Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    487,1 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета Российской Федерации

Содержание

Введение

. Роль внешней торговли Российской Федерации на современном этапе

.1 Теоретические основы внешней торговли

.2 Тенденции развития внешней торговли России

. Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета Российской Федерации

.1 Анализ внешней торговли России со странами СНГ и странами Дальнего зарубежья

.2 Влияние факторов развития внешней торговли на собираемость таможенных платежей

.3 Таможенные платежи в структуре бюджета России

. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

.1 Проблемы развития внешней торговли России

.2 Перспективы развития внешней торговли России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Основу внешнеэкономической деятельности любой страны составляет внешняя торговля, которая неуклонно растет. Так, внешнеторговый оборот Российской Федерации с 1992 года вырос в 8,7 раз и составил в 2013 году 844,2 млрд долл. В свою очередь, важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации являются именно таможенные платежи, взимаемые при осуществлении внешней торговли.

По данным Министерства финансов, на доходы, получаемые в результате внешнеторговой деятельности, администрируемые таможенными органами приходится свыше 60% бюджета.

Актуальность данной темы заключается в том, что увеличение объемов федерального бюджета (повышение собираемости таможенных платежей), находится в прямой зависимости от развития внешней торговли. Следовательно, при росте внешнеторгового оборота увеличиваются доходы федерального бюджета.

Целями данной работы являются:

)        рассмотреть теоретические основы внешней торговли и определить ее роль в Российской Федерации;

)        проанализировать состояние внешней торговли России и определить место таможенных платежей в структуре Федерального бюджета;

)        выявить проблемы развития внешней торговли России и сформулировать предложения по устранению недостатков.

Основной информации представленной в курсовой работе были учебники таких авторов как Ерошкин А.М., Корниенко О.В., Котляров В.Г., а так же официальные сайты Федеральной таможенной службы и Министерства финансов Российской Федерации.

1. Роль внешней торговли Российской Федерации на современном этапе

1.1    Теоретические основы внешней торговли

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Тождественным понятием является понятие «международная торговля». Международная торговля - это обмен товарами, услугами, результатами интеллектуального труда и рабочей силой на международном уровне. Сущность международной торговли заключается в обмене факторами производства, а основой ее является международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация стран на выпуске наиболее выгодной для них продукции в условиях мирового рынка.

Стимулами международной торговли являются:

-       стремление получить разницу между интернациональной и национальной стоимостью товара;

-       рационально использовать национальные ресурсы

-       обеспечить потребности собственной экономики наиболее рациональным путем;

-       обеспечить наилучшим образом потребности населения;

-       повысить занятость населения.

Существует ряд теорий международной торговли. Первыми ее основателями были английские ученые А. Смит и Д, Риккардо, которые еще в XVIII в. Сформулировали идею о том, что в основе богатства в мире лежит МРТ, которое реализуется с помощью международной торговли. Они создали теорию абсолютных и относительных преимуществ в международной торговле и показали, что торгуют те страны, которые имеют преимущества в издержках (в затратах труда) при производстве своей продукции [5].

Действительно нерационально производить продукцию, если она создана в другой стране с наименьшими затратами труда и отвечает требованиям мировых стандартов по качеству.

Вслед за этим последовал вывод ученых о том, что для наилучшей реализации эффекта от обмена товарами необходимо, чтобы факторы производства были мобильны в процессе их обмена. Из этого заключения возник вывод о необходимости свободы в торговле между странами.

Согласно теории Пола Кругмана (1979г.) внешняя торговля способствует увеличению объемов производства продукции в стране, когда внутренний рынок уже насыщен. Она позволяет снизить себестоимость товара, так как увеличение его объема приводит к снижению удельных издержек производства.

Шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин показали, что международная торговля - это обмен факторами производства (земля, труд, капитал), т.е. трудовой силой, природными ресурсами (недра, лес, сельхозпродукция) и средствами производства.

Имеется ряд других теорий внешней торговли альтернативного плана или развивающих идеи А. Смита и д. Риккардо.

Для регулирования внешней торговли страны применяются административные (государственные запреты, ограничения, квоты) и экономические (разные виды налогов, пошлины, акцизы) методы [5].

Однако в основе своей деятельности страны стремятся к либерализации внешней торговли, достижению ее максимальной открытости путем объединения в различные межстрановые группировки, создания зон приграничной торговли, таможенных союзов, свободных экономических зон.

Регуляторами внешней торговли также являются международные организации - Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная торговая организация (ВТО), организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и другие.

.2 Тенденции развития внешней торговли России

Экспорт и импорт Российской Федерации увеличивается уже в течение многих лет, несмотря на замедленные темпы роста в последние годы. Экспорт в 1992 году составлял 54 млрд. долл., а в 2013 году - 532,6 млрд. долл. В свою очередь импорт за этот же период вырос с 43 млрд. долл. до 317,8 млрд. долл. (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Основные показатели внешней торговли России в 1992-2013 гг. (млрд. долл.)

В целом объем торговли РФ с 1992г. по 2013г. возрос в 8,7 раз с 97 млрд долл. до 844,2 млрд долл., особенно экспорт - в 9,8 раза (импорт - в 7,4 раза) [7].

На протяжении 21 года не наблюдается серьезных сдвигов в соотношении стоимости экспорта и импорта. Как видно, импорт более чем на треть меньше экспорта. С одной стороны, стабильность - это хорошо, но с другой, это означает, что Россия так и не пытается изменить структуру своей внешней торговли.

Анализируя последние два года, ключевые показатели - экспорт, импорт и внешнеторгового оборота к концу 2013 года изменились незначительно и сравнялись с показателями 2012 года по данным таможенной статистики.

Так, внешнеторговый оборот составил 844,2 млрд. долл., экспорт - 532,6 млрд. долл., а импорт 317,8 млрд. долл. (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Внешнеторговый оборот России за 2012-2013гг. (млрд. долл.)

При этом в среднем, темп прироста составил + 0,3% по всем показателям. Даже показатель экспорта, который почти весь год был ниже уровня 2012 года, увеличился, несмотря на неоптимистичные прогнозы [10].

Среди наиболее важных факторов, повлиявших на эти показатели, следует выделить следующие:

-       общемировые тенденции: экономика стран после кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах мировой торговли. Кризис Еврозоны в 2012-2013 году также осложнил ситуацию в темпах производства, спросе и потреблении;

-       присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Данный фактор скорее является «внутренней» причиной уменьшения объемов внешней торговли. Одни эксперты говорят, что ВТО лишь обнажила существующие проблемы, но в дальнейшем она послужит стимулом для развития производств, другие же, наоборот, считают, что механизмы ВТО носят дискриминационный характер и для производителей, и для государства с точки зрения бюджета, нормативно-правовой базы, методов государственного регулирования;

-       одной из причин снижения экспорта, по мнению экспертов, было повышение курса рубля, из-за чего российские товары, наряду с итак низкой конкурентоспособностью, дорого стоили. Это вызвало падение объема продаж, т.е. экспорта;

-       отрицательно на экономике сказалось снижение инвестиций в основной капитал крупных государственных компаний;

-       замедление потребительского спроса, из-за больших долговых нагрузок населения. По данным Центрального банка, кредитная нагрузка на одного работника составляет около 3,7 среднемесячных заработных плат.

Тем не менее, не смотря на отрицательные факторы, экспорт и импорт все же увеличились. Во многом это связывают с мерами по девальвации рубля, а также с повышением активности участников внешнеэкономической деятельности России и Европы [10].

Помимо этого, Россия поднялась в рейтинге Doing Business с 112 до 92 места, что также говорит о том, что на фоне остальных стран позиции России укрепились.

торговля товарооборот таможенный платеж

2. Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета

2.1 Анализ внешней торговли России со странами СНГ и странами Дальнего зарубежья

С 1992 г. в торговле России со странами СНГ происходили противоречивые явления. С одной стороны, правительства стран стремились снимать различные преграды в целях развития торгово-экономических отношений, с другой - действовало их стремление к усилению взаимодействия со странами дальнего зарубежья, главным образом, с развитыми. В конечном счете, все это привело к падению доли стран СНГ в товарообороте РФ (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика товарооборота России со странами СНГ

Год

Экспорт, млрд. долл

Импорт, млрд. долл

Товарооборот, млрд. долл

Доля СНГ в товарообороте РФ, %

14,1

10,3

24,4

20,6

1997

16,6

14,2

30,8

19,0

2000

13,8

11,6

25,4

16,9

2005

34,1

17,8

51,9

15,2

2006

41,8

24,3

66,1

14,7

2007

52,2

30,3

82,5

15,0

2008

62,1

30,7

92,8

14,5

2009

46,7

21,8

68,5

14,6

2010

53,7

31,7

85,4

7,3

2011

78,2

59,5

137,7

6,2

2012

77,4

40,3

117,7

7,3

2013

73,5

41,3

114,8

7,5


Доля стран СНГ в товарообороте РФ за 1992-2013 гг. упала в 2,7 раза (с 25,2 до 7,5 %). Однако в стоимостном исчислении товарооборот вырос с 24 до 114,8 млрд. долл. (рисунок 2.1). Такая асимметрия в долевом участии стран СНГ и в абсолютных объемах товарооборота объясняется тем, что общий объем торговли РФ возрастал быстрее, чем со странами СНГ [6]. Общий объем торговли за этот же период вырос в 8,9 раза, с СНГ - в 4,7 раза.

Рисунок 2.1 - Товарооборот РФ со странами СНГ за 1992-2013 гг.

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2013 году составил 114,8 млрд. долларов (что меньше, чем в прошлом году), экспорт 73490,3 (снизился на 7,2%) . В общем объеме экспорта на торговлю со странами СНГ приходится 13,9%.

Внешнеторговые возможности стран СНГ крайне неравномерны. Наиболее крупными партнерами РФ по данным за 2013 г. являются: Белоруссия - 45%, Казахстан - 35%, по 5% приходится на Украину и Азербайджан (Рисунок 2.2).

Если говорить о товарной структуре, то по экспорту преобладают топливно-энергетические товары и минеральное сырье. На них приходится около 60% всего объема экспорта.

Рисунок 2.2 - Доля стран СНГ в торговле с Россией в 2013 году

Но в то же время по сравнению с экспортом в страны Дальнего зарубежья, эта структура более сбалансирована. Более трети приходится на товары более высокой степени обработки, а значит, их экспорт позволяет развивать производство внутри страны [10].

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2013 г. доля топливно-энергетических товаров составила 47,0% (в 2012 г. - 54,2%), т.е. она снизилась, и это говорит о том, что выросли доли торговли другими видами товаров, что, безусловно - положительная тенденция (рисунок 2.3). О снижении экспорта нефти стали говорить в конце года. Это произошло из-за небольшого уменьшения объемов экспорта и ценовой конъюнктуры. По данным ЦДУ ТЭК, Россия в 2013 году нарастила добычу нефти с газовым конденсатом на 1,3% по сравнению с предыдущим годом - до 518,017 миллиона тонн, а экспорт нефти сократила на 1% - до 239,644 млн. тонн.


В товарной структуре импорта из стран СНГ преобладает доля машин и оборудования. В 2013 году их было ввезено на сумму 14015554,3 тыс. долл. На втором месте металлы и изделия из них. Их было ввезено на сумму 6375083,0 тыс. долларов (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Товарная структура импорта Российской Федерации в торговле со странами СНГ в 2013 году (тыс. долл.)

Стоимостные объемы торговли со странами Дальнего зарубежья существенно превышают торговлю со странами СНГ. При этом в 2013 году наметился ещё и её рост - экспорт и импорт увеличились на 1,7% и 1,5%, и составили 333 млрд. долл. и 201,2 млрд. долл. соответственно. Такое увеличение было обусловлено, прежде всего, необходимостью поставок сырьевых товаров. Из-за сложностей в экономике в начале года в еврозоне, с одной стороны потребление снижалось, но с другой стороны сокращалась собственная добыча в Европе, поэтому потребовалось увеличение объемов импорта [10].

Бесспорным лидером по внешнеторговому обороту является Китай. Торговля с ним увеличилась на 1,7 % и составила 88,8 млрд. долл. Это вызвано усилением позиции Китая на мировом рынке - в 2013 году он обогнал США по объемам внешней торговли и вышел на первое место в мире. Второй по объемам внешнеторгового оборота торговый партнер России - Нидерланды (76млрд. долл.). Однако в 2013 году торговля с ним снизилась на 8,3%. На это повлияло несколько причин: с одной стороны это сильный спад в экономике Нидерландов, продолжавшийся в течение нескольких кварталов, кризис Еврозоны в целом, а с другой стороны ограничительные меры, которые ввел Геннадий Онищенко. В торговле с Германией товарооборот составил 75 млрд. долл., что свидетельствует о росте в размере 2,2% [7].

Если рассматривать структуру внешней торговли России со странами по регионам, то можно заметить, что наибольшую долю имеет торговля России со странами Евросоюза. Торговля с этим регионом увеличилась на 1,9% (рисунок 2.5). Со странами ОПЕК доля меньше, но по сравнению с 2012 годом торговля увеличилась в целом на 4,2%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 729,4 млрд. долларов США, со странами СНГ - 114,8 млрд. долларов США.

Рисунок 2.5 - Внешнеторговый оборот России по группам стран Дальнего зарубежья в 2013 году

Таким образом, во внешней торговле со странами Дальнего зарубежья основным локомотивом роста являются страны ОПЕК, т.е преимущественно азиатские страны. Пока страны Европы в начале года были в кризисе, Азиатская экономика развивалась. На это повлияло увеличение добычи нефти, относительно высокий спрос и высокие цены на нефть и нефтепродукты [10].

Товарную структуру экспорта России в страны Дальнего зарубежья нельзя назвать сбалансированной. Наблюдаются чрезмерно высокие доли экспорта топливно-энергетических товаров и минеральных продуктов (42,7% и 43,2% соответственно), т.е. сырья. При этом доли остальных видов продукции очень низкие (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Товарная структура экспорта Российской Федерации в торговле со странами Дальнего зарубежья в 2013 году (тыс. долл.)

В товарной структуре импорта из стран Дальнего зарубежья основную долю занимают машины, оборудование и транспортные средства. В 2013 году на них приходилось 50,8% (в 2012 году - 52,1%). На втором месте продукция химической промышленности, а также продовольственные товары (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 - Товарная структура импорта Российской Федерации в торговле со странами Дальнего зарубежья в 2013 году (тыс. долл.)

Таким образом, товарооборот Российской Федерации со странами Дальнего зарубежья (534,2 млрд долл.) превышает товарооборот со странами СНГ (114,8 млрд долл.) в 4,6 раза.

.2 Влияние факторов развития внешней торговли на собираемость таможенных платежей

Таможенные платежи от внешней торговли являются ведущими статьями формирования бюджета РФ. Они складываются из оплаты внешнеторговыми участниками НДС, экспортных и импортных пошлин, акцизов и таможенных сборов.

В целом, динамика таможенных платежей за последние годы схожа с тенденциями в экспорте и импорте - подъем после кризиса на протяжении 2010-2012 гг. и спад в 2013 г. Тем не менее, в 2013 году прогнозируемое снижение динамики экспорта и импорта не повлияло на план по перечислению платежей. Он почти равен предыдущему году, и, помимо этого, он был перевыполнен.

Т.е. получается следующая ситуация: на фоне уменьшения объемов внешней торговли (по сравнению с 2012г.), начала работы ограничительных механизмов ВТО (например, снижения ставок пошлин на ряд товаров), таможенные органы все равно неплохо пополняют бюджет. Как говорится в официальных данных, «ФТС России в 2013 г. проводила системную целенаправленную работу по совершенствованию таможенного администрирования, развитию информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью». Также, А.Ю. Бельянинов в интервью СМИ отметил, что превышение плана по сбору платежей было обусловлено увеличением экспорта [9].

Рассмотрим факторы развития внешней торговли России, которые положительно влияют на собираемость таможенных платежей:

-       возрастающий стоимостной объем экспорта. В 2000 г. объем экспорта составлял 106 млрд. долл, в 2013г. - 532,6 млрд. долл, что свидетельствует о росте в 5 раз;

-       увеличение физического объема экспорта нефти и природного газа в 1,6 раза с 144 млн. тонн в 2000 г. до 237 млн. тонн в 2013 г.;

-       укрепление курса рубля. Укрепление курса рубля за последние десять лет вдвое снизило барьер перед внешним импортом;

-       увеличение вывозных ставок пошлин на нефть и нефтепродукты за последние тринадцать лет почти в 11 раз. Так, в 2000 году вывозная таможенная пошлина на нефть сырую составляла 35,5 долл. за 1000кг, в 2013 году - 386,3 долл. за 1000кг.

-       либерализация торговли сжиженным природным газом (СПГ). С 1 декабря 2013 года вступил в силу закон о либерализации вывоза природного газа. Согласно документу, помимо "Газпрома" экспортировать СПГ также смогут госкомпании, которые являются пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и их "дочки", а, значит, экспорт его в ближайшем будущем будет только увеличиваться.

Так же стоить отметить факторы развития внешней торговли России, отрицательно влияющие на собираемость таможенных платежей:

-       снижение физического объема импорта ряда товаров (в частности продукции машиностроения);

-       снижение ставок пошлин из-за вступления России в ВТО. В соответствии с нашими договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября снизились ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил в силу год назад, 22 августа. Изменения Единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран Таможенного союза, которые заработали на следующий день, затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). По расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%. По прогнозам экспертов, подобное снижение должно было на 5% снизить общую сумму полученных за 2013 год таможенных платежей.

.3 Таможенные платежи в структуре бюджета России

Таможенные платежи являются неотъемлемой частью бюджета нашего государства.

По данным Министерства финансов, на доходы, получаемые от внешнеторговой деятельности, администрируемые таможенными органами приходится свыше 60% бюджета.

Как правило, таможенные органы практически всегда превышают плановые показатели (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 - Плановые и фактические поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за 2006-2013 годы (млрд. руб.)

Как видно из графика, если в предыдущие годы плановые значения (серая колонка) каждый год росли в среднем на 15% (кроме кризисного 2009 г.), то в 2013 году плановое значение уменьшилось на 1,5%. Во многом это прогнозировалось на основе снижения объемов экспорта и импорта, как в стоимостном, так и в физическом выражении, а также снижения ряда пошлин на некоторые товары (как условие нашего членства в ВТО). В результате ожидания оправдались и действительно в 2013 году платежей было собрано меньше, чем в предыдущем [10].

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2013 году составили 4506,2 млрд. рублей, что составило 38%, а налоги на товары, ввозимые на территорию РФ - 2066,7 млрд. руб., т.е. 18%, т.е. суммарно 56% (рисунок 2.9).

Рисунок 2.9 - Структура федерального бюджета в 2013году (млрд. руб.)

Доходы бюджета в стоимостном выражении после 2009 года увеличивались (причем пропорционально росту импорта и экспорта), причем в 2013 году наметился небольшой спад, который также обусловлен уменьшением внешней торговли (рисунок 2.10).

Рисунок 2.10 - Динамика основных видов доходов, администрируемых в таможенных органах (млрд. руб.)

Таким образом, за 2013 год объем собранных таможенных платежей был ниже показателя предыдущего года, тем не менее, сбор превысил плановые показатели к середине года, и план был скорректирован. При этом, основными факторами, повлиявшими на результат, были изменения в стоимости нефти и ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры и стоимости экспорта и импорта. В целом, результаты всей таможенной службы в основном зависят от структуры товаропотока [8].

3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

.1 Проблемы развития внешней торговли России

Основными недостатками внешней торговли России являются:

-       сырьевая направленность экспорта - около 90%;

-       недостаточный по масштабу страны объем внешнеторгового оборота;

-       отставание от развитых стран по экспорту в 2-2,5 раза на душу населения;

-       низкая конкурентоспособность готовой продукции на мировых рынках;

-       низкая доля в экспорте машиностроительной продукции - около 5-7%.

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. И главной проблемой развития остается высокая доля сырьевых товаров в экспорте страны. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям [3].

Кроме того, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой.

Удельный вес топливно-энергетических товаров составил в 2010 году 60,2% от всего внешнеторгового оборота, в 2011 году - 65,1%, в 2012 году - 67,2%, в 2013 году - 72,3. Доля в экспорте металлов и металлоизделий, лесных материалов, продукции химической промышленности уменьшилась в период 2010-2013 гг. Но, несмотря на это в основе российского экспорта по-прежнему доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью, преимущественно необработанное сырье (сырая нефть, природный газ). Это общая проблема российской экономики, которая усугубляет ее сырьевую зависимость [7].

Многие эксперты предрекают, что в ближайшие годы в случае падения цен на нефть положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля.

Еще одна проблема развития внешней торговли России это зависимость от импорта продовольственных товаров, но в последние три года их доля в импорте заметно начала сокращаться. Также Россия в больших количествах импортирует машины и оборудования, доля которых с каждым годом растет. Это связано, прежде всего, со старением основных фондов предприятий, которые не могут обеспечить себя новым оборудованием.

Кроме того, интерес к роли науки и инновационного процесса довольно низок в России. Если в Японии и США расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС - около 2, то в России - меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции составляет только 0,3% - это в 130 раз меньше, чем в США.

Россия отстает от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1% [2].

Кроме того, вступление Российской Федерации во всемирную торговую организацию (ВТО) может привести к следующим негативным последствиям:

-       угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

-       снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

-       снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме - наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

-       снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.

.2 Перспективы развития внешней торговли России

Двукратное отставание Российской Федерации по объемам экспорта на человека предполагает необходимость увеличения объемов экспорта в 2-2,5 раза. В условиях состояния экономики России сегодня и сырьевой направленности это сделать невозможно. Остается единственный путь - создавать готовую продукцию более высокой стоимостью, чем сырье.

Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это - авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

-       взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

-       углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

-       формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;

-       создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений [4].

ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном создала Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на долгосрочную перспективу. Одновременно прошла работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы.

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы - выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой - совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний.

Ведущий партнер России в Латинской Америке - Бразилия - имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.

Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

-       укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;

-       расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;

-       развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;

-       создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;

-       взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;

-       развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

Также одним из приоритетов внешней торговли России является использование членство в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС) для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия - АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации [1].

Приоритетным направлением внешней торговли России является и выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники.

Все эти возможности должны быть реализованы в ближайшем будущем или хотя бы должен быть проложен путь к их реализации.

Заключение

Рассмотрев теоретические основы внешней торговли, проанализировав состояние внешней торговли России и ее влияние на собираемость таможенных платежей, определив место таможенных платежей в структуре Федерального бюджета можно сделать следующее заключение:

Внешняя торговля - это обмен товарами, услугами, результатами интеллектуального труда и рабочей силой на международном уровне. Сущность международной торговли заключается в обмене факторами производства, а основой ее является международное разделение труда, т.е. специализация стран на выпуске наиболее выгодной для них продукции в условиях мирового рынка.

Внешнеторговый оборот Российской Федерации неуклонно растет. Экспорт в 1992 году составлял 54 млрд. долл., а в 2013 году - 532,6 млрд. долл. Импорт за этот же период вырос с 43 млрд. долл. до 317,8 млрд. долл. В целом, объем торговли РФ с 1992г. по 2013г. возрос в 8,7 раз, особенно экспорт - в 9,8 раза (импорт - в 7,4 раза).

Внешнеторговый оборот России со странами СНГ в 2013 году составил 114,8 млрд. долларов (что меньше, чем в прошлом году), экспорт 73490,3 (снизился на 7,2%) . В общем объеме экспорта на торговлю со странами СНГ приходится 13,9%.

Внешнеторговые возможности стран СНГ крайне неравномерны. Наиболее крупными партнерами РФ по данным за 2013 г. являются: Белоруссия - 45%, Казахстан - 35%, по 5% приходится на Украину и Азербайджан.

По экспорту в страны СНГ преобладают топливно-энергетические товары и минеральное сырье - 60% всего объема экспорта. В товарной структуре импорта из стран СНГ преобладает доля машин и оборудования - 45%.

Экспорт и импорт со странами Дальнего зарубежья в 2013 г. составил 333 млрд. долл. и 201,2 млрд. долл. соответственно. Бесспорным лидером по внешнеторговому обороту является Китай, торговля с ним составила 88,8 млрд. долл. Второй по объемам внешнеторгового оборота торговый партнер России - Нидерланды (76млрд. долл.), далее Германия - 75 млрд. долл.

В товарной структуре экспорта России в страны Дальнего зарубежья наблюдаются чрезмерно высокие доли экспорта топливно-энергетических товаров и минеральных продуктов (42,7% и 43,2% соответственно), т.е. сырья. В товарной структуре импорта из стран Дальнего зарубежья основную долю занимают машины, оборудование и транспортные средства - 50,8%.

Таможенные платежи от внешней торговли являются ведущими статьями формирования бюджета РФ - свыше 60% бюджета. В целом, динамика таможенных платежей схожа с тенденциями в экспорте и импорте - доходы бюджета в стоимостном выражении увеличиваются или уменьшаются пропорционально росту или сокращению импорта и экспорта.

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2013 году составили 4506,2 млрд. рублей, что составило 38%, а налоги на товары, ввозимые на территорию РФ - 2066,7 млрд. руб., т.е. 18%, т.е. суммарно 56%.

Рассматривая проблемы и перспективы развития внешней торговли России можно сделать следующие выводы:

Основными недостатками внешней торговли России являются: сырьевая направленность экспорта - около 90%, недостаточный по масштабу страны объем внешнеторгового оборота, отставание от развитых стран по экспорту в 2-2,5 раза на душу населения, низкая конкурентоспособность готовой продукции на мировых рынках и низкая доля в экспорте машиностроительной продукции - около 5-7%.

Двукратное отставание Российской Федерации по объемам экспорта на человека предполагает необходимость увеличения объемов экспорта в 2-2,5 раза. Единственный путь - создавать готовую продукцию более высокой стоимостью, чем сырье. Необходима интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики, развитие сотрудничества с государствами - участниками СНГ, формирование общего экономического пространства России и ЕС, активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки, включение потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы.

Список использованных источников

1       Авдокушин Е.Ф. Перспективы внешней торговли России // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №6. - С.44-47.

         Гаджиев К.С. Роль инноваций в развитии внешней торговли России // Вопросы экономики. - 2011. - №5. - С. 7-9.

         Ерошкин А.М. Проблемы и препятствия развития внешней торговли России // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - №8. - С. 34.

         Корниенко О.В. Международная экономика: учебник для студентов высших учебных заведений. - Р-н/Д.: Феникс, 2010. - 289 с.

         Котляров В.Г. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие. Конспект лекций. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2011. - 135 с.

         Котляров В.Г. Россия в современных международных торгово-экономических отношениях: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. - 160 с.

         Федеральная таможенная служба: таможенная статистика внешней торговли.

         Министерство финансов Российской Федерации: информационно-аналитический раздел. Структура и динамика доходов федерального бюджета.

         ПРОВЭД: информационно-аналитическое издание. Итоги работы ТО в 213 году: статистика таможенных платежей.

         ПРОВЭД: информационно-аналитическое издание. Статистика внешней торговли России в 2013 году: цифры и ключевые показатели.

Похожие работы на - Таможенные платежи как основа формирования федерального бюджета Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!