Информационное обеспечение перевозочного процесса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    685,99 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационное обеспечение перевозочного процесса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра "Управление процессом перевозок"


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Организация перевозочного процесса на

железнодорожном транспорте»

Тема: «Информационное обеспечение перевозочного процесса»



Выполнил: Проверил:

Студентка гр. Преподаватель:

Ласкина Л. Н.


Чита

Автоматизированная система разработки графика движения поездов (АСРГД)

Ответ:

В условиях реформирования железнодорожного транспорта, возникновения на рынке транспортных услуг компаний операторов-перевозчиков существенно изменяются взаимоотношения между заказчиками и исполнителями перевозок. В этих условиях для обеспечения успешной хозяйственной деятельности железных дорог значительно повышается роль графика движения поездов. График становится не только основным технологическим документом для внутреннего пользования, но и определяющей частью договора между перевозчиками и ОАО «РЖД» об оказании услуг инфраструктуры, инструментом для выполнения этого договора.

По значимости решаемых задач и их сложности разработка нормативного графика движения поездов является одной из важнейших задач планирования и управления работой железнодорожного транспорта.

На железных дорогах сети и в ОАО «РЖД» внедрены и успешно применяются разработанный ГВЦ комплекс программ автоматизированного рабочего места инженера-технолога по разработке графика движения поездов (АРМграфиста). Программно-технологический комплекс (ПТК) схематической прокладки поездов на графике и согласования точек их передачи по стыковым пунктам создан отделом «График движения поездов» ВНИИЖТа - ВНИИУПа. Интегрированная система комплексных тяговых расчетов ИСКРА-ПТР разработана Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС) совместно с ВНИИЖТом.

Во многом благодаря применению этих систем сократились сроки разработки графика, в том числе время согласования пропуска пассажирских поездов по междудорожным стыковым пунктам. Вместе с тем существующая технология составления графика движения поездов, предусматривающая последовательную его разработку железными дорогами не позволяет добиться дальнейшего ускорения этих работ без ухудшения показателей графика.

В настоящее время существующие принципы и методы разработки графика движения поездов, а также расчета его нормативов и показателей пришли в противоречие с изменившимися условиями. Основными из них являются чрезмерная продолжительность периода действия нормативного графика, его недостаточная гибкость. Отсюда замедленная реакция на происходящие изменения в сфере спроса и предложения на рынке транспортных услуг.

Долгое время подготовка нормативной базы графика движения поездов на всех уровнях управления велась вручную. Сегодня по многим направлениям подготовки нормативной базы графика движения поездов созданы реальные предпосылки для перехода на электронную форму документов, а следовательно, и возможности резкого сокращения сроков их формирования и передачи на большие расстояния без искажений и потери информации, вызванных применением ручного труда. Электронная форма документов позволит быстро и легко организовать их централизованное хранение, обработку и контроль, а в последующем использовать накопленные данные для анализа и совершенствования графика движения поездов. Все это позволяет ставить вопрос о создании на железнодорожном транспорте единой системы централизованной разработки графиков движения поездов на базе компьютерных технологий и средств вычислительной техники с использованием электронных форм документов и при информационно-технологическом взаимодействии железных дорог между собой и с ОАО «РЖД». Это обеспечит решение одной из сложнейших технологических задач железнодорожного транспорта на основе комплексного управления эксплуатационными расходами железных дорог путем выбора требуемых параметров графика движения поездов и его нормативной базы. На рис. 1 приведена укрупненная схема информационно-технологического взаимодействия различных уровней управления в системе централизованной разработки графика движения поездов и его нормативной базы для пассажирского движения.

Это позволит сформировать на железных дорогах первичные звенья системы централизованной разработки графика движения поездов и его нормативной базы, которая должна обеспечить решение следующих основных задач:

Рис. 1. Структура подразделений, связанных с функционированием АС РГД

По значимости решаемых задач и их сложности технологический процесс разработки нормативного графика движения поездов занимает одно из первых мест в ряду важнейших задач планирования и управления работой железнодорожного транспорта. По сути вся эксплуатационная деятельность железных дорог состоит в исполнении нормативного графика движения поездов.

Создание комплексной системы централизованной разработки графика движения поездов и его нормативной базы ставит следующие цели:

автоматизированную разработку графика движения поездов и его нормативной базы;

снижение эксплуатационных расходов железных дорог за счет своевременного приведения нормативного графика движения поездов в соответствие с имеющимися на рынке транспортных услуг конъюнктурой и спросом;

повышение прибыли от перевозок за счет предоставления грузоотправителям и пассажирам более широких возможностей для ускорения доставки грузов и сокращения времени нахождения в пути следования;

сокращение трудоемкости и сроков разработки как самого графика, так и его нормативной базы за счет автоматизации основных технологических процессов построения графика.

Перечень задач, решаемых на основе компьютерных технологий и средств вычислительной техники.

Система централизованной автоматизированной разработки графика движения поездов и его нормативной базы должна обеспечить решение следующих основных задач:

получение и обработку заявок на прокладку «ниток» графика всех категорий поездов; автоматизированная перевозочная поезд

сбор, обработку и анализ исходных данных для расчета нормативов и элементов графика для сети Российских железных дорог;

расчет нормативов и элементов графика для РЖД;

разработку нормативного графика всех категорий на сети РЖД;

передачу разработанного и утвержденного нормативного графика в Центр управления перевозками (ЦУП) для исполнения;

расчет технико-экономических показателей разработанных вариантов графика;

организацию электронного обмена информацией со смежными информационными и управляющими системами МПС России;

подготовку заданий начальникам дорог (Н) по ликвидации «барьерных» мест, которые не позволяют реализовать установленные скорости движения;

подготовку предложений по изменению схем тягового обслуживания, технологии обработки поездов, ремонту пути, искусственных сооружений, устройств электроснабжения, СЦБ и связи;

подготовку к тиражированию листов графика, книг служебного расписания и других нормативно-справочных материалов.

Программно-технологические комплексы в системе централизованной разработки графика и его нормативной базы.

Решение перечисленных задач в системе централизованной разработки графика и его нормативной базы осуществляется с использованием специально разработанных программно-технологических комплексов (ПТК).

Перечень технологических задач, решаемых с использованием ПТК разработки графика и его нормативной базы

№ п./п.

Наименование комплекса и решаемых на его основе технологических задач

Область применения, периодичность использования

1.

ПТК сетевого планирования и управления процессом разработки графика

Увязка технологических операций по времени и последовательности их выполнения

1.1

Планирование крупных проектов по разработке графика

2 раза в год

1.2

Оперативный контроль за выполнением проектов по разработке графика

Ежедневно

2.

ПТК подготовки задания на разработку графика

Формирование исходной информации и нормативов, необходимых для расчета основных элементов графика

2.1

Регистрация и обработка заявок на прокладку <<ниток>> графика всех категорий поездов

По мере поступления заявок на прокладку <<ниток>> графика

2.2

Расчет плана формирования грузовых поездов на транзитных транспортных коридорах сети

2 раза в год

2.3

По мере поступления заявок прокладку <<ниток>> графика

2.4

Учет использования разработанных <<ниток>> графика

2 раза в год

2.5

Подготовка общих требований ко всем службам железных дорог для выполнения утвержденных показателей графика

2 раза в год

3.

ПТК разработки и оптимизации нормативной базы графика

Экономико-математическое моделирование основных параметров графика

3.1

Сбор, обработка и хранение исходных данных для расчета нормативов и элементов графика

2 раза в год

3.2

Расчет нормативов и элементов графика

2 раза в год

4.

ПТК решение задач организации и управления перевозочным процессом на базе вариантных тяговых расчетов

Автоматизированный расчет перегонных времен хода, станционных и межпоездных интервалов для всех категорий поездов и их сочетаний

4.1

Сбор, обработка и хранение исходных данных для проведения тягово-энергетических расчетов

1 раз в год

4.2

Поведение вариантных тягово-энергетических расчетов с целью определения перегонных времен хода

По мере необходимости 

4.3

Расчет станционных и межпоездных интервалов

1 раз в год

5.

ПТК схематической прокладки поездов на графике и согласование точек их передачи по стыковым пунктам

Разработка и выбор вариантов прокладки поездов на графике

5.1

Схематическая прокладка пассажирских и ускоренных грузовых поездов

2 раза в год

5.2

Разработка заданий железным дорогам на прокладку <<ниток>> пассажирских и ускоренных грузовых поездов

По мере поступления заявок на прокладку <<ниток>> графика

5.3

Контроль за выполнением заданий по качественным и количественным показателям графика

Ежедневно

6.

ПТК расчета технико-экономических показателей графика

Технико-экономическая оценка разработанного графика

6.1

Расчет технико-экономических показателей разработанного варианта графика

2 раза в год

6.2

Оценка стоимости прокладки и аренды <<ниток>> графика

По мере поступления заявок на прокладку <<ниток>> графика

7.

ПТК обеспечения актуальной информацией по графику движения поездов информационно-управляющих систем МПС

Слежение в реальном масштабе времени за изменениями, происходящими в нормативном графике

7.1

Обеспечение управляющих и информационных систем МПС актуальной информацией по графику

Ежедневно


Использование ПТК для обработки информации и решения производственных задач предлагает создание единой электронной базы данных по нормативно-справочной и служебной информации, относящейся к графику.

Процесс формирования, хранения и актуализации единой электронной базы данных в реальном масштабе времени потребует от железных дорог и центрального аппарата МПС России полного перехода на электронные формы документов.

Перечень электронных форм обмена информацией между центральным и дорожным уровнями при разработке и согласовании нормативов графика

№ п./п.

Шифр формы

Наименование формы

1.

ЦДЛ-1а

Предложения по размещению локомотивного парка, изменениям участков обращения локомотивов и локомотивных бригад в пассажирском движении

2.

ЦД-6

Ведомость пунктов толкания и двойной тяги поездов

3.

ЦЛО-1

Предложения по длине составов и весовой норме пассажирских поездов

ЦЛО-2

Предложения по изменениям размеров движения пассажирских поездов

5.

ЦЛО-3

Предложения по техническим стоянкам пассажирских поездов в пунктах формирования и оборота

6.

ЦЛО-4а

Предложения по стоянкам пассажирских поездов для посадки-высадки пассажиров на промежуточных станциях

7.

ЦЛО-4б

Предложения по стоянкам пассажирских поездов для погрузки-выгрузки почты и багажа

8.

ЦЛО-4в

Предложения по стоянкам для организации движения беспересадочных и прицепных вагонов

9.

ЦЛО-4г

Предложения по стоянкам для организации движения двух- и многопутных поездов

10.

ЦДЛ-3

Ведомость перегонных времен хода

11.

ЦД-4

Ведомость станционных интервалов

12.

ЦД-4а

Ведомость межпоездных интервалов по условиям автоблокировки и устройствам электроснабжения

13.

ЦД-5а

Ведомость технических стоянок пассажирских поездов

14.

ЦД-15а

Предложения по стоянкам пассажирских поездов для таможенного досмотра и пограничного контроля на пограничных станциях

15.

ЦП-1

Ведомость допускаемых скоростей движения локомотивов и вагонов по перегонам

16.

ЦП-1а

Ведомость допускаемых скоростей движения поездов на раздельных пунктах по главным и боковым путям

17.

ЦП-2

Ведомость постоянных и длительных предупреждений об ограничении скорости движения поездов

18.

ЦП-5

План предоставления <<окон>> для ремонтно-путевых и строительных работ


Организация единого центра разработки графика движения поездов.

Система централизованной разработки графика движения поездов и его нормативной базы на основе компьютерных технологий и средств вычислительной техники предполагает создание Центра разработки графика движения поездов ЦРГ для руководства разработкой графика движения поездов на сетевом уровне и региональных (дорожных) центров с функциями подготовки исходной нормативной информации и непосредственной прокладки «ниток» графика в границах своих регионов (дорог).

Внедрение новых технологий позволит принять взаимоувязанные решения по различным хозяйствам железнодорожного транспорта. Это даст возможность оптимизировать график в целом, а не по отдельным позициям внутри каждого из хозяйств дорог, как это было ранее. По итогам разработки нормативного графика каждому хозяйству железнодорожного транспорта будут известны его задачи и сроки их выполнения.

В результате может быть претворен в жизнь новый принцип, соответствующий современному представлению о техническом обеспечении перевозочного процесса: уровень технических средств должен обеспечивать требования графика движения поездов.

Автоматизированное рабочее место инженера-графиста

АРМ инженера-графиста представляет собой программный комплекс, предназначенный для облегчения труда графиста, занимающегося разработкой графиков движения поездов.

Функциональные возможности АРМа:

. Создание варианта графика для пониточной прокладки на основе нормативной информации по заданному участку. Прежде чем приступить к работе с графиком, необходимо создать вариант графика. В режиме создания варианта из базового участка выбираются нормативные данные и, возможно, расписания поездов, хранящихся в базовом участке. При этом варианту присваивается номер от 0 до 9 (т.е. возможно иметь до 10-ти различных вариантов графика по одному участку). Каждый вариант содержит в себе все необходимые для работы с прокладкой нормативные данные и нитки поездов. Варианты полностью независимы друг от друга. Поэтому в пределах одного варианта можно независимо изменять любые нормативные данные. Расчет нормативных показателей из базового участка, принимаемых к рассмотрению при создании варианта графика.

. Сведения о раздельных пунктах и перегонах. Используются сведения о раздельных пунктах и перегонах в соответствии с Формой ЦД № 102:

наименование и код «Экспресс-2» раздельного пункта;

длина впередилежащего перегона (в четном и нечетном направлениях);

принадлежность раздельного пункта по видам движения: пассажирскому, грузовому, пригородному (в четном и нечетном направлениях);

количество главных путей на впередилежащем перегоне ( в четном и нечетном направлениях);

количество приемо-отправочных путей (в четном и нечетном направлениях).

. Межпоездные и станционные интервалы. Для программы используются межпоездные и станционные интервалы (четная и нечетная горловины) в соответствии с Формой ЦД № 4,4А.

. Перегонные времена хода. Для работы программы используется информация о перегонных временах хода пассажирских, грузовых и пригородных поездов (в четном и нечетном направлениях) в соответствии с Формой ЦД № 3.

Кроме нормативных времен хода, программа позволяет иметь еще два дополнительных набора времен хода для каждой из категорий поездов. Эти времена хода могут отличаться от нормативных и быть больше их. При прокладке нового поезда предоставляется возможность указать любой их трех комплектов времен хода, по которому будет строиться поезд. Возможность выбора времен хода может быть полезна при прокладке пригородных поездов, местных «затянутых» поездов и т.д. Контроль допустимости времени хода осуществляется только по нормативному времени хода, т.е. поезда не должны двигаться быстрее нормативного времени.

. Сведения о технических стоянках. Для работы программы используется показатель «Общая продолжительность стоянки» для пассажирских и грузовых поездов (в четном и нечетном направлениях) из Формы ЦД № 5.

При построении графика движения поездов на раздельных пунктах, имеющих технические стоянки, время стоянки учитывается автоматически.

. Корректировка и прокладка поездов.

Корректировка существующей нитки поезда. В режиме корректировки существующей нитки поезда можно производить следующие операции:

осуществлять сдвиг точки на графике на 1 минуту влево или вправо, соответственно замедляя или ускоряя движение поезда на перегоне. Применяя эту операцию последовательно несколько раз, можно сдвинуть точку на любое число минут;

осуществлять параллельный перенос нитки поезда или ее части на 1 минуту влево или вправо. Применяя эту операцию последовательно несколько раз, можно перенести нитку на любое число минут;

удалить нитку поезда;

изменить номер поезда;

сделать точную (параллельную) копию нитки.

Осуществляется прокладка поездов всех категорий (пассажирские, грузовые, пригородные). Возможно построение поездов каждой категории по трем различным наборам времен хода (нормативный и два дополнительных). Для любого прокладываемого поезда возможно задавать положение и длительность дополнительных стоянок. Нормативные технические стоянки учитываются автоматически.

Прокладка поездов ведется с учетом всех нормативов и под контролем и при участии графиста, т.е. при обнаружении конфликта во время построения поезда программа выдает графисту сообщение о возникшей проблеме и ждет указания графиста о способе ее преодоления (затянуть поезд, встать под обгон и т.д.).

Работа с путями. В режиме работы с путями программа предоставляет графисту возможность просмотреть информацию о занятости путей на указанной станции и назначить поездам номера путей для стоянки.

Контроль изменений в графике. При корректировке поезда, построении нового поезда, назначении поезду пути для стоянки и т.д. программа проверяет все действия по изменению графика на их допустимость и соответствие нормативам. При попытке произвести над графиком действие, приводящее к нарушению нормативов, выдается диагностическое сообщение об ошибке и изменение не принимается.

Основные операции, выполняемые над поездами при корректировке. В режиме корректировки существующего поезда над поездом можно произвести следующие операции:

а) сдвиг точки прибытия или отправления по одному РП влево или вправо на 1 минуту.

При выполнении этой операции проверяются следующие

условия:

измененное время хода не должно быть меньше норматива;

сдвинутая точка не нарушает интервалы с соседними поездами;

если сдвиг точки приводит к увеличению стоянки, то проверяется наличие свободного пути в данный момент.

При отсутствии нарушений изменение принимается;

б) параллельный перенос нитки поезда или ее части от текущей точки до конца нитки влево или вправо на 1 минуту.

При выполнении этой операции нитка поезда передвигается на 1 минуту влево или вправо.

При данной операции проверяются следующие условия:

новое положение нитки не нарушает интервалов с соседними поездами;

проверяется наличие свободного пути для каждой стоянки в нитке поезда в ее новом положении.

При отсутствии нарушений изменение принимается;

в) создание стоянки поезда на текущем раздельном пункте. Если на текущем раздельном пункте поезд двигался без остановки, то операция создания стоянки производит следующие изменения:

к времени прибытия добавляется время на замедление;

время отправления принимается на 1 минуту позже времени прибытия;

время хода по перегону после отправления увеличивается на время разгона;

точки поезда после остановки сдвигаются на величину:

Замедление + стоянка + разгон. При выполнении этой операции проверяются следующие условия.

новое положение нитки не нарушает интервалов с соседними поездами;

проверяется наличие свободного пути для каждой стоянки в нитке поезда в ее новом положении. При отсутствии нарушений изменение принимается.

Удаление поезда. Указанная нитка поезда удаляется из графика.

Общие сведения об автоматизированных информационно-управленческих системах

Ответ:

Основные понятия и классификация информационных систем

К средствам реализации информационных технологий, как правило, относят технические (аппаратные) средства, программные средства и аппаратно-программные комплексы. Особым видом средств реализации информационных технологий являются автоматизированные информационные системы (АИС).

АИС - информационная система - это совокупность технических и программных средств, а также работающих с ними пользователей (персонала), обеспечивающая ввод, передачу, хранение, обработку и предоставление информации.

Классификацию информационных систем можно проводить по ряду признаков: назначению, структуре аппаратных средств, режиму работы, виду деятельности и т. п.

По назначению информационные системы делят на информационно-управляющие, системы поддержки принятия решения, информационно-поисковые, информационно-справочные системы обработки данных.

Информационно-управляющие системы (ИУС) - это системы для сбора и обработки информации, необходимой при управлении организацией, предприятием, отраслью и т. д. Важной особенностью ИУС является включение в их состав механизмов имитации (моделирования) управляемых процессов, работающих на основе обрабатываемой в ИУС информации.

Системы поддержки принятия решений (СППР) - предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных видах деятельности людей.

Информационно-поисковые системы (ИПС) - системы, основное назначение которых - поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесённых, как правило, на значительные расстояния. ИПС делятся на документальные (назначение - поиск документов) и фактографические (для поиска фактов).

Информационно-справочные системы (ИСС) - это автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией. К таким системам относятся, например, системы информационного обслуживания пассажиров на железных вокзалах.

К системам обработки данных (СОД) относится класс информационных систем, основной функцией которых являются обработка и архивация больших объёмов данных.

По структуре аппаратных средств выделяют однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы (сети ЭВМ, сосредоточенные системы, системы с удалённым доступом). Многомашинные и многопроцессорные системы создаются для повышения производительности и надёжности вычислительных комплексов.

Сосредоточенные системы - это вычислительные системы, весь комплекс оборудования которых, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, так что для связи между отдельными машинами используются интерфейсы ЭВМ и не требуется применять системы передачи данных.

Системы с удаленным доступом - системы с телеобработкой, обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами способом передачи данных по каналам связи (с использованием систем передачи данных).

Сети ЭВМ (вычислительные сети) - это взаимосвязанная совокупность территориально рассосредоточенных систем обработки данных, средств и (или) систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов.

По режиму функционирования вычислительные системы разделяют на однопрограммные и мультипрограммные.

Однопрограммный режим имеет место тогда, когда все ресурсы вычислительной системы используются для решения одной задачи от начала и до завершения.

Мультипрограммный режим предусматривает параллельную работу с задачами или чередование выполнения двух и более задач.

По характеру обслуживания пользователей выделяют следующие режимы: индивидуального пользования, пакетный и коллективного пользования.

В режиме индивидуального пользования все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя.

Пакетная обработка - это обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается. Пакетная обработка может вестись как в однопрограммном, так и в мультипрограммном режиме.

Режим коллективного пользования - это форма обслуживания, при которой возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам информационной системы. Коллективное пользование в режиме запрос-ответ предполагает, что система обслуживает запрос каждого пользователя без прерываний. В режиме разделения времени вычислительные ресурсы предоставляются различным задачам (различным пользователям) последовательно квантами. По истечение кванта времени задача возвращается в очередь ожидания обслуживания.

По характеру взаимодействия с пользователями выделяются системы:

Диалоговый режим - режим взаимодействия человека с системой обработки информации, при котором человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком.

Интерактивный режим - режим взаимодействия человека и процесса обработки информации, реализуемого информационной системой. Выражается в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса.

По особенностям функционирования информационной системы во времени выделяют: режим реального времени - режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

Составные части АИС.

На практике АИС создаются в рамках некоторой концепции управления. Это может быть концепция управления технологическим процессом, управления предприятием и т. п. Любая концепция управления сегодня реализуется в рамках комплексной автоматизированной системы (АС). В связи с этим по виду деятельности АИС являются составной частью каких-либо автоматизированных систем управления (АСУ): предприятием (АСУ П), технологическими процессами (АСУ ТП), проектированием (САПР), обучением (АОС) и т. д. В ряде случаев автоматизированной системы управления и АИС сливаются. Это связано с тем, что АИС являются основной, первой (а иногда и последней) стадией развития АСУ.

Комплексная АС представляет собой иерархию подсистем. Взаимодействие между подсистемами может быть организовано по разным структурам: цепочной (рис. 1,а), централизованной радиальной (рис. 1,б), кольцевой (рис.1, в) и многосвязевой (рис. 1, г).

Под структурой системы понимают множество возможностей отношений между подсистемами и элементами внутри системы.

АС, не имеющая в своём составе подсистем, называется подсистемой 1-го уровны.

Каждая АС ориентирована на достижение определенных целей. Критерии достижения целей устанавливаются таким образом, чтобы численное значение их было определенным. Таким образом, для каждой АС определяются:

объект управления,

уровень управления,

цели управления,

критерии достижения цели.

Рис. 1. Структурные схемы взаимодействия систем.

Все АС выделяют две части: функциональную и обеспечивающую. Элементами функциональной части являются подсистемы, функции или их части, задачи и комплексы задач.

Под функциями АС понимают элементы процесса управления:

сбор информации, её анализ и синтез (агрегация);

оценка ситуации (в результате анализа оперативной информации в сопоставлении с нормой);

принятие решений и передача управляющих воздействий для исполнения.

Под задачей АС понимают часть автоматизированной функции, которая характеризуется конечным или промежуточным результатом в конкретной форме. Группа задач, реализующих функцию управления или её часть, если по крайней мере одна из задач имеет конечный результат, называется комплексом задач.

Обеспечивающая часть АС включает в себя техническое, информационное, математическое, программное и другие виды обеспечения.

Техническое обеспечение представляет собой комплекс технических средств, применяемых для функционирования АС.

Информационное обеспечение - это совокупность решений по объединению, размещению и формам организации информации, циркулирующей в АС.

Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, использованных при создании АС.

Программное обеспечение представляет собой совокупность программ, реализующих алгоритмы обработки информации на машинных языках.

Обеспечивающая часть или отдельные виды обеспечения могут создаваться и функционировать специально для одной АС или использоваться разными АС (по принципу коллективного пользования).

Основные положения АСУ железнодорожным транспортом.

Исторически информационные системы железнодорожного транспорта рассматривают в рамках концепции автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). В основе той концепции лежат представления о комплексной системе, в которой автоматизируются все основные функции управления железнодорожным транспортом. При этом система, являющаяся частью АСУЖТ, выделенная по определенному аспекту деятельности, называется её подсистемой.

Отдельные Ас ориентированы либо на объект управления (его свойства и элементы), либо на глобальные функции управления (планирование, номирование, учёт, материально-техническое снабжение, финансовое, кадровое обеспечение производства, оперативное управление производством и т. д.), либо на уровень управления, либо на комбинацию этих признаков. Например, АСУ оперативного управления перевозками характеризуется объектом управления (процесс перевозок), функцией управления (оперативное управление) и уровнем управления (ОАО «РЖД», дорога, отделение дороги, район управления, диспетчерский участок, узел, станция).

В функциональной части АСУЖТ выделяется 18 основных (глобальных) функций управления, причём каждую из них выполняет определённая подсистема. Большинство основных функций в АСУЖТ соответствует функциям управления структурных подразделений железнодорожного транспорта, которым поручено управление определённой отраслью хозяйства, эксплуатационной деятельностью.

Выделяют три основных группы функциональных подсистем.

К первой группе относятся АС, выполняющие функции, связанные с эксплуатационной работой железных дорог.

Плановые расчёты - подсистема, реализующая функцию технико-экономического планирования работы и развития железных дорог. К этой подсистеме относится долгосрочное прогнозирование эксплуатационной работы и развития технических средств, включая годовое и пятилетнее планирование объёмов перевозок, развития пропускной способности линий, парков подвижного состава и т. д.

Управление перевозочным процессом - важнейшая функциональная подсистема, она включает в себя две подсистемы:

планирование, техническое и технологическое нормирование;

оперативное управление перевозками.

Техническое и технологическое нормирование - подсистема, автоматизирующая процесс разработки основных нормативных технологических документов, регламентирующих эксплуатационную работу: плана формирования, графика движения поездов, месячных технических норм и т. д.

Оперативное управление перевозками - функциональная подсистема оперативного учёта и контроля технологических операций с грузами, вагонами, составами, поездами, локомотивами, локомотивными бригадами. Кроме того, в подсистеме предусматривается автоматизация оперативного планирования, учёта, анализа и прогнозирования эксплуатационных ситуаций, выработка решений по упреждающему регулированию.

Управление грузовой и коммерческой работой включает в себя функциональные подсистемы: управление погрузочно-разгрузочными операциями, управление контейнерными перевозками. Первая подсистема предназначена для автоматизации функции учёта и планирования грузовых операций на станциях и подъездных путях промышленных предприятий, а вторая - для автоматизации функции контроля за использованием и продвижением контейнеров.

Управление пассажирскими перевозками - функциональная подсистема, предназначенная для автоматизации всего комплекса функций по управлению пассажирскими перевозками, включая разработку плана формирования, расписания движения пассажирских поездов всех категорий, резервирование и продажу билетов пассажирам.

Вторая группа функциональных подсистем - это АСУ, выполняющие специфические для железнодорожного транспорта функции, обеспечивающие эксплуатационную работу, - управление:

локомотивным хозяйством;

эксплуатацией и ремонтом вагонов;

устройствами энергетики и электроснабжения;

эксплуатацией и ремонтом пути, сооружений и устройств;

хозяйством сигнализации, централизации, блокировки;

хозяйством связи и вычислительной техники.

Основными функциями этих подсистем являются оперативный учёт и планирование текущего содержания и ремонта технических устройств и подвижного состава.

В третью группу входят так называемые межотраслевые подсистемы.

Управление финансовой деятельностью - подсистема финансового учёта, планирования и получения сводных данных о финансовой деятельности подразделений.

Автоматизированный бухгалтерский учёт и отчётность - подсистема, выполняющая учёт основных и оборотных средств, финансовые операции, разработку финансового баланса, учёт труда и расчёт заработной платы всем категориям работников.

Автоматизированное составление железнодорожной статистики - подсистема, обеспечивающая сбор статистических данных и анализ деятельности железнодорожного транспорта за отчётные периоды.

Управление кадрами - подсистема, выполняющая функции учёта кадров, анализа движения кадров, а также планирование потребности в кадрах и их профессиональной подготовленности.

Управление материально-техническим обеспечением - подсистема, выполняющая функции учёта и контроля за использованием материальных ресурсов, а также планирования материального обеспечения.

Автоматизированный учёт, хранение и использование научно-технической информации, управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) предназначены для обеспечения работников железнодорожного транспорта научно-технической информацией, а также для планирования и учёта работ в отраслевых научно-исследовательских, проектных и учебных институтах.

Управление железнодорожной промышленностью - подсистема, предназначенная для управления промышленными предприятиями и объединениями железнодорожного транспорта на основе автоматизированного сбора и переработки информации о производственно-хозяйственной деятельности.

Литература

ОРММ ИСЖТ 201.-00. Комплекс отраслевых руководящих методических материалов на информационные системы на железнодорожном транспорте. Требования к составу, содержанию и оформлению документов при создании информационных систем. - М.: МПС РФ, 2000.

Величко В. И. Сотников В. А., Голубев Б. Л. Системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) при перевозках грузов по железным дорогам России. - М.: Интекст, 2003.

Елисеев С. Ю. Технологические требования к информационно-управляющим и аналитическим системам управления перевозками.// Жел.-дор.транспорт. - 2003 - №11.

Елисеев С. Ю. Соснов Д. А. Концепция порстроения автоматизированной системы управления.//Жел.дор.транспорт. - 2004 - №6..

Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов Ж. д. трансп./ Под ред. Э. К. Лецкого, Э. С. Поддавашкина, В. В. Яковлева. - УМК МПС России. - 2011.

Системы диспетчерской централизации: Учебник дя вузов ж=д транспорта/ Под ред. Д. В. Гавзова, О. К. Дреймана., В. А. Кононова и др. - М.: Маршрут, 2010.

Тулупов Л. П. Жуковский Е. М., Гусятинер А. М., Автоматизированные системы управления перевозочными процессами на железных дорогах: Уч.пособие для вузов. - М.: Магистраль, 2010.

Приложение

Руководство по работе с программой "АРМ графиста"

Установка программы

Требования к программному обеспечению

Операционная система : Windows'ХХХ

Установленная программа MS Outlook или MS Exchange клиент c настроенным доступом к почтовому серверу MS Exchange

Установка основных файлов программы


Запустите исполняемый файл wstart_setup.exe:

В качестве папки для установки укажите папку с программами ГДП (по умолчанию - c:\gdp)

Перечень устанавливаемых файлов:.exe - программа АРМ "Графиста".ini - файл настроек.exe - меню "Построение Графика".exe - формирование и печать графика.exe - отправка графика на черчение.exe - редактор телеграмм, заменяет уже существующий.dll, UnzDll.dll - библиотеки для работы с архивами_readme.txt - описание библиотеки CDO

Установка библиотеки CDO (collaboration data objects)

Системная библиотека CDO необходима для обеспечения работы почтовых функций программы. Обычно эта библиотека находится в составе почтовых клиентов фирмы Microsoft - Exchange и Outlook. В случае отсутствия этой библиотеки на ПЭВМ пользователя при запуске программы "АРМ графиста" на экране появится сообщение "Почтовая система недоступна".

Для установки библиотеки запустите исполняемый файл cdo9xsetup.exe и следуйте инструкциям на экране. Для получения более подробной информации о CDO см. файл cdo_readme.txt


Общее описание программы

Назначение программы

Программа "АРМ Графиста" предназначена для управления задачами и информационными ресурсами (листы графика, нормативные участки, варианты построения графика, описатели, полигоны), связанными с процессом разработки графика дорожного движения.

Программа позволяет управлять запуском задач как нового программного комплекса, ориентированного на семейство операционных систем Windows, так и уже существующего (DOS). Возможна настройка списка задач, что позволяет легко включать новые задачи и создавать индивидуальные конфигурации в зависимости от специфики работы пользователя.

В функции управления данными входит копирование, переименование, удаление, создание резервных копий, архивирование, восстановление из архивов, отправка и получение данных по электронной почте.

Почтовый модуль программы позволяет отправлять и принимать файлы листов графика и файлы нормативно-справочной информации любому пользователю электронной почты МПС. В почтовые сообщения автоматически включаются все необходимые файлы для заданных листов графика и нормативных участков. Формирование почтовых сообщений производится автоматически без использования стандартных программ-клиентов электронной почты. Функция приема почтовых сообщений позволяет автоматически извлекать из сообщений присланные файлы и сохранять их на компьютере графиста или в локальной сети.

Главное окно

Панель инструментов (главная панель кнопок управления)

Область данных

Панели выбора режима работы

Область пути

Быстрый доступ к категориям данных

Строка состояния

Индикатор получения новой почты

Панели управляющих кнопок (индивидуально для каждого режима работы)

Панель инструментов

Панель инструментов предназначена для быстрого доступа к некоторым функциям программы, а также изменения основных настроек.

Панель содержит следующие кнопки:

"Путь" - изменить путь к папке, содержащей файлы ГДП (по умолчанию - c:\gdp ). Этот путь также отображается в "области пути";

"Проводник" - вызвать Проводник Windows, сделав текущей папку, указанную в области пути;

"Почта" - подключиться к или отключиться от почтового сервера;

"Отпр." - отправить данные по электронной почте (см. раздел "Работа с почтой")

"Список" - отправить заранее определенный список данных по эл. почте (см. раздел "Работа с почтой").

Кнопки "Почта", "Отпр", "Список" изменяют свое состояние в зависимости от подключения к почтовому серверу.

Область данных

Область данных располагается в левой части окна программы и содержит "дерево" основных категорий данных на диске:

Участки

Листы

Варианты расчета

Описатели

Полигоны

Список данных каждой категории может быть свернутым (около названия категории стоит значок "+" и развернутым (значок "-"). Для того, чтобы развернуть/свернуть список, дважды щелкните "мышкой" на названии соответствующей категории. Для быстрого перехода между категориями используется выпадающий список, расположенный над областью данных.

При нажатии правой кнопки "мыши" на корневом элементе списка появляется контекстное меню:


"Папка с файлами" - выбрать папку, содержащую файлы соответствующего типа (участки, листы, описатели, варианты, полигоны).

"Копировать" - копировать все файлы, относящиеся к данной категории, в другую папку, диск или сетевой ресурс.

"Архивировать" - создать zip-архив всех файлов этой категории.

"Пометить все" - пометить все файлы, принадлежащие данной категории, для последующей отправки по почте.

"Снять все пометки" - отменить выделение у всех файлов.

При нажатии правой кнопки "мышки" на каком-либо элементе списка данных появляется контекстное меню, позволяющее скопировать, архивировать, пометить или отправить по почте этот элемент. Двойной щелчок левой кнопкой "мышки" по элементу в области данных загружает программу по умолчанию для работы с этим элементом. Порядок настройки программ по умолчанию для каждой категории элементов см. в разделе "Настройки программы/Программы"

Режимы работы программы

В программе имеются следующие режимы работы:

режим меню запуска задач "АРМ Графиста";

режим быстрого просмотра данных;

режим отправки и получения информации ГДП по электронной почте.

Переключение между режимами производится щелчками "мыши" по соответствующей закладке в области выбора режима работы (область 3 на Главном меню)

Режим "Пуск"

Режим "Пуск" предназначен для быстрого запуска программ комплекса "АРМ Графиста", а также любых других программ, необходимых пользователю.


Запуск нужной программы осуществляется при помощи двойного щелчка "мыши" на соответствующей строке меню (3).

В режиме "Пуск" можно одновременно иметь несколько разных списков программ. Каждый из списков расположен на отдельной закладке (2). Выбор между списками осуществляется при помощи щелчка "мышкой" на соответствующем ярлычке.

Настройка списков задач

При нажатии кнопки "Настроить"(рис 3.1 (1)) раскрывается панель с кнопками, позволяющими изменить содержимое меню (повторное нажатие этой кнопки скрывает панель):


Страницы:

Страница меню отображает конкретный, поименованный список программ, например, страница "Старый комплекс" или "Windows" на рисунке 3.1. Возможно создание новых страниц, содержащих произвольные списки задач, в т.ч. и не относящихся к комплексу задач "АРМ Графиста", например, Microsoft Office и т.п.

Операции со страницами производятся при помощи кнопок:

"Нов.стр" - добавить новую (пустую) страницу в меню. В появившемся окне диалога введите имя новой страницы.

"Редакт." - позволяет переименовать активную страницу.

"Удалить" - удалить активную страницу.

Элементы:

Операции с элементами меню производятся при помощи кнопок "Нов.эл.", "Редакт.", "Удалить", "Вверх" и "Вниз".


“Нов. эл.” - добавить новый пункт меню на активную страницу. В появившемся диалоговом окне задайте название элемента и имя исполняемого файла программы, которая будет связана с этим элементом меню. Имя программы можно не вводить вручную, а выбрать, нажав кнопку с изображением папки. Поле "Параметры" является необязательным.

"Редакт." - изменить содержимое выделенного (подсвеченного) элемента меню. При этом выводится аналогичное диалоговое окно с уже заполненными полями. (Для выделения какого-либо элемента необходимо щелкнуть по нему "мышкой")

"Удалить" - удалить выделенный элемент меню.

Кнопки "Вверх" и "Вниз" позволяют изменить позицию активного элемента меню на странице.


Режим "Просмотр"

Содержит краткую информацию о выбранном в области данных элементе (лист, участок, описатель). Эту информацию можно сохранить в буфере обмена (кнопка "В буфер") или распечатать ("Печать"). Кроме того, при просмотре информации о листе или участке можно также просмотреть информацию о его поездах. Для этого нужно:

При просмотре информации об участке - дважды щелкнуть "мышкой" на любой не пустой строке в области просмотра - откроется окно просмотра поездов по участку;

При просмотре информации о листе - дважды щелкнуть "мышкой" на любой не пустой строке, описывающей фрагмент - откроется окно просмотра поездов по фрагменту.

Вместо двойного щелчка "мышкой" можно нажать кнопку "Поезда". После окончания просмотра информации о поездах участка/фрагмента нажать кнопку "Закрыть".

Режим "Почта"

Работа с почтой производится в соответствующем режиме главного окна программы (выбирается при помощи щелчка"мышкой" на ярлыке "Почта" (3):


В верхней половине окна режима "Почта" выводится список сообщений (4)., который может быть отсортирован по полю "Отправитель", "Тема" или "Получено". Для сортировки списка дважды щелкните "мышкой" по заголовку соответствующего поля. Заголовок поля, по которому производится сортировка, выделяется значком треугольника. Непрочтенные сообщения выделяются жирным шрифтом. Наличие непрочтенной почты показывает также индикатор (8).

Подключение к почтовому серверу

Если не установлен флажок "Открывать почтовую сессию при загрузке программы" (см. раздел "Настройки программы", "Панель почта"), то подключение к почтовому серверу необходимо выполнить вручную, нажав кнопку "Почта". При успешном подключении к серверу она остаётся в нажатом состоянии. Вторичное нажатие на эту кнопку приводит к отключению от почтового сервера.

Отправка почты

Может осуществляться несколькими способами:

Выбор пункта "Отправить" из контекстного меню при работе со списком элементов в области данных (2). Будет отправлен активный элемент списка.

Нажатие кнопки "Отпр." на главной панели инструментов (1) - будет отправлен активный элемент списка в области данных.

Нажатие кнопки "Список" на главной панели инструментов (1) - будет отправлено несколько предварительно помеченных элементов (см. раздел "Отправка списка элементов").

Нажатие кнопки "Письмо" на панели инструментов режима "Почта" (7) - будет выведено обычное окно отправки сообщения, что позволяет посылать обычные письма (не содержащие файлов ГДП).

При отправке письма способами 1,2 и 3 будет высвечено диалоговое окно для ввода текста сообщения:


Кнопка "ОК" этого окна подтверждает ввод текста и позволяет перейти к окну выбора адресатов.

Кнопка "Cancel" - отказ от отправки сообщения по электронной почте.

Кнопка "Clear" - очистить область ввода от ранее введенного  текста.

Окно выбора адресатов является стандартным диалоговым окном почтового клиента Exchange или Outlook и позволяет выбрать одного или нескольких адресатов сообщения как из общего (глобального) списка адресов, так и из личных адресных книг. Для выбора какого-либо адресата пометьте его в левом списке и нажмите кнопку "Кому->" После выбора адресатов нажмите кнопку "OK"



В случае успешной отправки почты будет выведено сообщение:

Отправка списка элементов

Для отправки нескольких элементов данных (листов, участков, описателей, вариантов или полигонов) необходимо предварительно пометить элементы в области данных (2). Щелкните правой кнопкой "мышки" на нужном элементе и из появившегося контекстного меню выберите пункт "Уст./снять метку".

После выбора всех необходимых элементов нажмите кнопку "Список" на главной панели инструментов (1) - раскроется окно, содержащее список ранее помеченных элементов. Меню окна содержит следующие кнопки:


"Отправить" - отправить все элементы списка по почте

"Удалить" - удалить активный элемент списка

"Закрыть" - закрыть окно работы со списком, при этом почтовое сообщение НЕ отправляется, но элементы в области данных остаются отмеченными.

Сохранение почты

При нажатии правой кнопки "мыши" на каком-либо сообщении в списке появляется следующее всплывающее меню:


"Сохранить" - если почтовое сообщение содержит файлы ГДП, отправленные программой "АРМ Графиста", они будут автоматически сохранены в папки, содержащие элементы соответствующего вида. По умолчанию это папки c:\gdp\lst (листы), c:\gdp\bas (участки), c:\gdp\bok (описатели), c:\gdp\nit (варианты) и c:\gdp\plg (полигоны), однако эти пути могут быть переопределены в настройках программы "Сохранить в папку…" - позволяет сохранить вложенные файлы в произвольно указанную папку.

"Удалить" - удалить активное сообщение

"Обновить список" - принудительно обновить список сообщений.

Командам этого меню соответствуют кнопки в верхней части панели "Почта" (7)

Настройки программы

Окно настроек программы вызывается при помощи команды "Настройки" в главном меню. Окно содержит четыре панели настроек: "Общие", "Данные", "Программы", "Почта"

Настройки "Общие"


"Корневая папка" - папка, в которой расположены файлы задач АРМ "Графиста". По умолчанию данные хранятся в папке c:\gdp и ее подпапках:- участки- листы- описатели- варианты- полигоны

В то же время возможно расположение файлов в других папках (см. описание панели "Данные")

Следующие настройки используются при черчении графиков в сетевом режиме и для совместимости с программами старого комплекса:

"Очередь" - путь к файлу очереди черчения графиков (при сетевом режиме черчения)

"Журнал" - путь к файлу журнала выполненных заданий (при сетевом режиме черчения)

"Чертежи" - папка с файлами чертежей (при сетевом режиме черчения)

"Чертежи локально"

"Папка для дублир. информации"

"Работать с сетью"

"Экспортировать настройки в GDP.CFG" - синхронизировать настройки с файлом gdp.cfg (настройки старого программного комплекса).

Настройки "Данные"


Позволяют задать альтернативные пути к месторасположению файлов ГДП (участков, листов, описателей, вариантов и полигонов).

Если флажок "использовать произвольные пути" включен, то программа будет работать с файлами ГДП не в стандартных папках (см п. "Настройки "Общие"), а в заданных пользователем. Это дает возможность иметь несколько вариантов файлов в разных папках и переключаться между ними.

Чтобы задать альтернативный путь, можно ввести его вручную в соответствующем поле или выбрать при помощи диалога выбора папок (для этого необходимо нажать кнопку справа от поля ввода).

Настройки "Программы"


Раздел "Внешние программы" - разрешает/запрещает одновременно запускать две или более программы, описанные в меню "Пуск". При отмеченном флажке "Можно запускать…" запуск нескольких программ одновременно разрешается, при снятом - запрещается (программа "АРМ графиста" будет ожидать завершения работы запущенной ею программы).

Раздел "По умолчанию" - позволяет задать программы, вызываемые по умолчанию при двойном щелчке "мышью" на соответствующем объекте в области данных (2).

Настройки "Почта"


Установка параметров "Конфигурация Exchange" и "Пароль" требуется только в том случае, если необходимо использовать конфигурацию Exchange, отличную от установленной по умолчанию в настройках Exchange или Outlook.

"Входящие" - позволяет задать папку на сервере Exchange, куда помещаются входящие сообщения (настройка доступна только при подключенном почтовом сервре). При выключенном флажке используется папка по умолчанию. Если флажок включен, появляется возможность выбрать папку в специальном диалоговом окне. Выберите нужную папку, кликнув на ней мышкой, и нажмите кнопку "Ок"

"

“Периодичность проверки почты" - позволяет задать временной интервал (в минутах), с которым будет проверяться папка "Входящие" на наличие новых сообщений.

"Открывать почтовую сессию…" - если установлено, подключение к почтовому серверу будет выполняться сразу при загрузке программы "АРМ Графиста". Если флажок отключен, то подключение к почтовому серверу можно выполнить вручную, нажав кнопку "Почта" на панели инструментов главного окна программы (1).

"Упаковывать сообщения" - все посылаемые программой файлы будут упаковываться в один zip-архив. В противном случае файлы будут посылаться без упаковки, что существенно увеличивает размер почтового сообщения.

"Подтверждение доставки" - при включенном флажке будет запрошено подтверждение о доставке почтового сообщения адресату.

"Подтверждение прочтения" - при включенном флажке будет запрошено подтверждение о прочтении почтового сообщения адресатом.

"Только почта ГДП" - из общего списка сообщений будут выбираться только сообщения, отправленные при помощи программы "АРМ Графиста" (поле "Тема" таких сообщений начинается префиксом "GDPmail").

"Имя Zip" - имя zip-архива, который будет создаваться при отправке нескольких элементов

Похожие работы на - Информационное обеспечение перевозочного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!