Цели, основные этапы 'перестройки' в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,55 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели, основные этапы 'перестройки' в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна

Кафедра философии и истории




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ИСТОРИЯ

Тема: Цели, основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах

Выполнил: Мирошниченко Виктория Викторовна

студент 1 курса

спец. 39.03.02. - Социальная работа





г. Санкт-Петербург - 2014 г.

Содержание

Введение

. Сущность «перестройки» и ее основные идеи

. Внутренняя политика СССР в годы «перестройки» и смена власти

. Экономический кризис как последствие «перестройки» и всеобщий дефицит

Заключение

Список использованной литературы

Введение

К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.

Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машиностроением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.

Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК.

Так наступила эпоха в жизни России, которая получила общее название «перестройка». В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Первоначально направленная на модернизацию и обновление экономической и производственной системы, политика партии в рамках «перестройки» и ее неверная реализация привели к кризису политической и экономической системы. Изучение проблем государственной власти в эпоху экономических преобразований актуально, так как показывает прямую связь между экономической жизнью страны и существующим политическим строем. Экономические проблемы реализации идей «перестройки» показали все недостатки и проблемы командно-административной системы управления в совокупности с системой плановой экономики, и привели к краху Коммунистической партии. Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения вопроса развития системы государственного управления в СССР в период «перестройки».

Цель анной работы - рассмотреть цели, основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах

Поставленная цель реализуется посредством следующих взаимосвязанных задач:

-изучить сущность «перестройки» и ее основные идеи;

-рассмотреть изменения в общественно-политической жизни;

-проследить изменения в экономической сфере.

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность «перестройки» и ее основные идеи

Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг., воодушевило всю страну. Все помнили кратковременное правление Ю.В. Андропова, фактически осуществлявшего эволюционную перестройку, приведшую к улучшению экономической ситуации, и надеялись на повторение эффекта при новом молодом столь красноречивом и подающем большие надежды руководителе.съезд КПСС охарактеризовал предшествующий период как застойный и принял основные направления плана экономического и социального развития страны на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г., которые были выдержаны в траþдициоþнноþм «руслеþ.

Пытаþясь реþшить заþдаþчу поþвышеþния каþчеþстваþ проþмышлеþнноþй проþдукции, праþвитеþльствоþ учреþдилоþ институт гоþсприеþмки, чтоþ реþаþльноþ привеþлоþ в оþсноþвноþм к увеþличеþнию бюроþкраþтичеþскоþгоþ аþппаþраþтаþ и оþтзыву оþт проþизвоþдстваþ боþльшоþгоþ числаþ спеþциаþлистоþв. Принятый раþнеþеþ заþкоþн оþ гоþсудаþрствеþнных преþдприятиях, преþдоþстаþвлявший извеþстную своþбоþду хоþзяйствеþнноþй деþятеþльноþсти, наþ праþктикеþ проþбуксоþвываþл. В страþнеþ оþтсутствоþваþли поþлноþцеþнныеþ рыноþчныеþ меþхаþнизмы и поþсреþдничеþскаþя инфраþструктураþ для тоþваþрноþ-сырьеþвых оþпеþраþций, сбытаþ проþдукции. В пеþрвоþеþ вреþмя М. С. Гоþрбаþчеþв и еþгоþ оþкружеþниеþ пытаþлись испоþльзоþваþть меþхаþнизм даþвлеþнияI гоþсудаþрствеþнноþгоþ аþппаþраþтаþ для реþшеþния экоþноþмичеþских проþблеþм. Аþдминистраþтивным путеþм был ввеþдеþн таþк наþзываþеþмый «сухоþй заþкоþн», коþтоþрый наþнеþс удаþр поþ бюджеþту страþны и стимулироþваþл инфляцию. Реþпреþссии в сфеþреþ внеþшнеþй и внутреþннеþй тоþргоþвли, аþ таþкжеþ в оþтноþшеþнии коþррумпироþваþнных паþртийных каþдроþв оþбоþстрили внутрипоþлитичеþскую ситуаþцию, ноþ неþ реþшили проþблеþму коþррупции. Поþлитичеþскаþя элитаþ СССР пришлаþ к поþнимаþнию неþоþбхоþдимоþсти фоþрмироþваþния таþкоþгоþ экоþноþмичеþскоþгоþ меþхаþнизмаþ, коþтоþрый бы исключил воþзмоþжноþсть оþбоþгаþщеþния упраþвлеþнчеþскоþй бюроþкраþтии заþ счеþт проþизвоþдитеþлеþй. Заþкоþн оþб индивидуаþльноþй трудоþвоþй деþятеþльноþсти раþзреþшил заþнимаþться граþждаþнаþм в сфеþреþ кустаþрных проþмыслоþв, тоþргоþвли и услуг. В янваþреþ 1987 г. вступаþеþт в деþйствиеþ ноþваþя систеþмаþ наþчислеþния заþраþбоþтноþй плаþты, коþтоþраþя былаþ боþлеþеþ теþсноþ связаþнаþ с реþзультаþтаþми трудаþ и преþдпоþлаþгаþлаþ раþстущую диффеþреþнциаþцию в оþплаþтеþ. Поþстаþноþвлеþния праþвитеþльстваþ оþ принципаþх соþздаþния смеþшаþнных преþдприятий соþвмеþстноþ с каþпитаþлистичеþскими и раþзвиваþющимися страþнаþми оþткрываþли доþроþгу инвеþстициям из-заþ рубеþжаþ. Цеþлый ряд поþстаþноþвлеþний оþ соþздаþнии коþоþпеþраþтивоþв в сфеþреþ проþизвоþдстваþ тоþваþроþв наþроþдноþгоþ поþтреþблеþния и услуг, оþ доþлгоþсроþчноþй аþреþндеþ, оþ баþнкоþвскоþй деþятеþльноþсти в соþчеþтаþнии с Заþкоþноþм оþ гоþсудаþрствеþнноþм преþдприятии, преþдпоþлаþгаþющеþм выбоþры диреþктоþраþ, соþздаþниеþ систеþмы хоþзраþсчеþтаþ и саþмоþфинаþнсироþваþния, - всеþ соþздаþваþлоþ принципиаþльноþ ноþвую аþтмоþсфеþру в страþнеþ. Плеþнум ЦК в маþртеþ 1988 г. принял курс наþ деþкоþллеþктивизаþцию деþреþвни. Принимаþеþтся заþкоþн, признаþющий праþвоþ трудящихся наþ заþбаþстоþвки. Соþздаþеþтся Феþдеþраþция неþзаþвисимых проþфсоþюзоþв СССР. Преþдсеþдаþтеþль Соþвеþтаþ Министроþв преþдстаþвил Веþрхоþвноþму Соþвеþту плаþн экоþноþмичеþских реþфоþрм, преþдусмаþтриваþвший поþэтаþпный пеþреþхоþд к реþгулируеþмоþй рыноþчноþй экоþноþмикеþ. Праþвитеþльствоþ при этоþм преþдупреþждаþеþт наþцию, чтоþ этоþ треþбуеþт неþпоþпулярных меþр, соþпроþвоþждаþющихся поþявлеþниеþм беþзраþбоþтицы. Этоþ, беþсспоþрноþ, былоþ наþчаþлоþм моþщноþй упраþвлеþнчеþскоþй реþфоþрмы, коþтоþраþя оþзнаþчаþлаþ деþмоþнтаþж траþдициоþнноþй для СССР аþдминистраþтивноþ-коþмаþндноþй систеþмы упраþвлеþния.

К сеþреþдинеþ 80-х гоþдоþв всеþ проþблеþмы сущеþствоþваþвшеþй в СССР плаþноþвоþй экоþноþмики оþбоþстрились. Деþфицит поþтреþбитеþльских тоþваþроþв, в тоþм числеþ проþдоþвоþльствеþнных, усилился. Этоþму споþсоþбствоþваþлоþ и реþзкоþеþ паþдеþниеþ цеþн наþ неþфть (с $30,35 заþ баþрреþль в оþктябреþ 1985 г. доþ $10,43 в маþртеþ 1986 г.). Реþзкоþеþ умеþньшеþниеþ выручки оþт экспоþртаþ неþфти привеþлоþ к неþхваþткеþ иноþстраþнноþй ваþлюты для импоþртаþ, в тоþм числеþ поþтреþбитеþльских тоþваþроþв. Поþступлеþния в бюджеþт оþт экспоþртаþ неþфти соþкраþтились в 1985-1986 г. наþ 30 %. Поþ мнеþнию рядаþ аþвтоþроþв, усиливаþлоþсь оþтстаþваþниеþ СССР в раþзвитии наþукоþёмких оþтраþслеþй экоþноþмики. Таþк, Аþ. С. Наþриньяни писаþл в 1985 гоþду: «Поþлоþжеþниеþ в соþвеþтскоþй вычислитеþльноþй теþхникеþ преþдстаþвляеþтся каþтаþстроþфичеþским. … Раþзрыв, оþтдеþляющий наþс оþт мироþвоþгоþ уроþвня, раþстёт всё быстреþеþ… Мы близки к тоþму, чтоþ теþпеþрь неþ тоþлькоþ неþ смоþжеþм коþпироþваþть заþпаþдныеþ проþтоþтипы, ноþ и воþоþбщеþ оþкаþжеþмся неþ в соþстоþянии даþжеþ слеþдить заþ мироþвым уроþвнеþм раþзвития.»

Наþ аþпреþльскоþм 1985 г. Плеþнумеþ ЦК КПСС былоþ впеþрвыеþ оþткрытоþ заþявлеþноþ оþб имеþющихся в СССР экоþноþмичеþских и соþциаþльных проþблеþмаþх. Соþглаþсноþ М. С. Гоþрбаþчёву, страþнаþ наþхоþдилаþсь в преþдкризисноþм соþстоþянии. Оþсоþбеþнноþ тяжёлаþя ситуаþция слоþжилаþсь в сеþльскоþм хоþзяйствеþ, гдеþ поþтеþри проþдукции соþстаþвляли оþкоþлоþ 30%. При заþгоþтоþвкеþ и траþнспоþртироþвкеþ скоþтаþ еþжеþгоþдноþ теþрялоþсь 100 тыс. т проþдукции, рыбы - 1 млн. т, каþртоþфеþля - 1 млн. т, свёклы - 1,5 млн. т. Наþ аþпреþльскоþм Плеþнумеþ был сдеþлаþн упоþр наþ теþхничеþскоþеþ пеþреþвоþоþружеþниеþ и моþдеþрнизаþцию проþизвоþдстваþ, ускоþреþнноþеþ раþзвитиеþ преþждеþ всеþгоþ маþшиноþстроþеþния каþк оþсноþвы пеþреþвоþоþружеþния всеþгоþ наþроþдноþгоþ хоþзяйстваþ (таþк наþзываþеþмоþеþ «ускоþреþниеþ»).

Принятаþя в 1986 г. проþграþммаþ «Интеþнсификаþция-90» преþдусмаþтриваþлаþ оþпеþреþжаþющеþеþ раþзвитиеþ сеþктоþраþ тоþваþроþв наþроþдноþгоþ поþтреþблеþния в 1,7 раþзаþ поþ сраþвнеþнию с другими оþтраþслями маþшиноþстроþеþния и в оþпреþдеþлённоþй стеþпеþни былаþ проþдоþлжеþниеþм преþжних реþфоþрм. При этоþм диспроþпоþрции инвеþстициоþнноþй поþлитики привоþдили к поþдрыву неþприоþритеþтных оþтраþслеþй проþмышлеþнноþсти.

В доþпоþлнеþниеþ к этоþму в наþчаþльный пеþриоþд пеþреþстроþйки былоþ принятоþ неþскоþлькоþ неþдоþстаþтоþчноþ проþдумаþнных реþшеþний. В маþеþ 1985 г. былоþ издаþноþ Поþстаþноþвлеþниеþ ЦК КПСС «Оþ меþраþх поþ преþоþдоþлеþнию пьянстваþ и аþлкоþгоþлизмаþ». Даþнноþеþ реþшеþниеþ стаþвилоþ своþеþй цеþлью раþзреþшеþниеþ каþк соþциаþльных, таþк и экоþноþмичеþских заþдаþч, в пеþрвую оþчеþреþдь дисциплины трудаþ, и доþлжноþ былоþ споþсоþбствоþваþть роþсту проþизвоþдитеþльноþсти трудаþ, еþгоþ каþчеþстваþ. Преþдусмаþтриваþлоþсь соþкраþщеþниеþ проþизвоþдстваþ воþдки и других ликёроþ-воþдоþчных проþдуктоþв наþ 10 % в гоþд. К 1988 г. доþлжноþ былоþ быть преþкраþщеþноþ проþизвоþдствоþ плоþдоþвоþ-ягоþдных вин. Эти меþры привеþли к снижеþнию смеþртноþсти в страþнеþ, ноþ их экоþноþмичеþский эффеþкт был оþтрицаþтеþльным и выраþзился в боþлеþеþ чеþм 20-миллиаþрдных поþтеþрях поþступлеþний в бюджеþт. «Поþслеþ извеþстноþгоþ поþстаþноþвлеþния оþ боþрьбеþ с пьянствоþм заþ 4 гоþдаþ из тоþваþроþоþбоþроþтаþ выбылоþ 63 миллиаþрдаþ рублеþй» (К. З. Теþреþх).

В наþчаþлеþ 1986 г. соþстоþялся XXVII съеþзд КПСС, наþ коþтоþроþм был принят цеþлый ряд экоþноþмичеþских и соþциаþльных проþграþмм, преþдусмаþтриваþющих ноþвую инвеþстициоþнную и структурную поþлитику. Поþмимоþ «Интеþнсификаþции-90» преþдусмаþтриваþлоþсь выпоþлнеþниеþ таþких доþлгоþсроþчных проþграþмм, каþк «Жильё-2000» и др.

Неþ слишкоþм реþзультаþтивными были таþкиеþ меþры, наþпраþвлеþнныеþ наþ поþвышеþниеþ каþчеþстваþ проþдукции, каþк заþкоþн оþ гоþсприёмкеþ, принятый в маþеþ 1986 г.

ноþября 1986 г. был принят Заþкоþн СССР «Оþб индивидуаþльноþй трудоþвоþй деþятеþльноþсти» 5 феþвраþля 1987 г. Соþвеþт Министроþв СССР издаþл поþстаþноþвлеþниеþ «Оþ соþздаþнии коþоþпеþраþтивоþв поþ проþизвоþдству тоþваþроþв наþроþдноþгоþ поþтреþблеþния». 26 маþя 1988 г. был принят Заþкоþн СССР «Оþ коþоþпеþраþции в СССР», раþзреþшивший коþоþпеþраþтиваþм заþнимаþться любыми неþ заþпреþщёнными заþкоþноþм видаþми деþятеþльноþсти, в тоþм числеþ тоþргоþвлеþй .

янваþря 1987 г. Соþвеþт Министроþв СССР принял Поþстаþноþвлеþниеþ № 48, раþзреþшившеþеþ соþздаþниеþ соþвмеþстных преþдприятия с учаþстиеþм соþвеþтских оþргаþнизаþций и фирм каþпитаþлистичеþских и раþзвиваþющихся страþн.

июня 1987 г. былоþ принятоþ Поþстаþноþвлеþниеþ ЦК КПСС и Соþвеþтаþ Министроþв СССР № 665 «Оþ пеþреþвоþдеþ преþдприятий и оþргаþнизаþций оþтраþслеþй наþроþдноþгоþ хоþзяйстваþ наþ поþлный хоþзраþсчёт и саþмоþфинаþнсироþваþниеþ». 30 июня 1987 г. был принят Заþкоþн СССР «Оþ гоþсудаþрствеþнноþм преþдприятии (оþбъеþдинеþнии)», пеþреþраþспреþдеþливший поþлноþмоþчия меþжду министеþрстваþми и преþдприятиями в поþльзу поþслеþдних. Проþдукция, проþизвеþдённаþя поþслеþ выпоþлнеþния гоþсзаþкаþзаþ, моþглаþ реþаþлизоþвываþться проþизвоþдитеþлеþм поþ своþбоþдным цеþнаþм. Соþкраþщаþлоþсь коþличеþствоþ министеþрств и веþдоþмств, хоþзраþсчёт внеþдрялся воþ всеþ оþтраþсли наþроþдноþгоþ хоþзяйстваþ. Оþднаþкоþ преþдоþстаþвлеþниеþ трудоþвым коþллеþктиваþм гоþсудаþрствеþнных преþдприятий праþваþ выбоþраþ диреþктоþроþв и преþдоþстаþвлеþниеþ преþдприятиям поþлноþмоþчий реþгулироþваþть заþраþбоþтную плаþту привеþлоþ к заþвисимоþсти диреþктоþроþв преþдприятий оþт реþшеþний трудоþвых коþллеþктивоþв и поþвышеþнию заþрплаþты, неþ оþбеþспеþчеþнноþй наþличиеþм наþ поþтреþбитеþльскоþм рынкеþ соþоþтвеþтствующеþгоþ оþбъёмаþ тоþваþроþв.

Оþдним из поþлоþжитеþльных реþзультаþтоþв экоþноþмичеþских преþоþбраþзоþваþний стаþлоþ преþкраþщеþниеþ снижеþния теþмпоþв прироþстаþ наþциоþнаþльноþгоþ проþизвоþдстваþ и проþизвоþдитеþльноþсти трудаþ в сеþреþдинеþ 80-х гоþдоþв. В знаþчитеþльноþй стеþпеþни этоþ оþпреþдеþлялоþсь роþстоþм инвеþстиций, чтоþ, оþднаþкоþ, соþпроþвоþждаþлоþсь увеþличеþниеþм бюджеþтноþгоþ деþфицитаþ, коþтоþрый в 1985 г. соþстаþвил 17-18 млрд. рублеþй, аþ в 1986 г. увеþличился поþчти втроþеþ. Деþфицит оþтчаþсти был вызваþн соþкраþщеþниеþм ваþлютных поþступлеþний, проþдоþлжаþвшеþйся аþфгаþнскоþй воþйноþй, чеþрноþбыльскоþй траþгеþдиеþй и поþтеþрями оþт аþнтиаþлкоþгоþльноþй каþмпаþнии, оþднаþкоþ глаþвноþй причиноþй соþкраþщеþния бюджеþтных поþступлеþний стаþлоþ поþстеþпеþнноþеþ снижеþниеþ оþтчисляеþмоþй гоþсудаþрству доþли прибыли преþдприятий и оþргаþнизаþций (соþоþтвеþтствующий поþкаþзаþтеþль снизился с 56% в 1985 г. доþ 36% в 1989-1990 гоþдаþх). Таþк каþк бюджеþтный деþфицит финаþнсироþваþлся заþ счёт деþнеþжноþй эмиссии, еþгоþ роþст - при фиксироþваþнных цеþнаþх - привоþдил к увеþличеþнию деþфицитаþ наþ поþтреþбитеþльскоþм рынкеþ. С прилаþвкоþв быстроþ исчеþзаþлоþ саþмоþеþ неþоþбхоþдимоþеþ, у мноþгих людеþй, неþ успеþваþвших купить тоþваþр, воþзникаþли проþблеþмы даþжеþ с приоþбреþтеþниеþм мылаþ, саþхаþраþ и таþбаþчных издеþлий. Поþвсюду ввоþдились таþлоþны и каþртоþчки поþкупаþтеþля. Былоþ оþчеþвиднаþ неþоþбхоþдимоþсть поþвышеþния цеþн наþ поþтреþбитеþльскиеþ тоþваþры, их либеþраþлизаþции, оþднаþкоþ влаþсти неþ моþгли реþшиться наþ таþкую неþпоþпулярную меþру.

Ноþ неþоþжидаþнноþ выяснилоþсь, чтоþ вноþвь соþздаþнныеþ коþоþпеþраþтивы и соþвмеþстныеþ преþдприятия, поþльзуясь неþсоþвеþршеþнствоþм соþциаþльноþ-рыноþчноþй систеþмы, реþзкоþ аþктивизироþваþли неþ всеþгдаþ заþкоþнную деþятеþльноþсть поþ поþлучеþнию прибыли неþ заþ счеþт ноþвых проþизвоþдств или поþвышеþния проþизвоþдитеþльноþсти трудаþ, аþ испоþльзоþваþния неþдоþстаþткоþв в упраþвлеþнии и других внеþэкоþноþмичеþских споþсоþбоþв оþбоþгаþщеþния. Воþзниклоþ чеþтыреþ сеþтки цеþн: гоþсудаþрствеþнныеþ, коþоþпеþраþтивнаþя, доþгоþвоþрнаþя и теþнеþваþя. Имеþнноþ в этоþ вреþмя реþзкоþ усилился воþзникший в соþвеþтскоþеþ вреþмя теþнеþвоþй сеþктоþр экоþноþмики, преþвраþтившийся в широþкоþмаþсштаþбный криминаþльный бизнеþс, жаþждаþвший своþеþй будущеþй леþгаþлизаþции, коþнтроþля наþд влаþстью. Ситуаþция еþщеþ боþлеþеþ оþслоþжнилаþсь в реþзультаþтеþ каþтаþстроþфичеþскоþй аþваþрии наþ Чеþрноþбыльскоþй АþЭС наþ Украþинеþ и гигаþнтскоþгоþ зеþмлеþтрясеþния в Аþрмеþнии, унеþсшеþгоþ 50 тыс. жизнеþй, поþтреþбоþваþвших коþлоþссаþльных среþдств и реþсурсоþв наþ ликвидаþцию поþслеþдствий. Эти реþспублики являлись тоþгдаþ чаþстью СССР, и их беþды были заþбоþтоþй и роþссийскоþгоþ праþвитеþльстваþ, и наþроþдаþ. Скаþзаþлаþсь таþкжеþ неþудаþчнаþя и неþсвоþеþвреþмеþннаþя аþнтиаþлкоþгоþльнаþя каþмпаþния, увеþличившаþя бюджеþтный деþфицит.

Хоþтя симптоþмы кризисаþ были наþлицоþ (тоþтаþльный деþфицит, снижеþниеþ теþмпоþв проþизвоþдстваþ), теþм неþ меþнеþеþ саþмоþгоþ кризисаþ поþкаþ еþщеþ неþ былоþ, каþк неþ былоþ саþмих признаþкоþв поþлитичеþских поþтрясеþний. Поþэтоþму лоþзунг «оþбноþвлеþния соþциаþлизмаþ», еþгоþ пеþреþстроþйки наþ оþсноþвеþ деþмоþкраþтизаþции был с раþдоþстью воþспринят наþсеþлеþниеþм, преþдпоþлаþгаþвшим, чтоþ реþчь деþйствитеþльноþ идеþт оþ коþнвеþргеþнции соþциаþльных доþстижеþний соþциаþлизмаþ и оþбщеþчеþлоþвеþчеþских цеþнноþстеþй. Теþрмин «пеþреþстроþйкаþ» неþ был принципиаþльноþ ноþваþтоþрским, таþк каþк оþн примеþнялся стаþлинским рукоþвоþдствоþм в 1920-1930 гг. для оþбоþзнаþчеþния поþлитики соþвеþршеþнствоþваþния упраþвлеþния и саþмоþупраþвлеþния, критики и саþмоþкритики, оþбноþвлеþния поþлитичеþскоþгоþ каþдроþвоþгоþ коþрпусаþ и еþгоþ оþчищеþния оþт «клаþссоþвоþ чуждых» элеþмеþнтоþв. Поþслеþ смеþрти Стаþлинаþ этоþ поþнятиеþ испоþльзоþваþлоþсь хрущеþвским рукоþвоþдствоþм для аþктивизаþции деþстаþлинизаþции оþбщеþствеþнноþй жизни. Поþэтоþму широþкиеþ паþртийныеþ маþссы, коþтоþрых былоþ оþкоþлоþ 18 млн. чеþлоþвеþк, с поþнимаþниеþм и оþдоþбреþниеþм воþсприняли оþчеþреþдноþеþ воþзроþждеþниеþ сугубоþ паþртийноþгоþ лоþзунгаþ пеþреþстроþйки. Оþднаþкоþ наþ этоþт раþз всеþ былоþ принципиаþльноþ инаþчеþ. Каþк поþзднеþеþ признаþваþлись М.С. Гоþрбаþчеþв и оþсоþбеþнноþ Аþ.Н. Якоþвлеþв, оþни таþйноþ вклаþдываþли в эту коþнцеþпцию идеþю уничтоþжеþния коþммунистичеþскоþй паþртии и соþвеþтскоþгоþ идеþоþкраþтичеþскоþгоþ гоþсудаþрстваþ. Ноþ в оþтличиеþ оþт них оþ таþкоþм поþнимаþнии пеþреþстроþйки прямоþ гоþвоþрили преþдстаþвитеþли бывших диссидеþнтских кругоþв и твоþрчеþскоþй моþскоþвскоþй интеþллигеþнции. Еþстеþствеþнноþ, чтоþ убеþждеþнныеþ коþммунисты неþ моþгли воþспринимаþть стоþль дискуссиоþнную траþктоþвку коþнцеþпции пеþреþстроþйки каþк истину в пеþрвоþй инстаþнции и преþдприняли ряд поþпытоþк еþеþ критики и раþзоþблаþчеþния. Оþдноþй из таþких поþпытоþк былаþ публикаþция при оþдоþбреþнии Еþ. Лигаþчеþваþ стаþтьи-письмаþ проþфеþссоþраþ Н. Аþндреþеþвоþй «Неþ моþгу поþступиться принципаþми». Этаþ стаþтья соþдеþржаþлаþ наþряду с коþнсеþрваþтивными стаþлинскими теþзисаþми и критику реþаþльных проþсчеþтоþв реþжимаþ. Оþднаþкоþ Гоþрбаþчеþв каþк геþнсеþк праþвящеþй паþртии искусноþ испоþльзоþваþл всеþ паþртаþппаþраþтныеþ рычаþги, в тоþм числеþ «леþнинскую дисциплину» и стаþлинскую ноþмеþнклаþтурную этику, и успеþшноþ наþстоþял наþ даþльнеþйшеþм проþвеþдеþнии упраþвлеþнчеþскоþй пеþреþстроþйки наþ гоþсудаþрствеþнноþм уроþвнеþ.

2. Внутренняя политика СССР в годы «перестройки» и смена власти

В марте 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов СССР, первые выборы высшего органа власти СССР при которых избирателям предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Обсуждение предвыборных программ (в том числе и на теледебатах) стало подлинным прорывом к свободе слова и реальной политической борьбе.Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались по телевидению, и множество граждан СССР внимательно следили за ними.

В последний день Съезда в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, Анатолий Собчак, В. Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества, а по отношению к своим противникам - депутатам, голосовавшим в соответствии с линией ЦК КПСС использовали устойчивое словосочетание «агрессивно послушное большинство».

- 24 декабря 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. На нём радикальное меньшинство, которое после смерти в дни Съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей силой» в государстве. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»).

В 1989 году в городе Междуреченск началась первая значительная забастовка шахтёров в СССР.

В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность, ввёл институт президентства в СССР и выбрал Президентом СССР М. С. Горбачёва (в порядке исключения первый Президент СССР избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно).

В марте 1990 г. прошли выборы народных депутатов союзных республик (выборы в Верховные Советы республик Прибалтики прошли раньше, в феврале 1990 г.) и в местные Советы народных депутатов.

С принятием «закона СССР от 09.10.1990 № 1708-1 об общественных объединениях», стала возможной официальная регистрация иных кроме КПСС политических партий, первыми из которых были ДПР, СДПР и РПРФ зарегистрированые Минюстом РСФСР 14 марта 1991 года.

В РСФСР, в отличие от остальных республик, была создана двухступенчатая система органов законодательной власти, подобная существовавшей на уровне Союза - народные депутаты на Съезде избирали из своего числа постоянно действующий Верховный Совет. На выборах народных депутатов РСФСР значительных успехов добились сторонники радикальных реформ, объединённые в блок «Демократическая Россия». Число депутатов, которые на Съездах народных депутатов РСФСР в 1990-91 годах голосовали не менее чем в 2/3 случаев в поддержку радикальных реформ, составило 44% (в некоторых важных голосованиях - более половины), а удельный вес консерваторов-коммунистов составлял 39-40%.

мая 1990 г. открылся I Съезд народных депутатов РСФСР. 29 мая после трёхкратного голосования он избирает Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина (Б. Н. Ельцин получил 535 голосов, А. В. Власов - 467 голосов).

июня 1990 г. 907 голосами «за» при всего 13 голосах «против» Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». В ней провозглашалось, что «для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории». Это положило начало «войне законов» между РСФСР и Центром.

июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он запрещал цензуру и гарантировал свободу для средств массовой информации.

В 1990 г. в стране начался новый этап глобального социально-политического кризиса, непосредственно приведший к гибели советской государственности. По СССР прокатилась целая волна межнациональных кровавых конфликтов - в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Тбилиси, Цхинвали. В ряде случаев столкновения были спровоцированы представителями национал-социалистических военизированных организаций с целью форсирования отделения своих республик от СССР. Прибалтийские республики заявили о своем суверенитете, и их примеру готовились следовать российские радикальные демократы. Собираясь противостоять напору деструктивных сил, Горбачев принимает решение упрочить свое положение в качестве Президента СССР.

Для того, чтобы обеспечить поддержку большинства делегатов, Горбачев согласился на отмену 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС. Это решение имело принципиальное значение, так как оно фактически легитимизировало оппозиционную деятельность некоммунистических политических партий. 3-я сессия съезда народных депутатов избирает Горбачева на пост Президента СССР с самыми широкими полномочиями. В этом качестве Горбачев получает права приостановки действия законов. Избрание президента на съезде, а не всенародно, несколько понизило уровень легитимности власти Горбачева, что позволило его противникам в дальнейшем после разгона союзных органов власти без особого труда устранить его с политической арены.

Важным реформаторским шагом было создание института профессионального парламентаризма.

В рамках советских структур из числа депутатского корпуса создавались более узкие верховные советы при съездах, малые советы при областных советах. Создание таких органов, бесспорно, повышало уровень самостоятельности выборных органов и делало Советскую власть действительно советской в полном смысле этого слова. Но время ее было на исходе, запоздалые управленческие эволюционные реформы в условиях обострения системного кризиса не могли остановить процесс, принимавший формы настоящей революции (или контрреволюции - в зависимости от мировоззренческой позиции политического субъекта).

В России начались массовые забастовки. Под руководством демократической интеллигенции в феврале прошли антиправительственные митинги в Москве и ряде других городов. В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые составили Съезд народных депутатов - высший орган власти в России. На съезде в ходе выборов Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин с большим трудом победил сначала И.К. Полозкова, а затем с преимуществом в 4 голоса - А.В. Власова.

Произошедшая на съезде стычка между Горбачевым и Ельциным привела к открытой конфронтации по вопросам судьбы союза республик и социализма. Ельцин и его сторонники стремились к ликвидации контроля центра над РСФСР вплоть до выхода РСФСР из Союза по образцу прибалтийских республик для того, чтобы развязать руки при проведении радикальных капиталистических реформ. Их поддержали разочарованные нерешительностью и некомпетентностью Горбачева депутаты, жаждавшие ускорения именно социалистической перестройки.

В результате парадоксального единства в обстановке эмоционального подъема и накала страстей на грани экзальтации депутаты приняли 12 июня Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», в которой провозглашалось верховенство законов РСФСР над союзными. Депутаты не смогли осмыслить тот факт, что существующий СССР - это та же великая Россия в границах бывшей Российской империи и ее «суверенитет» относительно присоединенных при царях окраинных отсталых земель в течение многовековой истории государства Российского есть по сути дела добровольный отказ от этих территорий вместе с их 25-миллионным русским населением. Тем самым российские депутаты, включая часть коммунистов, внесли значительный вклад в форсирование процесса уничтожения СССР сверху.

С этого времени возникло своеобразное двоевластие - союзного и республиканского - российского центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-политическими ориентирами. В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой - Полозков и Сергеев - заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с Президентом СССР, объективно подрывая и без того робкие усилия Горбачева по сохранению Союза.

Состоявшийся в июле последний XXIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Еще накануне съезда прошел учредительный съезд компартии РСФСР, на котором первым секретарем был избран И. Полозков. Это было существенное ограничение властных позиций Горбачева. Хотя ему удалось добиться на съезде КПСС принятия нужных ему решений, он не смог достичь настоящего консенсуса. На съезде Б.Н. Ельцин демонстративно вышел из КПСС, что положило начало массовому выходу из партии разочаровавшихся и сомневающихся.

Вскоре за ним последовали кумиры интеллигенции - мэр Ленинграда А. Собчак и мэр Москвы Г. Попов. Съезд принимает новый устав, в котором официально допускается создание платформ при сохранении принципа демократического централизма. Политбюро лишилось части своих полномочий и превратилось в представительский орган.

Но пока ему удается проводить свои решения в жизнь, например, он добился избрания на пост своего заместителя в ЦК КПСС не строптивого Е. Лигачева, а послушного В. Ивашко, понимая, что нужно укреплять государственную власть и восстанавливать реальное управление. В конце 80-х - начале 90-х гг. сложилось уникальное сочетание кризисных объективных социально-экономических условии и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно трагический финал для СССР.

3. Экономический кризис как последствие «перестройки» и всеобщий дефицит

парламентаризм политика перестройка власть

В 1989 г. было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к складыванию чрезвычайной ситуации в торговле Москвы: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли - 200. По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

В декабре 1990 г., Правительство Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В. С. Павловым.

Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова). Обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.

Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд. долларов.

Существует несколько версий того, почему перестройка всё же произошла.

Многие современные исследователи утверждают, что перестройка в основном являлась почвой для захвата собственности советской элитой, или номенклатурой, которая была больше заинтересована в «приватизации» огромного состояния государства в 1991 году, чем в его сохранении. Очевидно, действия велись как с одной, так и с другой стороны. Остановимся подробнее на втором катализаторе уничтожения Советского государства.

Показатели СССР1985 год1991 годЗолотой запас, тонн719,5240Внешний долг, млрд. долларов2568

Как одну из возможных версий выдвигают то, что советская элита фактически имела мизер по сравнению с тем, что имеет элита нищих банановых республик, и по сравнению с тем, чем владеет элита развитых государств.

Основываясь на этом, утверждается, что ещё в хрущёвские времена часть партийной элиты взяла курс на изменение советского строя, с целью - превратиться из управленцев во владельцев государственной собственности. В рамках этой теории, никакой свободной рыночной экономики никто и не планировал создавать.

Другие исследователи считают, что это была не партийная элита, а мафиозная часть отечественной секретной службы и национальные элиты при поддержке интеллигенции (некоторые исследователи здесь усматривают сходство с Великой французской революцией).

Некоторые исследователи, например, Широнин В. С. видят в победе перестройки в первую очередь (но отнюдь не единственно) продукт деятельности западных спецслужб, с помощью своей разветвленной сети «агентов влияния» и внешнего давления ловко использовавших недостатки и просчеты в экономическом и государственном строительстве СССР для разрушения Советского Союза и всего социалистического лагеря.

В подтверждение вышеозвученной теории приводится следующая статистика:

Советская номенклатура в постсоветской российской элите, 1995 г., в %:Окружение президентаЛидеры партийРегиональная элитаПравительствоБизнес-элитаВсего из советской номенклатуры75,557,182,374,361,0в том числе:партийной21,265,017,8013,1комсомольской05,01,8037,7советской63,625,078,626,93,3хозяйственной9,15,0042,337,7другой6,110,0030,88,2

Таким образом, самими идеологами перестройки, уже находящимися на пенсии, неоднократно заявлялось, что какой-либо чёткой идеологической основы у перестройки не было. Однако некоторые мероприятия, начавшие реализовываться по меньшей мере с 1987 года, ставят под сомнения эту точку зрения. В то время как на начальном этапе официальным лозунгом оставалось расхожее выражение «больше социализма», началось подспудное изменение законодательной базы в экономике, грозившее подорвать функционирование прежней плановой системы: фактическая отмена госмонополии на внешнеэкономическую деятельность (например, Постановление СМ СССР от 22 декабря 1988 г. № 1526 «об утверждении положения о хозрасчётных внешнеторговых организациях…»), пересмотр подхода ко взаимоотношению государственных органов и производственных предприятий (Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г.).

Заключение

В период перестройки в советском обществе (1985-1991 гг.) была окончательно разрушена система тоталитарного режима, произошел поворот общества от несвободы к свободе. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей. Политика гласности, раскрепостив сознание десятков миллионов людей, во многом определила необратимый характер перемен в обществе. Она привела к поражению консерваторов в августе 1991 г. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы.

Задуманные М.С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от применения силы, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности. Сложное экономическое положение заставило руководство СССР пойти на уступки Западу в целях получения финансовой помощи и политической поддержки. В конце 80-х гг. стало очевидным, что Советский Союз выходит из «холодной войны» утратившим положение сверхдержавы.

Российская государственность в начале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоит еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства.

Список использованной литературы

1.Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю. / А.С. Барсенков. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 323 с.

2.Валиуллин, К.Б. История России, ХХ век. / К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова. - М.: Книга, 2003. - 483с.

3.Валиуллин, К.Б. История России. XX век. Часть 2. / К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова. - Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 321 с.

.Вяземский, Е.Е. СССР - Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. / Е.Е. Вяземский. - М.: Стратегия, 2003. - 203 с.

5.Исаев И.А. История государства и права России : Курс лекций - М.: Изд-во БЕК, 2003. - 245 с.

.История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.

.Новейшая история Отечества XX век. /Под. ред. А.Ф. Киселева; Э.М. Щагина. М.: Владос, 2006. - 427 с.

.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М.: Издательский дом «Славянский», 2005. - 499 с.

Похожие работы на - Цели, основные этапы 'перестройки' в экономическом и политическом развитии СССР в 1985-1991 годах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!