Объемно-пространственная композиция

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,88 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Объемно-пространственная композиция

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»

.1Сущность понятия «композиция»

.2Правила композиции

.3Законы композиции

1.4Объем и форма, плоскость и пространство

.5Виды композиции

Глава II. Разновидности объемно-пространственной композиции

Глава III. Способы, методы, приемы создания объемно- пространственной композиции

.1 Создание объемно- пространственной композиции через рисунок

.2 Создание объемно-пространственной композиции через макетирование

Заключение

Список литературы


Введение

Моё исследование посвящено одному из самых сложных и принципиально важных учебных предметов в подготовке художников- педагогов - композиции.

Композиция способствует развитию образного мышления, несет в себе содержательный аспект и делает творчество более осознанным, а не случайным. Поэтому нам так важно изучение данной учебной дисциплины. В подтверждение этому обращусь к цитате Леонардо да Винчи: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их» [5, стр. 45].

Композиция как учебный предмет, появился значительно позже, чем такие предметы как рисунок или живопись. Долгое время композиция не могла стать самостоятельным учебным предметом, так как считалось индивидуальным видом творчества, достаточно сложным, доступным лишь узкому кругу учеников.

Поэтому более, позднее композиция сформировалась как самостоятельный учебный предмет следствием этого и послужила, сложность и многогранность данного учебного предмета, который является более интуитивным, чем логическим, а так же трудно поддающийся самостоятельному изучению.

В 20-30 годы советского времени развитие композиции как науки сильно тормозили, её недооценивали, а порой и вовсе отрицали. С этим не был согласен художник А.А. Дайнека «Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции» [5, стр. 45].

Поэтому мне так важно обратить внимание на композицию, как основу любого творческого искусства (рисунок, живопись, скульптура).

В настоящий момент композиция, основательно изучена, имеет огромную базу и постоянно развивается (пишутся новые методики и технологии). Но без такого посредника как учитель ученику будет крайне сложно изучить данные дисциплины.

Я считаю, что композиция является базой для создания творческого продукта человека. Мы должны чувствовать и понимать сюжетный замысел, идейность, гармоничность. Сопереживать произведению. Для этого то и нужна композиция, без знаний этого учебного предмета наше творчество станет пустым.

Глава I. Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»

«Объемно-пространственная композиция» ─ сложное составное понятие. Для того чтобы разобраться в его сущностных характеристиках необходимо разобрать его отдельные составляющие.

композиция объемный пространственный творческий

1.1Сущность понятия «композиция»

Для начала обратимся к самому понятию композиции. «Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, сложение» [14, стр.5].

Однако нельзя назвать композицией любой набор элементов, это «не простое размещение по соседству, но их согласование и примирение» [7, стр.19]. Синонимом этих понятий, вобравшим в себя все смысловые значения, является гармоничность, поэтому композицию можно назвать гармоничным соединением частей в единое целое. В данном смысле термин «композиция» трактуется широко и применяется в различных областях. Существуют не только литературная, музыкальная, архитектурная композиция, но и шахматная, цветочная, математическая и т.д. В более узком смысле, особенно в среде художников под композицией чаще всего имеют в виду произведение какого-либо вида искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле - к конкретным произведениям искусства.

Композицию считают основой всех видов искусства, это «важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому» [16]. Однако степень разработанности проблемы композиции с научной точки зрения в различных видах искусства не одинакова. По мнению профессора Н.П. Бесчастнова теория композиции наибольшим образом разработана в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве она находится «в стадии становления» [6, стр.40]. В 20 веке многие исследователи-теоретики и художники-практики обращались к проблеме композиции в пластических искусствах, рассматривая ее в разных аспектах. Большой вклад внесли В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, Н.М.Сокольникова, О.Л. Голубева и др.

Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле - к конкретным произведениям искусства.

Точного научного определения композиции, которого бы придерживался каждый художник, нет. Поэтому, художники выявляют сущность композиции субъективно, которая на их взгляд является наиболее важной. Обратимся к некоторым из них.

Е.А. Кибрик: «Композиция ─ закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимосвязи. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, даёт практическую основу композиции».

В.А. Фаворский: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера».

«К.Ф. Юон видит в композиции конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также плоскостные факторы».

Сложно полностью согласиться с одним и отбросить теорию другого. Возможно, каждый из них ставил разные задачи перед своей работой, вследствие чего и возник разный базис композиции.

С точки зрения структуры и конструкции композицию рассматривали Е.А. Кибрик и К.Ф. Юон. Именно на их определения композиции мы и будем опираться в нашей работе, так как нашей целью в практической части работы и будет являться выявление конструкции природного материала, а в последующем сложение и соотношение частей конструкции в единое гармоничное единство.

В композиции Е.А. Кибрик создает определенный конструктивный принцип, который является основой будущего произведения, способный объединить в одно целое все его детали, т. е. решает вопрос о неделимости композиции». То есть художник находил ядро- центр композиции и подчинял ему второстепенные элементы, тем самым гармонизируя композицию. Художник считал что, прежде всего, нужно найти идею, мотив композиции, прежде чем приступать к компоновке.

Так же воспользуемся понятием Советского энциклопедического словаря: « Композиция ─ построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция ─ важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому».

В пластических искусствах композицию принято определять как объединение частных элементов художественной формы в единое составляющее. Происходит это (объединение) с помощью правил композиции. Обратимся к ним.

1.2Правила композиции

Основными правилами являются: симметрия, асимметрия, масштаб, пропорции, ритм, контраст, нюанс.

Симметрия, асимметрия.

Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей. В такой композиции обычно ярко выражен центр. Симметричной композиции присуще такие характеристики как устойчивость, уравновешенность, централизованность.

Асимметрия в композиции образуется путем дисбаланса и децентрализованности. Зачастую такая композиция делит плоскость на части в связи с различием величин масс, пропорций, форм и пр.

Асимметрии присуще динамика, ритм, противопоставление масштабов, форм.

Поэтому если в вашей композиции присутствует ярко выраженный центр, можно точно сказать что композиция является симметричной, а если в композиции несколько центров или вообще отсутствует, то такая композиция является ассиметричной.

Ритм.

«Это периодическая повторяемость какого-либо элемента, дублируемые через некоторые интервалы, располагающаяся в закономерном порядке» [14, стр. 89].

Можно сказать, что ритм это есть движение, которое в свою очередь не свойственно симметрии. Движение ритма расчленяет композицию и приводит её к асимметрии.

Масштабность.

«Масштабность─ соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности─ это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности» [12, стр. 82].

Древнегреческий философ Протагор утверждал «Человек есть мера всех вещей». Эта мысль четко формулирует суть масштаба. Ведь всё что делает человек, он делает для себя и по себе.

Для того чтобы правильно решить масштаб мы должны хорошо понимать с каким материалом работаем и его конструкцию.

Пропорции.

«Пропорциями называются размерные отношения двух элементов (частей) формы» [12, стр. 78].

Это значит, пропорция одной формы напрямую зависит от другой. При увеличении или уменьшении первой формы мы не должны забывать о другой форме.

Мы всегда должны соотносить формы и объемы, не искажая их характерных и естественных пропорций. Таким образом, мы придем к гармоничной согласованности всех элементов композиции.

Контраст, нюанс.

«Контраст─ резко выраженное различие характеристик элементов формы друг от друга в том или ином отношении. Нюанс─ отношение форм, незначительно различающихся сравниваемыми свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие» [12, стр. 81].

Контраст усиливает внешние и конструктивные особенности элементов, делая их единство более впечатляющим и напряженным.

В результате этого, мы можем сказать, что контраст предпочтительнее выбирать тогда когда мы хотим сильнее воздействовать на зрителя, он дает моментальное прочтение темы или какой-то информации. Но при не правильном внедрении контраста может, разрушит композицию. Для того чтобы композиция была гармоничной и не распадалась ей нужно составить пару, тогда мы сможем сравнивать и соотносить. Аналогично и по отношению к нюансу.

Нюанс помогает сглаживать композицию, доводить её до совершенства. Но мы всегда должны помнить что нюанс и контраст─ это взаимодополняющие тождества, которые приводят композицию в равновесие.

Все вышеперечисленные средства очень важны для создания цельной гармоничной композиции. Но следует помнить, что применять их стоит в зависимости от той задачи, которую ставит художник.

Благодаря рассмотренным правилам мы можем решить как достичь того результата который нам нужен в композиции, в зависимости от наших целей и задач, от состояния которое мы хотим передать и пр.

Изучая правила и сущность понятия композиция, мы поняли, что композиция имеет ряд свойств и законов.

1.3Законы композиции

В нашем исследовании мы назовем два основным закона композиции : закон единства и закон равновесия.

Закон единства.

Поэтому, ставя задачу, организации композиции, мы всегда должны помнить о законе единства и цельности. Сумма нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей должна выражать цельную картину. Единство можно добиться путем соподчинения. Соподчинение─ это выделение доминанты, которому подчиняются все остальные элементы. Но прежде нам нужно обратить внимание на организацию композиционного центра, так как именно центр соподчиняет себе другие элементы.

Композиционный центр ярко выражает главное в конструкции композиции. Найти центр в композиции не сложно, как правило он ярко выражен какими либо выше перечисленными средствами, тем самым привлекая внимание зрителя.

Закон равновесия.

Равновесие─ это баланс всех элементов в композиции. Равновесие зависит от такого, как расположены основные массы, как организован композиционный центр и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из законов композиции в отдельности не могут придти к гармоничному единству, так как всё взаимосвязано.

Теперь нам понятно, что такое композиция в общем виде и знаем её два основных закона. Теперь вернемся в начало, мы исследовали сущность понятия объемно─ пространственной композиции, в ней присутствуют такие важные качества, как объем и пространство. Обратимся к ним.

1.4Объем и форма, плоскость и пространство

Форма─ это изобразительное средство выражения художественного образа.

Свойства формы─ это всё то, что мы можем воспринимать зрительно: геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура и т.д.

Существует три вида формы:

)Линейный, преобладания одного измерения над другими.

)Плоскостной, определяющийся резкой уменьшенностью размеров по одной из координат измерения.

)Объемный, ему присуще равенство всех трех измерений.

В нашем исследовании наибольший интерес отдаётся объемной форме, поэтому обратимся к ее терминологии.

Объем ─ это произведение длины, ширины и высоты. «Объем - одна из самых активных форм. «Недаром великий французский художник П. Сезанн (1839-1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера»» [17].

Объем сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от пирамиды будет сильнее, чем от треугольника.

В зависимости от того какие задачи ставит художник и в каком пространстве они реализуются и будет определяться форма предметов. Будут ли они линейными, плоскими или объемными.

Как пространство, так и плоскость ─ это среда, в которую погружены предметы, но пространство─ это среда трехмерное, а плоскость─ двухмерное.

Глубина, есть существенная отличительная характеристика трехмерного пространства от двухмерного. Глубина неразрывно связана с таким понятием как перспектива, если речь идет о конструктивном объемно-пространственном рисунке. Перспектива─ это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости. Эта система строится на сокращении объектов в точку схода (линию горизонта). Перспектива будет изменяться в соответствии с углом зрения (ракурсом).

Плоскостное изображение предмета будет являться тем, когда предметы не будут иметь такого свойства как глубина. Такие изображения несут в себе определенные цели, но для нашего исследования это не является актуальным.

В связи с выше перечисленным высказываниями мы можем сделать вывод, что изображение пространства зависит от изображенных на ней предметов. Можно даже сказать, что пространство строится предметами, их формой и расположением.

Пространство, плоскость, объем, и форма напрямую зависят от видов композиции.

.5Виды композиции

Рассмотрим три вида композиции:

)Фронтальная композиция.

«Такая композиция характеризуется тем, что она имеет абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями).

Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью» [16].

Такая композиция не имеет ни пространства, ни глубины.

Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике.

)Объемная композиция.

«Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость» [16].

В такой композиции возможно доминирование высоты над другими измерениями и измерения ширины и глубины над высотой.

Примерами такой композиции являются скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера.

)Глубинно- пространственная композиция.

«Складывается из материальных элементов (поверхностей, объемов) и пространства, интервалов между ними» [12, стр.93].

Отличительная черта такой композиции это пространство или пауза между объемами. Пространство самый мощный фактор воздействия на зрителя, так как оно буквально обволакивает зрителя.

«Особое значение для организации глубинно-пространственной композиции имеет работа в макете. Осуществляя рабочее макетирование, можно активнее почувствовать пространственные связи композиции, наработать вариантность подходов в решении, разнообразить объемно-пластические предложения» [5, стр. 112].

Мы рассмотрели виды композиции, знаем, что такое объем и пространство в композиции. Теперь нам не сложно будет дать характеристики и само понятие объемно-пространственной композиции и узнать процесс её создания.

Объемно-пространственная композиция─ это композиция из трехмерных форм или объектов, в зависимости от того будет ли она изображаться на двухмерной плоскости или в пространстве. О том, как передать трехмерную форму в двухмерном пространстве мы рассмотрим во 2 параграфе. Такая композиция может иметь следующие свойства: геометрический вид, величина, положение в пространстве и массу.

«Объемно- пространственная композиция─ это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне»[10, стр. 25].

Из этого обоснования понятно, что объемно-пространственная композиция имеет узкоспециальную направленность, напрямую связанная с архитектурой. Поэтому разберемся и с ней.

«Архитектурная композиция─ способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности» [15].

Но следует отметить, что в отличие от объемно- пространственной композиции, архитектурная включает в себя художественно-выразительный ответ на целый комплекс факторов: социальных, функциональных, экономических, конструктивных, эстетических и др.

И поэтому следует подчеркнуть, что понятие «Объемно-пространственная композиция» по своему содержанию уже понятия «архитектурная композиция».

Теперь мы можем дать определение объемно- пространственной композиции. И так объемно- пространственная композиция─ это гармоничное сочетание объемных форм с пространственными элементами имеющая геометрический вид.

Глава II. Разновидности объемно-пространственной композиции

композиция объемный пространственный творческий

В данном параграфе мы рассмотрим, в каких видах искусства используется объемно-пространственная композиция и на какие делится виды.

К объемно-пространственной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три измерения (длину, ширину и высоту). Это могут быть такие виды искусства как: скульптура, мелкая пластика, макетирование, архитектура, выставочная конструкция, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика.

Подробнее остановимся на некоторых из них.

Объемно-пространственная композиция в скульптуре.

«Композиция станковой скульптуры основывается на общих законах композиции и в то же время имеет свои особенности, такие, как трехмерное, объемное изображение в реальном пространстве, обозреваемое с разных точек (в отличие от живописи или графики с их иллюзорной передачей объема на двухмерной плоскости)» [14, стр.159].

Значит, задача композиции в скульптуре состоит в том, чтобы её можно было лицезреть с разных точек зрения. Зритель должен иметь возможность обойти скульптура с разного ракурса и при этом не терять из виду цельность и единство композиционной идеи. Скульптура требует особо тщательного подхода, ваятель, прежде чем приступить к самой работе должен сделать некоторое количество эскизов, возможно даже слепить работу в малом виде использую такие материалы как воск, глина или пластилин. Поэтому подготовительные работы особо важны для монументальных видов деятельности.

Объемно-пространственная композиция в архитектуре.

В основе архитектурной композиции лежит взаимосвязь художественного и технологического способов деятельности. Архитектурная форма зависит от материально- технических и эстетических условий. Это значит, что специалист должен быть компетентен как инженер. Знать физические свойства материала, конструктивные особенности строительства и пр.

В связи с тем, что архитектура имеет узконаправленную специальность, она должна отвечать на ряд требований: функциональных, экономических, социальных и пр.

Архитектура имеет ярко выраженный геометризированный характер.

Архитектурная композиция не может быть фронтальной, будь то компьютерная графика, макет или реальное сооружение оно всегда имеет пространственную композицию, заранее разработанную со всех сторон.

Композиция в декоративно прикладном искусстве.

«Декоративно-прикладным искусством называют искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т. д. Особенность композиции в декоративно-прикладном искусстве обусловливается органической связью свойств материала, назначения предмета, его декора и формы» [14, стр.203].

Можно сказать, что такое искусство носит утилитарный характер, то есть могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Так как изделие декоративно прикладного характера не может в полной мере выявить свой художественный образ без той среды, в которой она задумывалась, мы можем сказать, что композиционное решение зависит от окружающей обстановки. Так же нужно учитывать то, из какого материала выполняется изделие потому, что каждый материал имеет свои специфические свойства. Допустим, композиционное решение по ткани будет значительно отличаться от композиционного решения по дереву. Поэтому сначала следует разработать композиционную идею, её конструкцию, и в зависимости от того какого художественного образа мы хотим достичь выбрать материал.

Композиция в макетировании.

Макетирование ─ это деятельность по созданию модели.

Как правило, для создания макетной модели используют бумагу. Бумага имеет огромное количество разновидностей, по фактуре, плотности, цвету и пр. Бумага дает возможность четкого конструирования геометрических форм и в то же время способна передать тончайшую пластику формы. Хорошие пропорции и тонкая проработка пластики элементов, гармония массы и четкость линий как неотъемлемая часть учебной композиции, зависящая от техники.

Необходимо учесть то, каким будет макет─ двухмерным или трехмерным, в зависимости от этого будет определяться композиция, она может быть фронтальной или объемной. В объемной композиции макета добавляется еще одна задача─ сделать композицию обозримой со всех сторон. Композиционные массы могут быть представлены одним объемом, а так же могут состоять из отдельных групп, но в любом случае они должны быть подчинены композиционному центру. Целостность, соподчинение и лаконичность - это и есть основные правила композиции в макетировании.

Композиция в графике.

Главная особенность графического искусства─ главенствующая роль рисунка. Материалы используются графические: карандаш, уголь, соус, сангина и др. Соответственно использование технических средств графики: линия, пятно, штрих и др.

Рисунок является одним из древних способов изображения. Проблема изображения трехмерно формы на двухмерной плоскости решалась не одно столетие. То насколько точно мы передадим объемность пространства, напрямую зависит от знаний перспективы.

Перспектива это способ передачи глубины пространства, трехмерности форм с помощью ракурсов и с сохранением параллельности линий, уходящих вдаль.

Композиция в живописи.

«Живопись─ вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую поверхность». [15]

Так как первоначальным этапом над живописью является рисунок, композиционные правила являются такими же, как и в графике. В связи с тем, что материалом в живописи уже становятся краски, начинает выходить на первый план в работе цветовое решение. Именно цветовое решение тона, света- тени помогает создать иллюзию глубины и пространства.

Немало важную роль композиции в живописи играет идейный замысел произведения. Выразительную образность живописи подчеркивают такие композиционные средства как ритм линий и цветовых пятен, соотношение света и тени, выбор формата картины и т. д.

Мы рассмотрели различные произведения искусства и выявили их специфику, но хотелось бы отметить то, что общие правила и законы композиции такие как: симметрия, асимметрия, масштаб, пропорции, ритм, контраст, нюанс; законы единства и равновесия, должны соблюдать или хотя бы учитывать в любом произведении искусства.

Глава III. Способы, методы, приемы создания объемно- пространственной композиции

.1 Создание объемно- пространственной композиции через рисунок

На первом этапе это может быть рисунок объемно- пространственной композиции. Он состоит из следующих этапов:

.Компоновка изображения в листе.

.Соответствие изображения с натурой (соотношение пропорций и масштабов).

.Выявить центральный элемент в работе.

.Силуэтная выразительность композиции.

.Сохранение конструктивной ясности в отображении объёмно- пространственных свойств формы.

.Передача пространства и плановости посредствам перспективы и построения линий.

.Графическая проработка объемности предметов (через свет, тень, полутень).

.Обобщение (акцентировать главный предмет).

В процессе построения рисунка все эти этапы должны обязательно учитываться. Разберёмся с ними подробнее.

Первое с чего мы должны начать─ это правильно выбрать размер и расположить предметы в пределах заданного формата. Чтобы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение. Для композиционного размещения предметов необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения на листе, размер и масштаб. Следует наметить края изображения. Нельзя чтобы крайние точки изображения упирались в края листа, и наоборот, не стоит оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

Затем следует сравнить изображение на листе с натурой, сопоставить пропорции и характеристики.

Теперь определяем центр композиции, решаем какой предмет является главным вокруг которого, будут располагаться второстепенные.

После того как предметы уже намечены в листе бумаги с учетом их реальных пропорций мы должны скорректировать силуэт, если это требуется. Чтобы силуэт был интересен, он должен быть динамичен, в нем не должны повторяться формы. А так же в рисунке не должно быть мертвых точек.

Когда уже приступаем к проработке предметов, мы всегда должны помнить о конструкции работы. Все предметы должны быть конструктивно отрисованы. В рисунке конструкция предмета должна быть прозрачна, т.е. те стороны предмета, которые мы не видим, мы всё равно должны конструктивно показать. Это и будет указывать на то, что предмет был изучен, а так же что мы знаем его конструкцию.

Следующий этап─ это работа с перспективой. Все предметы должны сокращаться в соответствии с перспективой. Для более точной передачи перспективы можно определить точку схода, с учетом ракурса, и все линии изображения должны сходиться в точке схода, тем самым образуя перспективное сокращение.

Чтобы подчеркнуть плановость, мы акцентируем предметы на переднем плане. Так же при создании конструкции мы можем выделить грани предмета, которые находятся ближе к нам, тем самым предметы станут лучше читаться и их расположение в пространстве станет яснее.

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Следует помнить, что падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к нам. На этом этапе мы выявляем формы предметов и работаем тональными отношениями.

Последний этап─ обобщение. Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью. На этом этапе мы акцентируем главный предмет, и прорабатывает его детально.

После того как рисунок прошел все этапы и может считаться законченным. Мы может приступить к созданию макетирования, если этого требует задание.

3.2 Создание объемно- пространственной композиции через макетирование

Мы рассмотрим, из каких процессов состоит макетирование, и какие материалы лучше использовать при создании макета.

С начала, решим, с каким материалом лучше работать.

Для учебного макетирования используются бумага, картон, эглин, иногда пенопласт. Лучший материал─ плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон. Бумага - прочный структурный материал, в то же время бумага хорошо гнется и обрабатывается. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и в то же время способна передать тончайшую пластику формы. В макетировании бумагой имитируют различные конструкции, всевозможные строительные материалы - бетон, мрамор, металл и др.

Бумага - легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию , изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.

Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Это разные по качеству материалы. Зрительное и осязательное восприятие их различно. Эглин (пластилин) - аморфный материал, дает больше работы осязательным анализаторам, бумага - зрительным. В работе с эглином больше ощущение пластики, что позволяет дополнительно чувствовать ее массу, структуру, равновесие.

Характер работы с этими материалами тоже различен: если макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (больше комбинаторных действий), то работа с эглином строится по-другому: форма в основном лепится путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой).

И так мы решили, что для первой работы лучше всего следует использовать бумагу, а вообще выбирать материал следует в зависимости от той цели, которую мы хотим достичь.

Процесс макетирования складывается из нескольких последовательных стадий:

)процесс поиска композиции ─ это могут быть эскизы в виде рисунка или изготовление эскизного макета;

)вычерчивание развертки принятого варианта и процесс раскроя;

)склеивание макета и подмакетника.

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке.

Процесс склеивания разверток очень долгий и кропотливый, поэтому потребуется не мало времени и терпения.

От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для творческого созидания требуются осознанные действия и заранее продуманный план. Как правило, этим планом и является композиция. Композиция очень сложный и многогранный предмет, включающий в себя законы, правила, приемы и средства. И так вспомним их еще раз.

Правила композиции: симметрия; асимметрия; масштаб; пропорции; ритм; контраст; нюанс.

Законы композиции: закон единства; закон равновесия.

Благодаря этим компонентам мы научимся понимать сюжетный замысел, идейность, гармоничность и многое другое.

Так же мы изучили, какие существую виды композиции:

Фронтальная композиция;

Объемная композиция;

Глубинно- пространственная композиция;

Объемно- пространственная композиция.

Так как в нашей работе нас интересовала объемно- пространственная композиция мы акцентировали внимание на ней. Рассмотрели её виды и узнали способы создания.

Объемно пространственная композиция может встречаться в таких видах искусства как: скульптура, мелкая пластика, макетирование, архитектура, выставочная конструкция, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика.

В последнем параграфе мы узнали способы создания объемно- пространственной композиции через рисунок и макет. Для того чтобы грамотно нарисовать эскиз композиции и качественно создать макет, требуется большая интеллектуальная и творческая подготовка. А так же посредствам данных занятий происходит когнитивное и профессиональное развитие.

Список используемой литературы

1.Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. ─ Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.

.Ванслов, В.В. Проблемы композиции / В.В. Ванслов, С.А. Гавриляченко, Л.В. Шепелев

.Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству / И.Б. Ветрова. ─ 2004. - 174 с.

.Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков // М.: Искусство, 1977г. 1 -265.

.Голубева, О. Л. Основы композиции / О.Л. Голубева // М.: Изобраз. искусство, 2001.

.Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Дыминский, А.С. Шеболдаев. ─ М.: Гуманит. Ж67 изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с., 32 с.

.Котляров, А.С. Композиционная структура изображения: учеб. пособие/ А.С. Котляров. ─ М.: Университетская книга, 2008. - 152 с.

.Мамугина, В.П. Рисование геометрических форм и композиций : метод. разра- ботки / В.П. Мамугина, М.В. Никольский. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 32 с.

.Павлова, А.А. Графика в средней школе / А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. ─ М.: Владос, 2003г. - с. 56-58.

.Степанов, А.В. и др. Объемно-пространственная композиция : учеб. Для вузов/А.В. Степанов , В.И. Мальгин, Г.И. Иванов и др. - М.: Издательство «Архитектура -С», 2007.─ 256.

.Тихонов, С.В. Рисунок : учебное пособие для вузов / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Под- резков. - М. : Стройиздат, 2005.

.Художественное проектирование : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «черчение, рисование и труд» / Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д., Минервин Г.Б. и др. - М.: Просвещение, 1979.- 175 с.

.Шевелев, И.Ш. Золотое сечение / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев // М., 1990.

.Шорохов, Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентовпед ин-тов / Е.В. Шорохов // М.: Просвещение, 1979.- 303с.

.Электронный каталог Композиция [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: <http://www.coposic.ru/kompoziciya-predmet/predmet-kompozicii/> - Загл. с экрана

.Электронный каталог Объемная композиция (Учебно-практическое пособие). Авторы: Милова Н.П., Воронкова А.А., редактор: Александрова Л.И. [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: <http://abc.vvsu.ru/Books/objomn_kompoz/page0001.asp> - Загл. с экрана

.Электронный каталог Основы технологии - Макетирование [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: <http://2programmer.ru/tehnolog1?start=3> - Загл. с экрана

.Электронный каталог Творческая мастерская disaign [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: <http://artbelova.ru/composition.html> - Загл. с экрана

.Электронный каталог Энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: <http://www.artprojekt.ru/school/compozicia/index.html> - Загл. с экрана

Похожие работы на - Объемно-пространственная композиция

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!