Социальная политика и рождаемость

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная политика и рождаемость
















Социальная политика и рождаемость

Введение

рождаемость социальный государственный поддержка

Место страны в геополитическом пространстве всецело определяют интеллектуальная мощь, социальная сплоченность общества, наличие культурных и религиозных ценностей, демографический, экономический, оборонный, экологический и технологический вес. По каждой из этих и ряду других позиций Россия вполне обоснованно претендует на роль великой державы. К началу XXI столетия в стране появилось все необходимое, в том числе финансовые условия, для формирования и проведения сильной социальной политики [4].

Образованному человеку не нужно доказывать, что без решения демографических проблем утрачивают свое значение все иные человеческие ценности. В том числе оборонная мощь, интеллектуальный капитал, высокие технологии и т.д.

Основную ставку при ориентации Правительства на проведение прогрессивной социальной политики нужно делать не на налоги, а на стимулирование рождаемости, содействие росту желания семей иметь детей [4].

Целью данной контрольной работы является изучение влияния социальной политики на рождаемость в Российской Федерации.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

оценка показателей рождаемости в России за 2012 г.;

изучение направлений социальной политики, регулирующих рождаемость.

Основными источника получения информации для написания данной курсовой работы стали конспект лекций по демографии под редакцией С.Ю. Игошина и О.Н. Сутыриной, сайт Федеральной службы государственной статистики, учебник по социальной политике под редакцией Н.А. Волгина.

1. Сущность социальной политики и критерии её эффективности

Социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве [1, с. 15].

Критерии эффективности социальной политики - это не количество потраченных на нее денег, а показатели жизни людей

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения.

Жизненный уровень населения - совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления. Точкой отсчета при определении жизненного уровня является «потребительская корзина» - набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения в стоимости «потребительской корзины» служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления - такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления - количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую «черту бедности». Доля населения, живущего за «чертой бедности», является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране. Снижение этого показателя, борьба с бедностью - одна из главных задач социальной политики [1, с. 15].

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Качество жизни населения - это совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Он подразумевает условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.п. Причем по мере развития общества эти характеристики изменяются [1, с. 16].

В самом общем плане основные направления социальной политики - регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пенсии, выдает бедняком продовольственные талоны, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям; создает систему обучения и переквалификации безработных; регулирует оплату труда; предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения, более-менее сносное жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.

1.1 Приоритетные национальные проекты

Образование, здравоохранение, доступное жилье - именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От их состояния зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. В Послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент России В. Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации, а осенью 2005 года по его инициативе было заявлено о национальных проектах в тех же сферах.

Национальный проект «Здоровье» в сфере здравоохранения предусматривал повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

·              Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

·              Вакцинация

·              Обследование новорожденных

·              Профессиональная переподготовка

В рамках национального проекта «Здоровье» проводился также дополнительный проект - «Родовые сертификаты». Его цель - улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делалось это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

·              Женская консультация получала 3000 рублей

·              Родильный дом получал 6000 рублей

Родовые сертификаты были введены с 1 января 2006 года. А с 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

Национальный проект «Образование» в сфере образования предусматривал создание двух новых университетов, двух бизнес-школ, выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России») - программа по улучшению жилищных условий граждан, предусматривал:

·              увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. - на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9% до 30%;

·              увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15% до 11% в 2007 г. и до 8% в 2008-2009 гг.;

·              выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;

·              модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60% до 55%.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

2. Оценка показателей рождаемости

Рождаемость в демографии - это частота рождений в определенной социальной среде.

Простейшим из показателей рождаемости является общий коэффициент рождаемости [2, с. 15]:


где:- общий коэффициент рождаемости

В-абсолютное число рождений за год

Р - среднее население

Т - длина периода

Специальный коэффициент рождаемости вычисляется по формуле [2, с. 15]:


где:

F15-49 - специальный коэффициент рождаемости- численность детей, родившихся за год15-49 - среднегодовая численность женщин в возрасте 15-49 лет

Следующим шагом вперед на пути продвижения к лучшим показателям рождаемости является расчет возрастного коэффициента рождаемости. Он рассчитывается следующим образом:


где:x - возрастной коэффициент рождаемостиx - число родившихся у женщин в возрасте «х»x - численность женщин в возрасте «х»

Суммарный коэффициент рождаемости вычисляется путем суммирования возрастных коэффициентов рождаемости с умножением их на длину каждого возрастного интервала в целых годах (при однолетних коэффициентах множитель = 1, при пятилетних = 5, и т.д.). Сумма в итоге делится на 1000, т.е. показатель выражается в расчете на одну женщину в среднем [2, с. 16]:


где:total - суммарный коэффициент рождаемости- длина возрастного интервала (при одинаковой длине интервала, его можно вынести за знак суммы, т.е. сначала сложить коэффициенты, а затем один раз умножить сумму коэффициентов на длину возрастного интервала. Если же интервалы разные по длине (редко, но бывает), то необходимо каждый коэффициент умножать отдельно на соответствующую ему длину возрастного интервала)x - возрастные коэффициенты

Шкала величин общего коэффициента рождаемости (по В.А. Борисову и Б.Ц. Урланису)

Общий коэффициент рождаемости, ‰

Оценка уровня рождаемости

менее 16

низкий

от 16 до 24

средний

от 25 до 29

выше среднего

от 30 до 40

высокий

более 40

очень высокий


2.1 Показатели рождаемости в России за 2012 год

Число зарегистрированных родившихся в 2012 г., млн. чел.

Численность населения России на 1 января 2013 г., млн. чел.

Численность детей 0-4 на 1 января 2013 г. млн. чел.

1 922 876

143 347 000

36 047 860

8 687 000

Общий коэффициент рождаемости


CBR = 1922876/ 143347000 * 1000 = 13,41413493 ~ 13,4%

Общий коэффициент рождаемости меньше 16%, из этого можно сделать вывод, что в 2012 году в России был низкий уровень рождаемости.

Специальный коэффициент рождаемости


F15-49 = 1 922 876/ 36 047 860 * 1000 = 53,3

или

F15-49 = CBR / d,

где d - процент женщин репродуктивного возраста;

d = 36047860 * 100% / 143347000 = 25% = 0,25

F15-49 = 13, 4% / 0,25 = 53,3%.

Это означает, что на 1000 женщин детородного возраста приходится в среднем 53,3 рожденных в течение года детей.

По данным Росстата в 2012 году суммарный коэффициент рождаемости по России составил 1.61 [3].

3. Направления социальной политики, регулирующие рождаемость

Особое место в современной социальной политике уделяется рассмотрению совокупности проблем, связанных с рождаемостью. В деятельности Правительства России решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя [4]:

·              усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

- развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала; расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

оказание дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами; семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей; формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных); повышение доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

·              создание в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;

·              создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей; разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений; первоочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;

развития ипотечного кредитования; внедрения новых кредитных инструментов; расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

·              реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

·              - создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности; организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

·              - расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

·              - разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.

Заключение

По поводу критического снижения рождаемости в России политики не первый год бьют тревогу. Некоторые меры для того, чтобы повернуть процесс естественной убыли населения вспять, правительством приняты и уже работают. Но значительно повысить рождаемость пока не удается.

Только стабильность и уверенность в завтрашнем дне смогли бы повысить рождаемость в нашей стране. В настоящее время государством предпринимаются попытки увеличить рождаемость, но она все равно остается на низком уровне. Для того чтобы повысить рождаемость в России нужно сначала повысить авторитет семьи, создать необходимые условия для поддержки молодых семей, увеличить денежные пособия по уходу за ребенком.

Эффективная социальная политика должна учитывать проявление демографических трендов, обязана реагировать на их вызовы. Безусловно, речь идет о Правительстве, воспринимающим национальные интересы страны как приоритетные и понимающим, что сохранение и наращивание демографического, интеллектуального, трудового, оборонного и иного потенциала относится к базовым ценностям государства, занимающего в геополитическом пространстве одно из ведущих мест [4].

Список источников

1 Волгин, Н.А. Социальная политика [Текст]: учебник/ Н.А. Волгин. - М.: «Экзамен», 2004. - 736 с.;

Игошин, С.Ю. Демография: конспект лекций [Текст]: учеб. для вузов/ С.Ю. Игошин, О.Н. Сутырина. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. - 36 с. 3 Федеральный сайт государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks/ru.

Рождаемость и ее роль в современной социальной политике [Электронный ресурс]: Общественный Совет города Москвы. - М., 2011. - Режим доступа: http://blog.osgm.ru/demografija-i-socialnaja-politika/rozhdaemost-i-ee-rol-v-sovremennoj-socialnoj-politike.html.

Похожие работы на - Социальная политика и рождаемость

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!