Таможенные процедуры

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенные процедуры

1. Содержание таможенной процедуры «уничтожение товаров, особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру

Уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Таможенная процедура уничтожения регулируется гл. 42 ТК ТС.

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

Заключение не требуется в случаях, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться следующие категории товаров:

) культурные, археологические, исторические ценности;

) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и (или) международными договорами их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;

) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза;

) иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии Таможенного союза.

Уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:

) может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;

) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;

) может повлечь расходы для государственных органов государств - членов Таможенного союза.

Уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения

Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган:

  • таможенной декларации;
  • заявления в двух экземплярах.
  • В заявлении, составленном в произвольной письменной форме, указываются:
  • наименование, местонахождение (адрес и место государственной регистрации) лица, осуществляющего хранение товаров, фактическое местонахождение товаров, а также место (адрес), где будут совершаться операции по уничтожению;
  • причины уничтожения товаров;
  • способ (способы) уничтожения товаров;
  • наименование, классификационные коды по ТН ВЭД ТС на уровне 10 знаков, количество, место (адрес) нахождения (хранения) предполагаемых отходов, которые должны образоваться в результате уничтожения товаров, а также предполагаемое пользование и (или) распоряжение этими отходами (если отходы предполагается вывозить с таможенной территории таможенного союза, то указываются предполагаемые количество и срок вывоза отходов);
  • запрашиваемый срок транспортировки (из места нахождения в место уничтожения) и уничтожения товаров с указанием окончания периода времени, в течение которого будут проведены операции по уничтожению товаров заявленным способом.
  • Место уничтожения товаров определяется декларантом в соответствии требованиями законодательства РФ об охране окружающей среды.
  • Срок уничтожения товаров избранным способом устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта с учетом:
  • времени перевозки товаров из места их нахождения в место уничтожения;
  • времени, необходимого для проведения операций по уничтожению товаров заявленным способом.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в таком состоянии.

В случае если отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, находятся в состоянии, непригодном для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, они рассматриваются как товары Таможенного союза.

2.Содержание таможенной процедуры «отказ в пользу государства», особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру

Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Применение таможенной процедуры отказа в пользу государства регулируется гл. 43 ТК ТС.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств-членов таможенного союза.

Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства. Не могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств - членов таможенного союза.

Таможенная процедура отказа в пользу государства может быть заявлена любым заинтересованным лицом, имеющим право выступать в качестве декларанта.

Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой отказа в пользу государства осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган (на таможенный пост) декларации на товары. Для декларирования товаров в соответствии с рассматриваемой таможенной процедурой необходимо получить разрешение начальника таможни, в регионе деятельности которой находятся товары. Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни (лица, его замещающего) и оттиском печати таможни.

Далее составляется акт приема-передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства и обращаемых в федеральную собственность. Акт приема-передачи оформляется на основании акта таможенного досмотра товаров, проведение которого является обязательным. Акт приема-передачи подписывается:

  • должностным лицом таможенного органа;
  • лицом, отказывающимся от товара в пользу государства (или его доверенным представителем);
  • представителем организации (СВХ, таможенного склада), принявшей товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Акт приема-передачи утверждает начальник таможни, в регионе деятельности которой производилось таможенное декларирование товаров.

Со дня передачи таможенному органу товаров по акту приема-передачи товары считаются обращенными в федеральную собственность и имеют для таможенных целей статус товаров таможенного союза.

Применение таможенной процедуры отказа от товара в пользу государства возможно, если это не влечет для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Дальнейшее распоряжение товарами, от которых лицо отказалось в пользу государства, осуществляется одним из следующих способов:

  1. направление на реализацию. Реализация товаров производится по ценам, определяемым в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта;
  2. безвозмездная передача товаров. Например, ФТС России вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность:
  3. лекарственные средства;
  4. продукты питания (в том числе детского питания), подвергающиеся быстрой порче;
  5. одежду, обувь и другие предметы первой необходимости - учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения;
  6. предметы истории, объекты науки и произведения искусства, не представляющие культурной ценности, - музеям;
  7. предметы флоры и фауны - зоологическим паркам,

заповедникам, музеям;

-предметы культа - религиозным организациям.

3.Порядок пропуска товаров, перемещаемых физическими лицами, следующими через таможенную границу таможенного союза, для личных целей

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу:

  • в сопровождаемом багаже (товары, непосредственно перемещаемые физическим лицом, включая ручную кладь (подп. 2 ст. 351 ТК ТС));
  • в несопровождаемом багаже (товары, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза (подп, 1 ст. 351 ТК ТС));
  • в международных почтовых отправлениях (почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории таможенного союза, поступающие на таможенную территорию таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза (подп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС));
  • иным способом (товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком) (товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу (подп. 3. ст. 351 ТК ТС)).
  • Упрощение требований при перемещении товаров физическими лицами обусловлено многими причинами, например:
  • количество и стоимость ввозимых товаров не предполагает взимание сумм таможенных пошлин, налогов, которые способны значительно пополнить доходную (налоговую) часть федерального бюджета;
  • вывозимые физическими лицами товары, как правило, не относятся к категориям сырьевых и, соответственно, не облагаются вывозными таможенными пошлинами;
  • предназначение товаров не предполагает применения к ним квотирования, лицензирования, специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер, а также обязательного подтверждения соответствия товаров требованиям технических регламентов (п. 2 ст. 321 ТК ТС);
  • простота и удобство совершения таможенных операций должны способствовать международному пассажирообороту (туризм, командировки, учеба, отдых и т.п.).
  • ТК ТС содержит отдельную гл. 49, которая определяет особенности перемещения товаров для личного пользования и одновременно допускает возможность применения физическими лицами (по их желанию) временного хранения товаров, помещение товаров под таможенные процедуры или вывоз товаров за пределы таможенной территории таможенного союза из места их прибытия на эту территорию.
  • Часть норм гл. 49 ТК ТС относит регулирование вопросов перемещения товаров для личного пользования к международным договорам государств - членов таможенного союза и к решениям КТС. Так, например, во исполнение п. 1, 3 ст. 352 и п. 3, 4 ст. 360 ТК ТС заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
  • Решениями КТС утверждены:
  • форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения (см. решение КТС от 18.06.2010 № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»);
  • требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории (см. решение КТС от 20.05.2010 № 259 «О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории»);
  • форма и порядок заполнения таможенного приходного ордера (см. решение КТС от 18.06.2010 № 288 «О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера»).
  • Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя:
  • из заявления физического лица о перемещаемых товарах;
  • характера и количества товаров;
  • частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
  • Кроме того, перемещаемые физическим лицом товары не должны относиться к товарам, перечисленным в Приложении 1 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (например, природные алмазы, двигатели внутреннего сгорания, тракторы, медицинская техника и оборудование и др.). В случае перемещения физическим лицом товаров, указанных в данном Приложении 1, применяется общий порядок совершения таможенных операций и уплата таможенных платежей в соответствии с заявляемой таможенной процедурой.
  • Все виды товаров, о которых идет речь, можно разделить на несколько групп:
  • любые товары, не запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории;
  • транспортные средства;
  • наличная валюта, ценные бумаги, чеки (дорожные, банковские).
  • Ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза для личного пользования предусматривает:
  • полное освобождение товаров от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (далее - таможенных платежей);
  • уплату таможенных платежей по единым ставкам;
  • уплату совокупного таможенного платежа.
  • 1. Ввоз товаров на таможенную территорию для личного пользования с полным освобождением от уплаты таможенных платежей:
  • а) не облагаются ввозными таможенными платежами ввозимые для личного пользования физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже (за исключением этилового спирта):
  • товары перемещаемые воздушным транспортом таможенной стоимостью не более 10000 евро и общим весом не более 50 кг (в пределах указанной стоимости и веса физическими лицами, достигшими возраста 18 лет, могут ввозиться без уплаты таможенного платежа: алкогольные напитки, включая пиво (не более 3 л на одного человека); табак и табачные изделия (200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одного человека),
  • товары перемещаемые иными видами транспорта таможенной стоимостью не более 1500 евро и общим весом не более 50 кг (в пределах указанной стоимости и веса физическими лицами, достигшими возраста 18 лет, могут ввозиться без уплаты таможенного платежа: алкогольные напитки, включая пиво (не более 3 л на одного человека); табак и табачные изделия (200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одного человека),
  • товары, полученные физическим лицом за пределами таможенной территории таможенного союза в качестве наследства (независимо от стоимости и веса) (при условии документального подтверждения факта наследования ввозимых товаров),
  • товары, временно вывезенные и возвращаемые обратно (при условии документального подтверждения факта временного вывоза таких товаров) (в случае неподтверждения физическим лицом факта временного вывоза товаров применяются общие требования по стоимости (10000 евро) и весу (50 кг) товаров),
  • товары, относящиеся к культурным ценностям (при наличии подтверждающего документа),
  • урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших.
  • Кроме перечисленного предусмотрены освобождения от уплаты таможенных платежей, предоставляемые отдельным категориям лиц, а именно:
  • дипломатическим работникам и работникам административно-технического персонала, направленным за рубеж на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения государства - члена таможенного союза, а также совместно проживающим с ними членам их семей (перечисленные лица имеют право ввозить товары для личного пользования (за исключением кузовов), независимо от их стоимости и веса, не чаще одного раза в календарный год в период пребывания за границей либо в случае отзыва в установленном порядке и (или) возвращения в государство - член таможенного союза в связи с досрочным расторжением трудового договора (при условии документального подтверждения факта такого отзыва и (или) возвращения)),
  • лицам, направленным на работу в иностранное государство государственными органами (федеральными органами государственной власти), срок пребывания которых за пределами таможенной территории таможенного союза составил не менее 11 месяцев (указанные лица имеют право ввозить товары для личного пользования (за исключением кузовов), независимо от их стоимости и веса, не чаще одного раза в календарный год в период пребывания за границей),
  • физическим лицам государства - члена таможенного союза, временно проживавшим за границей не менее года (данные лица имеют право ввозить товары для личного пользования (за исключением кузовов) стоимостью до 5 тыс. евро, независимо от веса товаров),
  • -беженцам, вынужденным переселенцам (признанным беженцами или вынужденными переселенцами в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза), а также лицам, переселяющимся в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства (перечисленные лица имеют право ввозить товары для личного пользования, независимо от их веса и стоимости, при условии, что ввозятся товары, бывшие в употреблении и приобретенные до даты признания лиц беженцами (вынужденными переселенцами) либо до даты прибытия на постоянное место жительства в государство - член таможенного союза);
  • б)не облагаются ввозными таможенными платежами пересылаемые для личного пользования физическим лицам в международных почтовых отправлениях (за исключением неделимых товаров, т.е. товаров для личного пользования весом более 35 кг, состоящих из одной единицы или одного комплекта товара, в том числе перемещаемого в разобранном, несобранном, некомплектном или незавершенном виде, при условии, что товар обладает основным свойством собранного, комплектного или завершенного товара):
  • товары стоимостью не более 1 тыс. евро и весом не более 31 кг (при условии пересылки данных товаров в течение календарного месяца в адрес одного получателя физического лица, находящегося на таможенной территории таможенного союза),
  • урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших;
  • в)не облагаются ввозными таможенными платежами доставляемые для личного пользования перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу:
  • товары (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), стоимостью не более 1 тыс. евро и весом не более 31 кг, ввозимые в течение календарного месяца в адрес одного получателя,
  • культурные ценности,
  • наследуемое имущество,
  • урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших.
  • 2. Ввоз товаров на таможенную территорию для личного пользования с уплатой таможенного платежа:
  • а)ввозимые на таможенную территорию для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже:
  • товары (за исключением этилового спирта и неделимых товаров), стоимость которых превышает 1500 евро и (или) общий вес которых свыше 50 кг облагаются таможенным платежом по единой ставке в размере 30% от их стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса (в части такого превышения),
  • неделимые товары облагаются совокупным таможенным платежом,
  • этиловый спирт товарных позиций 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ТС (в количестве до 5 л) облагается таможенным платежом по единой ставке в размере 22 евро за 1 л,
  • алкогольные напитки и пиво (от 3 до 5 л включительно) облагаются платежом по единой ставке в размере 10 евро за 1 л (в части превышения количественной нормы ввоза без уплаты таможенных платежей),
  • товары физических лиц, государства - члена таможенного союза, проживших за рубежом не менее года, облагаются таможенным платежом по единой ставке в размере 30% от их стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса (в части превышения стоимостной нормы 5 тыс. евро (в эквиваленте));
  • б)товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях либо доставляемые перевозчиком в адрес физического лица в течение одного месяца, облагаются таможенным платежом по единой ставке в размере 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса (в части превышения нормы свободного ввоза, т.е. свыше 1 тыс. евро и весом более 31 кг).
  • 3.Временный ввоз товаров для личного пользования иностранными физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей допускается на период их временного пребывания на этой территории.
  • Соглашением от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, предусмотрены дополнительные требования к временно ввозимым товарам, которые должны быть товарами, бывшими в употреблении, и ввозиться согласно списку временно ввозимых товаров, утвержденному Приложением 4 к упомянутому Соглашению. К таким товарам, в частности, относятся ювелирные изделия, ноутбуки, домашние животные, мобильные телефоны и другие товары.
  • 4.Вывоз и временный вывоз товаров физическими лицами за пределы таможенной территории таможенного союза допускается без уплаты вывозных таможенных пошлин
  • Товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами согласно Приложению 1 к Соглашению от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, не являются товарами для личного пользования. Поэтому в случае вывоза таких товаров физическое лицо обязано заявить таможенную процедуру экспорта.
  • Исключения составляют случаи вывоза отдельных товаров, облагаемых экспортными пошлинами в пределах количественных ограничений, например:
  • рыба, морепродукты (кроме икры осетровых видов рыб) в количестве не более 5 кг,
  • икра осетровых видов рыб весом не более 250 г.,
  • топливо, находящееся в обычных баках транспортного средства для личного пользования, а также в количестве не более 10 л, находящееся в отдельной емкости,
  • Временный вывоз товаров за Пределы таможенной территории таможенного союза допускается физическими лицами государств - членов таможенного союза на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства.
  • Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, осуществляется с применением пассажирской таможенной декларации,
  • В п. 2 ст. 355 ТК ТС перечислены случаи обязательного таможенного декларирования товаров в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации, например, при перемещении:
  • товаров в несопровождаемом багаже или доставляемых перевозчиком в адрес физического лица (о наличии несопровождаемого багажа необходимо указывать в пассажирской таможенной декларации еще в месте прибытия физического лица на таможенную территорию);
  • товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения (кроме мер нетарифного и технического регулирования), например, при перемещении домашних животных;
  • товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные платежи;
  • культурных ценностей.
  • В местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза (убытия с этой территории) может применяться система двойного коридора, предусматривающая:
  • «зеленый» коридор (специально обозначенное место для перемещения в сопровождаемом багаже физическими лицами товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме);
  • «красный» коридор (специально обозначенное место для перемещения в сопровождаемом багаже физическими лицами товаров, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, в том числе в случаях подачи физическим лицом пассажирской таможенной декларации, когда ТК ТС этого не требует).
  • Транспортные средства для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, разделены на две группы (для целей обложения таможенными платежами):
  • 1) автомобили (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства (например, грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили), предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС);
  • 2) прочие транспортные средства.
  • Полное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей в отношении одного автомобиля и одного прицепа предусмотрено:
  • для физических лиц, признанных беженцами, вынужденными переселенцами или переселяющихся в государство - член таможенного союза на постоянное место жительства (ввозимые автомобиль и (или) прицеп должны находиться в собственности у данных лиц и быть зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания не менее шести месяцев до прибытия на постоянное место жительства);
  • для физических лиц, получивших за пределами таможенной территории таможенного союза автомобиль и (или) прицеп в наследство;
  • для физических лиц - участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637), при условии, что автомобиль был зарегистрирован на указанных лиц в государстве выезда не менее чем за один год до прибытия в Россию.
  • К прочим транспортным средствам отнесены:
  • квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС; не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
  • прицепы, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;
  • моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 т, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС;
  • водные и воздушные суда, не зарегистрированные на таможенной территории таможенного союза и территории иностранного государства.
  • Ввозимые на таможенную территорию таможенного союза автомобили облагаются таможенными платежами по единым ставкам, установленным в следующих размерах:
  • а) автомобили, с момента выпуска которых прошло не более трех лет:
  • стоимостью не свыше 8500 евро в эквиваленте - 54% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • стоимостью более 8500 евро в эквиваленте, но не свыше 16 700 евро в эквиваленте - 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • стоимостью более 16 700 евро в эквиваленте, но не свыше 42 300 евро в эквиваленте - 48% таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • стоимостью более 42 300 евро в эквиваленте, но не свыше 84 500 евро в эквиваленте - 48% таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • стоимостью более 84 500 евро в эквиваленте, но не свыше 169 000 евро в эквиваленте - 48% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • стоимостью более 169 тыс. евро в эквиваленте - 48% таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;
  • б) автомобили, с момента выпуска которых прошло более трех, но не более пяти лет:
  • -с рабочим объемом двигателя не более 1 тыс. куб. см - 1,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 1 тыс. куб. см, но не свыше 1500 куб. см - 1,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 1500 куб. см, но не свыше 1800 куб. см - 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 1800 куб. см, но не свыше 2300 куб. см - 2,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 2300 куб. см, но не свыше 3000 куб. см - 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 3 тыс. куб. см - 3.6евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;
  • в) автомобили, с момента выпуска которых прошло более пяти лет:
  • с рабочим объемом двигателя не более 1 тыс. куб. см - 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 1 тыс. куб. см, но не свыше 1500 куб. см - 3,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 1500 куб. см, но не свыше 1800 куб. см - 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 1800 куб. см, но не свыше 2300 куб. см - 4,8 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 2300 куб. см, но не свыше 3000 куб. см - 5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя,
  • с рабочим объемом двигателя более 3000 куб. см - 5.7евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
  • Ввозимые на таможенную территорию таможенного союза прочие транспортные средства облагаются совокупным таможенным платежом.
  • Момент выпуска (дата изготовления), а также рабочий объем двигателя транспортного средства определяются на основании:
  • сведений из регистрационных документов;
  • данных производителя (генерального импортера, дилера или иного представителя интересов производителя в государстве - члене таможенного союза), в том числе данных, содержащихся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированных в номере кузова транспортного средства (в случае противоречия информации с данными регистрационных документов момент выпуска и (или) рабочий объем двигателя определяются на основании заключения представителя интересов производителя транспортного средства в государстве - члене таможенного союза либо на основании заключения таможенной или судебной экспертизы);
  • - иных вспомогательных источников информации (только при невозможности использовать вышеперечисленные источники информации).
  • К вспомогательным источникам относятся, например, экспертные заключения Торгово-промышленной палаты государства - члена таможенного союза (ее структурных подразделений), каталоги и иные информационно-справочные источники, доступные для декларанта.
  • Если не удается установить точную дату изготовления - датой изготовления считается 1 июля года изготовления либо 15-е число месяца изготовления соответственно (если есть данные о годе либо годе и месяце изготовления транспортного средства).
  • При невозможности установления точной даты, года и месяца - год выпуска транспортного средства определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства (полный год исчисляется с 1 июля года выпуска).
  • Иностранные физические лица имеют право временно ввозить (любым способом) на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства (автомобили и прочие транспортные средства) для личного пользования (зарегистрированные на территории иностранного государства) без уплаты таможенных платежей - на срок до года. Продление данного срока (свыше года) не допускается.
  • Временный ввоз транспортного средства иностранным физическим лицом не требует обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • Физические лица государств - членов таможенного союза вправе временно ввозить (любым способом) на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования (зарегистрированные на территории иностранного государства) без уплаты таможенных платежей - на срок, не превышающий шесть месяцев. Продление данного срока (свыше шести месяцев) не допускается.
  • Временный ввоз транспортного средства физическим лицом государства - члена таможенного союза возможен при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • Физические лица (иностранные физические лица и физические лица государств - членов таможенного союза), временно ввезшие на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства, зарегистрированные за рубежом, не вправе передавать их в пользование другим лицам, включая членов семьи.
  • Передача прав пользования временно ввезенными транспортными средствами допускается:
  • при условии таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным для выпуска транспортных средств личного пользования на таможенной территории таможенного союза;
  • для обратного вывоза транспортного средства за пределы таможенной территории, если лицо, временно ввезшее транспортное средство (декларант), не в состоянии его вывезти (по причине смерти, тяжелой болезни или по иной объективной причине).
  • Временный вывоз, вывоз транспортных средств за пределы таможенной территории таможенного союза не облагается экспортными таможенными пошлинами.
  • Временный вывоз транспортного средства, зарегистрированного в государстве - члене таможенного союза, возможен физическим лицом такого государства без ограничений по срокам временного нахождения транспортного средства на территории иностранного государства.
  • Письменного таможенного декларирования временно вывозимых транспортных средств не требуется (подп. 4 п. 2 ст. 355 ТК ТС).
  • На основании п. 3, 4 ст. 359 ТК ТС разрешается ремонт или техническое обслуживание на территории иностранно го государства временно вывезенных транспортных средств. В случае замены (в процессе ремонта) частей транспортного средства, подлежащих учету (регистрации), замененная часть подлежит таможенному декларированию (исключения составляют случаи гарантийного ремонта или обслуживания согласно условиям заключенного договора либо осуществление ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства для личного пользования после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы).
  • Таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования (кроме транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и ввозимых обратно на такую территорию), перемещаемых физическими лицами любым способом, производится с применением пассажирской таможенной декларации.
  • Выпуск транспортных средств для личного пользования осуществляется таможенными органами, расположенными в местах, определенных в п. 1 ст. 10 Соглашения от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. Например, таможенные операции, связанные с выпуском товаров для личного пользования, совершаются в отношении транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на территории иностранного государства и таможенной территории таможенного союза, перемещаемых следующими на них физическими лицами, - в местах прибытия, на территории государства - члена которого постоянно или временно проживает физическое лицо, либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо.
  • Порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза наличной валюты, ценных бумаг, дорожных чеков определен Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51.
  • А. Ввоз на таможенную территорию таможенного союза наличной валюты (наличных денежных средств) и денежных инструментов.
  • Без письменного таможенного декларирования разрешается единовременный ввоз денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США (перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу).
  • С подачей пассажирской таможенной декларации разрешается ввозить наличные денежные средства и (или) дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США (обязательному письменному декларированию подлежит вся ввозимая сумма).
  • Б. Вывоз с таможенной территории таможенного союза наличной валюты (наличных денежных средств) и денежных инструментов.
  • Единовременный вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, разрешается без письменного таможенного декларирования (физическое лицо вправе (по своему желанию) подать пассажирскую таможенную декларацию на вывозимую сумму).
  • В случае единовременного вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, подается пассажирская таможенная декларация (основной формуляр и дополнительный формуляр «Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов») (на всю сумму вывозимых денежных средств и (или) дорожных чеков).
  • В. Ввоз или вывоз векселей, банковских чеков, ценных бумаг в документарной форме (удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата) осуществляется с обязательной подачей пассажирской таможенной декларации.
  • Новеллой для таможенных правил РФ является обязательность указания в пассажирской таможенной декларации (в случаях, когда требуется ее подача):
  • даты и места рождения физического лица, реквизитов документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства - члена таможенного союза, адреса места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства - члена таможенного союза;
  • сведений о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии);
  • сведений об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельце (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;
  • сведений о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Согласно ст. 6 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза перечисленные сведения подлежат указанию в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика).

При перемещении через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урн с прахом (пеплом) умершего, с представлением документов, указанных в частях второй и третьей настоящего пункта.

При вывозе с таможенной территории таможенного союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

свидетельство о смерти, выдаваемое отделами записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния в государствах-членах таможенного союза, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии указанных документов;

заключение в произвольной форме местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации в случае перезахоронения;

акт (справка) в произвольной форме специализированной организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти, либо копии этих документов;

акт (справка) в произвольной форме организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

Подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);

) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;

) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;

) транспортные (перевозочные) документы;

) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств-членов таможенного союза;

) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;

) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

) другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.

При непредставлении такой пассажирской таможенной декларации по причине ее утраты или по иным причинам, ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное.

4.Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Конвенция о ГС

таможенный процедура кодирование товар

Гармонизированная система описания и кодирования товаров - ГС - многоцелевая международная товарная классификационная система, используется для классификационных целей в международной торговле, в таможенном деле, в транспортно-экспедиторских операциях и в статистике. На основе ГС построены таможенные и статистические номенклатуры большинства стран мира. ГС используется в ВТО как основная товарная номенклатура внешней торговли. Ряд соглашений ВТО в классификационном плане опирается на ГС. Она разработана таким образом, что сочетает в себе унифицированную классификационную схему, развернутую в 33 подгруппы, 1241 позицию и 5019 субпозиций, имеющих международное классификационное значение, единое для всех участников Конвенции о ГС, и возможность дальнейшего развития этой системы путем детализации субпозиций на более мелкие подразделения, исходя из национальных интересов каждой страны. Правовой основой ГС является Конвенция о ГС - международный правовой акт, содержащий четкие обязательства участников Конвенции. Сама ГС является приложением к Конвенции и входит в ее правовую систему. ГС действует с 1988 года. Ответственность за развитие ГС возложена на Всемирную таможенную организацию.

Определяя место таможенно-тарифного механизма в системе государственного управления внешней торговли, часто выделяют административные и финансовые инструменты регулирования. К последним относят и таможенную номенклатуру, поскольку номенклатура является инструментом государственного регулирования внешней торговли, воздействующим преимущественно через стоимостные показатели.

Однако таможенные цели ни в коем случае не замыкаются на потребностях таможенно-тарифного регулирования и защиты определенных развиваемых государствами и таможенными союзами отраслей экономики. Таможенные цели проявляются и в ускорении таможенного оформления, и в повышении эффективности и автоматизации таможенного контроля, и в ведении таможенной статистики в точном соответствии с общепринятыми мировыми стандартами и потребностями всех пользователей статистических данных, прежде всего иных (нежели таможенных) государственных органов и институтов, отвечающих за принятие ключевых общегосударственных макроэкономических решений.

Усложнение структуры международной торговли к концу XX в., потребности международных организаций и государств в качественно новых инструментах международного контроля за трансграничным перемещением определенных товаров, в том числе представляющих опасность для человека, необходимость осуществления постоянного мониторинга внешней торговли биологическими видами, находящимися под угрозой исчезновения, - все эти, а также некоторые другие факторы обусловили необходимость принятия новой, более детализированной и приспособленной, прежде всего для таможенных целей, международной товарной номенклатуры.

Созданная в 1980-х гг. Гармонизированная система (далее - ГС) описания и кодирования товаров отвечала практически всем перечисленным условиям и потребностям, и это объясняет, почему в настоящий момент она получила столь широкое распространение не только как таможенно-статистическая, но и как многоцелевая товарная номенклатура.

Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

Работа над созданием новой номенклатуры, призванной заменить Брюссельскую таможенную номенклатуру, была начата в начале 1970-х гг. экспертами Совета таможенного сотрудничества при активной поддержке Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и содействии Статистического отдела ООН, хотя первоначально в состав специально созданного Комитета по ГС входили лишь представители таможенных служб разных стран.

В состав рабочей группы Комитета по ГС вошли представители свыше 60 стран и более 20 международных и национальных организаций и институтов. Заинтересованные стороны сначала вносили замечания и предложения в Комитет, а уже оттуда они передавались на проработку в рабочую группу, где решения принимались простым большинством голосов. Такой порядок подготовки новой номенклатуры был обусловлен тем, что на первых заседаниях рабочей группы решено было увязать новую номенклатуру с международными и даже отдельными национальными классификаторами товаров.

В результате при подготовке номенклатуры Гармонизированной системы было использовано около 14 других товарных классификаторов, в числе которых необходимо выделить Стандартную международную торговую классификацию ООН (СМТК), Номенклатуру Совета по таможенному сотрудничеству (НСТС), Единую товарную номенклатуру Международного союза железных дорог, Всемирную классификацию авиагрузов Международной ассоциации воздушного транспорта, Фрахтовый тариф Ассоциации Вест-Индских трансатлантических пароходных линий, Стандартизированный товаротранспортный код, Товарную номенклатуру внешней торговли ЕЭС (NIMEXE), а также таможенную номенклатуру Японии, представлявшую собой детализацию Брюссельской таможенной номенклатуры (БТН), и до того момента самостоятельно развивавшиеся таможенно-тарифные номенклатуры США и Канады.

Для того чтобы тот или иной товар получил в новой номенклатуре самостоятельное описание (отдельную базисную позицию), необходимо соблюдение одновременно двух условий: товар должен обладать отличительным признаком, позволяющим выделить его в отдельный класс, и должен представлять интерес минимум для двух государств. Этот интерес необходимо было обосновать, причем наиболее весомым аргументом в пользу создания отдельной товарной позиции или субпозиции являлись данные международной и национальной статистики об объеме международной торговли каждым конкретным товаром.

Важно отметить, что в ходе подготовки номенклатуры ГС в СТС сосуществовали и тесно взаимодействовали одновременно два комитета: Комитет по номенклатуре, который был уполномочен вести действовавшую на тот момент НСТС и ежегодно вносить в нее необходимые изменения и Комитет по ГС, который в то время занимался лишь работой по подготовке новой номенклатуры. С введением в действие ГС функции Комитета по номенклатуре в соответствии с нормами новой Конвенции перешли к Комитету по ГС.

Новая система классификации приобрела конкретные очертания лишь к 1981 г., и стало понятно, что это была не просто очередная редакция НСТС, а принципиально новая система описания, основанная на шестизначном кодировании товаров и претендующая на доминирование не только в ряду международных таможенно-статистических товарных номенклатур, но и среди транспортно-экспедиторских товарных классификаторов.

К июню 1983 г. был выработан согласованный рабочей группой текст новой номенклатуры, учтены все мнения и возражения, а также, что самое существенное, появилась международная конвенция о внедрении этой классификационной системы.

Таким образом, 14 июня 1983 г. в Брюсселе на 61/62 Сессиях СТС (СТС - Совет таможенного сотрудничества (ныне эта организация называется Всемирной таможенной организацией)) был утвержден окончательный вариант Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенции о ГС). Согласно статье 13 первоначального варианта Конвенции предполагалось, что она будет введена в действие 1 января 1985 г. Это объяснялось необходимостью подготовки пояснений СТС к Гармонизированной системе, которые были бы наиболее успешными лишь в случае выявления проблем в ходе фактического применения ГС. Ряд стран перешли на ГС сразу же после утверждения окончательного варианта Конвенции, и за два года накопилось немало полезного опыта. Для отслеживания практики применения и подготовки пояснений к ГС в переходный период на тех же 61/62 сессиях СТС решено было создать Временный комитет по ГС.

Другая проблема заключалась в необходимости согласования перевода на номенклатуру ГС переговорных процедур в рамках ст. XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации, далее - ГАТТ/ВТО). Введение в действие Конвенции о ГС, очевидно, затягивалось, и 24 июня 1986 г. на 67/68 сессиях СТС был утвержден Протокол поправок к Конвенции о ГС, который внес изменения в статью 13 Конвенции. Таким образом, предусматривалось вступление Конвенции в силу "по истечении не менее трех месяцев после того, как не менее семнадцати государств, таможенных или экономических союзов подпишут ее без оговорки о ратификации или передадут на хранение свои документы о ратификации или присоединении, но не ранее 1 января 1988 года". Указанное количество участников набралось лишь к сентябрю 1987 г., поэтому окончательная дата вступления Конвенции в силу - 1 января 1988 г. - оказалась на три года позже запланированной.

Создатели Конвенции о ГС поставили более амбициозные цели по сравнению с теми, которые были заявлены в Конвенции о БТН 1950 г. В преамбуле к Конвенции о ГС указано, что новая номенклатура предназначена для широкого применения не только при построении таможенно-статистических номенклатур, но и при создании на ее основе транспортных тарифов и даже производственных классификаторов. Сближение внешнеторговых статистических классификаторов и производственных - это новая задача, которую призвана решить Гармонизированная система.

Однако в первую очередь Гармонизированная система служит упрощению и развитию внешней торговли, уменьшению расходов частных лиц и других институтов, вызванных повторным описанием, классификацией и кодированием товаров при их переходе из одной системы классификации в другую в процессе международной торговли. Обращается также внимание на необходимость адекватно отвечать на технологические сдвиги в международной торговле путем принятия новой номенклатуры, поскольку НСТС, особенно прежняя система кодирования, не отвечала этим потребностям.

Еще одно качество Гармонизированной системы заключается в использовании ее как инструмента международных торговых переговоров преимущественно в рамках ГАТТ/ВТО. В Конвенции о ГС специально подчеркивается, что достижение этой и других указанных целей не может осуществляться иначе как с помощью заключения универсальной международной конвенции, вводящей всеобщие стандарты и принципы классификации товаров.

Сама Гармонизированная система - это номенклатура, приведенная в приложении к Конвенции о ГС. Согласно статье 2 приложение является неотъемлемой частью Конвенции. Номенклатура ГС включает в себя следующие элементы:

товарные позиции, субпозиции;

относящиеся к товарным позициям и субпозициям цифровые коды;

примечания к разделам, группам и субпозициям;

основные правила классификации для толкования Гармонизированной системы (Основные правила интерпретации ГС).

Когда говорят о классификации товара по номенклатуре ГС, имеют в виду определение их классификационных кодов, а точнее, установление субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введенная приложением, составляет одно из основных отличительных свойств ГС по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре. Вся процедура заключается в применении Основных правил интерпретации ГС для однозначного отнесения товара к субпозиции ГС.

Классификацию товаров по ГС наиболее часто осуществляет Комитет по ГС Совета таможенного сотрудничества. Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории, декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами, в которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры.

Процедура, обратная классификации, именуется расшифровкой. Расшифровка применяется, в частности, при проведении таможенного контроля правильности заявленного декларантом кода, когда проверяется соответствие указанного в таможенной декларации кода фактически ввозимому товару, или, например, при формировании сводных статистических данных. Расшифровка кода по ГС и кода по ГС-производной номенклатуре значительно проще, чем классификация, поскольку, зная код товара, легко найти соответствующее коду описание, а также все примечания и условия отнесения товара к этому коду.

Стороны, присоединившиеся к Конвенции, обязуются применять ГС в качестве основы своей таможенно-статистической номенклатуры. В этом понятии объединены номенклатура таможенного тарифа и статистическая номенклатура. В данном случае номенклатура таможенного тарифа означает ту номенклатуру, которую при декларировании импортируемых товаров предписывает применять внутреннее законодательство участника, а под статистической номенклатурой понимается система классификации товаров, которая в соответствии с внутренним законодательством участника Конвенции используется для сбора статистических данных по экспорту и импорту.

При построении вышеуказанных классификаторов участнику Конвенции о ГС запрещается произвольно удалять отдельные товарные позиции и субпозиции ГС, изменять и дополнять кодировку ГС на уровне первых шести цифр, а также корректировать установленные в Приложении базовые правила применения ГС. Номенклатуру ГС можно детализировать с помощью внесения в нее дополнительных подразделов, кодированных по большему числу знаков, чем в Гармонизированной системе.

Структура ГС иерархична и представляет собой 21 раздел (обозначаются римскими цифрами, номер раздела не кодируется), в которые входят 97 групп (нумерация от 01 до 97, также в ГС присутствуют некодируемые подгруппы, всего их 33), группы делятся на товарные позиции (1241), многие товарные позиции, в свою очередь, состоят из двух видов субпозиций - с одним дефисом и более мелких с двумя дефисами (субпозиций в ГС первоначально было 5019).

Группа 77 в номенклатуре ГС (далее - НГС) оставлена пустой для возможного использования в будущем в самой Гармонизированной системе, однако она структурно входит в НГС и при построении ГС-производной товарной номенклатуры эту группу также следует оставлять пустой. Любопытно, что группа 77 входит в раздел XV "недрагоценные металлы и изделия из них". О 98-й и 99-й группах в НГС ничего не сказано, но очевидно, что кодирование в них не должно противоречить и искажать юридический текст Конвенции о ГС (текст Конвенции вместе с текстом приложения).

В Гармонизированной системе применяется шестиразрядное кодирование. Код читается следующим образом: первые две цифры обозначают номер группы, первые четыре соответствуют номеру товарной позиции внутри группы, первые пять - субпозиции с одним дефисом, принадлежащей к определенной товарной позиции, все шесть цифр - конечной субпозиции с двумя дефисами, принадлежащей к субпозиции первого уровня (с одним дефисом). Например, код ГС 5202.91 означает, что кодированный товар относится к группе 52 "Хлопок", к товарной позиции 52.02 "Отходы хлопкового волокна (включая прядильные отходы и расщипанное сырье)" этой группы, далее, к субпозиции с одним дефисом 5202.9 "отходы прядильные прочие" и к конечной товарной субпозиции с двумя дефисами 5202.91 "сырье расщипанное", которая входит в товарную позицию 52.02.

В случае если соответствующая товарная позиция ГС не делится на субпозиции, пятая и шестая цифры кода обращаются в ноль. Если же субпозиция с одним дефисом не делится на субпозиции с двумя дефисами, то в ноль обращается только шестая цифра кода товара (в вышеуказанной позиции 52.02 такой "неделящейся" субпозицией с одним дефисом является субпозиция 5202.1 "отходы прядильные (включая путанку)", таким образом, шестая цифра обращается в ноль, и код этого товара записывается так: 5202.10). Из 1241 товарной позиции ГС на субпозиции подразделяются чуть более 930, в остальных случаях пятая и шестая цифра обозначаются нулями.

Номенклатура ГС охватывает все возможные виды товаров. Это означает, что даже если для какого-либо конкретного товара в НГС не выделена отдельная субпозиция, ему все равно можно присвоить шестизначный классификационный код ГС. Это возможно благодаря использованию т.н. "корзиночных" товарных позиций ("basket provisions") или "остаточных" субпозиций (обозначаются словом "прочие"), в которых классифицируются товары, в других группах особо не поименованные.

Например, в товарной позиции 01.06 "живые животные прочие" классифицируются, помимо прочих, лисицы, песцы, соболи, норки. Для них существует "остаточная" субпозиция 0106.19. "Остаточные" позиции есть и в группах, например, в группе 65 классифицируются головные уборы, при этом для особо не поименованных в данной группе товаров, например касок, существует товарная позиция 65.06 "головные уборы прочие, с подкладкой или без подкладки, с отделкой или без отделки".

Развивающимся странам разрешается применять ГС не в полном объеме в течение практически неограниченного переходного периода, который может потребоваться, однако при определенных условиях. Развивающаяся страна, которая частично применяет Гармонизированную систему, применяет либо все субпозиции с двумя дефисами, относящиеся к одной и той же субпозиции с одним дефисом, либо ни одну из них, а также либо все субпозиции с одним дефисом, относящиеся к одной и той же товарной позиции, либо ни одну из них. В таких случаях шестой знак или пятый и шестой знаки, соответствующие неиспользуемой части кода ГС, заменяются "0" или "00" соответственно.

В настоящее время особых трудностей с применением номенклатуры ГС в полном объеме у развивающихся государств не возникает. Напротив, гораздо большую проблему представляет необходимость детализации номенклатуры ГС, что объясняется потребностями эффективной тарифной защиты и проведения более гибкой фискальной политики.

В Конвенции о ГС, согласно статье 11, вправе участвовать государства-члены СТС, таможенные и экономические союзы (примером является Европейский союз), а также государства, которым Генеральный секретарь СТС направит приглашение по указанию Совета. Очень важно, чтобы при построении других классификационных систем ГС использовалась в полном объеме, поэтому при подписании или присоединении к Конвенции никакие оговорки не допускаются. С 1 января 1987 г. Конвенция о ГС открыта только для присоединения, при этом документ о присоединении вручается Генеральному секретарю СТС. Конвенцию можно также денонсировать, но денонсация вступит в силу лишь спустя один год после уведомления Генерального секретаря.

Отличительной чертой классификационной схемы Гармонизированной системы является комплексность. Так, разделы I, II и V построены по принципу происхождения, разделы IV, XI, XII, XVII, XVIII, XIX, XX и XXI - по функциональному назначению, разделы III, VI, VII - по химическому составу, а разделы VIII, IX, X, XIII, XIV и XV - по виду материала, из которого товар изготовлен. При перечислении групп реализован другой принцип - степень обработки товара (упрощенно это выглядит так: живые животные классифицированы в группе 1, шкура и кожи животных - в группе 41, а кожаная обувь - в группе 64).

Два экземпляра Конвенции о ГС, на английском и французском языках, сданы на хранение Генеральному секретарю СТС. Все участники Конвенции о ГС получают заверенные копии. Кроме того, Генеральный секретарь СТС обязан официально уведомить стороны и Генерального секретаря ООН:

) об уведомлениях развивающихся стран о частичном применении ГС;

) о подписаниях, ратификациях и присоединениях к Конвенции о ГС;

) о моменте вступления Конвенции в силу;

) о денонсации Конвенции любой из сторон;

) о поправках к Конвенции о ГС;

) о несогласии с рекомендуемыми поправками какой-либо из сторон и о снятии этого возражения;

) о принятых поправках к Конвенции о ГС.

О процедуре внесения поправок в Конвенцию подробнее будет сказано ниже. Здесь важно лишь отметить, что поправки могут касаться как самого текста Конвенции, так и текста приложения, то есть НГС. Значительные поправки в НГС вносились в 1996 и 2002 гг. Принятые поправки влекут международно-правовую обязанность каждого участника Конвенции в установленные сроки привести в соответствие с дополненной Гармонизированной системой свою статистическую и таможенно-тарифную либо единую таможенно-статистическую номенклатуру.

Литература

. Судебные речи выдающихся русских юристов. В. Д. Спасович. Дело Давида и Николая Чхотуа и других (Тифлисское дело); Равновесие - Москва, 2013. - 125 c.

. Таможенное право; Юнити-Дана - Москва, 2007. - 392 c.

. Таможенное право; Юнити-Дана, Закон и порядок - Москва, 2010. - 224 c.

. Таможенное право; АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011. - 160 c.

. Брюховец, Н.А.; Чахоян, Л.П. Английский язык: менеджмент, маркетинг, таможенное дело; СПб: Профессия - Москва, 2000. - 288 c.

. Гарднер Э. С. Дело о наивной девушке. Дело о длинноногих манекенщицах (комплект из 2 книг); Отечество - Москва, 1991. - 368 c.

. Коник Н. В., Невешкина Е. В. Таможенное дело; Омега-Л - Москва, 2011. - 208 c.

. Маховикова Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2013. - 408 c.

. Молчанова О. В., Коган М. В. Таможенное дело; Феникс - Москва, 2007. - 320 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2008. - 453 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2011. - 560 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело; Юрайт - Москва, 2012. - 560 c.

. Толкушкин А. В. Таможенное дело. Конспект лекций; Юрайт - Москва, 2011. - 258 c.

. Халипов С. В. Таможенное право; Юрайт - Москва, 2012. - 460 c.

. Эрл Стенли Гарднер Дело о соломенной вдовушке. Дело об утопленном утенке; Братство - Москва, 1993. - 368 c.

Похожие работы на - Таможенные процедуры

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!