Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы девиантного поведения в молодежной среде
1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения
На сегодняшний момент существует большое количество общих и частных концепций девиантности, авторы которых, как правило, концентрируют внимание на каком-либо одном, реже на двух-трех, аспектах девиантного поведения. В свою очередь существует несколько типов классификаций теорий девиантного поведения. Тем не менее, традиционно все многообразие подходов сводят к трем направлениям, явившим собой отражение идей позитивизма: биологическому, или антропологическому, психологическому и социологическому.
Основоположником биологической или антропологической трактовки природы и причин девиантного считается тюремный врач Чезаре Ломброзо, который одним из первых поставил в центр исследования девиации самого индивида с позиции его телесных, антропологических особенностей. Идеи Ломброзо развивали Ферри и Гарофало, которые признавали роль наследственных факторов, особое внимание уделяли психологическим и социальным факторам. Оба ученых, занимаясь поиском причин преступлений, отрицали идею свободы воли. Немецкий психиатр Кречмер и его последователь Шелдон также обосновывали связь между типом строения тела, характером человека, а следовательно, и его поведенческими реакциями, включая преступные.
По мере развития современной биологии и генетики в рамках биологического направления возникают все новые и новые теории: хромосомная теория Джекобса, теории частоты пульса, уровня серотонина и тестостерона в крови и т.п.
Таким образом, в рамках биологического направления отклоняющееся и преступное поведение рассматривается без должного внимания к историческим, культурным и социальным взаимодействиям девианта, а последний рассматривается как "биологический продукт". Результаты исследований нередко противоречивы, ряд исследований показал, что уровень гормонов чувствителен к внешним условиям, не существует никаких доказательств специфического влияния вышеназванных биологических фактов на девиантное поведение. В целом биологическое направление пытается характеризовать индивидуальные причины девиантного поведения, не объясняя девиантность как социальный феномен [3, c.28 - 30].
Психологическое направление в изучении девиаций тесно связано с биологическим в том смысле, что оно индивидуалистично, а сами отклонения в поведении выступают, по мысли сторонников этого подхода, прежде всего как продукт тех или иных врожденных или приобретенных особенностей биологии и психики человека.
Становление психологического направления связывают с именами Р. Гарофало и Г. Тарда. Р. Гарофало в работе "Критерии опасного состояния" обосновал клинический подход к изучению преступника. в своих книгах "Законы подражания" и "Философия наказания" объяснил преступное поведение подражанием и обучением.
В основе психологического направления исследований девиаций лежит ряд психологических идей, и в частности психоанализ, разработанный видным австрийским врачом Зигмундом Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эриксона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна и многих других. Сторонники фрейдизма рассматривают агрессивное поведение и преступления на его основе в качестве естественного проявления человеческого поведения.
В целом для психологической школы в девиантологии решающим фактором выступают врожденные особенности человека, его вытесненные сексуальные влечения и связанные с ними психологические состояния.
В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации [4, c.71].
Многосторонний анализ и оценка влияния социальных фактов, ситуации, среды, культуры и социальной структуры на девиацию позволяют дать, прежде всего, собственно социологические теории отклоняющегося поведения. Именно в рамках социологического направления сформировались и развиваются социология девиантности и социального контроля как специальная социологическая теория.
Исследования социологов конца XIX - начала XX в. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступность, самоубийства, проституция), проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом за определенный исторический отрезок времени, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию "врожденного" преступника, указывая на социальные корни этого явления [5, c. 19].
На сегодняшний момент социологическое направление изучения девиантного поведения изобилует множеством социологических теорий, школ и концепций. Кроме того, описание данного многообразия существенно затрудняет их многочисленные классификации.
Развитие социологического направления позитивистской криминологии неизменно связано с именем бельгийского математика и социолога А. Кетле. К факторам, влияющим на совершение преступлений, А. Кетле, помимо демографических, относит социальные и природные. Прогрессивные идейные достижения А. Кетле сводятся к следующему: преступность порождена обществом; она развивается по определенным законам под воздействием социальных и иных объективных факторов; ей присуща статистическая устойчивость; повлиять на преступность можно только путем изменения социальных условий [6, с.89].
Экономические теории социологии девиантности связаны с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Бонгера, Г. Беккера и др. В "Манифесте Коммунистической партии" (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса были заложены основы экономического детерминизма, а девиантное поведение выступало побочным продуктом экономических условий. Примененный в экономических теориях девиации сравнительный анализ девиантных и экономических показателей (уровень безработицы, фондовый или децильный коэффициент, индекс Джинни и пр.) актуален по сей день. В современности экономическое направление развивает лауреат Нобелевской премии по экономике Г. Беккер и его последователи [7, c.312 - 313].
Теория аномии - первая развернутая социологическая теория девиантности, принадлежит известному французскому социологу Э. Дюркгейму. Взгляды Э. Дюркгейма социологичны, для него первично общество, социальный факт, нежели индивид. Социальное должно объясняться социальным. Общество - это особая реальность, стоящая над индивидами, обусловливающая действия индивидов и осуществляющая над ними контроль.
Дюркгейм утверждает, что девиантное поведение присуще для обществ всех типов. Само существование девиантного поведения является нормой, преступность необходима; она прочно связана с основными условиями любой социальной жизни и именно в силу этого полезна, поскольку те условия, частью которых она является, сами неотделимы от нормальной эволюции морали и права. Преступность представляется неотъемлемым атрибутом прогресса.
Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность нормальна при условии, если она достигает, но не превышает уровня, характерного для общества определенного типа. По Э. Дюркгейму, в стабильном обществе стабилен и уровень девиантных проявлений (пьянства, наркотизма, преступности, самоубийства и т.п.). Но в быстро меняющихся обществах, в условиях социальной дезорганизации наблюдается состояние социальной аномии - состояния общества или личного отношения к обществу, в котором имеются слабый консенсус, недостаток веры в ценности или цели, а также утрата эффективности нормативных и нравственных рамок, регулирующих коллективную жизнь. [8, с.39-42].
Мертон рассматривает различные проявления девиантности как закономерное порождение социальных условий. Однако, Мертону, аномия представляет собой социальные ситуации и индивидуальные ориентации, не соответствующие определяемым культурой целям и доступностью институционализированных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда население не может легитимно достичь провозглашенных обществом, в качестве нравственного закона, целей.
В подобном случае на долю общества остаются только незаконные способы, благодаря которым люди приспосабливаются к аномии. Требования культуры, предъявляемые к конкретному лицу, оказываются несовместимыми, в связи с чем, возникает напряжение [9, c.104].
Тард одним из первых обратил внимание на то, что повышение благосостояния, уровня жизни, образования не влечет за собой сокращения преступности. Тард одним из первых увидел широкое распространение преступности среди людей состоятельных и признаваемых честными.
Согласно теории дифференцированной ассоциации Сатерленда определенным поведенческим формам, как законопослушным, так и девиантным, обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Основной причиной образования дифференцированных связей служит конфликт культур, а главной причиной систематического девиантного поведения - социальная дезорганизация.
Американские социологи Коэн, Клауорд, Л. Оулиан подчеркивали значение конфликта между ценностями, целями среднего класса и возможностями подростков из низших слоев достичь этих целей. Они исходили из того, что лица, занимающие различные положения в социальной структуре, не имеют равных шансов на успех и выделили следующие разновидности подростковой субкультуры: преступную, конфликтную и ретретистскую. Для преступной субкультуры характерны интеграция субъектов на различных возрастных уровнях, тесная интеграция представителей общепризнанных и незаконных ценностей, т.е. взаимодействие преступников со средой, включая скупщиков краденного, юристов и др. Молодым людям конфликтной субкультуры присуще острое чувство разочарования, возникающее в результате блокирования доступа к цели успеха, отсутствия каких бы то ни было институционализированных каналов, законных или незаконных. Ретретистская субкультура состоит из тех, кто бежит от общества, но нуждается во взаимосвязях с себе подобными.
Сторонники теории субкультур уделяют значительное внимание соотношению различных видов девиантного поведения и социального контроля. Отрицая репрессивное уголовное законодательство, социальный контроль ложится на плечи медицины, образования и иных возможностей для повышения статуса [4, c.76 - 77].
На недоступность ценностей культуры общества подростки реагируют созданием субкультуры со своими ценностями, целями и нормами. По А. Коэну, делинквентная субкультура как протестная по отношению к культуре общества отличается неутилитарным, злостным и негативистским характером: [10, с.317].
К теориям стигматизации относят концепции "драматизации зла" Танненбаума, "социальной идентичности" Гоффмана, "вторичной девиации" Лемерта и "девиантной карьеры и этикетирования". Беккера [8, с.140].
Общество устанавливает способы категоризации людей и определяет набор качеств, которые считаются естественными и нормальными для каждой из категорий. На эту особенность "квалифицировать" действия, поступки, поведение других обратил внимание Мид, предложивший на ее основе концепцию символического интеракционизма. Данную концепцию, применительно к криминологии, рассматривал и Танненбаум. Он утверждал, что процесс криминализации - это процесс наклеивания ярлыков. В повседневной речи используются термины для обозначения стигмы, причем, как правило, мало кто задумывается об их исходном значении, а склонно приписывать человеку длинный ряд несовершенств на основе какого-то из них. В результате подросток становится плохим, потому что так его называют окружающие.
Беккер - известный американский ученый, посвящающий свои работы "человеческому капиталу", расовой дискриминации и ее влиянию на рынок труда, экономике преступности и наказания. Так, подросток, совершивший неблаговидный поступок, подвергается официальному клеймению как нарушитель, преступник, девиант. С указанного момента индивид начинает отождествлять себя с присвоенным ярлыком, и рецидивы девиантного поведения становятся ответом на реакцию общества, на давление социального контроля. В случае если индивид не найдет в себе сил вернуться к правопослушному поведению, то последним шагом в девиантной карьере будет вступление в преступную организацию [4, c.77 - 78].
Лемерт ввел понятие "вторичной девиации". Первичная девиация - это девиантные действия до акта официального клеймения, стигматизации. Вторичная девиация развивается после клеймения и как реакция на него.
В целом теория стигматизации вскрывает существенный пласт взаимоотношений преступника и общества, страдая определенной односторонностью.
Теории конфликта объединяют значительный круг концепций, берущих начало от социологических теорий конфликта, связанных с именами К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Козера. Их общая суть - вскрытие конфликтной природы социального быта. В целом, ученые, придерживающиеся теории конфликта, исходят из того, что конфликт - это естественное состояние человеческого общества [3, c.45 - 46].
девиантное поведение молодежная среда
Ключевые положения социологических теорий происхождения девиаций сводятся к признанию норм и отклонений социальными конструктами, имеющими конвенциональную или репрессивную природу. Принципы социологического подхода неоднократно подтверждались и остаются главенствующими среди специалистов, занимающихся проблемой девиантного поведения.
Однако в социологическом направлении, отражающем комплексы причин, условий и факторов, влияющих на возникновение девиантности, не уделялось особого внимания механизмам воспроизводства девиантности. Т.В. Шипунова в своей работе представила концепцию воспроизводства девиантности в обществе, тем самым восполнив недостающий фрагмент рассматриваемой нами проблемы. Она в качестве основных явлений, отражающих процесс девиации, выделяет социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессию [12, с.120].
Социальное исключение представляет собой разрыв связей, за которым следует кризис личностной идентичности и социальная дисквалификация человека. Отчуждение представляет собой внутреннее состояние человека, когда он оказывается исключенным из активной социальной жизни. Отчуждение служит причиной множества видов девиантного поведения, ибо из-за закрытия доступа к легитимным формам социального взаимодействия человек неизменно ищет им замену. Что касается термина "агрессия", то существует масса подходов, объясняющих источник и способы ее объяснения: психоаналитический, когнитивный, биологизаторский и пр. Тем не менее, общего определения пока не выработано, и понимание данного феномена происходит на интуитивном уровне. Насилие представляет собой воздействие одного социального агента на другого, которое причиняет ему ничем не заслуженный физический и психологический вред либо превышает меру эквивалентного воздействия в ответных реакциях [10, с.129].
1.2 Понятие девиантного поведения, факторы и причины, способствующие его формированию
Норма поведения человека обусловлена, прежде всего, социальными критериями как наиболее важными и значимыми средствами регуляции поведения. Однако введение жестких моральных, социальных, психологических и прочих критериев, сводят понятие нормы поведения до уровня шаблонов и лишающих поступки их индивидуальности. Отсутствие четких границ между нормой и патологией, непрерывность перехода из нормы в патологию заставляет искать ключ к пониманию нормального и отклоняющегося поведения не в противопоставлении и взаимоисключении этих двух позиций, а в их диалектическом единстве [13, c.124].
Существуют различные подходы к оценке поведенческой нормы и девиации. Нормоцентрический подход предполагает оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме - социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической. Согласно Выготскому, само понятие норма является отвлеченным и отражает среднюю величину частных случаев и фактически не встречается в чистом виде. Следовательно, между нормальным и ненормальным поведением не существует точных границ. Понятием ненормального поведения преимущественно отражают количественно внушительные размеры отклонения от среднестатистических норм.
Нозоцентрический подход, также называемый психиатрическим, рассматривает поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. К первой группе относится поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Данную группу составляют астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Ко второй группе относится поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, в особенности правовые, которое выражается в форме проступков или преступлений. В данную группу входит делинквентное, или противоправное поведение, предполагающее сравнительно незначительные правонарушения, и криминальное, или преступное поведение, в случае совершения преступлений.
Также целесообразно деление девиантного поведения на преступное и аморальное, безнравственное, не несущее за собой уголовной ответственности. И.С. Кон полагает, то между всеми видами девиаций существует тесная взаимосвязь: пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, в то время как противоправное поведение связано с нарушением норм психического здоровья [14. с.8 - 11].
В целом нормальным считается поведение, которое соответствует принятым в конкретном обществе правилам. В науке выделяют следующие критерии нормы:
üстатистический - позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой данное явление встречается;
üкачественно-количественный - отражает степень выраженности и степень угрозы той или иной формы поведения для жизни человека;
üпсихопатологический - используется в медицине. С точки зрения данного критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы - "нормальные" и "патологические" (аномальные);
üсоциально-нормативный - поведение воспринимается нормальным и одобряется, если оно соответствует требованиям общества в данное время;
üиндивидуально-психологический - связан с индивидуальными особенностями личности человека (внутренняя позиция по отношению к окружающему миру и себе; способность принимать решение и делать выбор; ответственность за собственное поведение) [15, c.30 - 31].
Основными диагностическими критериями нарушений поведения являются воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы занятий в учебных заведениях, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокость по отношению к людям или животным [16, c.18].
Существует феномен одобряемого отклоняющегося поведения, основу которого составляет возвышение над другими. Для появления социально одобряемых отклонений необходимо обладать определенными качествами и способами поведения, к числу которых можно отнести:
üсверхинтеллектуальность, которая обеспечивает возвеличение только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности;
üособые склонности, которые позволяют проявлять уникальные качества на узких, специфических участках деятельности;
üсверхмотивация, обусловленная феноменом группового влияния и влиянием внешних условий, зачастую служащая компенсацией за лишения и переживания, перенесенные в детстве или в юности;
личностные качества, обеспечивающие возвышение через определенные виды деятельности
Можно различать два идеальных типа отклонений: индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей культуры; групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются [17, с.289 - 303].
Важным фактором, влияющим на поведение личности, являются внутренние, биологические условия. Биологические факторы включают:
üнаследственно-генетические особенности;
üврожденные свойства индивида;
üимпринтинг, т.е. запечатление на ранних этапах онтогенеза [15, c.39].
Среди факторов психологического и социального характера традиционно выделяют:
.дефекты правового и нравственного сознания;
2.содержание потребностей личности;
.особенности характера;
.особенности эмоционально-волевой сферы.
Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ряд ученых называет незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся поведение подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых [18, c.6].
.3 Социально-психологические особенности девиантных подростков
При изучении вопросов, связанных с отклоняющимся поведением необходимо отметить, что это поведение зачастую есть следствие характерологических особенностей индивида, в частности акцентуаций характера. Понятие акцентуаций тесно связано с понятием "нормы", и фактически через него определяется.
К. Леонгард определяет акцентуации как крайние варианты нормы. Свое внимание он уделял клиническому описанию акцентуированных личностей, анализу сложных случаев комбинированных акцентуаций и динамике акцентуаций личности, как в сторону психопатии, так и в сторону смягчения акцентуаций, не приводящих к явлениям социальной дезадаптации.
Леонгард полагает, что акцентуации - это, в общем, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Только при большой выраженности акцентуации накладывают отпечаток на личность и могут приобрести патологический характер. Он считает, что жесткой границы между нормальными людьми и акцентуированными личностями нет.
А.Е. Личко рассматривает акцентуации как крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены, и в силу этого появляется избирательная уязвимость по отношению к определенным психогенным воздействиям. При этом сохраняется хорошая и даже повышенная устойчивость к другим воздействиям. По мнению Личко акцентуированный характер повышает вероятность психической травматизации и отклоняющегося поведения. Особенности акцентуированного характера могут проявляться лишь в определенных условиях. Акцентуации или вообще не препятствуют нормальной социальной адаптации, или же ее нарушения бывают переходящими. Эти нарушения могут быть или биологическими факторами, или же влиянием психических травм, трудных критических ситуаций в жизни. Такие ситуации предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления в характере [19, c76 - 78].
Факторами, провоцирующими акцентуированное поведение, невротические и психосоматические расстройства у молодежи и подростков, могут быть нарушение взаимоотношений с родителями, стиль семейного воспитания. Однако, однозначной линейной связи между девиантным поведением и стилем семейного воспитания не обнаружено.
Обобщение результатов эмпирических исследований позволило констатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологические особенности: неприятие педагогических воздействий, неумение преодолевать трудности, игнорирование препятствий, сверхнапряженность, преобладание истероидной, эпилептоидной, лабильной акцентуаций характера, неопределенность специфики жизненных перспектив, апатичная подчиненность группе с асоциальными установками, сниженная самокритичность, двойной локус контроля, синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, с к себе и окружающим людям. Также для них свойственны слабость самоконтроля, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, крайняя степень эго-центрированности, агрессивность.
Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина выделяют личностные особенности делинквентных подростков, свидетельствующие о деформации их характера: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого, заниженная потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального молодежного общения [14, c.79 - 81].
Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих влияет на многих подростков, однако далеко не все поставленные в эти условия становятся наркоманами или алкоголиками. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки, такие как психопатия, акцентуация характера и поведения, также не являются фатальными сами по себе и не могут стать детерминантой девиантности.
Клейберг определяет следующие позиции в отношении интерпретации детерминант девиантности:
девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности;
девиантность - это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра - и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;
девиантность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности [20, c.88].
Одним из важных психологических аспектов формирования девиантного поведения также является социальная неустроенность, которая может не осознаваться индивидом или, будучи осознана, проявляться психологически как неудовлетворенность. Индивид, находящийся в состоянии социальной неустроенности, будет стараться преодолеть ее - либо активной "позитивной" деятельностью, либо активной нежелательной для общества деятельностью, в частности преступной. Не сумев активно преодолеть неустроенность, индивид может либо смириться, либо найти утешение в алкоголе, наркотиках, либо решиться на самоубийство.
Особое девиантологическое значение имеют социальные потребности в статусе, престиже, самоутверждении. Витальные потребности, во-первых, ограничены, "конечны", имеют естественный предел, во-вторых, в современных развитых странах относительно легко удовлетворяются. Социальные же и духовные потребности безграничны, для их удовлетворения требуется больше сил, возможностей, благоприятных условий. Между тем именно неудовлетворенные социальные потребности, в частности в самоутверждении, нередко приводят к преступному насилию или же к ретретистским формам девиантного поведения. Несвершение, нереализованная потребность в самоутверждении приводит в конечном счете к фрустрации, кризису личности, девиантным проявлениям [3, c.88 - 89].
1.4 Особенности девиантного поведения молодежи, характерные для современного белорусского общества
Наиболее значимыми факторами, которые влияют на поведение современной белорусской молодежи, являются:
üбедность, нужда;
üтрудности переходного возраста, самореализации;
üконфликты с родителями;
üнезанятость, избыток свободного времени;
üжажда острых ощущений, любопытство;
üотсутствие интереса к образованию;
üхарактерологические особенности: агрессивность, завистливость, ненависть и др.;
üнегативные примеры или образцы поведения;
üконфликты с учителями;
üчрезмерная демонстрация насилия в кино, на телеэкранах;
üнасилие в отношениях между подростками.
На сегодняшний день определяющими факторами являются характерологические особенности, насилие в самой подростковой среде, влияние негативных примеров и образцов поведения, известных молодежи из повседневной жизни, а также из теле - и видеопрограмм. Для современного общества характерно совершение противоправных действий молодежью по причине отсутствия необходимых денежных средств на разнообразные развлечения, а не по причине бедности как таковой. Ощущение ущемленности своего материального положения вызвано действием механизма относительной депривации и находит выход в повышенной агрессии и противоправных действиях. Примеры результативности данного типа поведения способствуют его закреплению и распространению [21, c.20 - 21].
Отмечается тенденция роста негатива в отношениях с родителями у части молодых людей по мере их взросления, снижения авторитета родителей, других близких родственников, педагогов. Существуют свидетельства снижения или деформации социализирующих функций части семей в отношении сферы нормальных межличностных контактов, взаимопомощи, поддержки. Данный фактор нарушает условия идентификации молодежи и толкает подростков на поиск иных объектов идентификации, среди которых могут оказаться референтные личности и группы с асоциальной направленностью.
Не менее важны для успешной социализации нормальные взаимоотношения со сверстниками в школе. Первым опытом нормативного поведения является конформизм молодых людей в отношении к своей возрастной среде, который не навязывается, а рождается самой молодежной средой, ее субкультурой. В случае выпадения из молодежной среды возникают чувства отверженности, и одиночества, которые толкают подростка на попытки найти себя в какой-либо другой внешкольной среде [22, с.274].
Молодежные компании оказывают высокое влияние на формирование ценностных ориентаций и норм поведения значительной части молодых людей. Особенно зависимы от их мнения подростки 15 - 17 лет. В большинстве случаев девиантное поведение является групповым феноменом и даже в случае совершения индивидуального правонарушения, человек зачастую идентифицирует себя с какой-то группой.
Одной из наиболее частых девиаций молодежи в групповом поведении является распитие спиртных напитков. Также дружеским компаниям свойственны употребление наркотиков, проституция, грабеж.
Имеют место гендерное и возрастные особенности девиантного поведения, например, формы девиантного поведения, связанные с насилием, в большей мере свойственны юношам. Более серьезные отклонения характерны для возрастной группы от 18 до 20 лет, в наименьшей - для подростков до 15 лет. По мере взросления молодежи и вступления ее во взрослую жизнь девиаций становится меньше, однако делинквентного поведения наоборот характерна тенденция интенсификации процессов криминализации тех молодых людей, которые вступили на путь правонарушений.
Существует объективная необходимость рационализации моделей проведения досуга молодежи с учетом потребностей и запросов различных возрастных групп. В настоящее время среди досуговых занятий молодежи ощущается недостаток творческих и спортивно-оздоровительных увлечений, игр и т.п.
Повышенным интересом пользуются дискотеки, встречи с друзьями во дворах, подъездах. Вместе с тем, наблюдается тенденция к увеличению стремления подрабатывать, участвовать в молодежных лагерях отдыха, турпоходах, заниматься культуризмом, аэробикой и т.д. При наличии соответствующих возможностей модели проведения досуга у многих молодых людей группы риска стали бы более рациональными и развивающими [21, 31 - 49].
Становится очевидной интенсификация проявлений агрессии и насильственных действий в подростковой среде. Насильственные действия со стороны молодежи часто предопределяет агрессивное поведение взрослых по отношению к подросткам. Согласно социологическим исследованиям чаще всего обидчиками являются старшие сверстники, работники правоохранительных органов, главным образом, сотрудники милиции, учителя, родители.
Основными мотивами совершения молодежью противоправных деяний специалисты называют корысть, агрессивность, самоутверждение, влияние групповой зависимости и преступных авторитетов, психические отклонения в личности и др. В современных условиях первостепенную роль играют стремление к "легким" деньгам и воздействие алкоголя, наркотических веществ [23, c.29].
По мере взросления роль психических причин противоправных действий постепенно ослабевает и усиливается осмысленная корыстная направленность. Растет негативное влияние преступных элементов более старших по возрасту.
Под влиянием расширяющегося в обществе культа денег, материального богатства, происходит негативное изменение социализационной траектории формирования и повседневного поведения молодежи, вследствие чего в миропонимании детей и подростков неоправданно большое место и значение получают прагматические материально-ориентированные устремления, проявляющиеся в девиантных поступках. Стремление включиться в незаконные экономические действия более отчетливо и интенсивно выражено у старших возрастных групп молодежи.
Вовлечение подростков и молодежи в современную преступную деятельность постепенно изменяется в сторону увеличения доли преступлений экономической направленности. В среде подростков усиливается представление о приемлемости и допустимости отнятия денег у более слабых сверстников, участия в кражах, валютных операциях и подпольном бизнесе. Такая направленность представлений и ориентаций способствует возрастанию удельного веса валютных, грабительских и иных преступлений экономического характера, совершаемых несовершеннолетними. Криминализации поведения подростков, способствуют трудности в социальной адаптации к рыночным отношениям, возникающие в процессе социализации значительной части подростков и молодых людей [21, c.65 - 70].
В целях способствованию снижения масштабов вовлеченности молодежи в экономические преступления необходимо направить профилактическую, коррекционную и реабилитационную работу на формирование трудовой направленности и представления о квалифицированном труде как об источнике богатства общества и благосостояния человека. Также целесообразно уменьшить в практической деятельности органов и учреждений культуры поток сюжетов, восхваляющих возможность быстрого достижения успеха, приобретения высокого материального статуса при опоре на криминальные средства достижения желаемой цели. Не менее важно обратить первостепенное внимание на ликвидацию правовой неграмотности подростков, на формирование у них достаточной правовой информированности и правовой культуры, понимания ответственности за совершение правонарушений, особенно в экономической сфере [24, c.31-33].
Проблема распространения курения и употребления крепких алкогольных напитков в условиях изменения многих ценностных ориентиров, экспансии рекламы и проникновении в молодежную среду новых, ранее не столь актуальных пагубных привычек, приобретает первостепенное значение.
Чаще всего, мотивацией к первой сигарете выступает интерес. Из попробовавших вкус сигареты, в той или иной мере приобщается к ней примерно каждый второй. В случае с алкоголем первая проба является фактором, который в большинстве случаев ведет к дальнейшему приобщению. Большинство молодых людей регулярно или эпизодически употребляют слабые алкогольные напитки, среди которых на первом месте находится пиво, а также разнообразные слабоалкогольные газированные напитки, которые в большом ассортименте и без возрастных ограничений предлагаются торговлей и периодически крепкие алкогольные напитки. Социально-демографическими факторами, определяющими группы риска, являются возраст и пол. Состав семьи и ее доход не могут быть охарактеризованы как факторы, существенно влияющие на процесс вовлечения молодежи в употребление спиртных напитков, наркотиков и курение.
Одной из важнейших причин, определяющих распространение пагубных привычек среди молодежи является наличие негативного социального окружения. Жизненная неустроенность и девиации родителей и ближайших родственников также влекут за собой формирование разных, в
том числе наиболее тяжелых форм отклоняющегося поведения, у их детей, младших братьев и сестер. В число негативных факторов входят виртуальное окружение, т.е. средства массовой информации, избыток свободного времени, конфликты с родителями, жажда острых ощущений, нужда и бедность. [21, c.72 - 85].
В соответствии с п/п 7.2.3 Инструкции "По организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел", утверждённой Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27.10.2003 года №242, профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних относится к одному из направлений деятельности ИДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних [25].
Немаловажную роль в проведении профилактических мероприятий играют организации здравоохранения. В соответствии со ст.18 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 года №200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организации здравоохранения в соответствии с их уставами осуществляют выявление, учёт, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо иные одурманивающие вещества, а также осуществляют другие входящие в их компетенцию меры по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении [26].
При осуществлении профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи органы внутренних дел, прокуратуры и общественного объединения "Белорусский Республиканский союз молодёжи" взаимодействуют между собой для более эффективной реализации профилактических мероприятий, руководствуясь при этом Инструкцией "О порядке взаимодействия органов внутренних дел, прокуратуры и общественного объединения "Белорусский Республиканский союз молодёжи", утверждённой Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 31.07.2008 года № 223/21-09д-77.
Согласно п/п 7.1 вышеназванной Инструкции органы внутренних дел, прокуратуры и БРСМ с учётом их полномочий по профилактике правонарушений среди молодёжи проводят встречи, тематические вечера, информационные часы, круглые столы по профилактике среди молодёжи правонарушений, пьянства, алкоголизма, наркомании с участием прокурорских работников, инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, психологов, наркологов и других заинтересованных; демонстрация видеороликов, сюжетов, публикация статей, изготовление буклетов и брошюр профилактического характера [27].
Основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе деятельности по профилактике и предупреждению преступности среди несовершеннолетних, установлены следующими законодательными актами Республики Беларусь:
üЗакон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
üДекрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях";
üЗакон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка";
üпостановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 года № 1599 "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних"
üпостановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 октября 2003 года № 242 "Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел".
1.5 Профилактика девиантного поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. Существуют различные формы психопрофилактической работы. Наиболее распространенными являются:
.Организация социальной среды;
2.Информирование;
.Активное социальное обучение социально важным навыкам;
.Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
.Организация здорового образа жизни;
.Активизация личностных ресурсов.
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:
üкомплексность, т.е. организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности;
üадресность - учет возрастных, половых и социальных характеристик;
üмассовость - приоритет групповых форм работы;
üпозитивность информации;
üминимизация негативных последствий;
üличная заинтересованность и ответственность участников;
üмаксимальная активность личности;
üустремленность в будущее, т.е. оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения [28, c.212-214].
üОсновными задачами социально-педагогической реабилитации являются:
üпрофилактическая работа по предупреждению безнадзорности;
üвыявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;
üразработка и обеспечение реализации индивидуальных программ социальной реабилитации подростков, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты;
üподготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями дезадаптированных детей для обеспечения непрерывности коррекционно-реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях;
üобеспечение временного проживания безнадзорных подростков в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдения норм гигиены, а также оказание им необходимой социальной помощи;
üоказание психологической, психокоррекционной и иной помощи, по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим;
üучастие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних и их устройстве;
üопределение и осуществление совместно с заинтересованными ведомствами наиболее оптимальных форм дальнейшего воспитания детей [29, c.250 - 254].
Несмотря на снижение преступности среди несовершеннолетних, отклоняющееся поведение молодежи и его профилактика остаются достаточно актуальной проблемой на современном этапе развития общества.
Прежде всего, в решении проблемы подростковой преступности необходимо регулярное изучение преступности среди несовершеннолетних, разработка системы оценки эффективности принимаемых мер, постоянный мониторинг динамики подростковой преступности.
Не менее важна в профилактике работа с семьей как социальным институтом, в котором проходит процесс формирования личности, приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм, правил поведения [30, c.47 - 48].
Основные направления профилактической работы:
. Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчин, женщин.
. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований;
. Подготовка к ответственному супружеству как формирование полоролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработка оптимальных репродуктивных установок;
. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости супружества, сексуальности, родительства от таких вредных привычек как курение, алкоголизм, наркомания и т.д.[29, c.282].
Первостепенное значение в профилактике имеет воздействие на неблагоприятные условия воспитания детей в семьях, школах и других учебных заведениях, подготовку кадров, ведущих воспитательную работу.
К настоящему времени осознана необходимость расширения применения к несовершеннолетним правонарушителям мер социальной реабилитации и коррекции, максимального сокращения уголовного наказания. При этом важно увеличить перечень видов уголовного наказания, применяемых к несовершеннолетним, не связанных с лишением свободы, но обеспечивающих разную степень ограничения свободы.
Наказание несовершеннолетних должно сочетаться с усилением ответственности родителей и лиц, их замещающих в связи с совершением подростками преступлений и правонарушений.
В целях профилактики социальной дезадаптации и последующей безработицы необходимо проводить с несовершеннолетними дополнительные занятия по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке.
С целью защиты прав и законных интересов детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях целесообразно расширить полномочия органов опеки и попечительства.
Также необходимо сконцентрироваться на изучении личностных характеристик несовершеннолетних, их психического здоровья, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психодиагностики, психотерапии и психокоррекции. Положительного результата можно добиться только при условии тесного сотрудничества семьи, учреждений образования и правоохранительных органов [31, c.51].
Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление девианта в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.
Реабилитация возможна только через оптимизацию ведущей деятельности и нормализацию всей системы отношений с окружающими. Социокультурная и педагогическая запущенность молодежи должна рассматриваться не столько как признак ненормативного развития, сколько как результат наложения на нее аномальной социальной ситуации развития. Профилактика и коррекция запущенности молодежи должны исходить не только от абстрактной социокультурной нормы, но и от конкретной личности, вынужденной жить в определенной ситуации. Исходя из целостного подхода, реабилитация осуществляется на уровне личности, субъекта деятельности и социального субъекта с учетом его индивидуальности [29, 244 - 245].
Для разработки мер по профилактике, коррекции и реабилитации различных девиаций важен учет специфики отношения молодежи к каждой из них, которое выражается в выборе нейтральных, более жестких, либо более мягких, щадящих мер социального воздействия. Под жесткими мерами понимаются различные способы наказания, под мягкими - меры воспитательного воздействия, либо оказание помощи. Демонстрация нейтрального отношения по существу означает отрицание девиантности. Учет специфики восприятия молодыми людьми различных мер воздействия на каждую из выделенных групп девиантов явится важным условием эффективности проводимой с ними работы, а также гарантом использования мнения молодежи в качестве средства воспитательного воздействия на девиантов [21, c.18 - 19].
1.6 Методы и технологии социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению
Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:
üнейтрализующие;
üкомпенсирующие;
üпредупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
üустраняющие эти обстоятельства;
üконтролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты.
При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:
Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Недопустимо категорическое осуждение, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него "ситуации успеха", уметь найти положительное в поведении подростка.
Формирование будущих жизненных устремлений. Важна помощь в дальнейшем профессиональном самоопределении, направленная на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям учебного заведения и трудоустройство.
Включение в значимую для подростка общественно-полезную деятельность, Данная задача, требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей.
Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию [29, c.97 - 99].
В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:
восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;
компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;
стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.
Эффективность профилактических мероприятий обусловлена:
высокой мотивацией всех участников программы: подростка, родителей, социального педагога, специалистов;
психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;
координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов [31, c.253 - 255].
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических установок и уровня агрессивности молодежи с девиантным поведением
2.1 Организационные аспекты постановки экспериментального исследования
Целью нашего исследования является изучение влияния социально-психологических установок, характерологических особенностей и уровня агрессии подростков на формирование и закрепление девиантного поведения. Для реализации поставленной цели было проведено экспериментальное исследование. Эксперимент проводился на базе Социально-педагогического центра с приютом управления образования администрации Фрунзенского района г. Минска, социально-педагогической и психологической службы средней школы №… г. Минска. В исследовании участвовали 40 подростков, получающих среднее, либо среднее специальное образование.
В исследовании участвовали представители молодежи
ü20 из которых состоят на внутришкольном учете, либо на учете комиссии по делам несовершеннолетних;
ü20 характеризуются социально позитивным поведением, принимают активное участие в общественной жизни, творческих, спортивных, благотворительных мероприятиях.
Выборка исследуемых была сделана с учетом следующих критериев:
. Возраст испытуемых: возрастная группа в пределах 14 - 18 лет;
. Половое различие: в исследовании принимали участие лица как мужского пола, так и женского;
. Все испытуемые получают среднее, либо среднее специальное образование.
Экспериментальное исследование строилось на следующих принципах:
индивидуальный подход (учет индивидуальных качеств личности);
доступность;
валидность;
учета ведущего вида деятельности.
Для подтверждения гипотезы были сформированы 2 группы испытуемых:
Экспериментальная группа испытуемых, стоящих на внутришкольном учете, либо на учете комиссии по делам несовершеннолетних;
Контрольная группа, характеризующаяся социально позитивным поведением, активным участием в общественной жизни, творческих, спортивных, благотворительных мероприятиях.
Исследование проводилось в 2 этапа:
1 этап
"Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" О.Ф. Потемкиной [Приложение 2].
Цель: исследование различий степени выраженности социально-психологических установок, главным образом, установок на труд и на деньги.
Данная методика представляет собой личностный опросник, предназначенный для изучения степени выраженности социально-психологических установок.
Стимульный материал разбит на два варианта, каждый из которых содержит по 40 вопросов. 40 вопросов первого варианта направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на "альтруизм - эгоизм", "процесс - результат", 40 вопросов второго варианта направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок "свобода - власть", "труд - деньги". Отвечая на вопросы, испытуемым необходимо ответить на них или "да", если ответ утвердителен, или "нет" - если поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос. За каждый ответ "да" начисляется 1 балл.
На основании результатов использования методик можно выявить несколько групп испытуемых:
Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.
Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
Обработка данных производится посредством суммирования утвердительных ответов в отдельности по каждой шкале.
Интерпретация осуществляется в соответствии нормативными данными.
2 этап
Опросник Басса-Дарки [Приложение 3].
Цель: определение типа и уровня агрессии испытуемых.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
üФизическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
üКосвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
üРаздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
üНегативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
üОбида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
üПодозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
üВербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
üЧувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Методика представляет собой опросник, состоящий из 75утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
2.2 Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования
1 этап
"Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" О.Ф. Потемкиной. Для оценки различия результатов исследования двух групп по шкалам опросника, были произведены расчеты с помощью t-критерия Стьюдента:
Таблица 1.1 Результаты диагностики социально - психологических установок по варианту 1, по шкалам альтруизм, эгоизм, процесс, результат (О.Ф. Потемкиной)
Эспериментальная группаКонтрольная группаАльтр. ЭгПроцессРезультАльтр. Эг. ПроцессРезульт125331677623746255553562437487414474656750653536566443564574735227575682743864639253898546106443105337112526114665123644125548134853137335147624142576152532154366163733166658174543175557184435185474195756196765202833204847Σ641146883103103109118M3,25,73,44, 155,155,155,455,9
По шкале альтруизм t эмп = 4. p ≤0,01 - 2, 71. Следовательно, существуют статистически достоверные различия.
По шкале эгоизм t эмп = 1,3. p ≤0,01 - 2, 71 Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
По шкале процесс t эмп = 5,4. p ≤0,01 - 2, 71 Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что свидетельствует о наличии статистически достоверных различий между группами.
По шкале результат t эмп = 3,6. p ≤0,01 - 2, 71, что указывает на достоверность статистических различий.
Таблица 1.2 Результаты диагностики социально - психологических установок по варианту 2 по шкалам свобода, власть, труд, деньги (О.Ф. Потемкиной)
Эспериментальная группаКонтрольная группаСвобВластьТрудДеньгиСвобВластьТрудДеньги165361465525427238643773533266435464254455328553736661564786768367545583745865759744494544102637107467115626115353124324124555136226134254146517143775155748155648167253162463176536175385184427187554193825194746206665205363Σ10210358116879411395M5,15,152,95,84,354,75,654,75
По шкале свобода t эмп = 1,7. p ≤0,01 - 2, 71. Следовательно, статистически достоверные различия в группах отсутствуют.
По шкале власть t эмп = 0,8. p ≤0,01 - 2, 71 Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
По шкале труд t эмп = 6,9. p ≤0,01 - 2, 71 Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что свидетельствует о наличии статистически достоверных различий между группами.
По шкале деньги t эмп = 3,6. p ≤0,01 - 2, 71, p ≤0,01 - 2, 02 что указывает на наличие тенденции к статистически достоверным различиям между группами.
Вывод: в результате исследования по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной было выявлено, что группа испытуемых с девиантным поведением характеризуется дисгармоничными ориентациями с более низкими установками на альтруизм, процесс, результат, труд. Относительно шкал "эгоизм", "свобода" и "власть", статистически достоверные различия отсутствуют. Вместе с тем, отмечается тенденция статистических различий по шкале "деньги".
2 этап
Опросник Басса-Дарки. Выявление наличия статистически достоверных различий производилось с помощью t-критерия Стьюдента.
Таблица 2.1 Результаты диагностики агрессивности по шкалам физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм (Басса - Дарки)
Экспериментальная группаКонтрольная группаФиз. ВербКосвНегат. Физ. ВербКосвНегат. 166721046015564526029996781002775665403777211760366885260488806510042272394055572788057764104406996478806448052607991043940744489180877807880822241309887210460977565260105510465801066645220115596781001166886540127788526012887211780136610452201344407860145572918014335610440158864261001566641041001655407880164480658017887291801755883940186610491100184488788019779665601955247860209980918020551047840Σ15291632152115001100132013781080M76,4581,676,0575556668,954
По шкале физическая агрессия t эмп = 6,9. p ≤0,01 - 2, 71 Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости, что свидетельствует о наличии статистически достоверных различий между группами.
По шкале вербальная агрессия t эмп = 2,5. p ≤0,01 - 2, 71, p ≤0,05 - 2, 02, что свидетельствует о наличии тенденции к статистическим различиям в группах.
По шкале косвенная агрессия t эмп = 0,9. p ≤0,01 - 2, 71, p ≤0,05 - 2, 02. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.
По шкале негативизм t эмп = 3. p ≤0,01 - 2, 7, следовательно, существуют статистически достоверные различия.
Таблица 2.2 Результаты диагностики агрессивности по шкалам раздражение, подозрительность, обида, чувство вины (Басса - Дарки)
Экспериментальная группаКонтрольная группаРаздр. ПодозрОбидаЧ. виныРаздр. ПодозрОбидаЧ. вины1364439661723378552817765992182265883818878773722278664635578554273326555456665885993378556726665996546652777181113667722291888728865558022266695466786694544525510816691661027447877112788269911546665661281881049912541165331354227899135466657714634465661445775277155477658815723365551681779188166366134417726678771736443955184511919918451126551954666577195422526620817778662054333988Σ1215124313781595101777011051298M60,7562,1568,979,7550,8538,555,2564,9
По шкале раздражение t эмп = 1,5. p ≤0,01 - 2, 71. p ≤0,05 - 2, 02, что свидетельствует об отсутствии статистически достоверных различий между группами.
По шкале подозрительность t эмп = 3,4. p ≤0,01 - 2, 71, следовательно, статистические различия между группами достоверны.
По шкале обида t эмп = 2. p ≤0,01 - 2, 71. p ≤0,05 - 2, 02. Статистически достоверные различия отсутствуют.
По шкале чувство вины t эмп = 3. p ≤0,01 - 2, 71. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.
Таблица 2.3 Результаты исследования индексов агрессивности и враждебности по опроснику Басса - Дарки
Экспериментальная группаКонтрольная группаИндекс агрессивностиИндекс враждебностиИндекс агрессивностиИндекс враждебности123711792271221973251432084231141455201152396231161810725271798231386492512918810231310181011231011221112221612266132381315111421914181115181215228161614161971724121719718268182131924111914620241320246Σ458370219155M22,918,510,957, 75
Относительно индекса агрессивности, эмпирическое значение t эмп= 3,9. p ≤0,01 - 2, 71, следовательно, статистические различия между группами достоверны.
Относительно индекса враждебности t эмп= 3,9. p ≤0,01 - 2, 71, что свидетельствует о наличии статистически достоверных различий между группами.
Выводы: группа подростков с девиантным поведением имеет более высокий уровень физической агрессии, негативизма, подозрительности, чувства вины. Также данная группа характеризуется более высоким индексом агрессивности и индексом враждебности.
Отсутствуют значимые различия между группами по шкалам косвенной агрессии, раздражения обиды. Существует тенденция к различию в уровне вербальной агрессии.
Заключение
Возрастающая распространенность отклоняющегося поведения детерминирована многими взаимосвязанными факторами, наиболее существенными из которых являются безответственность родителей по отношению к своим детям, кризис духовных ценностей в обществе, пропаганда прагматических, материально ориентированных устремлений, недостаточный уровень материальной обеспеченности многих семей, педагогическая запущенность части представителей молодежи. Девиантное поведение является результатом сочетания широкого спектра различных факторов воздействующих на представителей современной молодежи, соответственно, данная проблема может быть решена путем интеграции сил различных специалистов на разных уровнях.
В результате исследования, было выявлено, что для подростков с девиантным поведением характерны дисгармоничные ориентациями с незрелыми установками на альтруизм, процесс, результат, труд, при относительно завышенной ориентации на материальные ценности. Повышенный уровень агрессии по ряду шкал, в частности, физической агрессии, не находит социально приемлемого выхода и выражается в асоциальных поступках. Для подростков с отклоняющимся поведением характерно повышение уровня негативизма, подозрительности, чувства вины, завышенный уровень агрессивности и враждебности.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. Для эффективной профилактики и коррекции девиантного поведения необходим системный анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Список использованных источников
1.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: МПСИ, 2005. - 96 с.
2.Карпенский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография/К.В. Карпенский; Под ред. Комаровой Т.К. Гродно 2002. - 139 с.
.Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений - СПб.: "Юридический центр Пресс", 2004. - 520 с.
.Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. / Основные подходы к изучению девиантного поведения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - N 1 (13). - С.70-81
.Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников: для бакалавров и специалистов: учебное пособие - СПб: Питер, 2012. - 331 с.
.Кетле, А. Социальная система и законы, ею управляющие: пер. с франц. / А. Кетле. - СПб.: Издание Н. Поляков и Ко, 1866. - 313 с.
.Богдан С.С. /Человеческая деструктивность как социокультурный феномен // Известия российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена - 2010. - N 124. - С.310-318
.Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. - С.39-44.
.Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социологические исследования. - 1992. - № 3. - С.104-114.
.Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры / А. Коэн // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. -
.Липай, Т.П. О проявлении стигматизации в процессе образования / Т.П. Липай // Социологические исследования. - 2004. - № 10 (246). - С.140-141.
.Шипунова, Т.В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности / Т.В. Шипунова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - № 4 (33). - С.120-136.
.Кондрашенко В.Т., Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: учеб. пособие. Минск: Аверсэв, 2004. - 365 с.
.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 336 с.
.Азарова, Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения: учеб. - метод. комплекс - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
.Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. - Мн.: НИО, 1997. - 198 с.
.Курбатов В.И. Социальная работа Под общей ред. проф.В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс", 1999. - 576 с.
.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно-метод. пособие / Под ред.М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2003. - 316 с.
.Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - Южно - Российский Гуманитарный Институт., - Ростов-на-Дону. - 2006 г. - 140 стр.
.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
.Девиантное поведение среди молодёжи и меры противодействия / В.А. Бобков и др.; Минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем. - Минск: МНИИСЭПП, 2005. - 132 с.
.Социология. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Скачать: М.: Гардарики, 2001. - 432 с.
.Пастушеня А.Н. Криминальная психология: Учебно-методический комплекс / А.Н. Пастушеня: Минский институт управления. - Мн.: Изд-во МИУ, 2007.176 с.
.Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская. // Педагогика. 1995. - №4. - С.29-36.
.Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 октября 2003 года № 242 "Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел".
.Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-З "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
.Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь об утверждении инструкции "О порядке взаимодействия органов внутренних дел, прокуратуры и общественного объединения "Белорусский Республиканский союз молодёжи", Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 31.07.2008 года № 223/21-09д-77.
.Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: "Академия", 2004. - 288 с.
.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
.для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.:
.Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие "Академия", 2002. - 192 с. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: "Академия", 2004. - 272 с.
.Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащеся молодежи // Народное образование. - 2003. - № 7 - С. 193-200.
.Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. - 2001. - №9. - С.17-25.
.Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.
.Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.
.Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // СоцИс. - 1992. - № 3.