенка на воспитание в семью, активно используются инновационные технологии работы с семьей: участковая социальная работа, сеть социальных контактов, интенсивная семейная терапия, активная поддержка родителей; система оказания социальных услуг для наименее уязвимых слоев населения [23].

Одним из таких центров является Бюджетное учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [21].

Целевые группы, обслуживаемые учреждением:

-  малообеспеченная семья;

-       семья, имеющая на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-       неполная семья;

-       семья, имеющая в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

-       семья, оказавшаяся в экстремальной ситуации (пострадавшая от стихийных бедствий или приравненных к ним событий),

-       семья беженцев и вынужденных переселенцев;

-       многодетная семья;

-       семья, имеющая в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

-       семья с неблагоприятным психологическим микроклиматом;

-       семья, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексуального или психического насилия;

-       семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

-       семья, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы.

Услуги, предлагаемые населению:

-  помощь гражданам в обучении детей и родителей здоровому образу жизни, успешном разрешении семейных конфликтов и иных вопросов;

-       консультирование по вопросам воспитания и развития детей (особенности возрастного и индивидуального развития детей, преодоление педагогической запущенности, семейных конфликтов, методика семейного воспитания, выбор профессии и жизненное самоопределение, межличностные и внутрисемейные отношения и др.);

-       индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и подростками;

-       диагностика психофизического, интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и способностей;

-       психологическое обследование личности граждан, анализ поведения, тестирование для определения оптимального варианта

-       психолого-педагогической помощи;

-       психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и др.

Информация о деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кондинского района по работе с неблагополучными семьями, состоящими на профилактическом учете за текущий период 2011 г.

В Кондинском районе сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по профилактике семейного неблагополучия [29]:

1. Постановление администрации Кондинского района от 03 февраля 2010 года №61-р «Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Кондинском районе на 2010-2011 годы».

2.      Постановление администрации Кондинского района от 29.10.2010 №1489 «О внесении изменений в Положение об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений Кондинского района по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены».

.        Распоряжение главы района от 17.11.2009 №483 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности населения в Кондинском районе на 2010-2011 годы»

В территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Кондинский район по состоянию на 13.05.2011г. на профилактическом учете состоит 31 неблагополучная семья, в которой проживают 63 ребенка [29].

Основная причина постановки на учет:

-  Родители злоупотребляют спиртными напитками - 26 семей (68%).

-       Родители ненадлежаще исполняют обязанности (ведут аморальный образ жизни, оставляют детей без присмотра, бродяжничают - 11 семей (29%).

-       Конфликтные семьи - 1 (3%) [28].

За текущий период 2011 года на учет в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав было поставлено 5 семей, снято 13 семей, из них [29]:

-  по причине смерти - 1,

-       в результате ограничения или лишения родительских прав - 3,

-       с положительной динамикой - 9.

Совершено выездов в семьи, имеющих несовершеннолетних детей в возрасте до 1 года с целью профилактики младенческой смертности, проведены беседы - 29.

-  временно трудоустроены, в том числе на общественные работы - 8 человек,

-       беседы об исполнении родительских обязанностей по воспитанию ребенка - 38,

-       организовано 67 консультаций, в том числе психологических, юридических.

В рамках межведомственного взаимодействия органами и учреждениями профилактики продолжается работа с неблагополучными семьями по следующим направлениям:

1. Социальное сопровождение и патронаж семьи.

2.      Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, употребляющих спиртные напитки.

.        Мотивация на трудоустройство, содействие в трудоустройстве.

.        Работа по формированию педагогической грамотности родителей по воспитанию детей.

.        Оказание педагогических, психологических и юридических услуг семье.

.        Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних.

.        организовано 58 консультаций, в том числе:

-  психологами - 26,

-       наркологами - 9,

-       юристами - 23.

ГУ ХМАО - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» [26].

Учреждение находится в собственности Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является юридическим лицом и действует в соответствии с актами, составляющими правовую систему Российской Федерации и Уставом Учреждения. Учреждение социального обслуживания ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Альянс» предназначен для оказания помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гражданам пожилого возраста и инвалидам, семье и детям.

-  отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

-       отделение временного проживания;

-       отделение дневного пребывания п. Берёзово;

-       отделение дневного пребывания п. Игрим;

-       отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому п. Берёзово;

-       отделение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому п. Игрим;

-       консультативное отделение;

-       отделение срочного социального обслуживания.

В соответствии Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 52143-2003 Учреждение предоставляет социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые и социально- экономические услуги. За 2009 год учреждением обслужено всего 13 778 человек [26].

В рамках программ по работе с семьей и детьми приняли участие 244 семьи, 161 ребенок, предоставлено свыше 10 000 услуг [26].

Таким образом, на территории округа социальные услуги семьям и детям предоставляют 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Существуют разные направления социальной работы с неблагополучными семьями: диагностика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь неблагополучной семье, групповая работа с родителями из неблагополучных семей, профилактика семейного неблагополучия, помощь общества неблагополучным семьям. Причинами семейного неблагополучия могут быть: алкогольная зависимость, девиантное поведение родителей и детей, негативное отношение общества к каким-либо семьям и др. Прослеживается тенденция снижения количества неблагополучных семей в ХМАО-Югре: к концу прошлого года по сравнению с 2005 г. на 42,4% снизилось количество неблагополучных семей.

заключение

Проблема неблагополучных семей в России является одной из самых острых на сегодняшний день. Решением данной проблемы занимается множество социальных организаций по всей стране. Постоянно ведётся работа с неблагополучными семьями для улучшения условий их жизни и сокращения их количества, путём выведения из трудной жизненной ситуации.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функции.

Существует обширная типология неблагополучных семей, опирающаяся на различные факторы, негативно влияющие на развитие семьи. Исходя из этого, постоянно разрабатываются программы социальной работы с такими семьями, они основываются на правовых аспектах основ социальной работы с неблагополучными семьями.

На данный момент используется несколько направлений работы с неблагополучными семьями:

1. диагностика семейного неблагополучия;

2.      индивидуальная помощь неблагополучной семье;

.        групповая работа с родителями из неблагополучных семей;

.        профилактика семейного неблагополучия;

.        помощь общества неблагополучным семьям.

По данным направлениям в ХМАО-Югре работают 32 учреждения социального обслуживания семьи и детей. Качество выполняемой ими работы можно выявить, изучив статистику неблагополучных семей в ХМАО-Югре: мы можем наблюдать положительную динамику развития работы с неблагополучными семьями. С 2005-2010 год количество неблагополучных семей сократилось на 42,4% (на 1060 семей).

Подводя итог, мы можем дать ряд рекомендаций по улучшению коррекционной работы с неблагополучными семьями: необходимо четкое регулирование положения неблагополучных семей в законодательных актах, неукоснительное соблюдение этих положений и усовершенствование санкций за неисполнение данных требований.

библиографический список

1.   Конституция Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 1994. - 62 с.

2.      Семейный кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 2009. - 48 с.

.        Трудовой кодекс Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 2008. - 154 с.

4.   Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Сборник законов РФ. - 1995.

.     Баркер, Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. - М.: Институт социальной работы, 1994. - 134 с.

6.   Беличева, С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивная практика в России / С.А. Беличева. М.: Социальное здоровье России, 2004. - 235 с.

7.   Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учеб. пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 1999. - 440 с.

8.   Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. - М., 2000. - 416 с.

.     Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

10. Коныгина, М.Н. Отечественный опыт социально-помогающей деятельности в формировании национальной модели социальной работы в России / М.Н. Коныгина, Н.И. Клушина // Социальная работа: традиции и инновации. - 2006. - №1. - С. 55-59.

11. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 480 с.

12. Манько, Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - СПб.: Петрополис, 2008. - 276 с.

13. Пейн, М. Социальная работа: современная теория: учеб. пособие / М. Пейн; пер. с англ. О.В. Бойко, Б.Н. Мотенко; под ред. Дж. Кемплинга. - М.: Академия, 2007. - 400 с.

14. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие / Л.И. Савинов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2006. - 215 с.

15.    Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

16. Филатов, В.А. Технология социальной работы: учеб. пособие / В.А. Филатов, М.В. Станкова, Т.В. Щитова, Е.М. Кузнецова. - Омск: ОмГТУ, 2008. - 124 с.

17. Холостова, Е.И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1997. - 424 с.

18. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 668 с.

19. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: учеб. пособие / В.М. Целуйко. - М.: Владос, 2003. - 272с.

20.    Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254с.

21. Ярская, В.Н. Опыт работы Саратовской ассоциации работников социальных служб / В.Н. Ярская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №4. - С. 39-42.

22. Официальный сайт «Здравомыслие» [электронный ресурс]

23.    Официальный сайт «Педагогическая библиотека» [электронный ресурс]

24. Официальный сайт «Перспективное детство Югры» [электронный ресурс]

.     Официальный сайт «Российская газета» [электронный ресурс]

26.    Официальный сайт «Словари и энциклопедии на Академике <http://dic.academic.ru>» [электронный ресурс]

27. Официальный сайт Берёзовского района ХМАО-Югры [электронный ресурс]

28. Официальный сайт Бюджетного учреждения социального обслуживания ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Вега» [электронный ресурс]

29. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» «Документы ООН о детях, женщинах, образовании» [электронный ресурс]

30. Официальный сайт органов государственной власти ХМАО - Югры [электронный ресурс]

.     Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Кондинский район ХМАО-Югры» [электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей»

1. Общие положения

.1 Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее - административный регламент), разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной услуги «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» (далее - государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при осуществлении государственной услуги, и определения сроков и последовательности действий (административных процедур) при оказании помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации.

Социальный патронаж - это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и оказания необходимых услуг, которые предоставляются семьям с несовершеннолетними детьми и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно преодолеть ее, в течение срока, необходимого для преодоления данной ситуации.

Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" трудная жизненная ситуация определена как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении, определена как семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальный патронаж как государственная услуга организуется в рамках индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

Социальный патронаж для семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей, как государственная услуга организуется в рамках оказания социальной помощи семье на длительной основе.

Государственная услуга «Осуществление социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации, имеющих несовершеннолетних детей» включает в себя предоставление следующих услуг:

-  Выявление несовершеннолетних, или семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

-       Содействие в разработке индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации и организация постановки на учет семей с несовершеннолетними;

-       Социально-бытовые услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-       Социально-экономические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-       Социально-медицинские услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-       Социально-педагогические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу;

-       Социально-психологические услуги по профилактике безнадзорности и социальному патронажу.

1.2 Конечными результатами предоставления государственной услуги являются:

-  направление в органы опеки и попечительства ходатайства об отобрании несовершеннолетнего у родителей в случае систематического несоблюдения ими своих родительских обязанностей;

-       снятие семьи с патронажа при условии возникновения позитивных изменений в семье, в связи с переездом в другой район, либо по достижению детьми возраста совершеннолетия.

1.3 Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Социальный патронаж неблагополучных семей с несовершеннолетними детьми проводится в сроки, необходимые для оказания ребенку и членам его семьи социальной и иной помощи или до устранения причин и условий, способствовавших неблагополучию в семье.

.4 Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

-  Конституцией Российской Федерации;

-       Конвенцией о правах ребенка;

-       Семейным кодексом РФ;

-       Постановлением Минтруда РФ от 29.03.2002 г. №25 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации";

-       Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

-       Федеральным законом от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

-       Федеральным законом от 02.12.2004 г. №143-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения»;

-       и иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере учета и организация работы по патронажу семьей, находящейся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, имеющей несовершеннолетних детей.

1.5 Право на получение государственной услуги имеют:

-  семьи с несовершеннолетними детьми, сам несовершеннолетний, достигший возраста 14-ти лет, проживающие на данной территории, нуждающиеся в предоставлении социальной помощи.

1.6 Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Похожие работы на - Социальная работа с неблагополучными семьями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!