Первые пятилетки в Кузбассе
"Первые пятилетки в
Кузбассе"
План
1. Свертывание НЭПА. Итоги социально-экономического развития
Кузбасса
2. Первые пятилетки в Кузбассе. Строительство новых шахт и рост
угледобычи
3. Увеличение золотодобычи
4. Развитие химической промышленности и энергетики
5. Расширение железных дорог
6. Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии
с/хозяйственного производства
Заключение
Список литературы
1.
Свертывание НЭПА. Итоги социально-экономического развития Кузбасса
В годы НЭПа была восстановлена промышленность Кузбасса.
Производительные мощности достигли 1914 года.
Производственная программа каменноугольной промышленности
СССР на 1925 - 1926 хозяйственный год предусматривала добычу 1522,5 миллионов
пудов угля. На долю Кузбасса из них приходилось 99,3 миллиона. С середины 1926
года новая техника стала поступать в Кузбасс. Проводимая реконструкция шахт,
совершенствование организации труда и производства, режим экономии дали свои
результаты: добыв в 1926 году 1715 тысяч тонн, горняки превзошли наивысший для
Кузбасса уровень 1917 года.
В начале восстановительного периода шахтный фонд угольной
промышленности находился в катастрофическом состоянии. Поверхностные комплексы
большинства угольных шахт в Донецком и Подмосковном бассейнах, на Урале и на
Дальнем Востоке были почти полностью разрушены. Горные выработки
<#"800293.files/image001.gif">
Динамика объемов добычи угля за период 1922-1928 г. г.
Уровень жизни горняков-угольщиков постепенно улучшался, в семьях
появился относительный достаток. Семья горнорабочего из 4-5 человек в год на
питание расходовала 44,8 % бюджета семьи, на одежду и обувь - 23 %,
коммунальные услуги в целом составляли 10,8 % бюджета.
После Гражданской войны в 1921 году были выпущены первые
"Правила безопасности при ведении горных работ". 25 ноября
<http://miningwiki.ru/wiki/25_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1924
<http://miningwiki.ru/index.php?title=1924&action=edit&redlink=1>
г. Народным Комиссариатом Труда и ВСНХ был принят первый сборник "Правил
безопасности" для угольной и сланцевой промышленности, в котором впервые в
истории горного дела были установлены требования по контролю за качественным
составом рудничного воздуха, организации первой медицинской помощи при
несчастных случаях или заболеваниях горняков, снабжению их спецодеждой и мылом,
питьевому водоснабжению и др.
На момент завершения восстановительного периода пришлось, так
называемое, "Шахтинское дело". Это был первый в стране групповой
процесс, когда на скамье подсудимых оказались далекие от политики технические
специалисты. Именно после "Шахтинского дела" появился сам термин
"вредитель". История "Шахтинского дела" до сих пор детально
не изучена и не имеет достаточно подробного и объективного описания. Судя по
документам эмигрантских организаций, ни одна из них не призывала к
"вредительству". Трудно представить, что горные инженеры из
"бывших", согласившиеся работать на новую власть, по своей инициативе
разрушали то, что являлось делом и смыслом их жизни.
Многие из квалифицированных горнорабочих начала XX в., в
подавляющем большинстве из бывших крестьян, не вернулись с войн, или остались в
Красной армии. Поэтому в 20-30 годы в результате коллективизации сельского
хозяйства и принудительного превращения бывших крестьян в промышленных рабочих,
в новую советскую промышленность, в угольную особенно, хлынула мощная
крестьянская волна. Эту массу людей надо было научить "работать",
"вкалывать" и "тянуть лямку". По уровню своей квалификации,
дисциплинированности, по всему социально-психологическому складу в целом,
мигранты из деревни в массе своей совершенно не были готовы к тому, чтобы
приспособиться к механизму НЭПа, с характерной для него системой экономического
стимулирования производственной активности и качества работы. В особой степени
это касалось угольной промышленности, где вчерашний крестьянин попадал в
тяжелейшие условия работы в подземных условиях. Старые специалисты вспоминают,
что некоторая часть крестьянских парней испытывала в буквальном смысле шок
после первого спуска в шахту, а некоторые из них убегали из общежитий на
следующий день.
Не менее сложной была ситуация с техникой. Своей практически не
было, производство ее только подготавливалось, а приобретение за рубежом в
необходимом количестве было затруднено из-за недостатка валюты.
Намеченные темпы роста добычи угля в Кузбассе (200 - 230 %)
значительно опережали общесоюзные (175 - 211 %), но и они скоро
оказались недостаточными. В 1929 г. решено было довести добычу в бассейне к
концу пятилетки до 8,2 млн. т, а в 1930 г. - до 10,5 млн. т, в том числе добычу
коксующегося угля - до 3,8 млн. т. По оптимальному варианту пятилетнего плана
была предусмотрена закладка в Кузбассе 14 новых шахт,
Несмотря на то, что за 1928-1932 гг. в Кузбассе было заложено
значительно больше шахт, чем предполагалось первоначально, но из-за
определенных обстоятельств, в среднем план добычи был выполнен на 80 %.
Особенно отставало капитальное строительство.
пятилетка кузбасс экономическая политика
Резкое увеличение масштабов и темпов добычи угля потребовало
соответствующих изменений в строительстве шахт и развитии отдельных районов,
входивших в состав "Кузбассугля".
В связи с необходимостью резко повысить добычу коксующихся
углей 25 шахт из 51 (53,4 % всех мощностей) оказались сосредоточенными в
Прокопьевско-Киселевском районе - основной базе добычи коксующихся углей.
В марте 1931г. был одобрен план развития угольной
промышленности до 1935 года. За 1925 - 1932 гг. в Кузбассе было
реконструировано и заложено вновь 48 шахт.
Многие ныне действующие шахты вышли из тех лет. В этот период
в Кузбассе возникло несколько новых угольных рудников, изменивших географию
добычи внутри бассейна.
Вместе с созданием угольного звена УКК строился основной
объект его металлургического звена в Кузбассе - Кузнецкий металлургический
завод.
С весны 1929 у деревушки Бессонова на Горбуновской площадке
сотни землекопов и плотников приступили к строительству подготовительных
объектов завода. За этот год на стройке была проведена планировка площадки,
уложены подъездные пути, возведены кирпичный завод, склад, 18 бараков и
несколько каменных домов. Открылись столовая, школа, магазин.
В 1930 г. Кузнецкстрой вступил в новый период: завершилось
строительство Кузнецкого комбината, завершено оно было на два года раньше Магнитогорского.
год явился решающим годом в сооружении комбината. В январе и
феврале 1932г. вошли в строй действующих ТЭЦ, первая коксовая батарея, 3 апреля
1932г., когда дала чугун первая домна Кузнецкого комбината. 19 сентября 1932г.
вошла в строй мартеновская печь, 5 ноября обработал первые слитки блюминг, а 30
декабря на рельсобалочном стане были прокатаны первые рельсы. Меньше чем за три
года с момента закладки первой домны был построен и пущен в эксплуатацию новый
металлургический завод с полным производственным циклом.
Благодаря упорству, приобретению мастерства и опыта, уже к
1937г. комбинат не только вышел на запланированные технико-экономические
показатели работы, но и обогнал по производительности труда однотипные
металлургические агрегаты США и Германии.
3. Увеличение
золотодобычи
В золотодобывающей отрасли Кузнецкого округа с 1922г. начал
действовать государственный трест Сибзолото, созданный наряду с подобными
трестами, в числе которых были Енисейзолото, Алданзолото, Далъзолото и другие.
Сибзолото организовал добычу золота по Кондомской и
Балыксинской системам. Металл добывался преимущественно на старых отвалах
силами старательских артелей, труд которых осуществлялся традиционным
мускульным способом (бутары, лотки). Кузнецкие власти, характеризуя эту отрасль
в 1924г. сообщали: "В настоящее время официально зарегистрирована артель
на прииске "Неожиданном" по реке Балык-су - притоку Томи. Остальная
часть золотодобычи ведется небольшими "летучими" хищническими
артелями, инородцами".
Начиная с лета 1924г. на р. Томи начали работать
золотопромывочные крестьянские артели в Краснознаменской. Петраковской и
Салаирской волостях". Трест скупал у них намытое золото через отделения
Госбанка, в лице посредников и кооперации Добыча золота за 5 лет была незначительна:
в 1922/23г. - 24,5 кг; 1923/24г. - 81,5 кг; 1924/25г. - 117,6 кг; 1925/26г. -
128,0 кг. В 1926/27г. г. трестом планировалось добыть по указанным системам 192
кг., и скупить у артелей 48 кг. (на сумму до 215 тыс. руб.).
4. Развитие
химической промышленности и энергетики
оздание и освоение КМК вместе с одновременно построенным
Магнитогорским металлургическим комбинатом означало, что металлургическое звено
УКК было сформировано. Страна получила мощную угольно-металлургическую базу в
своих восточных районах.
Одновременно с ее созданием, в связи с развернувшейся
химизацией в стране, получила развитие в Кузбассе химическая промышленность,
которую здесь стали называть третьим звеном УКК. Значительную часть химической
продукции давали обновлявшийся коксохимический завод в бывшей Щегловке,
переименованном в 1932 году в город Кемерово, и коксовый цех КМК. Строился в
Кемерово опытный углеперегонный завод, на котором пытались из барзасских углей
получать бензин.
Задача электрификации народного хозяйства, как известно,
впервые была поставлена В.И. Лениным и его соратниками в плане ГОЭЛРО. Тогда же
был сделан первый шаг в направлении создания электроэнергетики Кузбасса. Первые
шаги по созданию Урало-Кузнецкого в 1924 году вошла в строй ТЭЦ Кемеровского
коксохимического завода мощностью в одну тысячу кВт, турбогенератор в
Ленинске-Кузнецком мощностью 500 кВт., электрогенератор Яшкинском цементном
заводе. Свою небольшую электростанцию имел Гурьевский завод. К началу первой
пятилетки общая мощность электростанций Кузбасса составляла всего 9 тысяч
киловатт.
Начало современной электроэнергетики Кузбасса кладет
строительство двух крупных по тому времени электростанций - Кемеровской ГРЭС и
ТЭЦ КМК.
В начальный период социалистической индустриализации начала
создаваться электроэнергетическая система Кузбасса. Общая мощность всех станций
Кузбасса достигла 278 тыс. кВт.
5. Расширение
железных дорог
Первая железнодорожная ветка в 1921 году соединила станцию
Усяты (будущий город Прокопьевск) через Топки - Юргу с Главной сибирской
магистралью. В 1926 году дорога дошла до Кузнецка. В 1932 году вошла в строй
ветка Новокузнецк - Осинники, в 1936 году дорога дошла до поселка Мундыбаш, а в
1940 году - до Таштагола.
Строительство железнодорожной линии от ст. Проектная до ст.
Инская обеспечило создание второго железнодорожного выхода из Кузбасса на
Транссибирскую магистраль.
Железнодорожная сеть Кузбасса в 1940 году достигла 1 130
километров.
6.
Коллективизация с/хозяйства. Основные тенденции в развитии с/хозяйственного
производства
Курс на коллективизацию сельского хозяйства в декабре 1927
года провозгласил XV съезд ВКП (б). По степени обобществления средств производства и
распределения продукции коллективные хозяйства делились на три группы:
. Товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы).
. Сельскохозяйственные артели.
. Коммуны.
В Кузбассе всеобщее "раскулачивание" началось после
выхода постановления бюро Сибирского краевого комитета ВКП (б) от 2 февраля
1930 года.
К концу мая 1931 года в колхозах состояло 39,4 % крестьян
Кузбасса. Процесс коллективизации продолжался. В основном он завершился к 1933
году, когда от 57 до 78,5 % крестьянских хозяйств различных районов состояли в
колхозах.
В целом кузбасское село представляло собой множество мелких
колхозов.
Заключение
Свёртывание НЭПа проводилось с целью вырвать из рук частников
инвестиционные ресурсы, без чего не было бы и великих свершений:
коллективизации, индустриализации и культурной революции.
Развитие Кузбасса в 1920 - 1930 г. г. шло стремительными
шагами. В этот период произошло много событий, которые как нанесли ему урон,
так и подняли и преумножили его мощь. Активно шло строительство городов.
Произошел значительный подъем грамотности, культуры населения Кузбасса.
Список
литературы
1. История
Кузбасса [Текст] / Д.В. Арзютов [и др.]. - Кемерово: ИПП Кузбасс: СКИФ,
2006. - 60 с.
2. Прудько,
Д. Спутник города-сада [Текст] / Д. Прудько // Новокузнецк. - 2009. - 9 апреля.
. Рогалева,
Н.В. Чрезвычайные органы управления в СССР и на железнодорожном транспорте
Кузбасса в 1930-1940-е годы [Текст] / Н.В. Рогалева // Кузнецкая старина. -
Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2005. - Вып.7. - С.171-176.
. Стромова,
Т.В. Пожарная охрана города Кемерово в 1930-1940-е годы (по воспоминаниям М.М.
Ягунова) [Текст] / Т.В. Стромова // Вестник Кузбасского государственного
технического университета. - 2008. - № 4. - С.135-136.
. Кацюба
Д.М. История Кузбасса. - История Кузбасса / отв. Ред. Н.П. Шуранов. - Кемерово:
ИПП "Кузбасс", "СКИФ", 2006. - 360с. - .
. "Угольная
промышленность Кузбасса в условиях осуществления довоенной модернизации
(1926-1941 г. г.)" // Книга памяти шахтеров Кузбасса - Кемерово, 2002.