Таможенная пошлина как разновидность обязательных платежей в бюджет

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    152,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенная пошлина как разновидность обязательных платежей в бюджет

Введение

В настоящее время одним из важнейших источников пополнения федерального бюджета являются таможенные платежи. Таможенные платежи регулируют участие государства в системе внешнеэкономических связей, место страны в международном разделении труда и формируют значительную часть доходов государства. На протяжении последних нескольких лет удельный вес таможенных платежей в доходной части бюджета составляет, по разным оценкам, более 40 %. Исходя из этого государство заинтересовано в регулировании общественных отношений в таможенной сфере.

Значительная роль при пополнении доходной части бюджета принадлежит такому платежу как таможенная пошлина. При формировании бюджета государства таможенные пошлины выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Сущность фискальной функции заключена в образовании денежных фондов, а регулятивной - в способности государства через таможенно-тарифное регулирование влиять на активизацию международной торговли, привлечение иностранных инвесторов, защиту отечественного рынка и повышение его конкурентоспособности.

В отличие от других платежей, таможенные пошлины уплачиваются непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному органу связи, который затем перечисляет их на счета таможенных органов. Плательщиком таможенных пошлин является или сам декларант, или лицо, установленное законодательством.

Таможенные пошлины являются, как уже говорилось, значительной частью государственной казны, а значит представляются актуальными вопросы грамотного исчисления пошлин, установления ставок и контроля за взиманием пошлин таким образом, чтобы это не обернулось финансовыми убытками для страны.

В силу того, что Российская Федерация вступила в Таможенный союз, актуальными представляются вопросы распределения пошлин между странами-участницами Таможенного союза.

Цель данной работы заключается в исследовании таможенной пошлины как вида таможенного платежа.

Данная цель решается при помощи следующих задач:

изучение сущности таможенной пошлины;

определение видов таможенных пошлин;

анализ проблемных вопросов при определении таможенной стоимости товаров и, как следствие, начислении таможенных пошлин;

выявление проблем, возникающих при начислении, взимании и распределении таможенных пошлин между странами-участницами Таможенного союза;

перспективы пополнения доходной части бюджета за счет таможенной пошлины;

Объектом исследования данной работы является таможенная пошлина. Предметом исследования - сущность таможенной пошлины, проблемы ее уплаты и распределения и перспективы мобилизации пошлин в федеральный бюджет.

Глава 1. Общие положения таможенного обложения в Российской Федерации

.1 Понятие и принципы таможенного обложения

В большинстве стран мира таможенные платежи и налоги - основа бюджета, их взимание таможенными органами является одной из главных их задач. Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений. Все, без исключения платежи, являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут расходоваться на другие цели. Этот фактор обуславливает публичное предназначение таможенных платежей, так как они, вместе с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Таким образом, таможенные платежи - это денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ [10; с.158].

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Данный институт основан на правомерным поведении участников внешнеэкономической деятельности. Если в действиях субъектов будет отсутствовать законность, то это повлечет за собой их юридическую ответственность и наложение соответствующих санкций.

Таможенные платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным представителем, он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима [16; с. 93].

При неуплате таможенных пошлин, налогов, а также при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

Теоретические основы института таможенных платежей требуют определения общих принципов таможенного обложения. Выделяют следующие принципы обложения таможенными платежами:

всеобщность. Данный принцип развивает конституционную норму, обязывающую каждого платить законно установленные налоги и сборы.

единство системы таможенных платежей. Их виды унифицированы для всей территории Таможенного Союза и представляют единую, цельную, логически построенную совокупность обязательных платежей.

сочетание таможенных и налоговых правовых основ. Учитывая, что в систему таможенных платежей включены косвенные налоги (НДС и акцизы), к ним применяются положения Налогового кодекса РФ. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза [1; с. 32].

равноправие. Все лица на равных основаниях, как правило, имеют право на перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств. Это означает, что они пользуются равными правами и обязанностями и при уплате таможенных платежей.

ответственность. Данное начало предполагает установление в таможенном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов. В качестве таковых могут выступать: декларант, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, а также лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Они могут быть принуждены к уплате таможенных платежей и привлечены к юридической ответственности.

соразмерность таможенного обложения. Этот принцип означает, что общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов не должна превышать, как правило, объема таможенных платежей, подлежащих уплате, если бы товары были выпушены для свободного обращения на территорию Таможенного союза.

свобода выбора плательщика таможенных платежей. Это правило означает возможность любого лица уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу [16; с. 139].

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает :

при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Статья 80 ТК ТС предусматривает основания освобождения от уплаты таможенные пошлин и налогов. Данные платежи не уплачиваются в случаях, если:

при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза;

если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение [1; с. 72].

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

Таким образом, под таможенными платежами следует понимать обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

.2 Виды таможенных платежей и порядок их уплаты

Виды таможенных платежей определены в статье 70 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которой к ним относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенные сборы.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, таможенные сборы).

Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодательство прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования.

Контроль за уплатой таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу осуществляют таможенные органы. Необходимость контроля за соблюдением таможенного законодательства в части уплаты и взимания таможенных платежей также обуславливает внедрение и развитие системы управления рисками в этой области. Целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государств - членов Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Порядок уплаты таможенных платежей регулируется ТК ТС, а также Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в валюте государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

Ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. По желанию плательщика ввозные таможенные пошлины могут уплачиваться до подачи таможенной декларации. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска. При предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.

При изменении таможенного режима таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК ТС для завершения действия изменяемого таможенного режима. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которые в соответствии с ТК ТС влекут обязанность уплаты таможенных платежей, сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения соответствующего нарушения. Если такой день не установлен, сроком уплаты таможенных платежей считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.

Согласно статье 116 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства. Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа [2; с. 20].

Перечень таможенных платежей довольно разнообразен. Это обусловлено их юридическим и экономическим содержанием. К таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор.

Глава 2. Сущность таможенной пошлины, ее виды и порядок уплаты

.1 Сущность таможенной пошлины

Основой тарифного регулирования является применение таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства. Таможенная пошлина - основной вид таможенных платежей, но определение этого понятия в современном таможенном законодательстве отсутствует. На сегодня вопрос о правовой природе таможенной пошлины остается открытым.

Еще в 1662 г. ирландский экономист В. Петти писал: "Таможенные пошлины - это сборы или налоги с товаров, вывозимых из владений государя или ввозимых в них" [12; с. 72].

В настоящее время воззрения ученых, занимающихся проблемой определения правовой природы таможенной пошлины, делятся на два типа: одни считают, что таможенная пошлина - это налог, а другие приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков и налога, и сбора. Вот ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности. Ее уплата - лишь минимально необходимый финансовый барьер для субъекта внешней торговли. Выраженная тенденция к снижению уровня данного вида платежа свидетельствует о стремлении государства к расширению международных экономических связей, к вовлечению в данную сферу большего количества участников.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели. Наделение лица специальной таможенной правосубъектностью обусловливается, в частности, и возможностью уплаты таможенной пошлины.

В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т. е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу. Разумеется, нельзя отрицать факта, что в России в настоящее время наблюдается явный перевес в сторону фискальной нагрузки на этот платеж. Размер таможенной пошлины в большинстве случаев превышает издержки таможенных органов. Однако в целом правовая природа исследуемой категории свидетельствует о возмездности и позволяет в рамках этого признака отождествить ее с платой.

В-четвертых, таможенная пошлина отличается от налога тем, что не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает только при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение. Как правило, каждое перемещение товара "оплачивается" участником внешней торговли, но такая оплата возможна лишь в силу факта непосредственного ввоза или вывоза, а значит, происходит по мере необходимости.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру). Учитывая, что таможенные органы контролируют процесс перемещения грузов через границу, им важен факт уплаты таможенной пошлины за конкретный товар. Вопрос же о плательщике (субъекте правоотношения) является вторичным, так как производен от непосредственного объекта или предмета таможенного правоотношения, т.е. от товара.

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства, что отождествляет таможенную пошлину с налогом. Статьей 16.22 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение сроков уплаты налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В случае уклонения от таможенных платежей, это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей [3].

Кроме того, в соответствии со ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. В примечании к данной статье говорится, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает один миллион рублей, с организации - два миллиона рублей, а в особо крупном размере - если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации - десять миллионов рублей [4].

Обязанность уплаты таможенной основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Существование такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины [14; 33-34].

Основные функции, которые выполняют таможенные пошлины.

Во-вторых, защитная или протекционистская функция. Она относится к импортным пошлинам, так как с их помощью государство ограждает своих собственных производителей продукции от нежелательной иностранной конкуренции.

В-третьих, балансировочная функция. Она относится к экспортным пошлинам, которые устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутригосударственные цены на которые по каким-либо причинам ниже мировых.

В-четвертых, привлечение иностранных инвестиций. Данная функция заключается в установлении различных по высоте ставок таможенных пошлин на товары разной степени обработки, т. е. принцип тарифной эскалации.

В-пятых, социальная функция. Заключается в установлении низких по высоте ставок таможенных пошлин на ввоз социально значимого товара.

Таким образом, таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенную пошлину стоит различать от таких платежей, как налог и сбор, так как ей присущи свои характерные признаки. Функция таможенной пошлины заключается не только в пополнении доходной части бюджета, но и в защите национального производителя.

2.2 Виды таможенных пошлин

Таможенные пошлины классифицируются по следующим признакам:

По объекту обложения:

ввозные таможенные пошлины;

вывозные таможенные пошлины;

транзитные таможенные пошлины;

По характеру применения:

сезонные;

антидемпинговые;

компенсационная;

специальная;

По происхождению:

автономные пошлины;

конвенционные пошлины;

преференциальные пошлины;

По типам ставок:

постоянные;

переменные.

Ввозная (импортная) таможенная пошлина - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. Ввозные пошлины чаще всего не выполняют фискальные функции. Таким образом, их функция связаны, в первую очередь, с обеспечением проведения определённой торгово - экономической политики и защиты отечественного производителя от нежелательной конкуренции.

В развивающих странах, наоборот, импортные пошлины используют прежде всего как средство финансовых поступлений.

Применение этой пошлины способствует повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами.

Импортные таможенные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров и оплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ на день таможенного оформления.

Вывозная (экспортная) таможенная пошлина взимается с товаров, вывозимых за пределы таможенной территории государства (группы государств). Вывозная пошлина применяется государствами с недостаточно развитой экономикой либо государствами с богатыми запасами природных ресурсов. Данные пошлины применяются в целях монополии на производство и сбыт какого-либо товара, сохранения национальных ресурсов с тем, чтобы сократить их вывоз до определенного предела. При этом государство распределяет в свою пользу часть дохода, полученного от экспорта природных ресурсов.

Тем не менее, экспортные пошлины противоречат природе рыночных отношений, так как их взимание повышает цену вывозимых товаров и понижает их конкурентоспособность на мировом рынке. Это может привести к отказу в приобретении экспортируемых товаров, что приведет к негативным процессам в национальной экономике. Экспортные пошлины имеют ограниченное применение и ряд стран, ранее взимавших такой вид пошлин, в настоящее время отказался от них. Так, например, Конституция США запрещает использование экспортных пошлин.

Так как основным ограничением применения экспортных таможенных пошлин являются цены мирового рынка на конкретный товар, при определенных условиях могут складываться благоприятные обстоятельства для пополнения валютных запасов государства.

Транзитные пошлины - взимаются за перемещение товара через территорию государства. В настоящее время практически не применяются.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, в первую очередь, сельскохозяйственной продукции, имеющей сезонный характер, национальными законодательствами государств могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не превышает 6 месяцев в году.

Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены, циклически меняющиеся по временам года. Цены дифференцируются по сезонам с учетом различий в издержках производства, соотношения спроса и предложения на такие товары. В зависимости от сезона розничные цены изменяются с целью улучшения организации розничного товарооборота и увеличения емкости рынка. Механизм взимания сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям, в таможенном тарифе не применяются. Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за правительством государства-импортера [17, с. 33 - 41].

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране-импортере. Различают разовый (быстрая реализация неликвидного товара) и постоянный (постоянное занижение цен с целью устранения конкурентов) демпинг.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране-импортере.

Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны-импортера, со стороны других государств или их союзов.

Автономные - это пошлины, устанавливаемые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

Конвенционные пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе.

Преференциальные пошлины - пошлины с пониженными ставками, устанавливаемые развитыми государствами в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в рамках Общей системы преференций (ОСП).

Постоянные пошлины устанавливаются, когда ставки независимо то каких - либо обстоятельств остаются неизменными.

Переменные - ставки пошлин меняются в зависимости от различных обстоятельств, например, то времени ввоза товаров.

Таким образом классификация таможенных пошлин весьма разнообразна. Это обусловлено их направленностью, характером применения, происхождением и другими важными факторами.

таможенный обложение пошлина акциз

2.3 Порядок уплаты таможенных пошлин и предоставление льгот по их уплате

Субъектом обложения таможенных пошлин является декларант. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Таможенные пошлины чаще всего исчисляются плательщиком самостоятельно. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.

В соответствии со ст. 71 Таможенного кодекса Таможенного союза, существует следующие ставки пошлин:

адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, например: 10% Является основным видом ставок таможенных пошлин. ВТО рекомендует применять исключительно адвалорные ставки;

специфические - устанавливаются в евро на единицу товара в натуральных единицах измерения, например: 1 евро/кг, 3 евро/пару;

комбинированные - сочетают оба вышеуказанных вида ставок и бывают двух типов:

а) например, 15% но не менее 2 евро/шт.

б) например, 10% плюс 3 евро/кг (она так же называется смешанной).

Формулы для расчета ставок таможенных пошлины

- При адвалорных ставках (в процентах) пошлин:


где Сп - сумма пошлины;

ТС - таможенная стоимость;

Па - адвалорная ставка пошлины в %.

При специфических ставках пошлин:


где Вт - физическая или количественная характеристика товара;

Пс - специфическая ставка пошлины, выраженная в евро или долларах;

Кв - курс валюты (применяется на день регистрации декларации).

При комбинированных ставках пошлин:


Второй способ заключается в выборе наибольшей из полученных сумм пошлины, рассчитанной по адвалорной и специфической ставкам.

Адвалорные ставки таможенных пошлин наиболее распространены в мировой практике. Свои рекомендации по применению исключительно адвалорных ставок пошлин ВТО мотивирует тем, что цена товара, сформированная рынком в условиях свободной конкуренции является наиболее общей и интегрированной характеристикой товара, отражающей его нужность, полезность, востребованность, качество и т.д. и поэтому именно эту величину (цену) нужно облагать пошлиной.

Эффективному применению адвалорных ставок мешают существующие сложности с верным определением таможенной стоимости. Импортеры стараются ее занизить, что снижает сумму таможенной пошлины.

С точки зрения ВТО неадвалорные (специфические и комбинированные) ставки обоснованно могут применяться развивающимися странами в связи с несовершенством их таможенного администрирования (невозможности эффективно контролировать таможенную стоимость товаров). Принципиальное отличие специфической ставки от адвалорной ставки заключается в отсутствии прямой зависимости от конъюнктуры мирового рынка, т.е. от роста или снижения цен. Но на ее применение не влияют возможные махинации с таможенной стоимостью товаров.

Комбинированные ставки могут применяться для товаров, в отношении которых возможно объективное колебание цен в зависимости от уровня качества, престижности марки и т.д. Комбинированная ставка позволяет эффективно облагать дешевые и дорогие товары, при этом в отношении дешевого будет применяться специфическая составляющая ставка, а в отношении дорого - адвалорная.

Статьей 86 Таможенного кодекса ТС предусмотрены следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей:

банковской гарантией;

поручительством;

залогом имущества.

Также устанавливается правило, что законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщиками таможенных пошлин являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Таможенные пошлины, как правило, исчисляются плательщиками таможенных пошлин самостоятельно. При взыскании таможенных пошлин исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится таможенным органом государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины. Данное исчисление осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов таможенного союза.

Особенности уплаты таможенных пошлин определяются, прежде всего, таможенной процедурой, под которую помещаются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, и регулируются таможенным Кодексом Таможенного союза.

Сроки уплаты таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с:

международными договорами государств-членов таможенного союза;

законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенные пошлины уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Уплата таможенных пошлин может производиться до выпуска товаров либо после. Причем при оплате до выпуска возможно внесение на счет денежных средств не в полном объеме, если до этого были произведены авансовые платежи. Денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин.

Уплата после выпуска товаров подразумевает изменение сроков взимания таможенных пошлин и выражается в предоставлении рассрочки либо отсрочки по уплате таможенных платежей.

Отсрочка (рассрочка) предоставляется по письменному заявлению плательщика, в котором излагаются причины получения отсрочки (рассрочки). К заявлению прилагаются необходимые документы. Отсрочка (рассрочка) не может быть предоставлена при наличии задолженности по уплате таможенных платежей. За время отсрочки дополнительно уплачиваются проценты в размере одной учетной ставки центрального банка страны Таможенного союза, действующей на день погашения отсрочки.

Таможенные пошлины уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене таможенного союза в валюте государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров.

Механизм взыскания таможенных пошлин предусматривает возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов таможенного союза.

Согласно статье 5 Соглашения о едином таможенно - тарифном регулировании, при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией [5].

В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран в Таможенном союзе применяется Единая система тарифных преференций. Согласно Протоколу о Единой системе тарифных преференций в перечень наименее развитых стран-пользователей Единой системы преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН. Данный перечень утверждается Комиссией. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, также утверждается Комиссией [9].

А в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин [5].

Наряду с таможенно - тарифным и нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности, а также широким спектром таможенных процедур действенным инструментом государственного воздействия на отношения, складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются льготы. При этом данный институт, как никакой другой в таможенном праве, учитывает в большей степени частные интересы и востребован хозяйствующими субъектами в целях минимизации потерь при взаимоотношениях с таможенными органами [11].

Глава 3. Таможенная пошлина как источник формирования бюджета и проблемы ее определения, взимания и распределения

.1 Базы таможенной пошлины. Проблемы при определении таможенной стоимости товаров

Главная задача деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям и ускорение товарооборота. При этом следует помнить о том, что таможенная служба исторически формировалась как государственный фискальный аппарат, основная задача которого заключалась в пополнении федерального бюджета. В настоящее время практическая деятельность таможенных органов аргументировано указывает на то, что наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных пошлин является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного тарифного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера.

Таможенная стоимость - это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. При помощи таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от того, насколько правильно определена величина таможенной стоимости зависит поступление в федеральный бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования [18].

Значимость системы определения таможенной стоимости обусловлена следующими обстоятельствами:

таможенная стоимость влияет на формирование показателей стоимостного объема импорта и экспорта, отнесенных Правительством РФ к основным макроэкономическим показателям, учитываемым при формировании федерального бюджета на очередной год;

- таможенная стоимость является ключевым фактором, влияющим на поступление таможенных платежей.

Так, в 2011 году таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 5311,5 млрд. рублей, что составляет 103,5 от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2010 г. платежей перечислено на 1481,08 млрд. рублей больше. Показатели деятельности ФТС России представлены в таблице 2 [22].

Таблица 2 - Динамика исполнения показателей деятельности ФТС России

Годы

2010

2011

2012

Исполнение федерального закона о федеральном бюджете в части администрируемых таможенных платежей, %

105,7

103,5

100,4

Таможенными органами перечислено в федеральный бюджет, млрд. рублей

3830,42

5311,5

5849,27


Таможенная стоимость применяется для достижения поставленных целей:

обложения товаров таможенной пошлиной;

ведения внешнеэкономической и таможенной статистики;

применения нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования).

Соглашение между Правительствами Таможенного союза от 20.05.2010 "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров:

По стоимости сделки с ввозимыми товарами.

По стоимости сделки с идентичными товарами.

По стоимости сделки с однородными товарами.

Вычитания стоимости.

Сложения стоимости.

Резервный метод [6].

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности по отношению друг к другу.

На практике таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Чаще всего это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

В случаях если таможенный орган, не доказав наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, применяет резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, тем самым нарушая установленное законодательством правило последовательного их применения, суд по заявлению декларанта признает действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, начислению и взысканию дополнительных таможенных платежей незаконными [13; с. 28].

В случае если таможенным органом доказано наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости основным методом, и обосновано применение резервного метода, действия таможни по корректировке таможенной стоимости признаются судами законными.

Определение таможенной стоимости является одной из самых дискуссионных проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов, среди них можно назвать следующие:

включение или невключение в таможенную стоимость товаров тех или иных компонентов, а также их документальное подтверждение (например, лицензионные платежи, проценты за пользование коммерческим кредитом, расходы на монтаж и т.д.);

определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых по договорам, отличным от договоров международной купли-продажи (договоры аренды, лизинга и др.);

- трансфертное ценообразование [20; с. 45].

При заявлении декларантом таможенной стоимости редких, специфических товаров, в отношении которых отсутствуют международные каталоги таможенной стоимости, таможенные органы вынуждены для цели проверки заявленных сведений использовать ценовую информацию относительно таких же товаров, произведенных в других странах, ценовая информация о которых имеется у таможенных органов. Данная ситуация не является вполне объективной, так как в рыночной экономике себестоимость одного и того же товара, произведенного в различных странах, может отличаться в разы, а также цена может варьироваться от условий поставок количественного характера закупаемой партии.

Еще одна проблема - ограниченные (для таможенных органов) Законом сроки вынесения решений по таможенной стоимости и проведению действий по ее определению. Решение должно быть принято таможней в течение трех дней с момента отказа декларанта от представления дополнительно запрашиваемых документов и проведения пересчета таможенной стоимости и ухода под обеспечение уплаты таможенных платежей (в эти сроки нет возможности подбора документально обоснованной ценовой информации для корректировки таможенной стоимости). Законодатель не закрепляет срок представления иностранным производителем ценовой информации (прайс-листов) по запросу таможенного органа, но в то же время ограничивает срок проверки достоверности заявленной величины таможенной стоимости одним годом. Недостатки действующего законодательства не способствуют повышению эффективности контроля таможенной стоимости и порождают сложности при ее определении и подтверждении.

Одним из приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации можно назвать контроль заявления и определения таможенной стоимости. Недостаточная урегулированность указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки для коррупции, различного рода злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД [15; с 43].

3.2 Проблемы начисления, взимания и распределения таможенных пошлин между странами Таможенного Союза

После длительных переговоров стран-участниц Таможенного союза - России, Беларуси и Казахстана наконец было достигнуто единое мнение относительно уплаты таможенных пошлин. Результатом стало принятое Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010г. Теперь ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет уполномоченного органа того государства (стороны-участницы ТС), в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза. Расчет суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих перечислению с единого счета уполномоченного органа страны-участницы в бюджет этой страны, а также на счета в иностранной валюте других стран, осуществляется путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между Россией, Беларусью и Казахстаном, на нормативы распределения, устанавливаемые в процентах [7].

При расчетах долей учитывались объемы национального ВВП, объемы национального импорта, статистические данные по объему ввозных пошлин в предыдущие годы.

В итоге, нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой страны-участницы были установлены в следующих размерах:

Российская Федерация - 87,97%;

Республика Беларусь - 4,70%;

Республика Казахстан - 7,33%.

Необходимо отметить, что решение самых спорных вопросов о пошлинах на импорт нефти и высокотехнологического оборудования соглашением не затронуто. Все "нефтяные" вопросы, в том числе пошлины на поставки нефти, вынесены за пределы соглашений Таможенного союза, но внесены в повестку соглашений о Едином экономическом пространстве, которое заработало в 2012 году. Другой острый вопрос - обнуление пошлин на высокотехнологическое оборудование и комплектующие. В Минэкономразвития России были подготовлены основные направления таможенно-тарифной политики на три года. Их приоритет - содействие инновационному прорыву и модернизации, для чего ставки пошлин на импорт высокотехнологического оборудования и комплектующих будут уменьшены или вовсе обнулены.

Однако в Белоруссии и Казахстане принять позицию России (а значит, уступить часть доходов) были не готовы, и решение соответствующего вопроса было отложено до подписания соглашений о Едином экономическом пространстве.

Делить же импортные пошлины необходимо для того, чтобы страны-участницы Таможенного союза не создавали на своих территориях особых режимов, предусматривающих послабления и всяческие льготы для растаможки товаров в целях получения от этого прибыли в свой бюджет.

Смоделировать такую ситуацию не составляет труда. Например, Казахстан и Беларусь предоставляют своим промышленных комплексам, заводам достаточное количество индивидуальных льгот по уплате импортного налога на добавленную стоимость и заниженных таможенных пошлин. Либо же государство может установить льготы по ввозу товаров определенных товарных групп и категорий. В итоге за счет более низких пошлин ввоз товаров будет выше и, соответственно, больше поступлений в бюджет страны. Поэтому чтобы не создавались такие льготные режимы, вводится механизм распределения пошлин между странами-участницами.

Указанные пропорции, которые согласовали стороны, одинаковыми все время не будут, они будут меняться. Однако уже на сегодняшний день можно сказать, что российская сторона остается в проигрышном положении, ведь её доля крайне низка. Россия будет недополучать сумму практически такую, какую она затрачивает на финансовую помощь СНГ в год, что очень ощутимо для российского бюджета. Согласно обзору Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ, в кризисный 2009 год Россия поддержала Белоруссию в пределах 3,5 млрд. долларов. Сюда вошли антикризисные кредиты и 6 млрд. долларов - синдицированный кредит российских банков. На поддержку Киргизии и Молдавии было отпущено порядка 550 млн. долларов. Можно только добавить, что в 2009 году таможенные органы России перечислили в федеральный бюджет 3,519 трлн рублей пошлин, обеспечив 48% бюджетных доходов по сравнению с 2008 годом, где было перечислено 50,6% бюджетных доходов. Таким образом, падение внешнеторгового оборота в 2009 году привело к снижению объемов поступления таможенных платежей в бюджет, в котором доля таможенных пошлин с 38,5% до 24,4%, что свидетельствует о существовании зависимости доходов федерального бюджета от объемов внешнеторгового оборота.

.3 Перспективы мобилизации таможенных пошлин в федеральный бюджет

Для большинства развивающихся стран таможенные пошлины сохраняют свое регулирующее и фискальное значение. Эти страны поддерживают высокий уровень импортных таможенных пошлин на готовые товары, чтобы оградить от конкуренции отечественных товаропроизводителей. С другой стороны, таможенные пошлины используются в качестве важного источника поступлений доходов в бюджет. Внешняя торговля оказывается гораздо доходнее, чем средства, получаемые от федерального имущества, государственных пакетов акций. За период с 2010 года по 2012 доля ввозных таможенных пошлин сократилась 13,09% до 10%. При том, что доля вывозной таможенной пошлины остается неизменно высокой и имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2011 году вывозная таможенная пошлина составила около 70% всей суммы таможенных платежей, что больше на 8,7% чем в 2010 г. Это явилось следствием сложившейся структуры внешней торговли Российской Федерации, в которой отечественный экспорт представлен в основном сырьевыми товарами. Доля таможенных пошлин, перечисленных в федеральный бюджет с 2010 - по 2012 годы показана на рисунках 1 - 3 [22].

Рисунок 1 - Доля таможенных пошлин, перечисленных в федеральный бюджет в 2010 году:

Рисунок 2 - Доля таможенных пошлин, перечисленных в федеральный бюджет в 2011 году:

Рисунок 3 - Доля таможенных пошлин, перечисленных в федеральный бюджет в 2011 году:

Роль таможенных платежей в формировании и развитии потенциала национальной экономики на краткосрочную и среднесрочную перспективу весьма существенна, так как резкое неподготовленное снижение их фискальной составляющей может привести к серьезным потерям валютных средств, необходимых для приобретения новых технологий, высокотехнологичной продукции, используемых для структурной перестройки национального хозяйства, и представлять угрозу экономической

безопасности страны. Структурная перестройка экономики страны, переход от сырьевой направленности российского экспорта на инновационную направленность требуют взвешенной политики на протяжении длительного периода. В связи с этим, таможенные платежи как фактор развития экономического потенциала России в долгосрочной перспективе должны приобрести преимущественно регулирующий характер, постепенно снижая свою фискальную составляющую, за счет которой посредством обложения экспортируемого сырья пополняется значительная часть доходов федерального бюджета [19; с. 102-113].

Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Приоритетными задачами, стоящими перед страной в целях развития экономического потенциала, должны выступать:

содействие формированию импортозамещающих и экспортоориентированных обрабатывающих производств в стране;

диверсификация экспортной базы национальной экономики;

стимулирование закупок новейшего российского оборудования для развития экспортных производства путем создания льготных условий кредитования, упрощения процедуры его получения;

рациональное внутреннее налоговое регулирование деятельности природопользователей;

обеспечение необходимых капиталовложений в инновационные отрасли экономики.

В Стратегии развития таможенных органов до 2020 года приведены следующие приоритетные задачи совершенствования таможенных платежей и, в частности, таможенных пошлин:

- повышение эффективности контроля за правильностью начисления таможенных платежей;

расширение информирования участников внешнеэкономической деятельности о действующих ставках таможенных пошлин, налогов и сборов, законодательстве и нормативных правовых актах Таможенного союза и Российской Федерации, порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, правах и обязанностях участников внешнеэкономической деятельности, а также о полномочиях таможенных органов и их должностных лиц;

совершенствование процедур дополнительной проверки и корректировки таможенной стоимости товаров в части соблюдения законности принимаемых таможенными органами решений в отношении таможенной стоимости товаров;

совершенствование механизмов уплаты таможенных платежей, в том числе развитие современных электронных технологий уплаты денежных средств;

установление возможности выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в случаях проведения дополнительных проверок, связанных с принятием решений о классификации товаров и стране их происхождения, а также развития института генеральной финансовой гарантии;

упрощение механизма получения отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов при декларировании товаров, а также расширение возможностей для этого и многое другое [8].

Совершенствование мобилизации таможенных пошлин в федеральный бюджет во многом зависит от мер тарифного регулирования. Тарифные меры регулирования могут быть эффективными при следующих условиях:

достаточно высокими ставками таможенных пошлин (величина пошлины должна зависеть от разницы цен на внешнем и внутреннем рынке);

таможенная пошлина должна применяться по своему прямому назначению;

обеспечение безусловного соблюдения правил торговли всеми участниками ВЭД (например, нелегальный ввоз товаров создает неблагоприятные условия хозяйствования для законопослушных импортеров);

отсутствие существенных ограничений на возможность реализации импортных товаров на внутреннем рынке (например, излишние требования к сертификации и уровню качества и связаннее с этим затраты времени и средств импортера могут превалировать над готовностью платить таможенную пошлину).

Кроме того, эффективной мерой является оптимизация абсолютного размера ставок таможенных пошлин. Как известно, высокие ставки эффективны лишь в том случае, когда требуется ограничить ввоз тех или иных товаров. В других случаях завышенные ставки провоцируют предпринимателей к уходу "в тень" и в конечном результате приводят к уменьшению таможенных платежей.

Еще одно направление - это корректировка специфических составляющих комбинированных ставок. Комбинированные ставки одно из наиболее эффективных средств борьбы с занижением таможенных платежей.

Следующее направление максимально возможная унификация ставок для товаров со сходными характеристиками, что также направлено на решение проблемы уклонения от уплаты таможенных платежей в бюджет.

Кроме вышесказанного, повышение эффективности уплаты таможенных пошлин должно осуществляться за счет активного применения особых видов пошлин: антидемпинговых, компенсационных, специальных, а также расширение практики применения сезонных пошлин. Работа в данном направлении приобретает особую актуальность в свете вступления России в ВТО и необходимости выборочной защиты отечественных производителей [15; с. 154].

Выполнение указанных выше условий, необходимых для успешного функционирования тарифной политики государства и повышения уровня ее эффективности в целом, и есть основная задача государства на пути к формированию плодотворной основы для осуществления всесторонней внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Внешняя торговля является жизненно важной сферой деятельности государства. Выбор инструментов ее регулирования - первостепенная задача уполномоченных на то органов. Таможенная политика государства в этом случае не уступает по значимости регулированию валютных отношений, политических и других.

Исследование системы таможенных платежей позволяет отметить, что почти каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством Таможенного союза.

Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей. Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Таможенного союза.

При написании данной курсовой работы, были рассмотрены самые главные стороны таможенной политики в отношении таможенных платежей. Выяснено, что установление таможенных пошлин, налогов и сборов представляет собой сложный процесс, за счет уплаты которых пополняется казна федерального бюджета, осуществляется защита внутреннего рынка.

Так же сделан вывод, таможенная пошлина является обязательным платежом в федеральный бюджет, которая взимается таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Можно выделить следующие черты таможенной пошлины:

таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, который не нарушает при этом конституционной право на свободу предпринимательской деятельности;

таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения данной цели;

таможенная пошлина возмездная, т.е. является платой за предоставление таможенными органами возможности по перемещению грузов через таможенную границу;

таможенная пошлина не обладает регулярностью, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение;

право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;

уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.

Повышая пошлины на импорт, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары. Таким образом, снижается их конкурентоспособность.

Повышая пошлины на экспорт, государство сдерживает нежелательный вывоз из страны определенных товаров.

В процессе интеграции России в мировую экономику и для того, чтобы на равных конкурировать с высокоразвитыми государствами, России придется, вступая в ВТО, форсировать проведение следующих мероприятий:

приложить максимум усилий к созданию полноценного рынка факторов производства, включая рынки капиталов, труда и земли, а также развитых систем кредитования, страхования, лизинга, национальной инновационной системы;

постоянно работать над улучшением делового климата в стране, повышением ее инвестиционной привлекательности;

обеспечить информационную прозрачность во внешнеэкономической деятельности, освободить ее от злоупотреблений и прямого криминала;

создать максимально доступную систему информации о положении на российском и мировом товарных рынках, о соблюдении нормативов ВТО в других странах-членах;

восстановить практику системного и долгосрочного прогнозирования национальной экономики, основанную на постоянном мониторинге и периодической корректировке отраслевых и макроэкономических прогнозов;

обеспечить прозрачность деятельности естественных монополий, включая их тарифную политику и финансовые потоки;

разработать механизм, не допускающий занижения экспортных цен и ввести эффективный контроль за расчетами по экспорту энергоносителей и металлов;

обеспечить подготовку специалистов, способных использовать правовые нормы ВТО и действующую в ней систему разрешения споров для отстаивания интересов России.

От того, в какой мере Россия сумеет проводить эффективную экономическую политику будет зависеть результат экономического развития и последствий присоединения к ВТО. В любом случае эти последствия - положительные и отрицательные - дадут о себе знать через пять-семь лет, когда снизятся пошлины на продукцию тех отраслей, в защите которых Россия особенно заинтересована, и в стране появятся компании, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках.

Список использованных источников и литературы

.Таможенный кодек таможенного союза по сост. На 2013 год - М.: ООО "РидГрупп", 2013. - 224 с.

."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 №195 - ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 02072012). СПС "Консультант плюс" 2013.

. "Уголовный кодекс российской Федерации" от 13.06.1996 № 63 - ФЗ (ред. от 05. 06.2012). СПС "Консультант плюс" 2013.

.Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании". СПС "Консультант плюс" 2013.

.Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". СПС "Консультант плюс" 2013.

.Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 20.05.2010 "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" СПС "Консультант плюс" 2013.

. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до2020 года. Распоряжение от 28 декабря 2012 г. N 2575-р. СПС "Консультант плюс

9. Протокол о Единой системе тарифных преференций Таможенного союза - СПС "Консультант плюс" 2013.

.Бакаева О. Ю. Таможенное право// О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. - М.: РАП, ЭКСМО, 2012.

.Бакаева О. Ю. Кочубей И. В. Льготы в таможенном законодательстве// Право и экономика, 2008.

.Петти В. Трактат о налогах и сборах. М., 1997.

.Ратушная Т. В., Черенцов С. А. Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России// Таможенное дело, 2010 - №2.

.Соклаков А. А., Бондарева А. В. Таможенные доходы в условиях интеграции России в мировое хозяйство [Текст]: Монография/ А.А. Соклаков, А. В. Бондарева - Курск: Изд-во КИГМС, 2010. - 170 с.

.Сорокина М. Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости// Право и экономика, 2009 - №9.

.Толкушин А. В. Таможенное дело: учебник/ А. В. Толкушин - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Высшее Образование, 2011.

.Таможенное дело: учебное пособие/Т. В. Сорокина, Л. И. Тартарышкина, И. В. Цыкунов [и др.]; под ред. Т. В. Сорокиной. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 159 с.

. "Национальная правовая база таможенного регулирования России в связи с ее участием в Таможенном союзе". Юридическая фирма "Гольцблат БАП", Таможенное право валютное регулирование. - 2010.

.Формирование конкурентоспособного экспортного потенциала национальной экономики/ Ю. Ф. Шамрай// Открытое образование. 2010. -№1

.Фурсова И. Ответы даны, вопросы остались.// Таможня, 2008 - №7.

. Чуватова И.С. "Пути формирования таможенных доходов Российской Федерации в рамках Таможенного союза" / И. С. Чуватова // Вестник Российской таможенной академии. 2011.-№1-134с.

. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [электронный ресурс]URL: http://www.customs.ru/

Похожие работы на - Таможенная пошлина как разновидность обязательных платежей в бюджет

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!