Правоохранительные органы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правоохранительные органы

Введение

судья присяжный арбитражный

В соответствии со ст.10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо прописывает данную норму. Она гласит: «Судьи - носители судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа».

Судьи всех степеней, осуществляющие судебную власть именем Российской Федерации и наделенные для этой цели соответствующими полномочиями, образуют в своей совокупности судейский корпус.

С целью подтверждения факта действий от имени Российской Федерации, Законом «О статусе судей» утверждены символы судебной власти. Они представлены следующим образом:

. На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.

. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

. Каждому судье выдается соответствующее удостоверение.

Лица, желающие работать в качестве судьи должны соответствовать перечню довольно жестких требований.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу.

Присяга дисциплинирует судью в его работе, а так же является юридическим основанием его ответственности за нарушение изложенных в ней принципов.

.       
Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных, уставных и других судов, могут определяться федеральными законами, или законами субъектов Российской Федерации. Всем без исключения судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы, т. к. они находятся на государственной службе и обладают достаточно высоким статусом.

Большие разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится им как носителям судебной власти, действующим от имени государства, наделенным полномочиями по осуществлению правосудия и призванным при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст.46, рассматривает, как универсальное, ничем не ограниченное.

Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в ранее упомянутом Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 3132-1. При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования.

Первое общее требование для всех судей - наличие у них гражданства Российской Федерации.

Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Следующее условие - возрастной ценз для судей установлен не менее 25 лет, но лицо этого возраста может занимать должность судьи только первого звена судебной системы.

В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет, а судьей Конституционного Суда, - 40 лет.

Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, при разрешении ими сложных ситуация.

В соответствии с комментируемой нормой судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование.

Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Следующим требованием для судьи низшего звена является стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование - обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

Законом установлено, что судья «обязан неуклонно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности».

Существуют и некоторые запреты для лиц, имеющих судейский статус. Так судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он не вправе быть даже третейским судьей.

Судья же Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Как указывалось выше, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации.

Так Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 16911 Закон о статусе судей был дополнен новой статьей 4.1, которая в обязательном порядке предписывает прохождение медицинского освидетельствования кандидатом на должность судьи для подтверждения отсутствия у него заболеваний, препятствующих назначению на должность

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

В соответствии со ст.5 Закона «О статусе судей», председатель суда, в котором открылась вакантная должность, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, соответствующий установленным к кандидатам требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Обязательным условием здесь является то, что назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Таким образом законодатель исключил возможность Президента подстраивать под себя судебную власть, назначая на должности «нужных» ему людей.

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Мировой судья в первый раз назначается на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Полномочия судьи прекращаются:

в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;

в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста;

на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

2.      Гарантии независимости судей

Устанавливая столь высокие требования к лицам, имеющим высокий статус судей, Закон гарантирует и их независимость.

П.4 ст.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» гласит следующее: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Одна из ветвей власти по определению не может зависеть от другой ветви, иначе возможно возникновение тирании, имевшей место в нашей стране в 30-х годах прошлого века.

Независимость судьи обеспечивается:

-       предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;

-       запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

-       установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

-       правом судьи на отставку;

-       неприкосновенностью судьи;

-       системой органов судейского сообщества;

-       предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

В связи с относительной опасностью профессии, судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии».

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены.

Вполне естественно, что судьи - тоже люди и могут совершать какие-то правонарушения.

В соответствии с Законом, за совершение дисциплинарного проступка, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г., на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

предупреждения;

досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса и о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается непривлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении любого судьи принимается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;

в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о проведении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий принимается судебной коллегией в составе трех судей вышестоящего суда по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда Российской Федерации либо соответствующей квалификационной коллегии судей. Соответствующее представление в Конституционный Суд Российской Федерации или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный прокурор Российской Федерации.

Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

) письменное заявление судьи об отставке;

) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

) прекращение гражданства Российской Федерации;

) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи

Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

3.     
Статус присяжных и арбитражных заседателей

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется судами не только в лице судей, но и в лице привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Механизм участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия установлен целым рядом федеральных законов: от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»; от 2 января 2000 г. «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; главой 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. 30

В соответствии со ст.30 УПК РФ коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого участвует в рассмотрении уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией Российской Федерации право на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Как свидетельствует судебная практика многолетней деятельности суда присяжных в девяти регионах России, с участием коллегии присяжных заседателей рассматривается примерно 30% дел о преступлениях особой тяжести. При этом наблюдается тенденция увеличения ходатайств обвиняемых о рассмотрении их дел по новой форме судопроизводства. 31

Эта форма с ее четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, допустимости доказательств обозначила новый подход к уголовному процессу следователей, прокуроров, судей, адвокатов и явилась объективным фактором необходимости строгого соблюдения норм уголовно-процессуального закона с момента возбуждения дела до окончания судебного разбирательства.

Вместе с тем введение суда присяжных в систему правосудия потребовало совершенствования профессионализма следователей, прокуроров, судей и, в особенности, состязающихся сторон - обвинителей и защитников. Впервые суды присяжных появились в России в 1864 г. Однако, впоследствии были ликвидированы как «атрибут буржуазного процесса» и не действовали до 1993 г. (Закон РФ от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»). В постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 г. о порядке введения в действие этого закона сказано, что по предложению нижеуказанных субъектов Федерации суд присяжных вводится: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях - с 1 ноября 1993 г.; в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях - с 1 января 1994 г. В дальнейшем суды и территории, где уголовные дела могут рассматриваться с участием присяжных заседателей, будут определяться правопреемником Верховного Совета РФ - Государственной Думой РФ.

Правовую базу деятельности суда присяжных заседателей в уголовном процессе составляет раздел десятый УПК (ст.420-466).

Общие начала деятельности суда присяжных следующие:

. Суд присяжных - это право обвиняемого, результат его свободного волеизъявления. При отсутствии у обвиняемого желания на такой порядок судебного рассмотрения дела, оно будет рассмотрено в обычном порядке.

. Суд присяжных рассматривает уголовные дела только по первой инстанции.

. Подсудность суда присяжных совпадает с подсудностью областного суда.

. Если к уголовной ответственности лицо привлекается за совершение ряда преступлений, и хотя бы одно из них подсудно суду присяжных, то по ходатайству обвиняемого все дело должно быть рассмотрено судом присяжных.

. Если к уголовной ответственности в рамках одного дела привлекается несколько лиц, оно может быть рассмотрено судом присяжных только при наличии ходатайства или согласия каждого из обвиняемых.

. В заседании суда присяжных обязательно участие государственного обвинителя, а также защитника у каждого из подсудимых.

. Основной принцип деятельности суда присяжных - состязательность.

В суде присяжных действует 2 вида судей:

«судьи права» - профессиональные юристы;

«судьи факта» - присяжные заседатели (они не общаются друг с другом и вступают с председательствующим в контакт только через старшину присяжных заседателей).

Для структуры судебного разбирательства в суде присяжных характерны отсутствующие в общем порядке этапы:

предварительное слушание;

напутственное слово председательствующего;

вынесение вердикта.

Коллегия присяжных заседателей должна состоять из 14 человек: 12 комплектных заседателей и 2 запасных заседателей.

Граждане становятся присяжными заседателями на основе случайной выборки независимо от социального статуса, национальности, пола, образования, профессии, вероисповедания и иных обстоятельств.

Законом устанавливаются следующие требования, предъявляемые к присяжным заседателям:

возраст не менее 25 лет;

дееспособность (категория гражданского права и процесса);

отсутствие судимости;

гражданство РФ.

Помимо указанных требований существуют обстоятельства, препятствующие участию в деле в качестве присяжного заседателя:

-       возможность неправильного восприятия происходящего в зале суда (невладение языком судопроизводства, физические недостатки, престарелый возраст и т.п.);

-       выполнение профессионального долга (учителя, врачи, работники правоохранительных органов, пилоты самолетов, военнослужащие и т.п.).

Кандидатуры присяжных составляются путем случайной выборки из списков избирателей последних выборов или референдума. На основании этих списков формируется общий список присяжных заседателей.

Для формирования коллегии (скамьи) присяжных заседателей председательствующий вызывает в суд не менее 20 человек, состоящих в общем списке (обычно 30-40 человек).

Отбор присяжных заседателей в суде осуществляется:

-       путем освобождения от участия в деле лиц, которые не могут быть присяжными;

-       в результате разрешения вопроса о самоотводах и отводах;

Комплектование коллегии происходит в подготовительной части судебного разбирательства. Стороны имеют право как на мотивированные отводы кандидатур присяжных заседателей в соответствии со ст. ст.59 и 60 УПК, которые заявляются и разрешаются в первую очередь, так и на безмотивные отводы. Право на безмотивный отвод имеют государственный обвинитель (не более 2 кандидатур) и подсудимый и его защитник, заявляющие отводы после государственного обвинителя в таком количестве, чтобы присяжных осталось 14.

Если безмотивные отводы не заявлялись, председательствующий опускает в урну билеты с фамилиями оставшихся кандидатов и вынимает оттуда наугад такое количество билетов, чтобы после этого их осталось 14. Затем производится жеребьевка, распределяющая коллегию на комплектных и запасных присяжных заседателей: председательствующий достает из урны 12 билетов (комплектные заседатели), 2 оставшихся - запасные присяжные заседатели.

После этого избранные присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату и избирают старшину коллегии присяжных заседателей.

После выхода присяжных из совещательной комнаты и представления старшины председательствующий приводит их к присяге, а также разъясняет права, обязанности и ответственность присяжных заседателей (ст.437 УПК):

Присяжный заседатель обязан:

-       правдиво ответить на вопросы председательствующего, задаваемые при отборе для участия в рассмотрении дела, а также представить по его требованию иную необходимую информацию о себе и об отношениях с другими лицами, участвующими в деле;

-       присяжный заседатель обязан соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего;

-       в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается, присяжный заседатель, участвующий в рассмотрении данного дела, обязан явиться в указанное судом время для продолжения судебного разбирательства.

Присяжный заседатель имеет право:

-       участвовать в исследовании всех рассматриваемых в суде доказательств, с тем, чтобы получить возможность самостоятельно, по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей;

-       задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам;

-       участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещений, во всех других производимых в суде следственных действиях;

-       просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, содержание оглашенных в суде документов, признаки преступления, в совершении которого обвиняется подсудимый, и не ясные для него понятия;

-       делать письменные заметки во время судебного заседания.

Присяжный заседатель не должен:

-       отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела;

-       общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего;

-       собирать сведения по делу вне судебного заседания.

При нарушении указанных обязанностей присяжные заседатели могут быть отстранены председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

За уклонение без уважительной причины от исполнения обязанностей присяжного заседателя в суде, а также за нарушение вышеуказанных обязанностей на присяжного заседателя судом (председательствующим судьей) может быть наложено денежное взыскание в размере до 1 МРОТ. Председательствующий судья выносит решение о наложении денежного взыскания в том же судебном заседании, о чем делается запись в протоколе судебного заседания. Решение суда (председательствующего судьи) о наложении денежного взыскания является окончательным и обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

«Народное правосудие» возможно и при рассмотрении дел в арбитражных судах.

Проведенный Высшим Арбитражным Судом РФ эксперимент по рассмотрению дел с участием арбитражных заседателей наглядно показал целесообразность привлечения лиц, обладающих специальными знаниями, опытом работы в определенных сферах деятельности, для осуществления правосудия в арбитражных судах субъектов РФ.

Практика рассмотрения дел в судах с участием непрофессиональных судей из числа лиц, обладающих специальными знаниями либо профессиональным опытом в определенной сфере деятельности, имеет довольно широкое распространение во многих странах мира (например, в судах по трудовым спорам в ФРГ, в суде по морским и торговым делам в Дании, в торговых трибуналах во Франции и т.д.). Она считается оправданной, поскольку обеспечивает гласность, открытость судебного процесса и способствует повышению качества принимаемых решений.

В Федеральном законе определены не только правовой статус арбитражного заседателя и основные принципы его участия в осуществлении правосудия, но и предусмотрены требования, предъявляемые к арбитражным заседателям, основания прекращения и приостановления их полномочий, установлен порядок формирования и утверждения списков арбитражных заседателей.

Списки арбитражных заседателей формируют и представляют для утверждения Пленумом ВАС РФ арбитражные суды субъектов РФ. Предложения о кандидатурах арбитражных заседателей направляются в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Федеральный закон не содержит перечень документов, подтверждающих соответствие кандидатов установленным требованиям, которые должны направляться вышеперечисленными организациями в арбитражные суды.

Эти вопросы нашли свое разрешение в Письме ВАС РФ от 14.08. 2001 года N С1-7/ОУ-85135. В настоящее время списки арбитражных заседателей сформированы во всех арбитражных судах субъектов РФ арбитражных заседателей. Утвержденные арбитражные заседатели - это специалисты в различных областях экономической, юридической, финансовой и иной деятельности.

На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия, как и на присяжного заседателя в ходе уголовного процесса, распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные законодательством РФ.

Время исполнения арбитражным и присяжным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным и присяжным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

.        Федеральная служба судебных приставов РФ

Воссоздание службы судебных приставов было осуществлено в 1997 году в соответствии с Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России)

Схематично структуру Службы судебных приставов можно представить следующим образом:


ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Главный судебный пристав РФ:

1)      несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий;

)        организует работу центрального аппарата ФССП России;

)        вносит (представляет) Министру юстиции Российской Федерации: проект положения о ФССП России; проекты положений о территориальных органах; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации; ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана; предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов; проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; предложения о представлении к награждению государственными наградами РФ работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач

)        утверждает: структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов; положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФССП России; правила внутреннего распорядка;

)        организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

)        обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах;

)        назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с Министром юстиции РФ заместителей руководителей территориальных органов - заместителей главных судебных приставов субъектов РФ;

)        назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата ФССП России;

)        решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в ФССП России;

)        издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы, указания и распоряжения) по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательные для исполнения всеми ее работниками;

)        отменяет противоречащие Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам РФ решения руководителей территориальных органов - главных судебных приставов субъектов РФ;

)        учреждает ведомственные награды, имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством РФ, работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

)        определяет в соответствии с законодательством РФ порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФССП России и территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений;

)        решает в пределах своей компетенции вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

)        принимает по согласованию с Министром юстиции РФ решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов в соответствии с законодательством.

ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством, подведомственна Минюсту России.

Основные задачи:

1)      обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

)        организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

)        управление территориальными органами ФССП России ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России.

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы.

Полномочия ФССП России:

-       обеспечение в соответствии с законодательством РФ установленного порядка деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

-       организует в соответствии с законодательством РФ: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника; участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

-       руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

-       проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

-       создает и ведет в установленном порядке банки данных исполнительных производств, обеспечивает согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

-       обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит Минюст России предложения по его совершенствованию;

-       осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

-       организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

-       осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

-       разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

-       осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

-       осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством РФ;

-       обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

-       осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

-       запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

-       привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов;

-       образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности.

Заключение

Изменяющаяся политическая ситуация, рациональное развитие системы государственных органов исполнительной власти логично привели к подписанию Указов Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и № 1316 от 30.10.2004 г. «Вопросы Федеральной службы судебных приставов». Тем не менее, до настоящего времени не решен вопрос статуса новой Федеральной службы судебных приставов. Кем являются судебные приставы органом государственной гражданской службой либо органом правоохранительной системы. Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти РФ призвана обеспечить реализацию правовых норм с помощью мер правового принуждения в действия участников правовых отношений. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего не возможно решение значительной части экономических проблем современной России. Исполнение судебных актов и актов иных органов, предусмотренных законом, - это правоприменительная деятельность специальных субъектов исполнительного производства судебных приставов-исполнителей. Деятельность судебного пристава-исполнителя по применению процессуально правовых норм является публично-правовой, принудительно-исполнительной. В ранее указанном Указе Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» определены полномочия ФССП в число которых вошли такие специфичные полномочия, как организация розыска должника и его имущества, производство дознания по ряду статей Уголовного Кодекса РФ, административное производство. При осуществлении своих полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечения принудительного исполнения решений судов судебные приставы по ОУПДС могут применять огнестрельное оружие, специальные средства. Одной из функций службы судебных приставов является принудительное взыскание недоимок по налоговым платежам и сборам, что ранее относилось к функциям налоговой полиции, которая являлась правоохранительным органом.

Все вышеуказанное однозначно трактует место Федеральной Службы судебных приставов в системе правоохранительных органов. Придание этого статуса логично приведет к прекращению оттока квалифицированных кадров из Службы судебных приставов, изменит систему оплаты труда судебных приставов, повысит их социальную защищенность.

Список использованной литературы:

Нормативные акты и другие официальные документы:

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 г. / Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

.        Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и доп. / ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1792; СЗ РФ, 1995, N 26, ст.2399; СЗ РФ, 1999, N 26, ст.3690; СЗ РФ, 2000, N 26, ст.2736.

.        ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. N 3132-1/ СЗ РФ 1994, N 13, ст.1447.

.        ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ /СЗРФ от 6 января 1997 г. N 1 ст.1.

.        ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»/ СЗРФ от 17 декабря 2001 г., N 51, ст.4834.

.        Уголовно-процессуальный кодекс. / СЗ РФ от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст.4921.

.        ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»/ СЗРФ от 1 июля 2002 г., N 26, ст.2522.

.        ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г. / СЗРФ от 15 февраля 1999 г., N 7, ст.877.

.        ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ / СЗРФ 16 декабря 1996 г., N 51, ст.5681.

.        Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»/СЗРФ от 22 декабря 1997 г. N 51 ст.5818.

.        ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. / СЗ РФ от 21 декабря 1998 г., N 51, ст.6270.

.        ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2000 г. / СЗ РФ от 10 января 2000 г., N 2, ст.15.

.        ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»/ СЗ РФ от 4 июня 2001 г. N 23 ст.2288.

14.    ФЗ «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119.

.        ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07. 2004 г. № 79.

.        ФЗ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118.

17.    Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»/ Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1996 г., N 2.

.        Постановление Правительства РФ от 9.04.2001 г. № 280 «О форменной одежде судебных приставов».

.        Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

.        Приказ Министерства юстиции РФ № 187 от 3.12. 2004 г. «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов».

.        Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996.

.        Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г) / «Вестник ВАС», 2005 г., N 2.

23.    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. / Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996.

Учебная литература

1.      Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин, Ю. И. Шумилов ; под ред. Ю.А. Дмитриева. - 7-е изд., испр. - М.: Омега - Л, 2009. - 381 с. - (Высшее юридическое образование).

2.      Гуценко К.Ф. <http://www.iqlib.ru/search/author.visp?name=%D0%93%D1%83%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%9A.%D0%A4.>, Ковалев М.А. <http://www.iqlib.ru/search/author.visp?name=%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%9C.%D0%90.> Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов - Москва: Зерцало-М <http://www.iqlib.ru/publishers/publisher/6A7735E304F34B21A69B51ADC13D1B80>, 2013. - 496 с.

.        Правоохранительные органы России: учебник / под ред. В.П. Божьева - М. : Высшее образование, 2012. - 335 с. - (Основы науки).

.        Настольная книга судебного пристав-исполнителя В.В. Ярков М.,2001.

.        Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов Учебно-практическое пособие 2000 г., Москва.

Похожие работы на - Правоохранительные органы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!