Государственное управление транспортно-распределительными системами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    209,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное управление транспортно-распределительными системами

Оглавление

 

Организация системы регулирования и управления транспортом на федеральном, региональном и муниципальном уровне (по видам транспорта)

Теоретическая и научно-методическая база формирования региональных логистических транспортно-распределительных систем

Литература

Организация системы регулирования и управления транспортом на федеральном, региональном и муниципальном уровне (по видам транспорта)

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте регламентирован утвержденным Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г.

Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения: возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей не общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизовано и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения перевозочного процесса.

В настоящее время, в результате проходящей реформы на железнодорожном транспорте происходит изменение формы собственности - железнодорожный транспорт из федеральной собственности, переходит в частную собственность, в результате акционирования ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры. Данный процесс еще не завершился, а потому о его конечных результатах говорить еще трудно. Но уже происходит и набирает свои обороты процесс формирования в рамках открытого акционерного общества "Российские железные дороги" самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных специализированных грузовых перевозок и т.д.). После этого, предполагается реорганизация открытого акционерного общества "Российские железные дороги" путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (услуги по ремонту технических средств и производству запасных частей, перевозки пассажиров в пригодном сообщении и дальнем следовании и т.д.); переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах; создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов; привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта и т.д.

Законодателем введен новый субъект, который обеспечивает осуществления перевозочного процесса в нашей стране - владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Им может являться любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, которые имеют инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию, на основании лицензии или договора.

Сама инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

За МПС России сохранены функции хозяйственного управления, которые осуществляются при проведении государственной политике в области железнодорожного транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения; при разработке, утверждении и надзоре над исполнением нормативных документов; при лицензировании, сертификации и стандартизации на железнодорожном транспорте в пределах полномочий; при руководстве мобилизационной подготовки и гражданской обороны; при регулировании в области перевозок для государственных нужд и социально значимых перевозок пассажиров и. т.д.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

В систему МПС России можно отнести: железные дороги; отделения железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным оперативным звеном этой системы является железная дорога.

Согласно закону в настоящее время на основании лицензии в сфере обеспечения перевозочного процесса могут предоставляться следующие виды услуг и осуществляться следующие виды деятельности:

перевозка грузов железнодорожным транспортом;

перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;

деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок;

Таким образом, наше государство путем постепенной приватизации и разгосударствлении ряда предприятий железнодорожно-транспортной инфраструктуры, расширяет виды предпринимательской деятельности, которые могу предоставляться отдельными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а значит, создается основа для формирования конкурентного сектора в сфере обеспечения населения транспортными услугами.

Согласно новому закону о железнодорожном транспорте имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Под железнодорожными путями общего пользования понимаются железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железных дорогах. Положения об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения утверждает МПС РФ.

МПС РФ с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В области перевозочного процесса на МПС России возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог в целях предупреждения затруднений с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и утверждать нормативные акты по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.

По вопросам, затрагивающим интересы других видов транспорта, МПС России координирует свою деятельность с органами управления ими (например, с Минтрансом России).

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную сферу услуг, предоставляемых транспортными предприятиями, подведомственными ему; разрабатывает стандарты и нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит железными дорогами, предприятиями и объединениями в области перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования вагонов и контейнеров, нормативные документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых грузов. Этот орган также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте.

В области технической политики Минтранс: определяет совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями приоритетные направления технической политики на железнодорожном транспорте; координирует с Министерством транспорта РФ вопросы технической политики в области взаимодействия с другими видами транспорта; определяет структуру и типаж подвижного состава и других технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; подготавливает предложения по постановке продукции на серийное производство; и др.

Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных войск.

Открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования осуществляется по решению МПС России на основании предложений отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.

Одновременно планируется формирование в этой сфере конкурентного сектора, что предусмотрено утвержденной Правительством РФ 15 мая 1998 г. Концепцией структурной реформы железнодорожного транспорта. Развитие конкуренции перевозок предполагается преимущественно в области организации доставки грузов и пассажиров.

Должна будет проводиться работа по закрытию убыточных малодеятельных линий или приниматься меры по изысканию источников для покрытия их убыточности. .

Основной объем перевозок в нашей стране приходится на железнодорожный транспорт. В целом со своими задачами железнодорожный транспорт справляется, но в силу причин, от него не зависящих, ежегодно происходит снижение объема грузооборота.

Министерство транспорта действует на основании положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 декабря 2000г.

В соответствии с этим положением Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных законодательством РФ, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

транспортная логистическая регулирование государственное

Полномочия упраздненной федеральной службы воздушного транспорта России и Российского дорожного агентства, в соответствии с указом Президента, перешли к Минтрансу РФ.

Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют: перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность; работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств и их экипажей; и др.

В ведении Министерство транспорта Российской Федерации находятся федеральные объекты морского и речного транспорта. Соответственно в его структуре функционируют отраслевые службы морского и речного флота.

Руководители названных служб являются по должности первыми заместителями Министра транспорта Российской Федерации.

Внутренний водный транспорт Российской Федерации представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения в данной области является Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

В области внутреннего водного транспорта Минтранс осуществляет координацию и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

Министерство транспорта РФ непосредственно или через территориальные органы и государственные организации осуществляется контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, охраной человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.

Надзор за безопасностью портовых гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется также Минтрансом РФ.

Технический надзор за прогулочными парусными судами осуществляется органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

Органы технического надзора и классификации судов РФ издают утвержденные Министерством транспорта правила о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах.

Органами технического надзора и классификации судов РФ осуществляется технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов.

Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на судах независимо от форм собственности, выполнением правил и норм, регламентирующих перевозки пожароопасных грузов, а также проверка противопожарного состояния выходящих в море судов смешанного (река - море) плавания с выдачей им свидетельств пожарной охраны осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте в порядке, установленном Минтрансом РФ.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляют:

контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте;

информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.

Кроме этого бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте имеют право:

пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ;

устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;

разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке и др.

Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также положением о нем.

Его основные задачи Минтранс связанны с формированием и реализацией единой государственной транспортной политики в подведомственных отраслях, осуществлением государственного управления и регулирования указанными транспортными отраслями (специальные исполнительные, разрешительные, контрольные и надзорные функции).

Минтранс разрабатывает межотраслевые научно-технические программы, координирует взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, контролирует целевое использование государственной поддержки подведомственных транспортных отраслей, а также выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на морском и речном транспорте, согласовывает с МПС Российской Федерации правила перевозки пассажиров и грузов железнодорожным транспортом и т.д.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, сокращения дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, что является одним из основ государственной политики в сфере транспорта, разрабатываются соответствующие федеральные, региональные и местные программы.

В составе Минтранса имеются следующие департаменты: воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта; федеральный дорожный; по координации функционирования и развития транспортной системы России, а также Российская транспортная инспекция, и ее отделения в субъектах Федерации.

В состав транспортной инспекции входят следующие отделения: межрегиональные, территориальные, а также управления и территориальные управления воздушного транспорта.

Департаменты (комиссии, инспекции) могут в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать технические правила и инструкции межведомственного характера, регламентирующие деятельность соответствующих видов транспорта и дорожного хозяйства.

В субъектах Федерации Министерством транспорта могу создаваться его региональные органы управления.

Минтранс является специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, в связи с этим Минтранс уполномочен осуществлять:

) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности;

) ведет государственные реестры гражданских воздушных судов, аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры лицензий, реестры федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации;

) организует и контролирует поисковое, аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры гражданской авиации;

) участвует в проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проводит по ним служебные расследования;

) выполняет функции государственного заказчика в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключает с пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном обслуживании;

) организует взимание платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, распределяет полученные средства между организациями по аэронавигационному обслуживанию и осуществляет контроль за целевым и эффективным их использованием;

) утверждает в установленном порядке правила формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации;

) утверждает ставки сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными соглашениями;

)        и др.

Для более эффективного и успешного осуществления своей профильной деятельности транспортным комплексом необходима государственная поддержка и регулирования развития.

Государственное регулирование развития авиации представляет собой систему экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники;

В законодательстве установлены основные принципы развития авиации в нашей стране, к которым можно отнести:

приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;

программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;

государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством РФ;

равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации.

Согласно Воздушному кодексу РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, которые осуществляются за плату, относится к коммерческой гражданской авиации.

Гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе, относится к авиации общего назначения.

К государственной авиации относится: авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

К экспериментальной авиации относится: авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях может осуществляться только в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляют следующие органы:

) специально уполномоченный орган в области обороны - полное государственное регулирование использования воздушного пространства;

) специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, специально уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов-нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства - органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. Данные органы, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством РФ меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Государственное регулирование деятельности в области государственной и экспериментальной авиации осуществляется Министерством обороны.

Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется Министерством транспорта РФ в пределах его полномочий, его структурными подразделениями и территориальными органами.

Для осуществления государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации Минтранс РФ создает инспекторские службы.

Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Требования таких инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения гражданами и юридическими лицами.

В области управления объектами морского и речного транспорта Минтранс участвует в процессе приватизации средств морского и речного транспорта, выдает лицензии на осуществление перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Государственные предприятия водных путей и судоходных каналов Минтранса России преобразованы Правительством РФ в бассейновые управления водных путей и судоходства, которые осуществляют эксплуатацию и развитие водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта всех форм собственности, контроль за обеспечением безопасности судоходства, надзор за техническим состоянием объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства, в также морские и речные порты. Администрация морского торгового порта обеспечивает регулирование деятельности порта, а также безопасности мореплавания и порядка в порту; осуществление надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров РФ по торговому мореплаванию и за технической эксплуатацией закрепленных портовых сооружений и объектов.

В области морского транспорта Минтранс в соответствии с положением о нем от 30 декабря 2000 г. уполномочен осуществлять следующие функции:

) осуществляет контроль соответствия судоходных компаний и судов требованиям международных правил, стандартов и норм, в том числе Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения морской среды;

) организует создание и функционирование объектов и средств обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходе к ним, в том числе средств управления движением судов;

) осуществляет общее руководство операциями по спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, по ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных веществ в море;

) организует при выпуске судов из морских портов (за исключением рыбных) контроль их технического состояния и соответствия международным требованиям и требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам пожарной безопасности;

) участвует в организации и проведении работ по сертификации оборудования, изделий и технологий для судовых ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки в каботаже судами, плавающими под иностранным флагом;

) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности организаций морского транспорта по выполнению международных договоров Российской Федерации в области охраны морской среды и требований природоохранительного законодательства Российской Федерации;

) и т.д.

Минтранс является головным межотраслевым координирующим органом в системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам морской деятельности Российской Федерации, в том числе по проблемам развития и использования торгового, речного, ледокольного и служебно-вспомогательного флота Российской Федерации, а также прибрежно-береговой инфраструктуры гражданского назначения;

Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы и т.д.) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минтранс России разрабатывает положение о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом; организует всероссийские конкурсы профессионального мастерства работников автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта; участвует в рабочих и государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию новых образцов транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и др.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления коммуникациями.

Необходимо также отразить деятельность органов местного самоуправления в той части их компетенции, которая касается управления транспортно-дорожным комплексом.

Основное внимание органов местного самоуправления, естественно, уделяется вопросам организации работы городского и междугороднего транспорта. В их в ведении может находятся пассажирский городской и междугородний автомобильный, а также электротранспорт (трамваи, троллейбусы, электрички и т.д.).

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений, осуществляют муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

В собственности муниципальных образований могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в этой сфере.

Осуществляя строительство, реконструкцию и ремонт дорог местного значения, органы местного самоуправления на договорной основе привлекают к этой работе предприятия и организации, расположенные на территории муниципального образования, но не входящие в состав муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают также предприятия и организации к транспортному обслуживанию населения. Они согласовывают маршруты и графики движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории, контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; организуют работу предприятий дорожного хозяйства.

Органы местного самоуправления могут иметь муниципальные организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Режим работы этих организаций устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе вводить налог на перепродажу автомобилей, сбор за парковку автотранспорта на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления, также принимают меры необходимые для обустройства автомобильных дорог, которые находятся в их в велении, объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Классификация и принципы организации производственного процесса.

Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать продукцию (результат) (схема 1.). Такого рода трансформационный процесс обозначается как "производство".

Его цель - в конечном итоге улучшить уже имеющееся, чтобы увеличить таким образом запас средств, пригодных для удовлетворения потребностей.

Производственный процесс состоит в том, чтобы преобразовать затраты ("вход") в результат ("выход"); при этом необходимо соблюдение ряда правил игры.

Рис. 1. Основная структура производственного процесса

Между затратами на "входе" (Input) и результатом на "выходе" (Output), а также параллельно этому на предприятии происходят многочисленные действия ("решаются задачи"), которые только в их единстве полностью описывают производственный процесс (схема 2). Рассмотрим здесь лишь коротко охарактеризованные частные задачи производственного процесса.

Производственный процесс состоит из частных задач обеспечения (снабжения), складирования (хранения), изготовления продукции, сбыта, финансирования, обучения персонала и внедрения новых технологий, а также управления.

К задаче снабжения предприятия относятся покупка или аренда (лизинг) средств производства, покупка сырья (для предприятий с материально-вещественной продукцией), прием на работу сотрудников.

К задаче складирования (хранения) относятся все производственные работы, которые возникают перед собственно процессом производства (изготовления) продукции в связи со складированием средств производства, сырья и материалов, а после него - со складированием и хранением готовой продукции.

В задаче изготовления продукции речь идет о производственных работах в рамках производственного процесса. На предприятиях, изготавливающих материально-вещественную продукцию, они в значительной степени определяются технологической составляющей. В частности, необходимо определить когда, какая продукция, в каком месте, с использованием каких производственных факторов должна быть изготовлена ("производственное планирование").

Рис. 2. Частные задачи производственного процесса

Задача сбыта продукции связана с исследованием рынка сбыта, воздействия на него (например, путем рекламы), а также с продажей или сдачей в аренду продукции предприятия.

Обучение персонала и внедрение новых технологий должны дать возможность сотрудникам постоянно повышать квалификацию, и они благодаря этому были бы в состоянии внедрять и развивать новейшие технологии во всех сферах предприятия и особенно в области новой продукции и производственных технологий.

Задача управления (руководства) включает работы, которые охватывают подготовку и принятие руководящих решений с целью руководства и управления всеми другими производственными работами на предприятии. В связи с этим особое значение приобретает бухгалтерский учет на предприятии (включая годовой баланс, анализ издержек, производственную статистику, финансирование). Бухгалтерский учет должен полностью включать и оценивать все текущие документы, которые характеризуют производственный процесс

Частные задачи производственного процесса ("Input" - "Output") и их связь с процессом создания стоимости могут рассматриваться как "стоимостная цепочка", которая связывает между собой звенья (поставщики и потребители), расположенные до и после непосредственно процесса изготовления продукции (производственного процесса).

Включая вышесказанное - производственный процесс есть процесс воспроизводства материальных благ и производственных отношений.

Как процесс воспроизводства материальных благ производственный процесс является совокупностью процессов труда и естественных процессов, необходимых для изготовления определенного вида продукции.

Основными элементами, определяющими процесс труда, а следовательно, и производственный процесс, являются целесообразная деятельность (или сам труд), предметы труда и средства труда.

Целесообразная деятельность (или сам труд) осуществляется человеком, который затрачивает нервно-мышечную энергию для выполнения различных механических движений, наблюдения и контроля за воздействием орудий труда на предметы труда.

Предметы труда определяются той продукцией, которая выпускается предприятием. Основной продукцией машиностроительных заводов являются различного рода изделия. Согласно ГОСТ 2.101-68 изделием называется любой предмет или набор предметов труда, подлежащих изготовлению на предприятии. В зависимости от назначения различают изделия основного производства и изделия вспомогательного производства.

К изделиям основного производства относятся изделия, предназначенные для товарной продукции. К изделиям вспомогательного производства следует относить изделия, предназначенные только для собственных нужд предприятия, изготовляющего их (например, инструмент собственного производства). Изделия, предназначенные для реализации, но одновременно используемые и для собственных нужд предприятия, следует относить к изделиям вспомогательного производства в той части, в которой они используются для собственных нужд.

Различают следующие виды изделий: детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Кроме того, изделия делят на: а) неспецифицированные (детали), если они не имеют составных частей; б) специфированные (сборочные единицы, комплексы, комплекты), если они состоят из двух и более составных частей. Составной частью может быть любое изделие (деталь, сборочная единица, комплекс и комплект).

Деталь - предмет, который не может быть разделен на части без разрушения его. Деталь может состоять из нескольких частей (предметов), приведенных в постоянное неделимое состояние каким-либо способом (например, сваркой).

Сборочная единица (узел) - разъемное или неразъемное сопряжение нескольких деталей.

Комплексы и комплекты могут состоять из соединенных между собой сборочных единиц и деталей,

Изделия характеризуются приводимыми ниже качественными и количественными параметрами.

. Конструктивной сложностью. Она зависит от числа входящих в изделие деталей и сборочных единиц; это число может колебаться от нескольких штук (простые изделия) до десятков тысяч (сложные изделия).

. Размерами и массой. Размеры могут колебаться в 'пределах от нескольких миллиметров (или даже меньше) до нескольких десятков (даже сотен) метров (например, морские суда). Масса изделия зависит от размеров и соответственно может изменяться от граммов (миллиграммов) до десятков (и тысяч) тонн. С этой точки зрения все изделия делят на мелкие, средние и крупные. Границы их деления зависят от отрасли машиностроения (вида продукции).

. Видами, марками и типоразмерами применяемых материалов. Число их достигает десятков (даже сотен) тысяч.

. Трудоемкостью обработки деталей и сборки сборочных единицей изделия в целом. Она может изменяться от долей нормо-минуты до нескольких тысяч нормо-часов. По этому признаку различают нетрудоемкие (малотрудоемкие) и трудоемкие изделия.

. Степенью точности и шероховатости обработки деталей и точности сборки сборочных единиц и изделий. В связи с этим изделия подразделяют на высокоточные, точные и низкоточные.

. Удельным весом стандартных, нормализованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.

. Числом изготовляемых изделий; оно может колебаться от единиц до миллионов в год.

Характеристики изделий во многом предопределяют организацию производственного процесса в пространстве и во времени.

Так, от конструктивной сложности изделий зависит число обрабатывающих и сборочных цехов или участков и соотношение между ними.

Чем сложнее изделие тем больший удельный вес занимают сборочные работы и сборочные участки и цехи в структуре предприятия. Размер, масса и количество изделий влияют на организацию их сборки; на создание того или иного вида поточного производства; организацию транспортировки деталей, сборочных единиц и изделий по рабочим местам, участкам и цехам; во многом определяют вид движения по рабочим местам (операциям) и длительность производственного цикла.

Для крупных и тяжелых изделий применяют неподвижные поточные линии с периодическим движением конвейеров. Для их транспортировки используются подъемные краны и специальные транспортные средства. Движение их по операциям организуется в основном по параллельному, виду. Длительность производственного цикла изготовления таких изделий большая, она измеряется иногда годами.

Иногда приходится в механических цехах организовывать участки крупных, мелких и средних деталей.

От вида и марки обрабатываемых материалов зависит необходимость сочетания тех или иных заготовительных и обрабатывающих участков или цехов.

При наличии большого числа заготовок из литья и поковок требуется создание литейных цехов (чугунолитейных, сталелитейных, цветного литья и других), кузнечных и прессовых (горячего и холодного прессования) цехов. При изготовлении многих заготовок из прокатного материала потребуются заготовительные участки или цехи. При механической обработке деталей из цветных металлов приходится, как правило, организовывать отдельные участки.

Степень точности и чистоты обработки и сборки влияет на состав оборудования и участков, их расположение.

Для обработки особо точных деталей и сборки сборочных единиц и изделий необходима организовывать отдельные участки, так как при этом требуется создание особых санитарно-гигиенических условий.

От удельного веса стандартных, нормализованных и унифицированных деталей и сборочных единиц зависит состав оборудования, участков и цехов.

Изготовление стандартных и нормализованных деталей, как правило, ведется на специальных участках или в специальных цехах. Для них организуется поточно-массовое производство.

Трудоемкость и число изготовляемых изделий влияют на состав и количество оборудования, цехов и участков, их расположение, возможность организации поточного производства, длительность производственного цикла, величину незавершенного производства, себестоимость и другие экономические показатели работы предприятия. Изделия, которые не изготовляют на данном предприятии, а получают в готовом виде, относятся к покупным. Их называют также комплектующими изделиями.

На каждом машиностроительном заводе обычно одновременно изготовляется несколько изделий, различных по конструкции и размерам. Перечень всех видов изделий, выпускаемых заводом, называется номенклатурой.

К средствам труда относятся орудия производства, земля, здания и сооружения, транспортные средства. В составе средств труда определяющая роль принадлежит оборудованию, особенно рабочим машинам.

На каждую единицу оборудования предприятием-изготовителем составляется паспорт, в котором указывается дата изготовления оборудования и полный перечень его технических характеристик (скорость обработки, мощность двигателей, допускаемые усилия, правила обслуживания и эксплуатаций и др.).

Сочетание элементов процесса труда (труд определенной квалификации, орудия и предметы труда) и частичных производственный процессов (изготовление отдельных узлов готового продукта или выполнение определенной стадии процесса изготовления продукции) осуществляется по качественным и количественным признакам и ведется в нескольких направлениях. Различают поэлементный (функциональный), пространственный и временной разрезы организации производства.

Поэлементный разрез организации производства связан с упорядочением техники, технологии, предметов труда, орудии и самого труда в единый процесс производства. Организация производства предполагает внедрение наиболее производительных машин и оборудования, обеспечивающих высокий уровень механизации и автоматизации производственного процесса; использование высококачественных и эффективных материалов; совершенствование конструкций и моделей выпускаемых изделий; интенсификацию и внедрение более прогрессивных технологических режимов.

Основная задача поэлементной организации производства состоит в правильном и рациональном подборе состава оборудования, инструментов, материалов, заготовок и квалификационного состава кадров, с тем чтобы обеспечить полное их использование в процессе производства. Проблема взаимного соответствия элементов процесса производства особенно актуальна в сложных высокомеханизированных и автоматизированных процессах при динамичной номенклатуре производства. Сочетание частичных производственных процессов обеспечивает пространственная и временная организация производства. Производственный процесс включает множество частичных процессов, направленных на изготовление готового продукта. Классификация производственных процессов показана на рис.3.

Рис. 3. Классификация производственных процессов

Принципы организации производственного процесса:

Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и средств производства, направленных на изготовление продукции. Производственный процесс состоит из следующих процессов:

основные

 - это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции;

вспомогательные

 - это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий (электрической, тепловой, пара, воды, сжатого воздуха и т.д.);

обслуживающие

 - это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов но в результате которых продукция не создается (хранение, транспортировка, технический контроль и т.д.).


В условиях автоматизированного, автоматического и гибкого интегрированного производств вспомогательные и обслуживающие процессы в той или иной степени объединяются с основными и становятся неотъемлемой частью процессов производства продукции, что будет рассмотрено более подробно позже.

Технологические процессы, в свою очередь, делятся на фазы.

Фаза - комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части технологического процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое.

В машиностроении и приборостроении технологические процессы в основном делятся на три фазы:

заготовительная;

обрабатывающая;

сборочная.

Фазная структура технологических процессов представлена на рис.4.


Технологический процесс состоит из последовательно выполняемых над данным предметом труда технологических действий - операций.

Операция - часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте (станке, стенде, агрегате и т.д.), состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или группой совместно обрабатываемых предметов.

Операции, которые не ведут к изменению геометрических форм, размеров, физико-химических свойств предметов труда, относятся к не технологическим операциям (транспортные, погрузочно-разгрузочные, контрольные, испытательные, комплектовочные и др.).

Операции различаются также в зависимости от применяемых средств труда:

ручные - выполняемые без применения машин, механизмов и механизированного инструмента;

машинно-ручные - выполняемые с помощью машин или ручного инструмента при непрерывном участии рабочего;

машинные - выполняемые на станках, установках, агрегатах при ограниченном участии рабочего (например, установка, закрепление, пуск и остановка станка, раскрепление и снятие детали и т.д.);

автоматизированные - выполняемые на автоматическом оборудовании или автоматических линиях.

Аппаратурные процессы характеризуются выполнением машинных и автоматических операций в специальных агрегатах (печах, установках, ваннах и т.д.).

Принципы - это исходные положения, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие производственного процесса.

Соблюдение принципов организации производственного процесса - одно из основополагающих условий эффективной деятельности предприятия.


Таблица 1

Основные принципы организации производственного процесса

№ п/п

Принципы

Основные положения

1

Пропорциональности

Пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест.

2

Дифференциации

Разделение производственного процесса изготовления одноименных изделий между отдельными подразделениями предприятия (например, по технологическому)

3

Комбинирования

Объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства

4

Концентрации

Сосредоточение выполнения определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально однородных работ на отдельных участках и рабочих местах

5

Специализации

Формы разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей, изделий

6

Универсализации

Определенное рабочее место или производственное подразделение занято изготовлением изделий и деталей широкого ассортимента или выполнением различных производственных операций

7

Стандартизации

Под принципом стандартизации в организации производственного процесса понимают разработку, установление и применение однообразных условий, обеспечивающих наилучшее его протекание

 8

Параллельности

Одновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Реализация данного принципа существенно сокращает производственный цикл изготовления изделия

9

Прямоточности

Требование прямолинейности движения предметов труда по ходу технологического процесса, то есть по кратчайшему пути прохождения изделием всех фаз производственного процесса без возвратов в его движении

10

Непрерывности

Сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия

11

Ритмичности

Выпуск в равные промежутки времени равного количества изделий

12

Автоматичности

Максимально возможное и экономически целесообразное освобождение рабочего от затрат ручного труда на основе применения автоматического оборудования


Экономическая эффективность рациональной организации производственного процесса выражается в сокращении длительности производственного цикла изделий, в снижении издержек на производство продукции, улучшении использования основных производственных фондов и увеличении оборачиваемости оборотных средств.

 

Теоретическая и научно-методическая база формирования региональных логистических транспортно-распределительных систем


Проблема развития грузоперерабатывающих терминалов, в частности, автомобильных и мультимодальных терминальных комплексов была на государственном уровне поставлена в России сравнительно недавно. В период дорыночного развития экономики страны планирование транспортной деятельности строилось на принципах доминирования в грузопотоках помашинных (повагонных) партий груза, которые должны были отправляться непосредственно получателям без разукрупнения и, по возможности, без перевалок между видами транспорта. Работа с мелкими отправками считалась для транспорта нехарактерной, а использование терминальных технологий доставки - экономически нецелесообразным. Кроме того, относительно малым был и объем грузопотока в экспортно-импортном сообщении. Естественно, что в такой ситуации количество грузоперерабатывающих терминалов, которые находились, в большинстве своем, в распоряжении предприятий автотранспорта общего пользования, было сравнительно небольшим. К концу 1992 года АТОП России располагал несколькими сотнями объектов терминального типа.

Кроме того, на автомобильном транспорте незначительным количеством хорошо оборудованных терминалов располагали также "Росвнештранс" (экспедитор международного сообщения, занимавший монопольное положение на данном виде деятельности в бывшем СССР) и "Совтрансавто" (крупнейший международный автомобильный перевозчик, также доминировавший на этом виде деятельности).

Еще одним крупным транспортным ведомством, которое эксплуатировало терминалы на территории России, был концерн "Росречфлот" (по сути, бывшее Министерство речного флота Российской Федерации). В 1991 году в его распоряжении находилось 240 крытых складов и свыше 700 открытых складов и площадок.

Министерство путей сообщения в этот период эксплуатировало более 400 относительно крупных грузовых терминалов всех видов: крытые склады для хранения и переработки мелкопартионных грузов, контейнерные площадки, площадки для переработки сыпучих и тяжеловесных грузов.

Рыночные реформы в России заставили транспортников решительным образом изменить свое отношение к терминалам. Наиболее важным симптомом стал рост доли мелких отправок в грузопотоках, перевозимых автомобильным транспортом. Если в 1981 этот показатель составлял для АТОП 1,5% от общего количества отправлений, то уже в 1988 году - 10,1%, а к 1992 году превысил 15% (данные исследований НИИАТ). Одновременно происходило быстрое увеличение объемов контейнерных перевозок, которые за десять последних лет возросли более, чем в 3 раза.

В этих условиях потребность в грузоперерабатывающих терминалах резко возросла. По имеющимся оценкам, существующая база для перевозок мелкопартионных грузов и контейнеров в междугородном сообщении удовлетворяет на сегодняшний день не более 30% потребности.

Естественно, что транспортные и экспедиционные предприятия, располагающие терминалами, оказались в весьма выгодном положении. Приватизация и разгосударствление практически исключили государство из сферы управления использованием терминалов (кроме предприятий МПС, не подлежащих приватизации, и крупных терминальных комплексов в портах), поэтому владельцы используют имеющиеся мощности по своему усмотрению. Характерной тенденцией является сдача складских площадей терминалов в аренду торговым и посредническим компаниям для краткосрочного и среднесрочного хранения их товаров. При сложившейся на сегодняшний день конъюнктуре простая сдача склада в аренду нередко оказывается более выгодной для владельца терминала, чем использование его в транспортном бизнесе.

Министерство транспорта России отдает себе ясный отчет в том, что развитие терминалов является необходимым условием формирования в стране современной транспортной инфраструктуры. Поэтому одной из первых программ, разработанных Министерством, стала Государственная инновационная программа, направленная на развитие транспортно-экспедиционной деятельности и логистики, - программа "Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания "Терминал".

В основе программы лежит комплекс мер по ускоренному созданию, расширению и реконструкции терминалов, перевалочных и складских комплексов, элементов контейнерной системы, других сооружений транспортно-распределительной инфраструктуры. Программой предусматривается параллельное решение следующих задач:

) терминализации магистральных перевозок по основным направлениям грузопотоков всех видов транспорта;

) технического переоснащения главных транспортных узлов экономических регионов;

) создания внутирирегиональных (местных) терминальных систем;

) создания системы обеспечения терминалов и складов различного назначения современными высокоэффективными средствами грузопереработки и информатики.

Для реализации программы предусматривалось привлечение финансовых ресурсов из наиболее заинтересованных в реализации программы отраслей экономики, а также зарубежных инвестиций. Первоначальные государственные капиталовложения должны были составить не более одного процента всех финансовых средств, привлеченных к осуществлению программы. Для инвесторов и других участников программы предусматривался ряд финансовых льгот - частичное освобождение от налогов, предоставление кредитов на льготных условиях и т.д.

Реализацию программы "Терминал" намечалось осуществлять в несколько этапов.

На первом этапе предусматривалось проведение комплекса прединвестиционных и предпроектных исследований и разработок и формирование инновационной системы (фонды, корпорации, другие коммерческие структуры), а также создание необходимой правовой базы для стимулирования реализации программы.

На втором этапе за счет первичных целевых инвестиций должна была быть реализована серия пилот-проектов терминальной системы, а также начато строительство новых и реконструкция существующих терминалов и других объектов транспортно-экспедиционной инфраструктуры, финансируемое вновь созданными в рамках программы инвестиционными структурами с участием иностранных инвесторов. Одновременно предполагалось развернуть работы по развитию специализированных систем связи и информационных систем.

На третьем этапе предусматривалось развернутое сооружение терминалов различного назначения, в основном, за счет средств коммерческих структур и постепенное объединение объектов терминальной системы в единый транспортно-логистический комплекс.

Планировалось, что в результате осуществления программы "Терминал" будет сооружено и реконструировано в общей сложности порядка 3 тыс. терминальных объектов различного назначения. При этом предусматривалось строительство 73 новых крупных автомобильных терминалов, а также 58 мультимодальных терминальных комплексов, обеспечивающих взаимодействие автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

В Министерстве транспорта было создано подразделение, координирующее на данном этапе реализацию программы "Терминал". Однако практическая реализация программы встретилась с рядом серьезных трудностей.

В результате проведения Правительством России жесткой бюджетной политики стартовое государственное финансирование программы осуществлено не было. Не удалось закрепить законодательно и большинство льгот, предусмотренных авторами программы для инвесторов и других участников программы. Не оправдалась и надежда на заинтересованность нетранспортных инвесторов. Высокие темпы инфляции и быстрое развитие товарных рынков делают финансирование торговых операций более привлекательным, чем капиталовложения в строительство терминалов.

Таким образом, реализация программы "сверху", то есть в рамках единого плана, контролируемого Министерством транспорта и при государственной поддержке, по сути, так и не началась.

Вместе с тем, интенсивное развитие получил процесс создания терминальной системы "снизу". В последние 5-7 лет наблюдается повышенная активность в сооружении терминалов различного назначения крупными государственными и негосударственными предприятиями, заинтересованными в создании собственных эффективных систем производственной логистики. Особенно быстрыми темпами строят собственные терминалы компании, ориентирующиеся на международное сотрудничество, а также фирмы, созданные с иностранным участием.

Постоянно наращивают мощность своих терминалов и наиболее крупные российские международные перевозчики и экспедиторы. При этом четко проявилась тенденция не к строительству новых терминалов "с нуля", а к дооборудованию и использованию на условиях аренды или совместной эксплуатации высвобождающихся (в основном - в секторе промышленного производства) складских сооружений.

Несомненно, строительство терминалов силами предпринимателей, транспортников и местных властей будет продолжаться во все более широких масштабах - к этому ведет логика развития товарных и транспортных рынков. Исключительно важно, чтобы федеральное Министерство транспорта возглавило этот процесс, скоординировало усилия его участников и добилось реальной государственной поддержки в реализации соответствующих проектов и региональных программ.

Одной из первых региональных программ, направленных на создание терминальной системы грузодвижения, явилась программа "Московская региональная система комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания "Терминал-Москва", разработанная во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 10 августа 1992 г. N1971-РП.

Программа "Терминал-Москва" предусматривала поэтапное создание вокруг Москвы на территории лесопаркового пояса сети грузоперерабатывающих терминалов и мультимодальных терминальных комплексов для обслуживания потребностей в грузопереработке и грузонакоплении, а также в сервисных услугах как городской агломерации, так и Московского региона в целом.

Программа включала и комплекс мероприятий по организации мест отстоя прибывающего в город большегрузного автотранспорта и созданию автомобильных терминалов со сферой обслуживания, осуществляющихся во исполнение Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 26 августа 1993 г. N1500 - РП, Постановления Правительства Москвы от 16 сентября 1993 г N864, а также Распоряжения Мэра Москвы от 25 ноября 1993 г. N681-PM.

Несмотря на предпринятые со стороны Департамента транспорта и связи Правительства Москвы усилия, практическая реализация Программы "Терминал-Москва", так же как и Российской Программы "Терминал", встретила ряд сложностей.

Прежде всего, так как терминалы предполагалось строить в основном за пределами Московской городской агломерации, потребовалось согласование их размещения с Администрацией Московской области.

Одновременно в 1993 г. "Мособлавтотранс" разработал программу "Терминал" в - Московской области как составную часть федеральной целевой программы "Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания (Терминал)".

Учитывая единство региональной транспортной системы, общность социально-экономической структуры Москвы и Московской области, а также во избежание распыленности инвестиций, нерационального использования земельных ресурсов, в целях снижения затрат на создание объектов терминальной инфраструктуры и достижения общесистемного эффекта, правительством Москвы, Администрацией Московской области и Министерством транспорта Российской Федерации было принято решение о разработке единой Программы - "Система транспортно-экспедиционного обслуживания Московского региона (Московский терминал)". Она была разработана с привлечением ведущих специалистов из научно-исследовательских и проектных организаций Москвы и Московской области и получила полное одобрение в 1996 г. на заседании специально созданного при Министерстве транспорта РФ Координационного Совета по разработке и реализации Программы "Московский терминал".

К сожалению, и Программу "Московский терминал", несмотря на большой интерес, проявленный к ней со стороны представителей научных организаций, управленческих структур, финансовых институтов и предпринимателей различного уровня, а также широкий резонанс, который получила программа в России и за рубежом (неоднократно представлялась на международных выставках и форумах и освещалась в отечественной и зарубежной прессе), в силу ряда причин объективного и субъективного характера постигла та же судьба, что и предыдущие программы создания терминальных систем организации комплексного транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в Российской Федерации и ее регионах. Она так и не получила официального статуса государственной или региональной целевой программы, но тем не менее не потеряла своего значения и реализуется "снизу" в основном коммерческими структурами.

Литература


1. Единая транспортная система. Учебник; Н.А. Троицкая. - М.: Академия, 2009. - 240с.: ил.

. Менеджмент на транспорте. Учебное пособие; Буралев Ю.В., Громов Н.Н., Персианов В. А,, Усков Н.С. - М.: Академия, 2010. - 528с.: ил.

. Автотранспортное право. Учебник; Спирин И.В. - М.: Академия, 2006. - 305 с.

. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций,. Учебное пособие; Бачурин А.А. - М.: Академия, 2011. - 272 с.: ил.

. Менеджмент на транспорте. Громов Н.Н., Персианов В.А., Усков Н.С. - М.: Академия, 2003. - 528с.: ил.

. Атлас З.В., Ионов В.Я. Эффективность производства и рентабельность предприятий. - М.: Финансы, 1977. - 296 с.

Интернет ресурсы:

http://www.madi.ru //

http://www.transportrussia.ru/

http://www.mintrans.ru/

Похожие работы на - Государственное управление транспортно-распределительными системами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!