Нормативно-правовое обеспечение равноправия женщин

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовое обеспечение равноправия женщин

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Теоретико-методологические основы анализа социального положения женщин

.1Место женщины в общественных отношениях в истории

1.2Дискриминация женщин в современном мире

2.Анализ правовых документов в области прав женщин

.1Международный уровень

2.2Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор

2.2.1Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран

2.2.2Законодательство Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин. Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина».

Объектом курсовой работы является женщина в социальных отношениях. Предметом - нормативно-правовое обеспечение равноправия женщин.

Целью курсовой работы является выявление особенностей нормативно-правового обеспечения равноправия женщин. Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:

определение места женщины в общественных отношениях;

изучение дискриминации женщин в современном мире;

анализ нормативно-правовых документов на международном уровне;

анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях различных стран.

Проблемы женщин изучались учёными на протяжении долгого времени. В настоящее время правовой подход к анализу ущемления прав женщин в сфере труда и производства дан в работах С. В. Полениной. Философско-культурологический феномен женщины раскрыт в работах Т. Клименковой, О.Ворониной. Если говорить о зарубежных школах изучения положения женщин, о так называемом гендерном направлении исследований, то для западных ученых тема равноправия полов представлена в двух векторах: правовом (как составная часть проблемы прав человека) и психологическом (с точки зрения отношения между полами).

В курсовой работе использованы такие исследовательские методы, как метод анализа нормативно-правовых документов и сравнительный анализ.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования данной работы для дальнейшего исследования в этой области.

Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав и шести параграфов, заключение и список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

.1Место женщины в общественных отношениях в истории

Значение прав человека, личности велико в формировании как национального, так и международного права. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории.

Такая оговорка точна вообще и вдвойне - применительно к правам человека-женщины (по терминологии документов ООН). Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. Недалеко ушли от них и революционные в вопросе прав другой половины человечества - мужчин - Франция и США. Напомним, что во Франции женщины получили право голоса через 150 лет после Великой французской революции, а в США женщины только в этом десятилетии получили по закону право на отпуск по беременности и родам.

Было бы ошибочно предполагать, что осознание женщинами ущемленности своих политических и гражданских прав пришло только сегодня либо одновременно с распространением в мире в начале XX в. идей социализма. Тем, кто считает, что право вообще появилось лишь после того, как прозвучали великие Декларации прав человека и гражданина, нелишне узнать, что современницы этих Деклараций оценивали их далеко не так восторженно. Так, француженка Олимпия де Гурж, усмотревшая в Декларации прав человека и гражданина явное умаление прав женщин, опубликовала в 1791 г. свою Декларацию прав женщины и гражданки, за что и была казнена.

Аналогичные события происходили и в США. В 1848 г. американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств как отклик на провозглашенную ранее Декларацию независимости. В Декларации чувств поднимались вопросы социальных, гражданских и религиозных прав и свобод женщин. Ее авторы ставили перед собой задачу привести статус женщин, хотя и с запозданием, в соответствие с изменениями, которые были внесены в жизнь мужчин поколением отцов-освободителей. Подчеркивалось, что революция в США дала женщинам обещания, которые так и не были реализованы.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. Она принесла всем гражданам России, всем жившим на ее территории нациям и народностям, всем мужчинам и женщинам свободу от эксплуатации, от национального гнета, сословного неравенства. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства.

На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня, и другие решались в первую очередь как задачи государственные. Поэтому они реализовывались одновременно с осуществлением других задач, стоявших перед обществом: ликвидацией безработицы, индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, устранением неграмотности, восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.

В то время как в России в период между двумя мировыми войнами был сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной. По-прежнему в обществе у власть предержащих и следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных этим традиционных («естественных») правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин «кормилец» отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран «сопротивлялась» признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали наконец за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями.

Не лучше была ситуация в данном вопросе и в других, по нынешней терминологии, цивилизованных странах. Весьма показательно в этом отношении прогремевшее в 1928 г. на всю Канаду дело о толковании Верховным судом страны термина «лица» в ряде законов, регламентирующих формирование высшей палаты парламента - Сената. Согласно ст. 24 Закона о Сенате генерал-губернатору Канады принадлежит право время от времени назначать от имени королевы квалифицированных лиц (Persons) в Сенат. В 1928 г. пять ведущих суфражисток Канады обратились в правительство страны с требованием назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилось в том, допускает ли такую возможность закон (что само по себе весьма симптоматично с гендерной точки зрения), и обратилось в Верховный суд о просьбой дать толкование термину «лица». Верховный суд Канады пришел к выводу, что в 1928 г. термин «лица» должен иметь то же значение, что и в Законе о Сенате 1867 г., а последний толковаться так же, как Конституционный билль 1791 г. и акт о союзе 1840 г. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал на запрос правительства страны отрицательный ответ. Правда, вскоре позиция высших органов государственной власти Канады изменилась. В 1930 г. решением комитета тайного совета при генерал-губернаторе по делу Edward.s Attorney General of Canada было провозглашено, что термин «лица» включает и лиц женского пола, так как исключение женщин из общественных служб представляет собой.реликт времен варварства.

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны, как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации прав и свобод также и по этим основаниям.

Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

В числе первых, кто не только осознал внутреннюю противоречивость свободы и равенства как основы правового статуса человека, но и предпринял конкретные шаги по пути если не снятия, то хотя бы смягчения этого противоречия, оказались в шестидесятых годах XX в. Скандинавские страны. Анализируя реальную действительность формировавшегося правового государства, наука и общество этих стран воочию убедились, что формальное равенство прав далеко не всегда дает людям равную свободу действий. И дело не только в способностях, прилежании и активности самого человека. Ребенок не имеет той свободы, какой обладают взрослые. Инвалид лишен во многом свободы, какая есть у здорового человека. Свободы мужчины и женщины тоже далеко не равновеликие величины. Вот почему в реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальным слоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для создания их более полного равенства.

Семидесятые годы XX в. - период своеобразной эйфории международного сообщества применительно к вопросу возможностей скорейшего достижения женского равноправия. 1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей Международным годом женщины, а период с 1976 по 1985 годы - Десятилетием женщины Организации Объединенных Наций под девизом:.Равенство, развитие, мир.. Принятие Конвенции ООН 1979 г. поставило задачу выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин на правовую основу. Впервые появился специально посвященный этой проблеме международный документ принципиального значения. Однако к концу Десятилетия женщины ООН ситуация стала существенно меняться не в лучшую сторону.

Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985г.) сочла неоправдавшимися надежды на ускорение экономического роста развивающихся стран, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах их экономического и социального развития. Все это явилось серьезным препятствием и поставило под угрозу не только выполнение новых программ для женщин, но и возможность осуществления уже начатых программ. Поскольку цели Десятилетия женщины - равенство, развитие и мир - носят широкий, взаимосвязанный характер, достижение либо недостижение одной из них содействует или препятствует осуществлению других. Таким образом, вопросы экономики, находящейся преимущественно в руках мужчин во всех странах мира, в очередной раз стали препятствием на пути решения «женского вопроса» в масштабах Земли.

Существенный вклад внесла Найробийская конференция и в трактовку понятия «равенство полов». Равенство стало рассматриваться не просто как правовое понятие, то есть ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в качестве пользователей его благами (бенефициаров), но и в качестве активной действующей силы. В масштабах Европы и прежде всего Скандинавских стран возросшим требованиям международного сообщества к равноправию полов соответствовала постепенная трансформация правового государства в правовое социальное государство. Происходило это под влиянием многих разнообразных факторов. Один из них, и весьма существенный, - активизация движения женщин за свои права, оказавшая воздействие на развитие не только национального права отдельных государств, но и международного права.

Однако к концу 80-х годов, а особенно в течение 90-х годов, надежда на неуклонное поступательное движение промышленно развитых стран к социальной государственности стала тускнеть. Наметившееся во второй половине XX в. равновесие между идеями свободы, равноправия и справедливости было нарушено. В США, Канаде, Англии, многих других государствах Западной, а после распада социалистического лагеря и в странах Центральной и Восточной Европы господствующей стала политика неолиберализма и как ее следствие - резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства, не говоря уже о справедливости. В новой оболочке когда-то относительно прогрессивный принцип либерального индивидуализма подвергся существенной трансформации: главным стало не выявление подлинной индивидуальности, а свобода в распоряжении частной собственностью.

Особенно острой стала в 90-е годы ситуация в России, других странах СНГ и Центральной и Восточной Европы, в которых до «перестройки» господствующей была государственная собственность. Наиболее пострадавшими от «перестройки», как обычно, оказались наименее социально защищенные слои населения, в том числе женщины. В ходе проводимых реформ и развития рыночных отношений положение женщин России и других стран Центральной и Восточной Европы стало ухудшаться во всех сферах общественной жизни. В Концепции улучшения положения женщин в России, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г., указывается, что наибольшее беспокойство общественности в современных условиях вызывает невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия. Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного производства, где женщины составляют примерно половину всех работающих в городе и на селе. Ныне в России число безработных женщин составило 62,2% от общей численности безработных. Причем большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст 30-40 лет. Наряду с «феминизацией безработицы» происходит и «феминизация бедности», так как многие семьи в нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи, например мужа.

Не в последнюю очередь этот кризис обусловил, наряду с процессом растаскивания всенародного богатства, небывалый рост насилия в обществе, в том числе в семье, на работе, в общественных местах. Наиболее страдающими в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов оказываются женщины и дети. Мимо этого позорного для современной цивилизации явления не могла пройти Организация Объединенных Наций. В повестку дня Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека-женщины, как неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения прав женщин в ситуациях вооруженных конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права в области прав человека и гуманитарного права. В Декларации конференции подчеркивается также важность работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, ликвидации всех форм сексуальных посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или укоренившейся в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным экстремизмом.

.2 Социально-экономическое положение женщин в современном мире

Большое значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной и культурной жизни как обеспечение их политического равенства. Социальные и экономические права определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности. Культурные права гарантируют духовное развитие.

Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данные гарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе.

Так, в соответствии с конституцией Венгерская Республика обеспечивает равноправие мужчин и женщин в отношении всех гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных прав. При этом гарантируется на основе особых предписаний поддержка и защита матерей до и после рождения ребенка. Особыми нормами обеспечивается охрана женщин в труде.

Конституция Италии гласит, что «трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должны позволять ей выполнять главную для нее семейную функцию и должны обеспечивать надлежащую охрану интересов матери и ребенка».

На уровне Евросоюза Европейская хартия прав 2000 г. в титуле III «Равенство» также устанавливает равенство прав. Равенство между мужчинами и женщинами во всех областях, включая занятость, труд и вознаграждение, провозглашает ст. 23. Однако этот принцип по комментариям европейских парламентариев не исключает сохранение или принятие мер, предусматривающих специальные преимущества и пользу того или иного пола. Впрочем, Испания была признана нарушителем ст.1, когда в законодательном порядке запретила прием на работу в гражданскую службу замужних женщин.

По конституции Бразилии «законодательство о труде и социальном обеспечении должно исходить из следующих положений, не считая других принципов, направленных на улучшение условий жизни трудящихся:

устанавливается право женщины на отпуск до и после родов с сохранением работы и заработной платы.

обеспечивается медицинское и санитарное обслуживание, включая госпитализацию и профилактическое лечение трудящихся и беременных женщин».

В Исландии в 1976 г. был принят Закон о равенстве женщин и мужчин, где записано, что они имеют равные права и возможности в отношении найма на работу, образования и получения равной оплаты за равный труд.

И в конституции Болгарии также зафиксированы, при общем равенстве мужчин и женщин, дополнительные гарантии для последних: «Женщина-мать пользуется особым покровительством и защитой государства, которое обеспечивает ей оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами, бесплатную акушерскую помощь, облегчение условий труда и другую социальную помощь».

Многие конституции устанавливают следующее положение: «Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности». Однако в некоторых современных странах существует фактическое неравенство женщин, которое особенно наглядно в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины.

Гендерный разрыв в оплате труда является наибольшим среди самых доходных и высокопрофессиональных групп. При этом женщины по-прежнему не могут пробиться в сферу высшего менеджмента. И в США, и в Германии доля женщин, занимающих президентские посты в самых крупных компаниях, составляет вот уже много лет менее 3%. Более лучшие возможности открыты для ряда женщин в среднем менеджменте в торговле и финансах. И все-таки в этих сферах их всего 30% в Европе и 40% в США. В среднем женщины получают от 50 до 80% заработка мужчин. На долю женщин приходится 2/3 всех неграмотных взрослых. Из 100 млн детей, не имеющих возможности получить начальное образование, 60% составляют девочки. Законодательство же о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин работает только в общественном секторе экономики, а в частном оно не действует.

Источником гендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, в фундаменталистских странах, где женщины лишены в ряде случаев права на образование, участие в общественной жизни, работу вне дома и т. д. Но чаще всего источник гендерной асимметрии - скрытая дискриминация и патриархатные установки, господствующие в общественном сознании, которые являются проводниками практических действий. И здесь даже эффективные законодательные меры могут не находить должного отклика в общественной практике.

В связи с вышеизложенным большой интерес представляет закрепление социального статуса женщины в конституции Ирландии. Согласно данному документу, государство признает Семью (именно с большой буквы) как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. В частности, государство признает, что женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага. Государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям.

В целях гарантирования равенства членов семьи государство, в частности, должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы граждане (все - мужчины и женщины - в равной степени имеют право на соответствующие средства существования) могли посредством своих занятий найти средства для разумного обеспечения своих домашних потребностей.

Такие же цели ставятся перед государством и конституцией Индии. Государство должно направлять свою политику на обеспечение:

равного права граждан - мужчин и женщин - на адекватные средства к жизни;

равной оплаты равного труда мужчин и женщин.

Декларативный характер конституционных норм о равенстве социального статуса женщин и мужчин наиболее ярко прослеживается на примере конституции Японии. В ст. 24 Конституции особо гарантируется равноправие мужчин и женщин в семейных отношениях. В соответствии с этой статьей брак заключается только при взаимном согласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, в основу которого положено равенство прав мужа и жены. В отношении выбора супруга, имущественных прав супругов, наследования, выбора местожительства, развода и других брачно-семейных вопросов законы должны основываться на принципе личного достоинства и равенства полов.

При этом Закон допускает дискриминацию в отношении женщин, поскольку в соответствии с его положениями для натурализации жены японца нет такой льготы, как у мужа японки. Более того, указанные дискриминационные положения Закона нарушают положения ст. 14 и 24 Конституции, которыми гарантировано равенство всех перед законом и недопущение дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а также происхождения.

На примере Турции можно проследить действующую сегодня тенденцию в мусульманских странах к законодательному уравниванию в семейных правах мужчин и женщин. Новый Гражданский кодекс Турции, сменивший предыдущий, принятый еще в 1926 г., положил конец мужскому доминированию в браке, когда супруг официально признавался «главой семьи». По новому законодательству жена также получает право официально представлять семью, принимать участие в совместных решениях относительно места жительства семьи и сохранять свою девичью фамилию, которая будет присоединяться к фамилии мужа через дефис. Поднят также официальный возраст вступления в брак для женщин - с 15 до 18 лет. Однако самые большие споры вызвало предложение наделить женщин равными правами на имущество, нажитое в браке в случае развода - встретила ожесточенное сопротивление у законодателей националистического и исламистского толка, которые утверждали, что такая мера направлена на подрыв семьи. Все же данное предложение было принято, и теперь остается проследить, как оно будет реализовываться на практике.

В заключение хотелось бы охарактеризовать шведскую модель равноправия полов в экономической, социальной и политической сферах.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель равных прав и возможностей Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти женщин. Определяющими являются следующие обстоятельства:

.Политика Правительства направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждый человек имеет реальные возможности заработка денег, на создание достаточного количества мест в детских дошкольных учреждениях;

.Реформа по социальному страхованию родителей.

В шведском кабинете министров есть пост Министра по равным правам и возможностям, функционирует Совет по равным правам и возможностям, имеющий консультативный характер.

В Швеции с начала 80-х годов вопросы равноправия составляют один из важнейших компонентов государственной политики. Правовой основой для ее проведения является Закон о равноправии 1991 года (с поправками от 1994 г.), нацеленный на занятость, условия труда и возможности служебного роста. В практическом плане Закон предусматривает разработку работодателями ежегодных планов мероприятий по обеспечению максимально сбалансированного представительства между полами.

Очередным и более сложным этапом в повышении роли женщин в управлении обществом шведы считают достижение равного представительства полов на руководящем уровне в исполнительной власти. Этой цели служит принятая в 1998 году специальная правительственная программа, предусматривающая:

.регулярную статистическую отчетность перед парламентом о положении женщин в государственных органах управления;

.этапные ориентиры в повышении пропорционального представительства женщин (30% - к 1992 г., 40% - у 1995 г. и 50% - в 1998 г.);

.специальные мероприятия по достижению этих целей: контроль за правительственными назначениями со стороны министра по равноправию, государственная финансовая поддержка целевых программ неправительственных организаций по стимулированию женского представительства в структурах исполнительной власти и др.

Со времени принятия правительственной программы число женщин в «высших» эшелонах власти заметно возросло и в 1995 году составило: в правительстве 50% (11 из 22 министров нынешнего кабинета - женщины на уровне заместителей министров). В целом в 2000 году женщины составляли половину общего числа занятых в госслужбе, занимая при этом около 30% руководящих и старших должностных постов.

Большую роль играет омбудсман по вопросам равноправия, который ежегодно получает отчеты работодателей по гендерной статистике работающих у него на предприятии работников, а также гендерные статистические данные по увольнению работников. Увольнение работника по гендерному признаку карается законом. Все судебные издержки такого разбирательства несет профсоюз той организации, которая уволила работника, и структура омбудсмана по вопросам равноправия, которой на эти нужды Правительство выделяет специальное финансирование.

Итак, можно сделать вывод, что социальная роль женщин и их положение в обществе постоянно меняются со временем, сегодня равенство экономических, социальных и культурных прав и возможностей мужчин и женщин признаются практически всем цивилизованным сообществом, однако, в обществе все еще остаются и мешают ему полноценно жить и развиваться различные предрассудки и стереотипы.

2. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЖЕНЩИН

.1 Международный уровень

Послевоенная история в области прав человека началась 50 с лишним лет тому назад при принятии 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека и гражданина. Статей 2-ой этого объемного международного документа предусмотрено, что каждый человек должен обладать всеми провозглашенными в ней правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и др. Будучи одобренный Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация не нуждалась в ратификации членами ООН. Однако вскоре ее нормы приобрели характер международного обычая, которыми руководствуется и которые обязательны для всего международного сообщества.

Следующим этапом международной защиты прав человека явилось принятие ООН одновременно двух Международных пактов - об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Оба эти Пакта (ратифицированные СССР в 1976 г.) также признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном характере прав человека. Нарождалось третье поколение прав человека, охватывающее права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, обязанного выполнять свою социальную функцию, так и международного сообщества в целом. В зарубежной литературе третье поколение прав нередко именуют «правом публичного интереса», поскольку в реализации этих прав заинтересован не только отдельный подпадающий под эту категорию человек, но и общество в целом.

На международной арене нормотворческая деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин, а в 1957 г. - Конвенция о гражданстве замужней женщины. Обе эти Конвенции были ратифицированы СССР, хотя содержащиеся в них положения еще ранее были закреплены в законодательстве, нашей страны.

Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Одно из важнейших положений Конвенции 1979 г. - это раскрытие понятия «дискриминация в отношении женщин». Согласно ст. 1 Конвенции оно означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любой другой области». Принципиальное значение для организации деятельности по достижению гендерного равенства со стороны ратифицировавших Конвенцию государств и добивающихся достижения такого равенства международных и национальных общественных объединений, в том числе женских, имеет статья 4 Конвенции. Эта статья провозглашает, что принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, к числу которых относятся, например, квоты, не считается дискриминационным.

Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» обязывает все ратифицировавшие ee государства регулярно представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения соответствующими Комитетами доклад о законодательных, судебных, административных и других мерах, принятия ими дел выполнения положений Конвенции 1979 г. и о прогрессе, достигнутом в этой связи.

Декларация ООН 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин»

Важным универсальным международным документом является также, наряду с Конвенцией 1979 г. «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. во исполнение решений проходившей летом того же года в Вене Всемирной конференции по правам человека. В этой Декларации впервые раскрывается понятие «насилия в отношении женщин». Им является любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждения или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни.

В ст. 2 Декларации содержится и более подробная расшифровка термина «насилие в отношении женщин». Подразумевается, что он охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

)физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

)физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

)физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

Как уже отмечалось, Декларации представляют собой лишь заявление о намерениях. Поэтому женская общественность во всем мире и в нашей стране должна добиваться разработки и принятия на базе Декларации об искоренении насилия в отношении женщин одноименной универсальной Конвенции ООН.

Конвенции и Рекомендации Международной организации труда (МОТ)

Важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают Конвенции и Рекомендации специализированного международного органа - Международный Организации Труда (МОТ). Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Различия состоят в следующем. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации - вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики.

Нашей страной ратифицирована подавляющая часть Конвенций МОТ о труде женщин, цель которых состоит в стремлении максимально устранить дискриминацию женщин в сфере трудовых отношений. Относительно недавно Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ 156-я «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями».

.2 Анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях: страноведческий обзор

.2.1 Гражданские и политические права женщин в конституциях зарубежных стран

Гражданские и политические права - важная категория субъективных прав и свобод каждого человека независимо от его пола. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участвовать (как коллективно, так и индивидуально) в общественно-политической жизни государства и в осуществлении государственной власти. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые она должна ориентироваться. Политические права обычно признаются лишь за гражданами, поэтому данную категорию прав вполне можно рассматривать как гражданско-политические. К ним относят: право граждан участвовать в управлении делами государства, осуществлять избирательное право; право свободы собраний, митингов, демонстраций; свободу союзов и ассоциаций; право петиций.

Наиболее важным из них является, бесспорно, первое, однако прежде, чем говорить о его реализации в отношении женщин, следует обратиться к наиболее общему принципу, провозглашаемому сейчас большинством государств - равноправию граждан независимо от пола, расы, возраста и т. п. в аспекте рассматриваемой нами темы.

Нормы о равноправии по расовому, половому и другим признакам содержатся в конституциях Франции, Бельгии, Греции, Исландии, Болгарии, Индии, Швейцарии и многих других. Но в отдельных государствах формулировка этой нормы имеет свои особенности. Так, конституция Франции в своей преамбуле гласит: «Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной». Как видно из приведенной фразы, здесь говорится не о каком-то абстрактном равенстве, а о конкретном равноправии полов. Сходным образом построена и норма конституции Греции: «Греки и гречанки имеют равные права и обязанности». И аналогично подчеркивает равный статус именно мужчин и женщин конституция Норвегии: «Избирательное право принадлежит норвежским гражданам, мужчинам и женщинам, которым самое позднее в год выборов исполнилось 18 лет».

С другой стороны, отдельные конституции включают в такие нормы некоторые оговорки. Приведем для примера конституцию Индии. Уже во второй части ст. 15, где провозглашается запрет дискриминации по половому признаку указан, как представляется некоторым авторам, закрытый перечень того, в чем данный запрет должен выражаться: «Ни один гражданин только по мотивам пола не может быть в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении:

а)доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения или)пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытыми для общественного пользования».

Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос: может ли дискриминация по половому признаку проводиться во всех остальных, гораздо более значимых сферах политической и общественной жизни общества? Более того, ч. 3 данной статьи устанавливает: «Ничто в настоящей статье не препятствует Государству издавать особые постановления, касающиеся женщин». Итак, Индия, по-видимому, оставляет право за высшими органами власти изменять по своему усмотрению правовой статус женщин, в том числе и в сторону изъятия у них политических или иных прав, признаваемых за ними по международным документам.

Что касается избирательного права, то, в большинстве стран мира оно женщинам законодательно предоставлено. Например, конституция Австрии гласит: «Направляемые в Европейский парламент от Республики Австрия депутаты избираются в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования мужчин и женщин, которым к 1 января года выборов исполнилось полных 18 лет и которые обладают на день выборов или австрийским гражданством и в соответствии с правом Европейского Союза не лишены избирательного права, или гражданством другого государства - члена Европейского Союза и в соответствии с правом Европейского Союза имеют право избирать». Но нередко юридическое равенство на практике не реализовывается, превращаясь в фикцию.

Одна из известных общественных деятельниц Германии Дебора Таннен заметила, что: «Признаки хорошего мужчины и хорошего политика идентичны, а вот женщине приходится решать, хочет ли она слыть сильным руководителем или добропорядочной женщиной».

Прошло уже более 50 лет с тех пор, как в Основной закон было включено положение о равноправии полов. За это время юридически равноправие почти реализовано: нет больше законов, непосредственно фиксирующих неравенство женщин или отводящих им определенную роль. Но существует социальное неравенство, причина которого кроется в сложившихся структурах мира труда и общества, в стереотипах мышления и поведения. Здесь еще наблюдается «дефицит справедливости», который накладывает отпечаток на проводимую в ФРГ политику уравнивания в правах.

В составе муниципальных советов Великобритании также крайне низок процент женщин: они составляют лишь 1/8 часть советников.

В выборах в Палату представителей Японии 2000 г. приняло участие 54,6% избирателей, хотя и отмечена высокая активность избирательниц. Из 202 кандидатов-женщин 35 стали депутатами, в том числе 16 впервые. По итогам парламентских выборов 2000 г. в составе Парламента оказалось 35 представительниц прекрасного пола (7% общей численности парламентариев). Это второй самый крупный результат за всю послевоенную историю. Первый крупный успех женщин на парламентских выборах был зафиксирован в 1946 г., когда в Палату представителей были избраны 39 женщин. Однако за последние 10 лет в Японии значительно увеличилось число женщин, занимающих ответственные должности в государственных организациях и частных компаниях, а также в политических инстанциях. Среди государственных служащих на долю женщин приходится 12%, а среди судей их более 8%. Эти цифры внушают определенный оптимизм в дальнейшем повышении уровня реального равноправия женщин и мужчин.

В ст. 48 конституции Китая указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве страны за полвека после победы коммунистов в гражданской войне не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, которая выдвинулась во время «культурной революции» благодаря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

Закон о выборах предусматривает, что в составе депутатов Всекитайского Собрания Народных Представителей и местных собраний народных представителей женщины должны иметь надлежащее количество мест и коэффициент их представительства должен постепенно повышаться. Правда, каков этот коэффициент, закон не говорит, оставляя решение вопроса на усмотрение политических сил.

Однако некоторые государства предоставляют дополнительные гарантии пассивного избирательного права женщин. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом. В Бангладеше из 330 мест в Парламенте 30 зарезервировано для представительства женщин; на эти места производится кооптация самим Парламентом.

По конституции Индонезии Президент назначает членами Народного консультативного совета основные функции:

)принятие и изменение конституции;

)определение генерального курса государственной политики;

)избрание президента и вице-президента, представителей провинций и отдельных групп населения, в том числе и женщин.

Любопытную норму представляет собой одна из обязанностей каждого гражданина Индии - отказ от практики нарушения достоинства женщин. Таким образом, государство официально признает данную практику (впрочем, с учетом особенностей этнического, культурного и религиозного развития Индии ее можно понять) и путем возведения ее недопустимости в ранг конституционной обязанности пытается бороться с ней.

Сравним данную норму с ч. 3 и 4 ст. 49 Конституции Китая. В ней содержится запрещение жестоко обращаться с женщинами. Это тоже своеобразная черта содержания китайской Конституции. Последняя норма наводит на предположение о том, что с мужчинами жестоко обращаться можно; впрочем, разработчики текста Конституции вряд ли имели это в виду.

В перечисленных выше случаях резервирования мест в законодательных органах власти Бангладеша, Пакистана, Индонезии и Индии находит свое отражения практическая рекомендация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. В Конвенции четко сказано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе - квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органах партий, движений.

Правительства целого ряда стран мира всерьез восприняли все эти рекомендации международного сообщества и попытались с помощью специальных законодательных актов и практических мер установить баланс в социальных позициях мужчин и женщин в своих странах. Один из последних законов такого типа был принят 6 июня 2000 года Национальным собранием Франции. Закон называется «О паритете между женщинами и мужчинами». Он направлен на обеспечение паритетного, то есть абсолютно равного - 50/50 - представительства женщин и мужчин на всех выборных должностях. При этом важно обратить внимание на следующее: недостаточно, чтобы 50 % кандидатов были женщины, т.к. они могут располагаться во второй половине списка, что может повлиять на то, что предпочтение будет отдано мужчинам. Следовательно, кандидаты-мужчины и кандидаты-женщины должны чередоваться. Такая поправка впервые была учтена на муниципальных выборах в марте 2001 года.

Однако это касается только выборов в муниципальные органы Франции, в сенат и выборов в Европарламент.

Как же обстоят дела в Германии? Для осуществления политического равноправия здесь не делается ставка на положения закона. Решение этой проблемы передано в руки партий. Но каждая партия идет своим путем, т. к. у каждой партии своя идеология и свои приоритеты, а соответственно и различный образ действий.

Обратимся к примеру США. В каждой из двух партий страны, республиканской и демократической, имеются национальные комитеты. В Национальный комитет Демократической партии избираются по одному мужчине и одной женщине от каждого штата (с начала 70-х гг. в обеих партиях введено правило о необходимости обеспечения равного представительства женщин и мужчин от каждого штата). Судебная практика твердо занимает позицию недопустимости дискриминации по признаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный суд США обязал администрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на прием женщин, расценив его как антиконституционный.

С другой стороны, «самая демократичная страна мира» до сих пор не содержит в своей конституции нормы о равноправии мужчин и женщин. В 1972 г. Конгресс одобрил поправку к конституции об установлении равных прав женщин с мужчинами. Но 3/4 штатов в течение 10 лет не ратифицировали эту поправку, и в связи с истечением, установленного для ратификации срока (1982 г.) вопрос о принятии указанной поправки был снят с повестки дня. В то же время Основные законы 17 штатов провозглашают равноправие женщин с мужчинами.

В Конституции Италии специально подчеркиваются равные возможности мужчины и женщины в поступлении на государственную службу: «Все граждане обоего пола могут на равных условиях поступать на службу в государственные учреждения...»(ст. 51).

Это различие объясняется тем, что во Франции и южно-европейских странах национальные связи, как наиболее предпочитаемая форма социальных взаимоотношений, исключают любую форму посредничества между личностью и нацией. Только государство и общественно-политическая сфера являются носителем легитимного представительства и определяют его общественное место. В противоположность этому существование общественных групп в англо-говорящих странах, Северной Европе и Германии не воспринимается как противоречащее национальным идеям и государственному мнению. Государство просто следит за развитием общественных принципов. Вследствие этого сформировалось единодушное общественное мнение, что при возникновении какой-либо проблемы, она должна непременно решаться. И это решение каждая сторона (например, партия) принимает по-своему.

Таким образом, мы видим, что даже в борьбе за равноправие полов в политической сфере, проявляются национальные исторически обусловленные модели поведения, чего нельзя не учитывать. В качестве объяснения можно назвать причины, связанные с религией: это низкое количество женщин-депутатов в странах с традиционно католическим вероисповеданием, и высокое количество женщин-депутатов в странах протестантского вероисповедания, так что налицо конфессиональные различия между Северной и Южной Европой. То же самое можно сказать и об арабских странах, где традиционно сильны позиции ислама. Сравнивая международный опыт, можно сказать, что государства идут к цели достижения подлинного равноправия полов различными путями, которым соответствуют существенные различия в отношениях между государством и обществом.

.2.2 Законодательство Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации 1993 г. правам и свободам человека и гражданина посвящена специальная глава - 2-я. При этом Конституция особо провозглашает, что права и свободы человека и гражданина являются в нашей стране непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 19-й Конституции Российской Федерации государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также других обстоятельств. Однако применительно к проблемам гендерного равноправия это общее положение нашло в третьей части той же ст. 19-й Конституции России свою конкретизацию. В ней указывается, что мужчины и женщины имеют не только равные права и свободы, но и равные возможности их реализации. И хотя эта конституционная норма далеко не отражает истинное положение лиц разного пола в нашей стране, тем не менее, она может и должна служить руководством к действиям и для государственных органов и для неправительственных общественных объединений, в том числе женских.

Принципиальное значение для понимания проблемы прав женщин в Российской Федерации имеет статья 15-я Конституции Российской Федерации. В четвертой части этой статьи провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Этим положением не раз уже руководствовался Конституционный Суд Российской Федерации, признавая неконституционными отдельные расходящиеся с международными стандартами законы по вопросам прав человека, правда, не имеющие отношения к проблеме гендерного равноправия.

Отсюда следует практический вывод. Общественные объединения, в том числе женские, выступая в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231) в защиту законных интересов своих членов, могут и должны собираться, помимо прочего, и на относящиеся к предмету их деятельности, ратифицированные нашей страной (СССР и Российской Федерацией) международные договоры о правах человека.

Помимо Конституции Российской Федерации права и интересы женщин затрагиваются во всех сферах жизни общества.

Семейный кодекс.

В большей мере в Семейном кодексе представлены статьи регламентирующие порядок заключения брака, его расторжение или причины недействительности брака. Но помимо этого в нём указаны так же права супругов.

В семейном кодексе в статье 1 части 3 чётко указанно о равноправии мужчины и женщины в браке как в правах, так и в обязанностях. Статья 31 «Равенство супругов в семье» провозглашает, что вне зависимости от гендерной принадлежности каждый супруг имеет право выбирать себе род деятельности и профессию.

Так же в Семейном кодексе присутствуют статьи о защите прав материнства и детства, в которых указанно, что «муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка»

Трудовой кодекс.

В нём правам женщин выделена специальная глава 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями». Ст. 253 ограничивает применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах.

Так же женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам, предусмотренные ст. 255 Трудового Кодекса. В статье 261сказано, что работодатель не имеет права расторгнуть трудовой договор с беременной женщиной и при предоставлении справки, подтверждающей её беременность, обязан продлить трудовой договор до окончания беременности. Исключением в данной случае является ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

В последние годы проблеме финансирования молодых семей и матерей одиночек стало уделяться огромное значение. Государство всеми силами пытается привлечь население к повышению рождаемости, тем самым издавая законы, благоприятно влияющие на демографическую ситуацию. Одним из них является данный Федеральный закон.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Проанализировав нормативно-правовые документы на международном и государственном уровне можно прийти к выводу, что большинство стран в мире стремится к достижению полного равноправия между мужчинами и женщинами. Большое влияние оказывают общепринятые международные декларации и конвенции. Тем не менее, ряд государств, со своеобразным укладом жизни и особенностью религии, ищет всевозможные пути для невыполнения ряда обязательств в отношении женщин и их прав.

Что же касается нашего государства, мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантий равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза эта оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенство международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете отсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефиците урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не говоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждения закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью индустриализации сферы быта, а также такими общераспространенными явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы сказать, что, безусловно, в современном обществе женщины добились большего количества прав, чем обладали ранее. Обязательно, хотелось бы дополнить, что сейчас каждая женщина имеет право заявить, если её права были нарушены в какой-либо сфере общества, от политики до семейных отношений. Да, путь самоутверждения и приобретения независимости был достаточно сложен, но он в значительной мере преодолён.

Проанализировав международные документы и законы Российской Федерации, была достигнута цель курсовой работы в выявлении особенностей нормативно-правового обеспечения равноправия женщин во всём мире.

В первой главе были проведены теоретико-методологические основы анализа социального положения женщин.

Во второй главе был проведён анализ правовых документов в области прав и интересов женщин.

Цель, поставленная в курсовой работе, была достигнута, путём решения таких задач, как: определение места женщины в общественных отношения, изучение дискриминации женщин в современном мире, проведён анализ нормативно-правовых документов на международном уровне и анализ гражданских и политических прав женщин в конституциях различных стран.

Проанализировав нормативно-правовые документы на международном и государственном уровне можно прийти к выводу, что большинство стран в мире стремится к достижению полного равноправия между мужчинами и женщинами. Большое влияние оказывают общепринятые международные декларации и конвенции. Тем не менее, ряд государств, со своеобразным укладом жизни и особенностью религии, ищет всевозможные пути для невыполнения ряда обязательств в отношении женщин и их прав.

Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в общественное производство, рост их образовательного уровня, оказали существенное влияние на возможность реализации личности в различных сферах. Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности, статус в обществе, нашло соответствующее отражение в правовых нормах и правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не подкрепленных материальным и финансовым обеспечением.

Можно сделать вывод, что социальная роль женщин и их положение в обществе постоянно меняются со временем, сегодня равенство экономических, социальных и культурных прав и возможностей мужчин и женщин признаются практически всем цивилизованным сообществом, однако, в обществе все еще остаются и мешают ему полноценно жить и развиваться различные предрассудки и стереотипы.

По-моему, необходимо признать равную значимость профессионального труда, семейно-бытовых функций, общественно-политической деятельности, как для женщин, так и для мужчин. И, исходя из эгалитарной концепции, формировать национальные программы, расширяющие для женщин выход в сферу профессиональной деятельности и общественной, а для мужчин - в сферу семьи и воспитания детей. В основе такого подхода лежит высокий уровень развития производительных сил, демократические традиции, психологический настрой, правовая культура и, конечно, особо важна соответствующая правовая база.

нормативный правовой равноправие женщина

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Всеобщая декларация прав человека [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года] // Официальный сайт Центральных учреждений ООН. - http: // www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

.Декларация об искоренении насилия в отношении женщин[ принята резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года] // Официальный сайт Центральных учреждений ООН. -#"justify">.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [ принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от18 декабря 1979 года] // Официальный сайт Центральных учреждений ООН. - #"justify">.Конвенция МОТ № 156[принята на 67-ой сессии генеральной конференции МОТ от 23 июня 1981 года].// #"justify">.Европейская хартия прав [принята на Совете Европы 7 декабря 2000 года] // #"justify">.Австрийская Республика. Конституция (1945). Конституция Австрийской Республики // #"justify">.Королевство Бельгия. Конституция (1994). Конституция Королевства Бельгии // #"justify">.Венгерская Республика. Конституция (2011). Конституция Венгерской Республики // #"justify">.Греческая Республика. Конституция (1975). Конституция Греческой Республики // #"justify">.Республика Ирландия. Конституция (1937). Конституция Республики Ирландия // #"justify">.Королевство Норвегия. Конституция (1814). Конституция Норвежского Королевства // #"justify">.Республика Болгария. Конституция (1991). Конституция Республики Болгария // #"justify">.Республика Исландия. Конституция (1944). Конституция Республики Исландия // #"justify">.Португальская Республика. Конституция (1976). Конституция Португальской Республики // #"justify">.Соединённые Штаты Бразилии. Конституция (1946). Конституция Соединённых Штатов Бразилии // #"justify">.Французская Республика. Конституция (1958). Конституция Французской Республики // #"justify">.Швейцарская Конфедерация. Конституция (1999). Конституция Швейцарской Конфедерации // #"justify">.Конституция Индии (1950) // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие // сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.

.Конституция Италии // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.

.Закон Китайской Народной Республики о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней. Ст. 23 // Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 3. Ч. 1. М.: ИДВ РАН, 1995.

.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть особенная. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов // Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: Норма, 2008.

.Иностранное конституционное право // под ред. проф. В. В. Маклакова. - М.: Юрист, 1996.

.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст - Ростов-н/Д.: «Ростовкнига», 2010. - 44с

.Российская Федерация. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ).

.Российская Федерация. Семейный кодекс Российской Федерации // #"justify">.Российская Федерация, Законы, О государственных пособиях гражданам, имеющих детей: от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011).

.Гендерная политика: реалии дня и тенденции XXI века // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4(160), 2002.

.Бебель А. Женщина и социализм // А.Бебель. - М.: ООО «Издательство Астрель»,, 1959. - 185 с.

.Воронина О.А.Феминизма социологические концепции // О.А.Воронина. - М.: Политиздат, 1990. с. 266-267.

.Килпатрик К. Эффективное использование равных прав: равное вознаграждение за труд равной ценности во Франции и Британии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы // под ред. Ф.Гардинер. - М.: Идея-Пресс, 2000. - с.47.

.Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России // Т.А.Клименкова. - М.: Преображение, 1996.

.Матрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // А.А.Матрикас - М.: Социс.- 2004. - с.65.

.Поленина С.В. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права // Права женщин в России. Законодательство и практика // С.В.поленина. - М.: 1998. - № 3. - с.10-15.

.Семитко А.П. Развитие правовой культуры, как правовой процесс // А.П.Семитко. - Екатеринбург. - 1996. - 21с.

Похожие работы на - Нормативно-правовое обеспечение равноправия женщин

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!