Демографическая политика как составляющая социальной политики государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    387,27 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Демографическая политика как составляющая социальной политики государства

Оглавление

 

Введение

1. Демографическая политика: сущность, методы, эффективность

1.1 Понятие и сущность демографической политики

1.2 Структура демографической политики и ее составных частей

1.3 Основные направления и мероприятия демографической политики

2. Демографическая политика (на примере Красноярского края)

2.1 Оценка демографической ситуации в Красноярском крае

2.2 Демографическая политикаКрасноярского края

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Слово "демография" переводится с греческого как описание народа. Термин появился в 1855 году в названии книги французского ученого А. Гийяра "Элементы статистики человека, или Сравнительная демография".

Первоначально "демография" употреблялась как синоним статистики населения, как вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численном составе и воспроизводстве населения.

Как самостоятельная общественная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, социальной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и структур.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.

В настоящее время демографическая политика в России объявлена приоритетным направлением деятельности российского государства. Создан Совет по реализации национальных проектов и демографической политике при Президенте РФ, реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье".

Формирование систем взглядов на демографическую ситуацию в Российской Федерации происходит на основе работ таких ученых и специалистов, как Н.Н. Баранского, В.А. Борисова, Д.И. Валентея, Т.И. Заславский, А.И. Гозулова, А.Я. Квашин, В.А. Медкова, Д.Н. Шелестова, В.М. Медкова и др.

Цель курсовой работы - изучить демографическую политику как составляющую социальной политики государства.

Для реализации цели решались следующие задачи:

уточнить понятие "демографическая политика";

дать характеристику основным компонентам демографической политики;

изучить направления демографической политики России;

проанализировать демографическую ситуацию и меры по ее улучшению на примере Красноярского края.

Информационную базу исследования составили данные государственной статистики.

1. Демографическая политика: сущность, методы, эффективность


1.1 Понятие и сущность демографической политики


Общественная система, стремящаяся к своей стабильности, вырабатывает механизмы устойчивости, одним из которых является поддержание баланса интересов различных социальных групп населения, то есть проводит определенную социальную политику. Демографическая политика рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и методам их достижения, но обязательно согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости, труда, уровень жизни и социальное обеспечение населения, образование, здравоохранение.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Д.И. Валентей в своем кратком определении рассматривал демографическую политику как управление воспроизводством населения.

Высокой теоретической ценностью обладает интерпретация В.Г. Глушковой, в которой демографическая политика названа системой мер, предпринимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов.

Созвучное определение, дается М.А. Клуптом: "Демографическая политика представляет собой комплекс мер, принимаемых государством с целью повлиять на режим демографического воспроизводства в заданном направлении".

Методологически важными обстоятельствами являются:

предмет демографической политики (режим воспроизводства населения);

акцент именно на естественном (демографическом), а не на каком-либо ином (миграционном, социальном и т.д.) аспекте воспроизводства населения.

Таким образом, демографическая политика имеет прямое отношение к процессам рождаемости и смертности населения, а также брачности и разводимости - как к процессам, непосредственно влияющим на рождаемость и, в определенной степени, на смертность. Особо отметим, что миграционные процессы не имеют отношения к демографическому воспроизводству, являясь в данном контексте внешней переменной. Несмотря на поверхностную схожесть семейной и демографической политики (из-за чего нередко происходит их смешение), между ними все-таки имеется принципиальное отличие: семейная политика в отличие от демографической не нацелена на изменение показателей демографического воспроизводства и достижение конкретных демографических результатов.

Аргументированным обоснованием самостоятельности демографической политики представляется позиция А.И. Антонова и В.А. Борисова: "Системная демографическая политика, решающая стратегические задачи сохранения целостности государства, охватывает все сферы народного хозяйства, но не передоверяет выполнение ряда задач отдельным министерствам и ведомствам".

Демографическая политика может быть представлена как система практических деятельностей, объединенных единой целью - качественное воспроизводство народонаселения. Таким образом, в рамках демографической политики взаимосвязано сосуществуют следующие направления: социально-демографическая политика, политика населения, семейная политика, миграционная политика, планирование населения, контроль рождаемости, управление демографическим процессами.

Демографическая политика тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения. В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы "отцов и детей". Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т.п.

Объекты демографической политики - воспроизводство и миграция населения, по существу количественные параметры жизнедеятельности человека.

Основополагающие принципы построения и проведения демографической политики:

определение четко сформулированных целей для построения всех системы управления демографическими процессами;

выработка концепции демографической политики;

изучение общепринятых мировым сообществом норм, их адаптация к условиям конкретной страны, установление границ функционирования демографической политики;

субъектами проведения демографической политики в демографическом обществе выступает не только государство, но другие социальные и общественные институты (конфессии, объединения граждан и т.п.).

Демография в исследовании естественного воспроизводства населения - использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы:  статистические, математические и социологические.

Статистический метод: объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.

Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характеристиках. Граунт открыл возможность на основе данных о числе родившихся и умерших определить численность и возрастной состав населения. Это пример математической взаимосвязи между демографическими параметрами населения. Сегодня в демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных, полученных путем непосредственного наблюдения, можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения. В некоторых случаях с помощью математических моделей можно получить более достоверные данные, чем с помощью непосредственного статистического учета. Кстати, к разряду математического моделирования в демографии относятся и уже упоминавшиеся в связи с именем Граунта вероятностные таблицы смертности, а также и демографические прогнозы, которые представляют собой один из видов математического моделирования.

Наконец, в последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе уже более полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия решений, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.

Оценка эффективности демографической политики может строиться на следующих подходах:

выявлении собственно демографической эффективности, при которой оцениваем степень достижения поставленных демографических целей (сокращение убыли населения, создание предпосылок для стабилизации численности населения, оптимизация возрастно-половой структуры, снижение смертности и рост продолжительности жизни, увеличение рождаемости и укрепление семьи, рационализация внутренней внешней миграции и т.п.);

выявлении экономической эффективности (изменение в численности, структуре и территориальном распределении трудовых ресурсов, изменение иждивенческой нагрузки, сокращение безработицы, сокращение экономических потерь от заболеваемости и преждевременной смертности и т.п.);

выявлении социальной эффективности (повышение престижа семьи и детей в обществе, выравнивание условий для содержания и воспитания детей в семьях разных социальных групп и т.п.);

выявлении гендерной эффективности (гендерная симметричность реализуемых мер, соблюдение принципа равных прав возможностей для мужчин и женщин и т.п.).

Расчет же эффективности вводимых мер требующих финансовых затрат, представляет особую сложность. По многим из них в связи с одновременным действием сопутствующих факторов вообще невозможно установить влияние вводимой меры. Причем, если вводятся меры, стимулирующие рост рождаемости, то здесь сама эффективность выступает мерой регламентирующей необходимые затраты. Допустим, вводится мера, стимулирующая рождение второго ребенка. Часть затрат будет сделана вне поля эффективности, т.к. они пойдут на тех детей, которые рождаются независимо от вводимых мер. Если же увеличится количество вторых рождений сверх существующего числа, то это вызовет дополнительные расходы. Но они вызваны будут именно потому, что произойдет прибавка вторых рождений. В этом и будет состоять эффективность вводимых мер.

Оценивая эффективность, а точнее прибавку рождений, надо исключить влияние сопутствующих факторов, таких, например, как структурные сдвиги. В первые годы ХХI века в России повсеместно происходит рост числа рождений за счет увеличения количества женщин наиболее активного репродуктивного возраста (родились в 80 годы, когда ежегодное число рождений составляло 2,3-2,5 млн. человек). Прибавку можно оценить, сопоставив прирост рождаемости в двух близких по составу (демографическому, этническому и т.д.) и условиям жизни населения регионах, в одном из которых были осуществлены меры демографической политики, а в другом - нет.

 

1.2 Структура демографической политики и ее составных частей


Структура демографической политики включает в себя следующие ее компоненты:

концепцию демографического развития;

четко сформулированные цели демографической политики;

программы (планы) ее проведения, т.е. систему мер демографической политики: расчет эффективности вводимых мер.

Разработка демографической политики начинается с концепции. По определению Л.Л. Рыбаковского: "Это - система идей, взглядов, определяющая границы правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных направлений государственного регулирования демографического развития. Концепция - это некий подход, стратегический замысел, то поле, в параметрах которого должны реализоваться соответствующие государственные проекты не только в демографических, но и смежных сферах деятельности".

Концепция состоит из взаимосвязанных частей:

а) характеристика демографической ситуации страны или конкретного региона;

б) обоснование целей демографической политики, определение основных направлений стратегии демографического развития;

в) определение задач, которые необходимо решить для достижения этих целей, выбор приоритетов; г) составление программ (планов) действий, мер проведения демографической политики.

В качестве целей демографической политики выступает:

) формирование желательного для страны, общества, режима воспроизводства населения;

) сохранение или изменение тенденций в динамике численности и структуре населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава;

) изменение или сохранение типа расселения населения по территории страны, интенсивности процессов внутренней и внешней миграции;

Цели могут быть представлены в виде:

словесного описания, словесной характеристики демографической политики;

целевого показателя (сводная характеристика);

системы показателей, характеризующих основные направления демографической политики.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собственно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически 22,5 млн).

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из следующих главных целей.

В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, основная цель демографической политики заключается в снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение. Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

В экономически развитых странах - повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-ых) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее "старение" брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же, и особенно в Латинской Америке, "постарел" еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста.

В первую очередь это относится к странам Европы. Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция. Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако "реабилитация" секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Демографическая ситуация имеет следующую тенденцию: произошёл слом стереотипа демографического поведения, возобладала ориентация на однодетную семью вместо многодетной; депопуляция охватывает все регионы, включая и Сибирь; депопуляционные процессы охватывают коренное население страны, что вызывает обеспокоенность судьбой русского этноса; быстрее протекают процессы старения русского населения, создающие угрозу репродуктивному потенциалу нации; демографические проблемы породили ряд социально-экономических проблем (потребность в детских дошкольных учреждениях и образовательных школах, соотношение спроса и предложения на рынке труда).

России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

Двумя неотъемлемыми, но различными по своему смыслу, частями любой политики являются концепция и программа (план) действий. Такое понимание, органически связанных между собой двух разных по сути категорий, хотя и составляющих единое целое, т.е. политику, исключает довольно распространенное их смешение.

Исходная часть демографической политики - концепция. Это - система идей, взглядов, определяющая границы правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных направлений государственного регулирования демографического развития. Концепция - это некий подход, стратегический замысел, это то поле, в параметрах которого только и должны реализоваться соответствующие государственные проекты не только в демографических, но и смежных сферах жизнедеятельности. Концепция демографической политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, является необходимым ориентиром в оптимизации демографических процессов во всех субъектах Российской Федерации. Если Концепция - документ регионального уровня, то она должна не только соответствовать основополагающим принципам демографического развития России в целом, но и учитывать геополитические и демографические особенности конкретного субъекта Федерации, а также смежных с ним территорий.

Концепция не может не исходить из реалий политической, социально-экономической и демографической ситуации в Российской Федерации, не принимать во внимание динамику развития других, в частности, соседних государств, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения. Учитывая специфику реформирования России, и федеральная и региональные концепции должны ориентироваться на переходный период (возможно первая четверть ХХI века), и вместе с тем на последующее устойчивое социально-экономическое развитие, что обусловлено инерционностью демографических процессов и долгосрочностью достижения ожидаемых результатов. Концепция должна опираться на общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, ее Конституции, национального законодательства и подзаконных актов, а также учитывать опыт государственного регулирования и проведения демографической политики, как в России, так и в других странах.

Структурно концепция состоит из нескольких взаимосвязанных частей. В концепциях, разработанных уже в ХХI в. исходной частью выступает именно разностороннее обоснование цели или даже стратегии демографического развития. В соответствии с целью по основным направлениям демографического развития формулируются задачи и обосновываются приоритеты. Эта работа в основном опирается на данные анализа демографической ситуации. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это в существенной мере обусловлено целью демографического развития. Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве ее регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: повышение рождаемости и укрепление института семьи; улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.

Вторую часть демографической политики составляют программы (планы) действий или мер в области рождаемости и семьи, здоровья и смертности, миграции и расселения населения. Эти меры либо оказывают влияние непосредственно (расширение объема и улучшение качества медицинских услуг, упрощение порядка предоставления гражданства мигрантам и др.), либо опосредованно через поведение, когда меняются окружающие человека условия и у него постепенно происходят изменения ценностных ориентаций, установок и поведения в целом (таковы в основном меры по стимулированию рождаемости). В отличие от концепции, программы (планы действий) - это комплексы мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цели и задачи демографической политики. Эти программы могут быть едиными, охватывая мероприятия по всем компонентам демографического развития, и специальными, предназначенными для реализации задач в сфере рождаемости и укрепления семьи, улучшения здоровья и снижения смертности населения, рационализации миграционных процессов. По каждой из этих задач в зависимости от уровней и тенденций в сферах рождаемости, смертности и миграции могут быть намечены приоритеты, как задачи для их первоочередного решения. Эти приоритеты чаще сего определяются исходя из повозрастных характеристик, выделения групп риска, структуры причин смерти, результативности и состава миграционных потоков и т.д.

 

.3 Основные направления и мероприятия демографической политики


Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Особую сложность демографической политики как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней индивидуальных, семейных, групповых и общественных, локальных, региональных, и общегосударственных, экономических, социально - политических, экологических и этно-культурных, ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от анализа динамики численности, структуры расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции, и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность демографической политики. Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Демографическая политика реализуется через комплекс различных мер. Специальная литература выделяет четыре группы мер проведения демографической политики.

Первая группа включает в себя нормативно-правовыеакты (законы, указы, постановления и т.п.). К ним относятся:

законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности; охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции;

имущественное положение матери и детей при распаде брака;

социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей;

обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей;

законы, регулирующие процессы, происходящие в миграции населения.

Все нормативные акты, призванные регулировать демографические процессы, должны соответствовать цели демографического развития страны. Подобное, к сожалению, отсутствует, особенно в миграционной сфере. Более того, нормативные акты в области регулирования миграции зачастую противоречат цели демографического развития России. Чтобы исключить такую ситуацию, необходимо чтобы Концепция демографического развития РФ стала основополагающим документом, которым руководствуются в своей деятельности законодательные, исполнительные и иные органы власти. Идеология Концепции демографического развития РФ должна пронизывать всю нормативно-правовую базу в сфере воспроизводства и миграции населения.

Вторая группа - экономические меры проведения демографической политики. Они весьма разнообразные и достаточно затратные. К ним относится:

оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей;

пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи (возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале);

преимущества для малодетных семей - для понижения рождаемости

ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д. - для повышения рождаемости.

Третья группа мер - информационно-пропагандистские. Главная задача - подготовка общественного мнения в необходимости проведения демографической политики, отвечающей национальным интересам страны. К ним относятся:

формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;

определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям;

политика планирования семьи;

половое образование молодёжи;

гласность по вопросам половых отношений.

Эти меры мало затратные и в принципе их осуществление должно опережать введение не только экономических, но и, возможно, нормативно-правовых мер. Задача этой группы мер - подготовить общественное мнение в направлении проведения той демографической политики, которая адекватна национальным интересам страны. Для сегодняшней России информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Четвертая группа взаимосвязанная с предыдущей, охватывает мероприятия организационного характера. К ним относятся:

создание властных структур в странах, занимающихся решением демографических проблем;

создание общественных организаций (советов, фондов и др.), работающих по конкретным демографическим проблемам;

создание советов консультаций и т.п., занимающихся решением проблем семьи, в том числе и многодетных;

создание служб доверия, помогающих молодым семьям;

совершенствование работы служб, занимающихся созданием информационной базы о демографических процессах, в т. ч. о миграции населения;

создание и поддержка служб ведущих борьбу с наркоманией, алкоголизмом, курением.

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений - изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи - тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время. Самый важный пласт политики - это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями - социальные гарантии.

В последнее время меры демографической политики принимает всё большее число правительств разных стран. Эти меры комплексные: в высокоиндустриальных странах (ВИС) и новых индустриальных странах (НИС) эти меры направлены на поощрение рождаемости (пронаталистическая политика). В развивающихся странах демографическая политика направлена на снижение рождаемости. Так в демографической политике Европы выделяются два направления:

. Какую-то долю в воспитании детей берёт на себя государство. Определённая часть национального дохода распределяется как помощь семье. Существуют пособия социального страхования, премии и различного рода льготы, направленные на содержание детей. Предоставление кредитов на благоприятных условиях. Натуральные финансовые пособия - это пособия, относящиеся к здравоохранению, образованию.

. Ко второму направлению относятся такие меры, как: выплаты пособий матерям (единовременные при родах); отпуск матери после родов; отпуск по уходу за ребёнком; семейные пособия (начисления к заработной плате); скидки в налогообложении; сокращение рабочего дня работающих матерей; формирование сети детских дошкольных учреждений; жилищные льготы, социальное обслуживание; регулярные ежемесячные выплаты до тех пор, пока ребёнок не достигнет определённого возраста; помощь матерям-одиночкам в решении жилищной проблемы; приобретение молодыми парами квартиры в рассрочку. Молодым парам могут выдаваться долгосрочные займы, а при рождении ребёнка долги могут быть списаны.

Пронаталистическая демографическая политика особенно выражена в Швеции и во Франции. А в Исландии молодожёнам выдаются ключи от квартиры при заключении брака. Такая демографическая ситуация и политика характерна для большинства экономически богатых стран.

социальная демографическая политика государственная

2. Демографическая политика (на примере Красноярского края)


2.1 Оценка демографической ситуации в Красноярском крае


Красноярский край - один из самых перспективных регионов Российской Федерации, обладатель пятой части ее лесного богатства, лидер по отечественным запасам угля, никеля, нефелиновых руд, магнезитов, графита и по добыче золота, это энергетический гигант и крупнейший экспортер цветных металлов. Чтобы эффективно использовать природные богатства, этого мало - нужны еще соответствующие трудовые ресурсы, основой для формирования которых является общая численность населения. Рассмотрим демографическую ситуацию в регионе.

С начала 90-х гг. в Красноярском крае идет общественная дискуссия по поводу низкой рождаемости. Известно, что регион переживает демографический кризис.  Понятие "демографический кризис" - более широкое, и означает "глубокое нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения". Существо современного демографического кризиса составляет изменение репродуктивного поведения женщин в некоторых промышленно развитых странах, что обнаруживает тенденцию к падению уровня рождаемости ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Под депопуляцией подразумевают одну из форм демографического кризиса, "уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории либо суженное его воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих". Реально депопуляция наступает, если величина общего коэффициента смертности превышает величину общего коэффициента рождаемости, то есть наблюдается убыль населения. В 1992 г. в Красноярском крае, как и в России в целом, резко увеличилась смертность людей в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года). Ежегодные потери населения данного возраста составляют более трети общего числа умерших людей, особенно много умирает мужчин. Об этом говорят данные Красноярскстата.

По данным на 2006 г., в крае из умерших в трудоспособном возрасте людей мужчин было 78%. Таким образом, смертность мужчин значительно (в 3,6 раза) превышает смертность женщин. В частности, в 3,3 раза у мужчин выше смертность от внешних причин (несчастные случаи, отравления, травмы, убийства), в том числе от случайных отравлений алкоголем - в 2,6 раза. Вследствие более высокой смертности мужчин в крае изменилось соотношение мужчин и женщин. На начало 2000 г. на каждую 1000 мужчин приходилось 1106 женщин, на начало 2010 г. - 1145. Согласно прогнозным оценкам Росстата, в 2025 г. на 1000 мужчин будет приходиться 1198 женщин. Так, на начало 1989 г. на каждую 1000 мужчин - 1059 женщин.

Сегодня в демографическом развитии Красноярского края наблюдались некоторые позитивные сдвиги. Так, в 2009 году впервые за 17 лет зафиксирован естественный прирост населения: число рождений превысило число смертей на 515 случаев, или - 0,2 человек на 1000 жителей (в крае родилось 38,2 тыс. малышей, это на 3,6% больше, чем в 2008 году). По России наоборот отмечена естественная убыль населения - 1,7 человек на 1000 жителей. Численность постоянного населения края на 1 января 2010 года составила 2893,9 тыс. человек и с начала года увеличилась на 4,1 тыс. человек или на 0,2% (по России численность постоянного населения увеличилась на 0,02 %). Такого результата удалось достичь, в том числе, и за счет демографической политики краевого правительства. Важным фактором послужило вступление в детородный возраст многочисленного поколения женщин, рожденных в 1980-е гг., тогда годовое число рождений составляло до 56 тыс. человек. С 1987 г. началось беспрецедентное падение до 27 тыс. рождений в год вплоть до 1999 г. И, хотя, воспроизводственные характеристики населения края по-прежнему сохраняют более благоприятные по сравнению со среднероссийским уровнем значения. Но, для устойчивого развития территории естественного прироста на 515 человек в год катастрофически мало. Достаточно сказать, что за период 1992-2001 гг. численность населения Красноярского края сократилась на 157 тыс. человек, что сопоставимо с исчезновением Минусинска и Лесосибирска вместе взятых. Вымирание населения не прекратилось и во время президентства В.В. Путина, когда Россия переживала экономический подъем.  За десятилетие с 2000 по 2009 г. население региона уменьшилось на 128,2 тыс. человек.

Кроме структурных факторов, основной вклад в сокращение числа рождений внесло также снижение интенсивности деторождения. С начала 90-х гг. стал сокращаться суммарный коэффициент рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода (15-49 лет). С 1991 по 2003 г. он сократился в 1,4 раза и составил 1,35, против 2,15 необходимых для простого воспроизводства населения. То есть произошел слом стереотипа демографического поведения: возобладала ориентация на однодетную семью.

В 2009 г. суммарный коэффициент рождаемости по Красноярскому краю составил 1,5575 рождений на одну женщину репродуктивного возраста, и это не позволит в будущем воспроизвести даже поколение своих родителей.

Следствием снижения рождаемости стало и демографическое старение населения. В крае наблюдается тенденция увеличения численности населения старше трудоспособного возраста. Каждый 6 житель края достиг пенсионного возраста. В среднесрочной перспективе пенсионного возраста достигнет каждый 5 житель края. На начало 2007 г. средний возраст мужчин в крае был 34,6 года, женщин - 38,8 года (на начало 2000 г. - мужчин - 33,3, женщин 37,2 года). То есть за 7 лет мужчины в крае стали в среднем старше на 1,3 года, женщины - на 1,6 года.

Изменение численности населения по основным группам в рассматриваемом периоде определяется сокращением доли лиц моложе трудоспособного возраста с 21,5% на начало 2000 г. до 17,0% начало 2010 г. Напротив, доля лиц пенсионного возраста возросла с 16,9% до 18,9%, что свидетельствует о продолжающемся процессе демографического старения населения. Посмотрим демографическую статистику Красноярского края за 2005-2010 гг. (табл.1, 2, 3,4).

Таблица 1 - Численность населения

Годы

Все население, тыс. человек

в том числе, население



городское

сельское

городское

сельское

2005

2925,3

2220,7

704,6

75,9

24,1

2006

2906,2

2197,3

708,9

75,6

24,4

2007

2893,7

2181,9

711,8

75,4

24,6

2008

2890,3

2192,3

698,0

75,9

24,1

2009

2889,8

2186,3

703,5

75,7

24,3

2010

2826,5

2151,7

674,8

76,1

23,9

2011

2829,1

2161,6

667,5

76,4

23,6


Таблица 2 - Естественное движение населения, чел.


2005

2006

2007

2008

2009

2010

Родившиеся

31534

31836

34206

36880

38150

38527

Умершие, человек, в том числе дети

45723

40401

38470

38987

37635

38131

 в возрасте до 1 года

442

411

353

396

353

Естественный прирост, (убыль)

-14189

-8565

-4264

-2107

515

396

на 1000 человек населения

Родившиеся

10,8

11,0

11,8

12,8

13,2

13,6

Умершие, в том числе дети

15,7

13,9

13,3

13,5

13,0

13,5

 в возрасте до 1 года1)

13,9

12,9

12,0

9,7

10,4

9,2

Естественный прирост, (убыль)

-4,9

-2,9

-1,5

-0,7

0,2

0,1



Таблица 3 - Браки и разводы, чел.


2005

2006

2007

2008

2009

2010

Браков

22109

23462

27232

24180

25653

26415

Разводов

16856

17163

17599

16401

16835

14932

на 1000 человек населения

Браков

7,6

8,1

9,4

8,4

8,9

9,3

Разводов

5,8

6,1

5,7

5,8

5,3


Таблица 4 - Общие итоги миграции населения, чел.

 

2009

2010


число приб.

число выб.

миграционный прирост (+,-)

число приб.

число выб.

миграционный прирост (+,-)

Миграция, из нее

62238

58612

3626

62090

59864

2226

в России, в т. ч.

54848

57939

-3091

56106

59307

-3201

внутрикраевая

37958

37958

-

38196

38196

-

межрегиональная

16890

19981

-3091

17910

21111

-3201

международная

7390

673

6717

5984

557

5427

со странами СНГ

7127

435

6692

5657

389

5268

с др. странами

263

238

25

327

168

159


Итак, численность населения в 2010 году составляет 2893,9тыс. человек. За счет естественного прироста население Красноярского края увеличилось на 396 человек, что однако на 119 человек или на 23% меньше, чем в 2009 году. В крае родилось 38 527 малышей. В целом за 2010 год число родившихся превысило число умерших на 1% (в 2009 году это превышение составляло 1,4%). В самом Красноярске при этом родилось 13 157 малышей, что на 313 ребятишек больше, чем в 2009 году. В прошлом году в краевом центре число родившихся превысило число умерших на 23,4%. За счет естественного прироста население города увеличилось на 2495 человек. Число умерших в 2010 году в Красноярском крае выросло на 1,3 процента по сравнению с 2009 годом. Показатель смертности (число умерших на 1000 человек соответствующего возраста) составил 13,5 в 2010 году против 13,0 в 2009 году. Основными причинами смертности по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (49%) и новообразования (16,1%). Кроме того, в крае наблюдается снижение коэффициента младенческой смертности (умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся) с 10,4 в 2009 году до 9,2 в 2010 году.

По предварительной оценке, численность постоянного населения края на 1 декабря 2011 г. составила 2837,2 тыс. человек и с начала года увеличилась на 8,1 тыс. человек. Основные демографические показатели по Красноярскому краю за2011 г. представлены в Приложении 1.

В 2012 году численность населения, по предварительным данным составит 2901,5 тыс. человек. И, хотя, в целом рост рождаемости обеспечивает некоторое повышение ежегодного числа новорожденных и общего коэффициента рождаемости, очередное существенное снижение уровня рождаемости следует ожидать уже во втором десятилетии XXI века, когда в детородный возраст будут вступать женщины, родившиеся в 90-е гг. К 2025 г. число родившихся составит 27 тыс. человек, или 10,5 родившихся на 1000 человек населения. Однако, при ожидаемом общем увеличении численности населения края, численность населения трудоспособного возраста и его доля во всем населении будет снижаться. Это явление, как уже отмечалось, обусловлено особенностями воспроизводства населения в 90-е годы, когда наблюдалась снижение численности родившихся.

Отметим также, что реальное влияние на численность и состав населения, кроме естественного движения населения, оказывает миграция. Красноярскому краю, как крупному региону, характерна высокая активность миграционных процессов. Начиная с 2007 года в крае наблюдается положительное сальдо миграции: в 2007 году - 866 человек, в 2008 - 1542 человека, в 2009 - 3626, в 2010 - 2234, в 2011 - 7248 человек.

 


2.2 Демографическая политикаКрасноярского края


Демографический кризис в Красноярском крае - проявление двух составляющих, имеющих различное происхождение и неодинаковую природу.

С одной стороны - проявление общероссийских и общемировых перемен, свойственных промышленно развитым странам и регионам с высокой долей городского населения, а также высоким образовательным уровнем населения и высоким показателем занятости женщин в общественном производстве. Острота таких проблем в регионе обусловлена и особенностями формирования населения (в том числе миграции), сложившимися в прошлом. В частности, тем, что динамика прироста численности населения в Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе.

С другой стороны - демографический кризис связан с недостаточной модернизацией социальных и экономических институтов, с кризисными явлениями в обществе. Именно они обусловливают низкий уровень здоровья, высокий уровень смертности от экзогенных причин, среди прочего - от несчастных случаев, отравлений и травм, инфекционных заболеваний.

Это оказало существенное влияние на смену жизненных стратегий и ценностных ориентаций населения, направленных не на развитие, а на поиск доступных средств существования; переход на новые рабочие места, часто не соответствующие профессиональным и образовательным возможностям личности; на рост социальной отчужденности и люмпенизацию отдельных слоев населения. В подобной ситуации у людей возникает чувство неуверенности и тревоги перед будущим. И как следствие - широкое распространение алкоголизации и наркотизации населения, рост заболеваемости и смертности, в том числе молодого населения трудоспособного возраста, и прежде всего, от несчастных случаев, отравлений, травм, нервных расстройств, убийств и суицидов.

Итак, сегодня появилась необходимость регулировать миграцию и управлять демографией. Основной стратегией демографического развития региона становится формирование предпосылок улучшения демографической ситуации, ориентированной на рост численности населения с использованием при этом воспроизводственных (связанных с ростом рождаемости и сокращением смертности населения) и миграционных компонентов.

Задача решения демографических проблем не только региональная, но и государственная задача. Активная социально-демографическая политика на территории Красноярского края - важнейшее условие экономической и политической безопасности России. В настоящее время выделены приоритеты региональной демографической политики:

разработка мер по снижению смертности от внешних причин (несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных действий, особенно среди молодых мужчин);

преодоление высокого уровня заболеваемости и смертности по так называемым социальным видам заболеваемости (туберкулезу, алкоголизму, наркомании, токсикомании, венерическим заболеваниям, СПИДу), особенно у молодого населения;

разработка мер по улучшению репродуктивного здоровья населения (в первую очередь женщин и новорожденных).

Важные предпосылки выполнения этих требований - создание развитого экономического базиса, повышение доходов, рост благосостояния и социального благополучия населения, интенсивное наращивание всего комплекса социально-бытовых и культурных услуг, оказываемых населению, особенно связанных с развитием сферы здравоохранения и социального обеспечения, с улучшением жилищных условий населения региона.

Демографическая политика реализуется в рамках целевых краевых и ведомственных социально-демографических программ, основные из которых:

сокращение потерь трудового потенциала от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний посредством ранней диагностики; создание регистра больных высокого риска; развитие кардиохирургических центров; восстановление смотровых кабинетов в фельдшерско-акушерских пунктах и лечебно-профилактических учреждениях;

рациональное питание населения живущих в Сибири: выявление групп высокого риска; разработка целевых рационов для коррекции питания отдельных групп населения, разработка технологии и производство продуктов рационального питания; информирование населения о качестве продуктов;

программа развития массовой физкультуры и спорта: развитие сети оздоровительных и спортивных учреждений (детских спортивных школ, бассейнов, теннисных кортов, лыжных баз, катков);

профилактические и коррекционные программы, направленные на снижение уровня потребления наркотиков и других психоактивных веществ среди молодежи.

Назовем основные программы, действующие в Красноярском крае в настоящее время:

) Долгосрочная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" (Приложение 2);

) Ведомственная целевая программа "Развитие системы здравоохранения Красноярского края";

) Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка населения Красноярского края". В том числе, социальная поддержка семей с детьми предусматривает меры: социальной поддержки для беременных женщин; социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей; социальной поддержки для малообеспеченных семей; социальной поддержки для многодетных семей.

) Программа Красноярского края "По оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом";

) Долгосрочная целевая программа"Старшее поколение";

) Долгосрочная целевая программа "Дети";

) Долгосрочная целевая программа "Старшее поколение";

) Долгосрочная целевая программа "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания";

) Долгосрочная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниям";

) Программа "Развитие общей врачебной практики (семейной медицины) на территории Красноярского края".

) Программа "Меры по преодоления распространения наркомании, пьянства и алкоголизма", и др.

Итак, на основании статистических данных можно заключить, что демографический кризис в Красноярском крае принял форму депопуляции. Об этом свидетельствуют следующие тенденции:

наблюдается убыль населения, причем подавляющая часть смертей приходится на мужчин трудоспособного возраста. Мужчины преждевременно уходят из жизни, как правило, из-за проблем сердечнососудистой системы;

сформировался режим суженного воспроизводства населения, когда младшие поколения численно меньше старших. Снижение рождаемости обусловила ориентация женщин на однодетную семью, что повлекло за собой демографическое старение населения. В результате в структуре населения сокращается доля детей и увеличивается доля стариков.

Отмечаемый в последние годы небольшой рост рождаемости не способен коренным образом изменить демографическую ситуацию в регионе. При сохранении современных тенденций рождаемости через поколение Красноярский край ожидает убыль населения, которая значительно превысит потери двадцати последних лет.

Однако, в перспективе, под влиянием сложившихся демографических процессов, реализации ряда соответствующих программ, ожидается снижение смертности, увеличение рождаемости и, как следствие, стабилизация численности населения.

Кроме того, в условиях экономического роста в Красноярском крае растет потребность в квалифицированной рабочей силе, источником пополнения которой станет внешняя трудовая миграция. Основной миграционный резерв - соотечественники, проживающие в странах ближнего и дальнего зарубежья. Использование данного миграционного ресурса, реализация мер по стимулированию рождаемости и предупреждению смертности позволит приостановить естественную убыль и стабилизировать численность постоянного населения, что является стратегической целью демографической политики.

Заключение


Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения.

Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Структура демографической политики включает два взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Они могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание цели), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми; создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей; снижение заболеваемости и смертности; увеличение продолжительности жизни; улучшение качественных характеристик населения; регулирование миграционных процессов; урбанизации и расселения и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

Демографическая политика представляет собой комплекс различных мер: экономические, административно-правовые, воспитательные и пропагандистские. Демографическая политика не должна и не может подменять экономическую и социальную политику.

Проведенный анализ демографической ситуации в Красноярском крае показал, что демографический кризис принял форму депопуляции. Однако реализация ряда соответствующих программ, в рамках демографической политики правительства края, должна привести к стабилизации: снижению смертности, увеличение рождаемости, притоку населения из других регионов и, как следствие, стабилизация численности населения региона.

Список используемой литературы


1.      Антонов А.И. Лекции по демографии. Учебник для вузов / А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: Академический Проект, 2011. - 592 с.

2.      АсмусТ. АДемография (конспект лекций) / Т.А. Асмус, А.В. Коваленко. - Томск: ТПУ, 2000. - 53 с.

.        Верещагина А.В. Демография. Учебное пособие / А.В. Верещагина. - Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2011. - 256 с.

.        Демографическая политика в Красноярском крае: аналитическая записка №1-78/отв.В.М. Сулаймонов. - Красноярск: Красноярскстат, 2010. - 47 с. - [Электронный ресурс]. - #"560279.files/image001.gif">

Число родившихся и умерших

Распределение умерших по причине смерти


Общие итоги миграции


Приложение 2

 

Долгосрочная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" на 2010-2012 годы

Наименование Программы

долгосрочная целевая программа "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" на 2010-2012 годы (далее - Программа);

Основание для разработки Программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ"; распоряжение Правительства Красноярского края от 16.10.2009 №806-р;

Государственный заказчик - координатор Программы Государственные заказчики Исполнители мероприятий Программы

министерство здравоохранения Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство строительства и архитектуры Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство строительства и архитектуры Красноярского; краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевая клиническая больница"; краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Красноярский краевой Центр медицинской профилактики"; краевое государственное бюджетное учреждение "Управление капитального строительства"

Разработчики Программы

министерство здравоохранения Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство строительства и архитектуры Красноярского края;

Главные распорядители бюджетных средств

министерство здравоохранения Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство строительства и архитектуры Красноярского края;

Цели Программы

улучшение демографической ситуации в Красноярском крае;

Задачи Программы

совершенствование медицинской помощи новорожденным и детям раннего возраста; снижение смертности от врожденных пороков развития; снижение смертности от заболеваний системы кровообращения; формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления табака и алкоголя; предоставление дополнительных мер социальной поддержки семьям, в которых оба родителя инвалиды, а также неполным семьям, в которых родитель инвалид

Целевые индикаторы и показатели результативности  Этапы и сроки реализации Программы

оснащение 11 краевых и муниципальных учреждений здравоохранения реанимационными комплексами для выхаживания детей с экстремально низкой массой тела при рождении; ввод в эксплуатацию перинатального центра в 2012 году; обеспечение 47 учреждений здравоохранения края, имеющих родильные отделения, приборами регистрации вызванной отоакустической эмиссии; создание системы телемедицинского консультирования за счет обеспечения краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой консультативно-диагностический центр медицинской генетики" аппаратом ультразвукового исследования и системой индивидуальной и групповой видеоконференцсвязи экспертного класса и 5 межрайонных центров аппаратами ультразвуковой диагностики и системами индивидуальной и групповой видеоконференцсвязи высокой разрешающей способности; увеличение доступности высокотехнологической медицинской помощи по профилю сердечно-сосудистая хирургия до 95% от числа состоящих в листе ожидания; приобретение смокелайзеров для 3 краевых и 47 муниципальных учреждений здравоохранения, имеющих в своем составе кабинет профилактического консультирования; обучение 30 врачей и 45 средних медицинских работников вопросам проведения профилактической работы с населением; 2010 - 2012 годы, в том числе: 2010 год - I этап; 2011 год - II этап; 2012 год - III этап;

Объемы и источники финансирования Программы

3750000,0 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе по годам: 2010 год - 440000,0 тыс. рублей; 2011 год - 665000,0 тыс. рублей; 2012 год - 2645000,0 тыс. рублей;

Реализация мероприятий Программы позволит: снизить показатель младенческой смертности до 9,4 случаев на 1000 родившихся живыми, в том числе в 2010 году - 9,8, в 2011 году - 9,6, в 2012 году - 9,4 случаев на 1000 родившихся живыми; снизить младенческую смертность от врожденных пороков развития на 3% к 2013 году, в том числе в 2010 году на 1%, в 2011 году на 1%, в 2012 году на 1%; обеспечить 95% охват новорожденных детей аудиологическим скринингом; снизить смертность населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения в 2012 году до 154,8 на 100 тысяч человек соответствующего возраста, в том числе в 2010 году до 156,6, в 2011 году до 156,0, в 2012 году до 154,8 на 100 тысяч человек соответствующего возраста; довести количество лиц, обратившихся в центры здоровья за консультативной помощью до 14 % от населения к 2012 году, в том числе в 2010 году - до 10,0%, в 2011 году - до 12,0%, в 2012 году - до 14 % от населения; увеличить число лиц, обученных в Школах здоровья до 60% от числа лиц, состоящих на диспансерном учете в 2012 году, в том числе в 2010 году - до 40%; в 2011 году - до 50%; в 2012 году - до 60% от числа лиц, состоящих на диспансерном учете;

Система организации контроля за исполнением Программы

служба финансово - экономического контроля Красноярского края; министерство здравоохранения Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство строительства и архитектуры Красноярского края.


Похожие работы на - Демографическая политика как составляющая социальной политики государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!