таможенный контроль и таможенное оформление, валютный контроль.
На основании ст. 21 Федерального закона «Об экспортном контроле», в целях определения соответствия внешнеэкономической сделки с контролируемыми товарами и технологиями международным обязательствам РФ и государственным интересам, межведомственными экспертными советами, образуемыми при Министерстве экономического развития и торговли РФ, проводится государственная экспертиза сделок. Экспертиза осуществляется на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической сделки в Минэкономики России для получения лицензии или разрешения, предусмотренных законодательством РФ в области экспортного контроля. Заключение государственной экспертизы является основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Правила проведения государственной экспертизы установлены Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2001 г. №294.
В целях соблюдения правил экспортного контроля организации могут вводить внутрифирменную программу экспортного контроля, включающую в себя мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера. Организации, создавшие внутрифирменные программы экспортного контроля, подлежат государственной аккредитации при Минэкономики России, которое проводит ее в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. №176. Государственная аккредитация является необходимым условием для получения генеральной лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, в отношении которых установлен экспортный контроль.
Основы экспортного контроля в Российской Федерации
К настоящему времени механизм правового регулирования внешнеэкономических сделок в России достаточно хорошо обеспечен законодательными и правовыми актами, но довольно сложен.
Базовым документом, регулирующим правоотношения в области экспортного контроля в Российской Федерации, остается принятый в 1999 году Федеральный закон «Об экспортном контроле». Данный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в указанной области, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
Действие закона об экспортном контроле распространяется только на продукцию двойного назначения. Регулирование внешнеэкономических операций с продукцией военного назначения осуществляется в соответствии с законодательством о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами.
В соответствии с законом государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов. В качестве основных принципов государственной политики в области экспортного контроля законом закреплены:.добросовестность выполнения международных обязательств в области нераспространения оружия массового уничтожения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;.законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;.приоритет интересов безопасности государства;.осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;.гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;.взаимодействие с международными организациями и иностранными организациями в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения ОМП и средств его доставки.
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
vидентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (контролируемых товаров и технологий);
vразрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
vтаможенные контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
vвалютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации;
vприменение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов
vвооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами в области экспортного контроля возложены на Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации.
В работе этой Комиссии на постоянной основе участвуют представители МИДа России, Минобороны России, Минюста России, ФТС России, ФСБ России, СВР России, ГРУ Генерального штаба Вооруженных сил, отраслевых министерств и ведомств, Российской академии наук, а также аппаратов Совета Безопасности Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Возглавляет Комиссию Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Основными функциями Комиссии являются:
.разработка мер по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля;
.координация работ по разработке нормативных правовых актов в этой области;
.рассмотрение вопросов международного сотрудничества;
.организация межведомственного взаимодействия по вопросам прогнозирования и выявления угроз безопасности государства, а также по вопросам подготовки предложений, касающихся противодействия этим угрозам;
.подготовка предложений о допустимых формах и направлениях сотрудничества с иностранными государствами в ядерной, космической и других наукоемких областях;
.рассмотрение разногласий между федеральными органами исполнительной власти, возникающих при осуществлении экспортного контроля, а также выработка рекомендаций по их устранению.
2. Процедура экспорта товара: особенности и формы реализации
Особенности и основные условия использования процедуры экспорта закреплены в ст. 212 - 214 ТК ТС. Так, экспорт применяется для вывоза товаров Таможенного Союза. Это бессрочная процедура, т.е. у лица отсутствуют обязательства по ввозу товара или помещению под иную таможенную процедуру. При этом допускается помещение под процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под процедуру временного вывоза или переработки вне территории, без их фактического предъявления таможенным органам.
В рамках этой процедуры предусмотрена уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по их уплате (налоги при вывозе не взимаются). Вывозные таможенные пошлины уплачиваются прежде всего в отношении товаров сырьевого вида (газ, нефтепродукты, нефть и т.д.).
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Экспорт характеризуется поощрением вывоза товаров (прежде всего высокотехнологических и наукоемких), что предполагает увеличение рынка потребителей национальной продукции. Поэтому освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин не влечет дополнительного удорожания товаров, что создает более высокую конкурентоспособность товаров из Таможенного союза на мировом рынке.
Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении запретов и ограничений и представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных Комиссией Таможенного Союза в сводный перечень товаров, в отношении третьих стран. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 2010 г. №1154 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года» запрещается транзитное перемещение через территорию РФ и вывоз с территории РФ в Иран, а также передача Ирану различных видов вооружения.
Сам процесс оформления экспортируемых товаров производится в несколько этапов.
В первую очередь, выполняется предоставление, прием, регистрация, а также учет таможенной декларации в органах таможенного контроля. При этом огромное внимание уделяется контролю правильности определения и соблюдения мер всевозможных ограничений и запретов, включая меры нетарифного регулирования.
После этого осуществляется контроль таможенной стоимости и валютный контроль.
После оплаты всех таможенных платежей и окончательного таможенного досмотра производится выпуск товаров.
В процессе проведения таможенного оформления экспорта обязательным условием является наличие и правильное оформление таможенных документов. К ним могут относиться сертификаты происхождения товара, документы валютного контроля, сертификаты качества, фитосанитарные, ветеринарные, экологические и другие сертификаты, оригиналы инвойса, заключения независимых экспертиз, транспортные накладные CMR.
Особое внимание следует уделить этапу проверки таможенных платежей. Ведь на данном этапе производится проверка правильности таможенных платежей, подтверждающих документов, наличия задолженности или процентов по уплате платежей, а также штрафных платежей, связанных с предыдущими поставками. Без полного погашения любых задолженностей выпуск товаров осуществляться не будет.
Экспортеры товаров должны помнить и о том, что продукция, предназначенная для экспорта, освобождается от внутреннего налогообложения.
К примеру, таможенное оформление в Пулково предоставит декларанту право воспользоваться упрощенной схемой декларирования товаров. Однако при этом следует ожидать выполнения соответствующих проверок, установленных действующим законодательством.
3. Порядок помещения товаров под таможенную процедуру экспорта
Место и время убытия товаров
Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных законодательством государств - членов таможенного союза. Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенные органы обязаны представлять информацию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий.
Но, вышеперечисленные положения не распространяются на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Для данных товаров применяются другие нормы убытия товаров с таможенной территорий таможенного союза прописанные в других статьях ТК ТС, в ФЗ №311, Приказах ФТС Россий, Воздушном и Морском кодексах РФ.
Операции, совершаемые в местах убытия товаров
Для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров, не представляется для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу. Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Документы и сведения, предоставляемые таможенному органу
При прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:
)при международной перевозке автомобильным транспортом:
документы:
£документы на транспортное средство международной перевозки;
£транспортные (перевозочные) документы;
£имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
сведения:
Øо государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
Øнаименование и адрес перевозчика товаров;
Øнаименование страны отправления и страны назначения товаров;
Øнаименование и адрес отправителя и получателя товаров;
Øо продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
Øо количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
Øнаименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
Øвес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
Øо наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен;
Ø·о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
)при международной перевозке водными судами:
документы:
üобщую декларацию;
üдекларацию о грузе;
üдекларацию о судовых припасах;
üдекларацию о личных вещах экипажа судна;
üсудовую роль;
üсписок пассажиров;
üдокумент, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
ü·транспортные (перевозочные) документы;
üимеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
сведения:
·о регистрации судна и его национальной принадлежности;
·наименование и описание судна;
·фамилия капитана;
·фамилия и адрес судового агента;
·о количестве и составе членов экипажа;
·наименование порта отправления и порта захода судна;
·наименование, общее количество и описание товаров;
·о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
·наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров;
·номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в этом порту;
·наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров;
·наименование первоначальных портов отправления товаров;
·наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и указание их количества;
·описание размещения товаров на судне;
·о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
·о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
·о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы;
)при международной перевозке воздушным транспортом:
документы:
vстандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация);
vдокумент, содержащий сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость);
vдокумент, содержащий сведения о бортовых припасах;
vтранспортные (перевозочные) документы;
vимеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
vдокумент, содержащий сведения о перевозимых на борту пассажирах и их багаже (пассажирская ведомость);
vдокумент, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
сведения:
§указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;
§номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;
§наименование эксплуатанта судна;
§о количестве членов экипажа;
§о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;
§наименование товаров;
§номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;
§наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;
§о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;
§о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;
§о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;
)при международной перевозке железнодорожным транспортом:
документы:
£транспортные (перевозочные) документы;
£передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
£документ, содержащий сведения о припасах;
£документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
£имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
сведения:
£наименование и адрес получателя товаров;
£наименование станции отправления и станции назначения товаров;
£о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
£наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;
£вес брутто товаров (в килограммах);
£идентификационные номера контейнеров.
В независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования Таможенный кодекс таможенного союза (статья 159)
. Порядок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта
При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины (если таковые установлены). Внутренние налоги подлежат возмещению. Установление таможенных пошлин на экспортируемые из ТС товары продиктовано, в первую очередь, необходимостью воспрепятствовать массовому вывозу сырьевых ресурсов государства за границу. В частности, на территории РФ это обусловило особенность российского экспортного тарифа - более 80 процентов пошлин установлены именно на сырьевые и стратегические товары. При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта предоставляется освобождение от уплаты, налогов либо осуществляется возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), при экспорте товаров производится возмещение налога на добавленную стоимость и акциза. Порядок подтверждения права на получение возмещения в данном случае определен статьей 165 НК РФ. Для этих целей лицу необходимо представить в налоговый орган в числе прочего грузовую таможенную декларацию (либо ее копию) с отметками российского таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта и таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу РФ, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории ТС - отметки, подтверждающие осуществление фактического вывоза товаров из Российской Федерации.
Основным условием возмещения внутренних налогов в связи с экспортом товаров является подтверждение таможенным органом фактического вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, с таможенной территории ТС. Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории ТС осуществляется в соответствии с приказом ФТС от18.12.06 №1327 (в ред. От 25.12.09) «Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)».
Для получения подтверждения фактического вывоза товаров заявитель (заинтересованное лицо) предоставляет в таможенный орган на границе, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который товары были вывезены с таможенной территории ТС, следующие документы и сведения:
1.письменное заявление, подписанное руководителем организации-заявителя или лицом, им уполномоченным, и заверенное печатью организации, содержащее:
a.просьбу подтвердить фактический вывоз товаров;
b.способ, которым заявитель просит направить документы с отметками таможенного органа;.налоговый орган, в который заявитель при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию заявителя)...В заявлении либо в приложении к нему также указываются следующие сведения:.наименование таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров и код данного таможенного органа (если он известен заявителю);.регистрационный номер таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС РФ в качестве таможенной декларации (далее - таможенная декларация);.наименование и количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);.период вывоза товара (с указанием месяца и года), а при перевозках товаров морскими, речными, смешанного (река - море) плавания судами либо воздушными судами - ориентировочной даты фактического вывоза товаров, известной заявителю на момент подачи заявления;.сведения о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации, известные заявителю на момент подачи заявления;.наименование пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный пункт пропуска), через который осуществлялся фактический вывоз товаров, известный на момент подачи заявления;
2.экземпляр таможенной декларации или ее копия, заверенная в установленном порядке. Заявитель вправе, в целях ускорения осуществления подтверждения фактического вывоза товаров, указать на оборотной стороне основного листа экземпляра (копии) таможенной декларации (с использованием печатающего устройства) сведения о фактически вывезенных товарах с указанием кода товаров согласно ТН ВЭД ТС, их наименования и количества (в основной и дополнительной единицах измерения). При этом если в таможенной декларации были заявлены товары одного кода по ТН ВЭД ТС и наименования, то сведения об их коде и наименовании не указываются. Если в одной таможенной декларации были заявлены сведения о товарах разных кодов по ТН ВЭД ТС и наименований, то при их перечислении сначала указывается порядковый номер товара из графы 32 основного и добавочных листов таможенной декларации.
3.экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу ТС (по выбору заявителя);