Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,54 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российская таможенная академия"

Владивостокский филиал

Кафедра экономической теории






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Запреты и ограничения во внешнеторговой деятельности"

на тему: "Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза"









Владивосток

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию

1.1 Сущность, цели и методы лицензирования ввоза и вывоза товаров в системе применения внешнеторговых ограничений

1.2 Виды лицензий и порядок выдачи разрешения

.3 Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством

. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

.1 Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

.2 Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни)

.3 Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни)

. Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений

Заключение

Список использованных источников

лицензирование ввоз товар внешнеторговый

Введение

Данная работа посвящена изучению особенностей перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе и через таможенную границу таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию а так же выявление проблем и перспектив применения лицензирования в системе запретов и ограничений.

Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование, как и другие виды запретов и ограничений, является инструментом не только экономического, но и политического воздействия. Так же, стоит отметить, что лицензирование внешней торговли преследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Лицензия и (или) разрешение - специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров;

В последнее время лицензирование товара приобрело особое практическое значение в связи с созданием таможенного союза, а так же, с развитием мировых экономических интеграционных процессов.

Таким образом, задачами данной работы являются:

.        Выявить сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе запретов и ограничений ВЭД.

.        Изучить виды лицензий и порядок лицензирования.

.        Рассмотреть порядок выдачи лицензий лицензирующим органом.

.        Проанализировать динамику и структуру ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню.

.        Провести анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров.

.        Оценить эффективность оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни).

.        Выделить проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений внешней торговли

Отсюда следует, что предметом исследования в данной работе является практика применения лицензирования в системе внешней торговли, а объектом - товар, подлежащий лицензированию, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Информационную базу работы составили Решения таможенного союза, Соглашения между странами - членами таможенного союза, Федеральные законы РФ, учебная литература, статистические сборники и бюллетени Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Федеральной службы государственной статистики, а так же использовались материалы периодических изданий и Интернет-сайтов.

1. Теоретические основы ввоза и вывоза товаров, подлежащих лицензированию

.1 Сущность, цели и методы лицензирования ввоза и вывоза товаров в системе применения внешнеторговых ограничений

Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

Запретов и ограничения необходимы, так как использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров. [5]

Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.

В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию внешнеторговых операций, являются необходимость рационального использования иностранной валюты, что позволяет достигать выравнивания внешнеторгового и платежного баланса, если отсутствуют таможенные пошлины или неэффективно их воздействие. Кроме того, к лицензированию прибегают с целью защиты внутреннего рынка, если не применяются таможенные пошлины или неэффективно их воздействие, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. Лицензирование, являясь временной мерой, не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.[18]

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством таможенного союза. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.

Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу Таможенного союза, и товаров, ограниченных к перемещению через границу Таможенного союза (то есть лицензируемых).

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.[3]

 

1.2 Виды лицензий и порядок выдачи разрешения


Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

В соответствии с Соглашением "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами", уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-сторон таможенного союза выдаются следующие виды лицензий:

         разовые;

         генеральные;

         исключительные.

Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения страны-участницы таможенного союза и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии таможенного союза.

Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии таможенного союза в каждом конкретном случае.[17]

Действующий порядок выдачи лицензий, разрешений, оформления заявлений определен Соглашением "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств-сторон таможенного союза.

Уполномоченный орган (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

         письменное обращение заявителя;

         внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;

         выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;

         прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;

         отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;

         выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана;

         несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств-сторон таможенного союза условий выдачи лицензии;

         невыполнение владельцем лицензии обязанности ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Говоря о лицензиях, стоит сказать и о разрешении. Разрешение - специальные документы на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров. [3]

Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:

) процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;

) разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;

) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;

) срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Порядок введения наблюдения прописан в федеральном законе №164 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Автоматическое лицензирование - это и есть наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, то есть временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

Автоматическое лицензирование импорта товаров есть административная мера регулирования внешнеторговой деятельности, не преследующая цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка импорта товаров на таможенную территорию государств.

Автоматическое лицензирование импорта товаров носит обязательный характер и осуществляется в любом случае. Процедура получения лицензии на импорт товаров должна быть при этом максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать импорт лицензируемых товаров. [8]

Таким образом, законодательно прописываются три вида лицензии, которые выдаются уполномоченным органом (Министерством промышленности и торговли и его территориальными представительствами). Также существует такое понятие как разрешение, которое выдается обязательно в целях наблюдения. Автоматическое лицензирование является упрощенной формой, которая осуществляется в целях контроля за поставками различных товаров со стороны государственных органов.

1.3 Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством


Для получения лицензии заявитель должен обратиться в уполномоченный орган по выдаче лицензий. Таковым в Российской Федерации является Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы. Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы выдают лицензии на импорт/экспорт товаров, за исключением товаров двойного и военного назначения.

Территориальные подразделения Министерства промышленности и торговли не уполномочены выдавать лицензии на категории товаров:

.        драгоценные металлы и драгоценные камни;

.        сырье, содержащее драгоценные металлы;

.        наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие, ядовитые вещества;

.        специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации;

.        шифровальные и криптографические средства;

.        в отношении товаров, для которых при импорте и экспорте установлено исключительное право.

На эти товары лицензия выдается уполномоченным Министерством промышленности и торговли по центральному району город Москва.

В отношении товаров военного назначения лицензии на экспорт/импорт таких товаров выдает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) министерства обороны. Данная служба также выдает заключения об отнесении или неотнесении товаров и продукции военного назначения.

В отношении товаров подпадающих под экспортный контроль (товаров двойного назначения) лицензии на экспорт/импорт таких товаров выдает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФС ТЭК).

Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган Министерства промышленности и торговли должны быть предоставлены документы:

1. заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии, согласно приложению 1 Соглашения "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами";

2.      электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией таможенного союза, созданная с помощью програмного обеспечения, разработанного Комиссией таможенного союза и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное програмное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией таможенного союза форматом;

.        копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

.        копия документа о постановке на учет в налоговом органе;

.        копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

.        иные документы, если они определены решением Комиссии таможенного союза, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны таможенного союза, взимаемой за выдачу лицензии.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании представленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов. [12]

Основания для отказа в выдаче лицензии:

1. наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

2.      несоблюдение предъявленных требований, предусмотренных Соглашением;

.        прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

.        нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

.        исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования, либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны таможенного союза дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись "Дубликат". Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

В целях контроля за экспортом и импортом отдельных видов товаров, введено понятие исполнение лицензии, то есть, фактический ввоз товаров на таможенную территорию государств сторон таможенного союза из третьих стран или вывоз товаров с таможенной территории государств сторон таможенного союза в третьи страны, в отношении которых произведено таможенное оформление на основании выданной лицензии.

При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Лицензии и разрешения подлежат хранению в таможенных органах в течении трех лет после окончания срока действия лицензии или разрешения. По истечении трехлетнего хранения они уничтожаются. [12]

2. Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через владивостокскую таможню

2.1 Анализ динамики и структуры ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию через Владивостокскую таможню

Исходя из специфики расположения Приморского края на территории России, наиболее часто на экспорт идет продукция морского промысла. В соответствии с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положениями о применении ограничений, продукция, включаемая в товарные позиции 0301, 0306, 0307 ТН ВЭД ТС, ограничена на перемещение через таможенную границу таможенного союза при экспорте.

Экспорт данных товаров осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государств - членов таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.

При экспорте в рамках Таможенного союза рыбы и рыбной продукции разрешительная процедура распространяется только на живую рыбу, живых ракообразных и моллюсков, а вся остальная рыба и рыбная продукция экспортируется без разрешения уполномоченного органа. Данная мера направлена на повышение экспортного потенциала отечественных рыбоперерабатывающих предприятий.

В таблице 1 представлен экспорт товаров товарных позиций 0306 -0307, которые подлежат лицензированию при вывозе с таможенной границы таможенного союза за 2009-2011 года через Владивостокскую таможню.

Таблица 2.1 Экспорт товаров товарных позиций 0306 и 0307 за 2010-2013 года через Владивостокскую таможню по основным странам, в тоннах и тыс. долл. США [16]

Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара

2010 год

2011 год

2012год

2013 год


тыс. долл

тыс. долл

тыс. долл

тыс. долл

0306 - ракообразные

48 616,39

51 082,55

249 748,5

030614,030624- крабы

36 246,71

35 541,20

199 827,0

232 839,9

0307 - Моллюски и др.водные беспозвоночные

13 841,91

14 745,50

18 604,4

22 084,5

03072 - гребешки

1 042,02

990,52

0,30

141,4

03074,03075 - Каракатицы, кальмары и осьминоги

3 008,24

4 077,61

6 308,6

6 983,3

03079 - Прочие моллюски и др.водные беспозвоночные

9 791,65

9 677,37

12 295,6

14 959,8


Данные таможенной статистики свидетельствуют о том, что в 2011 году объемы экспорта водных биологических ресурсов превысили значения 2010 года - в 1,2 раза в натуральном выражении, в 1,1 раза в стоимостном выражении и в 1,05 раза по уплаченным платежам. В 2012 и 2013 годах почти все показатели, за исключением экспорта гребешков, достаточно превысили показатели двух предыдущих лет, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Но следует заметить, что некоторые показатели в 2013 году уменьшились по сравнению с предыдущим годом. Такие изменения, скорее всего, связаны со вступлением России в ВТО. Всего за 2011 год вывезено 1,3 млн. тонн водных биологических ресурсов стоимостью 1,97 млрд. долларов США. Уплачено таможенных платежей в сумме 3,16 млрд. рублей. За 2013 год вывезено около 3,5 млн. тонн, что существенно больше по сравнению с 2011 годом, но и меньше, чем в 2012 году, в котором вывезли около 4 млн. тонн.

Рис. 2.1 Динамика экспорта товарных позиций 0306 и 0307 за 2010 год

Из представленной выше диаграммы можно понять, что товар группы 0306 наиболее часто экспортируется из России. И с каждым годом процент экспорта этих товаров по сравнению с предыдущим заметно увеличивается.

Рис. 2.2 Динамика экспорта товарных позиций 0306 за 2010-2013 гг

В экспорте водных биологических ресурсов традиционно преобладают страны АТР (Китай - 61%, Республика Корея - 33%). Объемы экспорта водных биологических ресурсов в Японию не превышают 5%, так как, на экспорт в основном оформляются ценные объекты промысла: краб, креветка, моллюски, морской еж, икра лососевая, нерка.

Как известно, на Дальнем Востоке, в частности в Приморском крае, достаточно часто ввозятся машины из Японии, Кореи, а также все комплектующие.

Шины и покрышки пневматические, резиновые бывшие в употреблени (код ЕТН ВЭД ТС 4012 20 00), а также отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины) (код ЕТН ВЭД 4004000000) включены в подпункт 2.3 раздела 2 Единого перечня "Опасные отходы, ограниченные к перемещению через таможенную границу таможенного союза при ввозе и (или) вывозе".

Согласно с п. 4 Положения "О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза опасных отходов" ввоз и вывоз отходов, за исключением транзита через государства-участники таможенного союза в целях их удаления, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.

Порядок перемещения данных товаров, особенно шин и покрышек, бывших в употреблении - это достаточно сложный вопрос для Приморского края. Из-за специфичности перемещения данным товаров в Приморском крае, рассмотрим динамику ввоза данных товаров за 2011-2013 года.

В таблице 2 и таблице 3 представлена динамика импорта рассматриваемых товаров за последние три года, перемещаемых через Владивостокскую таможню.

Таблица 2.2 Динамика импорта шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении через Владивостокскую таможню за 2011-2013года, в штуках.

Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара

2011 год

2012 год

2013 год


количество в штуках

количество в штуках

количество в штуках

Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ТС 4012 20 000)

84 325,000

80 845,00

75 555,00


Таблица 2.3 Динамика импорта отходов, обрезков и скрапа резины (кроме твердой резины) через Владивостокскую таможню за 2010-2012года, в тоннах. [15]

Код товара по ТН ВЭД ТС и наименование товара

2010 год

2011 год

2012 год


количество в тонн

количество в тонн

количество в тонн

Отходы, обрезки и скрап резины (кроме твердой резины) (код ТН ВЭД 4004000000)

155,520

151,225

139,420


Исходя из данных таблиц 2 и 3 можно сделать вывод ,что имеется тенденция к уменьшению импорта шин и покрышек б/у.

Резкий спад импорта шин и покрышек, бывших в употреблении - это ожидаемое явление, так как только в 2010 году введен порядок разрешительного ввоза данного товара. Особое внимание указывается на то, что в скором времени ожидается полный запрет их ввоза. При этом если шины находятся на дисках на автомобиле, то ввоз разрешен. На порядок импорта подержанных иномарок запрет никак не повлиял.

Введение ограничений на ввоз данной продукции привел и к судебным разбирательствам. Не очень понятным остался вопрос о том, какие именно шины признавать опасными, как определить степень износа шин. Нередко назначались экспертизы в ЭКС по данным вопросам.

Но главный плюс ожидающегося полного запрета на ввоз бывших в употреблении автопокрышек очевиден: со временем прекратится насыщение окружающей среды вредоносными веществами. Однако для усиления эффекта предстоит разработать систему сбора старых шин с последующей заводской переработкой, прецедент в России уже есть. Минус заключается в том, что покупательная способность населения многим не позволит такую роскошь, как новая резина. Люди начнут пренебрегать безопасностью, максимально эксплуатируя покрышки вплоть до полного их "облысения". Запрет на ввоз подержанной резины приведет к тому, что владивостокские таксисты будут ездить на одних лишь дисках.

Буквально весь Дальний Восток завален старыми японскими и корейскими шинами, которые после небольшого периода использования попадают на свалки, являясь высокотоксичными отходами, наносят прямой ущерб окружающей среде. В целом по России не налажен процесс утилизации отслуживших свой срок покрышек.

Можно сделать вывод, что через Владивостокскую таможню перемещается достаточно большое количество товаров, подлежащих лицензированию. В первую очередь, это вызвано спецификой расположения (на берегу Японского моря) и рода деятельности населения (ввоз автомашин и комплектующих).

Каждый из рассматриваемых товаров по-своему важен, поэтому и включен в перечень товаров, подлежащих лицензированию, а значит его экспорту и импорту, естественно, уделяется большое внимание со стороны государства. В лице таможенных органов.

2.2 Анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни)

На примере экспорта и импорта рассмотренных лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, можно проанализировать систему контроля перемещений данных товаров.

Данным приказом утверждена Инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров, устанавливающая единый порядок регистрации и учета лицензий в таможенных органах Российской Федерации и таможенного контроля ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, в отношении которых российским законодательством установлено лицензирование.

Также в законе определены порядок заполнения лицензии и процедура представления оригинала и копии лицензии ее владельцем в уполномоченное подразделение таможни.

Действие приказа позволяет участникам внешнеэкономической деятельности, соблюдая нормы права, обеспечить выполнение требований таможенных органов в части контроля за лицензируемыми товарами.

Таким образом, если четко следовать указанному приказу, то проблемных ситуаций с ввозом и вывозом лицензируемых товаров не должно возникать. Рассмотрим систему контроля во Владивостокской таможне на примере перемещения живой рыбы, ракообразных и моллюсков, а также на примере импорта шин и покрышек, бывших у употреблении.

Приоритетным направлением деятельности государства является создание благоприятных экономических условий, прежде всего, для развития российских перерабатывающих предприятий. Выгодные экономические условия должны способствовать переориентированию деятельности предприятий рыбной отрасли на производство готовой продукции и реализацию ее на внутреннем рынке России. Такой подход позволит свести к минимуму возможности браконьеров манипулировать законодательством Российской Федерации и игнорировать действующие таможенные правила.

Принимая во внимание приоритетные задачи, поставленные ФТС России по декриминализации рыбной отрасли, Дальневосточное таможенное управление активно проводит работу по совершенствованию механизма администрирования таможенного контроля водных биологических ресурсов, обобщает, анализирует и внедряет в свою деятельность передовой опыт.

Таможенный контроль перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации водных биологических ресурсов, а также проводимые таможенными органами в пределах своей компетенции мероприятия не могут эффективно проводиться без всестороннего взаимодействия с другими государственными контрольными органами. В этих целях таможни ДВТУ проводят совместные мероприятия с пограничными управлениями береговой охраны и территориальными управлениями ФСБ России, МВД России, Россельхознадзора в ДФО, налажено информационное взаимодействие с территориальными органами Росрыболовства.

В январе 2013 года вступил в силу Приказ ФТС "О порядке совершения таможенных операций при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной за пределами территориального моря Российской Федерации при осуществлении промышленного рыболовства, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации с таможенной территории Таможенного союза", в котором приказано осуществлять таможенные операции и таможенный контроль продукции морского промысла, добытой (выловленной) и/или произведенной российскими рыбопромысловыми судами при осуществлении промышленного рыболовства за пределами территориального моря Российской Федерации, ввозимой в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного союза в целях проведения государственного контроля, а также при вывозе такой продукции из Российской Федерации; Не совершать таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла.[9]

В июле 2011 года подписано Соглашение о взаимодействии ДВТУ и Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока, в сентябре 2011 года - Соглашение о взаимодействии ДВТУ и Ассоциации добытчиков минтая, которые предусматривают передачу информации о рынках крабовой продукции и продукции из минтая основных стран - импортеров, в том числе тенденции рынка, реальные объемы поставляемой российскими предприятиями продукции, средние цены с учетом сортности, размерности, вида разделки и иных ценообразующих факторов, а также иной информации, которая способствует более быстрому и эффективному таможенному оформлению и таможенному контролю.

С 15 июля 2011 года вступило в действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла морских живых ресурсов, которое реализуется при активном участии ДВТУ.

Отсюда можно сделать вывод, что вывоз указанной продукции является достаточно проблемным вопросом для Дальнего Востока, в частности для Владивостока. Все проводимые мероприятия по улучшению контроля за вывозом лицензируемых биоресурсов говорят о том, что действующая система контроля не идеальна. СМИ часто сообщают о задержании незаконного перемещения крабов, моллюсков, гребешка, а значит, что действующая система оперативного и централизованного контроля перемещения лицензируемых товаров должна подлежать дальнейшему совершенствованию. Необходимо поддерживать взаимодействие с другими государственными службами, а также с негосударственными предприятиями, ассоциациями и другими. Дальнейшее развитие заключения соглашений с другими странами в части контроля за перемещением лицензируемых товаров приведет к более высокому уровню эффективности контроля перемещения данной продукции.

Если Говорить об эффективности контроля перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, то стоит сказать, что его проведение является необходимой мерой. Только за 2011 год, в части перемещения лицензируемых товаров, было заведено более 50 дел об административных правонарушениях, и около 20 уголовных дел. Но все же случаи незаконного перемещения указанных товаров имеют место быть.[2]

Рассматривая ввоз шин и покрышек, бывших в употреблении, можно отметить, что их импорт на территорию таможенного союза является практически запрещенным, следовательно, контроль за ввозом данного товара должен быть особенно пристальным. Но и сейчас весь Приморский край забит шинами, бывшими в употреблении. Отсюда можно сделать вывод, что система контроля далека от совершенства и не позволяет на сто процентов отследить перемещение нужного товара.

Таким образом, Владивостокской таможней проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу, направленный на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещённых к такому ввозу, и вывозу товаров, запрещенных к такому вывозу. Такой контроль проводится в ходе осуществления предварительных операций, предшествующих основному совершению таможенных операций и помещению товаров под определенную таможенную процедуру.

Для улучшения качества контроля необходимо совершенствовать взаимодействие между таможнями и таможенными постами с ГНИВЦ ФТС России, который ведет основную базу данных по перемещению лицензируемых товаров. Также, возможно, необходимо законодательно отрегулировать взаимодействие Минпромторга с ФТС России в части контроля за лицензированием в сфере внешней торговли.

Естественно, если к определенным товарам запреты и ограничения, в частности лицензирование, то контроль за данной продукцией должен быть абсолютно отлажен. Случаи незаконного перемещения указанных товаров и судебная практика говорят о несовершенстве системы контроля на данный момент.

.3 Оценка эффективности оперативного контроля перемещения лицензируемых товаров (на примере Владивостокской таможни)

Как известно, меры тарифного регулирования являются не очень эффективными в определенных ситуациях, а импорт и экспорт некоторого товара приходится контролировать.

В нашей стране квотирование применяется в отношении импорта сельскохозяйственной продукции (мясо птицы, свинины, КРС), а в отношении экспорта квоты не применяются. Квотирование осуществляется в отношении экспорта лома черных металлов и сахара-сырца, но только в Белоруссии и Казахстане.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее приемлемым вариантом регулирования ввоза и вывоза определенной продукции является установлении в отношении их других запретов и ограничений, в частности лицензирование.

Рассмотрев перемещение лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, можно прийти к выводу, что применений данных видов запретов и ограничений обязательно.

Через Владивостокскую таможню перемещаются товары, которые являются ограниченные к ввозу или вывозу, причем применение таких мер к этим товарам обоснованно. Например, вывоз морских живых биоресурсов и водорослей просто необходимо контролировать, что и осуществляется путем лицензирования данных товаров. Также и ввоз шин и покрышек, бывших в употреблении нужно ограничивать.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1.      введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2.      реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

.        предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

.        выполнение Российской Федерацией международных обязательств. [14]

Естественно, в таких случаях просто необходимо вмешательство государства во внешнюю торговлю. Тем более, лицензирование - это мера прямого воздействия, и там где нецелесообразно применить квотирование, лицензирование внешней торговли является приемлемой мерой.

Ограничивая круг лиц, которые могут перемещать определенный товар, и количество данного товара, государство тем самым осуществляет как экономические, так и политические интересы.

Исходя из всего вышесказанного, лицензирование - это необходимая мера государственного регулирования, которую можно использовать, реализую различные интересы государства.

Исходя из всех мероприятий, которые проводятся ДВТУ для улучшения контроля за перемещением некоторых лицензируемых товаров, можно прийти к выводу, что система контроля за перемещением лицензируемых товаров осуществляется в полной мере. Естественно, что провести сто процентный контроль всех товаров не представляется возможным. Об этом говорит статистика возбужденных уголовных и административных дел в отношении данного вопроса. Но все же, применение оперативного и централизованного контроля является обязательным.

Как показывает мировая практика применения лицензирования внешней торговли, использование данной меры достаточно эффективно. Осуществляя данную меру, государство не делает невозможным перемещение некоторых товаров, а лишь вводит свои требования (получить лицензию, разрешение) для реализации определенных интересов.

В отношении перемещения рассмотренных лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню применение лицензирования является обязательным. То есть экспорт и импорт данных товаров должен контролироваться, но ни в коем случае напрямую не запрещаться. Централизованный и оперативный контроль в отношении данных товаров осуществляется в соответствии с Приказом. Но такой контроль должен постоянно совершенствоваться, что и происходит в таможнях ДВТУ, в частности во Владивостокской таможне.

Таким образом, применение лицензирования определенных товаров во внешнеторговой деятельности является обоснованной и необходимой мерой. Ее применение дает достаточно много положительных моментов регулирования внешней торговли. Перемещение товаров, в отношении которых применяются ограничения, должно контролироваться, что и осуществляется таможенными органами, а также другими содействующими им государственные службы.

3. Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами - это комплекс административных мер, устанавливающих порядок предоставления лицензий и (или) разрешений. Оно устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; реализации разрешительного порядка экспорта (импорта) отдельных видов товаров, предоставления исключительного права на экспорт и (импорта) отдельных видов товаров и выполнения международных обязательств. Лицензирование относится к категории ограничительных способов регулирования внешнеэкономической деятельности. Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, акты исполнительной власти могут регулировать только процедурные вопросы реализации ограничительного характера, но не возможность самого ограничения.

Хотя механизм применения запретов и ограничений в Российской Федерации отлажен достаточно хорошо, все же существуют некоторые проблемы в части их применения, что касается в первую очередь лицензирования в сфере внешней торговли. Рассмотрим проблемы применения лицензирования и возможные пути их решения.

1. Представляется, что лицензирование должно реализовываться в рамках осуществления экономической функции государства. Нельзя говорить об отмене данного режима как национального. В связи с созданием таможенного союза, список лицензируемых товаров, а так же порядок получения лицензии является одинаковым для всех стран-участниц. Данный порядок является проблемным вопросом, ведь список товаров, которые подлежат лицензированию, должен определяться для каждой страны отдельно. Доказательством этого может служить пример Европейского союза, структура которого отличается достаточно высоким уровнем интеграции. В рамках Европейского союза лицензии выдаются на национальном уровне, это вполне объяснимо, т.к. в рамках сертификации и стандартизации можно установить общие критерии для различных участников внешнеэкономических отношений. В этих условиях лицензирование остается как раз тем режимом, посредством которого отдельные государства могут защитить собственные интересы в зависимости от различных факторов (конкурентоспособность национальных производителей, проблема поступления в страну некачественных товаров).

Таким образом, несмотря на уменьшение роли национальных институтов в условиях глобализации, лицензирование должно оставаться национальным институтом, т.к. цель его обеспечение национальных интересов.

2. Еще одной важной проблемой в сфере лицензирования внешнеэкономической деятельности является значительный объем источников, что порождает проблему его систематизации и соотнесение институтов индивидуального регулирования внешнеэкономической деятельности (договоров) и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В связи с созданием таможенного союза появились новые Соглашения и Решения Комиссии таможенного союза в части регулирования перемещения лицензируемых товаров, но при этом некоторые ФЗ Российской Федерации и постановления Правительства РФ в данной области продолжают действовать.

В связи с введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного союза выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется в порядке, определенном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами. [6]

Основные положения по данному вопросу также можно посмотреть в подпункт 6 пункта 2 статьи 13, статьи 24, 30 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 691

Особенности лицензирования ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, можно увидеть в Положениях о применении ограничений, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 19.

Большое количество НПА, регулирующих вопрос лицензирования, способствует к тому, что участники ВЭД часто нарушая таможенное законодательство, даже не догадываются об этом. Поэтому необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли, которая бы действовала на всей территории таможенного союза.

3. Еще одним достаточно проблемным вопросом, как показала практика, стало получение лицензии на перемещение шифровальной техники. Главным критерием для отнесение товара к лицензируемому является наличие функции шифрования (криптографии). И данный критерий является наиболее проблематичным. Этому свидетельствуют некоторые практические случае на границе РФ.

Российские таможенники задерживают на границе партии комплектующих для сотовых телефонов, ведь список подлежащих проверке товаров достаточно неконкретен, в нем встречаются формулировки вроде "оборудование и его части". Тем самым у таможни появились подозрения что крышка от телефона может быть оснащена средствами криптографии.

Теперь эти средства - а возможностями шифрования оснащены многие виды техники - полагается "нотифицировать" в уполномоченном органе государственной власти соответствующей страны. В России около месяца в 2010 году разбирались, какая организация должна этим заниматься. В начале февраля 2010 года новые процедуры (теперь импортер техники, содержащей криптографию, подает нотификацию в ФСБ, это ведомство выдает заключение о возможности ввоза. Минпромторг выписывает лицензии на ввоз шифровальных средств) прописали в инструкциях, и затор на границе подобной техники постепенно исчез. [8]

Вот только список техники, ввоз которой на территорию Таможенного союза ограничен, составлен довольно расплывчато. В нем присутствуют формулировки вроде "телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования". К примеру, крышка от телефона - это ведь часть телекоммуникационного оборудования. А что в ней нет функций шифрования - это импортер еще должен доказать. У таможенников появился прекрасный повод задерживать товары и требовать все новые документы от их владельцев.

На некоторых таможенных постах стали требовать оформлять "нотификации" на динамики, корпуса телефонов, батарейки, зарядные устройства и даже соединительные кабели. Чтобы ввезти запчасти, импортерам приходится составлять подробные описания ввозимых запчастей и объяснительные записки о том, что эти детали не могут содержать шифры.

При отсутствии заключения от ФСБ, таможня требует заключения экспертов, подтверждающие невозможность создавать шифровки с помощью той или иной детали. А кто может быть экспертом в таком вопросе, в официальных документах не сказано. Специалистов ФСБ вряд ли хватит на все подобные случаи. Тем самым можно ожидать роста контрабанды на рынке электронной техники.

Для отсутствия подобных ситуаций необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяются подобные ограничения. Законодательная база должна быть четкой и одинаково понятной как для участников ВЭД, так и для должностных лиц таможенных органов. [14]

4.      Как известно, совершение таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу подлежат упрощению. Процедура перемещения лицензируемых товаров, а так же оперативный и централизованный контроль перемещения данных товаров - это достаточно сложные операции, которые занимают много времени и сил.

Отсюда можно сделать вывод, что упрощение данных действий путем быстрого электронного обмена данными приведет минимизации затрат времени на осуществление данной деятельности. В этой связи, такие направления деятельности в области таможенного дела, как упрощение делопроизводства и документооборота во внешней торговле, в том числе осуществляемых при таможенном оформлении, посредством использования современных технологий при формировании документов, а также широкой компьютеризации таможенного дела; использование процедур заблаговременного и последующего таможенного оформления экспорта и импорта; повсеместное внедрение совместного приграничного и неприграничного таможенного оформления - могут способствовать, на наш взгляд, повышению эффективности деятельности как участников ВЭД, так и таможенных органов, то есть эффективности внешнеэкономической деятельности в целом.

5. В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров, ограниченных или запрещенных к ввозу/вывозу через таможенную границу таможенного союза, необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ (таможенного союза) со странами импортерами и экспортерами. Также необходимо налаживать взаимодействие с другими государственными контролирующими службами, ассоциациями и с участниками ВЭД.

Отсюда можно сделать вывод, что механизм лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности не идеален и требует дальнейшего улучшения.

Совершенствование внешнеторговой деятельности предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

Заключение

Нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения - мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. Такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами. Лицензирование является одной из самых употребляемых мер нетарифного регулирования, так как позволяет государству регулировать внешнюю торговля как в экономических, так и политических целях.

В первой части курсовой работы были рассмотрены теоретические основы перемещения лицензируемых товаров. Изучены цели, методы и задачи применения лицензирования во внешнеторговой деятельности, виды лицензий и порядок их выдачи. В связи с созданием таможенного союза были изданы новые нормативно-правовые акты, регулирующие лицензирование внешней торговли, но все теоретические основы остались без изменений. Так же особое место в системе лицензирования внешнеторговой деятельности занимают разрешения и автоматическое лицензирование.

Во второй части курсовой работы были проанализированы динамика и структура перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, проведен анализ системы контроля за ввозом и вывозом данного товара и дана оценка эффективности применения лицензирования во внешнеторговой деятельности.

Анализ структуры и динамики перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню показал, что через Владивостокскую таможню перемещается достаточно большое количество товаров, подлежащих лицензированию. В первую очередь, это вызвано спецификой расположения (на берегу Японского моря) и рода деятельности населения (ввоз автомашин и комплектующих).

Владивостокской таможней проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу, направленный на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещённых к такому ввозу, и вывозу товаров, запрещенных к такому вывозу. Такой контроль проводится в ходе осуществления предварительных операций, предшествующих основному совершению таможенных операций и помещению товаров под определенную таможенную процедуру. Данная система контроля не идеальна, о чем свидетельствуют многочисленные случаи нарушения таможенного законодательства в сфере перемещения лицензируемых товаров. Но само применений системы лицензирования во внешней торговли является нужной и целесообразной мерой.

В третьей части курсовой работы были выявлены проблемы и перспективы применения лицензирования в системе запретов и ограничений. Проблемы, возникающие при перемещении товаров, подлежащих лицензированию, через таможенную границу таможенного союза позволяют сделать вывод, что механизм лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности не идеален и требует дальнейшего улучшения. Для этого необходимо:

         поддерживать лицензирование как национальную меру государственного воздействия на внешнюю торговлю;

         необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли;

         необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяется лицензирование;

         упрощение процедуры получения лицензий и действий по перемещению лицензируемых товаров через таможенную границу таможенного союза;

-   необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ (таможенного союза) со странами импортерами и экспортерами.


.        Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД: учебное пособие / А.Д. Ершов, А.И. Роденков; под ред. А.Е. Ершова. - СПб.: ИВЭСЭП, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

2.          К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности / А.А. пивоваров // Юрист. - 2007. - № 8. - С. 2-4;

3.      Ломакин В.К. Мировая экономика - М.:Изд-во "ЮНИТИ", 2007

.        О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами [Электронный ресурс]: соглашение от 09.06.2009 - URL: http://www.consultant.ru

.        Письмо ФТС РФ 01-11/6832 от 15.02.10 "Об особенностях ввоза шифровальной техники";

.        Письмо ФТС РФ от 13 ноября 2006 г. № 01-06/39606 "О лицензировании в сфере внешней торговли";

.        Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 "Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (с изменениями на 15.06.2009)";

.        Приказ ГТК РФ от 15.12.02 №1342 "О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров";

.        Приказ ФТС РФ от 15 января 2013 года №40 [Электронный ресурс]. // Всё о таможне - URL: http://www.tks.ru/news/law/2013/06/04/0001

.        Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года №680 "О внесении изменений в приложения №1 и №2 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июля 2009 года" ;

.        Решение Комиссии Таможенного союза N 687 "О Положении о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров"

.        Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 9 июня 2009 года "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами";

.        Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 27 ноября 2009 года "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран";

.        Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран";

.        Статистика внешней и взаимной торговли [Электронный ресурс]. // Евразийская экономическая комиссия - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/trade/Pages/default.aspx

.        Статистическая информация за 2011-2013 гг. [Электронный ресурс]. // Федеральная таможенная служба - URL: http://dvtu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13158:-2012-2013-&catid=63:stat-vnesh-torg-cat&Itemid=90

.        Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010. - 191с.;

.        Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].- URL: www.gks.ru;

.        Эльянов А. Развивающиеся страны на кануне третьего тысячелетия: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2000. - №8.;

.        Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2007. - №2.;

Похожие работы на - Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!