Иностранные инвестиции в развитии туризма

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иностранные инвестиции в развитии туризма

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА


Выполнил(а): Огай Татьяна








Ташкент - 2013

Содержание

Введение

Глава 1. «Понятие и сущность инвестиций»

1.1Общая информация о инвестиции

1.2Управление инвестиционной привлекательностью региона

Глава 2. Узбекистан в области туризма

2.1Международные отношения

2.2Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций

Глава 3. Новые инвестиции в сфере туризма

3.1Закон Республики Узбекистан «об иностранных инвестициях»

3.2Роль новых инвестиций в сфере туризма

.3Перспективные проекты для новых инвестиций

.4В Узбекистане принята программа развития туризма в Хорезмской области

Обобщение и выводы

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Привлечение инвестиций является одним из наиболее важных факторов, определяющих экономический рост и повышение конкурентоспособности национальной экономики, а также способствующих ее интеграции в мировые производственные процессы. Приток иностранных инвестиций в экономику принимающей страны может ускорить развитие предприятий, повысить качество человеческого капитала, создать новые рабочие места, привлечь передовые технологии и стимулировать их распространение в смежные отрасли. Поэтому в последние два десятилетия отмечается усиление конкуренции за глобальные инвестиции, что, в свою очередь, ставит перед государством задачу по разработке и проведению комплексных мер экономической политики, направленных на повышение привлекательности страны для инвестиций.

Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим и движение вперед, - эта аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат. Экономические реформы, последовательно осуществляемые в независимом Узбекистане, предполагают достижения рациональных отраслевых, воспроизводственных и территориальных пропорций, развитие интеграционных процессов, обеспечение экономического роста и др. Решение всей совокупности указанных проблем тесно связано с проведением соответствующей инвестиционной политики, формированием действенной системы регулирования и поддержки инвестиционных процессов. Президент И.А. Каримов на I сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва отметил, что « … следует создать еще более благоприятные законодательные условия, гарантии и экономические стимулы для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, прежде всего прямых инвестиций. Необходимо добиваться, чтобы иностранные инвестиции активно участвовали в структурных преобразованиях нашей экономики, ускорение технического перевооружения и модернизации производства».

Поэтому в современных условиях инвестиционные ресурсы играют важную роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Такие ресурсы должны быть доступными, а инвестиционная среда для их реализации - благоприятная, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

.08.1999г. введен в действие Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан Закон №831-I «О туризме». Целью настоящего Закона является правовое регулирование отношений в сфере туризма, развитие рынка туристских услуг, а также защита прав и законных интересов туристов и субъектов туристской деятельности. Потому что туризм стал экономическим чудом. Доходы от международного туризма скоро достигнут триллиона долларов США в год. Каждый восьмой человек на земном шаре трудиться в туристском бизнесе.

В Узбекистане туризм является одним из приоритетов устойчивого развития страны, имеет значительный потенциал увеличения объемов экспорта туристских услуг, стремится к лидирующей роли в непроизводственной сфере экономики.

В этих целях в нашей стране на условиях самофинансирования была образована 27 июля 1992 года Указом Президента Республики Узбекистан создана Национальная компания Узбектуризм, на которую и были возложены задачи осуществления политики государства в этом направлении, формирования национальной модели развития туризма.

Национальная Компания «Узбектуризм», ставшая основным государственным органом реализации политики страны в сфере туризма, также имеется относительно развитая туристская инфраструктура, особенно активно развивается сектор средств размещения.

Исследования проводились на основе литературных источников, данных участников туристического рынка, мнений экспертов в области туризма. Также работа содержит выдержки из нормативов документов, периодических изданий и интернета.

Глава 1. Понятие и сущность инвестиций

1.1Общая информация о инвестиции

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики <#"justify">Понятие инвестиции используется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно. Дословно в переводе с латинского слово invest обозначает вкладывать.

Инвестиции- долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Содержание понятия инвестиции в Законе Республики УзбекистанОб инвестиционной деятельности определяется как материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности.

В теории финансов инвестиции связываются с приобретением реальных или финансовых активов, то есть по существу это современные затраты с целью получения доходов в будущем. Другими словами, это обмен определенной сегодняшней стоимости на, возможно, неопределенную будущую стоимость.

И так, инвестиции - это то, что откладывается на завтра, чтобы как можно больше и эффективнее употребить в будущем. Одну их часть составляют потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас (не увеличение запасов); другие ресурсы, направляемые на расширение производства (вложение в здания, сооружения, машины, оборудования и т.д.)

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта[3] <#"justify">§краткосрочные (до одного года);

§среднесрочные (1-3 года);

§долгосрочные (свыше 3-5 лет).

По форме собственности на инвестиционные ресурсы

§частные <#"justify">Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:

1.Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.

2.Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.

3.Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность <#"justify">1.Привлечение дополнительного инвестиционного капитала.

Рынок капитала в республике только начинает развиваться, поэтому он не может обеспечить требуемых объемов капитала для крупных проектов. Кроме того, затруднен доступ к твердой валюте, необходимой для закупки товаров отсутствующих на местном рынке. Иностранные инвестиции позволяют решить сразу обе эти проблемы, т.к. они являются источником внешнего капитала. Иностранный инвестор (т.е. вкладчик, осуществляет инвестицию) неограничен относительной, неразвитостью местных рынков, капитала или способностью страны генерировать иностранный поток наличности путем экспорта товаров.

.Доступ к передовой технике.

Многие предприятия республики используют устаревшие оборудование и технологии, что значительно снижает производительность труда и приводят к производству товаров более низкого качества. Это влияет на их конкурентоспособность и уменьшает возможности зарабатывать твердую валюту. Иностранные инвестиции позволяют решить эту проблему, т.к. инвестиционные товары воплощают передовую технику, а предприятия могут использовать новые технологии. Альтернатива покупки прав на использование технологии требует затрат дорогостоящей иностранной валюты. Инновационные процессы позволяют резко увеличить производительность труда на предприятиях республики и будет стимулировать инвестиции в них.

.Доступ к передовым методам управления.

Иностранные инвесторы несут с собой передовые апробированные методы управления и предоставляют возможность их изучения и использованию. Такая передача опыта особенно важна в условиях создания СП, приватизации местных предприятий иностранными инвесторами. Выигрывают обе стороны - иностранная фирма - инвестор исполняет местные знания и контакты, а местные предприятия воспользуются предложенными методами, чтобы повысить производительность труда и улучшить качество продукции.

.Улучшение доступа к мировому рынку.

Иностранные инвесторы помогут осуществить доступ к распределенным каналам и обрести опыт продажи товаров на мировом рынке, что позволит развить экспортные возможности республики и создает надежный источник получения иностранной валюты.

.Ускорение приватизации.

Одно из необходимых условий перехода к рынку, успешного проведения приватизации объединения капиталов. Благодаря способности анализировать экономические возможности предприятия иностранные инвесторы окажут помощь, которая ускорит доступ к внешним источникам фондов и будет служить основой для образования капитала если активы первоначально продаются и если требуются инвестиции для реорганизации производства, изменение его структуры. Участие иностранных инвесторов может увеличить эффективность процесса путем реализации возможностей новых приватизированных предприятий.

За последние годы, когда различного рода инвестиции по всему миру значительно увеличились и утратили свою былую четкость, определение «прямых зарубежных инвестиций» было расширено до следующего толкования: ПЗИ стали называться любого рода приобретения контролирующего пакета в бизнесе зарубежной компании. Поэтому ПЗИ стали иметь множество форм, к примеру, прямые покупки зарубежной компании, приобретение гостиниц или оборудования, инвестиции в совместном предприятие или в стратегическом альянс компаний, при котором зарубежная компания получает от партнера новые технологии, лицензии на интеллектуальную собственность. За последнее десятилетие ПЗИ стали играть главенствующую роль в интернационализации бизнеса. Слияния, поглощения, приобретения и интернационализация производства продукции в ряде индустрий - вот что обеспечивает рост ПЗИ.

Обмен между инвестиционными потоками выгоден и стране, куда приходят инвестиции, и стране, откуда они поступают. Для малых и средних предприятий ПЗИ - это возможность более активно участвовать в международном бизнесе. В течение последних 15 леи классическое определение прямых зарубежных инвестиций, как я уже отмечала выше. Кардинально изменилось. Однако это изменение следует правильно учитывать в контексте той или иной ПЗИ. В связи с развитием интернета, возрастающая роль технологий, уменьшение ограничений, связанных с ПЗИ на рынках многих стран, и падение стоимости международной связи означают, что в будущем более важную роль станут играть новые, нетрадиционные формы инвестиций.

Правительства разных стран. Особенно самых индустриально развитых, внимательно отслеживают ПЗИ, потому что потоки инвестиций из страны и в стану оказывают громадное влияние на развитие их собственной экономики.

Органы власти проводят инвестиционную политику, т.е принимают всевозможные меры, направленные на разработку и реализацию стратегии регулирования, инвестиционной деятельности, нацеленная на создание оптимальных условий для отечественных и зарубежных инвесторов, увеличения прибыльности и минимизации рынков в интересах стабильного социально-экономического развития и повышения жизненного уровня.

Таким образом, формируется инвестиционный климат - взаимосвязанных комплекс законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в стране и отдельных регионах.

Государство со своей стороны обеспечивает равные права для всех субъектов инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в судебном порядке решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления; защиту капитальных вложений.

Интересы инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, защищаются на протяжении всего срока действия проекта, независимо от изменений в законодательстве, в том числе налогового (изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды). Совокупная налоговая нагрузка не изменяется с начала до конца срока реализации проекта. Также стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.

Лауреат Нобелевской премии по экономике (1990 г.) У.Ф.Шарк смысл термина инвестирование трактует так: Расстаться с деньгами сегодня ради получения прибыли в будущем. Содержание инвестиций состоит в том, что они вовлечены в процесс движения капитала, точнее сам процесс движения капитала отражает сущность инвестиций. Создающийся в этом движение прирост капитала должен быть достаточным для компенсации инвестору его отказа от использования имеющихся средств на потребление в настоящее время и вознаграждения его за риск возмещения потерь от инфляции в будущем. Из вышесказанного вытекает, что инвестиции - понятие более емкое, чем, капиталовложение. Инвестиции вовлекаются в процессы движения капитала. Они связываются на определенное время под конкретные активы. Их основная цель - сохранение стоимости капитала или его приумножение, а их главное отличие от капитала заключается в том, что по ним прогнозируется риск и определяется норма отдачи.

Привлечение иностранных инвестиций и туристов стало важной стратегией развития туризма Узбекистана. Это полностью оправдано тем фактом, что ежегодно количество отдыхающих иностранных туристов увеличивается на 15 - 30 %. По оценке экспертов НК "Узбектуризм" со ссылкой на данные Госкомитета по статистике Узбекистана, туристско-экскурсионные услуги в общем объеме ВВП составляют 0,6%. Для сравнения: в развитых государствах этот показатель достигает 7-9%.

Интерес к Узбекистану проявляют большое количество стран, так например корпорация зарубежных частных инвестиций США предоставила дополнительный кредит в размере 400 тысяч долларов на строительство новой гостиницы в Бухаре (Узбекистан). США предоставило совместному предприятию "Малика хотел групп", созданному компанией "Оу энд Эс консалтинг" (Гиг-Харбор, шт. Вашингтон), кредит на строительство гостиницы на 50 номеров в Бухаре и на приобретение двух автобусов, которые будут курсировать между тремя другими принадлежащими СП гостиницами в Ташкенте, Самарканде и Хиве. По завершении строительства гостиницы "Малика хотел Бухара" СП станет единственной компанией в сфере гостиничного бизнеса, работающей во всех четырех основных туристических центрах Узбекистана.

Также эта корпорация объявила о своем намерении выделить 590 тыс. долларов на страхование политических рисков в связи со строительством гостиниц сети "Малика" в Ташкенте и Хиве.

Услуги зарубежных частных инвестиций по страхованию политических рисков и финансированию помогают американским предприятиям всех размеров инвестировать на более чем 150 развивающихся рынках и развивающихся странах во всем мире. За 32 года своего существования корпорация зарубежных стран поддержала инвестиции в размере 164 млрд. долларов, которые помогли развивающимся странам создать у себя более 732 тыс. новых рабочих мест и получить дополнительные государственные доходы на общую сумму 13 млрд. долларов.

Как сказал председатель Комиссии по инвестициям и развитию инфраструктуры туризма при НК «Узбектуризм», Саидахмат Раубаев: «Необходимо развивать эффективную и оптимальную индустрию гостиничного хозяйства, транспортной сферы, систему общественного питания, культурно-развлекательных комплексов и еще многое другое».

Эта комиссия призвана осуществлять анализ и управление инвестиционными проектами, а также информационно-аналитической деятельностью, которая включает изучение перспективных видов туризма, координацию государственно-частного партнерства в этой сфере, развитию инвестиционной привлекательности туристических регионов Узбекистана.

Одним из важных факторов, влияющих на процесс развития инфраструктуры туризма, являются анализ и совершенствование инвестиционного законодательства. В связи с этим, необходимо разработать и утвердить Положение «О порядке целевого предоставления туристических объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной собственности, для строительства и реконструкции», а также внести изменения в некоторые другие нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность.

В целях «Программы развития гостиничной инфраструктуры», создана специальная программа поддержки гостиничных и инвестиционных проектов, призванная помочь инвесторам в течение всего процесса создания объектов гостиничной инфраструктуры.

Согласно оценкам ВТО, к 2020 году туристический поток в европейских странах возрастет на 30 %, а в Азии данный показатель составит 400 %. При этом в своих прогнозах зарубежные эксперты также учитывают рост развития туризма в Узбекистане.

По данным НК «Узбектуризм» поступление прямых иностранных инвестиций в сферу туризма Узбекистана составило в 1999 году-1,204,700 тысяч долларов, в 2000 году-14,338,000 тысяч долларов, в 2001 году- 9,375,300 тысяч долларов, в 2002 году-14,145,800 тысяч долларов, в 2003 году- 14,795,859 тысяч долларов.

Безусловно, большой интерес (экономический) для развития инновационного процесса представляют зарубежные инвестиции, привлечению которых может способствовать предоставление относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранности и возврата иностранных кредитов и инвестиций, которые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций использовать республиканские авуары в заграничных банках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится пи вступлении нашей независимой страны в XXI век.

1.2Управление инвестиционной привлекательностью региона

В целях развития туризма и сохранения туристских ресурсов в надлежащем состоянии, а также стимулирования привлечения инвестиций в их развитие могут создаваться туристские зоны.

Туристские зоны создаются на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц, на которых сконцентрированы туристские ресурсы, имеющие большой потенциал для развития туризма, историческую и культурную значимость, а также способные приносить значительный социально-экономический эффект.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура - Вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства. Производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями. Что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции, будет развитие реального сектора и, следовательно. Будет и экономический подъем; не удастся их привлечь - неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижение их качества. Происходит свертывание туризма. Ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, Даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов - это дополнительные средства, Позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма. В том числе объектов привлекательности. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие. Развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательностью региона, в том числе туристкой отрасли - ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время - самый дорогой ресурс, но ничто. Кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положение дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания. Традиционное понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня и, соответственно. Его традиционная привлекательность обладает собственным набором значимых свойств. Но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Глава 2. Узбекистан в области туризма

.1 Международные отношения

Туристическая сфера Узбекистана не может развиваться, не затрагивая формальности международного уровня. Одним из таких направлений являются двусторонние соглашения, заключенные республикой с другими странами. Более того, это стало нормативно-правовой основой не только выезда граждан за пределы республики, но и деятельности самих туристских учреждений, укрепления их партнерских связей, продвижения национального турпродукта на рынки иностранных государств, регионов, континентов.

Международные отношения Узбекистан - Китай

Китай был одним из первых государств, которое предложило Ташкенту установить контакты в сфере туризма. Так, 13 марта 1992 года было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта. Согласно документу, "Стороны согласились поощрять и поддерживать сотрудничество и обмен в области культуры, искусства, образования, здравоохранения, туризма и спорта между соответствующими учреждениями обеих стран на основе принципа равенства и взаимной выгоды", а также "стимулировать развитие и укрепление связей между спортивными и туристическими организациями".

После обретения в 1991 г. независимости Узбекистан встал на путь ускоренного развития. По данным Государственного комитета статистики Узбекистана, объем торгового оборота между Китаем и Узбекистаном в 2009 г. достиг 2,051 млрд. американских долларов, что на 35,8% выше показателя предыдущего года. По этому показателю Китай занял второе место во внешней торговле Узбекистана. Инвестиции Китая в Узбекистан-2009: 1,3 млрд. американских долларов.

В июле 2009 года «Хуавэй» и китайское предприятие ZTE подписали контракт с акционерным обществом «Узбектелеком», и по контракту китайские предприятия в течение 12 месяцев инвестировали 13 млн. долл. США в модернизацию телекоммуникационной сети Узбекистана. Семь миллионов из этой суммы «Хуавэй» вложила в строительство беспроводной Интеренет-связи в сельских районах, охватив 3363 школы, 2388 детских садов, 1249 медицинских пунктов, 93 колледжа и 70 больниц

Международные отношения Узбекистан - Испания

В январе 2003 года в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан И.Каримова в Королевство Испания были подписаны межправительственное соглашение «О поощрении и взаимной защите инвестиций между Республикой Узбекистан и Королевством Испания» и Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономики Республики Узбекистан и Министерством экономики Королевства Испания.

В ходе визита Министра иностранных дел Королевства Испания М. Моратиноса в Республику Узбекистан 3-4 июля 2009 года подписан Меморандум о взаимопонимании между НК «Узбектуризм» и Министерством промышленности, туризма и торговли Королевства Испания о сотрудничестве в сфере туризма.

За 2010 год товарооборот между Республикой Узбекистан и Королевством Испания составил 19,5 млн. долл., из них экспорт составил 5,1 млн. долл., импорт 14,4 млн. долл. В Узбекистане осуществляют свою деятельность 6 предприятий, созданных с участием испанского капитала, включая 2 предприятия со 100% испанским капиталом. C компанией «Тальго» реализован проект «Организация высокоскоростного железнодорожного движения пассажирских поездов по направлению Ташкент-Самарканд с приобретением поездов Talgo-Т250».

Международные отношения Узбекистан - Турция

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Турецкой Республики об упрощении визовых процедур от 9.07.1995 года предусматривает то, что Стороны:

·не позднее двух дней выдадут визы VIP-персонам (Президенты; Премьер-министры, министры; депутаты Парламента; члены государственных делегаций; супруги вышеперечисленных лиц; дипломатические курьеры);

·в течение трех рабочих дней сообщат о результатах рассмотрения визовых запросов, направленных в дипломатические и консульские представительства обоих государств, на дипломатических, административных и технических сотрудников посольств и членов их семей;

·не позднее пяти рабочих дней сообщат о результатах рассмотрения визовых запросов на заместителей министров, членов правительственных делегаций и комиссий, членов торгово-промышленных палат, предпринимателей, сотрудников банков и организаций, участников спортивных соревнований, культурных, фестивальных и концертных программ;

·не позднее семи рабочих дней сообщат о результатах рассмотрения запросов на туристические визы, не превышающие 30 дней, и на не превышающие 15 дней транзитные визы;

·сообщат о результатах рассмотрения визовых запросов для прибывающих и приглашенных общественными организациями и органами, на пребывание свыше 30 дней - в течение пяти дней, для прибывающих и приглашенных частными организациями, на пребывание свыше 30 дней - как можно в короткие сроки.

Объем взаимной торговли между Узбекистаном и Турцией в прошлом году увеличился на 13% и составил 1,295 млрд.долларов. Объем турецких инвестиций в Узбекистан превысил 1 млрд долларов. В Узбекистане действуют 579 фирм с турецким капиталом и 84 представительства компаний с турецкими инвестициями. Эти компании осуществляют деятельность в текстильной, продовольственной, гостиничной, фармацевтической отраслях, в секторе производства строительных материалов и изделий из пластика, а также в сфере услуг.

Международные отношения Узбекистан-Польша

Говоря о месте Польши в мировой, и в частности в европейской, экономике, вице-министр отметил, что сегодня об этой стране говорят как об одном из лидеров ЕС по экономическим показателям в годы мирового экономического кризиса. В 2009 году в странах Евросоюза ВВП показал рост только у Польши, а по итогам 2010 года это государство, показав рост ВВП в 3,8%, также было в числе небольшого количества стран ЕС с положительной динамикой. Общий экспорт Польши в 2010 году составил 117,383 млрд евро (в 2009 году - 98,218 млрд евро), импорт - 130,83 млрд евро (107,527 млрд евро), сальдо - 13,5 млн евро.

Польша планирует в ближайшем будущем увеличить свои инвестиции в Узбекистан с учетом его значения в Центральной Азии.В 2010 году, по данным польской статистики, экспорт в Узбекистан составил 75 млн долларов при росте на 10% по сравнению с 2009 годом. Импорт в Польшу из Узбекистана вырос до 54 млн долларов, увеличившись на 85% в связи с существенным ростом поставок узбекского газа. Общий торгово-экономический оборот Польши и Узбекистана в прошлом году составил 130 млн долларов, показав рост на 1/3 в сравнении с показателем предыдущего года. В Узбекистане в настоящее время зарегистрированы 9 представительств польских фирм, 23 компании с участием польского капитала и 17 СП. При посольстве Польши в Узбекистане работает отдел содействия торговле и инвестициям, представляющий интересы Министерства экономики.

.2 Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций»

Согласно данному документу вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее $5 млн., при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого социального платежа, единого налогового платежа.

Кроме того, глава государства утвердил порядок, в соответствии с которым в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше $50 млн. и долей иностранного инвестора не менее 50% строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования. Еще одно решение для стимулирования привлечения иностранных инвестиций - расширение списка отраслей и сфер экономики, предприятия с иностранными инвестициями которых со второго квартала 2012 года попадают под действие налоговых льгот, установленных Указом главы государства от 11 апреля 2005 года «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций». Это освобождение от уплаты по основной деятельности от налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Исключением являются предприятия, размещенные в Ташкенте и Ташкентской области. Также глава государства запретил и назвал незаконным установление министерствами, ведомствами, государственными органами на местах, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан поручено установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного и хозяйственного управления действующего законодательства по защите прав и гарантий иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и принимать действенные меры по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Государственная комиссия по проведению тендерных торгов получила право при продаже государственного имущества иностранным инвесторам реализовывать по заявкам иностранных инвесторов для создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидные объекты, находящиеся на балансе органов государственной власти на местах, по «нулевой» выкупной стоимости, без проведения конкурса путем заключения прямых договоров с инвестором под конкретные инвестиционные обязательства. Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел Узбекистана теперь будут обеспечивать по заявкам министерств, ведомств, хозяйственных объединений оформление должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев.

Кабинет Министров с привлечением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственного комитета по статистике, Центрального банка Республики Узбекистан будет обеспечивать на системной основе широкий доступ иностранных инвесторов к экономической информации, необходимой для реализации ими инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и другие. Министерству юстиции совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Узбекистана установит системный мониторинг за реализацией на практике законодательства по предоставленным гарантиям, льготам и преференциям для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Отметим, что за годы независимости в Узбекистане сформирован благоприятный инвестиционный климат, законодательно установлена широкая система льгот, преференций и гарантий по защите прав и интересов иностранных инвесторов. В результате в республике создано и успешно действует свыше 4,2 тысячи предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях и сферах экономики. Ежегодно осваивается более $3 млрд. иностранных инвестиций, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 26,6% общего объема инвестирования в экономику страны, что является конкретным свидетельством растущего интереса и доверия иностранных инвесторов к устойчивости и надежности экономики республики, перспективам ее развития.

Глава 3. Новые инвестиции в сфере туризма

.1 Закон Республики Узбекистан «об иностранных инвестициях»

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 91; 1999 г., № 9, ст. 229; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 14-15, ст. 86; 2008 г., № 52, ст. 513; 2012 г., № 52, ст. 584)

Статья 1. Цель и задачи Закона

Настоящий Закон определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций;

привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта.

Статья 2. Законодательство об иностранных инвестициях

Законодательство об иностранных инвестициях состоит из настоящего Закона, Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об иностранных инвестициях, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Иностранные инвестиции

Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).

Доход, вкладываемый иностранными инвесторами в качестве реинвестиций в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в настоящем Законе означает любые средства, полученные от инвестирования в Республике Узбекистан, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений.

Статья 4. Иностранные инвесторы

Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:

иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;

международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;

юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;

физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Статья 6. Предприятия с иностранными инвестициями

Иностранные инвесторы могут создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями и пользоваться всеми правами, гарантиями и льготами, предоставленными им законодательством Республики Узбекистан.

Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранный инвестор, указанный в абзацах втором, третьем или четвертом статьи 4 настоящего Закона. Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.

Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Порядок создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 10. Права иностранных инвесторов

Иностранный инвестор в соответствии с принципами международного права и законодательством Республики Узбекистан, имеет право:

самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;

заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора право владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров;

самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;

привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;

использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;

на получение адекватной компенсации в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;

получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

Статья 11. Обязанности иностранных инвесторов

Иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан обязаны:

соблюдать действующее законодательство Республики Узбекистан;

уплачивать налоги и производить иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

отвечать по договорным обязательствам, взятым им в связи с инвестированием;

получать заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, вытекающих из законодательства Республики Узбекистан;

воздерживаться от любых форм прямого и (или) косвенного незаконного воздействия на своих партнеров по инвестиционной деятельности или на органы государственного управления и органы государственной власти на местах с целью получения дополнительных льгот и преимуществ по сравнению со своими конкурентами.

Иностранный инвестор несет ответственность за нарушение законодательства Республики Узбекистан на общих основаниях и отвечает своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 14. Привлечение иностранных работников

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников должны решаться в трудовых договорах с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налога и обязательных платежей.

Иностранный инвестор, предприятие с иностранными инвестициями переводят платежи по пенсионному обеспечению за иностранного работника в соответствующие фонды в стране постоянного места жительства этого работника.

(часть третья статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 - Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 52, ст. 513)

Статья 16. Страхование иностранных инвестиций

Страхование инвестиций и рисков иностранных инвесторов осуществляется на добровольной основе.

Иностранные инвесторы пользуются правом на страховую защиту наравне с отечественными инвесторами в любой страховой организации, законно действующей на территории Республики Узбекистан. Страхование иностранных инвестиций от политических и иных рисков может также осуществляться международными организациями, зарубежными государственными экспортными кредитными агентствами, другими страховыми компаниями.

Страховые организации, осуществляющие страхование иностранных инвестиций не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан. Государство не отвечает по обязательствам страховых организаций, кроме случаев, предусмотренных в соглашении сторон.

Страхование иностранных инвестиций обеспечивает страховую защиту и гарантии от политических и иных рисков, в том числе включающих:

экспроприацию собственности, а также любые законодательные или административные меры, ведущие к изъятию собственности или отчуждению от нее, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее;

введение ограничений на перевод иностранной валюты за пределы страны;

внесение изменений в законодательство, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;

вмешательство органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц в договорные отношения инвесторов;

войны, гражданские волнения или другие подобные события;

другие виды политических и иных рисков, связанных с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями.

Статья 17. Обеспечение обязательств

Имущество и имущественные права предприятия с иностранными инвестициями могут использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств могут выступать его право собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения с земельными участками, на которых они размещены, имущественные права на здания, сооружения, оборудование, а также иные вещные права.

Все имущество и имущественные права, принадлежащие иностранному инвестору на правах собственности, независимо от места их нахождения, могут быть использованы им в качестве обеспечения своих обязательств.

Статья 19. Обязательства государства по иностранным инвестициям

Государство, органы государственного управления и органы государственной власти на местах отвечают только по обязательствам, взятым на себя в соответствующих договорах с иностранными инвесторами, подписанных лицами, полномочия которых подтверждены в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Узбекистан, привлекающих иностранные инвестиции, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством в установленном законом порядке.

Статья 20. Функции органов, осуществляющих привлечение иностранных инвестиций

В целях привлечения, реализации и защиты иностранных инвестиций уполномоченный правительством орган, другие органы государственного управления и органы государственной власти на местах, а также заинтересованные неправительственные организации:

подготавливают и распространяют информацию о возможностях и условиях инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

консультируют потенциальных инвесторов по юридическим, экономическим и иным вопросам деятельности и оказывают им необходимую помощь и содействие в решении возникающих вопросов;

разрабатывают предложения по совершенствовании правовой базы деятельности иностранных инвесторов;

представляют в пределах своих полномочий Республику Узбекистан в международных отношениях по вопросам иностранных инвестиций;

осуществляют иные функции, направленные на привлечение, реализацию и защиту иностранных инвестиций.

.2 Роль новых инвестиций в сфере туризма

Египетские предприниматели, братья Ахмад и Камаль ад-Сидык, намерены вложить 500 млн. евро в развитие курортной инфраструктуры в Бостанлыкском районе Ташкентской области Узбекистана. Как сообщает «Ташкентская правда», протокол намерений предполагает на первом этапе 500 млн. евро, которые будут вложены в строительство и развитие сети круглогодичных мини-гостиниц в Бостанлыкском районе, обучение туроператоров, проводников, врачей и альпинистов из службы спасения, закупку специального горного транспорта, оснастку и на рекламные цели. Второй и третий этапы сотрудничества, по мнению египетской стороны, предполагают не только большой приток иностранных туристов в Узбекистан, но и прием узбекистанцев на курортах Красного моря, туры к египетским пирамидам, путешествия по святым местам. «По проекту бизнесменов из Египта, рассчитанному на три этапа, в Бостанлыкском районе откроются более ста мини-отелей, кемпингов, туристических стоянок и автозаправок, в которых будут работать свыше пятисот человек. И еще полторы тысячи рабочих мест появятся в сфере туристического сервиса», - отмечает издание. Также сообщается, что в Бостанлыкском районе египетская сторона намерена открыть свое представительство для того, чтобы отправлять соотечественников и туристов всего мира на лучшие курорты Центральной Азии. Египетские бизнесмены планируют активно развивать и пропагандировать туристические возможности Узбекистана всеми возможными способами - в Интернете, продавать буклеты на воздушных и водных судах, на наземном туристическом транспорте, на престижных курортах и в отелях международного класса. По их мнению, Узбекистану с его «Пирамидами», культурно-спортивными сооружениями Чимгана и элитными курортами Бельдерсая следует войти отдельным разделом в крупные туристические каталоги мира, снимать больше красочных рекламных фильмов и слайдов.

Как сообщили в компании «Узбектуризм», в 1995 году между Узбекистаном и Египтом было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области туризма. В Узбекистане с 27 апреля по 2 мая 2009 года находилась с официальным визитом делегация деловых кругов Арабской Республики Египет. В состав делегации входили руководители крупных туристических компаний Египта, таких как «InternationalGulfTours», «FarhatcoTours», «Quddus». В ходе данного визита были проведены важные встречи в министерствах и ведомствах республики, на которых обсуждались вопросы, касающиеся двусторонних отношений в сфере туризма, обмена опытом и инвестиций.

Бостанлыкский район Ташкентской области является предгорной курортной зоной вблизи Ташкента, где расположены Чарвакское водохранилище, горные массивы, леса и долины, реки Пскем, Коксу и Чаткал, водопады Куласай и Пальтау. Территория поделена на Чимган-Бельдерсайскую туристическую зону, Бричмулла-Нанайскую и Хумсан-Акташскую, которые характеризуются различными природно-климатическими условиями, природными ресурсами, богатым биоразнообразием, рельефом и этнографическим составом. Западный Тянь-Шань является уникальным объектом для любителей горного и модного нынче экологического туризма. Курортная зона «Чимган-Чарвак- Бельдерсай» - крупнейший за последние годы государственный проект, разработанный с целью развития горного туристического бизнеса в Узбекистане. Для управления этим курортным регионом в 1994 году была создана генеральная дирекция оздоровительных комплексов при Ташкентском городском хокимияте. В целях повышения уровня туристического сервиса в Чимган-Чарвакский курортно-рекреационной зоне правительством Узбекистана была разработана и реализона инвестиционная программа на период до 2008 года, предусматривающая привлечение иностранных инвестиций в размере 28 млн. долл. США и предполагавшая строительство новых отелей, приобретение современного оборудования, а также расширение и благоустройство пляжной зоны.

Также, состоялась встреча с руководством Национальной компании «Узбектуризм» с предпринимателями в Ургенче. В ходе встречи руководители НК «Узбектуризм» привлекли внимания узбекских компаний винвестирования средств в туристический сектор Хорезмской области.

Достопримечательности хорезмской области привлекает внимания любителей историко-культурного туризма со всего мира. Туристы приезжают в эту часть Узбекистана, чтобы побывать в Хиве - «которая называется музеем под открытым небом», посмотреть на древние архитектурные сооружения Ичан-Калы, побывать на земле, где по преданию был создан уникальный письменный памятник «Авеста» - священная книга зороастрийцев.

В разгар туристического сезона нехватка качественных гостиничных мест считается сдерживающим фактором роста иностранных посетителей в эти города. В 2011 году было осуществлено строительство четырех отелей на главном проспекте Ургенча по улице Аль-Хорезми. Гостиницы небольшие и оформлялись в особом тематическом стиле, которые предоставляют комфортный отдых туристам во время пребывания в нашей стране.

Этот проект привлек внимания предпринимателей и после окончания встречи поступило восемь заявок от представителей малого бизнеса и частного предпринимательства Хорезма, которые проявили интерес для инвестирования собственных средств в строительство этих гостиниц. Даже представители коммерческих банков, участвовавших во встрече, предложили софинансировать проектов на долгосрочной основе.

Сейчас НК «Узбектуризм» ведет маркетинговые проекты по расширению периодов туристических сезонов и увеличению дней пребывания иностранных туристов в Хорезмской области. В свою очередь увеличатся реальные доходы гостиниц, что привлекает инвесторов в сферу туризма. Инвестиции, направленные на развитие инфраструктуры туризма, позволят привлечь больше туристов в регион и будут способствовать созданию новых рабочих мест в гостиничной, ресторанной, транспортной, сувенирной сферах.

3.3 Перспективные проекты для новых инвестиций

В Узбекистане созданы максимально благоприятные условия для привлечения иностранного капитала. За последние два года это позволило увеличить объемы освоенных зарубежных инвестиций более чем в 2,5 раза. Обращают на себя также внимание следующие цифры и факты. В минувшем году капиталовложений задействовано в экономику страны свыше 1,5 миллиарда долларов, большая часть которых - прямые инвестиции. В 2009 году планируется освоить более 1,8 миллиарда долларов. Говоря об этом на торжественном собрании в честь Дня Конституции, Президент Ислам Каримов подчеркнул также, что в целом общий объем капитальных вложений в новом году, с учетом иностранных и внутренних инвестиций в экономику страны, составит не менее 25% от ВВП страны.

В 2007 году у иностранных инвесторов в Узбекистане появился надежный партнер для перспективного сотрудничества в реализации таких проектов - Агентство по информационному обеспечению и содействию иностранным инвестициям при Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан - "Узинфоинвест".

Все чаще в нашей прессе можно прочесть сообщения о весьма значительных акциях "Узинфоинвеста" по презентации возможностей Узбекистана как за рубежом, так и в нашей стране и привлечении тем самым иностранных инвестиций в экономику республики. Вместе с тем, Агентство в 2008 году стало членом весьма авторитетной организации - WAIPA - Всемирной ассоциации Агентств по содействию инвестициям.

Агентство "Узинфоинвест", ведут системную работу по таким основным направлениям, как формирование базы данных перспективных инвестиционных проектов в разрезе отраслей и регионов, поиск потенциальных партнеров, формирование и поддержание высокого международного имиджа Узбекистана, проведение разъяснительной работы среди зарубежных деловых кругов и в средствах массовой информации об экономическом и ресурсном потенциале нашей страны, а также условиях, созданных у нас для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых, в плане налоговых и иных льгот и преференций. За это время была создана база данных потенциальных иностранных инвесторов, которая включает на сегодняшний день 450 компаний.

На данном этапе на системной основе ведется проработка вопроса привлечения иностранных партнеров к реализации 16 перспективных инвестиционных проектов в таких сферах как кожевенно-обувная, текстильная, фармацевтическая, химическая и электротехническая промышленности, электроэнергетика, машиностроение, а также производство строительных материалов и логистика.

Хочу отметить, что с начала 2008 года Агентством была проведена 41 презентация инвестиционного климата и инвестиционных возможностей отраслей экономики, в том числе 17 презентаций за рубежом - во Франции, Германии, ОАЭ, Турции, Индонезии, Латвии, США, Бразилии, Канаде, Республике Корея, Малайзии, Вьетнаме, Великобритании, Польше, Японии, Султанате Оман и других странах. У нас в стране были проведены презентации для деловых кругов Австрии, Германии, Польши, Турции, ОАЭ, Республики Корея, Индонезии, Литвы, ОАЭ, Таиланда, Ирана, Кувейта, Японии, Турции.

Значительный интерес к инвестиционному потенциалу нашей страны был проявлен Международной финансовой группой CreditSuisse, совместно с которой в начале сентября 2008 года был проведен бизнес-форум для представителей деловых кругов зарубежных стран - клиентов этого крупного банка.

Агентством также подготовлены и проведены бизнес-форумы в рамках визитов в Республику Узбекистан президентов Латвии и Болгарии. Изданы инвестиционные путеводители по регионам страны с приоритетными инвестиционными проектами.

В рамках совместного проекта с ПРООН "Содействие развитию внешнеторговой политике" выработаны предложения по формированию и продвижению инвестиционного имиджа Узбекистана "Привлечение прямых иностранных инвестиций: улучшение инвестиционного имиджа Узбекистана".

Хотел бы особо отметить, что на ежеквартальной основе изданы на русском и английском языках I, II, III и IV номера журнала "Иностранные инвестиции в Республике Узбекистан", подписчиками которого являются как отечественные, так и аккредитованные в Узбекистане зарубежные фирмы и компании.

В дополнение к существующим английским и русским версиям сайта Агентства в феврале прошлого года добавилась и немецкая версия.

С апреля 2007 года материалы сайта использовали более 42 тыс. посетителей из 88 стран мира.

В целях активизации инвестиционной деятельности иностранных компаний в Узбекистане Агентством достигнута договоренность об установлении тесного сотрудничества между Агентством "Узинфоинвест" и Агентством промышленного развития Малайзии, Агентством APEX BRASIL, Латвийским Агентством Инвестиций и Развития, Польским Агентством Информации и Иностранных Инвестиций, а также Федеральной палатой экономики Австрии, Торгово-промышленной палатой Болгарии, представительством Немецкой экономики в ЦА.

Наряду с этим, Агентством в целях содействия привлечения прямых иностранных инвестиций в республику заключены Меморандумы о взаимопонимании с зарубежными компаниями Австрии (электротехника и энергетика), Венгрии (в области фармацевтики), Турции (строительные материалы), а также оказано содействие отраслевым ведомствам республики в подготовке типовых Меморандумов для их последующего заключения в рамках проводимых бизнес-форумов как в Узбекистане, так и за рубежом.

Как известно, в Агентстве существует группа по информационному обеспечению иностранных инвесторов, в том числе по аспектам законодательной базы, закрепляющей защиту прав и гарантий иностранным инвесторам. Сотрудниками данной группы предоставляется необходимая информация по всем аспектам инвестиционного законодательства Республики Узбекистан как в режиме онлайн и электронной почты, так и посредством индивидуальных встреч и бесед. Кроме того, сотрудники принимают участие в разработке ряда нормативно-правовых актов, направленных на улучшение деловой среды и совершенствование существующего инвестиционного законодательства.

В частности, принимая во внимание задачи, вытекающие из Указа Президента Республики Узбекистан "О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечения их стабильной работы и увеличения экспортного потенциала" Агентством "Узинфоинвест" проводятся работы по обеспечению привлечения прямых иностранных инвестиций в отдельные приоритетные отрасли экономики, направленная, в первую очередь, на глубокую переработку имеющихся сырьевых ресурсов (и, как результат, производство продукции с высокой добавленной стоимостью), а также модернизацию и техническое перевооружение имеющихся промышленных предприятий. Это такие отрасли как текстильная, электротехническая промышленность, производство строительных материалов, продуктов нефтехимии и газохимии, переработка сельскохозяйственной продукции, развитие производственной инфраструктуры и сферы услуг, и недвижимости, а также реализация проектов в рамках Механизма чистого развития Киотского протокола. При этом основной задачей привлечения иностранных инвестиций является не столько денежный компонент, сколько связанный с ним трансферт технологий, ноу-хау.

Для реализации указанных приоритетных направлений Агентство продолжит практику проведения за рубежом презентационных мероприятий (бизнес-форумов, конференций) с привлечением к участию в них представителей отдельных отраслевых ведомств республики и представителей частных компаний, исходя из перспективных направлений сотрудничества с той или иной страной и презентацией в их рамках конкретных инвестиционных проектов.

Дальнейшая работа по формированию благоприятного инвестиционного имиджа республики будет осуществляться путем проведения активной политики, направленной на развитие конкретных отраслей экономики и регионов, создания на вэб-сайте Агентства отдельного раздела, посвященного экспортному потенциалу Республики Узбекистан, с презентацией в нем конкретных экспортоориентированных товаров, производимых предприятиями республики, и указанием контактных данных предприятий, либо их торговых агентов и других мероприятий.

Агентство будет также активно работать над организацией ряда презентаций, как в стране, так и за рубежом, созданной в г.Навои в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан свободной индустриально-экономической зоны с целью привлечения прямых инвестиций крупных зарубежных фирм и компаний в реализацию в ее рамках крупных инвестиционных проектов.

Одним из важных направлений работы в этом году будет и активизация привлечения иностранных инвестиций в такой важный для Республики Узбекистан сегмент, как сфера туризма, в частности, в программы по проектированию, строительству отелей международного класса в Ташкенте и регионах республики, их менеджмента, строительство мотелей, кемпингов, зон отдыха в рекреационных зонах, вдоль автомобильных трасс, соединяющих регионы республики, с целью привлечения большего количества туристов в туристические центры Узбекистана и, как следствие, увеличение экспорта услуг.

В целом, у Агентства достаточно большой круг вопросов, над которыми мы в будущем будем системно и активно работать.


Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) - Президент Узбекистана Ислам Каримов 20 марта 2013 года подписал постановление «О программе развития сферы туризма в Хорезмской области на 2013-2015 годы».

Документ принят в целях дальнейшего развития и повышения эффективности использования туристского потенциала Хорезмской области, формирования наиболее благоприятных условий для широкого ознакомления иностранных и отечественных туристов с уникальным историко-культурным и архитектурным наследием.

Программа развития сферы туризма включает в себя развитие инфраструктуры туризма, со строительством и реконструкцией туристических объектов, развитием транспортной инфраструктуры туризма, совершенствование туристических маршрутов и услуг региона, с разработкой новых направлений туризма, туристических продуктов и услуг региона. Согласно утвержденных целевых параметров сферы туризма в Хорезмской области до 2015 года, объем туристских услуг возрастет в 4,9 раза, экспорт в 3,8 раза, количество туристов в 1,7 раза и количество мест в гостиницах в 1,7 раза.

В рамках программы в регионе будет реализовано 118 проектов общей стоимостью $86,76 млн. Местные предприятия и организации выделят $28,502 млн. на реализацию проектов. Объем кредитов коммерческих банков составит $25,108 млн., иностранных инвестиций - $12,5 млн., гранты - $2,925 млн. Республиканский дорожный фонд выделит $4,243 млн. и госбюджет - $13,482 млн. В частности, в рамках программы планируется принять генеральный план развития Хивы и проект детальной планировки центральной части города. Как отмечается в документе, в июне на всех объектах культурного наследия и туристских объектах будут установлены указатели и информационные стенды единого образца. В рамках программы планируется закупить минимум 50 единиц транспортных средств туристского класса, организовать их парк и пункт технического обслуживания. Также планируется открыть специальную стоянку такси в Хиве на 15 машин.

Узбекистан также планирует увеличить частоту движения поездов в Ургенч из Ташкента, Самарканда и Бухары до трех раз в неделю. ГАЖК «Узбекистан темирйуллари» также откроет новый маршрут по направлению Ургенч-Бухара-Карши-Термез частотой не менее двух раз в неделю.

В рамках программы планируется открыть авиасообщение Бухара-Ургенч (ежедневно в туристический сезон), Париж-Ургенч и Милан-Ургенч (два раза в неделю в сезон) и Франкфурт-Ургенч (в разные дни недели).

НАК «Узбекистан хавойуллари» откроет местные рейсы из Ургенча в Фергану, Термез, Карши, Самарканд и другие города в период туристического сезона.

НАК «Узбекистан хавойуллари» в 2014 году откроет международные рейсы через Ургенч в страны Юго-Восточной Азии, Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и города России.

Узбекистан планирует построить новые и реконструировать существующие гостиницы в Хорезмской области.

Постановление утвердило адресный список по реставрации и улучшению состояния объектов историко-культурного наследия в Хорезмской области на период 2013-2015 годы. В рамках адресной программы в регионе будет реализовано 35 проектов общей стоимостью $17,063 млн. Инициаторы проектов выделят $6,785 млн. на реализацию проектов. Объем кредитов коммерческих банков составит $7,778 млн. и иностранных инвестиций - $2, 5 млн.

В Ургенче состоялась видеоконференция и круглый стол по обсуждению перспектив развития туризма в Хорезмской области.

В ходе мероприятия прошло активное обсуждение направлений работы в рамках проекта Программы развития сферы туризма Хорезмской области на период 2013-2016 годы, которую правительство страны планирует утвердить в ближайшее время. Видеоконференция и круглый стол в Ургенче были организованы НК «Узбектуризм», Торгово-промышленной палатой (ТПП) Узбекистана и хокимиатом Хорезмской области.

В обсуждении за круглым столом приняли участие руководители и специалисты, ряда заинтересованных министерств и ведомств страны и местных органов власти, широкой круг предпринимателей, представители турбизнеса, а также отечественные и зарубежные инвесторы. В Хорезме уже сейчас ведется большая работа по развитию и совершенствованию инженерных коммуникаций, транспортной и туристской инфраструктуры, начаты работы по созданию туристских зон вдоль набережной канала Шават в Ургенче и в окружении музейно-архитектурного комплекса Ичан-Кала в Хиве, а также и по другим проектам.

Выступая в свою очередь, председатель НК «Узбектуризм» ФаррухРизаев, отметил, что реализация намеченных программой мероприятий позволит создать единый и конкурентоспособный региональный туристский продукт Хорезма, а благоустройство автодороги между Ургенчем и Хивой и организация вдоль трассы самых разнообразных туристско-рекреационных объектов и мест посещения туристов в ближайшей перспективе объединит туристские возможности этих знаменитых городов Узбекистана. По его словам, главной целью немеченых мероприятий является существенное, а главное, системное повышения туристского потенциала Хорезмской области, создание действенных стимулов и необходимых условий для эффективного использования уникального природного, богатого архитектурного и культурного наследия древнего Хорезма. Как подчеркивалось на мероприятии, основные усилия будут направлены на улучшение состояния исторических архитектурных комплексов и памятников зодчества, реконструкцию действующих и строительство новых средств размещения и обслуживания туристов, разработку новых тур.маршрутов, повышение качества услуг, существенное увеличение новых рабочих мест и повышение доходов населения. Также планируется существенная реконструкция международного аэропорта в Ургенче, увеличение количества внутренних и международных авиарейсов, повышение интенсивности железнодорожного сообщения между Бухарой и Ташкентом, обновлении автотрассы между Ургенчем и Бухарой и многое другое.

Как сообщалось, по предварительным расчетам общая стоимость программы развития туризма в Хорезме составит почти 90 млн. долларов США, которые планируется сформировать за счет собственных средств инициаторов, прямых иностранных инвестиций, грантов международных финансовых институтов и средств государственного бюджета. По итогам реализации программы с учетом мероприятий по диверсификации регионального турпродукта и расширения турсезона, ожидается почти двукратное увеличение средств размещения. В частности, количество гостиниц с 33 вырастет до 61, а общее количество гостиничных мест возрастет с 1550 до 2688, что позволит увеличить время пребывания иностранных туристов в Хорезме.

Эти и другие мероприятия, по планам, позволят также увеличить ежегодное количество иностранных туристов в Хорезмской области в 1,7 раза (с 52 тыс. до 89 тыс. в год), что приведет к росту общего объема туристских услуг почти в пять раз, а туристский экспорт возрастет в 3,8 раза.

инвестиция иностранный капитал туризм

Обобщение и выводы

Развитие эффективного туризма предусматривает разработку проектов и согласования их целей и задач в масштабах мировой экономики. Есть специфика в разработке таких проектов, поскольку привлекаются значительные средства не только туристических фирм, но и государственного бюджета.

Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения.

Чтобы привлечь в страну иностранцев, необходимо в короткие сроки создать цивилизованную туристическую инфраструктуру, отвечающую международным стандартам, а это чрезвычайно сложно осуществить на практике. Тем не менее, в последние годы реализуется широкий диапазон различных проектов по качественному совершенствованию туристической инфраструктуры Узбекистана: в республике реконструированы многие старые гостиницы и строятся современные пяти- и четырех-звездочные отели, развивается индустрия развлечений, реставрируются и красочно оформляются архитектурные памятники и исторические центры городов, в градостроительстве все шире применяются традиции восточного зодчества, разрастается география международных линий НАК «Узбекистан Хаво Йуллари» и модернизируется с ориентиром на мировые стандарты с одновременным сохранением местного колорита и традиций гостеприимства службы сервиса, общественного питания, транспорта.

Подводя итоги своей работы я хотел бы остановиться на известной пословице:

«У каждой медали 2 стороны».

Этим я хотел сказать, что когда мы принимаем иностранные инвестиции надо обращать внимание и на обратную сторону медали. Во-первых, иностранные инвестиции представляют собой реальное препятствие в будущем для наших отечественных предпринимателей. Во-вторых, проблема репатриации. В-третьих, проблема сырьевого придатка, т.е. мы не должны стать придатком для развитых стран.

Но я ни в коем случае не хочу утверждать о том, чтобы прекратить принимать иностранные инвестиции; это был бы уже консерватизм. Иностранные инвестиции должны быть акселератором нашей экономики, но ни в коем случае не мотором.

И последнее что я хотел бы отметить - крайнею необходимость обдуманного подхода к выполнению инвестиционной программы.

Список использованной литературы

1.Каримов И.А. «Узбекистан по пути углубления экономических реформ», Ташкент: «Узбекистан», 1995г., 246 с.

2.Каримов И.А. «Узбекистан на пороге XXI века», Ташкент: «Узбекистан» 1997г., 320 с.

.Каримов И.А. Указ «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» 11 апреля 2005г.

4.Дурович А.П. «Маркетинг в туризме», Новое знание, 2004г., 144-145с.

.Журнал: «Экономический вестник Узбекистана» 2008 г.

6.Золотогоров К.А «Инвестиционное проектирование», Издательство: МФПА, 2005г., 416 с.

7.Либроком М.А. « Факторы инвестиционной активности». <#"justify">Приложения 1

Уровень монополизации предпринимательства в Республике по итогам января-марта 2013 года

Согласно этим данным, в отчетном периоде индекс монополизации составил 0,37. Как отмечается в сообщении пресс-службы комитета, это свидетельствует о низком уровне монополизации и снижении уровня монополизации экономики Республики.

Напомним, по итогам 1-го квартала 2012 года этот показатель составлял 0,32 пункта, 2011-го - 0,35, 2010-го - 0,42. По итогам минувшего года индекс монополизации равнялся 0,30 пункта.

Динамика индекса монополизации экономики Узбекистана в 2010-2013 годах

Период20102011201220131-й квартал0,420,350,320,371-е полугодие0,410,360,349 месяцев0,390,330,28Год--0,30

Уровень монополизации предпринимательства рассчитывается как отношение количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках, и субъектов естественных монополий к общему количеству действующих субъектов (без фермерских и дехканских хозяйств).

Расчет индекса монополизации предпринимательства осуществляется в соответствии с Системой ежеквартальных индикаторов оценки масштабов либерализации и модернизации экономики, уровня формирования в стране делового климата, утвержденной Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-1464 от 7 января 2011 года.

Приложение 2

Прогноз темпов роста услуг за 2013-2016гг.

№Виды услуг2013г.2014 г.2015г.2016 г.Прогноз темпов роста услуг за 2013-2016гг.1Услуги связи и информатизации (включая услуги мобильной связи, по обеспечению доступа к сети «Интернет», телевизионной кабельной связи, почты и электросвязи)118,5118,8119,3119,7в 2,0 раза2Услуги компьютерного программирования (включая электронное образование и консультационные услуги)114,9115,4115,8116,2в 1,8 раза3Финансовые услуги (банковские, страховые, лизинговые услуги и др.)114,5‎‎115,1115,8115,9в 1,8 раза4Транспортные услуги (включая логистические услуги)116,6117,0117,2117,6в 1,9 раза5Строительные услуги (включая услуги по возведению и ремонту зданий и монтажу инженерного оборудования)113,0113,2113,8114,2в 1,7 раза6Услуги здравоохранения115,0115,3115,8116,1в 1,8 раза 7Туристические услуги (включая услуги гостиниц)‎‎118,0118,3118,9119,6в 2,0 раза8Прочие услуги110,9111,2112,3113,0в 1,6 раза

Похожие работы на - Иностранные инвестиции в развитии туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!