Исследование девиантного поведения в молодежной среде

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,84 kb
  • Опубликовано:
    2010-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование девиантного поведения в молодежной среде

Белорусский государственный университет

Государственный институт управления и социальных технологий

Кафедра реабилитологии






Контрольная работа


Студентки 2 курса 561-З группы

Заочного обучения

Специальность

"Социальная работа (реабилитация)"

Антюшиной Алеси Борисовны

Преподаватель:

Мохнач Марина Владимировна



Минск 2006

План

Введение

1. Девиантное поведение в молодежной среде

2. План исследования на тему: "Дружеская компания, как фактор, способствующий распространению девиантного поведения в молодежной среде"

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социальная работа – это вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы.

Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества.

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широких сферы:

·   социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;

·   социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходиться иметь дело с группировками асоциального ли даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.);

·   социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи др.

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполненные ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т.д.      

Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности – это ее посреднический характер.

Социальная работа не мыслима без элемента посредничества, при чем этот элемент не периферийный, а центральный.

1. Девиантное поведение в молодежной среде

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поступки, не соответствующие установившимся в обществе нормам, ожиданиям и образцам поведения. Наиболее опасными видами девиантного поведения являются уголовные преступления, наркомания, пьянство, но есть и менее асоциальные проявления девиантности, например курение, нецензурная речь и т.п. В белорусском обществе в последнее время с нарастающей тревогой воспринимается довольно широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения в среде детей и подростков. Этот социально негативный процесс детерминирован несколькими взаимосвязанными факторами. Среди них по своим негативным воздействиям на социализацию детей и подростков, на вовлечение их в различные формы девиантного, а порой и преступного поведения, наиболее существенны три основных:

1. безответственность родителей по отношению к своим детям;

2. недостаточный уровень материальной обеспеченности многих семей;

3. педагогическая запущенность части учащихся школ и профтехучилищ.

О масштабах негативного влияния первого из названных факторов можно судить по такому официально зарегистрированному факту: в 2003 г. у лиц, лишенных родительских прав, отобрано почти 4200 детей, которые были направлены в детские дома и интернаты. Вместе с тем и в последних с социально-нравственным воспитанием детей и подростков было далеко не все благополучно: только 20% выпускников детских домов и интернатов нормально адаптировались к взрослой жизни, а остальные в первый же год после выпуска становились жертвами преступлений либо сами совершали преступления. В такой ситуации сказывается, разумеется, и влияние четвертого фактора безнадзорности и беспризорности детей и подростков – расширяющиеся масштабы криминализации современного общества.

2. План исследования на тему: "Дружеская компания, как фактор, способствующий распространению девиантного поведения в молодежной среде"

Объект исследования – дети и подростки, учащиеся старших классов общеобразовательных школ и ПТУ. Предмет исследования – степень влияния дружеских компаний на распространение девиантного поведения в молодежной среде. Гипотеза: распространение девиантного поведения в молодежной среде находится в зависимости от степени негативного влияния социального окружения (н-р: дружеская компания), в котором наиболее часто проводят время молодые люди. Цель: выявить оказывает или нет дружеская компания влияние на распространение девиантного поведения среди молодежи.

Задачи: 1) разработать программу исследования;

2) провести опрос среди учащихся старших классов средних школ и ПТУ;

3) произвести математическую обработку эмпирических материалов;

4) сформулировать вывод и научно обоснованные рекомендации.

1) не склонны к вредным привычкам;

2) не курят, но пьют слабоалкогольные напитки;

3) курят и пьют крепкие спиртные напитки;

4) курят, пьют и употребляют наркотики.

После математической обработки материал можно представить в виде таблицы (табл. 1), где будет видно, что агрессивное и в определенном смысле социально опасное поведение усугубляется по мере перехода из первых групп к последним:

Таблица 1


1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Не склонны к вредным привычкам

Не курят, но пьют Слабоалкогольные напитки

Курят и пьют крепкие напитки

Курят, пьют и употребляют наркотики

Проводят время во дворе, в подъездах





Задирают прохожих





Дерутся с другими компаниями





Отнимают деньги у подростков





Пьют пиво





Пьют водку





Употребляют наркотики






Для сравнения степени распространения девиантного поведения между школьниками и учащимися ПТУ (табл. 2) воспользуемся формулой Х²


где теоретические частоты, вычисляемые по формуле eij = fi .f.j /n, а двойная сумма означает суммирование по всем клеткам таблицы (табл. 2).

Таблица 2


1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Школьники





Учащиеся ПТУ






По результатам мы убедимся, что распространение девиантного поведения среди учащихся ПТУ выше, чем среди школьников.

Заключение

Степень распространения девиантного поведения в значительной мере зависит от того, как проходит социализация личности, т.е. процесс включения индивида в общественную жизнь и усвоения им ценностей общества. Общепризнано, что основными институтами социализации являются семья и школа. К ним следует добавить те общественные институты, которые занимаются организацией свободного времени подростков, а также многочисленные неформальные группы молодежи. Изъяны, деформации, которые возникают в функционировании этих и других социальных институтов, неизбежно ведут к разного рода отклонениям в поведении детей и подростков.

То, что большинство молодых людей имеют постоянную дружескую компанию, само по себе явление вполне естественное, представляющее собой конкретный этап социализации молодого человека. Большинству дружеских компаний минской молодежи не свойственны преступные и иные крайние формы девиантного поведения. Однако часть молодежных группировок является основным очагом распространения различных по степени тяжести видов отклоняющегося поведения и их роль в этом процессе усиливается.

Что предпринять в отношении бесконтрольных уличных и дворовых компаний детей и подростков? Полагаем, будет весьма полезно изучить и использовать опыт Москвы, где, начиная с 1997 года, реализуется специальная программа "Дети улиц". В соответствии с ней создана служба уличной социальной работы.

Список используемой литературы

1. "Социальная работа" Е.И. Холостова Москва 2005

2. "Социальная работа" В.И. Курбатов Ростов-на-Дону 2004

3. "Технология социальной работы" И.Г. Зайнышева Москва 2000

5. "Прикладная социология" Е.М. Бабосов Минск 2001

6. "Математика для гуманитариев" П.В. Грес Москва 2003

Похожие работы на - Исследование девиантного поведения в молодежной среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!