Архитектура Древней Греции
Содержание
Введение
.
Архитектура Древней Греции
.
Типы древнегреческих храмов
.
Храмы в дорическом стиле
.
Парфенон
Заключение
Список
использованных источников
Приложения
Введение
Тысячелетия отделяют нас от древних греков.
Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку
старого, кровавые мировые войны.
Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос,
изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного
искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в
известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».
При взгляде на художественные шедевры той
далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и
величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие
памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой
культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен
Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».
Архитектура античной Греции, охватывающая в
своём развитии в основном VIII-I века до н.э., делится на три периода:
архаический, классический и эллинистический.
Период архаики (VIII - начало V в. до н. э.)
совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных
типов культовых и общественных зданий.
Из второго периода, охватывающего время с 480 г.
до конца IV в. следует выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400
гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в
эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает
своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а вместе с нею -
искусство и архитектура.
Третий период - эпоха эллинизма (320-е годы IV
в.- I в. н. э.) - время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной
экспансии эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие
крупными центрами торговой и культурной жизни.в. до н.э. характерен ростом
городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают
появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких
пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только
культовыми, но отчасти и общественными зданиями.
В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы
храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания,
система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название
ордера.
Построенный по правилам ордера греческий храм
был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому
месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм
был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее
воздействие на последующую историю мировой архитектуры.
1. Архитектура Древней Греции
Греки доводили обработку архитектурных построек
и всех без исключений деталей декора до высочайшей степени совершенства и
отточенности, обогащали скульптурой. Архитектура Древней Греции всегда поражала
меня уже одним своим строгим силуэтом, гармоничностью и пропорциональностью
простых форм и четких линий, которые сообщали ей устремленность ввысь, в бесконечно
голубое небо. Она настолько торжественно эмоциональна. Такая солнечная и
воздушная. Несмотря на монументальность некоторых храмов, они не подавляют
своими размерами, а вызывают чувство умиротворенности и душевного полета.
Главное помещение греческого храма составляет
глухой каменный объем - целла. Она водружена на ступенчатое основание -
стереобат и окружена по периметру колоннами. Колонны поддерживают
горизонтальное балочное перекрытие - антаблемент с опирающейся на него
двускатной крышей, которая образует на узкой стороне треугольник - фронтон.
Антаблемент состоит из трех горизонтальных балок, расположенных по порядку
снизу вверх: архитрав, фриз, карниз. В целле находилась статуя бога, которому
был посвящен храм. Пройти к ней можно было через дверь с восточной стороны.
Освещение внутри храма было естественное - через решетку при входе (оттуда
проникал в храм солнечный свет).
Пропорции здания и его живописный образ
определял архитектурный ордер - одно из величайших изобретений греческих
архитекторов. Это порядок соотношения опоры, несущих и несомых частей здания,
представляющий собой архитектурно-художественную систему стоечно-балочной
конструкции. Опора может существовать в виде подия, многоступенчатого
стереобата, может и отсутствовать, быть оформлена иначе. Несущая система - это
стена или колонна. Несомая - антаблемент, находящийся сверху.
В архитектуре Древней Греции существует три
ордера, различавшиеся по стилю: дорический, ионический, коринфский. Первые два
возникли в период архаики.
Дорический ордер - самый прочный и тяжеловесный.
Колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно
приземисты и мощны. На высоте одной трети колонна имеет равномерное утолщение,
которое создает ощущение упругого сопротивления тяжести антаблемента. Колонна
состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного каннелюрами, которые
делались, по-видимому, для того, чтобы оживить монотонность ее гладкой
цилиндрической поверхности и чтобы их перспективное сокращение с боков колонны
позволяло глазу лучше чувствовать ее округлость и производило игру света и
тени. Капитель завершала ствол колонны. Капитель состояла из эхина - круглой
каменной подушки и абака - невысокой плиты, принимающей давление антаблемента.
Дорическую колонну принято сравнивать с образом героя, а сам ордер
символизирует его силу. Колонны этого ордера помещались преимущественно внизу
архитектурного сооружения.
Архитрав дорического ордера гладкий. Фриз
украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к
выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными
желобками. Метопы - прямоугольные плиты квадратной формы - заполняют промежутки
между триглифами. На поверхности метопы обычно помешается рельефный декор,
который в архитектуре античной Греции носил характер сюжетной сцены, но
впоследствии свелся к декоративному мотиву. Антаблемент завершается карнизом.
Примерами дорического ордера являются храмы Геры
в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии.
В ионическом ордере все формы легче, нежнее и грациознее.
Колонна этого ордера олицетворяет грациозность женщины. Она выше, стройнее и
более пропорциональнее дорической, имеет базу, покрыта каннелюрами в большем
числе, причем они врезаны в нее гораздо глубже, отделены друг от друга
небольшими гладкими пространствами и не доходят до самого верха и низа колонны,
оканчиваясь закруглением. Капитель ионической колонны представляет собой два
изящных завитка - волюты.
Архитрав разделен по горизонтали на три полосы,
отчего кажется легче. Фриз украшает лента непрерывного рельефа, который
опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.
Постройки ионического ордера - храмы Артемиды в
Эфесе, храм Геры на острове Самос, а также храмы святилища в Дельфах.
В греческом зодчестве существовал еще один ордер
- коринфский, возникший позже других и отличавшийся особенной легкостью.
Коринфская колонна тоньше и стройнее, чем ионическая, хотя очень на нее похожа,
однако, капитель и абак совершенно иные. Ее можно сравнить с образом прекрасной
девушки. Венчает колонну пышная корзинообразная капитель с растительным
орнаментом из листьев аканфа и спиралевидными усиками винограда по углам, абак
имеет форму квадрата с отсеченными углами и дугообразно срезанными сторонами; в
середине каждой из этих сторон помещена розетка. В многоэтажных постройках
колонны этого ордера располагали сверху.
Примеры коринфского ордера - храм Аполлона в
Басах, храм Зевса в Афинах (рис. 1).
Ордер был общей системой правил и эстетических
норм, но древние зодчие при возведении каждого храма применяли их творчески.
Поэтому композиция греческих храмов была различна и ордерные стилистические
элементы использовались в каждом из типов сооружений особо.
2. Типы древнегреческих храмов
Самым простым и самым ранним типом храма был
дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в
плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом.
По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами.
Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм
назывался «дистилем», т.е. «двуколонный»).
Второй, также относительно простой тип храма -
простиль. Он сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на
фасаде не две, а четыре колонны.
Третий тип - амфипростиль. Это как бы двойной
простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем
фасадах здания.
Четвертым типом храмов является периптер. Это
наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон,
по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество
боковых определялось формулой 2π + 1, где
π
-
количество колонн на переднем фасаде.
Иногда на боковых фасадах размещался не один, а
два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер.
Существовал в Греции еще один вид храма -
круглый периптер, где святилище - целла - имело цилиндрическую форму, и по
всему периметру храм был окружен кольцом колонн (рис 2).
К числу ранних сооружений дорического стиля
относится храм Геры в Олимпии (конец 7 - начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно
вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно
невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки.
Количество колонн составляло: на главном фасаде - 6, на боковых - 16. Колонны
сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания
заменялись каменными.
В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн,
причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу.
Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую
конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный
материал - камень.
Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм
Геры (I) в Пестуме. Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого
здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения - типично
архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно
уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.
Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме
(конец первой четверти 5 в. до н. э.) - большой гексастильный (шести-колонный)
периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).
Храм по своим очертаниям в плане приближается
уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали
отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще
присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).
Одним из высших достижений греческой архитектуры
является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между
468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6X13 колоннами (их высота - 10,5
м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью
пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие
между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали
отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью
рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического
периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес
знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса
работы Фидия.
4. Парфенон
архитектура греция храм парфенон
Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее
значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних
греков. Парфенон - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя
(рис 5).
Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под
руководством двух талантливых архитекторов - Иктина и Калликрата. Но по
свидетельству жившего до н.э. древнегреческого историка Плутарха, при
возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».
Парфенон представляет собой дорический периптер
с элементами ионического ордера (рис 3). Он стоит на стилобате (69,5 м в длину
и 30,9 м в ширину) - трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет
около 1,5 метров, и был покрыт с черепичной кровлей. Со стороны главного
(западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей.
Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна
из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение
6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр
их основания - 1,9 м, у угловых колонн - 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На
каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. План Парфенона основан на
известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю
четырёхугольника.
Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в
ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфипростилем. На
фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля.
Восточный портик был пронаосом, западный - постикумом.
Целла, располагавшаяся с востока, имела длину в
29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому её часто
называли гекатомпедон (стофутный храм). Два ряда дорических колонн (по 9 в
каждом) заканчивались у стены поперечным рядом с тремя дополнительными
колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух
других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй,
поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос
работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр. (рис 4).
В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину),
называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм),
стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери
вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464
году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в
опистодоме располагался также государственный архив.
Заключение
И так осталось только подвести итоги ко всему
выше сказанному. Как следует из самой работы, развитие греческой архитектуры
пришлось на время правления Перикла или по-другому на «классический период».
Здесь мы прослеживаем неоднократное изменение
стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому,
изящному, непринуждённому.
Так же мы можем здесь узнать о том, как в
классическом периоде происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя
включал, «пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение всех
величественных храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом
величественном и почётном храме того времени Парфеноне.
В данной работе я попыталась в большей или
меньшей степени раскрыть все этапы формирования и преобразования архитектуры в
Древней Греции, рассматривая это подробно на некоторых сооружениях и храмах
того времени.
Список использованных источников
2. Колобова
К.М. Древний город Афины и его памятники / К.М. Колобова. - СПб.: Нева, 2001. -
250 с.
. Лурье
С.А. История Греции / С.А. Лурье. - СПб: Изд-во Санкт - Петербургского унив-та,
2003. - 434 с.
. Любимов
Л. Искусство древнего мира / Л. Любимов. - М.: Просвещение, 2000. - 385 с.
. Соколов
Г.И. Акрополь в Афинах / Г.И. Соколов. - М.: Амфора, 2000. - 126 с.
. Гнедыч
П.П. История искусств: В 3-х томах / П.П. Гнедыч. - СПб.: Изд. А.Ф. Маркса,
1897. - Т.1.
Приложения
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5