Условия строительства железнодорожного пути в условиях вечной мерзлоты
Федеральное агентство
железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный
университет путей сообщения»
Кафедра «Путь и железнодорожное
строительство»
Реферат
на тему «Условия строительства
железнодорожного пути в условиях вечной мерзлоты»
Выполнил:
Проверил:
г. Екатеринбург,
год
Оглавление
Введение
1. Изыскания и укладка
ЖД пути
2. Проектирование
3. Методы обеспечения
прочности и устойчивости земляного полотна
4. Типовые конструкции
земляного полотна
5. Основные положения
индивидуального проектирования
6. Строительство
7. Временная
эксплуатация
Список использованной
литературы
Введение
ВСН 61-89 содержит технические решения и указания, отражающие особенности
выполнения проектно-изыскательских и строительных работ при строительстве и
временной эксплуатации железных дорог в районах вечной мерзлоты.
Они разработаны в развитие и дополнение действующих нормативных
документов, регламентирующих такие работы вне районов вечной мерзлоты. При этом
учтены отечественный и зарубежный опыт, в том числе опыт проектирования,
строительства и эксплуатации БАМ, соответствующие решения Комитета по земляному
полотну научно-технических советов МПС и Минтрансстроя, а также результаты
научно-исследовательских работ ЦНИИС, СибЦНИИС, Дальгипротранса. Томгипротранса
и других институтов и организаций и соответствующие разработки в области
инженерного мерзлотоведения за период 1961 - 1988 гг.
Нормы и положения ВСН 61-89 направлены на рациональное решение инженерных
задач с учетом особенностей местных природных условий и необходимости
обеспечения нормальной работы железнодорожных сооружений в условиях
эксплуатации при наилучшем сочетании строительных и эксплуатационных затрат.
1. Изыскания
и укладка ЖД пути
Изыскания
новых железнодорожных линий следует выполнять в соответствии с требованиями
главы СНиП 1.02.07-87 <#"800488.files/image001.gif">1(см2/кгс);
А
- коэффициент, учитывающий величину осадки за счет оттаивания вечномерзлого
грунта;
рн
- удельное давление насыпи (по ее оси) на оттаивающий грунт основания, кПа
(кгс/см2).
Значения
h0 следует определять по результатам теплотехнических расчетов (рекомендуемое
приложение <#"800488.files/image002.gif">
Рис. 1. Расчетная схема к определению осадок и увеличению начальных
размеров насыпей:
- откос насыпи типовой конструкции; 2 и 3 - запас по ширине и высоте
насыпи; 4 - верхний слой насыпи, досыпаемый в условиях эксплуатации; 5 и 6 -
поверхность вечномерзлого грунта соответственно в естественных условиях и после
ее понижения на расчетную глубину; Бпр и Бп - отметка бровки земляного полотна
соответственно проектной и профильной высоты
В пределах участков насыпей на слабых и просадочных основаниях высотой
менее 1,0 м при наличии растительно-мохового покрова и менее 1,5 м при его
отсутствии в естественных условиях, где по условиям проектирования продольного
профиля увеличение высоты насыпи нецелесообразно или невозможно, например, на
подходах к выемкам, необходимо предусматривать устройство искусственного
основания из скального, крупнообломочного или песчаного хорошо дренирующего
грунта применительно к схеме, приведенной на рис. 2.
Рис 2 Схема устройства искусственного основания насыпей высотой менее 1 м
на участках с вечномерзлыми грунтамии III категорий (а) и IV категории
просадочности (б): 1 - водоотводная канава; 2 - дренирующий грунт;
- теплоизоляция, назначенная по результатам теплофизических расчетов; 4 -
дренажная тpyба;
- глинистый грунт, 6 - поверхность вечномерзлого грунта в естественных
условиях (размеры в м)
Глубину
траншеи вырезки hв следует назначать по результатам расчетов (рекомендуемое
приложение <#"800488.files/image004.gif">
Рис.
3. Поперечный профиль выемки в тугопластичных и мягкопластичных глинистых
грунтах:
-
дренирующий грунт; 2 - глинистый грунт; 3 - поверхность вечномерзлого грунта
после образования деятельного слоя по периметру выемки; Нп - глубина выемки по
продольному профилю; Hр - глубина выемки с учетом величины вырезки Hв слабого
грунта основания, назначаемой по расчету согласно рекомендуемому приложению 7;
ho.-величина осадки оттаивающего грунта основания при образовании деятельного
слоя по периметру выемки
В
проектах необходимо указывать, что удаление слабого грунта из основания
земляного полотна следует осуществлять в период производства основных работ
путем соответствующего увеличения глубины выемки (рис. 3-5) или посредством
разработки траншеи в пределах основной площадки земляного полотна (рис. 6) с
установкой лотков противопучинной конструкции
hг = hв + δ hд (7)
где
hв - толщина заменяемого слоя, м, определяемая по расчету, в зависимости от
прочностных характеристик и пучинистых свойств вечномерзлого грунта основания
после его оттаивания (см. рекомендуемое приложение <#"800488.files/image005.gif">
Рис. 4. Поперечный профиль выемки в глинистых грунтах, переходящих при
оттаивании в текучепластичное и текучее состояние, с покрытием откосов термоизоляцией:
- слой растительного грунта или обсев семенами трав; 2 - слой местного
грунта; 3 - укрепление канавы железобетонными плитками или полутрубами; 4 -
слой теплоизоляции толщиной, назначаемой по расчету
Величину
уширения земляного полотна следует назначать в соответствии с указаниями пп.
3.30 <#"800488.files/image006.gif">
Рис. 5. Поперечный профиль выемки в глинистых грунтах, переходящих при
оттаивании в текучепластичное и текучее состояние:
- дренирующий, крупнообломочный грунты, в том числе с песчаным и
глинистым заполнителем; 2 - дренажная труба; l - толщина слоя, назначаемая по
расчету согласно рекомендуемому приложению 8
Выбор одного или комплекса мероприятий должен быть обоснован результатами
расчетов и данными технико-экономического сравнения вариантов.
Поперечные профили выемок в глинистых грунтах, приобретающих при
оттаивании тугопластичную и мягкопластичную консистенцию (0,25< IL<0,75),
следует проектировать применительно к рис. 3, текучепластичную и текучую (IL
> 0,75) - применительно к рис. 4, 5 и 6.
В выемках, проектируемых применительно к рис. 4 и 5, следует
предусматривать продольный уклон дна не менее 0,005. Если по условиям рельефа
местности такой уклон невозможно обеспечить, выемку следует проектировать
применительно к поперечному профилю (рис. 6).
Рис. 6. Поперечный профиль выемки в глинистых грунтах, переходящих при
оттаивании в текучепластичное и текучее состояние
В
пределах косогоров, сложенных глинистыми грунтами, основную площадку земляного
полотна следует полностью врезать в косогор или размещать на насыпи, не
допуская устройства полунасыпей-полувыемок, и предусматривать
противодеформационные мероприятия в зависимости от состояния и свойств грунтов
основания и в откосной части выемки в соответствии с положениями пп. 3.34
<http://snipov.net/c_4832_snip_111066.html>-3.37
<http://snipov.net/c_4832_snip_111066.html>.
6.
Строительство
железнодорожный
строительство мерзлота
Мероприятия по организационно-технической подготовке строительства
следует выполнять с учетом:
· природных условий района;
· принятых в проекте принципов использования вечномерзлых
грунтов в качестве основания зданий и сооружений;
· необходимости оснащения строительства транспортом,
строительными машинами, механизмами и специальными установками,
приспособленными для разработки вечномерзлых грунтов, в условиях низкой
температуры воздуха и сильных ветров (в том числе в «северном исполнении»);
· особенностей заготовки и складирования необходимых запасов
топлива, строительных материалов и изделий;
· необходимости заготовки теплой одежды и специальных средств
против обмораживания рабочих и технического персонала в зимний период, а также
защиты от комаров, мошки и энцефалитного клеща в летний период.
К зимнему периоду должны быть подготовлены: средства круглосуточного
освещения строительной площадки и рабочих мест; помещения для обогрева рабочих;
средства для борьбы со снежными заносами и наледями; фронт работ для рабочих
всех квалификаций.
7. Временная
эксплуатация
В течение всего периода временной эксплуатации следует учитывать, что
особенности проектирования и строительства железнодорожных сооружений и
устройств в районах распространения вечномерзлых грунтов обусловливают и
особенности их эксплуатации.
Знание этих особенностей является обязательным для работников
строительства, осуществляющих временную эксплуатацию, и организаций,
принимающих сооружения и устройства в постоянную эксплуатацию.
Особенности эксплуатации сооружений и устройств, возведенных в районах
распространения вечномерзлых грунтов, устанавливаются при разработке проектов
применительно к местным мерзлотно-грунтовым условиям, принятому принципу
строительства следует излагать в специальном разделе проекта в виде особых
требований к эксплуатации сооружений или устройств.
Требования к эксплуатации сооружений или устройств, построенных с
расчетом на сохранение грунтов основания в мерзлом состоянии, должны включать
как минимум указания относительно:
· содержания в исправном состоянии и обеспечения эффективной
работы охладительных устройств вентилируемых подполий и пр.) при их наличии;
· поддержания установленного проектом температурного режима в
отапливаемых помещениях;
· выполнения в установленные проектом сроки периодических
осмотров сооружений и устройств в целях обеспечения их нормальной эксплуатации,
предотвращения возникновения деформаций или их своевременного обнаружения и
устранения; для сооружений и устройств, возведенных с применением
предварительного или последующего оттаивания грунтов основания, указания по
проведению наблюдений за скоростью и величиной осадок или выпучивания;
· указаний по проведению наблюдений за температурой грунтов
основания сооружений и устройств и по осуществлению мероприятий, направленных
на предотвращение появления и развития деформаций;
· схем приборов и приспособлений для проведения стационарных
наблюдений с указанием мест их расположения.
В необходимых случаях должны быть изложены указания по снегоборьбе и по
снегоочистке прилегающей территории.
Если при проведении наблюдений обнаружится, что величина и интенсивность
деформаций сооружений и устройств или состояние их оснований превышают
расчетные величины и не соответствуют проектным предположениям, следует
выполнить детальное обследование деформирующегося объекта и его основания с
целью выяснения причин отклонений и при необходимости разработать и осуществить
соответствующие противодеформационные мероприятия, а также внести коррективы в
требования к эксплуатации, согласованные с проектной организацией.
Накопленные в процессе строительства и временной эксплуатации материалы
наблюдений должны быть переданы принимающей организации при сдаче сооружений и
устройств в постоянную эксплуатацию, независимо от необходимости проведения
наблюдений в процессе постоянной эксплуатации.
На основании требований к эксплуатации отдельных сооружений, заложенных в
проекты, соответствующих положений настоящих Норм, следует разрабатывать
должностные инструкции непосредственным исполнителям (дорожным, тоннельным и
мостовым мастерам, комендантам зданий и др.) по текущему содержанию сооружений
и устройств с учетом особенностей местных условий.
С момента приемки сооружений и устройств эксплуатирующая организация
несет полную ответственность не только за правильность эксплуатации, но и за
полноту, качество и своевременность необходимых наблюдений, а также за
сохранность измерительных приборов и приспособлений, установленных на отдельных
объектах для проведения наблюдений.
Изменения, которые с течением времени потребуется внести в режим
эксплуатации сооружений и методы наблюдений, а также прекращение наблюдений
могут быть допущены только по решению комиссии из специалистов с участием представителей
организации, проектировавшей сооружение или устройство.
Проведение переустройств или изменение условий эксплуатации, которые
могут вызвать нарушение установленного теплового режима любого вида сооружений
и устройств (перенесение или дополнительная установка отопительных приборов,
устройство вводов в здания водопроводной сети, выпусков канализации и т. д.),
разрешается только после поверочных теплотехнических расчетов, выполненных или
согласованных проектной организацией.
Особое внимание должно быть уделено отводу от сооружений и устройств
поверхностных и грунтовых вод, а также удалению производственных и
канализационных вод: все устройства, отводящие воду, следует периодически
осматривать, а обнаруженные неисправности и повреждения немедленно устранять;
кроме того, необходимо выполнять ежегодный весенний осмотр кюветов, канав,
лотков и дренажей, а участки, требующие ремонта, приводить в полную исправность
незамедлительно.
Ремонтные работы по устранению деформаций фундаментов или трубопроводов в
летнее время следует выполнять в предельно короткие сроки, если ремонтируемые
сооружения и устройства построены с расчетом на сохранение грунтов основания в
мерзлом состоянии.
Заключение
Таким образом, строительство ЖД пути в условиях вечной мерзлоты имеет
много особенностей и сложностей, что затрудняет строительство, а,
следовательно, затруднение исследования районов вечной мерзлоты.
На территории районов вечной мерзлоты действует порядка 50 аэропортов и
аэродромов различного назначения. Ежегодно при помощи авиации в районы вечной
мерзлоты доставляется более 30 тонн полезного груза. Авиация наиболее популярна
в этих районах.
Однако, авиация имеет существенный минус, что влечет за собой снижение
авиаперевозок - малое количество груза, которое может взять воздушное судно. С
этой проблемой как раз-таки справляется железнодорожный транспорт. Одни
грузовой состав может перевезти за раз огромное количество груза, тем самым
обеспечивая данные районы всем необходимым.
Развитие железнодорожных путей в районах вечной мерзлоты является одним
из приоритетов правительства ЯНАО и других областей Российской Федерации.
Список использованной литературы
. ВСН
61-89. Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах
вечной мерзлоты
2. Правила
технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации с изменениями и
дополнениями, внесенными приказами МПС России:от 24.04.1995г. № 7Ц, от
06.03.1996г № 6Ц, от 15.04.1997г № 7Ц, от 20.08.1997г № 21Ц, от 03.03.1998г №
5Ц, от 20.07.1998г № 14Ц, от 29.03.1999г № 17Ц,
. Западно-сибирская
железная дорога https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE-%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0