Восточные славяне в древности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,37 Мб
  • Опубликовано:
    2015-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Восточные славяне в древности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования









РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ

на тему: Восточные славяне в древности

Введение


Работа посвящена вопросу этногенеза восточных славян. Этнос означает естественно сложившийся, на основе оригинального стереотипа поведения, коллектив людей. Этногенез (СИЭ) - процесс сложения новой этнической общности на базе различных ранее существовавших этнических компонентов. Этногенез славян - процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племён.

Вопрос происхождения славян не может быть разрешен на основании материалов только исторической науки, так как исторические материалы, которые можно связать с прошлым славян, относятся к периоду конца I - начала II веков н.э. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0> была создана около 863 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/863_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> специально для славянских языков Византией) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. К тому времени славяне уже имели продолжительный период этнического и языкового развития. Поэтому при рассмотрении вопроса этногенеза необходимо обращаться и к другим наукам: языкознанию, археологии, антропологии и этнографии.

Первые исторические сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов. Серьезным письменным источником является Повесть временных лет - первая русская летопись (XII в. н.э.). Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства.

 


1. Происхождение и прародина славян


В Центральной Европе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0> в эпоху бронзового века <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> существовала этноязыковая общность индоевропейских племён <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%86%D1%8B>. Начало выделения из этой общности славянского этноса можно приблизительно отнести к 500 году до н.э., когда славянский диалект начал выделяться в отдельный язык.

Существует несколько концепций происхождения и прародины славян:

. Миграционная (пришли на восточно-европейскую равнину).

.1 Дунайская (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский).

Выдающиеся историки поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

1.2    Прибалтийская (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин, А.А. Шахматов).

Согласно этой теории исконном место расселения славян было южное побережье Балтийского моря.

. Автохтонная.

.1 Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением (Б.А. Рыбаков).

Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.

Расселение славян происходило по трем основным направлениям:

на юг, на Балканский полуостров;

на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;

на восток и север по Восточно-Европейской равнине.

Соответственно в результате расселения сформировались три ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.



2. Занятия и уклад славянских племен. Образование союзов славянских племен


Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса.

Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI - VIII вв.).

Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и сильно изменившего его этническую и политическую карту.

Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).

В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.

По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); анты (Междуречье Днепра и Днестра); венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.

В науке высказано мнение, что указанные три группы в своем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западную (венеды) и восточную (анты).

Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов. «Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразногоскота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов - военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства). Наряду с народным собранием у славян были племенные вожди или князья.

В VI в. племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией на протяжении всегоVI в.; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в. произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.).

В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.

Нестор в «Повести временных лет» показывет картину расселения славян (что подтверждено как археологическими, так и письменными источниками).

На правобережье среднего течения Днепра жили поляне (с центром в Киеве). На берегах Сожа (Могилев) - радимичи; на Оке - вятичи (Калуга, Тула, Могилев и басейн Москвы-реки). К северу и западу от полян обитали древляне (Искоростень). В Прикарпатье жили белые хорваты; в бассейне рек Сулы, Десны (Чернигов, Полтава) - северяне. В районе озера Ильмень находились ильменские словене. В верховьях Волги, Двины, Днепра - кривичи (Смоленск) .

Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р. Буг). Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»). Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.

Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Так, археологом А.А.Спицыным было замечено, что височные кольца - специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен.

Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.

Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община - вервь.

Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 мес. близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 мес. в районе Киева).

К моменту образования государства на смену родовой общине пришла территориальная или соседская (община владела определенной территорией; ее земли делились на общественные и личные).

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька.

Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.

В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.

Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно. Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.

В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.

Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.

Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе - кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).

Славяне были язычниками (обожествляли силы природы, верили вдобрых и злых духов). Главными богами славян были: Перун - бог войны, молнии и грома; Велес - покровитель скотоводства, торговли; Сварог - бог огня и т.д. Особо почитался бог Солнца (различные племена называли его по-разному: Хорос, Даждьбог, Ярило).

славянин племя древнерусский государство


3. Образование древнерусского государства


Восточные славяне к VIII - IX вв. достигли на севере Невы и Ладожского озера, на востоке - средней Оки и верхнего Дона, ассимилировав постепенно часть местного балтийского, финно-угорского, ирано-язычного населения.

Особое значение имела внешняя торговля, развившаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой - к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк.

В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси.

Византийский автор Прокопий Кесарийиский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща».

Скорее всего, речь здесь идет о собраниях (вече) общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - «военных, предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Арабские источники говорят об образовании в VIII в. на территории, занимаемой восточными славянами, трех политических центров: Куябы, Славии и Артсании (Артании). Куяба - политическое объединение южной группы восточнославянских племен во главе с полянами, с центром в Киеве. Славия - объединение северной группы восточных славян во главе с новгородскими словенами. Центр Артании (Артсании) вызывает споры у ученых (называются города Чернигов, Рязань и другие).

Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. - Маврикием Стратегом: появление рабов из пленных; набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж выборных военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоявшей из профессиональных военных - соратников князя.

Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

В начале IX в. усиливается дипломатическая и военная активность восточных славян. В самом начале IX в. они совершили походы на Сураж в Крыму; в 813 г. - на остров Эгину. В 839 г. русское посольство из Киева посетило императоров Византии и Германии.

В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря («из-за моря», «путь к варягам по Двине»).

Но эти факты никак не могли повлиять на процесс создания Древнерусского государства - ускорить или замедлить его.

Поход руссов на Константинополь в 860г. н.э. связан с именами киевских князей Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.

Есть сведения о договоре между Русью и Византией после этого похода и о принятии Аскольдом и его окружением, дружинниками христианства

О правлении Рюрика в Новгороде известно очень мало. Есть данные, что был он князем суровым, подавил в Новгороде восстание некоего Вадима.

К IX в. н.э. у восточных славян началось формирование государства. Это можно связать с двумя следующими моментами: появлением пути «Из варяг в греки» и сменой власти. Также религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

 


Выводы


В результате работы не может быть поставлена точка в вопросе возникновения славянского этноса.

Наиболее вероятно, что зарождение славянского стереотипа поведения начало происходить в 1500 году до н.э. в процессе расселения племен по Центральной и Восточной Европе в разных племенах с разной степенью родства.

Считаю, что образование славян происходило в процессе расселения и размножения племен, населявшего определенную географическую область, это мог быть Дунай или средний Днепр.

Славянский этнос можно более менее уверенно выделить из остальных только к первой половине I тысячелетия н.э., когда славяне занимали земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра. Это определено, на основании славянского языка, керамики, способа захоронения, религии, украшений, способа ведение сельского хозяйства.

Варяги (Рюрик, Олег) были призваны служить древнерусскому государству, но не являлись причиной его возникновения. Возникновение древнерусского государства - закономерный итого длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу, результат внутреннего общественного развития славян и влияния внешних сил.

Список литературы


1.   В пер. Лихачёв, Д.С. Повесть временных лет Петрозаводск, 1991. - 192 с.

2.      Седов, В.В. Происхождение и ранняя история славян - Москва: Наука, 1979.-450с.

.        Под ред. Герд, А.С. Лебедев, Г.С. Славяне. Этногенез и этническая история. Межвузовский сборник. - Ленинград: Издательство ленинградского университета, 1989. - 177 с.

4.      Кобычев, В.П. В поисках прародины славян <http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000115/st006.shtml> - Москва: Наука, 1973.- 168с.

.        Лер-Сплавинский, Т. Журнал Вопросы языкознания. - Москва, 1960. - № 4. - с. 20-30.

Похожие работы на - Восточные славяне в древности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!