Техническое обслуживание автомобиля КамАЗ-4310
Содержание
Введение
. Периодичность работ ТО
. Описание работ ТО
.1 Ежедневное обслуживание
.2 ТО-1000
.3 ТО-5000
.4 Первое техническое обслуживание
(ТО-1)
.5 Второе техническое обслуживание
(ТО-2)
.6 Сезонное техническое обслуживание
(СТО)
Заключение
Литература
Введение
Техническое обслуживание автомобиля - это
комплекс мер, направленных на поддержание транспортного средства в исправном
состоянии и соответствующем внешнем виде, а так же на выявление и устранение
возможных скрытых неисправностей. Техническая исправность автомобиля
подразумевает под собой максимально возможный уровень безопасности,
экономичности и надежности. Техническое обслуживание, в отличие от ремонта,
носит профилактический характер. Что бы уделить немного внимания своему
автомобилю не обязательно ждать пока случится поломка.
Необходимость в проведении технического
обслуживания обусловлена в первую очередь элементарными законами физики. Во
время эксплуатации автомобиля происходит его износ. Каждая поездка в
техническом смысле представляет собой вибрацию, перегрузки; автомобиль
подвергается воздействию влаги, воздуха, температуры и многих других факторов.
С момента, когда машина тронулась с места, все детали находятся в состоянии
трения, и это неизбежно влечет за собой некоторую деформацию (изменение
размеров, формы). Даже при самой низкой интенсивности использования, на
идеально ровном дорожном покрытии, рано или поздно техническое состояние любого
автомобиля изменяется в худшую сторону.
Техническая характеристика КамАЗ-4310
Выпускаются Камским автозаводом с 1989 г. (с
1983 но 1990 гг. впускались автомобили семейства КамАЗ-4310). Кузов -
металлическая платформа с откидными задним и боковыми бортами, оснащена
каркасом и тентом. настил пола - деревянный. Платформа КамАЗ-43101 снабжается
по заказу надставными боковыми решетчатыми бортами с откидными боковыми и
средней съемной скамейками для перевозки 30 человек. Кабина - трехместная,
откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником, с шумо-и термоизоляцией, без
спального места (по заказу со спальным местом) оборудована независимым
отопителем. Сиденье водителя подрессоренное, регулируется по массе водителя,
длине, наклону спинки. Имеются модификации тропического исполнения. Основные
прицепы: для КамАЗ-43101 - 2ПН-4М, для КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 - ГКБ-8350.
Таблица 1. Техническая характеристика КамАЗ-4310
|
КамАЗ-43101
|
КамАЗ-43105
КамАЗ-43106
|
Грузоподъемность,
кг
|
6000
|
7000
|
Снаряженная
масса, кг
|
8745
|
8230
|
В
том числе:
|
|
|
на
переднюю ось
|
4315
|
4280
|
на
тележку
|
4430
|
3950
|
Полная
масса с учетом дополнительного снаряжения, кг
|
15205
|
15635
|
В
том числе:
|
|
|
на
переднюю ось
|
5020
|
5235
|
на
тележку
|
10185
|
10400
|
Допустимая
масса прицепа, кг
|
|
|
по
дорогам с твердым покрытием
|
10000
|
11500
|
по
видам дорог
|
7000
|
7000
|
Макс,
скорость автомобиля, км/ч
|
85
|
85
|
То
же, автопоезда
|
80
|
80
|
Время
разгона автомобиля до 60 км/ч, с
|
35
|
35
|
Макс,
угол преодолеваемого автомобилем подъема, град
|
31
|
31
|
То
же, автопоездом
|
20
|
Выбег
автомобиля с 50 км/ч, м
|
600
|
600
|
Тормозной
путь автомобиля с 40 км/ч, м
|
17,2
|
17,2
|
То
же, автопоезда
|
18,4
|
18,4
|
Контрольный
расход топлива, л/ 1 00 км, автомобиля при 60 км/ч
|
30,0
|
31,0
|
То
же, автопоезда
|
37,0
|
40,0
|
Глубина
преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении в шинах, м:
|
|
|
без
подготовки
|
0,8
|
0,8
|
с
предварительной подготовкой продолжительностью не более 15 мин
|
1,5
|
0,81
|
Радиус
поворота, м:
|
|
|
по
внешнему колесу
|
10,5
|
10,5
|
габаритный
|
11,3
|
11,3
|
Рис. 1. Габаритные размеры
.
Периодичность работ технического обслуживания
Ежедневное ТО автомобиля выполняется раз в сутки
перед выездом (часть работ) и по возвращении с линии. На стоянках после
длительного движения необходимо также проверить техническое состояние автобуса
в объеме ЕО.
В начальный период эксплуатации Т0-1000
выполняется один раз после 500-1000 км пробега (если доставка автобуса
осуществляется своим ходом, допускается проведение ТО- 1000 сразу после его
прибытия на АТП). ТО-1 выполняется два раза: после 10 тыс. км пробега, после 20
тыс. км пробега. ТО-2 выполняется один раз после 20 тыс. км пробега.
Гарантийный период эксплуатации 2 года или 60
тыс. км. пробега.
В начальный период эксплуатации ТО выполняется в
указанных интервалах независимо от категории условий эксплуатации.
Выполнением этого ТО-2 завершается начальный
период эксплуатации.
В основной период эксплуатации первое и второе
ТО выполняются с периодичностью соответственно 10 тыс. и 20 тыс. км.
Сезонное ТО (СТО) выполняется два раза в год:
весной и осенью. Работы по подготовке к зимнему сезону входят в дополнительные
осенние работы.
"Положением о техническом обслуживании и
ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" определены 5 категорий
условий эксплуатации.
В соответствии с этой классификацией условия
эксплуатации автомобилей в городах с населением более 100 тыс. жителей
относятся к 3 категории с сокращением периодичности ТО умножением на
коэффициент 0,8, а при низком качестве дорог (выбоины, наледь, лужи, грязь,
снежная "каша" и т.п.) условия эксплуатации в этих городах
приравниваются к 4 категории с коэффициентом сокращения периодичности ТО,
равным 0,7.
Коэффициенты корректирования норматива
периодичности технического обслуживания в соответствии с данной классификацией
указаны в таблице 2.
Таблица 2 - «Коэффициенты корректирования
норматива периодичности технического обслуживания»
Категория
условий эксплуатации
|
Условия
движения
|
|
За
пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города)
|
В
малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне
|
В
больших городах (более 100 тыс. жителей)
|
Коэффициент
корректирования норматива технического обслуживания
|
1
|
Д1-Р1,
Р2, Р3
|
|
|
1
|
2
|
Д1-Р4,
Р2, Р3 Д2-Р1, Р2, Р3, Р4
|
Д1-Р1,
Р2, Р3, Р4 Д2-Р1
|
|
0,9
|
3
|
Д1-Р5
Д2-Р5 Д3-Р4, Р5
|
Д1-Р5
|
Д1-Р1,
Р2, Р3, Р4, Р5 Д2-Р1, Р2, Р3, Р4
|
0,8
|
4
|
Д5-Р1,
Р2, Р3, Р4, Р5
|
Д5-Р1,
Р2, Р3, Р4, Р5
|
Д5-Р1,
Р2, Р3, Р4 Д5-Р1
|
5
|
Д1-Р5,
Р2, Р3, Р4, Р5
|
0,6
|
В таблице 2 приняты следующие обозначения:
- дорожные покрытия - Д:
Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка,
мозаика;
Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий,
обработанные битумом);
ДЗ - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и
малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными
материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
- тип рельефа местности - Р
(определяется высотой над уровнем моря):
Р1 - равнинный (до 200 м);
Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м);
РЗ - холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 - горный (свыше 2000 м).
.
Описание работ технического обслуживания
Техническим обслуживанием называется выполнение
комплекса профилактических, работ по уходу за автомобилем, направленных на
предупреждение появления и устранение выявленных неисправностей, а также
продление срока службы автомобиля до ремонта, повышение надежности и
безопасности эксплуатации.
Техническое обслуживание (ТО) автобуса
подразделяется на два этапа:
- ТО в начальный период эксплуатации;
- ТО в основной период эксплуатации.
В начальный период эксплуатации автобуса
выполняются следующие виды обслуживания:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- ТО-1000;
- Т0-5000;
- первое техническое обслуживание
(Т0-1);
- второе техническое обслуживание
(ТО-2).
Техническое обслуживание в основной период
эксплуатации подразделяется на следующие виды:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание
(Т0-1);
- второе техническое обслуживание
(ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание
(СТО).
Работы по техническому обслуживанию являются
профилактическими. Они могут включать операции ремонта, технологически
связанного с выполнением операций технического обслуживания (сопутствующий
ремонт), состав которых определяется технологией выполнения регламентных работ.
Прочие ремонтные работы выполняются отдельно и не входят в состав технического
обслуживания.
Основным назначением первого, второго и
сезонного ТО является обеспечение безотказной работы механизмов и деталей, т.
е. предупреждение, выявление и устранение неисправностей путем своевременного
выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и
смазочно-очистительных работ.
При проведении технического обслуживания
допускается выполнение как отдельных видов ТО (ТО-1, ТО-2 или СТО), так и
нескольких видов ТО одновременно (ТО-1 и ТО-2 и СТО, ТО-1 и СТО, ТО-2 и СТО).
.1 Ежедневное обслуживание (ЕО)
Основным назначением ЕО является общий контроль
за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения и
поддержание надлежащего внешнего вида. Список работ при ЕО на автомобиле
КамАЗ-4310 представлен ниже:
- Вымыть автомобиль снаружи и
протереть поверхность окон, зеркал, приборов освещения и сигнализации, номерных
знаков.
- Провести уборку пола салона и кабины,
очистить обивку спинок и подушек сидений.
- Проверить: состояние и натяжение
приводных ремней (внешним осмотром); крепление колес; состояние шин; величину
свободного хода рулевого колеса; эффективность работы рабочей и стояночной
тормозной системы; действие приборов освещения, световой и звуковой
сигнализации; работу стеклоочистителей и стеклоомывателей; действие системы
отопления (в холодное время года); действие дверей; герметичность систем
смазки, питания, охлаждения и отопления, гидропривода рулевого управления.
Устранить неисправности.
- Довести до нормы уровень масла в
картере двигателя.
- Проверить и при необходимости
довести до нормы уровень жидкости в системе охлаждения.
- Проверить наличие водяного отстоя в
фильтре-водоотделителе топлива. При наличии слить отстой.
- Залить омывающую жидкость в бачки
стеклоомывателей ветрового стекла.
.2 Техническое обслуживание ТО-1000
Основным назначением Т0-1000 и ТО-5000 является
своевременное выявление и устранение дефектов, возникающих в начальный период
эксплуатации в результате интенсивной приработки и изменения взаимоположения
элементов конструкции. Список работ при ТО-1000 на автомобиле КамАЗ-4310
представлен ниже:
Вымыть автомобиль.
Двигатель:
- Проверить герметичность и отсутствие
вредных контактов у трубопроводов и приборов: системы питания двигателя
топливом; системы питания двигателя воздухом; системы смазки двигателя; системы
охлаждения; привода муфты вентилятора. Устранить неисправности.
Карданная передача:
- Закрепить фланцы карданного вала.
Ходовая часть:
- Проверить подвеску. Устранить
неисправности.
- Проверить: состояние тяг регуляторов
положения кузова; правильность положения кузова; правильность установки трубки
сапуна заднего моста и ее надежное крепление в заделке.
- Закрепить: рессоры подвески; гайки
крепления колес. Довести до нормы давление воздуха в шинах колёс.
Рулевое управление:
- Проверить герметичность
трубопроводов гидропривода рулевого управления.
- Закрепить: пальцы рулевых тяг
(предварительно расшплинтовав); хомуты рулевых тяг; рулевой механизм к кузову;
стяжные болты клеммовых зажимов карданных шарниров.
Тормоза:
- Внешним осмотром и по показаниям
штатных приборов проверить исправность и герметичность приборов и трубопроводов
тормозной системы, устранить неисправности.
Электрооборудование:
- Проверить надежность соединений
жгутов в разъёмах, отсутствие провисания и вредных контактов электропроводки с
элементами кузова.
- Проверить исправность и
работоспособность датчиков и контрольных ламп. При выявлении неисправностей
заменить.
Кузов:
- Проверить герметичность
трубопроводов системы отопления салона и отопителей.
Смазочные, очистительные и заправочные работы:
- Проверить плотность и уровень
электролита в аккумуляторных батареях.
- Слить отстой из топливного
фильтра-водоотделителя.
- Смазать шарниры карданного вала.
- Довести до нормы уровень масла: в
картере заднего моста; в картере двигателя; в картере коробки передач; в бачке
насоса гидроусилителя руля.
Список работ при ТО-5000 на автомобиле
КамАЗ-4310 представлен ниже:
Вымыть автомобиль.
Отрегулировать зазоры в клапанном механизме
двигателя. Проверить систему выпуска отработавших газов на герметичность.
- Закрепить: передние опоры двигателя;
задние опоры двигателя. Проверить правильность расположения передней оси и
заднего моста. Проверить схождение передних колес.
- Проверить: крепление тормозных
камер; целостность резиновых чехлов шарниров рулевых тяг (внешним осмотром).
- Очистить воздушный фильтр и
фильтрующий элемент.
- Смазать: шарниры карданного вала;
клеммы и полюсные выводы аккумуляторных батарей.
- Слить отстой: из
фильтра-водоотделителя топлива; из топливного фильтра грубой очистки.
- Довести до нормы уровень масла: в
картере коробки передач; в бачке насоса гидроусилителя руля. Довести до нормы
давление воздуха в шинах.
.4 Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Основным назначением первого, второго и
сезонного ТО является обеспечение безотказной работы механизмов и деталей, т.
е. предупреждение, выявление и устранение неисправностей путем своевременного
выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и
смазочно-очистительных работ. Список работ при ТО-1 на автомобиле КамАЗ-4310
представлен ниже:
- Вымыть автомобиль, силовой агрегат.
Двигатель:
- Проверить состояние приводных ремней
и их натяжение (инструментально).
- Проверить уровень масла в картере
двигателя, при необходимости довести до нормы.
Ходовая часть:
- Проверить: состояние трубки сапуна
заднего моста и надежности ее крепления; состояния крепления головок к трубам
реактивных штанг. Устранить неисправности. Довести до нормы давление воздуха в
шинах.
Рулевое управление:
- Проверить: люфт в шарнирах рулевых
тяг; целостность резиновых чехлов шарниров рулевых тяг (внешним осмотром).
Тормозная система:
- Внешним осмотром и по показаниям
штатных приборов проверить исправность и герметичность приборов и трубопроводов
тормозной системы, устранить неисправности.
Смазочные, очистительные и заправочные работы:
- Слить отстой: из
фильтра-водоотделителя топлива; из топливного фильтра грубой очистки.
- Проверить состояние масла в картере
заднего моста. При наличии воды масло заменить.
- Довести до нормы уровень: масла в
картере коробки передач; масла в картере заднего моста; масла в бачке насоса
гидроусилителя руля; электролита в аккумуляторной батарее.
- Смазать: шарниры карданного вала;
клеммы аккумуляторных батарей.
- Заменить: масло в двигателе (через
30 тыс. км, но не реже 1 раза в год); фильтрующие элементы масляного фильтра
двигателя (при замене масла).
- Заменить: фильтр тонкой очистки
топлива и фильтрующий элемент фильтра-сепаратора топлива (при замене масла).
- Очистить воздушный фильтр и сменный
фильтрующий элемент, при необходимости заменить (но не реже 1 раза в год).
- Проверить, при необходимости прочистить
или заменить (в теплый период): фильтр забора воздуха; выходной воздушный
фильтр
2.5 Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Список работ при ТО-2 на автомобиле КамАЗ-4310
представлен ниже:
Уборочно-моечные работы:
- Вымыть автомобиль.
Силовой агрегат:
- Проверить: герметичность впускного
воздушного тракта; состояние опор силового агрегата; герметичность системы
выпуска отработавших газов; герметичность КП. Устранить неисправности.
Карданная передача:
- Проверить люфт в шарнирах и шлицах.
Устранить неисправности.
Задний мост:
- Проверить люфт в подшипниках ступиц,
устранить неисправности. Проверить герметичность моста, устранить
неисправности.
Ходовая часть:
- Проверить: правильность расположения
передней оси и заднего моста; амортизаторов и деталей их крепления; состояние
колес. Устранить неисправности. Проверить правильность положения кузова и
работу
подвески.
Передняя ось:
- Проверить состояние шкворневых
соединений. Устранить неисправности. Проверить: люфт в подшипниках ступиц;
схождение передних колес.
Рулевое управление:
- Проверить люфт в шарнирах и шлицах
карданных валов. Устранить неисправности.
- Закрепить: кронштейн картера
рулевого механизма; стяжные болты клеммовых зажимов карданных шарниров.
Тормозная система:
- Проверить: лёгкость вращения ступиц
(отсутствие задеваний в тормозных механизмах); состояние и износ тормозных
накладок. Устранить неисправности. Проверить работу тормозной системы после
выполнения операций ТО-2.
Электрооборудование:
- Проверить состояние системы
электрооборудования и электропроводки.
- Довести до нормы плотность
электролита в аккумуляторных батареях.
Кузов:
- Проверить: состояние уплотнителей
дверей; расположение створок дверей; состояние упоров и осей нижних фиксаторов
створок; состояние и действие аварийно-вентиляционных люков; состояние пола и
крышек люков пола и перегородки моторного отсека; состояние обивки сидений.
Устранить неисправности.
- Закрепить: каркасы сидений; стойки и
поручни; элементы навесок створок дверей.
Смазочные, очистительные и заправочные работы:
- Проверить состояние охлаждающей
жидкости. Заменить: масло в картере КП (периодичность устанавливается
заводом-изготовителем); Проверить и очистить сапун вентиляции картера КП (при
замене масла).
2.6 Сезонное техническое обслуживание (СТО)
Список работ при СТО на автомобиле КамАЗ-4310
представлен ниже:
- Вымыть автомобиль.
Силовой агрегат:
- Закрепить картер КП к двигателю.
Закрепить передние и задние опоры силового агрегата. Отрегулировать зазоры в
клапанном механизме (один раз в год, осенью).
Задний мост:
- Проверить люфт фланца ведущего вала.
Устранить неисправности.
Тормозная система:
- Проверить состояние зубчатых колес
(при снятии ступиц колес для смазки подшипников); проверить состояние и
работоспособность пневмогидравлической системы.
Электрооборудование:
- Проверить работу электродвигателей
отопителей салона и кабины (один раз в году, осенью). Устранить неисправности.
Отрегулировать направление светового потока фар.
Кузов и его оборудование:
- Проверить: состояние
антикоррозионных покрытий и окраски кузова (при необходимости зачистить места,
подвергшиеся коррозии, а затем нанести антикоррозионные покрытия или покрасить,
один раз в год, весной); герметичность крыши кузова, уплотнителей окон,
аварийно- вентиляционных люков (один раз в год, осенью); состояние внутренней
облицовки салона; состояние сиденья водителя. Устранить неисправности.
- Очистить: сапун двигателя; радиатор
системы охлаждения, масляный радиатор системы привода вентилятора (один раз в
год, весной, при интенсивном загрязнении сократить интервал очистки в
соответствии с потребностью); радиаторы отопителей (один раз в год, осенью).
- Заменить: охлаждающую жидкость (один
раз в 2 года, осенью); масло в гидроприводе муфты вентилятора (один раз в три
года, осенью); фильтрующий элемент гидропривода муфты вентилятора (при замене
масла); масло в картере заднего моста (периодичность согласно химмотологической
карте); слитое масло проверить на наличие воды - при наличии воды устранить
причину ее попадания в картер моста; масло в гидроусилителе рулевого управления
(один раз в три года); фильтрующий элемент масляного бачка гидроусилителя руля
(при замене масла); сменный патрон осушителя воздуха пневмосистемы (один раз в
год, осенью).
- Смазать: шкворни поворотных цапф
(один раз в год, осенью); подшипники ступиц передней оси (один раз в 2 года);
подшипники ступиц заднего моста (один раз в 2 года); винты механического
растормаживания тормозных камер с энергоаккумулятором (один раз в год, осенью).
- Слить отстой из топливного бака, при
необходимости заменить топливные фильтра.
Заключение
технический
обслуживание автомобиль
В данной работе были рассмотрены различные типы
работ при техническом обслуживании автомобиля КамАЗ-4310, их особенности и периодичность
выполнения. Также мной были изучены инструменты и оборудование для проведения
каждого вида ТО.
Список использованных источников
. Руководство по эксплуатации
автомобиля КамАЗ, ОАО Камаз, Республика Татарстан, г. Набережные Челны;
2. URL: http://www.kamaz.ru;
. URL:
http://auto-resurse.ru.