Изменения, произошедшие после вступления России в Таможенный союз

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изменения, произошедшие после вступления России в Таможенный союз

Введение

Актуальностью темы курсовой работы являются изменения, связанные с вступлением России в Таможенный союз.

Объектом исследования являются изменения, произошедшие после вступления в Таможенный союз.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать как произошло изменение в законодательстве Таможенного союза.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

.Изучить ТК ТС

. Рассмотреть произошедшие изменения

. Проанализировать изменения, произошедшие после вступления России в Таможенный союз.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.

Глава I. История создания Таможенного Союза и его структура

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России - форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 года, разработанный в рамках СНГ, в качестве одного из этапов интеграции предусматривал построение таможенного союза. Затем, в 1995 году, было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому позже присоединились Казахстан и Киргизия. Участниками Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанного 26 февраля 1999 г., стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года - Узбекистан.

На неформальном саммите 16 августа 2006 г. главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу.

Через год, 6 октября 2007 г., на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Можно сказать, что 6 октября 2007 г. главы трех стран впервые реализовали идею таможенного союза на территории СНГ, создав необходимую нормативную основу его функционирования, и тем самым перешли к практическому воплощению его в жизнь.

Следующий этап становления таможенного союза пришелся на 2010 год:

с 1 января объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф (на основе Единой товарной номенклатуры) и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран;

с 1 июля отменено таможенное оформление и таможенный контроль на территориях России и Казахстана, а с 6 июля - и на территории Беларуси. Также с 6 июля для нашей страны начал действовать Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС).

Последний этап в формировании Таможенного союза явилась дата 1 июля 2011 г. Именно тогда был фактически отменен таможенный контроль на внутренних границах стран Таможенного союза. На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются. Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, отныне осуществляются таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.

Формирование Единого экономического пространства должно быть завершено к 1 июля 2012 г.

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства-члены ЕврАзЭС.

В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

Структура единого таможенного законодательства

В связи с формированием нормативной правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего, в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств-участников таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Согласно п. 1 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза представляет собой четырехуровневую систему:

ТК ТС;

международные соглашения государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;

решения Комиссии Таможенного союза;

национальное таможенное законодательство стран-участниц.

В силу п. 3 ст. 1 ТК ТС при таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не определен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках таможенного союза, является ТК ТС.

Международными соглашениями устанавливаются нормы таможенного регулирования, которые должны применяться одинаково на всей территории таможенного союза. Это, прежде всего, определение и контроль таможенной стоимости, правила определения страны происхождения товаров, нормы о предоставлении тарифных льгот и преференций, правила уплаты косвенных налогов и некоторые другие общие нормы.

Комиссия таможенного союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного регулирования: устанавливает порядок декларирования и форму таможенной декларации; порядок применения таможенных процедур (списки товаров, сроки применения процедур); порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; определяет формы документов для таможенных целей. В настоящий момент это более 150 решений по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии таможенного союза.

1.1 Органы управления Таможенного союза

В настоящее время Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации не является самостоятельной международной межправительственной организацией, а существует в рамках Евразийского экономического сообщества. Однако данное интеграционное объединение имеет все признаки указанного субъекта международного права: в рамках Таможенного союза сформирована обширная правовая база, установлены принципы и порядок его функционирования, он осуществляет самостоятельное и непосредственное сотрудничество как с государствами, так и с международными организациями и имеет четкую самостоятельную систему органов, наделенных установленными международными договорами полномочиями, а их должностные лица и сотрудники наделены статусом международных служащих.

В настоящее время институциональную основу Таможенного союза составляют следующие органы:

.Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза).

.Комиссия Таможенного союза

.Суд Евразийского экономического сообщества.

Также следует упомянуть четыре структуры, не входящие в систему органов Таможенного союза, но выполняющие ряд важных функций, обеспечивающих его функционирование:

Экспертный совет в рамках Таможенного союза,

Комитет по вопросам регулирования внешней торговли,

Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер

Координационный совет по информационным технологиям.

. Межгосударственный совет ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза)

Межгосударственный совет ЕврАзЭС в рамках трех государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - является высшим органом Таможенного союза (ВО ТС).

Правовую основу деятельности ВО ТС составляют следующие документы: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (в редакции Протокола от 6 октября 2007 г.); Положение о Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества, утвержденное решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 3 (далее - Положение); Правила процедуры Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. N 4 (в редакции решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 10 октября 2008 г. N 378).

В соответствии с Положением ВО ТС осуществляет следующие функции: 1) определяет стратегию, направления и перспективы формирования и развития Таможенного союза и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Таможенного союза; 2) рассматривает и принимает решения по вопросам, связанным с общими интересами государств, формирующих Таможенный союз; 3) определяет перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза; 4) принимает решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза в соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.; 5) принимает решение об объединении таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, в единую таможенную территорию в соответствии со ст. 2 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г.; 6) утверждает состав Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссия); 7) утверждает Председателя Комиссии; 8) утверждает правила процедуры Комиссии; 9) утверждает смету расходов Комиссии и заслушивает отчет о ее исполнении; 10) рассматривает вопросы, по которым при принятии Комиссией решений было заявлено несогласие одного из государств, формирующих Таможенный союз; 11) рассматривает по инициативе любого из государств, формирующих Таможенный союз, предложения о пересмотре принятых Комиссией решений; 12) рассматривает по инициативе Комиссии вопросы, по которым при принятии решения не было набрано необходимого числа голосов; 13) представляет в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС кандидатуры для назначения судей в Суд ЕврАзЭС для рассмотрения дел по вопросам Таможенного союза; 14) обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду ЕврАзЭС по вопросам Таможенного союза.

В состав ВО ТС входят главы государств и главы правительств государств - членов Таможенного союза.

Заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год, а на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Заседания ВО ТС носят, как правило, открытый характер.

Решения, запросы и рекомендации ВО ТС принимаются на основе консенсуса, причем каждое из государств, формирующих Таможенный союз, имеет один голос. Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) вступают в силу со дня его принятия, если в самом решении не предусмотрен иной порядок.

Депозитарием принимаемых ВО ТС документов и решений является Комиссия Таможенного союза.

. Комиссия Таможенного союза

Комиссия Таможенного союза учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

В основу деятельности Комиссии государствами - членами Таможенного союза были заложены следующие принципы:

добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов государств - членов Таможенного союза;

обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов государств - членов Таможенного союза;

экономическая обоснованность принимаемых решений;

открытость, гласность и объективность.

Правовую основу деятельности Комиссии составляют следующие документы: Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. (в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.); Правила процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденные решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 15 (в редакции решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. N 68).

В соответствии с указанным Договором Комиссия осуществляет следующие функции:

исполняет решения, принятые высшим органом Таможенного союза;

осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;

разрабатывает при участии правительств государств - членов Таможенного союза рекомендации для высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;

обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;

оказывает содействие государствам - членам Таможенного союза в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;

осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти государств - членов Таможенного союза;

выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.

В Комиссию Таможенного союза входят по одному представителю от каждого государства - члена Таможенного союза, являющемуся заместителем главы правительства или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями. Состав Комиссии утверждается высшим органом Таможенного союза. Председательство в Комиссии осуществляется поочередно в порядке, установленном высшим органом Таможенного союза.

Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

В пределах своих полномочий Комиссия Таможенного союза принимает решения, имеющие обязательный характер для государств, формирующих Таможенный союз, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимо отметить, что в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) N 15 решения Комиссии, носящие обязательный характер в соответствии со ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г., подлежат непосредственному применению в государствах - членах Таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств - членов Таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии Таможенного союза соответствующих полномочий.

Комитет по вопросам регулирования внешней торговли

Комитет по вопросам регулирования внешней торговли (далее - Комитет) создан при Комиссии Таможенного союза. Комитет действует на основании Положения о комитете по вопросам регулирования внешней торговли, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. N 157, и в своей деятельности руководствуется международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями высшего органа Таможенного союза и Комиссии, а также в соответствии с Правилами процедуры Комиссии.

Основной задачей Комитета является предварительное рассмотрение предложений и согласование позиций государств - членов Таможенного союза по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования внешней торговли товарами с государствами, не входящими в Таможенный союз.

По итогам рассмотрения предложений по вопросам регулирования внешней торговли товарами Комитет готовит соответствующие рекомендации для Комиссии, которые оформляются протоколами. Рекомендации принимаются членами Комитета консенсусом. В случае если рекомендации не приняты, особое мнение членов Комитета прилагается в письменном виде к протоколу Комитета. Члены Комитета могут рекомендовать снять вопрос с рассмотрения Комиссии, если, по их мнению, данный вопрос требует дополнительной проработки в государствах - членах Таможенного союза, а также сформировать временную рабочую группу из экспертов государств - членов Таможенного союза для выработки согласованной позиции.

В состав Комитета входят по два представителя органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза, к ведению которых относятся вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Общее руководство работой Комитета осуществляет Председатель Комитета, назначаемый Комиссией из состава Комитета.

Председательство в Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством - членом Таможенного союза в течение одного года.

Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет) создан при Комиссии Таможенного союза. Комитет является координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

Основными задачами Комитета являются:

) обеспечение согласованных действий соответствующих органов государств - членов Таможенного союза, а также рассмотрение вопросов, возникающих при реализации политики в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

) рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;

) рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных правовых актах Таможенного союза, повлекших или связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

) организация подготовки аналитических материалов и предложений в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;

) подготовка соответствующих рекомендаций и проектов решений по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер технического регулирования, а также применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза, по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает имеющие обязательный характер решения;

В состав Комитета входят три представителя от каждого государства - члена Таможенного союза, к компетенции которых относятся вопросы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Председательство в Комитете осуществляется представителями государств - членов Таможенного союза поочередно на основе принципа ротации на срок не более одного года.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, ежегодно утверждаемым Комиссией Таможенного союза.

Как правило, заседания Комитета проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания.

Решения Комитета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета и оформляются протоколом заседания, который подписывают все члены Комитета, присутствующие на заседании.

Координационный совет по информационным технологиям

Координационный совет по информационным технологиям (далее - Координационный совет) создан при Комиссии Таможенного союза.

Координационный совет действует на основании Положения о Координационном совете по информационным технологиям, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. N 495, и руководствуется в своей деятельности Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 г. и Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 г.

Основными задачами Координационного совета являются:

координация работ по вопросам применения информационных технологий и использования информационных ресурсов государств - членов Таможенного союза на таможенной территории Таможенного союза;

выработка состава компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на основе межгосударственных стандартов государств - членов Содружества Независимых Государств, международных стандартов и рекомендаций;

внесение предложений и рекомендаций в Комиссию о приоритетах информационной политики Таможенного союза;

подготовка рекомендаций для гармонизации законодательства государств - членов Таможенного союза при использовании электронных документов во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза, а также для унификации интерфейсов информационного взаимодействия между учетными системами;

координация разработки и апробирования типовых информационно-технологических решений и программно-аппаратных комплексов в рамках общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде;

координация разработки правил документирования информации в электронном виде, единой политики безопасности и регламентов работы отдельных компонентов и служб общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде, а также рекомендаций по их применению для субъектов электронного взаимодействия;

выработка решений по обеспечению информационной безопасности учетных систем и общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

Состав Координационного совета формируется по представлению сторон по согласованию с уполномоченными органами по созданию национальных сегментов интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и утверждается решением Комиссии. В состав Координационного совета входят представители на уровне заместителей руководителей от ведомств государств - членов Таможенного союза.

От Секретариата Комиссии Таможенного союза в состав Совета входят сотрудники Секретариата по представлению Ответственного секретаря Комиссии.

Общее руководство работой Совета осуществляет председатель Совета. Председательство в Совете и исполнение его обязанностей осуществляется государствами - членами Таможенного союза поочередно на основе принципа ротации на срок не более одного года в порядке, определяемом регламентом Совета, утверждаемым Комиссией.

Заседания Совета проводятся в Секретариате Комиссии согласно регламенту работы Совета, утвержденному Комиссией. По решению Совета заседания могут проводиться в любом из городов государств - членов Таможенного союза. В этом случае принимающее государство обеспечивает все необходимые условия для организации и проведения заседаний Совета.

По решению председателя Совета заседания могут проводиться в интерактивном режиме, например в формате видеоконференции.

Заседание Совета правомочно, если на нем присутствуют хотя бы по два члена Совета от каждого государства - члена Таможенного союза.

По рассматриваемым вопросам Совет принимает решения в форме рекомендаций и предложений Комиссии, которые оформляются протоколами в порядке и по форме, которые определяются регламентом Совета. Рекомендации и предложения принимаются членами Совета консенсусом.

. Суд Евразийского экономического сообщества

Компетенция Суда Евразийского экономического сообщества, правовой статус которого определен Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Статутом Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 502, была расширена в связи с формированием Таможенного союза и внесением вследствие этого изменений в ст. 8 Договора об учреждении ЕврАзЭС (Протокол от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.).

Основной задачей Суда является обеспечение единообразного применения государствами - членами Таможенного союза действующих в его рамках международных договоров и принимаемых его органами решений. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между государствами - членами Таможенного союза по вопросам реализации решений органов и положений договоров Таможенного союза, дает по ним разъяснения, а также заключения.

После объединения таможенных территорий государств, формирующих Таможенный союз, Суд осуществляет следующие полномочия:

) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;

) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза, актов, принятых его органами;

) разрешает споры между Комиссией Таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами - членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

К ведению Суда могут быть отнесены и иные споры, разрешение которых предусмотрено международными договорами Таможенного союза.

Таким международным договором является Договор об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 г., в соответствии с которым Суд наделяется компетенцией по рассмотрению дел по заявлениям хозяйствующих субъектов:

) об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений;

) об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза.

Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд формируется из представителей государств - членов Таможенного союза в количестве не более двух представителей от каждого государства. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС по представлению Межгосударственного совета сроком на шесть лет.

В настоящий момент функции Суда временно осуществляет Экономический Суд СНГ. Такие полномочия были возложены на него на основании Соглашения между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом "О выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества" от 3 марта 2004 г.

.2 Цели и задачи Таможенного Союза

Цель создания Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Над этим плодотворно работает Комиссия Таможенного Союза. Данные задачи будут достигнуты после завершения следующих мероприятий:

· установления и применения единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;

· установления и применения в отношениях с третьими странами единого торгового режима;

· установления и применения порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;

· установления и применения единых правил определения страны происхождения товаров;

· установления и применения единых правил определения таможенной стоимости товаров;

· установления и применения единой методологии статистики внешней и взаимной торговли;

· установления и применения унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы;

ГлаваII. Изменения, произошедшие после вступления России в Таможенный союз

.1 Изменение законодательства

июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС). Изменения, связанные с вступлением в силу ТК ТС, оказывают непосредственное влияние на работу предприятий, осуществляющих внешнеторговую деятельность, в том числе импорт различного рода оборудования и техники.

В первую очередь законодательством таможенного союза предусмотрены положения, позволяющие упростить и ускорить осуществление таможенных операций, которые выразились в следующем:

выпуск товаров теперь осуществляется не позднее одного рабочего дня за днем регистрации таможенной декларации (п. 1 ст. 196 ТК ТС);

ТК ТС предусматривает упрощение процедуры перемещения товаров внутри Таможенного союза - в пределах единой таможенной территории не взимаются таможенные пошлины и не требуются разрешительные документы;

ТК ТС вводит положительную норму для товаров, ввезенных, например, в качестве вклада в уставный капитал. По истечении пяти лет со дня условного выпуска таких товаров у импортера прекращается обязанность по уплате таможенных платежей. Однако срок в пять лет исчисляется только с 1 июля 2010 года (ст. 200, 210, 211 ТК ТС).

2.2 Определение таможенной стоимости и уплата таможенных платежей

В условиях таможенного союза существенно усложнилась система правового регулирования института таможенных платежей. Ввозные таможенные пошлины подлежат распределению между бюджетами государств - членов союза, их уплата должна производиться на отдельный счет. По одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять два платежных поручения на уплату таможенных платежей - одно на уплату ввозных таможенных пошлин, другое - на уплату НДС и акцизов, что неудобно для импортеров.

Общий порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин установлен Таможенным кодексом Таможенного союза. Кроме того, отдельными нормативными документами регулируются положения по:

порядку зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов (Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 21.05.2010;

исчислению и уплате вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран»);

предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 (в ред. от 19.12.2011) «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»).

Таможенные пошлины подлежат уплате в валюте того государства Таможенного союза, таможенному органу которого подается таможенная декларация. Валюта исчисленных к уплате пошлин может не совпадать с валютой, в которой происходит их уплата, поскольку таможенные платежи уплачиваются в валюте государства Таможенного союза. В связи с этим плательщикам таможенных платежей необходимо пересчитывать курс иностранной валюты с учетом действующего курса валют, установленного на день регистрации таможенной декларации. Сумма таможенных пошлин, подлежащих к уплате или взысканию, определяется с учетом рассчитанной базы и соответствующей ставки пошлины.

Для целей исчисления таможенных пошлин, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Однако из этого правила существуют исключения, предусмотренные ТК ТС или международными договорами. Например, особые правила предусмотрены при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС) или при незаконном перемещении товаров через таможенную границу (ст. 81 ТК ТС).

ТК ТС установлен общий срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров в свободное обращение. Перечень случаев, по которому обязанность по уплате таможенных платежей должна быть прекращена, является расширенным (ст. 80 ТК ТС). Основными являются:

уплата или взыскание таможенных платежей;

помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин;

уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли.

В отдельных случаях таможенные платежи могут не уплачиваться (ст. 80 ТК ТС). В частности, при ввозе товаров (кроме личного пользования) между одним получателем и отправителем по одному транспортному (перевозочному) документу таможенной стоимостью не более 200 евро.

Сроки уплаты таможенных пошлин действуют для каждой таможенной процедуры отдельно (ст. 82 ТК ТС). Например, по товарам, помещаемым под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», срок уплаты пошлины установлен до их выпуска. При этом срок временного хранения товаров составляет два месяца. По письменному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить этот срок до четырех месяцев. Таким образом, общий срок уплаты таможенных пошлин увеличен с 15 дней до четырех месяцев (пп. 1, 2 ст. 170 ТК ТС).

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сумма обеспечения определяется аналогично. При этом ее размер должен быть не меньше сумм уплаченных таможенных платежей, которые подлежали бы к уплате в других государствах Таможенного союза, как если бы товар помещался на их территории под аналогичные таможенные процедуры.

Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих к уплате таможенных пошлин не превышает 500 евро. Одновременно ТК ТС предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства иных случаев, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется.

Способы обеспечения уплаты таможенных пошлин установлены аналогично действовавшим в РФ до вступления в Таможенный союз. К ним отнесены: денежные средства, банковская гарантия, поручительство и залог имущества. При этом национальным законодательством могут предусматриваться иные способы обеспечения, поскольку на сегодняшний день имеются существенные различия в сфере гражданского права и банковского законодательства в государствах Таможенного союза.

.3 Тарифные преференции и льготы

Необходимо отметить, что в Таможенном союзе действует единая система тарифных преференций. Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли. В частности, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утвержден Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18, в ред. Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 17), содержит тарифные преференции, действующие по 70 товарным группам ЕТТ ТС (например, рис, бижутерия, антиквариат, метлы, щетки и т. д.).

Преференциальный режим предоставляется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товаров, происходящих из третьих стран, и предусмотрен для:

развивающихся стран. В этих странах ставки ввозных пошлин установлены в размере 75 % от размера базовых ставок ЕТТ ТС (в перечень включены 103 государства, в том числе Хорватия, Чили, Турция, Малайзия);

менее развитых стран. В этих странах применяются нулевые ставки ввозных пошлин (в перечень включены 49 государств, например, Мальдивы, Эфиопия, Гвинея).

Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).

При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы - освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин. Следует отметить, что они не могут носить индивидуального характера. Порядок предоставления льгот установлен Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 (в ред. от 19.12.2011) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Например, освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельные виды ввозимых товаров:

для официального или личного использования представителями третьих стран, а также физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз;

в виде гуманитарной помощи или при ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

в качестве безвозмездной помощи, а также в благотворительных целях;

физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенных для производственной и предпринимательской деятельности;

Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы Таможенного союза, в свою очередь, регулируются законодательными актами государств - участников Таможенного союза отдельно. В связи со вступлением России в ВТО ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, были скорректированы и установлены Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756

.4 Таможенный транзит

Если в соответствии с ТК РФ таможенный транзит подразделялся на внутренний таможенный транзит (ВТТ) - таможенная процедура и международный таможенный транзит (МТТ) - таможенный режим, то по новому ТК ТС понятие режима отсутствует. Имеют место только таможенные процедуры.

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Если ранее по ТК РФ под таможенным транзитом (ВТТ/МТТ) предполагалось перемещение только иностранных товаров, то по новому ТК ТС таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с п.5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.

Глава III. Перспективы развития Таможенного Союза

Создание таможенного союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами. В первую очередь было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения. Такой шаг, по мнениям экспертов, позволит увеличить ВВП стран - участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет. К тому же, образовавшийся таможенный союз будет способствовать облегчению создания кооперационных цепочек. Устранение многих экономических барьеров между государствами и свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен.

Образование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном с целью облегчения торговли между ними является лишь первым шагом на пути вступления союза во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке.

На пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный с образованием таможенного союза - это неисполнение плана по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме.

Безусловно, создание таможенного союза влияет и на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов России, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой информацией участников внешнеэкономической деятельности. Но до тех пор взаимоотношения экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху. Для того, чтобы предотвратить данные коллизии, таможенным органам следует более внимательно отнестись к моментам разъяснения и применения таможенных процедур участникам ВЭД.

Из всего вышесказанного следует, что Таможенному союзу есть куда развиваться и достигать поставленные перед ним задачи.

таможенный союз платеж льгота

Заключение

Для написания данной курсовой работы, я изучила Таможенный кодекс таможенного союза(ТК ТС).

Рассмотрела и дала характеристику изменениям, произошедшим после вступления России в Таможенный союз.

Мной были отмечены основные изменения, произошедшие после вступления России в Таможенный союз :

.Изменение законодательства

.Определение таможенной стоимости и уплата таможенных платежей.

.Тарифные преференции и льготы

.Таможенный транзит

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации

.Таможенный Кодекс Таможенного союза от 1.07.2010.

. Международный договор "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (решение Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.09)

. Международный договор " О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" от 6.10.2007.

. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 18.10.2011) «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

. Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. (в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.)

. Договоро об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г

. Гусев, Н. И. Теория и практика управления в таможенных органах : Альбом схем / Н. И. Гусев. - СПб. : РИО СПб филиала РТА, 2005. - 70 с.

. Трошкина, Т.Н. Теоретические и практические аспекты развития таможенного регулирования и международного таможенного права, "Таможенное дело", №2, 2008.-157с

. Шамахова.В.А Таможенное право Российской Федерации. - М., Учебник/2008. - 744 с.

. Интернет-источник Консультант-плюс, комментарии эксперта.

Похожие работы на - Изменения, произошедшие после вступления России в Таможенный союз

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!