Въездной туризм в РА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Въездной туризм в РА
Введение
Въездной туризм - это путешествия в пределах государства лиц, не проживающих постоянно на территории этого государства.
В настоящее время в Армению приезжает очень много туристов из Европы, России, стран СНГ, Северной Америки, Японии, Среднего Востока включая Иран, а также небольшое количество из стран Африки, Азии, Океании и стран Латинской Америки. Главной целью посещения является посещение друзей и родственников, а также с деловой целью с участием в разных форумах и мероприятиях, с целью отдыха и досуга и прочее.
Объектом исследования является въездной туризм.
Предмет исследования является методика контроля и механизм формирования потенциала въездного туризма.
Цель работы исследование проблемы въездного туризма и пути их решения.
Цель работы заключается в обосновании необходимости формирования конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей экономического развития Армении, обеспечивающее широкие возможности для удовлетворения потребностей туристов, а также в социально - экономическое развитие за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций и создание новых туристских объектов.
Задачами работы являются: формирование современной нормативно-правовой базы туризма, способствующая развитию въездного туризма, поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, стимулирования развития материальной базы туризма путем привлечения иностранных инвестиций для реконструкции и создания новых туристических объектов.
Достижение цели научного исследования обуславливает постановку и решение следующих задач:
üпроанализировать особенности, свойства и структуру въездного туризма
üпроанализировать концепцию въездного туризма
üвыявить факторы влияющие на различные этапы въездного туризма
üобеспечить создание нормативно-правовой базы въездного туризма
üсистематизировать туристическую деятельность и управление развитием туризма
üсоздать информационно-рекламное обеспечение
üсистематизировать продвижение турпродукта на внешний рынок
üобеспечить кадровое и научное обеспечение сферы туризма
üподготовить экскурсоводов нового поколения
Актуальность темы исследования.
За последние годы туризм в Армении становится весьма актуальным для изучения. Развитие въездного туризма стимулиует доход, создает рабочие места, оказывает воздействие на экономичексие секрора: транспорт, связь, торговля, сфера услуг, строительство, производство народного потребления. Во многих странах туризм играет важную роль в формировании ВВП, вносит международный туристический обмен, создает условия увеличения предложений, конкурентоспособность и т.д. Культурные и природные объекты составляют значительную часть туристических ресурсов, их посещаемость играет важную роль в выборе туров; оценка потенциала объектов позволяет экспертам определить их значение и конкурентоспособность на туристических рынках; объективная оценка потенциала и их сравнение позволяет выявить сильные и слабые стороны. В Армении находится много областей сочетающих в себе: благоприятное географическое положение, богатое культурно-историческое наследие, богатый природный потенциал и др. Природное и культурно-историческое разнообразие позволяют развивать практически все виды туризма: культурно-познавательный, спортивный, религиозный, экологический сельский и др. Решение вопросов развития внутреннего и въездного туризма в РА позволит обеспечить:
·рост налоговых поступлений от туристической деятельности (занятость населения, снижение социальной напряженности, увеличение доходов граждан и др.);
·конкурентоспособность турпродукта и качество предоставления туристических услуг;
·создание новой действующей туристической инфраструктуры и реконструкция старой;
·доступность туризма для широких слоев населения;
·перераспределение турпотока в пользу внутреннего турпотока, сокращение вывоза капитала из страны, привлечение иностранных туристов;
·повышение доходности и инвестиционной привлекательности туристической отрасли;
Состояние туристской отрасли, выявление ее основных тенденций, изучение особенностей развития, разработка предложений и рекомендаций по привлечению туристского потока в республику приобретают значимую актуальность.
1. История развития туризма
туристический экскурсия достопримечательность
1.1 Феноменологический взгляд на историю развития туризма
Люди путешествовали во все времена, где указываются записи древних народов, ввиду расширения своей торговой деятельности и завоевания новых земель. Представители знатного сословия отправлялись в поездки с целью развлечения или заключения торговых и дипломатических отношений. Издревле, со времен Геродота остались записи о путешествиях и странствиях в разные страны, где он описывает быт и традиции местного населения, их местные обычаи и гостеприимства, языки и религию, искусство и прочее.
Во времена завоеваний и географических открытий арабами (8 век), европейцами (12 век Марко Поло) было сохранены записи о путешествиях, поэт Баско неоднократно посещал Японию в 15 веке писал мемуары, которые и по сей день служат справочным материалом для посещающих туристов. Согласно историческим источникам начиная с середины 16 века жители Северной Европы путешествовали с целью лечения к минеральным водам, а также посещали учебные центры Италии, посещали памятникам древних цивилизаций и др. Поначалу путешественниками являлись паломники и дипломатические посланники, знатные люди и вельможы. Понятие «тур» появилось гораздо позже в середине 18 века а термин «турист» стал обозначать участников подобных путешествий.
Туризм является продуктом длительного исторического развития, который заключает в себе 4 исторических этапа:
.до начала 19 в., являющаяся предысторией туризма
.начало 19-20 в., внедрение специальных предложений по производству и потреблению туруслуг (элитарный туризм)
.начало 20 в., образование социального туризма (до Второй Мировой Войны)
.середина 20 в., образование массового туризма (после Второй Мировой Войны)
Предыстория туризма заключает в себя географические описания, общие представления о территориях и населении. В античные времена основным мотивом путешествий являлись торговые отношения, образование, путешествия с целью паломничества, оздоровительные цели. Для осуществления торговых отношений собиралась информация о странах, их обычаях и жителях. Финикийцы прокладывали неведомые пути по морям плыли за пределы Средиземного моря, вдоль западных берегов Европы, Африки.
В Древней Греции проходили Олимпийские игры, куда ежегодно приезжали люди с разных мест, где принимали участие спортсмены Эллады и других древних государств Средиземноморья. С целью освоения новых территорий в дальнее плавание отправлялись ученые и исследователи в числе которых Геродот, Пифей. В этот период строились специальные сооружения в которых размещали спортсменов и зрителей. С образовательной целью римляне из богатых семей переезжали в Грецию. В расцвет Римской империи путешествия приобретали развлекательный образ, путешественники посещали теплые минеральные источники, возникала необходимость соответствующей организации их досуга. В 1 веке до н.э. возникают государственные постоялые дворы, которые находились на пути одного дня езды верхом, а местом стоянки служили главные дороги по которым проезжали государственные служащие (дипломаты).
В средние века возросли религиозные путешествия с целью поклонения святынь христианства и мусульманства, благодаря чему увеличились географические познания человека, крестовые походы привели к массовому передвижению людей в Европе, вслед за ними на Восток двигались священники и паломники в сопровождении бродяг и обездоленных. Значительный вклад по расширению географических и научных познаний внесли такие мореплаватели как Марко Поло, Васко да Гама, Колумб и др.
Второй этап (элитарный) заключает в себя зарождение массового туризма, где важнейшую роль играет технология развития транспорта: появляются пароходы, поезда, расширяются дороги, что обуславливает большую безопасность и скорость перемещения, и уменьшают расходы на поездки. В связи с перемещением людей в новые земли, особенно в Америку, ускоренными темпами развиваются морские путешествия, а в конце 19 века возникают крупные пароходные компании. Увеличение производительности и качество безопасности транспортных поездок, дешевизна и их доступность привели к существенному увеличению потока туристов, в связи с чем возникла острая необходимость гостиничных услуг. Так в начале 19 века на смену комнат для гостей, которые располагались в монастырях, пришли гостиницы и постоялые дворы. Индустрия отдыха увеличивает объемы своего производства, к предприятиям гостиничного обслуживания примыкают первые бюро путешествий, которые организовывали поездки и реализовывали их. В связи с промышленной революции и развитии транспорта возросло количество путешествий и возникла необходимость использования туристических услуг комплексного типа а именно взаимодействие между организациями бюро и гостиницы.
Третий этап (социальный туризм) связан с мировыми воинамии и экономической депрессией, что в последствии оказал отрицательное влияние на развитии туризма.
Туристические поездки значительно изменили свой характер: к развлекательным целям добавились также познавательные. Маршруты заключали в себя посещение исторических мест, а также памятников. Большая часть путешествий приходится на Европу. Основным продуктом тур фирмы являлись дешевые поездки.
Четвертый период связан с массовым туризмом развитие которого пришлось на послевоенные годы. В этот период туризм приобретает свою массовость, потому что путешествие становится потребностью для многих стран, строятся гостиницы, мотели, и так далее. В данный период формируется целая индустрия отдыха: совершается переход от массового конвейерного туризма, который предполагает однообразие потребностей к дифференцированному, который отличается множественностью сегментов и разнообразием предлагаемых услуг.
Формы и виды туризма.
По расчетам, сделанным экспертами ВТО, установлено, что объем внутреннего туризма во много раз превосходит объем международного туризма, соответственно и расходы от внутренних туристов, будут превышать расходы от туристов, выезжающих за границу. На объем внутреннего туризма указывают следующие факторы: занятость гостиничных предприятий, использование авиабилетов, автобусов, железнодорожного транспорта, использование ведомственного и частного сектора, отчет министерств по служебным командировкам внутри страны, использование кредитных карточек туристами в местах пребывания; в некоторых странах учитывается полицейская статистика, определяющая наличие посетителей по их регистрации (друзья, родственники, арендная плата и пр.).
Есть форма въездного туризма (inbound tourism IbT), когда физическое лицо въезжает в страну, которое не является ее гражданином или жителем, к примеру если француз приедет в Армению, то для статических органов Армении, ведущих отчетность по прибытиям/убытиям, будет зарегистрирован въезд туризмом, в связи с тем фактором, что была пересечена Государственная граница. Поскольку ранее внутренний туризм ограничивался без каких-либо формальностей (была единая страна и отсутствовали политические границы), то после обретения республиками независимости путешествия обрели въездной характер, например для украинца посещающего Грузию, он пересекает границу.
Необходимо учесть еще одну особенность туризма, которая помогает нам разграничить в себе понятие «въездной туризм». Рассмотрение термина «внутренний туризм», в большинстве своем имеет рыночный смысл, то есть относится к путешествиям жителей, проживающих внутри своей страны; по статистике национальных счетов «внутренний туризм» связывается с деятельностью туризма с учетом расходов как местных жителей, так и не являющимися гражданами данной страны («въездной туризм»).
Въездной туризм можно рассчитать следующим образом:
IBT=ΣAT,
где АТ - arrival tourism,
сумма всех туристов за определенный период (месяц, год, квартал), въезжающих в страну, не зависимо от транспорта (личный, перевозка, перелет и пр.), что непосредственно фиксируется в Министерстве иностранных дел (МИД), таможенно-пропускных пунктах, охраняемые погранничной службой, контролирующие пересечение государственной границе, а также в Министерстве внутренних дел, ведущих учет иностранных граждан. Существует также понятие «выездной туризм» (outbound tourism - OT), для граждан выезжающих из одной страны в другую, к примеру гражданин Армении выезжающий в Индонезию, для статистических органов, ведущих учет прибытий/ убытий, зафиксируется для Армении - выездной туризм, а для индонезийских служб въездной туризм. В некоторых случаях пересечение государственной границы не существенно так как со многими государствами заключается соглашение о безвизовом режиме, страны СНГ (кроме Туркменистана), и Европейского Союза. Почти 60% международных поездок совершается с целью отдыха, около 30% с деловой целью, остальное приходится на прочие цели. ¾ туристических поездок от общего объема совершается на территории одного и того же региона земного шара, то есть граждане из своей страны выезжают в соседние. Выездной туризм можно рассчитать следующим образом:
OT =ΣDT,
где DT-departure tourism
сумма всех туристов за определенный период (месяц, год, квартал), выезжающих за пределы своей страны, независимо от транспорта (личный, перевозка, перелет и пр.). Данные о выезде из страны фиксируется в таможенной пограничной статистике. По наблюдениям экспертов определяется категории туризма, имеющие тенденцию сочетаться, к примеру туризм в пределах страны (Internal to - AD), сочетает в себе внутренний и въездной туризм, в связи с тем, что путешествующие туристы в независимости от места проживания, во время пребываниями пользуются услугами и товарами местной экономики.
Турзим в пределах страны можно рассчитать следующим образом:
=DT+IbT
Национальный туризм NT (national tourism) сочетает в себе, как внутренний так и выездной туризм; учитывается тот фактор, что граждане одной страны путешествуют как внутри своей страны, так и за ее пределами, тем самым представляют не только свое государство и народ, но и осуществляют определенные расходы.
Национальный туризм можно рассчитать следующим образом:
=DT+OT.
Международный туризм (International tourism-IIT), сочетает в себе въездной и выездной туризм, учитывая тот фактор, что граждане разных стран путешествующих по территории других стран, и совершающих различные расходы с целью удовлетворения своих потребностей и интересов. Международный туризм можно рассчитать следующим образом:= IbT+OT.
.2 Внутренние передвижения в первобытном мире
Туризм являющийся подвижной и динамичной структурой не может существовать без передвижения, его истоки уходят еще во времена первобытных людей, когда они преодолевали огромные территории в поисках условий благоприятных для проживания и пищи. Эта необходимость вынуждала первобытцев знать свои маршруты, уметь хорошо ориентироваться на местности, а также пользоваться тропами животных. Знания о местах с хорошими природными условиями передавались из поколения в поколение. Передвижение долгое время осуществлялось пешим образом, а в дальнейшем стали прибегать к животной силе (ослы, верблюды, лошади). Для перемещения по воде сооружались специальные сооружения в виде плотов. Племена многих народов для ориентирования на местности использовали звезды и солнце. В связи с выживанием народов в суровых климатических условий повысились навыки путешествий, что в дальнейшем послужило предпосылкой географических открытий, для путешествующих с познавательными целями.
.3 Первые путешественники
Жители Океании.
Среди самых первых путешествий совершаемых человеком в древности можно выделить путешествия по Океании. Маленькие челночные каноэ использовали для путешествий из Юго-Восточной Азии к островам Маркизы, Объединенным островам, откуда в 500 году до н.э. полинезийцы проплывали на расстояния более чем в тысячи миль в сторону Гавай. Ориентировались на море путем наблюдения за Солнцем и звездами, полетами птиц. Единственное что не удалось выяснить откуда путешественники пополняли запасы пресной воды и еды.
Жители Средиземноморья.
Представители западной цивилизации путешествовали с разными целями: торговля, религия, обучение, лечение, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания о путешествиях в Ветхом Завете описываются пути торговцев на караванах. С целью изучения новых земель в дальние пути отправлялись и древнегреческие ученые. Накопившиеся знания о различных странах описывались древними географами Страбон (63 г. до н, э. - 20 г. н.э.), Птолемеем (90-168 г.) Большой вклад в историю туризма внес Древний Рим. Римляне одни из первых начали строить дороги по которым они могли путешествовать на большие расстояния, чтобы добраться до знаменитых храмов Средиземноморья; особенно к пирамидам и памятникам Египта. Из богатых семей римляне путешествовали в Грецию с образовательной целью, позднее туристов стали привлекать фестивали, античные соревнования, и разного рода развлечения. Эти перемещения требовали соответствующей организации отдыха, большое предпочтение отдавалось посещению мест с теплыми минеральными источниками. Уже в I веке до н.э. появляются постоялые дворы, которые располагаются в основном на главных дорогах, на таком расстоянии, чтобы на них можно было добраться на лошади верхом, в течение одного дня, для того, чтобы сменить лошадь в надобный момент и напоить ее. Во времена Александра Великого (с 334 г.до н.э.) город Эфес считался одним из главных торговых городов в античном мире, куда приезжало много народу, чтобы посмотреть на акробатов, жонглеров, переполняющих его улицы. Упадок Римской Империи (1 век н.э.) привел в упадок и туризма. Путешествия значительно сократились, дороги износились, в стране царили грабеж и насилие, путешествовать стало небезопасно. В течение последних веков до середины 15 века основным видом путешествие служило паломничество, посещение святых мест.
Массовые передвижения людей происходили в средневековой Европе, происходили во времена крестовых походов, которые совершались европейскими рыцарями и купцами с целью захвать богатств и территорий, за ними на Восток двигалась толпа обездоленных и бродяг. Несмотря на различные цели походов путешествия расширяли географические познания человечества. Описание увиденных рек оставили такие выдающиеся мореплаватели как Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб; благодаря их открытиям количество неизведанных мест значительно уменьшилось.
Американцы.
В 16 веке испанцы для своих путешествий использовали лошадей, исследовали огромную часть Северной Америки. Первые путешествия американцы осуществляли пешком или на лошадях; в дальнейшем стали использовать маленькие лодки и каноэ. С дорогами начали распространяться поездки на почтовых каретах. Большую популярность путешествиям принесло строительство железной дороги по всей стране, а в 1850 г. была основана компания «American Express», которая впервые использовала дорожные чеки (1891). Важным событием в истории путешествий по Америке считаются поездки, совершенные во время Второй Мировой Войны.
.4 Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
Большую долю в освоение малоизвестных стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники в числе которых, Дежнев, Атласов, Лаптев, Челюскин, и многие другие. В 1639 годы впервые достигли берегов Тихого океана; Иван Москвитин пересек Сибирь и вышел к Охотскому морю; в 1643-1646 гг. Поярков совершил плавание из Якутского к Тихоокеанскому побережью; Семен Дежнев пересек устье Колымы через пролив между Азией и Америкой, в устье р. Анадырь; в 1697 году Атласов открыл Камчатку, а в 1711 году русские посетили Курильские острова; 1732 году Иван Федоров со своей экспедицией достигает берегов Аляски, близ мыса Принца Уэльского; 1725-1743 гг. Беринг открывает Алеутские острова, Берингов остров, который назван в его честь, Северо-Западные берега Америки и многие другие.
К началу 19 века были найдены и исследованы целиком или большей частью все крупные реки, большие озера, установлены основные черты рельефов обитаемых территорий. С 19 века изучались приполярные территории исследовались малоизвестные внутренние районы Азиатского континента, этот период ознаменован первыми кругосветными путешествиями во главе Крузенштерна и Лисянского, которые открыли острова в Тихом океане; Лазарев, Беллинсгаузен достигли Австралии, Полинезии, открыли Антарктиду (1821 год); Миклухо-Маклай - Новая Гвинея (70 - е годы 19 века). К началу 20 века благодаря русским мореплавателям во время путешествий была открыта 1/6 часть поверхности суши, занимаемую Россией. Были изучены приграничные территории Азии все берега Европы, значительная часть Северной Америки и многие другие территории.
.5 Всемирные достопримечательности
Еще с древних времен люди мечтали посетить достопримечательности, которые являются чудесами света, среди которых:
.Древнеегипетские пирамиды, включая Сфинкс (Египет)
.Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (Ирак)
3.Мавзолей в Галикарнасе (Турция)
.Статуя Зевса в Олимпии (Греция)
.Статуя Гимоса, так называя Колосс Родосский (о. Родос, примыкающий к Греции)
6.Маяк в Александрии (Египет)
.Храм Артемиды или храм Дианы в Эфесе (Турция)
Среди современных мировых достопримечательностей известны:
.Тадж - Махал (Индия)
2.Великая китайская стена (Китай)
3.Город Петра (Иордания)
4.Гигантские пиктограммы(Перу)
5.Руины Машу-Пиешу (Перу)
6.Комплекс буддийских храмов Боробудур (о. Ява)
Помимо чудес света туристы большое предпочтение отдают местам, которые можно отнести к чудесам природы среди которых наиболее известны: Великий Каньон, Ниагарский Водопад, национальные парки Игуасу (Аргентина), Йеллоустон(США), Вануаз(Франция) и многие другие, океаны, озера, а также чудеса сделанные рукотворно - великие города, музеи, памятники.
.6 Первые турагенства
г. Роберт Смарт из Бристоля регистрирует пассажиров на пароход, плавающий по Бристольскому каналу в Дублин, себя именовал первым пароходным агентом. В 1841 году Томас Кук организовывает массовое движение от Ланкастера до Лонгоборуга на экскурсионном поезде по цене 1 шиллинга с каждого пассажира, его нарекли первым агентом экскурсионных поездов. С 1847 года компания Кука распространяется специальные билеты на дальние поездки, за пределы Англии. В 1863 году Кук организовывает большое путешествие в Швейцарию, а в 1868 году - Северную Америку; по сей день его компания остается одной из самых больших и известных туристических организаций в мире. Среди специалистов организовывающих индивидуальные эксклюзивные поездки можно выделить англичанина Томаса Беннета, служащего секретарем у британского консула в Осло, организовывал театральные туры в Норвегию. С 1855 года именует себя «организатором поездок», и предоставлял индивидуальные туристические маршруты, транспорт, питание, туристическое снаряжение, заблаговременно решал вопрос с передвижением и ночевкой.
.4 Первые организационные экскурсии
Во второй половине 19 века, благодаря Обществу любителей естествознания, имеющие свои организации во многих городах России (Москве, Петербурге, и др) организовывались отечественные общеобразовательные экскурсии для учащихся. В 1905 году были создано первое отечественно-экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба; в 1909 - Кавказское горное общество (Пятигорск). Благодаря деятельности научных обществ и интеллигенции в Москве в 1872 году был открыт Политехнический музей; в 1873 году основан Исторический музей, в 1873 году открывается первый альпинийский клуб в Тифлисе; в 1890 году - горный клуб в Одессе, Ялте и Севастополе. Развиваются и распространяются экскурсии, горные восхождения, пешеходные и велосипедные прогулки, вовлекаются к туризму и экскурсиям школы, гимназии, училища, научные организации. Демократически настроенная русская интеллигенция инициативно стремилась использовать путешествия для познавания и просвещения народа. Возникла необходимость для объединения любителей туризма и экскурсии в специализированные организации. Итак, создаются две ведущие туристические организации в 1895 - Российское общество туриста, а в 1901 - Русское горное общество, действующее до 1917 года.
2. Общая характеристика рынка въездного туризма
Въездной туризм - это система, деятельностью которой служит разработка и продвижение национального продукта на зарубежные рынки с целью обслуживания прибывающих туристов на своей территории. Субъектом во въездном туризме служит фирма рецидив (принимающая сторона), потребителем туристической услуги является турист - лицо, которое путешествует в какую-либо страну не являющуюся страной его обычного местожительства, находящуюся за пределами его проживания на срок не превышающий обычно 1 года, в Армении 6 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью. Составляющие системами служат ресурсы (туристы, капитал), средства (инфраструктура, гостиницы), технологии производства, государственно - правовое регулирование.
Особенностями въездного туризма считаются:
1.Информированность туроператора о качестве тур услуг и условия их производства
.Роль государства осуществляющая те или иные мероприятия для поддержания национального продукта
.Преимущества конкурентоспособности туроператора в создании привлекательности и качества продукта
.Ориентированность на потребителя, изучение рынка сбыта и реализация продукта
.Требования к квалификации сотрудников принимающей фирмы (знание языков, совместная работа с поставщиками, знание правил налогообложения и коммерческой деятельности по приему туристов
.Наличие полномочий по оказанию визовой поддержки
Значение въездного туризма в мировой экономике огромно, так как оказывает влияние на показатели, являющиеся высокодоходной отраслью, здесь взаимосвязь между культурой и транспортом, экологией, занятостью населения гостиничным бизнесом, международных отношений и т.д. Экономический рост обусловлен привлечением иностранного капитала, созданием активных потребителей рынка, повышает рост производства и продаж, создает новые объекты туристической индустрии, что отражается на росте экономических показателей, повышает рост благосостояния у граждан принимающих регионов, благодаря чему увеличивается число рабочих мест, увеличивается количество предприятий туристической индустрии, повышается качество обслуживания, условия жизни, растет забота о окружающей среде, охраняются туристические объекты, безопасность жителей и прочее.
Маркетинговая информационная система изучает деятельность рынка, занимается разработкой и продвижением туристического продукта, который удовлетворяет потребности покупателей. Источники информации подразделяются на внутренние, внешние, первичные и вторичные, а параметром оценки поставщиков туристических рынков является территория, где оценивается размер и объем рынка, сезон спроса и предложения.
Определяющие принципы развития въездного туризма заключают в себя:
.Современный уровень обслуживания, квалификацию обслуживания персонала, кадров
.Формирование качества продукта, конкурентоспособность с принимающими сторонами, содержание полного перечня характеристик, отвечающих требованиям обслуживания
.Привлечение капитала в развитие туристической инфраструктуры
.Стратегическая разработка и развитие брэнда который содержит в себе туризм, людей, рынки и продукты, капитал, традиции и культуру принимающей стороны благоприятные для туризма, безопастность и развитие инфраструктуры
3. Армения как туристическая дестинация
.1 Географическое положение Армении
Армения расположена на юге Закавказья, занимает северо-восточную часть Армянского нагорья, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией, протяженность границ составляет 1254 км, S=29,8 тыс. кв. км. Столица - Ереван, этнос - большую часть составляют армяне 93% (по переписи 2000 г.), остальную часть составляют, русские, курды, другие. За пределами страны армяне проживают более чем в 60 странах в числе которых крупные общины проживают в США, России, Франции, Турции, Сирии, Ираке, Бразилии, Канаде, Греции, Грузии на Северном Кавказе и др. Государственное устройство Республика, в 1991 году Верховный Совет принял Декларацию о независимости Армении, главой государства является - Президент, а исполнительная власть принадлежит Совету Министров во главе премьер-министра
Древние цивилизациии и исторический очерк Армении.
Армянское нагорье - является одной из древних цивилизаций, следы человека обнаруженные при археологических раскопках сочетают в себя разные эпохи (каменный век, неолит, ранняя бронза). В борьбе с ассирийскими захватчиками племена Армянского нагорья объединялись в союзы, в результате которых образовалось государство Урарту. На его территории была воздвигнута крепость Эребуни, которая находится на территории Еревана на холме Арин-Берд. Однако достигши своего пика в 6 веке Урарту распалось. На протяжении многих веков армянам пришлось сражаться за независимость с римлянами, парфянами, скифами, арабами, турками.
3.2 Культура Армении
Культура Армянского нагорья заключает в себя много вековые традиции и достижения многих цивилизаций, на территории обнаружены множество археологических раскопок бронзового века II-I тыс до н.э., были найдены образцы эпохи Урарту - настенные росписи, мелкая скульптура, оружие, которое предоставлены для нас в музее Эребуни.
В эпоху эллинизма, во времена завоеваний Александра Македонского на территории Армении образовались крупные города в числе которых Арташат, Тигранакерт, ярким образцом этой культуры служит архитектурный памятник I век н.э.знаменитый храм Солнца в Гарни расположенный на территории крепости Гарни, который служил летней резиденцией армянских правителей. Также до нас дошли монеты, первых царей Великой и Малой Армении, в эпоху эллинизма зараждается философская мысль, литературные традиции, накануне христианства культура Армении была под влиянием запада (эллинизм и Рим), и востока (Парфия).
В 301 году официальной религией провозглашается христианство (ТрдатIII) с чем связано возникновение новых форм в архитектуре, искусстве.
В 405 году Месроп Маштоц создает армянских алфавит и письменность.
С 7 века началось широкомасштабное строительство монастырей которые являлись религиозным центрам народа, стали строиться для феодалов крепости, ярким примером служит замок-крепость князя Пахлавуни - Амберд (10-11 в.), строились хачкары (мемориальные столбы, плоскости которых заполнялись рельефным изображением. С появлением армянской письменности возникла необходимость открытия школ, возникла историческая наука.
3.3 Обычаи страны
Армяне очень гостеприимный народ, при встрече и расставании предполагается угостить гостя кофе, фруктами и сладостями при минимуме спиртных напитков. Здесь принято уважать старших, общепринятые правила устанавливают, что в присутствии старших молодые встают, здесь не принято громко разговаривать, курить перед старшим поколением. Традиционная одежда была очень красочной, основу мужского костюма составляла рубашка с низким воротом сшитая из шелка и хлопка, и шаровары из темной шерсти. На рубашку надевался так называемый архалук - одежда с низким стоячим воротником, которая застегивалась до талии на специальных крючках и пуговицах. Поверх архалука одевалась темная шерстянная одежда которая опоясывалась высокой упряжкой, а в холодное время одевали жилет и куртку, с рукавами и без застежек, в роли пояса служил длинный шарф, обмотанный несколько раз. Женская одежда была более однородной верхом служило платье с вырезом на груди, на талию повязывали длинный шарф, непременной частью костюма служил передник, женщины также носили много украшений. Традиционные жилища имели свои особенности представляли собой постройки с каменными стенами и глиняной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбцах, источником света служило большое окно и дымоход в крыше, в доме возвышался очаг, в котором была врыта глиняная печь. Внутреннее убранство помещений долгое время оставалось неизменным, в традиционных домах можно было обнаружить сундуки, полки с глиной, посуду сделанную из меди, дерева и пр., хранился деревянный амбар, который служил для хранения зерна и муки. Сидели на полу на подстилках.
3.4 Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира
Для того чтобы изучить развитие международного туризма рассмотрим пять (5) основных регионов мира, которое выделяет ВТО (всемирно-туристическая организация). Среди них:
.Америка
2.Африка
3.Азиатско-Тихоокеанский регион
4.Ближний Восток
5.Европа
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах, где доля этого региона составляет около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений; на Азиатско-Тихоокеанский регион 18% - рынок, 20% валютные поступления (доход); Америка 17% - рынок, 24% - доход; Африка с Ближним Востоком 8% рынок, 5% доход.
В туризме наблюдается обмен турпродуктов например в секторе культурного туризма: жители северных стран Европы проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители теплых стран юга предпочтение отдают горнолыжным курортам. Европа является лидером по числу посещения туристов, например в 2002 году несмотря на незначительный рост в 2% поток туристов составил 400 млн. человек. Доход от туризма значительно возрос до 240 млрд $. в год, в среднем на 1 человека 600 $. Представители этого региона Франция и Испания. Турция лидирует по объему роста международного туризма 19%, Россия, Украина, СНГ - развиваются довольно стабильно.
Несмотря на лидирующее положение Европа имеет ряд факторов, которые влияют на ее конкурентоспособность:
·некоторые западные страны Европы в частности Италия, Греция, Испания, Португалия, вследствие старения своего туристического продукта теряют свою привлекательность и конкурентоспособность
·некоторые северные страны Европы в частности Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция - очень дорогостоящие для туристов, что также влияет на конкретность.
·некоторые страны Юго-Восточной Азии тоже начали развивать свою туристическую индустрию.
Азиатско-Тихоокеанский регион развивается быстрыми темпами, опережая Американский регион, занимает почти 19% туристического рынка. Ведущие представители этого региона Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, где экспорт товаров дополняется экспортом услуг, что связано с стремительным подъемом в развитии телекоммуникаций, международного транспорта и банковской сферы. Таким образом экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, повышается развитие услуг и гостиничного бизнеса и индустрии развлечений - въездного туризма, благодаря которому увеличиваются резервы иностранной валюты и стимулируют рост экономики.
В Американском регионе зафиксировано заметное сокращение потока туристов, что связано с причиной слабой экономической конъюнктуры, что обусловлено с безопасностью после трагедии произошедшей 11 сентября 2001 год. В Карибском субрегионе поток туристов (+8%) и Южной Америки (+12%) произошел энергетический подъем в связи с улучшением экономической ситуации в ряде крупных стран, в числе которых Аргентина и Бразилия, значительно возросли внутренние путешествия. Из наиболее посещаемых стран можно отметить США, Канада, Мексика, которые являются главными туристическими центрами региона. Здесь помимо международного туризма развит и внутренний туризм. Лидером по туристическим прибылям (44%) и валютным поступлениям (64%) безусловно является США. что является следствием огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктурой страны, здесь располагается самая обширная гостиничная и транспортная индустрия.
Африканский регион за последние годы развивается значительно стабильней (+5%), например в 2003 году поток туристов увеличился в 2 раза по сравнению с 2002 годом и составил 9 млн. человек. Доход от туризма составил 12 млрд. в среднем 405 $ на 1 человека. Лидером данного региона является Южная Африка с ростом международных туристических прибытий (11%) однако путешествия внутри региона все еще остаются слабыми и тем самым мешают развитию туризма в регионе. Главным туристообразующим регионом является Европа, туристы в основном посещают Францию, Германию, Великобританию из которых прибывают в Африку почти 20% из числа всех иностранных туристов. Большую часть общего количества прибывающих в регион принимают страны Северной Африки (Марокко, Тунис); доля прибытий составляет 35% В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова, Зимбабве, которые используют свою природные ресурсы, имеют специализацию на пляжном туризме, развита гостиничная индустрия.
Ближний Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и даже сумел увеличить свои показатели на 10%, число прибытий составляет 28 млн. человек. Лидерами данного региона являются Иордания (10%); Объединенные Арабские Эмираты (32%). Саудовская Аравия увеличила показатели как по прибытиям туристов, так и по доходам от международного туризма. По сделанному прогнозу выяснилось, что в 2002 году доход от посещаемости туристов составил 13 млрд. $ в среднем 470 $ на одного пребывающего. Основные потоки пребывающих туристов приходятся на Великобританию, Германию, Францию, США. В следствие войны в Персидском заливе пострадали Ирак и прилегающие страны. Основные туристические центры региона - Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Кувейт, наиболее крупные из перечисленных Египет предлагающий познавательный туристический продукт и Саудовская Аравия предлагающая религиозный туризм, на ее территории расположено очень много мусульманских святынь. Эти две страны обеспечивают почти 70% от общего дохода Ближнего Востока.
3.4 Туристический потенциал Армении индустрии туризма
Армения горная страна с мягким климатом, с высокогорными озерами, здесь находится большое количество культурно-исторических памятников. Уникальным примером одного из памятников можно назвать озеро Севан, которое окружают пологие склоны горных хребтов, по форме они образуют треугольник с площадью чуть более 4800 кв. км., ландшафты очень живописны и своеобразны, горные цепи сменяют альпийские луга и горные леса. Древнее название озера Севан Гегамское море, образовано в следствии вулканической деятельности; в озеро впадают 28 рек и вытекает всего одна река - Раздан, водные запасы используются в целях ирригации полей. В 1938 году на реке Раздан был построен каскад электростанций. В 1981 году был построен гидротуннель под Варденинским хребтом связывающий реку Арпу и Севан, в связи с тем что уровень воды в Севане резко упал и озеро стало заболачиваться, нужно было поднять уровень воды. На побережьях Севана располагаются места отдыха: гостиницы, пансионаты, для отдыха использовались детские пионерские лагеря. Из столицы в Севан ведет железная дорога, и автомагистраль протяженностью 67 км. На озере располагается национальный парк. Помимо традиционных видов отдыха здесь есть возможность создавать спрос на развитие научного туризма. В чем заключается его суть? Как известно на территории располагаются много разнообразных горных пород, которую составляют превосходную коллекцию минералов и камней, имеются золотоносные породы, также здесь растет многочисленное количество растений-эндемиков, которые являются большой находкой для ботаников, для орнитологов доступен мир пернатых, археологом предоставляется возможность исследования памятников.
На территории Армении располагаются несколько заповедников, ярким примером служит Эребунский природный заповедник. В горах расположены потухшие вулканы, один из которых расположен на самой высокой точке Армении вершина горы Арагац (4090 м.). Помимо вулканов, в горах имеются пещеры, благодаря которой можно развивать спелеологический туризм. Очень высок культурно-исторический потенциал Армении, история насчитывает почти три тысячелетие. Одна из древних стран - Армения, обладает уникальными экскурсионными ресурсами, здесь сосредоточено огромное количество историко-культурных и архитектурных памятников, которые представляют самые разные эпохи, начиная от древнего мира и первобытного общества, до архитектурных шедевров армянского средневековья. Туристов в большей степени привлекают памятники, внесенные в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО / Ахпат, Санаин, Эчмиадзин, Кафедральный собор, Звартноц, Св. Гаяне, Св. Рипсиме, Св. Шогокарт, Гегардский монастырский комплекс, Гарнийский заповедник. А самые посещаемые объекты историко архитектурного значения это археологические раскопки до н.э., храмы и крепости Армении.
Эребуни - яркий представитель величия Урарту является историческим центром современной столицы Армении, большое количество раскопох находится в музейных экспозициях Еревана и в самом музее. Обнаруженные раскопки дают представления об уровне развития культуры. Планировка крепости возраст которой приближается к 2800 годам поражает глаз туриста, крепость состоит из цитадели и замкнутых стен, росписи дворца и храмов представлены в музейной экспазиции.
Гарни-единственный сохранившийся языческий храм, расположен рядом с крепостью на скале над рекой Азат. С 3 века до н.э. по 4 век н.э. Гарни служил резиденцией царей Армении, рядом же располагался гарнизон войск. Большинство построек расположенных на этой территории до нас не дошли и сохранились в виде руин. На высшей точке крепости расположен храм, построенный в 1 веке н.э. посвященный богу Солнца Митре. После принятия христианства Арменией (301 год) стали разрушать все языческие храмы, Гарни не стали разрушать так как он находился на территории царской резиденции. Храм представляет с собой эллинийский периптер, выложенный из базальта, украшенный барельефами атлантов, лиственным орнаментом, и каменной резьбой.
Гегард - поражает своей архитектурной структурой, является монастырским комплексом, состоящим из ряда церквей, выдолблен в скалах, расположен в 7 км. от Гарни, приблизительная дата основания начало 4 века. Название храма, историки связывают с хранившимся здесь копьм, по преданию им пронзили Спасителя распятого на кресте. В 1215 году построен главный храм Катогике, который позднее был выкуплен князьями Прошянами, сделавшими обитель своей усыпальницей. Наибольшую славу монастырю принесли пещерные сооружения - монашеские кельи и усыпальницы.
Эчмиадзин - духовный центр Армении, на территории расположен Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, Духовная академия святого Эчмиадзина, резиденция Патриарха Католикаса всех армян, Синод армянской церкви, библиотека, монашеские кельи. Собор является самым древним христианским храмом Армении и одним из первых в христианском мире, построен в 301 году, крестовокупольный, расписан в 1721 г., тематика росписи растительный орнамент. Для хранения даров в 19 веке были построены пристройки, где размещена богатая музейная экспозиция. В Армении также расположено множество музеев, в столице находится Матенадаран - единственный музей древних рукописей на Кавказе, Национальная галерея (третья в постсоветсом пространстве по богатству и значимости коллекций), Исторический музей, Музей современного искусства. Из новых музеев особое внимание уделяют музею Геноцида армян.
.5 Туризм как составная часть национальной программы возрождения экономики РА
Интенсивное развитие туризма за последние десятилетия связано с рядом событий: произошло празднование 1700-летия христианства, 20-я годовщина независимости Республики, приезд Папы римского Иоанна Павла II, в эксплуатацию были запущены ряд гостиниц, построили наземные переходы, мосты и пр. Еще в 2000 году ощущалась острая проблема в отрасли туризма и нужно было искать новые пути ее решения. Основной упор был поставлен на повышение уровня туристического обслуживания, имелись проблемы с бездорожьем, не хватало туристического транспорта, низкий уровень обслуживания, нехватка кадров и прочее. Особое внимание было уделено въездному туризму, который являлся одним из приоритетных отраслей экономики. В связи с большим потоком туристов, который все время увеличивается, правительство было вынуждено разработать программу и осуществить ряд мероприятий по развитию туризма и увеличению качества обслуживания. Для решения поставленной задачи решили привлечь иностранный капитал, помощь была оказана со стороны армянской диаспоры живущей за рубежом, которые вложили свои деньги в гостиничную индустрию. К началу 2004 года гостиничный бизнес имел довольно-таки серьезную конкуренцию, но цены по прежнему оставались высокими; разрешилась часть проблем с автодорогами, хотя их качество все еще далеко от принятых стандартов, частным сектором были закуплены автобусы туристического класса, правительство поставило задачу предоставлять Армению на родном и международных языках. В 2003 году в связи с негативным воздействием иракской войны, представители туристической индустрии были вынуждены прекратить ряд договоренностей со многими представителями различных турагентств. На развитие туризма большое давление оказывал терроризм, хотя Армения и оставалась в стороне от многих негативных воздействий ее долгое время считали прилегающей к региону иракской войны, которая вскоре закончилась и ситуация в стране вошла в свое обычное русло.
3.6 Проекты, стимулирующие развитие международного туризма в Армении
Осуществляемые мероприятия маркетинговой политики в области туризма на мировом туристическом рынке, были направлены на усовершенствование представления Армения, как страны привлекательной и благоприятной для развития туризма. В частности были осуществлены ряд плановых работ:
1.Производимый турпродукт демонстрируется на престижных туристических выставках, вызывающих большой интерес в сфере туристического бизнеса и потенциальных туристов, ежегодно проводимых в Берлине, Лондоне, Париже, Римине (Италия), Милане, Риме, Тбилиси, Токио, Утрехте (Голландия) и Москве, что является серьезным стимулом для увеличения числа, посещающих Армению иностранных туристов.
.С целью обеспечения туристов нужной и достоверной информацией, были выпущены многочисленные рекламно-информационные ролики на разных языках.
.В 2005-2011 гг. с целью ознакомления исторической Родины в Армении проводятся посещения журналистов и туристических операторов из разных стран. В 2010 году в рамках развития туристического центра «Татев» на телеканале «Euronews» в передачах «High Tech» и «Focus» транслировалось открытие канатной дороги «Алидзор-Татев». С целью освещения мероприятия иностранными СМИ было организовано ознакомительное посещение для 25 представителей СМИ из России, Франции, Италии, США и Англии.
.В июле 2011 года Армению с официальным визитом посетил генеральный секретарь ВТОООН Талеб Рафаи, который встретился с президентом Армении, премьер-министром Армении, министром экономики и представителями в области туризма. Во время встреч обсуждались многочисленные вопросы по развитию сферы туризма, в частности, по повышению известности и конкурентоспособности Армении в мире, повышению и улучшению качества обслуживания, развитию и установлению туристического бренда Армении, активизации международного и территориального сотрудничества. Посещение стало серьезным событием в сфере туризма Армении, а также стимулом для рекламы Армении как туристической зоны на международном рынке.
.В апреле 2011 года в Ереване был проведен армяно-русский конгресс под девизом «Новые достижения в межтерриториальном сотрудничестве и армяно-русских взаимоотношениях», в рамках которого был проведен туристический «Круглый стол», который возглавил руководитель Министерства Экономики Армении, присутствовали многочисленные представители сферы туризма Российской Федерации, в том числе, и нынешний руководитель Федерального Турагенства. В итоге были подписаны важные документы, выработаны предложения для дальнейшего сотрудничества.
.18 сентября 2011 по предложению Министрства Экономики Армении в городе Ахтала Лорийской области РА был проведен третий всеармянский фестиваль шашлыка. На фестивале приняли участие около 8000 человек, в том числе, почетные гости из Грузии и Армении. В фестивале участвовали 22 павильона из 4 областей Армении, и одна область из Грузии (из населенного армянами села Хохмел Марнеульского района).
.8 октябтря 2011 по предложению Министерства Экономики Армении в селе Арени в очередной раз был проведен Винный фестиваль, ставший традиционным и народным. На винном фестивале «Арени» присутствовали должностные лица, представители общественных организаций, национальные общины, народные певцы, многочисленные туристы из разных стран, в частности из Франции, России, Италии. В фестивале приняли участие околоо 6000 местных и иностранных туристов. Фестиваль сопровождался демонстрацией почти всех элементов армянской национальной культуры. Проведение фестиваля в селе Арени стимулирует развитие туризма и одновременно способствует экономическому развитию общества. В тоже время развивается культура виноделия, что способствует развитию нового вида туризма - «винный туризм».
Фестивали освещались местными и иностранными СМИ, а также российскими телеканалами «ОРТ», «Мир», «РТР», грузинскими телеканалом «Рустави 2», а также местными - «Центр», «Страна Медиа», «Армения», «Հ1», «Հ2». В итоге мномиллионной аудитории в своей привлекательности были представлены: армянское виноделие, кухня, культураи традиции; по скромным подсчетам, обеспечив на ближайший год более чем 10000 дополнительных туристов.
Реализация программы в предыдущие годы способствовала повышению конкурентоспособности Армении на международном рынке. Таким образом, динамичному росту числа туристических посещений в обусловленных создавшимся спросом благоприятных для вложений условиях, значительный прогресс зафиксирован в процессе формирования ведомственных структур. В частности, в течение 2010-2011 гг. было построено более чем 10 гостиниц, объектов питания и развлечений. Турпакеты более активно охватывают особые зоны охраны природы, историко-культурные памятники, традиционные национальные мероприятия, способствуя этим их росту и развитию.
Цель проекта и ожидаемые результаты.
Основными целями программы являются:
Способствование международной интеграции Армении.
Обеспечение представления и укрепления на международном рынке Армении в перспективе, как стране, благоприятной и привлекательной для туризма, путем осуществления активной и результативной маркетинговой политики.
В результате осуществления проекта предусматривается:
§Способствование увеличению доходов от внутреннего туризма (в частности, въездного туризма)
§Обеспечение перспективы Армении, как страны благоприятной и привлекательной для туризма на мировом туристическом рынке.
§Способствование сохранению темпа роста туристических посещений в Армению около 20%, обеспечив в 2012 году до 900000 туристов, в текущем году ожидается что, отметка достигнет 1 млн.
Анализ тенденций мирового туризма, и результатов осуществления государственных программ по развитию туризма в Армению в прошедшие годы показал, что цель реализации по развитию туризма в 2012 году обусловлена решением следующих основных задач:
üИнтеграция Армении в мировой туристический рынок.
üОсуществление продуктивной маркетинговой политики в области туризма, последовательное развитие процессов, достойного представления результатов отечественного туризма на международном рынке.
Система проектных мероприятий
Система проектных мероприятий предусмотренных на 2012, охватила следующие основные направления: осуществление маркетинговой политики в области туризма, последовательное развитие и усовершенствование рекламно-информационных систем. В 2012 году програмируется активизация и развитие осуществления маркетинговой политики, обеспечения представления о Армении как страны привлекательной для туризма на мировом туристическом рынке, что в свою очередь будет способстовать сохранению роста туристических посещений в Армению. Основной формой представления туристического продукта Армении является ее участие на международных выставках в результате которого многочисленные представители частного сектора в сфере туризма в Армении, получат возможность рекламировать привлекательность туризма нашей страны, предоставят свои туристические пакеты создадут деловые связи с иностранными коллегами.
Непрерывное участие Армении на международных выставках обеспечило видимый прогресс в сфере туризма. Осуществление подобных мероприятий вносит свой вклад в распространение информации о доходности армянского туризма, более тесное сотрудничество с представителями мирового туристического бизнеса и обеспечение стойкого роста туристических посещений в Армению. Изучая и оценивая нынешнее развитие мирового туризма в 2012 году будут осуществлены мероприятия по завоеванию новых рынков. Армянский турпродукт был представлен на рынках известных международных туристических выставках, где участие Армении обеспечит постоянный поток туристов из зарубежных стран, будут создаваться новые взаимоотношения по сотрудничеству между армянскими и зарубежными туроператорами. Опыт прошлых лет показывает, что участие при государственном содействии туроператоров на международных выставках, обеспечивало установление около 30 новых связей, заключение договоров по сотрудничеству, что в свою очередь обеспечивает рост доходов от туристических посещений. В 2012 году государственное содействие было оказано международной туристической выставке «CTS 2012», ежегодно проводимой в столице города, также содействие со стороны министерства экономики РА было оказано осуществлению ряда мероприятий:
.Международная туристическая выставка «ITB2012», проходимая в Берлине;
.Международная туристическая конференция при сотрудничестве с ВТОООН в Ереване;
.Международная туристическая выставка «WIM2012», проходимая в Лондоне;
.Международный фестиваль традиционных ритуально-праздных блюд, проходимых в Ереване;
5.Фестиваль вина в Ереване;
В деле развития и стимулировании доходности туризма важное значение имеет выпуск и распространение рекламно-информационных материалов и расширение географии их распространения. Наличие рекламно-информационных материалов позволяет рекламировать армянский туристический продукт на международных выставках, ярмарках, конгрессах и многочисленных мероприятиях в этой сфере. В 2012 году в рекламно-информационных материалах может вводиться информация о важных событиях, связанных с культурной жизни Армении: об объявлении в 2012 году Еревана - книжной столицей, о праздновании 500-летия армянской типографии; рекламно-информационные материалы были направлены на обеспечение достаточной информацией туристов о стране до их прибытия в нее и для облегчения путешествия. С целью предоставления актуальной и достоверной информации об Армении в 2012 году была предусмотрена и обновлена информационная база о привлекательности туристических структур помещения на интернет сайте www.armeniainfo.am. Сайт предоставит информацию о сокровищах культуры, важных событиях, национальных ценностях, выставочных залах, о туризме, а также другие сведения, необходимые каждому туристу, прибывающему в Армению. С целью обучения и изучения туризма в Армении, были организованы посещения, направленные на знакомство и установление деловых контактов с армянскими туроператорами. Посетив Армению и на месте ознакомившись с армянским туристическим продуктом, туроператоры получат возможность на основе собственных впечатлений оценить и предоставить, привлекательность туристического продукта на рынке сбыта. Международный опыт показывает, что для обеспечения роста и развития туризма в стране особенно важна организация познавательных посещений из стран, которые считаются - целевыми рынками. Основная цель посещений - это армянская культура, традиции, историческое наследие, которое иностранный журналист предоставит в своей стране в издающихся газетах и осветит в журналах. Все это является одним из способов продвижения рекламного продукта Армении, как привлекательной для туризма страны. Организация таких посещений способствует повышению осведомленности о туризме в Армении и привлечению иностранных туристов.
Организация и проведение традиционных празднеств
Опыт разных стран показывает, что ежегодно проводимые фестивали и торжества, привлекают многочисленных туристов, способствуют формированию перспективы Армении, как привлекательной для туризма страны, а также продления туристического сезона, развитию туризма в общинах. Проведения традиционных празднований также прибыльно и актуально в деле привлечения туристов в Армению и повышения привлекательности туризма. В 2012 продолжилось содействие государства с представителями частного и общественного сектора, предусмотрело проведение фестивалей и праздников, охватывающих разные области республики.
Изучая опыт прошедших лет, можно сказать что организация подобных мероприятий способствует развитию территориального и внутреннего туризма. Проведение двух фестивалей в 2011 году охватило около 14000 местных и иностранных туристов, что стимулировало территориальное развитие, активизировало участие местного населения и способствовало денежному притоку, как в местный бюджет так и в экономику и культуру региона. Проведение фестивалей в 2012 году увеличило количество участников и иностранных туристов, которые посетили Армению для участия в фестивалях, продлили сроки посещения и увеличили доходы в местные общинные бюджеты.
Квалификация объектов гостиничного хозяйства
В соответствии с исполнением закона РА «О туризме и туристической деятельности», а также согласно процедуре утвержденной решением правительства Республики Армения «Об установлении порядка и условий предоставления гостиничных услуг, об утверждении порядков и процедур квалификации объектов гостиничного хозяйства», в 2012 году продолжился процесс квалификация объектов гостиничного хозяйства с целью обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых ими.
Развертывание международного сотрудничества в сфере туризма
Международное сотрудничество способствует процессу переподготовки специалистов данной сферы, а развитие человеческих ресурсов обусловлено законом РА «О туризме и туристической деятельности». В сфере международного сотрудничества в 2012 году, осуществляемые мероприятия были направлены на:
üусовершенствование специалистов в области международного сотрудничества и туризма;
üисполнение международных договоров в отношении сотрудничества в сфере туризма;
üсотрудничество с ВТОООН и другими организациями, а также участие в различного рода мероприятий, проводимых в рамках этих организаций;
Создание справочного центра туризма
Согласно закону Правительства РА «О туризме и туристической деятельности» и концепции развития туризма, создание справочных центров и обеспечение их нормальной деятельности является мероприятиями, проводимые государственной политикой. Деятельность справочных центров способствует предоставлению результатов отечественного туризма на должном уровне. Восстановление справочного центра в Ереване будет способствовать повышению результативности распространения сведений о привлекательности отечественного туризма, развитию подведомственных структур, а также повышению качества предоставляемых услуг. Целью создания справочных центров является создание общей справочной базы предоставления справочных услуг, систематизация областных туристических центров Армении и прочее. В 2012 году в Ереване прошла работа, направленная на восстановление туристического справочного центра.
Сотрудничество при осуществлении проекта
С целью осуществления проекта необходимо обеспечить сотрудничество заинтересованных сторон: руководство, страны, местного руководящего органа, частного сектора, международных организаций, населения, а также туристических структур, которое направлено на:
vСоздание базы данных по государственному управлению в области туризма, обработки осуществлению проекта, обеспечению продуктивности их мониторинга с целью повышения их реального результата;
vОсведомления населения о государственном регулировании в области туризма, а также привлечения его для реализации проектов;
vПовышение продуктивности познавательных визитов иностранных журналистов туристических операторов и экспертов, с помощью более привлекательных и содержательных проектов;
vОформление новых, конкурентоспособных туристических маршрутов, обеспечивая в этом активное участие местного населения;
vОбеспечение более солидного участия Армении на международных туристических выставках;
vОбеспечение более свежих и содержательных рекламно-справочных материалов;
4. Правительственные мероприятия и законодательная база Республики Армении по развитию туризма
Развитие туризма в Армении крайне затруднено, что непосредственно отражается на текущем состоянии экономики. После распада Советского Союза экономическая ситуация в стране за последние десятилетия очень осложнилась, региональная война с Азербайджаном на территории Нагорного Карабаха привела к эмиграции населения из страны, в последствии подобная ситуация приняла масштаб национальной катастрофы. Правительство Армении поставила перед собой решить ряд проблем, для того чтобы сформировать концепцию развития туризма, привлечь инвестиции с помощью которых станет возможным реализация новых проектов. За последние годы реализуется политика, направленная на улучшение и развитие туристической сферы посредством разных государственных программ, осуществлением рекламной компании. В 2000 г. была разработана государственная программа по развитию туризма рассчитанная на 3 года, задачей этой программы было созднание нормативно-правовой базы, организация туристической деятельности, информативно-рекламное обеспечение, продвижение продукта на рынок, управление развитием туризма, кадровое обеспечение, переподготовка экскурсоводов нового поколения по специальным курсам и программам, был разработан закон «О туризме и туристической деятельности», закон должен регулировать непосредственное отношение государства с туристической организацией и потребителем, преследовать цели формирования правового поля для работающих туроператоров и турагентов, лицензирующая деятельность гидов-переводчиков, следить за стандартами качества услуг в гостиничном хозяйстве, должен способствовать повышению качества услуг. Правительством предусмотрена разработка предложений по финансированию строительства и реконструкций туристических объектов за счет внебюджетных средств, введены новые изменения и дополнения в ряд законов, среди которых законы: «О туризме и туристической деятельности», «О лицензировании», «Об организации и проведении проверок в организациях, учреждениях, предприятиях». В ходе обсуждений предоставленных законов было выявлено, что есть ряд недостатков, касающихся представления Армении за рубежом в качестве объекта туризма, не защищены права потребителей. Из программы было утверждено развитие курортных санаториев и домов отдыха, где выделена стратегия развития оздоровительного туризма. Правительством было одобрена перспектива развития санаториев и домов отдыха на 2004-2008 гг. Что касательно гостиничного бизнеса правовая база этой деятельности все еще остается не развитой. Принятые законопроекты разграничили отдельные направления развития туризма, а также институциональные элементы, которые позволят увеличить качество предоставления услуг и осуществят контроль за этим процессом, позволят реформировать туристическую инфраструктуру и т.д.
Организации занимающиеся въездным туризмом были освобождены от налога на добавленную стоимость. В 2002 году Министерством экономического развития были приняты два закона, касающиеся развития туризма в общинах и развития курортных санаториев и домов отдыха на территории Армении. Первая часть программы, касательно общин констатирует тот факт, что столичные туроператоры приносят прибыль в бюджет, формируют турпродукт из общенациональных ресурсов; целью программы является формирование территориального развития, создание новых рабочих мест, формирование благоприятных инвестиционных условий, рост бюджетного дохода общин; создать общенациональные системы информации на основе региональных центров; создать координационный центр - Армянское агентство развития туризма. Вторая часть программы, касательно развития санаториев и домов отдыха констатирует тот факт, что число посещений в здравницы сократилось почти в 40 раз; чтобы выйти из сложившейся ситуации надо было решить ряд вопросов: дать оценку потенциалу курортных ресурсов, отдельных курортов, провести инвентаризацию, организовать маркетинговые исследования и т.д.
С музейным сектором связана ценовая политика турфирм, занимающаяся въездным туризмом; слабая конкурентоспособность армянского турпродукта связана с высокими ценами. Особенность армянского туризма состоит в том, что основывается на экскурсионно-познающей составляющей. Существует ряд вопросов, требующих незамедлительного решения: необходимо активизировать и расширять работу по развитию туристической инфраструктуры в областях республики, подготовить кадры среднего звена для сферы маркетингового обслуживания и управления туризма; первоочередными задачами являются: расширение представительства в Армении, демонстрация достижений туристической сферы на международном рынке, создание в ряде стран (США, Великобритания, Испания, Италия, Россия, Япония) информационного комплекса «Армения», издание большого туристического путеводителя с указанными туристическими ресурсами; реализовать коммерческие туристические интернет-проекты.
Анализируя происходящие процессы, можно сказать, что правительство предприняло необходимые усилия для усовершенствования законодательной базы; внедренные правительством акты станут стимулом для повышения уровня туризма Армении и его приближения к международным стандартам.
4.1 Обзор темпов роста международных посещений в РА до 2030 г. Цели и задачи государственной политики.
Основными целями государственной политики являются: увеличение значения туризма в процессе увеличения национального дохода, увеличение жизненного уровня, равномерного территориального развития, сокращение бедности, что обусловлено следующими факторами:
üсоздание новых рабочих мест
üрост количества туристических посещений
Для осуществления поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
ØСформировать новые туристические направления, установить наиболее перспективные направления развития туризма в Армении;
ØПровести качественные исследования, изучить наиболее перспективные целевые рынки для туристического продукта Армении;
ØСформировать характеристики Армении как туристической зоны и отдельных туристических достопримечательностей внутри страны;
ØУлучшить и развить инфраструктуру страны;
ØПовысить качество предоставляемых услуг;
ØОблегчить доступность въезда и выезда из страны;
ØРасширить и развить человеческие ресурсы;
ØОбеспечить безопасность и здравохранение;
ØУлучшить бизнес-среду и среду инвестиций, а также управление туристическими зонами
4.2 Прогнозируемые цели государственной политики до 2030 г.
1.Армения получит возможность повысить прием международных туристов до отметки в 3 млн.
2.Среднегодовой темп посещаемых туристов, стабилизируется на отметке 9% годовых.
3.В условиях 4,1% роста количества прибывающих туристов из Европы в Армению увеличится до 0,3%.
4.Армения в скором времени окажется в списке 50 стран по индексу путешествий и туризма Всемирного экономического форума.
5.Количество внутренних посещений возрастет до отметки в 1,5 млн. туристов.
6.Число ночующих в объектах гостиничного хозяйства возрастет до 11,3 млн.
7.Количество спальных помещений увеличится до 51370 комнат.
8.Занятость гостиниц возрастет до 60%.
9.Государственный расход в сфере туризма составит 49 млн.$
Влияние туризма на экономику страны будет следующим:
.Доля туризма в ВВП возрастет до 12%.
.Объем предоставляемого экспорта Армении возрастет до 23,8%.
.Баланс внешней торговли туризма продолжит оставаться положительным.
.Доход, полученный из международных туристических расходов составит 3 млрд$.
.Туризм, обеспечит занятость населения и предоставит 22 300 рабочих мест, что составит 2% от общей занятости населения.
.Капитальные вложения в сфере туризма составят 535,3 млн $ или 12,3% от общих вложений.
.Качество рабочих условий приблизится к качеству международных стандартов, размер оплаты значительно увеличится.
.3 Международное сотрудничество правительственных структур Армении в сфере туризма.
В настоящее время для решение правительственных программ, по развитию туризма армянское правительство, помимо привлечения частного сектора также задействовало и благотворительные фонды, которые создавались самой диаспорой. Правительство информировало представителей диаспоры о юбилейных мероприятиях 2001 года, заявило о себе как о стране с перспективно развивающейся туристической отраслью. В 2001 году был подписан договор о сотрудничестве Армении с американским фондом «Линей», в котором обсуждались благотворительные программы и проекты, которые предусматривают восстановление дорог, комплексов культуры, музеев, памятников. Общая стоимость программы составила 150 млн.$ из которых 17,5 млн.$ ушло на восстановление культурных строений. На бизнес-форуме, посвященному Армении, проходящему в 2003 году в Нью-Йорке выступил советник президента РА по экономическим вопросам с призывом к иностранным инвесторам, вложить средства в армянскую экономику с условием что армянская денежная единица - драм, явяется весьма стабильной в регионе, вложение позволить восстановить большую часть объектов Армении, что внесет положительный вклад в развитии туризма в целом. Армения активно сотрудничает с международными туристическими организациями; с 1997 года республика вступила в ряды Всемирно Туристической Организации (ВТО) и активно содействовало ей в развитии данной отрасли; с 1999 года вступило в силу Армянское представительство Международного исполнительного корпуса сервиса (IESC), финансируемое Америкой, благодаря которой туристическая отрасль Армении реализует свои программы акцентирует свое внимание на деценрализации туристической индустриии из столицы в регионы, а также на продвижение армянского туристического продукта на международном рынке; в 2003 году - создается информационный центр, «Армения ИТЦ», в которой находится база данных о туристических организациях, гостиницах, объектах питания, музеев и т.д., представляет повышенный интерес как внутренних так и приезжих туристов.
Особое внимание было уделено сувенирной продукции. На проходящем семинаре приезжие туристы могли наблюдать за процессом создания изделий, а сами работы были выставлены на международной выставке. IESC - осуществила еще одну программу, которая называлась «Ночлег и Завтрак», которая проходила в Лорийском и Сюникском марзах, основной целью было создать необходимое условие, чтобы турист мог ночевать не только в столице но и выезжать и оставаться в регионах, пользуясь услугами созданных инфраструктур. ATDA - при содействии экспертов из IESC разработали маркетинговый план на 2003-2004 год, целью которой было расширение списка выставок, в которых могли принимать участие местные туристические фирмы. Армянские туристические фирмы заключают договорные отношения с представителями европейских стран, налаживают отношения с членами СНГ. Армянские представители принимают участие в работе Третьего Глобального Совета по туризму и путешествиям в Португалии; заключают межгосударственный договор с Молдавией «O сотрудничестве в сфере туризма»; заключается договор между президентами России и Армении о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период с декабря 2001 года до 2010 года; были подписаны ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области туризма, о взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в образовании.
.4 Экономические показатели туристической отрасли Армении
Основной целью государственной политики в области туризма в Армении является вложение инвестиций в народное хозяйство, обеспечение территориального развития, создание новых рабочих мест, улучшение туристической продукции и прочее. Все это возможно с увеличением количества международных и внутренних туристов, которые принесут доход в туристическую отрасль. Туризм имеет следующее экономическое значение:
1.Повышает доли ВВП. Туризм обеспечивает 5-7% ВВП Армении, а к 2030 году в перспективе может достичь 10-12%.
.Стимулирует источники дохода, взимаемые государством. Доходы, полученные от туризма бывают прямые, которые образуются за счет создания рабочих мест и действующих предприятий, а также прямых сборов (выездной налог), и косвенные, образующиеся от пошлин и налогов, взимаемые от туристов за предоставленные услуги и товары.
.Повышает доход (прибыль) за счет обмена валюты, обеспечивает объем экспорта для многих стран. Туризм является основным источником дохода, полученного с обмена валюты в 38% стран мира.
.Повышает баланс внешней торговли. Туризм единственная сфера, где баланс внешней торговли всех развивающихся стран остается положительным.
.Приводит к образованию рабочих мест. Ускоренное развитие туризма привело к образованию многочисленных мест. Туризм способен прямо создавать рабочие места в гостиницах, развлекательных зонах, ресторанах, транспортной системе и пунктах по продаже сувениров, а также косвенно - на предприятиях, связанных с туризмом (пищевая промышленность, услуги, торговля). Во всем мире туризм способствует занятости 231 млн. людей, что составляет 8.3% рабочих мест всего мира.
.Создает мультипликационный эффект, влияющий на туризм во время кризиса и является основным экономическим источником для многих развивающихся стран.
.Позволяет преодолеть нищету. Туризм способствует развитию экономики, создает рабочие места в сельских районах и других экономически неблагоприятных зонах.
Изучая тенденции развития туризма в мировой экономике, приходим к выводу, что туризм является важной динамично-развивающейся отраслью экономики. По своей важности в устойчивом развитии туризм помогает преодолевать бедность, разрешает вопросы по охране окружающей среды, повышает роль культурных ценностей, что является острой проблемой для Армении на сегодняшний день. Государственная политика, осуществляемая в Армении, и сотрудничество государства с зарубежной диаспорой и частным сектором привели к количественному и качественному росту в сфере туризма, о чем свидетельствует стабильный годовой рост туристических посещений за последние 10 лет. В 2001-2011 гг. среднегодовой рост туристических посещений в Армению составил 24.3 процента.
Туризм один из наиболее развивающихся секторов экономики, находится в постоянном развитии и расширяется; в 21 веке имеет все перспективы, чтобы стать движущей силой мировой экономики. В 2011 году количество прибытий на территорию РА возросло на 4,4%, почти на 40 млн $ больше чем в предыдущем 2010 году, (количество прибытий около 940 млн); благодаря восстановлению экономического сектора, значительным переменам на Ближнем Востоке, в Северной Африке, а также в Японии.
Туризм заключает в себя многообразие потребностей людей с целью: отдыха, образования, деловые поездки, специализированные цели, осуществляемые туристами за пределами своей страны. Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей, развиваясь довольно-таки быстрыми темпами и имеет важное экономическое и социальное значение так как:
vувеличивает местный доход и валютные поступления;
vразвивает все отрасли, связанные с производительностью тур услуг;
vсоздает новые рабочие места;
vобеспечивает рост уровня жизни местного населения;
vактивизирует деятельность центров и способствует развитию культуры;
По экономическим показателям:
ВВП - 9,8 млрд.$ на 2011 год; рост ВВП - 4,6%; население за чертой бедности - 35%.
Структура ВВП на 2009 год:
Øсфера услуг 48%
Ø