Таможенный союз как форма экономической интеграции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    431,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенный союз как форма экономической интеграции

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников Таможенного союза

.1 Таможенный союз как форма экономической интеграции

.2 Совершенствование таможенного законодательства

.3 Упрощение таможенных операций

Глава 2. Практические аспекты роли таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников таможенного союза

2.1 Реализация государственных интересов в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

.2 Перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Проблемы разработки и реализации таможенной политики Российской Федерации требуют фундаментального теоретического анализа. Приоритетными направлениями исследований в области таможенной политики РФ являются: методологические проблемы, изучение вопросов влияния геополитической ситуации на характер реализации и защиты национальных интересов в таможенном пространстве по обеспечению экономических интересов государств-участников Таможенного союза, механизмов разрешения таможенных противоречий, социально-экономические, военные и собственно таможенные аспекты, рассмотрение проблем экономической безопасности.

Отечественной науке еще только предстоит тщательно проанализировать государственные основы регулирования таможенных отношений, рассмотреть формы и методы работы таможенных органов по обеспечению экономических интересов. При этом, особенно важно уяснить сущность таможенных органов в системе исполнительной власти, их место и роль в обществе, связь с государством и значение в обеспечении экономических интересов [2, с. 264].

Таким образом, можно утверждать, что деятельность таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономических интересов недостаточно исследована в теоретическом плане, имеется немало и практических проблем. Приведенными обстоятельствами объясняется актуальность и выбор темы данного исследования.

Объектом исследования выступила деятельность таможенных органов РФ.

Цель работы - изучение роли таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников таможенного союза.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

раскрыть теоретико-методологические предпосылки исследования таможенных органов по обеспечению экономические интересы государств-участников таможенного союза;

рассмотреть практические аспекты роли таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников таможенного союза.

Теоретической и методологической базой работы послужили труды отечественных ученых, уделяющих достаточно большое внимание отдельным аспектам таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников таможенного союза, таких как Егоров А.Е., Костенко М.Л., Лавренова Н.В., Колесников Г.Г., Мансуров Т.А., Назмутдинов Б.В., Ремезова Н.А. и т.д.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты, методические материалы Таможенного союза, информация из периодической печати, интернет-ресурсы.

Поставленные в работе задачи определили структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования Таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников Таможенного союза

.1 Таможенный союз как форма экономической интеграции

Интеграция государств представляет собой сложный и многогранный процесс. Интеграция не только способствует решению проблем современности, но и выводит государства на новые пути экономического, политического и правового развития. Представляется необходимым обратиться к понятию «интеграция».

Термин «интеграция» происходит от латинского integration - воссоздание целого, воссоединение; процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем.

Интеграция - это самостоятельный объективный процесс взаимопроникновения элементов человеческого бытия, где право является одним из формально-структурных образований, обеспечивающих интегрирование [5, с. 3].

Матвеевский Ю.А. определяет интеграцию как «объединение группы государств в интеграционный комплекс, который берет на себя в той или иной степени управление процессом функционирования в различных областях составляющих его частей-государств».

По мнению В.М. Шумилова, интеграция - это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила.

Основными целями интеграции являются:

− последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности;

− согласование внешнеполитического курса, обеспечение достойного места на международной арене;

− совместная охрана внешних границ, борьба с преступностью и терроризмом.

Правовые акты, разработанные в рамках исполнения базовых документов Таможенного союза представлены в приложении 1.

Мировой экономический кризис оказался серьезным тестом на эффективность интеграционных объединений. Объединения государств в различных формах делают национальные экономики государств-союзников значительно сильнее, позволяют его участникам выступать единым интегрированным блоком в международных отношениях, увеличивают политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывают большие перспективы для хозяйствующих субъектов и частных лиц данных стран.

Крупнейшим современным интеграционным объединением, не имеющим аналогов в мире является Европейский союз. Это уникальное явление в современном мире, которое находится в процессе постоянных изменений [19]. Формирование и функционирование Евросоюза во многом благоприятствует экономическому, научно-техническому прогрессу всех государств-членов, укреплению их позиций в мире.

Причины объединения развивающихся государств отличаются от причин, по которым в этот процесс включаются развитые страны. Интеграция у развитых стран является потребностью, вытекающей из достигнутого уровня производительных сил. Развивающиеся же страны к объединению побуждает готовность к совершенствованию экономики, получению максимальной выгоды от международного сотрудничества, усилению позиций на международной арене.

По мнению политиков и экспертов, весьма перспективным и наиболее успешным интеграционным объединением стало Евразийское экономическое сообщество. Оно явилось воплощением идеи Президента Казахстана Н. Назарбаева об усилении экономической интеграции стран Евразии. Создание ЕврАзЭС ознаменовало вступление интеграционных процессов на качественно новую ступень своего развития. Страны-участницы ЕврАзЭС ставят перед собой совместную задачу - образовать общее экономическое пространство в Евразии, хотя все стороны преследуют в значительной мере разные цели и располагают разными возможностями. После расширения ЕврАзЭС актуальность реальной интеграции экономических, финансовых, производственных и людских ресурсов существенно возросла.

История мировой экономической интеграции убедительно доказала, что наиболее перспективной формой для согласованного объединения независимых государств является таможенный союз. Таможенный союз представляет собой лишь отдельный этап полной экономической интеграции; тем не менее, он содержит в себе необходимую, основополагающую платформу для дальнейшего движения в этой области [16, c. 92].

.2 Совершенствование таможенного законодательства

В соответствии с задачами, поставленными в 2012 году, одной из приоритетных задач в деятельности направления стало совершенствование таможенного законодательства Таможенного союза.

С одной стороны, это законодательство должно быть актуальным и соответствовать уровню экономической интеграции государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, с другой - должно работать на перспективу и устранять излишние административные барьеры при таможенном регулировании, развивать информационные технологии в части декларирования товаров, осуществления их таможенного контроля и выпуска и, как следствие, способствовать ускорению внешнеторгового товарооборота.

Целевыми результатами деятельности направления являются постепенное снижение стоимости совершения таможенных операций в среднем более чем на 20% и уменьшение сроков прохождения таможенных процедур вдвое, сокращение общего срока подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС и их выпуском, на 15%. В 2013 году государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства при непосредственном участии Комиссии продолжали начатую в 2012 году работу по внесению комплексных поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза. Доработанный на экспертном уровне проект Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года в июле был одобрен Коллегией Комиссии и направлен на внутригосударственное согласование в государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства (Решение Коллегии Комиссии от 9 июля 2013 года № 151).

Проект Протокола подготовлен с целью дальнейшего совершенствования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и унификации норм национальных таможенных законодательств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Ряд положений проекта Протокола устраняет коллизии правовых норм, выявленных в ходе практического применения Таможенного кодекса Таможенного союза, а также уточняет порядок применения отдельных норм законодательства.

Часть предложений по изменению Таможенного кодекса Таможенного союза направлена на упрощение таможенных операций и создание комфортных условий осуществления деятельности добросовестными хозяйствующими субъектами. Например, сокращены количество документов при таможенном декларировании товаров, сроки осуществления отдельных таможенных операций, усовершенствованы технологии предварительного информирования и предварительного декларирования, сделан акцент на развитии института таможенного контроля после выпуска товаров [13, с. 89].

В минувшем году продолжилась реализация намеченной в 2012 году практики, способствующей упрощению применения таможенного законодательства. С этой целью ряд положений международных договоров и решений Комиссии включаются непосредственно в текст Таможенного кодекса Таможенного союза. Так, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин, порядок перемещения товаров физическими лицами, а также категории лиц, подлежащие освобождению от определенных форм контроля, будут непосредственно определены в Кодексе.

Вместе с тем с принятием проекта Протокола работа по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза, намеченная в 2012 году, не закончилась.

Сейчас структура этого законодательства достаточно сложна, что не способствует пониманию и применению его норм на практике. По вопросам таможенного регулирования существуют 33 отдельных международных соглашения. Из них 7 были приняты еще в 2008 году и сейчас не применяются. Они послужили основой для подготовки Таможенного кодекса Таможенного союза и договорно-правовой базы Таможенного союза, но теперь их нужно отменить. Остальные 25 соглашений требуют пересмотра и дальнейшей кодификации в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза. Аналогичная работа сейчас проводится по другим отраслям законодательства при подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. Когда интеграция Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации перейдет на следующий этап своего развития - Евразийский экономический союз, - даже само название Кодекса перестанет соответствовать Договору о Евразийском экономическом союзе.

Такую работу условно можно назвать вторым этапом совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза. В связи с этим в целях инкорпорации в Таможенный кодекс Таможенного союза правовых норм международных договоров государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, регулирующих таможенные правоотношения, а также совершенствования таможенного законодательства в рамках создаваемого Евразийского экономического союза Решением Совета Комиссии от 9 октября 2013 года № 61 создана Рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства под руководством Члена Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству В.А. Гошина. В целях более тесного взаимодействия с бизнесом в состав Рабочей группы включены представители белорусско-казахстанского российского бизнес-сообщества, и уже с декабря 2013 года Рабочая группа начала свою активную деятельность.

.3 Упрощение таможенных операций

В 2013 году продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию и упрощению порядка совершения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств в условиях сохранения эффективного таможенного контроля, а также по сокращению необходимого для этого времени.

Существенно упрощены правила перемещения товаров, предназначенных для организации и проведения крупных международных спортивных мероприятий. В первую очередь ориентиром для данной работы послужили прошедшая в 2013 году в г. Казани (Российская Федерация) XXVII Всемирная летняя универсиада и XXII Олимпийские зимние игры в г. Сочи (Российская Федерация).

Данные упрощения позволят значительно ускорить процесс подготовки ряда иных спортивных мероприятий мирового уровня, готовящихся к проведению на территориях государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, таких как чемпионат мира по хоккею с шайбой 2014 года в г. Минске (Республика Беларусь), XVI чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани (Российская Федерация), XXVIII Всемирная зимняя универсиада 2017 года в г. Алматы (Республика Казахстан) и чемпионат мира по футболу 2018 года в Российской Федерации. В частности, установлена возможность помещать спортивное снаряжение и оборудование под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений (Решение Совета Комиссии от 23 апреля 2013 года № 25).

Упрощено таможенное декларирование автомобильных транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах членах Таможенного союза и Единого экономического пространства, выезжающих за пределы Таможенного союза порожними (Решение Коллегии Комиссии от 16 июля 2013 года № 158). При вывозе таких транспортных средств предусмотрено представление таможне только свидетельства об их государственной регистрации.

Такие упрощения позволили улучшить условия по оказанию услуг при международной перевозке товаров, упростить совершаемые таможенные операции при пересечении таможенной границы и сократить время их проведения, а также повлияли на сокращение очередей в автомобильных пунктах пропуска [19].

таможенный интеграция экономический

Глава 2. Практические аспекты роли таможенных органов по обеспечению экономических интересов государств-участников таможенного союза

.1 Реализация государственных интересов в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Современный уровень экономического развития и политических связей между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан свидетельствует о неуклонном повышении уровня интеграции и согласованности действий в экономической и политической сферах трех государств.

Значительным шагом в процессе объединения государств стало создание в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Целью создания Таможенного союза трех стран можно назвать обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса входящих в него стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами.

Таможенный союз как форма интеграции предполагает осуществить не только отмену таможенных пошлин в торговле между ее государствами-членами, но и учреждение единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Таможенные союзы преследуют цель создания единого экономического пространства путем интенсивной интеграции всех сфер экономики, а не только либерализации взаимных внешнеэкономических связей. Это создаст благоприятные условия для работы и развития реального сектора участников Таможенного союза, бизнес-структур, расширения производственной кооперации, организации совместных производств, создания новых рабочих мест, а также роста инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономик трех государств.

Потребность государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) объединить совместные усилия, прежде всего в экономической и правовой сферах, возникла не сегодня. Это еще одно свидетельство того, что в государствах, объединившихся в ЕврАзЭС, наиболее сильна потребность в согласовании развития национальных правовых систем по пути их сближения с международными стандартами, а в целом - в более тесном сближении и унификации национального законодательства [19].

Происходящие интеграционные процессы по созданию условий, обеспечивающих свободу движения капитала, формированию общего финансового рынка, развитию валютной интеграции в соответствии с согласованными принципами и условиями перехода на единую валюту неразрывно связаны с правовым обеспечением процесса гармонизации при условии учета особенностей национальных правовых систем государств, участвующих в интеграционных процессах.

Интеграционные процессы по формированию единого экономического пространства, кроме основных целей и задач, должны обеспечивать соответствующий уровень экономической безопасности в условиях глобализации процессов мирового развития и международных экономических отношений, формирующих новые вызовы и угрозы, с учетом принимаемых на себя государствами международных обязательств.

В науке высказывается мнение, что посредством деятельности международных объединений государство осуществляет свой суверенитет. В чем-то государство ограничивает себя, но одновременно и выигрывает, воздействуя через международные объединения на всех его участников. Передача части полномочий - не разделение власти, а ее организация, ее особенность во взаимозависимости и сотрудничестве участников объединения. Cуверенитет является средством обеспечения интересов государств. Еще до образования ЕврАзЭС один из ведущих внешнеполитических экспертов Казахстана У.Т. Касенов отмечал, что межрегиональная интеграция усилит суверенитет отдельных государств. «Усиление слаборазвитого государственного суверенитета в Центральной Азии возможно лишь в том случае, если национальное развитие бывших советских азиатских республик будет идти параллельно с углублением межгосударственного сотрудничества и интеграции. Эффективная деятельность институтов центральноазиатской интеграции и политической координации позволит ускорить экономическое развитие каждой из стран Центральной Азии и, в то же время, будет способствовать решению существующих и возникающих между ними противоречий»[16, с. 75].

В интеграционном объединении формируется собственная система права, которая имеет приоритет перед национальным законодательством, а также прямое действие в странах-участницах. С 01 июля 2010 г. действует Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый 27 ноября 2009 г. Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества. Единообразие таможенного регулирования не означает отсутствия национального таможенного законодательства. Вместе с указанным нормативно-правовым актом, на территории Российской Федерации применяется Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Последний определяет порядок применения таможенных процедур, полномочия и ответственность сотрудников таможенных органов, правила ведения реестров лиц, работающих в сфере таможенного дела.

Не вызывает сомнений тот факт, что национальное таможенное законодательство и законодательство Таможенного союза потребуют значительных корректировок в ближайшее время, поскольку Россия присоединилась в Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Это было сделано с целью унификации российского законодательства с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования, что является необходимым условием для вступления России во Всемирную торговую организацию.

Председатель правительства Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении отметил: «Россия исторически ориентирована на интеграцию с соседями. Это исторический выбор России - идти по пути интеграции с нашими ближайшими соседями и партнерами, сближаться в экономической сфере, унифицировать социальные нормы с государствами и народами, с которыми российский народ на протяжении веков существовал в рамках единого государства» [19].

Объективная потребность в углублении интеграционных связей трех стран обуславливается еще и тем, что Белоруссия и Казахстан глубоко интегрированы в экономику России, они заинтересованы в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Белоруссия является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.

В процессе создания совместных предприятий на территории Республики Беларусь наиболее популярными для российских инвесторов являются сфера торговли и общественного питания, деревообрабатывающая промышленность, транспорт и связь, металлообработка, пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность. Имеются также намерения создать совместные предприятия в области автомобилестроения, машиностроения, стекольной, пивоваренной промышленности и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники.

.2 Перспективы развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

В продолжение планов, намеченных в 2014 году, Комиссией принят ряд решений, направленных на совершенствование института таможенного декларирования товаров и упрощение таможенных формальностей.

Внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, которая, по сути, является основным документом, устанавливающим для бизнеса общие правила декларирования товаров на таможенной территории Таможенного союза.

Так, определены единые правила заполнения декларации на товары при перемещении припасов, что обеспечило единообразный подход в данном вопросе на таможенной территории Таможенного союза.

Кроме того, кодифицирована информация, используемая для таможенных целей, унифицированы правила заполнения отдельных граф декларации на товары, систематизирован порядок заявления сведений о местонахождении товаров, детализирован порядок расчета и заявления статистической стоимости декларируемых товаров, что позволило сделать порядок заполнения декларации на товары максимально единообразным и понятным.

Данные изменения обеспечили единообразие, большую прозрачность и упрощение порядка заполнения декларации на товары, что экономит ресурсы как таможенных органов, так и участников ВЭД.

Упрощен порядок таможенного декларирования для льготных категорий физических лиц, в частности лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, дипломатов, лиц, получивших наследство (Решение Коллегии Комиссии от 21 января 2014 года № 7).

В рамках осуществления функции по обеспечению единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров было разработано Решение Коллегии Комиссии от 25 июня 2013 года № 145, устанавливающее особенности применения методов определения таможенной стоимости товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Решение разработано на основании материалов Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации и является примером внедрения международной практики в таможенное законодательство Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В соответствие с планами на 2013 год в области таможенной стоимости товаров было разработано Решение Коллегии Комиссии от 27 августа 2013 года № 180, призванное обеспечить единообразное применение методов определения таможенной стоимости в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза.

Значительно упрощен и усовершенствован порядок внесения изменений в декларацию на товары (Решение Коллегии Комиссии от 10 декабря 2013 года № 289). Данное решение является системным документом, определяющим порядок внесения изменений в декларацию на товары во всех возможных случаях. Ранее порядок внесения изменений в декларацию на товары регламентировался четырьмя различными решениями Комиссии с применением различных форм таможенных документов. Принятие данного решения способствовало упрощению и ускорению таможенных операций, а также сокращению количества и унификации форм таможенных документов, используемых таможенными службами трех стран при внесении изменений в декларацию на товары.

В рамках осуществления функции по обеспечению единообразного применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза принят ряд решений по классификации отдельных видов товаров.

Для рациональной организации взаимодействия Комиссии и таможенных органов государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при классификации отдельных видов товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 2 декабря 2013 года принято Решение Коллегии Комиссии № 284, определяющее порядок внесения, рассмотрения и согласования решений Комиссии о классификации отдельных видов товаров.

По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 г. составит 400 млрд долл. Государства Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно более 15 % прироста своего ВВП. Такой положительный эффект интеграции несравнимо превышает издержки, которые страны понесут при объединении экономического пространства. К примеру, ожидаемые потери российского бюджета вследствие отмены экспортных пошлин на товары, которые будут поставляться из России в пределах единой таможенной территории, будут возмещены за счет налоговых поступлений с прироста экономической активности [13, с.68].

Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан заинтересованы в развитии интеграционных процессов не только вглубь, но и вширь. Имеются все основания полагать, что Таможенный союз будет содействовать росту инвестиционной привлекательности экономик трех государств, укреплению базы для экономической интеграции, а также станет инструментом преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. Чтобы союз был действительно эффективным, чтобы не утратить скорости в движении к поставленной цели, важно последовательно соблюдать достигнутые договоренности.

Смысл создания Таможенного союза не может не внушать позитивного настроения в сфере расширения сотрудничества между странами участниками союза и ЕврАзЭС. Возможно, для устранения таможенных барьеров и расширения экономического сотрудничества придется принять еще не один нормативный документ, но выгода от движения к формированию единого экономического пространства для стран-участников очевидна.

Таможенный союз трех стран может стать прочной опорой многостороннего сотрудничества, позволит обеспечить устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие государств-участников, интегрироваться в мировое сообщество. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана - это очень важный, ответственный шаг в направлении дальнейшего экономического сближения стран-участниц, но это только первый шаг на пути их реальной интеграции [19].

Можно предположить, что в дальнейшем степень интеграции достигнет качественно нового уровня. Так, следующим шагом интеграции России, Белоруссии и Казахстана после устранения всех внутренних барьеров, вполне может стать формирование единого рынка, где будут свободно перемещаться не только товары, но и капитал, и рабочие силы. Эти процессы будут являться следствием «небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты».

Заключение

Происходящие интеграционные процессы по созданию условий, обеспечивающих свободу движения капитала, формированию общего финансового рынка, развитию валютной интеграции в соответствии с согласованными принципами и условиями перехода на единую валюту неразрывно связаны с правовым обеспечением процесса гармонизации при условии учета особенностей национальных правовых систем государств, участвующих в интеграционных процессах.

Интеграционные процессы по формированию единого экономического пространства, кроме основных целей и задач, должны обеспечивать соответствующий уровень экономической безопасности в условиях глобализации процессов мирового развития и международных экономических отношений, формирующих новые вызовы и угрозы, с учетом принимаемых на себя государствами международных обязательств.

По расчетам ученых Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 г. составит 400 млрд долл. Государства Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно более 15 % прироста своего ВВП. Такой положительный эффект интеграции несравнимо превышает издержки, которые страны понесут при объединении экономического пространства. Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан заинтересованы в развитии интеграционных процессов не только вглубь, но и вширь. Имеются все основания полагать, что Таможенный союз будет содействовать росту инвестиционной привлекательности экономик трех государств, укреплению базы для экономической интеграции, а также станет инструментом преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса. Чтобы союз был действительно эффективным, чтобы не утратить скорости в движении к поставленной цели, важно последовательно соблюдать достигнутые договоренности.

Смысл создания Таможенного союза не может не внушать позитивного настроения в сфере расширения сотрудничества между странами участниками союза и ЕврАзЭС. Возможно, для устранения таможенных барьеров и расширения экономического сотрудничества придется принять еще не один нормативный документ, но выгода от движения к формированию единого экономического пространства для стран-участников очевидна.

Таможенный союз трех стран может стать прочной опорой многостороннего сотрудничества, позволит обеспечить устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие государств-участников, интегрироваться в мировое сообщество. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана - это очень важный, ответственный шаг в направлении дальнейшего экономического сближения стран-участниц, но это только первый шаг на пути их реальной интеграции. Можно предположить, что в дальнейшем степень интеграции достигнет качественно нового уровня. Так, следующим шагом интеграции России, Белоруссии и Казахстана после устранения всех внутренних барьеров, вполне может стать формирование единого рынка, где будут свободно перемещаться не только товары, но и капитал, и рабочие силы. Эти процессы будут являться следствием «небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты».

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении Таможенного союза, причем не только за счет стран-участниц ЕврАзЭС. В перспективе не исключено вступление в Таможенный союз государств, не входящих в Евразийское экономическое сообщество.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (действующая редакция от 16.04.2010)

Учебные пособия, монографии

. Киреева С.А. Межгосударственная интеграция как внешняя функция Российского государства. Мон. … д-ра юрид. наук. Астрахань, 2010. С. 464-465

. Матвеевский Ю.А. Интеграционные процессы в Западной Европе. М., 2001. С. 4

. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М., 2001. С. 53

. Жамкочьян С.С. Таможенное право Европейского Сообщества / Под ред. А.В. Федорова. СПб., 2011. с. 31

. Международное право и национальное законодательство / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2009. С. 345

Статьи

. Батура Б.В. На пороге качественно нового этапа экономической интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2010. № 7. С. 14

. Егоров А.Е. Правовая интеграция и ее содержание // Государство и право. 2012. № 6. С. 74

. Костенко М.Л., Лавренова Н.В. ЕС после Маастрихта: федерация, конфедерация или международная организация? // Государство и право. 2013. № 4. С. 105.

. Колесников Г.Г. Политико-правовые вопросы реализации интересов субъектами таможенного права//Право и политика, №1-2013

. Мансуров Т.А. Таможенный союза - решающий этап евразийской интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012.

. Назмутдинов Б.В. Идейно-исторические основы политических и правовых взглядов евразийцев//Право и политика, №9-2012

. Ремезова Н.А. Предпосылки формирования евразийской интеграционной группировки//Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, №1-2012

. Созанова К.С., Урлис М. Ю. Правовые аспекты развития и совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов РФ: борьба с таможенными преступлениямина современном этапе развития//Право и политика, №12-2012

. Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н. - Казахстан-налоговая лаборатория ЕврАзЭС//Налоги и налогообложение, №1-2012

. Ярошкина М.Е. Роль России в развитии интеграционных процессов в Центральной Азии в рамках ЕврАзЭС//Политика и Общество, №2-2010

Электронные ресурсы

. Мошкина Н.А. Реализация интересов государств в условиях интеграции / Н.А. Мошкина // Международные отношения - 2013. - N 4.

Приложения 1

Правовые акты, разработанные в рамках исполнения базовых документов


Приложение 2

Консультативный Комитет по таможенному регулированию

Похожие работы на - Таможенный союз как форма экономической интеграции

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!