Хрущевская 'оттепель' и незавершенные реформы 1950-1960 годов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Хрущевская 'оттепель' и незавершенные реформы 1950-1960 годов

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории










Дисциплина: История

Реферат

Хрущевская «оттепель» и незавершенные реформы 1950-1960 годов

Студент группы 1-Э-1

В. Н. Фролова

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

С. Ю. Каргапольцев


Санкт-Петербург

год

ВВЕДЕНИЕ

«Славное десятилетие» Хрущева, которое также называют «оттепелью», - один из самых интересных и неоднозначных периодов в развитии Советского государства, о значении и содержании которого исследователи спорят до сих пор. Безусловно, главную роль в развернувшихся событиях сыграл тогдашний лидер СССР Никита Хрущев. Появление этого живого, энергичного, раскованного человека со свежими идеями на политической арене Советского Союза после Сталина было очень неожиданно и необычно. Мы попытаемся рассмотреть причины и этапы формирования Хрущева как политика, реформатора, что, безусловно, неразрывно связано с формированием его характера и личностных качеств.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Хрущев с самого начала решил заниматься внешней политикой собственноручно. Именно в области внешней политики больше всего сказывалась его приверженность к стереотипам, усвоенным еще в сталинские времена. Отчасти это объясняется тем, что Хрущев на протяжении всего сталинского периода, в сущности, стоял совершенно в стороне от решения и даже обсуждения международных вопросов. И в свое пребывание у власти он практически не пересмотрел ни одного крупного внешнеполитического шага. Вывод наших войск из Австралии и прекращение Корейской войны, быть может, составляли исключения. Но эти решения созревали еще во времена Сталина.

С 1955 г. началась эра активных встреч Хрущева с западными руководителями. В этом году он встречался в Женеве с президентом США Эйзенхауэром, но первая его по-настоящему крупная ознакомительная поездка по странам Запада состоялась в 1959 г., когда он вместе с большой делегацией побывал в США.

На встречах с американским президентом основным был германский вопрос. Для Хрущева ограничение вооружений было тесно связано со стабилизацией в Европе. В том, что советско-американское обсуждение вопроса о разоружении зашло в тупик, виноват, конечно, не полет разведывательного самолета У-2 как раз перед встречей, гораздо большую роль здесь сыграла позиция Китая.

И все-таки политика Хрущева по отношению к США, особенно во второй период его пребывания у власти, носила агрессивный характер. По мысли Хрущева, нужна была какая-то могучая демонстрация советской мощи. Первой пробой сил был Берлин. Хрущев мечтал превратить ГДР в окно для западного мира, которое служило бы форпостом, привлекающим трудовой народ капиталистических стран как моральными, политическими, так и материальными достижениями. Как реалист, Хрущев никогда не опасался, что берлинский кризис приведет к военному конфликту. Однако эта проба не дала желаемого эффекта. Тогда появился замысел разместить советские ракеты с ядерными боеголовками под боком у США, на Кубе. Идея и инициатива исходила от Хрущева. Идя на такой риск, он хотел изменить стратегический баланс сил между СССР и США, продемонстрировать советскую мощь и создать условия если не военного, то политического паритета. В итоге ему удалось добиться огромного психологического перелома в сознании руководства. И Хрущев, и Кеннеди поняли, что ракетно-ядерное состязание не может рассматриваться как силовая политическая игра. Вероятно, только Хрущев был способен с одинаковой решимостью как разместить ракеты на Кубе, так и вывезти их оттуда.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Особенно успешно советская экономика развивалась во второй половине 50-х гг.: повысилась эффективность использования основных фондов в промышленности и строительстве, быстро росла производительность труда в ряде отраслей народного хозяйства. Повышение эффективности выработки привело к значительному росту внутрихозяйственных накоплений, стало возможным полноценное финансирование непроизводственной сферы.

На XXII съезде КПСС было объявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР, и тем самым решен поставленный еще Сталиным вопрос о его строительстве в отдельно взятой стране.

В 1955 г. население СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 г. численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 1960 г. превысила ее. Традиционная патриархальная Россия начала уходить в прошлое, урбанистические стандарты современной цивилизации все больше делали сопоставимым сравнение СССР с капиталистическим Западом, который надо было «догнать и перегнать».

Руководство Хрущева решило, наконец все задачи «сталинской индустриализации» с ее гипертрофированным акцентом на тяжелую промышленность. Связанный с Г.М. Маленковым курс на преодоление дисбаланса между тяжелой и легкой индустрией был отброшен вместе с его инициатором, фактически названным Н.С. Хрущевым на XX съезде «мудрецом», который вносил только «путаницу в коренные вопросы развития социалистической экономики». Но эта путаница Маленкова обеспечила в первой половине 50-х гг. рост, например, валовой продукции пищепрома. А Хрущев к началу 60-х гг. довел производство средств производства до пугающих коренным дисбалансом 75% в общем объеме промышленной продукции. У Хрущева было противоречивое идеологическое обоснование, включавшее в том числе и выдвинутую на XX съезде идею мирного экономического соревнования с капиталлизмом».

В середине 50-х гг. с началом научно-технической революции капиталистический Запал пошел в отрыв, к горизонтам постиндустриальной цивилизации. Советский Союз объективно не мог догнать и перегнать США по всей совокупности научно-технических и социально-экономических показателей. Но СССР смог обозначить свои приоритеты в космосе, отдельных военных техниках, социальной сфере, образовании, науке и культуре. В итоге мощный импульс развития (как и в октябре 1917 г.) получила вся мировая цивилизация.

Хрущев абсолютизировал организационный фактор, поэтому его путь решения экономических проблем лежал в русле организационно-хозяйственных перестроек (укрупнение - разукрупнение, централизация - децентрализация и т.п.).

В течении ряда лет наблюдалось улучшение дел в сельском хозяйстве. Большой резонанс в стране получило установление двух выходных дней.

Во времена Хрущева положено начало перелому в развитии сельского хозяйства: повышены закупочные цены, уменьшено бремя налогов, стали применяться новые технологии. Освоение целины при всех недостатках сыграло свою роль в обеспечении населения продовольствием. Хрущев пытался повернуть деревню к зарубежному опыту, и даже его увлечение кукурузой было продиктовано благими намерениями, хотя и сопровождалось наивными крайностями. Отрицательную роль сыграло также сокращение приусадебных хозяйств.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Никита Сергеевич понимал, что экономически мы еще долго не сравняемся с США. В таких условиях симметричность в военной стратегии, создание сбалансированных вооруженных сил и, как следствие, гонка вооружений приведут страну к экономическому краху. Выход он видел в обеспечении безопасности страны несколькими сотнями межконтинентальных ядерных ракет, охраняемых небольшой (до полумиллиона солдат) высококвалифицированной армией. И никаких попыток гнаться за американцами в военно-морских силах. Сэкономленные миллиарды должны были пойти на развитие экономики. Реформа вооруженных сил началась сразу после смерти Сталина. Армия сократилась с 5,5 млн человек до 2,5 млн. Прекратилось разорительное строительство надводного Военно-Морского флота. Сократились авиация и артиллерия. Военно-Морского флота. Сократились авиация и артиллерия. Намечалось резкое уменьшение производства танков. Такая политика, само собой, не нашла понимания у военных, которые во многом и препятствовали проведению разоружения. Хрущев же полагал, что лучше деньги из оборонно-промышленного комплекса перебросить, например, на строительство жилья и развитие сельского хозяйства. В своих воспоминаниях он отмечает: «Военные расходы - это бездна, в которой понапрасну пропадают ресурсы»

Единственным способом обезопасить страну от внешней угрозы для Никиты Хрущева было - заставить США считаться с СССР, как с равным. Добиваться этого в условиях экономического неравентсва можно, лишь жестко реагируя на любой шаг противоположной стороны. Так родилась политика кризисов: от Суэцкого 1956 г. до Карибского 1962 г.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринятые тогда реформы не подкреплялись глубинными демократическими преобразованиями, что сводило на нет прогрессивные начинания.

К середине 1960-х гг. уже был достигнут тот предел перемен, которого можно было добиться на пути частичных изменений и усовершенствований. На очередь встала задача обеспечения кардинального поворота в организации экономической, политической и духовной жизни страны.

Основная проблема заключалась в том, что Хрущеву не хватало ни образования, ни знаний для того, чтобы стать политическим мыслителем. Вообще же говоря, он обладал редчайшими для руководителя свойствами - способностью развиваться и пересматривать свои взгляды, признавать в чем-то их ошибочность и находить новые решения и ответы.

В эпоху оттепели страна приступила к решению многих социальных проблем. Жизненный уровень населения в деревне и городе стал расти. Однако многие экономические и социальные реформы не удались.

Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Принимая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Н.С.Хрущёв часто терпел поражения. Это создавало впечатление рывков и отнюдь не создавало ему авторитет. Причиной этому был импульсивный характер Хрущёва. Ему не чужд был и волюнтаризм. Особенно подводило его отсутствие экономических знаний и желание в кратчайшие сроки решать глобальные задачи, хотя условия для их реализации объективно пока не созрели.

И все-таки несмотря на ошибки, просчёты Хрущёв вошёл в историю как видный реформатор, сделавший для Советского Союза необычайно много добрых дел, отмеченных эпохальными событиями современности.

Причиной многих неудач Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза отныне не решался ни один важный международный вопрос. Гегемония США была ликвидирована, и они вынуждены были считаться со взглядами СССР.

Председатель Комитета Андропов Ю.В. 25 марта 1970 года специальной запиской под грифом "Особой важности" доложил в ЦК следующее: "В последнее время Хрущев активизировал работу по подготовке воспоминаний о том периоде своей жизни, когда он занимал ответственные партийные и государственные посты. В продиктованных воспоминаниях подробно излагаются сведения, составляющие исключительно партийную и государственную тайну по таким определяющим вопросам, как обороноспособность Советского государства, развитие промышленности, сельского хозяйства, экономики в целом, научно-технические достижения, работа органов госбезопасности, внешняя политика, взаимоотношения между КПСС и братскими партиями социалистических и капиталистических стран и другие. Раскрывается практика обсуждения вопросов на закрытых заседаниях Политбюро ЦК КПСС..."

Хрущёв умер в 1971 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

хрущев политика сельский социальный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, характеристика хрущёвского десятилетия была бы незавершённой, если бы не был проведён анализ просчётов, допущенных лично Хрущёвым. Управление делами Хрущёву приходилось вести в условиях сложнейшей как внешнеполитической, так и внутренней обстановки в стране. Очень сильна была сталинская группировка. Выдвигая зачастую важные решения, не учитывая расстановку сил, не подготовив базу, Хрущёв часто терпел поражения. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу: командно - административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В.П. Семин. Русская история: проблемы и спорные вопросы. М.: Академический Проект, 2007. - 643с.

Д.А. Ванюков. Хрущевская оттепель. М..: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 240с.

Н.С. Хрущев. Воспоминания: избранные фрагменты. М.: Вагриус, 1997. - 564с.

Похожие работы на - Хрущевская 'оттепель' и незавершенные реформы 1950-1960 годов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!