Организация международных транспортных систем
Содержание
Раздел 1.
1.1 Цели и задачи курсовой
работы
1.2
Транспортно-технологическая схема доставки
1.3 Посредничество на
транспортных рынках
1.4
Транспортно-экспедиционная деятельность
1.5 Роль оператора в
организации смешанной перевозки груза
1.6 Обязанности продавца и
покупателя по ИНКОТЕРМ - 2010
2. Расчетная часть
2.1 Выбор
транспортно-технологической схемы доставки
2.2 Определение структуры
расходов продавца
2.2.1 Расходы на
подготовку товара к отправке: (Рпго)
2.2.2 Таможенная очистка
на экспорт: (Ртоо)
2.2.3 Расходы по доставке
товара к месту отправления (до погрузки на магистральный транспорт)
2.2.4 Расходы на услуги
экспедитора по экспорту:
2.2.5 Комплекс расходов по
погрузке на магистральный транспорт
2.2.6 Расходы по
транспортировке на внутреннем магистральном транспорте: () тыс. руб
2.2.7 Расходы по перевалке
груза из одного магистрального транспорта в другой: () тыс.руб.
2.2.8 Расходы на укладку,
разравнивание или крепление груза: (Рукл), тыс. руб.
2.2.9 Стоимость фрахта за
транспортировку груза морским судном или судном смешанного транспорта река-море
плавания: , тыс. руб.
2.2.10 Расходы на страховку
2.3 Обоснование
оптимальной транспортно-технологической схемы доставки
Вывод
3. Основные операции
транспортно-экспедиционной деятельности
3.1 Понятие
транспортно-экспедиционных операций
3.2 Виды и характеристика
транспортных средств
Список Литературы
Раздел 1.
.1 Цели и задачи курсовой работы
Целью курсовой работы является обобщение знаний по дисциплине
«Организация международных транспортных систем» и освоение подхода к решению
практических вопросов, связанных с выбором оптимальной транспортно-технологической
схемы доставки грузов, которые решаются в судоходных компаниях.
Определение расходов продавца на основе базисных условий поставки CIF при
заданной схеме доставки груза.
Изучение института посредничества на примере конкретного задания. Раскрытие
понятия экспедитора и его роли в организации транспортного процесса. А также
роли экспедитора в качестве оператора международной перевозки.
1.2 Транспортно-технологическая схема доставки
Номер зачетной книжки -9359.
По номеру зачетной книжки определяем нужную таблицу. Т.к. третья цифра с
конца - нечетная, следовательно, выбираем таблицу номер А.
Номер варианта задания и базисные условия поставки определяем из
выбранной таблицы по последней и предпоследней цифре зачетной книжки. По
вертикали берем графу 5, по горизонтали графу 9. Получается значение 17 CIF, следовательно, вариант задания 17,
а базисные условия поставки CIF.
По числу 17 в таблице номер 1А. находим направление перевозки груза:
Надвоицы - СПБ - Антверпен, название груза: Алюминий, 2 варианта доставки груза
(1 вариант: РТ+МТ, 2 вариант: ЖД+МТ), общее количество груза по контракту: 6000
тонн, Количество груза в одном вагоне: 66 тонн.
1.3 Посредничество на транспортных рынках
В международной торговле с участием посредников осуществляется более
половины международного товарообмена. С помощью их иностранные предприниматели
выходят на российский рынок, а также все больше российских предприятий и фирм
становятся представителями и посредниками для иностранных фирм в России.
Существует два метода выхода предприятия со своей продукцией на внешний
рынок:
· прямой, который предполагает установление непосредственных
связей между предприятием - производителем товара и конечным потребителем его
продукции: заключение договора купли-продажи между ними и поставка товара
производителем непосредственно конечному потребителю;
· косвенный, который предполагает покупку (продажу) товаров
через торгово-посредническое звено и реализуется через заключение с
производителем или покупателем товара и торговым посредником специального
договора на оказание торговым посредником определенного набора посреднических
услуг, связанных с куплей-продажей товара.
Торговое посредничество представляет собой правовой институт,
регулирующий отношения в сфере оказания торговых услуг, направленный на
содействие в установлении правовых связей между клиентами путем совершения
посредником правомерных действий юридического и фактического характера.
Признаки торговых услуг как объектов торгового посредничества:
ü услуги в современных условиях являются одним из основных
видов деятельности посреднических фирм;
ü оказываемые услуги реализуются в соответствии с материальными
и трудовыми затратами конкретной фирмы;
ü услуги основываются на прямых, непосредственных связях между
фирмой и потребителями, оформленных в виде контракта, договора или заказа, в
связи с чем они приобретают адресный характер;
ü оказание услуг производственного характера осуществляется в
отношении товаров, которые предназначены конкретному потребителю;
ü оказание услуг носит возмездный характер в соответствии с
произведенными затратами.
К посредническим услугам относятся:
a) услуги по поиску иностранного контрагента
При выборе страны продажи экспортного товара учитываются многие факторы:
текущий и потенциальный спрос на данный товар в той или иной стране;
уровень внутренних цен;
емкость данного рынка и условия сбыта товара;
фирменная структура рынка;
сложившаяся система продвижения товара к потребителям;
существующие в стране торгово-политические, валютно-финансовые,
Таможенные тарифные условия, официальные технические требования;
специфические запросы потребителей в отношении качества товара, его
упаковки, оформления технической документации и т.д.
При изучении фирм-партнеров используется несколько источников информации:
Ø личная информация, которая может быть получена напрямую от
представителей интересующей фирмы в процессе деловых контактов и переговоров и
косвенно - от представителей деловых кругов, органов власти, средств массовой
информации, имевших дело с интересующей фирмой;
Ø информация, публикуемая самими фирмами в отчетах, проспектах,
информационно-рекламных материалах, каталогах, предоставляемых бесплатно
заинтересованным фирмам и организациям;
Ø периодическая печать, публикующая специализированную
информацию о фирмах;
Ø справочники по фирмам, которые ежегодно издаются
информационно-справочными агентствами и специализированными издательствами;
Ø информация о фирмах, предоставляемая специализированными
банками данных, создаваемыми с коммерческими целями консультативными
издательскими, а также крупными компьютерными фирмами;
Ø информация о фирмах, предоставляемая специализированными
организациями (к таковым относятся кредитно-справочные бюро, консультационные
фирмы, банки, союзы предпринимателей, торговые палаты, государственные
организации);
Ø информация о фирмах, предоставляемая международными
организациями системы ООН, поступает из досье, формируемых на базе компьютерной
техники-ростеров;
b) услуги по подготовке и совершению сделки
Совершению сделки должна предшествовать серьезная аналитическая
проработка комплекса вопросов, касающихся хозяйственной деятельности на
зарубежных рынках, а именно:
анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок вообще и на данный
зарубежный рынок в частности;
изучение условий работы на зарубежном рынке;
изучение системы государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности;
оценка наличия компетентных кадров в области внешнеэкономических операций
на соответствующих зарубежных рынках;
разработка долгосрочных и (или) среднесрочных рыночных стратегий
проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов
внешнеэкономических проектов.
c) транспортно-экспедиторские
услуги <#"803211.files/image005.gif">
ГДЕ:
Рпго- расходы на подготовку товара к отправке, тыс. руб.
Ртоо- расходы на таможенную очистку при экспорте груза, тыс. руб.
Рдмо- расходы на доставку товара к месту отправления (до
магистрального транспорта), тыс. руб.
- расходы
на услуги экспедитора на магистр. транспорте, тыс. руб.
-
расходы по погрузке на магистр. транспорте, тыс. руб.
-
расходы по транспортировке на внутреннем магистральном транспорте, тыс. руб.
Рпер- расходы по перевалке груза из одного магистрального
транспорта в другой, тыс. руб.
-
расходы по погрузке на морское судно, тыс. руб.
Рукл
- расходы на укладку,
разравнивание и крепление груза, тыс. руб.
Рфр- стоимость фрахта за транспортировку груза морским
судном или судном смешанного река-море плавания, тыс. руб.
- прочие
расходы по транспортировке груза на морском участке пути, тыс. руб.
-
расходы на услуги экспедитора в морском порту выгрузки, тыс. руб.
- расходы
по выгрузке (в морском порту выгрузки), тыс. руб.
Рскл
- расходы по складированию и хранению
груза в порту выгрузки, тыс. руб.
Ртои
- расходы на таможенную очистку по
импорту (в пункте назначения), тыс. руб.
Рдмп
- расходы по доставке грузов
место назначения (на склад покупателя), тыс. руб.
В
соответствии с базисными условиями доставки CIF формула
преобразуется:
РАСЧЕТЫ:
Стоимость товара, отдельных материалов и операций
Показатель
|
алюминий
|
Стоимость 1 тонны, $
|
2100
|
Расходы на подготовку товара к отправке (Рпг)
|
2% от СТ
|
Расходы на укладку, (Рукл)
|
0,05% от СТ
|
Расходы на страхование груза, (Рстр)
|
2% от СТ
|
Расходы прочие на перевозку, (Рпп)
|
0,05% от СТ
|
Расходы на услуги экспедитора, SРээ
|
1,5$ за 1 т
|
*С учетом условий поставки CIF
стоимость повышается на 15%
Расчет стоимости товара по контракту производится по формуле:
,
тыс. руб.
где:
Qк- объем поставки товара по контракту, тонн
Ц-
средняя цена 1 тонны груза, руб./т.
,15
- коэффициент, учитывающий условия поставки CIF
-
курс доллара
СТ = (6 000 *
2100*1,15*30) / 1000= 434 700 тыс. руб.
Расчет отдельных групп расходов
2.2.1 Расходы на подготовку товара к отправке: (Рпго)
Включают в себя:
- упаковку и пакетирование груза
- маркировку груза
- привлечение укрупненных средств доставки груза (УКМ)
- укладку груза в контейнеры
- сертификацию о соответствии товара
- получение других сертификатов (качества, фитосанитарного и
др.)
- получение экспортной лицензии (разрешения на экспорт)
- хранение на складе предприятия (на арендованном складе)
- расходы на необходимую документацию
Принимаются обобщенно для всей партии груза по контракту в размере 2%:
Рпго= 2/100 * 434 700 = 8 694 тыс. руб.
.2.2 Таможенная очистка на экспорт: (Ртоо)
, тыс.
руб.
где:
Рт.п.- таможенная пошлина, тыс. руб. - 5% от стоимости
контракта
Рт.н.- таможенные налоги (НДС), тыс. руб. - имеется право
на нулевую ставку НДС
Рт.сб.-таможенные сборы, тыс. руб. - 100 тыс. рублей
Рт.д.- составление таможенной декларации, тыс. руб. - 600
руб./шт.
Рт.п. =
(5/100)* 434 700 = 21 735 тыс. руб.
Рт.о.о = 21
735 +0+ 100 + 0,6 = 21 835,60 тыс.руб.
2.2.3 Расходы по доставке товара к месту отправления (до
погрузки на магистральный транспорт)
тыс.
руб.
где:
- затраты
на транспортные средства (автомашины), тыс. руб.
- затраты
на погрузку в транспортные средства, тыс. руб.
- затраты
на выгрузку с транспортных средств, тыс. руб.
- затраты
на складирование и хранение в месте погрузки, тыс. руб.
- затраты
на оформление документов и сертификатов, тыс. руб.
,
где:
dам- ставка за услуги автотранспорта = 450 руб./ам. в час
n-
количество рейсов
t-
продолжительность кругового рейса, сут.
Lгр- расстояние пробега автомобиля в груженом состоянии,
км
Lпор- расстояние пробега автомобиля в порожном состоянии,
км
V - скорость
движения автомобиля = 40 км/ч
Qк- количество груза по контракту = 6 000 тонн
Qам- грузоподъемность автомобиля = 5 тонн
Исходные
данные к расчетам расходов за доставку товаров от склада к месту отправления
магистрального транспорта (Рдмо) или от места назначения
магистрального транспорта к складу (Рдмн)
Посл. цифра зач. книжки
|
Расстояние до/от станции, км
|
Расстояние до/от порта, км
|
Грузоподъемность автомобиля, т
|
Хранение, сут.
|
9
|
10
|
5
|
5
|
2
|
рейсов
РТ
+ МТ
.час
= 450
*1200 *0,3/1000 = 162 тыс.руб.
ЖД
+ МТ
час
=
450*1200*0,6 /1000 = 324 тыс.руб.
- ставка
за погрузку в автомобиль = 1,4 $
- ставка
за выгрузку из автомобиля = 1,5 $
= 1,4*30*6000/1000 = 252 тыс. руб.
=
1,5*30*6000/1000 = 270 тыс. руб.
где:
tхр- время хранения груза до погрузки/после выгрузки
- ставка
за хранение груза = 0,1 $/т
тыс.
руб.
.
где:
dдок- ставка за оформление документов = 0,15 $/т
dдок= 0,15*30*6000/1000 = 27 тыс. руб.
РТ
+ МТ
тыс.
руб.
ЖД
+ МТ
Рдмо=
324+252+270+36+27 = 909 тыс. руб.
2.2.4
Расходы на услуги экспедитора по экспорту:
= 1,5
$/т*
=(1,5*30)*6000/1000
= 270 тыс. руб.
2.2.5 Комплекс расходов по погрузке на магистральный транспорт
тыс.
руб.
где:
- затраты
на погрузку в магистральный транспорт, тыс. руб.
-
сюрвейерские услуги (подсчет количества груза, драфт-сюрвей, качество груза),
тыс. руб.
где:
- ставка
за погрузку на магистральный транспорт, $/т
Ставки
за погрузочно-разгрузочные работы, ($/т)
Наименование группы
|
Тип подвижного состава
|
|
Ж/д вагоны
|
Суда РТ или РМ
|
Алюминий
|
3,8
|
5,0
|
где:
- ставка
за сюрвейерское обслуживание = 0,36 $/т
РТ
+ МТ
= 900
тыс. руб.
тыс.
руб.
= 900+65
= 965 тыс. руб.
ЖД
+ МТ
(3,8*30)*6000/1000
= 684 тыс. руб.
=
(0,36*30)*6000/1000 = 65 тыс. руб.
= 684+65
= 749 тыс. руб.
.2.6
Расходы по транспортировке на внутреннем магистральном транспорте: () тыс. руб
тыс.
руб.
- плата
за перевозку груза ж/д транспортом рассчитывается по ж/д тарифам. Для условий
курсовой работы расчет производится по формуле:
тыс.
руб.
где:
- ставка
за перевозку груза железнодорожным транспортом = 78,5 тыс. руб./вагон
-
количество вагонов, необходимых для перевозки контрактного груза, тыс. тонн
вагоны
-
количество груза по контракту, тонн
-
количество груза в вагоне, тонн
= 6000/66
= 100 вагонов
=78,5 * 100 = 7850 тыс .руб.
2.2.7
Расходы по перевалке груза из одного магистрального транспорта в другой: () тыс.руб
Определяется по формуле:
+
Где,
-перегрузочные
работы по схеме транспортное средство - склад, тыс. руб.
-складирование
и хранение, тыс. руб.
-услуги
экспедитора, тыс. руб.
-услуги
сюрвейера, тыс. руб.
-прочие
расходы (включают в себя: привлечение вспомогательного транспорта, расходы на
изготовление документации и другие расходы при перевалке), тыс. руб.
-
перегрузочные работы по схеме склад - судно, тыс. руб.
Наименование груза
|
Перегрузка ($/т)
|
Хранение ($/т)
|
|
Прямой вариант
|
Внутрипортовое перемещение
|
|
|
|
1 кат.
|
2 кат.
|
3 кат.
|
|
Алюминий
|
6,5
|
8,2
|
5,1
|
3,1
|
0,24
|
1-я категория - судно - склад - транспортное средство и обратно
-я категория - судно - склад и обратно
-я категория - склад - транспортное средство и обратно
Первый этап - перегрузка ж/д транспорт - склад:
= 3,1 $/т
- схема
по 3 категории
=
6000*(3,1*30)/1000 = 558 тыс.руб.
Второй
этап - перегрузка склад - РТ + МТ:
- схема
по второй категории
= 5,1 $/т
=5,1*30*6000/1000
= 918 тыс.руб.
Затраты
на хранение груза:
dхр =0.24 $/т
3 сут.
=6000*3*(0,24*30)/1000
= 129,6 тыс. руб.
Затраты
на экспедитора:
=1,5 $ на
1 тонну
=(1,5*30)*6000/1000
= 270 тыс. руб.
Затраты
на сюрвейера:
= 0,38
$/т
=
6000*(0,38*30)/1000 = 68,4 тыс.руб.
Расходы
на привлечение вспомогательного транспорта, изготовление документов и прочие
расходы:
принимаются
в размере 0,05% от стоимости груза по контракту
=0,05/100*434
700 = 217,35 тыс. руб.
Итого
расходы на перевалку:
=+++++
=
558+918+129,6+270+68,4+217,35 = 2161,35 тыс. руб.
2.2.8 Расходы на укладку, разравнивание или крепление груза:
(Рукл), тыс. руб.
Включает в себя:
стоимость сепарационных материалов
стоимость крепежных материалов
стоимость работы портовых рабочих по креплению и сепарированию
генерального груза/штивке.
Рукл
=0,05*30*434 700 /1000 = 652,05 тыс. руб.
2.2.9
Стоимость фрахта за транспортировку груза морским судном или судном смешанного
транспорта река-море плавания: , тыс.
руб.
=
-
фрахт/плата за перевозку груза морским транспортом, устанавливается из расчета
фрахтовой ставки или тайм - чартерной ставки, тыс. руб.
-
фрахт/плата за перевозку груза речным транспортом, устанавливается аналогично
морскому транспорту, тыс. руб.
Эксплуатационно-экономические
характеристики судов
Последняя цифра в зачетной книжке
|
Речной транспорт (РТ)
|
Морской транспорт (МТ)
|
|
Грузоподъемность судна, тонн
|
Скорость хода в грузу (км/ч)
|
Тайм-чартерный эквивалент ($/судо-сутки) ТЧЭ
|
Грузоподъемность судна, тонн
|
Скорость хода в грузу (км/ч)
|
Тайм-чартерный эквивалент ($/судо-сутки)
|
9
|
2000
|
16
|
1800
|
6000
|
21
|
3800
|
Судо-часовые нормы погрузки - разгрузки (т/ч)
Род груза
|
Вариант погрузки
|
Грузоподъемность судов, тонн
|
|
|
До 3000
|
Свыше 3000
|
Алюминий
|
погрузка
|
80
|
88
|
|
выгрузка
|
74
|
82
|
=
- время
рейса
-
количество выполненных рейсов
Qгр- количество груза в судовой партии, тонн. Равно или
меньше грузоподъемности судна
сут.
- время
хода с грузом, сут.
- время
стоянки в пункте отправления и назначения, сут.
,2-
коэффициент, учитывающий дополнительные простои судна
сут.
где:
Lпер- расстояние перевозки, км
Vх- скорость хода с грузом км./час
сут.
где:
Впогр
и Ввыгр -
судо-часовые нормы погрузки и выгрузки соответственно, т/час.
РТ
+ МТ
Lпер (Надвоицы -
СПБ - Антверпен) = 827 +2585 = 3412 км.
8,9 сут.
сут.
Количество
рейсов:
=
6000/2000 = 3
=
1800*30*13,3*3/1000 = 2154,6 тыс. руб.
ЖТ + МТ
Lпер (Надвоицы
- СПБ - Антверпен) =685+2585=3270 км.
сут.
t
рейса=(6,5+5,9)*1,2 =12,4 сут.
=6000/6000=1
=3800*30*12,4*1/1000=1415
тыс. руб.
2.2.10 Расходы на страховку
% от стоимости контракта
Рс=0,02*30*434 700 /1000 = 260,82 тыс. руб.
2.3 Обоснование оптимальной транспортно-технологической схемы
доставки
Рассчитав отдельные группы расходов, необходимо определить уровень
расходов продавца, согласно формуле 1.
РТ+МТ
Р
= 8694 +21 835,60+747+270+965+652,05+2154,6 +260,82 = 35579,07 тыс. .руб.
ЖД+МТ
Р
= 8694+21 835,60+909+270+749+7850+2161,35+652,05+1415+260,82 = 44796,82 тыс.
руб.
Результаты расчета по каждой группе и элементам расходов и по двум
вариантам доставки, тыс. руб.
Состав расходов
|
Условные обозначения
|
Вариант 1 ( РТ+МТ)
|
Вариант2 (ЖД+МТ)
|
Отклонение +/-
|
расходы на подготовку товара к отправке
|
Рпго
|
8694
|
8694
|
0
|
расходы на таможенную очистку при экспорте груза
|
Ртоо
|
21 835,60
|
21 835,60
|
0
|
расходы на доставку товара к месту отправления
|
Рдмо
|
747
|
909
|
-162
|
расходы на услуги экспедитора на магистр. транспорте
|
2702700
|
|
|
|
расходы по погрузке на магистр. транспорт
|
965
|
749
|
216
|
|
расходы по транспортировке на внутреннем магистральном
транспорте
|
07850-7850
|
|
|
|
расходы по перевалке груза из одного маг. транспорта в
другой
|
Рпер
|
0
|
2161,35
|
-2161,35
|
расходы на укладку, разравнивание и крепление груза
|
Рукл
|
652,05
|
652,05
|
0
|
стоимость фрахта
|
Рфр
|
2154,60
|
1415
|
739,60
|
Страховка груза
|
Рс
|
260,82
|
260,82
|
0
|
Итого:
|
|
35579,07
|
44796,82
|
-9217,75
|
ВЫВОД
На основании проведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что
оптимальным является первый вариант транспортно-технологической схемы доставки
груза: РТ+МТ по маршруту Надвоицы - СПБ - Антверпен.
Данный вариант становится оптимальным за счет разницы в расходах по
транспортировке на внутреннем магистральном транспорте и расходов на перевалку
груза с одного магистрального транспорта на другой. Разница в данных видах
расходов составляет 9217,75 тысяч рублей.
Тем не менее, расходы по погрузке на магистральный транспорт и стоимости
фрахта судов меньше для схемы доставки с использованием железнодорожного
транспорта, но это не дает существенного уменьшения расходов.
Таким образов, расходы продавца по варианту транспортно-технологической
схемы доставки груза ”Алюминий” по маршруту Надвоицы - СПБ - Антверпен на РТ
+МТ транспорте, выбранном как более оптимальный, составляют 35579,07
тысяч рублей, тогда как расходы по альтернативному варианту с применением
железнодорожного транспорта составляют 44796,82 тысяч рублей. Экономия
продавца при выборе оптимального варианта составляет 9217,75 тысяч
рублей.
Рассмотрим недостатки и преимущества железнодорожного
транспорта.
Преимущества:
. Быстрая доставка грузов на большие расстояния.
. Высокая провозная и пропускная способность.
. Регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени
года и суток.
. Невысокая себестоимость перевозок относительно единицы груза.
. Льготы по оплате за простой. Грузы могут быть оставлены в вагонах в
течение одних суток, не считая дня прибытия, без дополнительной оплаты.
. Большая грузоподъемность.
. Высокие показатели использования подвижного состава.
Недостатки:
1. Большие
капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а
также подъездных путей.
. Необходимость осуществления перевалок. Начало и окончание перевозочного
цикла во многих случаях связано с привлечением автомобильного и других видов
транспорта. Это увеличивает опасность повреждений в процессе перевалок. Кроме
того, при несовпадении графиков движения на железнодорожном и другом транспорте
увеличивается общее время доставки грузов.
. Требуется прочная тара и/или упаковка для компенсации высокого уровня
ударов при маневрах.
. Возможность хищения, причем в крупных размерах.
3. Основные операции транспортно-экспедиционной
деятельности
.1 Понятие транспортно-экспедиционных операций
Транспортно-экспедиционное обслуживание - это
деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг
по доставке товара от производителя продукции к потребителю.
Понятие транспортно-экспедиционного обслуживания
существенно шире понятия «перевозка».
Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только
собственно перегрузку грузов от поставщика потребителю, но и большое количество
экспедиторских, информационных операций, услуг по грузопереработке, страхованию,
охране и т.д. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг,
ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих
расходах, чем себестоимость перевозок.
Необходимость транспортной экспедиции обусловлена тем,
что процесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило,
состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных
видов транспорта.
При этом возникает потребность как в организации и
координации этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному
процессу вспомогательных работ, которые могут выполняться непосредственно
грузовладельцами (грузоотправителями и грузополучателями) и специализированными
организациями (посредниками).
Одна из основных задач транспортно-экспедиционного обслуживания в
современных условиях - поиск наиболее эффективного для заказчика варианта
доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта.
.2 Виды и характеристика транспортных средств
Для начала, дадим определение понятию «транспорт». Транспорт - это
отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Транспорт в зависимости от масштаба его использования подразделяется на
две самостоятельные группы - магистральный и промышленный. Магистральный транспорт
(транспорт общего пользования) применяется на путях сообщения, связывающих
крупные города, промышленные центры и экономические районы.
На рис. 1 представлена классификация видов транспорта
Рис. 1. Общая классификация видов транспорта
Магистральный транспорт может быть сгруппирован следующим образом:
универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный
(трубопроводный); внутренний (перевозки внутри страны) и внешний (международные
перевозки); круглогодичный (железнодорожный, автомобильный) и сезонный
(внутренний водный). Ведомственный транспорт предприятий и организаций принято
называть промышленным транспортом. Магистральный и промышленный транспорт (за
исключением трубопроводного) может осуществлять как грузовые, так и
пассажирские перевозки. Каждый из приведенных видов транспорта имеет свои
специфические особенности и преимущества, имеющие определенное значение для
производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.
Для перевозки тяжёлых и крупногабаритных грузов на большие расстояния,
чаще всего выбирают железнодорожный транспорт. Поезда могут передвигаться с
постоянной и достаточно высокой скоростью, а так же могут работать в комбинации
с другими видами транспорта.
Железнодорожный транспорт является одним из важнейших видов современного
транспорта. В настоящее время железнодорожный транспорт воплотил в себе
результаты длительного процесса развития сети железных дорог и постоянного
совершенствования отдельных их элементов - рельсовых путей, станционных
построек, средств тяги, вагонов, средств связи, сигнализации и без опасности.
Особенности и преимущества железнодорожного транс порта состоят в следующем:
во-первых, более низкая себестоимость перевозки грузов по сравнению с другими
видами транспорта и возможность их регулярно транспортировать независимо от
метеорологических условий и времени года;
во-вторых, возможность сооружения железнодорожных путей практически на любой
сухопутной территории и организации массовых перевозок с высокой провозной
способностью, а также со значительной скоростью;
в-третьих, возможность создания прямой связи между крупными промышленными
предприятиями с использованием подъездных железнодорожных путей и обеспечение
доставки грузов без дорогостоящих перевалок;
в-четвертых, железнодорожный транспорт отличает универсальность
подвижного состава, предназначенного для перевозок целого спектра различных
грузов - нефти и нефтепродуктов, угля, лесных и строительных материалов.
Железнодорожный транспорт имеет еще ряд специфических особенностей
экономико-организационного характера, отличающих его от других видов
транспорта, которые заключаются в следующем:
· высокая капиталоемкость сооружения железных дорог и
относительно медленная отдача авансируемого капитала. При этом окупаемость
капитальных затрат в железнодорожном строительстве в значительной мере зависит
от мощности осваиваемых грузопотоков на новых линиях;
· техническое оснащение железнодорожного транспорта включает в
себя разнообразные и многочисленные сооружения и устройства - рельсовые пути с
искусственными сооружениями, станции с соответствующими обустройствами,
подвижной состав, устройства электроснабжения, специальные средства
регулирования и обеспечения безопасности движения;
· преобладание в структуре фондов железнодорожного транспорта
стоимости постоянных, стационарных устройств. Поэтому спады объемов перевозок
грузов влекут за собой снижение доходных поступлений, что негативно отражается
на финансовом состоянии железнодорожного транспорта;
· существование сформированной достаточно крупной
промышленности, обслуживающей основную деятельность железных дорог, которая
подразделяется на предприятия, выполняющие текущий ремонт и техническое
обслуживание подвижного состава - локомотивные и вагонные дело, и ремонтные
предприятия, осуществляющие капитальный ремонт и модернизацию подвижного
состава, а также производящие запасные части для проведения текущего ремонта.
Автомобильный транспорт перевозит грузы по автодорогам и имеет значительную
сферу применения как при доставке продукции на короткие и средние расстояния,
так и на дальние расстояния, когда требуется перевезти специфичные виды грузов
и при этом сократить время их доставки. Автомобильный транспорт имеет свои
особенности, отличные от других видов транспорта, которые сводятся в основном к
следующему:
во-первых, возможность пере возки практически всех видов грузов (от тарно-штучных
до сыпучих и жидких), при этом партия груза при автомобильных перевозках в
среднем в 5-10 раз меньше вагонной партии при железнодорожных перевозках, что
вынуждает изымать из оборота значительные материальные ресурсы;
во-вторых, прямая доставка грузов без перевалок или сведения количества
погрузочно-разгрузочных операций к минимуму; на пример, около четверти всех
грузов железных дорог подвозится или вывозится со станций автомобильным
транспортом (количество погрузочно-разгрузочных операций в этих случаях доходит
до шести, а по мелким отправкам и более) против двух при пря мой автомобильной
перевозке;
в-третьих, возможность доставки грузов потребителям транс портных услуг с высокой
скоростью (по скоростным характеристикам автомобильный транспорт уступает
только воздушному), что повышает вероятность доставки груза точно в срок;
например, груз на расстояние перевозки в 100 км автомобильным транс портом
доставляется в 20 раз быстрее, чем железнодорожным;
в-четвертых, значительная маневренность автомобильного транспорта,
которая особенно важна при подвозе и вывозе продукции в пунктах
грузоотправителей и грузополучателей, где отсутствуют подъездные
железнодорожные пути, а также в некоторых случаях способность обеспечить более
короткий маршрут движения, когда, например, расстояние перевозки по
автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам;
в-пятых, возможность доставки грузов с наибольшим эффектом на следующие
расстояния: при подвозе и вывозе массовых навалочных грузов до 200 км; при
перевозке промышленных и продовольственных грузов до 400 км.
Однако автомобильный транспорт является наиболее трудоемким и затратным
видом транспорта в связи с относительно малой грузоподъемностью и
вместительностью автомобилей. Себестоимость перевозки грузов на автомобильном
транспорте значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте.
Но в целом большая часть грузов перевозится по автомобильным дорогам.
(Например, в Великобритании 60% всех грузов перевозится именно таким образом.)
Внутренний водный транспорт занимает специфическое место в транспортном
обслуживании. Он обеспечивает доставку грузов в отдельные территориальные
образования, не имеющие развитых сухопутных путей сообщения, и пере возку рядов
грузов, в основном массовых навалочных (уголь, строительные и лесные матери
алы). Следует отметить, что речные бассейны полностью или частично изолированы
и образуют самостоятельные транспортные рынки. Внутренний водный транспорт
имеет ряд специфических особенностей:
во-первых, сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов (так,
себестоимость перевозки на магистральных реках на 35 % ниже железнодорожных
перевозок и в 3 - 5 раз ниже автомобильных), что объясняется прежде всего
удельными затратами энергии, которые на речном транспорте значительно ниже, чем
на сухопутных видах транспорта;
во-вторых, сезонность перевозки грузов и ограничение движения погодными условиями,
что, естественно, влияет на продолжительность эксплуатации внутренних водных
транспортных средств в течение года;
в-третьих, значительно меньше капитальные затраты посрав нению с сухопутным
транспортом; так, первоначальные затраты на организацию с:9доходства по крупным
магистральным рекам в 8 - 10 раз меньше соответствующих затрат на создание
железных дорог и в 3 - 4 раза меньше затрат на строительство автомобильных
дорог с твердым покрытием;
в-четвертых, высокая провозная способность внутреннего водного
транспорта, которая обусловлена глубоководными внутренними водными
магистральными путями, приспособленными для перевозки массовых грузов.
Морской транспорт широко применяется в международных перевозках и внутренних
каботажных (судоходство между портами одной страны) перевозках. Наибольшая доля
в объеме перевозок и грузообороте приходится на международные сообщения.
Морской транспорт имеет ряд особенностей:
во-первых, наличие практически неограниченной линейной пропускной способности,
которую могут сдерживать производительность переработки грузов в портах
(причальные линии и погрузочно-разгрузочные механизмы) и пропускная способность
каналов;
во-вторых, наличие, как и на речном транспорте, сравнительно невысоких
капиталовложений, как первоначальных - строительство судов, портов, так и
последующих - их эксплуатация, а также относительно невысоких
топливно-энергетических затрат на перевозку грузов на дальние расстояния,
следовательно, достаточно низкой себестоимости перевозочного процесса;
в-третьих, значительные объемы внешнеторговых грузов, которые ни один из других
видов транспорта в настоящее время не может доставлять в международном и
межконтинентальном масштабе.
Воздушный транспорт (самолеты и вертолеты) является самым скоростным, но при
этом и самым дорогостоящим видом транспорта, осуществляющим грузовые перевозки,
поэтому он играет значительную роль, в первую очередь в пассажирских перевозках
на дальние расстояния и при недостаточной развитости сухопутной транспортной
инфраструктуры в некоторых территориальных образованиях. Основные преимущества
грузового воздушного транспорта:
во-первых, доставка срочных грузов, например медикаментов, гуманитарной помощи,
скоропортящихся грузов в места, где за фиксировано чрезвычайное положение;
во-вторых, доставка промышленной и продовольственной продукции, наиболее ценных
грузов, а также почты в труднодоступные для сухопутного и водного транспорта
территориальные образования;
в-третьих, достаточная маневренность самолетов (вертолетов) при наличии
значительной беспосадочной дальности полета и кратчайших расстояний воздушных
маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта.
Трубопроводный транспорт. Достоинством данного вида транспорта является низкая
себестоимость при высокой пропускной способности, а так же высокая степень
сохранности грузов.
К недостаткам трубопроводного транспорта относятся низкая скорость
перемещения (как правило, не более 10 километров в час) и негибкость
(транспортировка осуществляется между фиксированными точками). А также узкая
номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкость, газы, эмульсия).
Промышленный транспорт представляет собой производственный транспорт промышленных
предприятий, осуществляющий внутренние перевозки грузов (заготовки, детали,
узлы, агрегаты, готовая продукция) и внешние кооперированные перевозки между
предприятием и поставщиками или потребителями. Поэтому промышленный транспорт,
с одной стороны, неотъемлемая часть производственного процесса, с другой -
важнейшее звено транс порта общего пользования.
Рассмотренные виды транспорта (и их характеристики) в совокупности и при
своем взаимодействии в смешанных перевозках образуют единую транспортную
систему, которая представ лена разнообразным подвижным составом, путями
сообщения (сухопутные, водные, воздушные), парком различных
погрузочно-разгрузочных механизмов и другими вспомогательными устройствами и
оборудованием, обеспечивающие процесс перевозки грузов.
Список Литературы
транспорт груз
магистральный
1) Королева Е.А., Лебедев В.Н. Организация международных
транспортных систем. Методические указания. СПБГУВК. Санкт-Петербург. 2007.
) Тарифное руководство № 4-Р. Тарифные расстояния
речных пароходств Северо-Западного и Северного бассейнов/МРФ РСФСР. - Л.:
Транспорт, 1977.
) Тарифное руководство № 4-Р. Расстояния между
тарифными пунктами речных пароходств центрального бассейна/МРФ РСФСР. - Л.:
Транспорт, 1987.
) Таблицы морских расстояний для судов смешанного
плавания по морским путям. Издание ГУНИО, С.Петербург, 1992.
) http://rbc-ltd.ru/tablica_rasstoyanij.htm#Belomorsk
6) http://www.answer-logistic.ru/fast/interaktivnaya-karta-marshrutov-morskih-perevozok.html#.UxEfiB9wsQM.