Правовые требования к субъектам оценочной деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые требования к субъектам оценочной деятельности

Содержание

Введение

. Оценка собственности с точки зрения права

.1Регламентация собственности как объект оценки

.2Регулирование процесса оценки собственности со стороны государства

.3Саморегулирование оценочной деятельности

. Правовые требования к субъектам оценочной деятельности

.1 Субъекты оценочной деятельности

.2 Правовое положение оценщика

.3 Порядок осуществления оценочной деятельности

.4 Страхование гражданской ответственности

. Сравнение рынка оценочных услуг. Россия и зарубежье

.1 Анализ зарубежного опыта регулирования оценочной деятельностью

.2 Регулирование оценочной деятельности в Великобритании

.3 Регулирование оценочной деятельности в России

Заключение

Список используемых источников

Введение

Развитие рыночных отношений в российской экономике увеличивает потребность в оценке бизнеса. Оценка недвижимости, в частности бизнеса, в настоящее время является одним из наиболее распространенных видов оценочной деятельности.

Важной причиной развития оценки является расширение сферы залогового кредитования. В силу того, что обычно величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности резко отличается от их фактической стоимости, требуется их оценка. Повышение риска, характерное для рыночной экономики, ведет к дальнейшему развитию страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости недвижимости в преддверии возможных потерь. Потребность в оценке возникает и при решении вопроса о том, в какую недвижимость инвестиции более доходны. Оценка недвижимости необходима и для обоснованного определения арендных платежей.

В оценке недвижимости нуждается и государство, прежде всего в целях налогообложения.

Итак, в рыночной экономике оценка недвижимости нужна всем, кто с ней связан: собственникам, управляющим, банкирам, работникам страховых и налоговых служб, инвесторам.

Из многообразия целей, которые может преследовать оценка, вытекает многообразие видов стоимостей.

Регулирование проведение анализа и оценки стоимости бизнеса происходит на основании нормативно-правовой базы. Постоянное ее обновление с учетом особенностей рынка, изменения ситуаций - служит важным рычагом для цивилизованного, правомерного осуществления оценки и принятия решений на этом основании.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

В данной работе область рассмотрения лежит в области изучения нормативных актов и законов, на основании которых, осуществляется оценочная деятельность в России.

Целью курсовой работы является изучение правовых основ оценки собственности, регулирующих оценочную деятельность, а так же изучение зарубежного опыта и возможность применения его в России.

Задачей исследования курсовой работы является рассмотрение зарубежного опыта и выявление сильных его сторон, для применения его в России.

Предметом исследования является непосредственно сам зарубежный опыт проведения оценки собственности.

Объектом оценки является нормативно-правовая база зарубежных стран регулирующая оценочную деятельность.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты РФ, научная литература таких авторов как Новиков Б.Д., Есипов В.Е. и др.

. Оценка собственности с точки зрения права

.1 Регламентация собственности как объект оценки

собственность оценка государство правовой

Под собственностью понимается категория общественных отношений в виде материальных и нематериальных объектов на правах коллективного или индивидуального владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Право собственности в РФ основано на совокупности юридических норм, закрепляющих и охраняющих права субъектов на пользование и распоряжение объектами собственности в рамках действующего законодательства. Отношения собственности представляют собой взаимоотношения между субъектами общества, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ при их коллективном или индивидуальном присвоении и отчуждении.

Формы собственности, существующие в РФ, подразделяются на следующие виды:

.государственную федеральную - природные богатства, включенные в хозяйственный оборот, средства производства, информация - все то, что находится в ведении и распоряжении государства и под его ответственностью;

.государственную региональную - все то же самое, переданное субъектам Федерации;

.муниципальную собственность, находящуюся в ведении местных органов самоуправления;

.частную;

.общественных организаций.

По численному признаку собственность делится на следующие виды:

.индивидуальную (личная или частная);

.групповую;

.общественную.

Индивидуальная собственность - собственность, в пределах которой субъект собственности определен как физическое лицо, индивид, обладающий правом (в рамках законодательства) распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или долей объекта.

Частная собственность - это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам, т. е. выступающие как товар или капитал.

Частная собственность имеет разновидности:

а) индивидуальная или семейная собственность - право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи. На этой форме собственности могут, например, строиться фермерские хозяйства, небольшие магазины, мастерские, кафе. Ее еще можно назвать необъединенной частной собственностью;

б) паевая собственность - объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами, или пайщиками - каждому из них причитается определенная доля (пай) объекта собственности. Обычно величина этого пая устанавливается в денежном выражении. На этой форме собственности строится множество современных предприятий, так как она имеет финансовые и некоторые другие преимущества;

в) акционерная собственность является также паевой собственностью. Однако имеет важные отличия, поэтому ее можно рассматривать отдельно от паевой. Акционер - это тот, кто внес определенный пай в капитал предприятия и взамен получил титул собственности: ценную бумагу - акцию. Акционерная собственность никогда, если предприятие действует, не может быть физически разделена, избавление или приобретение части собственности может происходить только путем отчуждения соответствующих акций.

г) собственность общественных организаций - это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации: политические партии, профессиональные союзы и т. д.

Личная собственность не может выступать как товар, предоставляемый за отдельную плату, и не служит источником доходов.

Другая основная форма собственности - групповая, представлена совокупность групп собственников (хозяйственное общество, предприятие, компания, государственный орган, общественная организация).

В пределах общей собственности могут быть определены доли каждого собственника. Такая общая собственность называется долевой собственностью. Если такие доли в общей собственности не определены, имущество находится в совместной собственности. Гражданским законодательством РФ установлена презумпция общей долевой собственности. Это означает, что при отсутствии в законе специальных положений о характере вещного права сособственников на имущество, их общая собственность считается долевой. Случаи установления общей совместной собственности должны быть специально предусмотрены законом, как это сделано, например, в отношении имущества супругов или крестьянского (фермерского) имущества.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

.2 Регулирование процесса оценки собственности со стороны государства

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон) оценочная деятельность - это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Оценочная деятельность в условиях рыночной экономики является важнейшим элементом инфраструктуры имущественных отношений. Независимая оценка обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует равенству прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности в Российской Федерации является составной частью процесса реформирования экономики, формирования правового государства.

В текущих условиях важным фактором развития оценочной деятельности является государственное регулирование. Это обусловлено отсутствием достаточных традиций оценки в Российской Федерации, возникающими в связи с этим многочисленными спорными ситуациями между заказчиками, оценщиками, а также третьими лицами, права которых затрагиваются в связи с использованием отчетов об оценке.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

. Определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки.

. Определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью. Данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики.

. Определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Основными инструментами регулирования деятельности по оценке являются:

.система Стандартов;

.унификация учебных программ по подготовке оценщиков;

.создание условий для развития и становления саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;

.организация процесса включения процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство;

.контроль за исполнением законодательства в области оценки.

Необходимым базовым условием для создания эффективно функционирующего рынка услуг по оценке является разграничение соответствующих функций между ведомствами всех уровней государственного управления и четкая организация их исполнения.

.3 Саморегулирование оценочной деятельности

В соответствии со ст. 22 закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», дополнительно к государственному регулированию регулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на их членов.

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

Функции саморегулируемых организаций оценщиков заключаются в том, чтобы:

.защищать интересы оценщиков;

.содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

.содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

.разрабатывать собственные стандарты оценки;

.разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Роль и место саморегулируемых организаций оценщиков, определенные в Законе, накладывают на эти организации ответственность, - как перед органами государственной власти, так и перед потребителями услуг оценщиков.

Федеральный закон от 8 августа 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» дает определение саморегулируемой организации как «некоммерческой организации, созданной путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющей своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации».

В настоящее время идет работа над проектом федерального закона «О саморегулируемых организациях», в котором должны быть законодательно определены общие нормы регулирования процедур создания и функционирования саморегулируемых организаций, к которым относятся нормы, определяющие их полномочия в части осуществления контроля за профессиональной деятельностью своих членов, ответственности СРО перед потребителями услуг и государством, допустимые пределы регулирования государством деятельности саморегулируемых организаций.

Формирование института СРО и постепенная передача СРО функций по регулированию профессиональной деятельности в тех сферах, в которых это регулирование может обеспечить эффективный контроль, является одним из элементов формирования новой экономической политики в Российской Федерации.

Принятие Государственных требований к программам профессиональной переподготовки оценщиков в РФ и Положения о лицензировании создает фундамент по формированию системы взаимодействия между саморегулируемыми организациями оценщиков, что. безусловно, будет способствовать формированию гражданского общества в Российской Федерации.

В настоящее время в РФ саморегулируемые организации оценщиков, а также общественные объединения и советы представлены следующими основными организациями:

Российское общество оценщиков (РОО) - объединяет физических лиц;

Партнерство РОО - объединение юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, в состав которых входят члены РОО;

Российская коллегия оценщиков (РКО) - объединение юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица;

Национальная лига субъектов оценочной деятельности (НЛСОД) - объединение юридических и физических лиц;

Ассоциация образовательных учреждений по подготовке оценщиков- объединение образовательных учреждений;

Объединенный совет по оценочной деятельности при отделении экономики РАН - консультативный орган, в состав которого входят представители РАН, Ассоциации образовательных учреждений, Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) и РОО и т.д.

Таким образом настоящее время в России сформированы и функционируют различные саморегулируемые организации, а так же общественные объединения, которые фактически охватывают все основные направления оценочной деятельности.

. Правовые требования к субъектам оценочной деятельности

.1 Субъекты оценочной деятельности

К числу субъектов оценочной деятельности относятся ниже перечисленные лица.

. Оценщики - физические и юридические лица, имеющие право осуществлять оценочную деятельность.

К оценочной деятельности физических лиц предъявляются следующие требования:

.соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

.государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

.наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

К оценочной деятельности юридических лиц предъявляются следующие требования:

.соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

.государственная регистрация в качестве юридического лица;

.наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Оценщики обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года, а также заключить договор страхования гражданской ответственности в случае причинения убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности (ст. 24 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

. Потребители услуг оценщиков (заказчики) - любые физические и юридические лица, заключившие договор об оказании услуг по оценке определенного объекта оценки.

. Государственный орган, осуществляющий регулирование оценочной деятельности (Министерство экономического развития и торговли РФ).

Функциями уполномоченных в данной сфере органов являются:

.контроль за осуществлением оценочной деятельности;

.регулирование оценочной деятельности;

.взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

.согласование проектов стандартов оценки;

.согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Саморегулируемые организации оценщиков. В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации.

Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

.защищать интересы оценщиков;

.содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

.содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

.разрабатывать собственные стандарты оценки;

.разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

.2 Правовое положение оценщика

Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».

Оценщик имеет право:

.применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

.требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

.получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

.запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

.привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

.отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

.требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Оценщик обязан:

.соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования законодательства об оценочной деятельности;

.сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

.обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

.предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

.не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

.хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

.в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

.в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

.оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки (ст. 16 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Обязательным условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, является страхование гражданской ответственности оценщиков. Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки (ст. 17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

.3 Порядок осуществления оценочной деятельности

Проведение оценки включает в себя ряд этапов.

. Заключение с заказчиком договора об оценке. Оценка объекта оценки может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством РФ об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

основания заключения договора;

вид объекта оценки;

вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством РФ.

При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.

. Установление количественных и качественных характеристик объекта оценки. При этом оценщик осуществляет сбор и обработку:

правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц;

данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки;

информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки;

информации, необходимой для установления количественных и качественных характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки.

. Анализ рынка, к которому относится объект оценки. Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор.

. Выбор метода (методов) оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов. При этом оценщик использует следующие подходы к оценке:

затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;

сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

На данном этапе оценщик осуществляет также необходимые расчеты того или иного вида стоимости объекта оценки с учетом полученных количественных и качественных характеристик объекта оценки, результатов анализа рынка, к которому относится объект оценки, а также обстоятельств, уменьшающих вероятность получения доходов от объекта оценки в будущем (рисков), и другой информации.

. Обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки. Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.

. Составление и передача заказчику отчета об оценке. Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

.- дата составления и порядковый номер отчета;

.- основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

.- место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

.- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

.- стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

.- последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

.- дата определения стоимости объекта оценки;

.- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком - индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица

.4 Страхование гражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности оценщика - механизм защиты потребителей оценочных услуг от ошибок, допущенных оценщиком в процессе профессиональной деятельности.

Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, в том числе и государства (муниципального образования) как хозяйствующего субъекта и собственника, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Страхование гражданской ответственности оценщиков Постановлением Правительства РФ «О лицензировании оценочной деятельности» от 7 июня 2002 г. № 395 (с последних изменениях и дополнениях) отнесено к лицензионным требованиям и условиям.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса служит обязательным условием для заключения договора об оценке объекта. При обнаружении нарушения данного условия контролирующим органом принимаются меры по приостановлению лицензии нарушителя.

Страхователями по договору страхования гражданской ответственности оценщика могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся лицензированными оценщиками. Они могут заключать договоры страхования гражданской ответственности оценщиков на срок, не превышающий срока действия лицензии на осуществление оценочной деятельности.

Особенность страхования гражданской ответственности оценщиков заключается в том, что согласно ст. 931 ГК РФ договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей) в результате профессиональной деятельности оценщиков. При наступлении страхового случая - причинения вреда третьему лицу по причине ошибки или упущения при проведении работ по оценке - страховая компания выплачивает страховое возмещение третьему лицу (как правило, заказчику работ по оценке), а не оценщику.

Объектом страхования при страховании гражданской (профессиональной) ответственности оценщиков служат их имущественные интересы, связанные с обязанностью последних в порядке, установленном законодательством, возместить материальный ущерб третьим лицам, чаще всего являющимся заказчиками по договору об оценке, причиненный в результате совершения оценщиком ошибок или упущений при выполнении работ по оценке.

Как правило, в договоре страхования указываются объекты оценки, риск наступления страхового случая по которым страховая компания принимает на страхование. Договор страхования гражданской ответственности оценщика должен быть заключен в письменной форме. Устный договор не действителен.

Нередко перед оценщиками встает вопрос, кто должен заключать договор страхования: оценщик - юридическое лицо, то есть оценочная фирма, или оценщик - физическое лицо, работающее в этой фирме. В соответствии с российским законодательством профессиональная ответственность может быть застрахована только у физического лица. Юридическое лицо страховать свою профессиональную ответственность не может, так как не обладает профессией. Однако необходимо иметь в виду, что если стороной по договору об оценке выступает оценочная фирма, а работник этой фирмы только осуществляет работы по оценке, то договор об оценке должен заключаться фирмой, так как именно она несет ответственность перед заказчиком. Вместе с тем согласно ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работником юридического лица при исполнении трудовых отношений (служебных, должностных обязанностей), возмещает юридическое лицо. Исходя из этого оценочная компания вправе застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами.

Если оценщик (физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя) выполняет работу по оценке самостоятельно, от своего имени заключает договоры об оценке, то он и несет ответственность перед ними за причинение вреда. В этом случае именно ему необходимо заключать договор страхования профессиональной ответственности оценщика.

Договор страхования гражданской (профессиональной) ответственности оценщика заключается на основании письменного заявления оценщика (страхователя). Факт заключения договора страхования может удостоверяться передаваемым оценщику страховым полисом с приложением Правил страхования или оформляться как общегражданский договор.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо конкретному договору об оценке. Для соблюдения интересов государства как собственника оцениваемого имущества целесообразно заключение договора страхования по конкретному договору

Страховой случай по данному виду страхования - вступление в законную силу решения суда, устанавливающего имущественную ответственность оценщика за причиненный им вред, явившийся результатом ненадлежащего выполнения своих обязанностей по оценке объекта и выразившийся в совершении ошибок или упущений. С наступлением страхового случая возникает обязанность страховой компании произвести выплату страхового возмещения.

Страховая компания имеет право произвести выплату страхового возмещения при отсутствии вступившего в законную силу решения суда, но только при наличии бесспорных доказательств причинения оценщиком имущественного вреда заказчику из-за ошибок или упущений, совершенных оценщиком в процессе деятельности по оценке.

При наступлении страхового случая оценщик обязан представить в страховую компанию заявление о наступлении страхового случая и выплате страхового возмещения, договор страхования (полис), вступившее в законную силу решение суда о взыскании с оценщика ущерба, нанесенного заказчику, в связи с выполнением оценщиком обязанностей по договору об оценке.

После подачи перечисленных документов страховая компания, как правило, в срок не свыше 10 дней проверяет представленные документы и принимает решение о выплате страхового возмещения или об отказе в выплате. Когда событие признается страховым случаем, страховая компания составляет страховой акт, удостоверяемый подписями оценщика и страховой компании, после чего выплачивает страховое возмещение. При непризнании страховой компанией случая страховым последняя обязана направить оценщику ответ с мотивированным изложением причин отказа.

В соответствии со ст. 964 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрено иное, страховая компания освобождается от выплаты страхового возмещения, когда страховой случай наступил вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений и забастовок.

Ст. 17 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998 г.) не определяет минимальную страховую сумму. Согласно ст. 947 ГК РФ в договорах страхования гражданской ответственности страховая сумма устанавливается сторонами по их усмотрению. В некоторых случаях такая неопределенность приводит к формальному исполнению данного обязательства. Например, в практике работы оценочных компаний встречались договоры со страховой суммой, не покрывающей реальные размеры возможных убытков в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности. В договоре страхования могут быть указаны лимиты возмещения, представляющие собой предельные суммы для выплаты страхового возмещения по каждому страховому случаю, происшедшему в течение действия договора страхования. При этом несколько убытков, наступивших по одной и той же причине, рассматриваются как один страховой случай. Лимиты возмещения определяются сторонами по их усмотрению при заключении договора страхования и могут устанавливаться в отношении объектов оценки или одного страхового случая.

Страховая сумма в договоре страхования ответственности оценщика устанавливается по соглашению сторон. При этом страховая сумма выступает денежной суммой, в пределах которой несет ответственность страховая компания за выполнение своих обязательств по договору страхования.

В договоре страхования стороны могут оговорить размер некомпенсируемого страховщиком убытка - франшизы. Франшиза может быть условной и безусловной. При установлении условной франшизы если размер убытка не превышает размер франшизы, страховщик освобождается от обязанности производить выплаты, а если убыток превышает ее размер, то страховщик оплачивает убыток полностью. При установлении безусловной франшизы страховщик освобождается от возмещения каждого убытка в оговоренном размере (в абсолютном или процентном отношении).

После заключения договора страхования оценщик уплачивает страховой компании страховую премию, которая служит платой за принятие страховой компанией на себя обязательств при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в соответствии с договором страхования. Размер страховой премии устанавливается согласно тарифу страховой компании, представляющему собой ставку страховой премии с единицы страховой суммы, указанной в договоре страхования. Размер страховой премии зависит от срока страхования, степени сложности объектов оценки, профессиональной подготовки и стажа работы оценщика, а также от других факторов, влияющих на степень риска наступления страхового случая. Срок и порядок уплаты страховой премии указываются в договоре страхования. Страховые премии уплачиваются или единовременно разовым платежом за весь срок страхования, или поэтапно - с рассрочкой платежа.

Если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то договором может быть предусмотрена санкция за неуплату в установленные сроки очередного страхового взноса. Если страховой случай наступил до уплаты очередного страхового взноса, внесение которого просрочено, страховщик, когда предоставлена отсрочка в уплате, вправе при определении размера подлежащего выплате страхового возмещения зачесть сумму просроченного страхового взноса.

. Сравнение рынка оценочных услуг. Россия и зарубежье

.1 Анализ зарубежного опыта регулирования оценочной деятельностью

В ходе выполнения работ Swiss Appraisal (проект по оценке объектов иностранных и российских Заказчиков и последующего аудита со стороны международных компаний) сталкивается с различиями в стандартах оценки, методах и качестве проведенных работ зарубежными оценщиками и, поэтому может сделать вывод о том, что российская школа оценщиков, хоть и является молодой, выполняет поставленные цели зачастую более тщательно и может по праву считать себя одним из лидеров в мировой практики в области оценки.

Рынок услуг по оценке в России в основном представлен следующими направлениями:

.Оценка стоимости предприятия / бизнеса и ценных бумаг

.Оценка стоимости активов / основных фондов

.Оценка стоимости недвижимого имущества

.Оценка стоимости оборудования и транспортных средств

.Оценка стоимости нематериальных активов

.Оценка стоимости инвестиционных проектов.

.Темпы роста выручки от различных видов оценочных услуг за три года, %

Принятые поправки к закону «Об оценочной деятельности» с 1 января 2008 года отменили лицензирование оценщиков, которыми теперь могут стать профессионально подготовленные физические лица, являющиеся участникам саморегулируемых организаций (СРО) и застраховавшие свою ответственность. Одновременно официальное признание и правовой статус получили и сами СРО. Кроме того, в 2007 году были приняты первые три федеральных стандарта оценки.

Совокупная выручка вошедших в рейтинг компании РА Эксперт 119 оценочных компаний в 2007 году выросла на 65%, сразу на 8 процентных пунктов опережая динамику 2006 г., и достигла 7,15 млрд. рублей. Подобных темпов роста рынок не демонстрировал c 2003 года.

Проведем сравнительный анализ различных областей оценочной деятельности в России и странах Европы.

На наш взгляд подобное рассмотрение стоит начинать с системообразующих фактов, а именно с выделения оценочной деятельности в самостоятельную профессиональную область, а также с законодательной базы и регулирования оценочной деятельности.

Основным регулятором оценочной деятельности на международном уровне является Международный комитет по стандартам оценки. Комитет был основан Королевским институтом чартерных сюрвейеров (RICS), Американским обществом оценщиков (ASA), профессиональными организациями из Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Индии, Канады в 1981 г. Впоследствии к Комитету так же присоединилось большинство членов TEGoVA (Сообщество оценщиков Европы).

Основными задачами Международного комитета по стандартам оценки является гармонизация и учет мнения оценщиков при составлении стандартов финансовой отчетности, доведение мнения оценщиков и лоббирование соответствующих интересов в таких организациях как Международный валютный фонд, Организация экономического развития и сотрудничества, Мировой банк и Базельский банковский комитет.

Развитие оценочной деятельности в нашей стране началось в 1993 году с семинаров, которые проводил Институт экономического развития Всемирного банка. Летом 1993 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России семинар по оценке недвижимости. Второй проходил в Подмосковье в декабре 1993 года. В мае 1994 года в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации прошел первый семинар по оценке стоимости бизнеса. Деятельность организаций, занимающихся оценочной деятельностью регулировалась государством посредством выдачи лицензий.

В настоящее время в каждой Европейской стране, входящей в IVSC (Международный Комитет по стандартам оценки) или TEGOVA (Европейскую группу ассоциаций оценщиков), существуют национальные режимы регулирования оценочной деятельности. При этом регулирование оценочной деятельности в США отличается, например, от регулирования оценки в Великобритании или Германии, так же как и Россия несколько отличается от Европейских стран.

Примечательно, что в США до 1989 г. рынок оценочных услуг был саморегулируемым. Переход к государственному лицензированию был связан с кризисом недвижимости в США. Оценка стоимости недвижимости вышла из-под контроля государственных органов, что повлекло массовое проведение недостаточно объективных оценок при ипотечном кредитовании, размещении муниципальных заказов на строительство и в ряде других случаев. В последнее десятилетие аналогичная кризисная экономическая ситуация, связанная с завышением цен на недвижимость, наблюдалась и в Японии. В условиях финансового кризиса можно сделать предположение, что данная ситуация вполне может развиться и в России, учитывая общепризнанные сейчас тенденции частого завышения цен на недвижимость, особенно в крупных городах.

.2 Регулирование оценочной деятельности в Великобритании

В рамках Европейской группы ассоциаций оценщиков (The European Group of Valuers Associations - TEGoVA) создана единая система аттестации профессиональных оценщиков на базе европейского стандарта DIN 45013. Такая же система действует в Германии. Она построена с учетом требований Королевского института специалистов в области оценки недвижимости (The Royal Institution of Chartered Surveyors - RICS), находящегося в Великобритании.

Королевский институт сертифицированных оценщиков (The Royal Institution of Chartered Surveyors, RICS) - одна из крупнейших в мире организаций профессионалов в области земельных отношений, недвижимости и строительства. Общество создано в 1868 году в Великобритании, в 1881 году ему была пожалована королевская грамота.

На сегодняшний день институт насчитывает 136 тыс. членов физических лиц из 120 стран мира, а также 50 национальных ассоциаций, ассоциированных групп и общественных объединений. Европейская штаб-квартира RICS, созданная в 1993 году в Брюсселе, представляет интересы 17 национальных ассоциаций Европы.

Основные функции RICS: поддержка высоких стандартов образования и профессиональной подготовки; защита потребителей посредством контроля за соблюдением правил и профессиональных стандартов деятельности; предоставление информации и независимой экспертизы по вопросам землепользования, недвижимости, девелопмента и проблемам окружающей среды, связанным с этой деятельностью. Кроме того, RICS является консультантом в области экономики, оценки, финансирования, инвестиций и управления активами.

Методическую основу стандартизации оценки в рамках Европейского Союза составляют стандарты оценки RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors, UK), что обусловлено историей развития оценки в Великобритании и Западной Европе. RICS является старейшей профессиональной организацией, которой правительство Великобритании делегировало все полномочия, по регулированию оценочной деятельности начиная с середины XVII в. RICS публикует стандарты оценки, начиная с 1974 г., известные как «Красная книга (Red Book)». Вначале они применялись при оценке для целей официальной бухгалтерской отчетности, но с середины 1990-х гг. они используются практически при любой оценки. С 1991 г. они стали обязательными для членов RICS.

В ряде других европейских стран (например, в Дании, Чехии и др.) введены в действие системы сертификации качества услуг по оценке на основе стандарта ИСО 9002 (ISO 9002).

.3 Регулирование оценочной деятельности в России

В России оценочная деятельность до 01.01.2008 г. регулировалась согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ, а также международным договорам РФ. В соответствии с Законом оценочная деятельность в РФ контролируется органами, уполномоченными Правительством РФ и субъектами Федерации в рамках своей компетенции, установленные законодательством России.

По мере становления профессии оценщиков в России также образовались различные общественные организации оценщиков. Это, в первую очередь, Российское общество оценщиков (РОО) (создано в 1993 г.), Санкт-Петербургское общество оценщиков, Межрегиональное общество экспертов-оценщиков, Московское общество оценщиков, Российская Коллегия Оценщиков, Московское областное общество оценщиков и др. но регулирование осуществлялось посредством государственного лицензирования.

Согласно решению правительства Российской Федерации от 9 октября 2003 года, государственное лицензирование оценочной деятельности должно было быть отменено с 1 октября 2004 года.

В начале февраля 2004 года по инициативе Комитета по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось совещание саморегулируемых организаций оценщиков и организаций, претендующих на то, чтобы стать саморегулируемыми. 11 февраля 2004 года одиннадцать из них подписали обращение в правительство, в котором подтвердили свою принципиальную заинтересованность в переходе от государственного лицензирования к саморегулированию. Тем не менее, переход произошел только в начале 2008 года.

На данный момент в России оценочная компания имеет право функционировать на рынке только при условии, что у нее в штате не менее двух оценщиков, состоящих в Саморегулируемой организации. При этом просматривается связь с прошлым. Во время лицензирования оценочной деятельности компания имела право функционировать на рынке при условии, что два штатных специалиста включены в лицензию.

В связи с тем, что оценочная деятельность в России появилась несколько позже, чем на Западе, обеспеченность открытой и доступной информацией о рынках, компаниях, сделках оставляет желать лучшего.

На русский язык переведены издания, которыми руководствуются практикующие оценщики в США, Англии и других странах. В Российской практике оценки основной проблемой можно назвать недостаточное информационное обеспечение проведения расчетов, что можно объяснить условиями формирования рынка в России. Рыночная стоимость чего-либо формируется покупателем и продавцом, которые действуют каждый в своих интересах. В советской действительности такого не было. Как правило, покупателем или продавцом выступало государство, которое и диктовало цену. На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону и регулятором цен в большей степени выступает рынок.

Если сравнивать оценщиков, работающих на развитых рынках Европы и США с российскими, то можно увидеть следующие недостатки. При оценке предприятий / бизнеса европейские оценщики учитывают слабые звенья управленческого учета на предприятии, а в России, пока не существует достаточно полного, отвечающего реалиям экономических отношений и управленческого учета, что не позволяет рассматривать их в рамках оценки стоимости компании. Прежде всего, необходимо перестроить управленческий учет на предприятии, чтобы он соответствовал стандартам, существующим в странах с развитой рыночной экономикой. Предпосылки для этого существуют и для некоторых компаний ведется управленческий учет по международным стандартам финансовой отчетности, что позволяет использовать его в расчетах при проведении оценки.

По мнению западных специалистов, отчеты об оценке Российских оценщиков хорошо структурированы, методологически верные. Но существуют и некоторые недостатки, как например, недостаточная широта взгляда на объект оценки, характерная для зарубежных оценщиков и инвесторов. Иностранному инвестору - пользователю отчета об оценке важно понимать не только стоимость оцениваемого объекта на отчетный период времени, а важно понимать макроэкономическую ситуацию в целом. Скажем, насколько информационно прозрачен рынок, каков юридический, налоговый климат в регионе, каковы прогнозы на развитие рынка вообще и прочее. Российские же оценщики чрезмерное внимание уделяют конкретному объекту оценки в отрыве от рынка в целом. В этом кроется опасность неправильно оценить объект, и в результате инвестор может потерять деньги.

В то же время, при проведении работ по оценке в соответствии с международными стандартами для иностранных компаний, Российские отчеты ценятся и признается их высокий класс исполнения.

В России, как уже обозначалось в начале статьи основными направлениями являются:

Оценка стоимости предприятия бизнеса и ценных бумаг

Оценка стоимости активов основных фондов

Оценка стоимости недвижимого имущества

Оценка стоимости оборудования и транспортных средств

Оценка стоимости нематериальных активов

Оценка стоимости инвестиционных проектов.

В силу специфики формирования рынка и рыночных условий в России достаточно широкий круг потребителей оценочных услуг. До недавнего времени основными потребителями являлись крупные предприятия (это было связано с подъемом экономики, выходом крупных компаний на международные рынки, процессом приватизации, а так же с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности) такие как например ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», банки (это было связано с развитием ипотечного кредитования), инвестиционные фонды.

В связи с кризисом сегментирование рынка потребителей услуг оценки несколько изменилось. До минимума снизилась доля сегмента инвестиционных компаний фондов, то же произошло и с сегментом услуг по оценке частным лицам из-за кризиса ликвидности и снижения кредитования под залог недвижимости.

Больший сегмент данного рынка услуг занимает оценка для банков в целях кредитования, залогов, а так же для страховых компаний и предприятий.

Заключение

Оценочная деятельность - это не столько предпринимательская деятельность в собственных интересах, сколько профессиональная деятельность в общественных интересах (особенно в случаях обязательной оценки). Развитие оценочной деятельности в России должно быть тесно увязано с концепцией развития страны.

Одним из ключевых аспектов стратегического плана развития экономики РФ и в частности, оценочной деятельности является повышение эффективности государственного управления. Для обеспечения этого в оценочной деятельности очень важным аспектом является формирование законченной и целостной законодательной базы, регулирующей взаимоотношения оценщика, СРО и потребителей услуг.

В работе рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования оценки, изучены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность оценочных компаний, а так же государственное управление этим процессом.

Изучен российский и зарубежный опыт организации процесса оценки. Международная практика в первую очередь представлена несколькими основными стандартами: американские стандарты оценки, стандарты Американского общества оценщиков, международные стандарты оценки (IVS), разрабатываемые Международным советом по стандартам оценки (IVSC), а также стандарты оценки Королевского общества сертифицированных сюрвейеров.

Главной задачей, стоящей на сегодняшний день перед оценщиками становится необходимость объединения усилий оценщиков, в том числе в рамках создания саморегулируемых организации. Одной из наиболее "болезненных" тем для оценщиков при вступлении в СРО является "денежная" тема, а именно внесение вступительных, членских взносов и внесение взноса в Компенсационный фонд .

Разработаны рекомендации по совершенствованию процесса государственного регулирования оценки государственной и муниципальной собственности. Среди основных можно выделить:

. Усовершенствование нормативно-правовой базы. Необходимы корректировки 94-ФЗ, что поможет рынку выйти из того коллапса, который сложился на сегодняшний день из-за недобросовестной конкуренции, демпинга и, как следствие, резкого падения качества выпускаемых отчетов об оценке. Надо отметить, что страдают от действия данного закона даже не только оценщики, но и заказчики оценки.

. К сожалению, у государственных и муниципальных властей сегодня нет возможности найти другого специалиста, все заказы проходят через тендерную схему, при которой победителем становится тот, кто назвал меньшую стоимость работ. Выполнит ли он потом свою работу, и каким будет качество этих работ - другой вопрос.

. Совершенствование методологической базы. В пакет методологической базы должны войти методики оценки по видам собственности и по методам оценки, так как методика оценки недвижимости, драгоценностей или интеллектуальной собственности совершенно несопоставимы. Целесообразным было бы на государственном уровне осуществлять классификацию имущества в рамках Единого классификатора недвижимости: по видам, по форме собственности и др.

Список используемых источников

собственность оценка государство правовой

1.<http://ozenka-biznesa.narod.ru/glava2.htm>

.http://www.ocenchik.ru/

.Федеральный закон от 28.07.1998г №135 - ФЗ (ред. от 03.12.2011, изм. от 01.01.2013) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие / С.В.Валдайцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 720 с.

.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса: Учебник // С.В.Валдайцев. - М.: Велби: Проспект, 2011. - 352 с.

.Джухи В.М. Оценочная деятельность в экономике. Учебное пособие // В. М. Джухи, В. Д. Киреева - М.: МарТ, 2009. - 101 с.

.Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учебное пособие // И.А. Егерев. - М.: Дело, 2010. - 480 с.

.Есипов В.Е. Оценка бизнеса: Учебник // В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова, 2008. - 415 с.

.Озеров Е.С. Экономический анализ и оценка недвижимости // Е.С. Озеров, 2011

.Сячева Г.И. Оценка стоимости предприятия // Е.Б. Колбачев, В.А. Сычев, Г.И. Сячева. - Феникс, 2011. - 283 с.

.Томас Л.Уэст. Пособие по оценке бизнеса // Л.Уэст Томас, Д.Джонс Джеффри - М.: Квинто-консалтинг, 2009. - 190 с.

.Швандара В. А. Оценка недвижимости: Учеб. пособие для вузов // В. А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 303 с.

.Шевчук Д.А. Оценка недвижимости и управление собственностью // Д.А. Шевчук - Феникс, 2011. - 155 с.

.Щербаков В. А., Оценка стоимости предприятия // В.А Щербаков, Н.А. Щербакова - М.: Омега-Л, 2010. - 286 с.

.Асаул А.Н. Экономика недвижимости: Учебник. СПБ.: Гуманистика, 2010.-406с.

.Бакулин В.В., Козин В.В. Оценочная деятельность/ Учебное пособие.- Средн.-Урал. Кн. изд-во,2009 .- 240с.

.Грибовский С.В. Оценка доходной недвижимости.- , 2011.- 336с.

.Григорьев В.В. Оценка объектов недвижимости: теоретические и практические аспекты.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 320с.

.Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка недвижимости: Учебник. М.- Финансы и статистика, 2010. - 496с.

.Постановление Правительства РФ « Об утверждении стандартов оценки» от 06.07.2008 г. № 519.

.Волович П.В. Система управления земельными ресурсами: П.В. Волович, Е.Л. Турова.2011. - 475с.

.Воскресенская Г.В. Саморегулирование оценочной деятельности / Е.В. Воскресенская // Современное право. - 2012. - № 3. - С. 57 - 63.

.Горб - Ромашкевич Ф.С. Очерки по истории, теории и практике податной оценки недвижимого имущества: Ф.С. Горб - Ромашкевич. - . 20012. - 493с.

.Грязнова А.Г. Оценка бизнеса: Учебник: А.Г. Грязцова, М.Л. Федотова. - М. - : БЕК. - 2011. - 812с.

.Гущин В.В. Правовое регулирование оценочной деятельности / В.В. Гущин // Право и экономика. - 2010. - №10. - С. 50 - 61.

Похожие работы на - Правовые требования к субъектам оценочной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!