Правоприменение юридических фактов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правоприменение юридических фактов

Введение

Актуальной проблемой в современной России являются юридические факты, которые занимают центральное место в механизме правового регулирования общественных отношений. Неслучайно в исследованиях последних лет им уделяется большое внимание. Юридические факты изучаются специалистами общей теории права и учеными отдельных (отраслевых) наук. Однако нельзя не отметить, что анализируются они, как правило, в аспекте познания конкретного правоотношения или механизма правового регулирования.

В условиях формирования в России гражданского общества и демократических начал переосмысливаются сущность и назначение права, его место в регулировании политических, экономических, социальных и духовных процессов. Без учета юридических фактов их понимание невозможно.

Необходимость теоретической разработки вопросов, связанных с юридическими фактами, обусловлена дальнейшим расширением научных знаний об их сущности, социально-правовой природе и практической направленности. Это должно способствовать исследованиям не только путей и способов изучения юридических фактов, но и практики их реализации в деятельности различных звеньев государственного аппарата, что должно дополнить общетеоретическое представление о рассматриваемой проблеме и создать необходимые методологические предпосылки для проведения соответствующих специально-отраслевых исследований.

Значимость выбранной для рассмотрения проблемы определяется также необходимостью поиска критериев для определения и оценки степени эффективности и совместимости правовых средств и способов реального функционирования, развития социальной практики, дающие каждой личности простор в полной мере пользоваться теми ценностями, которые несут в себе права человека и гражданина.

Степень освещенности темы курсовой работы. Отечественная правовая наука всегда уделяла значительное внимание изучению юридических фактов. В частности отдельным вопросам понимания данной правовой категории посвящены монографии С.А. Зинченко, В.Б.Исакова, З.Д.Ивановой, О.А. Красавчикова, В.Н. Синюкова, М.А.Рожковой. Кроме того, различные вопросы юридических фактов освещаются во многих работах по общей теории права и правоотношений: С.С.Алексеева, С.Н. Братуся, В.М. Горшенева, Ю.К.Толстого и др.

Тем не менее, данная проблема по-прежнему представляет научный интерес в силу ее фундаментальности, а также естественного процесса накопления новых знаний, что побуждает исследователей к уточнению, а в ряде случаев и пересмотру тех или иных подходов при выяснении механизма правового регулирования общественных отношений.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правоприменения юридических фактов.

Предметом исследования являются нормы как материального, так и процессуального права, регулирующие юридические факты в механизме правового регулирования.

Цель исследования заключается в комплексном исследовании юридических фактов как самостоятельной правовой категории и как реального явления, а также выработке рекомендаций по их применению в деятельности судебных органов.

В рамках поставленной цели курсового исследования необходимо решить следующие задачи:

. Выяснить и определить сущность юридических фактов, их основные функции, закономерности формирования, социального и функционального назначения.

. Исследовать основания классификации и виды юридических фактов.

. Определить факты-события, действия, состояния.

. Проанализировать место и роль юридических фактов в механизме правового регулирования.

. Систематизировать проблемы удостоверения и доказывания юридических фактов.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, содержащиеся в трудах А.Г. Братко, С.Н. Братуся, Н.В. Витрука, В.М. Горшенева, Ю.И. Гревцова, З.Д. Ивановой, О.С. Иоффе, В.Б. Исакова, О.А. Красавчикова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, В.А. Кучинского, Г.В. Мальцева, А.В. Мицкевича, Т.Н. Радько, С.И. Реутова, М.А.Рожковой, В.Н. Синюкова, Ю.Г. Ткаченко, Ю.К. Толстого, В.А. Тарасовой, Р.О. Халфиной, В.Н. Щеглова, Л.С. Явича и других.

Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее федеральное законодательство России, правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, материалы судебной практики.

Практическая значимость исследования определяется рекомендациями использования юридических фактов для более простого применения гражданами в каждом конкретном случае. Полученные результаты могут быть использованы правоприменителями в следственно-судебной деятельности.

Структура работы отражает логику исследования, состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка используемых источников.

юридический факт правовой доказывание

1. Общая характеристика юридических фактов в механизме правового регулирования

.1 Понятие и признаки юридического факта

Юридический факт как явление реальной действительности и как научное понятие, отражающее его, имеет свою историю. Этот процесс протекал таким образом, что вначале преобладали определенные юридические факты как непосредственные эмпирические образования, которые не сводились к общему понятию, однако впоследствии появился обобщающий термин «юридические факты».

Так, в римском праве основаниями возникновения прав и обязанностей признавались контракты, пакты, обязательства как бы из договора, обязательства из деликтов и как бы из деликтов и др. Однако юридическая мысль не смогла достичь такого уровня абстрактности, при котором разнообразие существующих оснований, порождающих права и обязанности, можно было «свести к общему знаменателю». Это произошло значительно позже, при развитии экономической жизни, интенсификации гражданского оборота. Термин «юридические факты» ввел в научный оборот Савиньи. Как утверждает немецкий юрист А. Манигк, Савиньи в работе «Система современного римского права» писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношения, юридическими фактами». На авторство Савиньи в отношении понятия юридического факта указывает и О.С. Иоффе, добавляя при этом, что в дальнейшем процесс обогащения этого понятия шел через признание юридическим фактом правонарушения, развития идеи о слитном или сложном юридическом факте, о так называемом предварительном действии (А. Тур) или прообразе права (Е. Зеккель). Дальше юридическая мысль пошла по пути построения общей системы юридических фактов, охватывающих обстоятельства, которым придается юридическое значение, как в области частного, так и публичного права (В. Костес).

В современной юриспруденции юридические факты исследуются как в качестве самостоятельных фрагментов правовой действительности, так и в механизме правового регулирования общественных отношений. Здесь проявляется во многом единообразный подход в определении понятия, места и функционального назначения юридических фактов в процессе регулирования общественных отношений.

Юридические факты, отмечает О.А. Красавчиков, - факты реальной действительности, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий, т.е. возникновение, изменение гражданских правоотношений. Посредством юридических фактов реализуется создаваемая предпосылками возможность возникновения, изменения правоотношений в действительность - участник регулируемого правом общественного отношения становится связанным правами и обязанностями.

Юридические факты, как указывает С.С. Алексеев, - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты - связующее звено между нормой права и конкретным правоотношением, тот «рычажок», который проводит нормы объективного права в движение.

Главная задача, выполняемая юридическими актами в правовом регулировании, по мнению В.Б. Исакова, состоит в обеспечении возникновения, изменения, прекращения правоотношения. Юридические факты, пишет С.Ф. Кечекьян, «во всех случаях являются условиями осуществления норм права». Если нормы права - основа правового регулирования, то юридический факт - проводник правовой энергии.

В последнее время в теории гражданского права предпринята попытка переосмыслить понятие юридических фактов. Так, М. А. Рожкова полагает, что при определении юридического факта нужно основываться на понимании его как реального жизненного обстоятельства, - и дефиниция должна объединять следующие признаки: во-первых, закрепление в норме права абстрактной модели этого обстоятельства, с наступлением которого связываются определенные последствия; во-вторых, фактическое (реальное) наступление этого жизненного обстоятельства; в-третьих, возможность порождать правовые последствия. С учетом этих признаков автор дает следующее определение понятия юридического факта в гражданском праве: это реальное жизненное обстоятельство, которое в силу норм права влечет наступление юридических последствий в сфере гражданских правоотношений. Идея автора о том, что понятие юридического факта не может основываться на понимании его как правовой модели, обстоятельства, заслуживает поддержки.

Приведенные и иные высказывания в основном сводятся к признанию юридическими фактов реальной действительности, жизненных обстоятельств, предусмотренных нормами права. В плане функциональном за юридическими фактами признается роль «рычажков», приводящих нормы объективного права в действие, условий, обеспечительных возможностей возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

При более детальном рассмотрении обнаруживается парадокс. Юридическими фактами признаются жизненные обстоятельства, явления реальной действительности, которые хотя и закреплены в праве (например, в ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть первая от 26.11.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 07 февраля 2011 г. № 4-ФЗ) (далее - ГК РФ)), остаются в силу приведенной их оценки неким внешним фактором. Термины «обстоятельства», «рычажок», «условия обеспечения», «проводник правовой энергии» и т.п. не относятся к праву, в любой их форме (возникновение, существование, изменение, прекращение). Поэтому странным является то, что юридические обстоятельства в действительности являются некими «создателями», порождающими, изменяющими, прекращающими права и обязанности. Кажется, в статусе всего лишь фактов реальной действительности им эта миссия не под силу. Такой регулирующей силой может обладать некий существенный компонент системы права, механизма правового регулирования.

В правоотношении юридический факт является сущностью конкретного права, а если точнее, организацией сущности второго порядка. Оказывается, что применительно к организации исходной сущности такую роль играют нормативные акты, а в отношениях возникновения правоотношения такую роль выполняют юридические факты (по сложившейся терминологии). Возникает вопрос: как организовывается сущность конкретного субъективного права, именуемая юридическим фактом? Сложность возникает из-за ряда существующих понятий, классификации определенных юридических фактов.

На самом деле трудно представить, каким образом юридический факт - событие, может выступать формой организации сущности субъективного права? Проще этот вопрос решается в отношении волевых действий (сделка, административный акт, решение юрисдикционного органа и т.п.). Но, думается, существует решение и этого вопроса.

Во-первых, большинство юридических фактов носит волевой характер. Как отмечает Р.О. Халфина, юридические факты в подавляющем большинстве случаев таят в себе акт поведения, который по воле лица либо помимо его воли приводит в действие механизм правового регулирования.

Весьма определенно на этот счет высказался русский ученый В.И. Синайский: юридический факт есть понятие чисто юридическое. Само по себе никакое обстоятельство не может вызвать юридические последствия, если за таким обстоятельством право не признает свойства производить эти последствия.

Во-вторых, никакие события сами по себе не могут порождать, изменять или прекращать правоотношения. Эта роль возлагается на волевые акты в статусе юридических фактов. Наступление события (смерть, рождение человека, истечение срока и т.п.) - это физические, биологические, химические и иные явления, которые в качестве условий лишь побуждают соответствующих субъектов сформировать в этой связи волевой акт в качестве юридического факта. Смерть, как отмечают О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский, является юридическим фактом не в своем естественном начале, а как обстоятельство влияния на общественные отношения, участником которых был в свое время умерший. В силу факта смерти эти отношения подверглись изменению. Право же признает смерть юридическим фактом для того, чтобы в связи с ее наступлением определить, как именно должны измениться такие отношения. Смерть человека, как и его рождение, в юридическом смысле не является чем-то негативным или позитивным. Право к этим оценкам нейтрально. Поэтому смерть и рождение как физические явления - лишь предпосылки для формирования волевого акта как юридического факта, порождающего или прекращающего определенные правоотношения. Это выражается в деятельности медицинских организаций, органов опеки и попечительства, возможно органов МВД и др. В конечном итоге, юридическим фактом, порождающим, изменяющим или прекращающим определенные правовые отношения в приведенном случае, является акт регистрации рождения или смерти гражданина. Именно с ним в дальнейшем будут связаны исходные правовые последствия рождения или смерти. Включение факта физической смерти человека, его рождения, других событий в систему юридических фактов не позволяет понять механизмы действия права и их применения на практике. Все юридические факты - правовые волевые явления, не имеющие ни грамма материального вещества, так как они, как и право в любом его понимании, относятся к области идеального. Посредством идеального можно «препарировать» явления реальной действительности, в том числе события, если того требует «правовая жизнь».

Примером могут служить институты объявления человека умершим и признания его безвестно отсутствующим, действующие в качестве специальных правил. Как и при безвестном отсутствии, объявление лица умершим происходит при определенных обстоятельствах. Применительно к институту объявления гражданина умершим таким общим условием является определенный срок отсутствия сведений в месте жительства о месте его пребывания (п. 1 ст. 45 ГК РФ). Однако завершающим волевым действием, выступающим в качестве юридического факта, порождающего определенные последствия, выступает акт государственной регистрации. Именно с ним связаны все исходные последствия в тех правоотношениях, в которых находился гражданин.

Таким образом, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие отдельное правоотношение, всегда выступают в качестве волевых актов. В тех случаях, когда процесс правового регулирования порождается событиями, последние выступают лишь материальными условиями, предпосылками, не входя в таком виде в юридический факт.

Факт - это реальное событие, явление; то, что действительно произошло. Таким реальным событием является юридический факт. Очевидно, возникновение, изменение, прекращение правоотношения связано с более общим фрагментом права. Таковым является волевой юридический акт. Данное понятие выполняет обобщающую роль, служит неким общим родом при классификации и сведении к единому значению юридических фактов. Но при этом в данное понятие вкладывается вполне определенный (подлинный) смысл.

С учетом изложенного, можно определить общее понятие юридического факта безотносительно того, что он порождает нормы права, отношения правового статуса или права в сфере конкретного правоприменения. Юридические факты представляют собой волевые акты, порождающие, изменяющие или прекращающие права (объективные и субъективные). Это общее (родовое) понятие юридического факта, которое имеет лишь ему присущие признаки.

Анализируя основные признаки юридических фактов В.Б. Исаков пришел к выводу, что по своей природе последние являются материально-идеальными, в них имеет место тесное единство материального содержания и юридического оформления, что не должно ускользать из поля зрения ученого и специалиста-практика. Юридическим фактам свойственна единичность, конкретность. Они несут информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, выражены вовне, указывают на наличие или отсутствие определенных явлений материального мира, вызывают предусмотренные законом правовые последствия.

Приведенные признаки свидетельствуют о том, что автор придерживается классического (традиционного) представления о природе юридических фактов. Признание их материально-правовыми, очевидно, связано с тем, что это - явление реальной действительности, фрагменты материального мира, преобразованные законодателем в идеальные, правовые.

Думается, в юридических фактах нет ни грамма материального, если не считать тот внешний материальный носитель (бумажный или электронный), на котором фиксируется правовая информация (юридический акт, договор, акт государственной регистрации и т.п.) Юридические факты - всецело правовые формы, выполняющие только им присущую регулирующую роль.

Под влиянием сложившихся методологических положений В.Б. Исаков ведет настойчивый поиск ответа на вопрос: обладают ли юридические факты свойством истинности? С одной стороны, в одном своем значении слово "факт" - это элемент, "дискретный кусок" объективного мира. А с другой, он моделируется в нормах права в соответствии с потребностями общественного (в том числе правового) развития. Истинность юридических фактов имеет также практическое правовое значение. Таким образом, истинность - свойство юридических фактов в аспекте их как идеальных явлений.

В связи с необходимостью более точно отразить в нормах права фактические обстоятельства в качестве юридических фактов существует, как утверждает В.Б. Исаков, особый, фактографический язык, благодаря которому используются слова и термины, единообразно понимаемые всеми субъектами, реализующими правовые нормы. Здесь имеет место оценка юридических фактов как материально-идеальных фрагментов реальной действительности. На наш взгляд, для выявления и правовой оценки существенных признаков не столь важно единичны они или конкретны, объективированы во вне и несут информацию о состоянии общественных отношений. Ведь все элементы механизма правового регулирования таковы. Кроме того, признаки юридических фактов должны быть только правовыми. Признаки, свойственные всей разновидности юридических актов, не должны быть присущи другим компонентам системы права и механизма ее движения.

В этом значении могут предстать следующие признаки:

юридические факты - это волевые акты субъектов права;

это правовые акты, а не политические, социальные, экономические, духовно-идеологические;

волевые юридические акты закрепляются в нормах объективного права с той или иной степенью конкретности;

юридическими фактами порождается и закрепляется сущность того объективного или субъективного права, которое возникает как содержательное явление этой сущности (система норм, субъективное общее, правовой статус, правосубъектность, компетенция или конкретное право);

посредством юридических фактов обеспечиваются возникновение, изменение и прекращение прав (объективных и субъективных);

юридические факты - самый существенный элемент механизма правового регулирования. Однако в силу своей глубины и абстрактности он менее всего очевиден при выяснении роли того или иного компонента в механизме правового регулирования;

вся регулирующая роль норм объективного права, предшествующая нормативному или индивидуальному юридическому факту, протекает и трансформируется в новые нормативные или субъективные права только посредством юридических фактов. Степень трансформации норм объективного права посредством юридических фактов не имеет значения. Даже в тех случаях, когда без каких-либо изменений модели объективного права посредством юридического факта распространены на конкретных участников правоотношения, имеет место новая правовая форма, новое право.

Как видно, юридические факты играют центральную, сущностную роль в возникновении, движении, прекращении права во всех его формах и модификациях.

Рассмотрение признаков юридических фактов позволяет точнее сформулировать задачи их научного исследования. Конкретность юридических фактов не означает, что в научном исследовании речь должна идти о "сделке гражданина Иванова" или "юридическом поступке гражданки Петровой". Научное исследование оперирует с обобщенными, абстрактными представлениями о действительности. При этом какие-то частности, детали, свойственные конкретным ("персонально определенным") юридическим фактам, неизбежно теряются. Взамен этого на первый план выступает другое - то, что в конкретной сделке можно и не увидеть - закономерные связи и отношения юридических фактов, их сущностные признаки, позволяющие классифицировать юридические факты, их функции в правовом регулировании общественных отношений.

.2 Функции юридических фактов в механизме правового регулирования

Для углубления представлений о содержании юридических фактов необходимо дать их функциональную характеристику.

Функции юридических фактов - это обобщенная характеристика их роли и задач в механизме правового регулирования. Правовое регулирование - сложная, многоплановая система, соответственно, не одинаковы и функции, которые выполняют в ней юридические факты. В зависимости от связи с элементами правовой системы можно выделить основную и дополнительные функции юридических фактов.

Основная функция. Главная задача, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Правильно понять и оценить значение указанной функции юридических фактов можно лишь в более широком контексте, в связи с функциями других элементов механизма правового регулирования. Отправным, ведущим элементом механизма правового регулирования выступают юридические нормы. Именно норма права содержит общую (абстрактную) программу (модель) поведения субъектов, рассчитанную на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев реализации. Другим элементом механизма правового регулирования выступает правоотношение - конкретная модель поведения для конкретных субъектов, программа действий в определенной социально-юридической ситуации. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. В этом - основная задача, главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют тем самым стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

Дополнительные функции. Помимо своей основной задачи, юридические факты могут быть нагружены рядом дополнительных функций. Так, в некоторых случаях юридические факты выполняют функцию гарантии законности. Существуют юридические факты, которые связаны с особо важными участками правового регулирования, на которых возлагается повышенная ответственность за состояние законности. Имеются в виду, например, основания для отказа в приеме искового заявления (ст. 134 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ ), основания для возбуждения и прекращения уголовного дела (ст. 27, 140 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ ), обстоятельства, исключающие преступность деяния (ст. 37-42 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ) и другие. Эти юридические факты - своего рода ключевые точки правового регулирования. Законное принятие искового заявления, возбуждения или прекращения уголовного дела предопределяет правомерность всех последующих действий. Поэтому закрепление данных юридических фактов выступает как важная гарантия законности.

Другая дополнительная функция юридических фактов связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. В области права люди не только ориентируются на правовые последствия, но и учитывают юридические факты, которые эти последствия обусловливают. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли (основания для премирования, поощрения, предоставления отсрочек и льгот), появления других юридических фактов стараются избежать (основания для применения мер ответственности, пропуск сроков исковой давности и т.д.).

Юридические факты, таким образом - не пассивный элемент механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и реально используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов. Невозможно что-либо сказать о юридических фактах, если представлять их себе как некое нерасчлененное целое. Научная классификация юридических фактов представляет собой тонкий инструмент проникновения в глубь предмета, в существо свойственных ему закономерностей. Данному вопросу посвящена вторая глава работы.

2. Классификация юридических фактов

.1 Основания классификации и виды юридических фактов

Классификация юридических фактов - один их хорошо разработанных в теории аспектов темы. В самых ранних работах по проблемам юридических фактов, мы видим попытку их обобщить, систематизировать, ввести в определенные рамки. Выработанная в результате классификации юридических фактов - достижение правовой мысли своего времени, оказавшие заметное влияние на развитие юридической теории. Не случайно эта классификация в основных своих моментах сохранилась и в настоящее время.

В основу традиционной классификации положены три взаимосвязанных признака. Первый - «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия - поступки человека, акты государственных органов и т.д. События - явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека.

По второму признаку действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующего законодательства) поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства. Значение этого подразделения заключается в том, что оно охватывает две в известной мере противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны - договоры, сделки, административный акты, связанные с «нормальными» правовыми отношениями, с другой - проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений. При самом скептическом отношении к юридическим классификациям нельзя не видеть здесь достижения абстрагирующей юридической мысли, охватившей единой классификаций юридические факты с противоположным социальным знаком.

Согласно третьему признаку правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Значительная часть правомерных поступков порождается материально-предметной деятельностью людей (производством и потреблением материальных благ, созданием произведений литературы и искусства, открытия и изобретения и т.п.). Юридические акты - действия, прямо направленные на достижение правового результата. Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов.

Юридические факты чрезвычайно многообразны. Анализу отдельных видов юридических фактов (договоров. актов, сроков правонарушений и др.) посвящена обширная научная литература. По этой причине в настоящей работе рассматриваются лишь некоторые виды юридических фактов, причем не ставится задача дать им всестороннюю характеристику.

Юридические факты-действия - основной, определяющий вид юридических фактов. В правовом регулировании действия вступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений, наступления иных правовых последствий. С другой стороны, действия выступают в роли того материального объекта, на который воздействуют правовые отношения и ради которого собственно и осуществляется все правовое регулирование. Рассмотрение действий в качестве юридических фактов, таким образом, лишь один из аспектов изучения их роли в правовом регулировании.

Юридические действия - сложный и многоплановый объект классификации. Уложить в единую классификационную схему разнообразные проявления деятельности субъектов права далеко не просто. В научной и учебной литературе используется ряд делений правомерных юридических фактов-действий: по субъекту (действия граждан, организаций, государства); по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия); по отраслевой принадлежности (материально-правовые, процессуальные); по способу совершения (лично, через представителя); по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документом) и др.

Существенную теоретическую и практическую роль играет систематизация неправомерных действий. К числу важнейших классификаций можно отнести подразделения неправомерных действий: по степени общественной опасности (поступки, преступления); по субъекту (действия индивидов, организаций); по объекту (преступления против личности, преступления в сфере экономики, преступления против общественной безопасности и общественного порядка и т.д.); по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и др.); по форме вины (умышленные, неосторожные); по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).

Юридические события. Правовое регулирование не может не отражать того обстоятельства, что в жизнь объекта, в деятельность коллективов и граждан порой вторгаются факторы стихийного характера. Подобные обстоятельства учитываются, в частности, путем закрепления в законодательстве юридических фактов-событий. Юридические события самостоятельно и в сочетании с другими юридическими фактами вызывают возникновение правоотношений, влекут изменение прав и обязанностей, прекращают правовые отношения.

В юридической литературе юридические события обычно определяются как обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и сознания человека. Представляется, что подобное понимание юридических фактов-событий нуждается в некоторых уточнениях.

Во-первых, многие события в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение человека, его смерть, пожар и т.п.). Такого рода фактические обстоятельства называют относительными событиями (термин предложил О.А. Красавчиков).

Во-вторых, развитие науки и техники увеличивает возможности человека в воздействии на процессы и явления природы. То, что сегодня не зависит от воли и сознания человека (ливни, лавины, землетрясения), завтра может стать управляемым или частично управляемым процессом. Область явлений, не зависящих от воли и сознания человека не остается неизменной, соответственно, сокращается и область чистых событий.

Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям: по происхождению - природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека; в зависимости от повторяемости события - уникальные и повторяющиеся (периодические); по протяженности - моментальные (происшествия) и протяженные во времени (процессы); по количеству участников - персональные, коллективные, массовые; последние - на события с определенным и с неопределенным количеством участвующих лиц; по характеру наступивших последствий - на события обратимые и необратимые и др.

Сроки. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность - важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. По этой причине сроки - достаточно распространенная категория юридических фактов. Функции сроков в правовом регулировании чрезвычайно многообразны. В литературе упоминается о предупредительном действии сроков, кроме этого, сроки выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т.д.

Сроки - такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо.

Отличительная черта срока - определенность его начального и конечного моментов. Начало течения срока зависит от установленных в законе юридических фактов (например, момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права). Конец срока определяется истечением некоторого количества единиц времени. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт.

Элементом срока является также сознательно избранный масштаб (эталон, измеритель) времени. Универсальным масштабом времени являются год, квартал, месяц, декада, неделя, день, час. Например, согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Однако, как правильно отмечается рядом авторов, в практике правового регулирования применяются и другие эталоны времени - срок жизни человека, срок навигации, срок доставки почтового отправления и т.д. Как определяет та же статья 190 ГК РФ, срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

2.2 Проблема установления и доказывания юридических фактов

Факты, прежде чем они проявят свое юридические значение, должны быть надлежащим образом установлены. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки. В гражданском и уголовном процессе по этому вопросу имеется обширная литература. Определенное внимание проблеме установления и доказывания юридических фактов уделяется и в других отраслевых юридических науках. Однако в общей теории государства и права этот круг вопросов сравнительно нов.

Отправной «точкой» правоприменительного процесса выступает юридически значимая социальная ситуация. Именно она - основание и конечный объект социально-правового организующего воздействия. Но в сферу правового регулирования социально-юридическая ситуация входит не непосредственно, а через своего «представителя» - юридический факт. Юридические факты (фактические составы), в свою очередь, вводятся в правоприменительный процесс посредством доказательств. Доказательства - это фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме.

Можно ли считать доказательства юридическими фактами? В юридической практике, к сожалению, не всегда проводится четкая граница между теми и другими. Трудность в решении данного вопроса обусловливается следующим противоречием. С одной стороны, доказательства - это фактические обстоятельства, вовлеченные в юридический процесс и через него связанные с наступлением правовых последствий. Далеко не всякие факты действительности могут выступать в роли юридических доказательств. С другой стороны, как видно из предшествующего изложения, доказательства нельзя смешивать с юридическими фактами, составляющими предмет доказывания по делу. Отсутствие юридического факта исключает применение нормы, тогда как отсутствие доказательства не исключает, как правило, представления других доказательств.

Завершающим этапом процесса доказывания юридических фактов является их оценка. Оценочность - неотъемлемый элемент целесообразной сознательной деятельности. Она пронизывает весь ход процессуального познания, начиная с самых первых его этапов: оцениваются различные версии, относимость и допустимость отдельных фактов, их достоверность и т.п. Наибольшую трудность, как свидетельствует практика, представляет оценка достаточности собранных по делу доказательств.

С точки зрения теории информации, правоприменительная деятельность - это процесс преобразования информации о фактических обстоятельствах дела в информацию о принятом решении. Ключевым моментом этого преобразования являются юридическая оценка фактических обстоятельств, их квалификация. Содержанием юридической квалификации является сопоставление информации о фактических обстоятельствах с их юридической моделью, закрепленной в юридической норме. Именно в результате квалификации фактическое обстоятельство признается юридическим фактом, официально приобретает качество юридического факта или состава. Ошибка в квалификации означает приписывание фактам несвойственного им юридического значения либо игнорирование фактов, имеющих юридическое значение. И первое, и второе влечет принятие необоснованного, незаконного решения.

Фактическая основа правоприменительного акта иногда включает не только факты, установленные в определенном законом порядке, но и некоторые другие обстоятельства. Имеются в виду факты, признанные судом общеизвестными, имеющие преюдициальное значение, презумпции и фикции. Эти факты не нуждаются в доказывании, они входят в состав юридических (или доказательственных) фактов в «готовом» виде. Устранение из процесса этих фактических обстоятельств сделало бы процессуальную деятельность неоправданно формальной и казуистической, существенно отяжелило бы весь юридический процесс.

Изложенное выше, хотя по необходимости весьма схематическое описание процесса установления юридических фактов позволяет сделать следующие выводы:

нельзя ни отождествлять юридические факты, доказательственные факты, доказательства, ни разрывать их. Это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания;

установление юридических фактов представляет собой информационный процесс, содержание которого заключается в преобразовании информации о фактах: из разрозненной - в систематизированную, вероятного знания - в достоверное;

установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) - признать или не признать за ними качество юридического факта (юридического состава).

Заключение

Осуществленное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

. В настоящее время в литературе традиционно внимание уделяется вопросам характеристики юридических фактов, а не их понятию, сущности, свойствам. Правоприменитель, решая конкретное дело (уголовное, административное, гражданское) и толкуя норму права, должен соотносить конкретный случай с общеправовым понятием юридического факта. Он исследует фактические обстоятельства с точки зрения выяснения их роли как оснований наступления тех или иных правовых последствий. Для этого судья, адвокат, прокурор должен располагать четким общетеоретическим понятием юридического факта, которое бы ему позволяло в необходимых случаях отграничивать их от иных правовых явлений, правильно определять основания и момент возникновения правоотношений.

. Как было установлено в ходе исследования, под юридическим фактом необходимо понимать реальное жизненное обстоятельство, выраженное в системе специальных юридических признаков, которая является юридическим основанием наступления правовых последствий.

. Юридические факты имеют следующие признаки: 1)юридические факты - это волевые акты субъектов права; 2) это правовые акты, а не политические, социальные, экономические, духовно-идеологические; 3) волевые юридические акты закрепляются в нормах объективного права с той или иной степенью конкретности; 4) юридическими фактами порождается и закрепляется сущность того объективного или субъективного права, которое возникает как содержательное явление этой сущности (система норм, субъективное общее, правовой статус, правосубъектность, компетенция или конкретное право); 5) посредством юридических фактов обеспечиваются возникновение, изменение и прекращение прав (объективных и субъективных); 6) юридические факты - самый существенный элемент механизма правового регулирования. Однако в силу своей глубины и абстрактности он менее всего очевиден при выяснении роли того или иного компонента в механизме правового регулирования; 7) вся регулирующая роль норм объективного права, предшествующая нормативному или индивидуальному юридическому факту, протекает и трансформируется в новые нормативные или субъективные права только посредством юридических фактов. Степень трансформации норм объективного права посредством юридических фактов не имеет значения. Даже в тех случаях, когда без каких-либо изменений модели объективного права посредством юридического факта распространены на конкретных участников правоотношения, имеет место новая правовая форма, новое право. Следовательно, юридические факты играют центральную, сущностную роль в возникновении, движении, прекращении права во всех его формах и модификациях.

. Основная функция юридических фактов - служить основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридический факт выступает в качестве необходимого элемента в структуре причинно-функциональной связи между общественными отношениями, нормой права и правоотношениями. Но в механизме правового регулирования юридические факты выполняют также ряд дополнительных функций - познавательную, прогностическую, процессуальную и др.

. Классификация юридических фактов - необходимое средство изучения правовых отношений, особенностей правового регулирования. В этом качестве она широко используется в науке, на практике, в юридическом образовании. По нашему мнению, научная и практическая ценность классификации юридических фактов раскрыта еще не в полной мере. Ее дальнейшее развитие может оказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в том числе для социологических исследований в юридической науке.

. Роль юридического факта состоит в том, что он распространяет действие нормы на конкретные обстоятельства, служит связующим звеном между этими обстоятельствами и нормой; является конкретной формой реализации дозволения или запрета; определяет основание и момент наступления правовых последствий; придает юридическое значение той или иной деятельности или поведению.

Таким образом, практический смысл и научная ценность исследования юридических фактов заключается в том, что они связывают право с жизнью, позволяя быстро реагировать на изменения в общественных отношениях.

Список используемых источников

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 25.03.2004 №1-ФКЗ, 14.10.2005 №6-ФКЗ, 12.07.2006 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2007 г. №5-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 26.11.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 07 февраля 2011 г. № 4 -ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5.- Ст.410.

.3. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 04 мая 2011 г. № 98-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. от 03 мая 2011 г. № 95-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52. - Ст. 4921.

.5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 04 мая 2011 г. № 97-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

.Литература

2.1. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. - М.: ИНФРА, 2009.-с.433.

.2. Гражданское право: Учебник в 3-х т. Т.1. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого - М.:«РГ Пресс», 2010- 689 с.

.3. Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве / В.Б. Исаков.- М.: Юрист, 2008.- 235 с.

.4. Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву // Избранные труды в 4 т. Том 1. / О.С. Иоффе.- СПб., 2006.- 345 с.

.5. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. - М.: ИНФРА, 2008.- 456 с.

.6. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве / О.А. Красавчиков. - М., 1958.-240 с.

.7. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе / С.Ф. Кечекьян. - М., 1958. - 345 с.

.8. Марданов Д.А. Юридические факты в механизме правового регулирования гражданских исполнительных правоотношений / Д.А. Марданов // Журнал российского права. - 2006. - № 10. -С.34-36.

.9. Малько А.В., Шундиков, К.В. Цели и средства в праве и правовой политике / А.В. Малько, К.В. Шундиков. - Саратов, 2009.- 456 с.

.10. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права / И.Б. Новицкий.- М.: Юрист, 2008.-236 с.

.11. Ожегов С.М. Словарь русского языка / С.М. Ожегов. - М.:ИНФРА,2008.- 800 с.

.12. Рожкова М.А. Юридические факты в гражданском праве / М.А. Рожкова. - М.: Норма, 2007.- 230 с.

.13. Синайский В.И. Русское гражданское право / В.И. Синайский.- М.: Юрист, 2007.- 458 с.

.14. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении / Р.О. Халфина.- М.: Юриздат, 1974.-339 с.

.15. Чеговадзе Л.А., Рябов А.Е. Юридические факты: события, действия, состояния / Л.А. Чеговадзе, А.Е. Рябов // Правосудие в Поволжье. 2004. № 2. С.45-52.

Похожие работы на - Правоприменение юридических фактов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!