Гендерные особенности в подростковом возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гендерные особенности в подростковом возрасте

Введение

психологический гендерный подросток самооценка

В раннем возрасте начинают свое формирование такие качества как самооценка, уровень притязаний, мотивационная сфера. Эти качества относят к группе социально важных, т.к. они влияют на реализацию личности в социуме, на межличностные отношения и т.д. Заканчивая свое формирование эти качества становятся более устойчивыми в подростковом возрасте.

Основное содержание подросткового периода - физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике различно определяются возрастные границы данного периода. Так, в зарубежной психологии (чаще американской) этот возраст определяется как этап становления личности от 10 до 19 лет. В отечественной психологии еще недавно подростковый возраст определялся границами 12-17 лет, в последнее время такими границами все чаще определяется период от 10 до 15 лет. Однако, все психологи согласны с тем, что подростковый возраст - это кризисный период. Единой теории, объясняющей все специфические черты данного возраста все еще нет. Все множество существующих взглядов на этот вопрос можно разделить, в соответствии с акцентами, которые они делают, на 2 группы: биологизаторская и социальная. Биологизаторские теории были особенно популярны в начале нашего столетия. В их основе лежат представления о биологической обусловленности специфики развития в подростковом возрасте. Сторонники социальных теорий считают, что наибольшую роль в развитии подростка играет социальная среда, которая его окружает. Именно от нее зависит длительность, характер и выделение подросткового возраста в особый этап развития.[7]

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является неприменимым требованием к любой личности.

После относительно спокойного младшего возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.[14]

Актуальность проблемы заключается в том, что главная особенность подростка - личностная нестабильность. В период взросления подросток начинает претендовать на равные со взрослым права, хотя объективно не может пока включиться во взрослую жизнь, т.к. не готов физически, психологически и социально. Эта новая позиция проявляется в различных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, дискотеки и т.д.

Объектом исследования является личность подростка.

Предметом исследования являются гендерные особенности в подростковом возрасте.

Цель исследования - выявить различия самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения успеха по гендерным признакам в подростковом возрасте.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

1.       изучить литературу, научные подходы по данной теме;

2.      исследовать уровень самооценки в подростковом возрасте по гендерным признакам;

.        исследовать уровень притязаний в подростковом возрасте по гендерным признакам;

.        исследовать уровень мотивации достижения успеха в подростковом возрасте по гендерным признакам.

Для проведения данного исследования применялись метод наблюдения и метод беседы.

В исследовании использовалась методика «Определение самооценки» А.Г. Грецов, Е.Г. Попова с целью исследования личности подростка, методика «Моторная проба Шварцландера» для определения уровня притязаний [28],  методика  «Мотивация к достижению успеха» А.Г. Грецов, Е.Г. Попова с целью исследования мотивационной сферы личности подростка [6].

Исследование проводилось в общеобразовательной, специализированной школе № 156 с углубленным изучением английского языка. Выборка исследования состоит из двух групп, первая группа состоит из 20 девушек десятых классов, вторая группа состоит из 20 юношей десятых классов, в возрасте 15 - 16 лет.

Раздел 1. Общая психологическая характеристика подросткового возраста

психологический гендерный подросток самооценка

Особое положение подросткового возраста в развитии ребенка отражено в его названии: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода - 5-8 класс средней школы, от 11-12 до 14-15 лет. Ведущий вид деятельность, определяющий основное направление развитие в данный период и формирование новообразований - общение. Основные новообразования - формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к “взрослости” и самостоятельности и умения подчиняться нормам коллективной жизни (по Д. Б. Эльконину) [14]

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, наконец, на самого себя (проектирование своей личности своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи).

Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых людей.

В психическом развитии основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Ведущим видом деятельности - является общение (в процессе организованной учебной деятельности, общественно-полезной деятельности).

Для подростков наиболее значимыми являются базовые потребности:

. Потребность быть отличным от других;

. Потребность в самоизучении и самоопределении;

. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;

. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

. Потребность в физической активности;

. Потребность в компетентности и успешности;

. Потребность в развитии и стабильности.

Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Нарушения поведения могут формироваться на основе искажения вполне нормальных специфических реакций подростков. Так искажение реакции эмансипации могут привести к развитию чрезмерного стремления поступать только в соответствии с собственным мнением. На основе реакции группирования может возникнуть зависимость от референтной антисоциальной группировки, на основе реакции развлечений могут сформироваться различные формы химической зависимости (употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение). Трансформация реакции отказа, оппозиции, компенсации может привести к формированию специфических черт характера [11].

. Потребность в самоутверждении.

Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками, нарушение норм и правил поведения трудными подростками.

. Потребность быть и считаться взрослым.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Подросток отвергает свою принадлежность к детям, по у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослым окружающими.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания - стержневая особенность личности, ее структурный центр, т.к. выражает новую жизненную позицию подроста. По отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Зачастую не реализация значимых потребностей, чувство неудовлетворенности, неполноценности компенсируются с помощью деструктивных и конструктивных механизмов защиты. При деструктивной защите подросток не осознает причины и суть проблемы, достигает состояния психологической устойчивости благодаря включаемым автоматически (без контроля сознания) защитным механизмам, включающим отрицание проблемы, псевдоразумную интерпретацию ситуации, агрессию, аутоагрессию и т. д. В данном случае психологическая защита деформирует систему ценностей и установок, устраняя эмоциональное напряжение. Это может открыть дорогу для появления и закрепления нарушений поведения, которые в специфической форме компенсируют нереализованные потребности (например, потребности в самоуважении). Конструктивная защита позволяет сознательно контролировать действия по преодолению препятствий и решению проблем. Научиться использовать конструктивные способы формы защиты можно, благодаря специальному обучению, решению моральных ситуаций, совершенствованию механизмов саморегуляции.[11]

Возникновение нарушений поведения может зависеть от особенностей психологического строительства личности. Так, у младших подростков, появляющееся чувство взрослости, повышение уровня притязаний, эмоциональная неустойчивость опосредуют возможность возникновения конфликтов и ощущения неудовлетворенности собой. Это может стимулировать обращение к компенсаторному эффекту нарушений поведения. У старших подростков борьба за право на самостоятельность, развитие мировоззрения, определение психосексуальной ориентации, поиск способов самореализации и самоутверждения также создают благоприятные условия для отклоняющегося поведения. Таким образом, на протяжении всего подросткового периода (пока механизмы саморегуляции не действуют в полную силу) наблюдается высокая вероятность поведенческих отклонений [11].

Взаимоотношения подростка и взрослого: претензия подростка на новые права распространяются прежде всего на всю сферу отношений со взрослыми. Права взрослого он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослым, и старается добиться признания ими этого.

Если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку, то возникает ситуация, чреватая возникновением противоречий и даже конфликтов… из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка.

Направление в развитии взрослости и формировании жизненных ценностей. Создание образцов и морально-этических норм.

·        Подражание внешним признакам взрослости

·        Равнение на качества “настоящего мужчины (женщины)”... формирование мужского и женского идеала. (“+“ и “-“).

·        Взрослый как образец в деятельности... в совместной деятельности, когда подросток равняется на взрослого как на образец (в качестве выполнения обязанностей и в овладении умениями) и занимает позицию его помощника.

·        Развитие взрослости в познавательной деятельности. В подростковом возрасте знания, их объем и глубина становятся существенным критерием в оценке взрослого, товарища, себя. ... -стремление что-то знать и уметь по-настоящему, развитие познавательной деятельности, выходящей за рамки школьной программы... необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, т.е. путем самообразования.

Не у всех подростков приобретение знаний превращается в субъективно необходимую деятельность. Несмотря на это, любознательность и любопытство - особенности подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, значительного, и, как губка, впитывает разные сведения, но преимущественная направленность любознательности может быть разной. Содержания, которые взрослый по тем или иным причинам скрывает от подростка, повышает интерес, запрет разжигает любопытство и активность.

Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе - характерная особенность детей подросткового возраста.

К анализу своей личности подросток обращается как к средству, необходимому для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущем. Для старших подростков характерно стремление овладеть своими аффективными реакциями и поведением в целом.

Важнейшим новым моментом развития личности в подростковом возрасте является то, что предметом деятельности подростка становится он сам; в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создает заново. Он начинает сам воздействовать на себя, сам создавать себя, ориентируясь на определенные образцы и конкретно лично значимые задачи и цели, связанные с потребностями сегодняшнего дня и с будущим. Появление такой устремленности и деятельности, направленной на изменения себя, чтобы приобрести новые качества, специфично для подросткового периода и означает переход на качественно новый этап в развитии личности [14].

.1 Особенности психосоциального развития

Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии. Благодаря близкой дружбе, которая возникает около 12 лет и старше, снижается тревожность, развивается чувство коллективизма, совершенствуются коммуникативные навыки. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время, как девочки предпочитают дружеские контакты с 1 или 2 подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере общения.

Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении. Группа ровесников начинает выступать главным источником информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки считают, что сохранение близких отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения сверстников. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, зачастую формируются под влиянием сверстников.

Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих изменений. Подростки постоянно сравнивают свои физические и социальные характеристики с характеристиками сверстников. Подростки, отличающиеся от сверстников темпами или характером развития, могут быть единственными, кто замечает эти отличия. Однако подобные оценки могут существенно влиять на формирование представлений о себе.

Подростки все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых. В своем стремлении к независимости, подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия [18].

Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие. У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки ученики нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований.

.2 Мотивационная сфера подростков

В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л.И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии с собственным идеалом [4].

У подростков интерес к чему-нибудь часто приобретает характер увлечения. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Увлечения подростка - сильные и часто сменяют друг друга, но иногда принимают «запойный» характер; как правило, они не связаны с учебной деятельностью. А.Е. Личко делил их на интеллектуально-эстетические (увлечение историей, радиотехникой, музыкой, рисованием и т. д.); эгоцентрические (увлечение модными сферами деятельности: спортом, художественной самодеятельностью, редким иностранным языком и т. п. ради демонстрации своих успехов), телесно-мануальные (занятия спортом, вождение автомобиля или мотоцикла, занятия в столярной мастерской и т. п. - ради получения удовольствия от самого процесса деятельности), накопительские (коллекционирование во всех видах), информативно-коммуникативные (стремление к новизне слишком содержательной информации, не требующей глубокого осмысления и усвоения; потребность в легком общении со сверстниками, позволяющем обмениваться такой информацией). Некоторые из этих увлечений могут способствовать развитию личности подростков, так как удовлетворяют их познавательную потребность, способствуют формированию полезных навыков. Однако при определенных личностных особенностях они же могут искривлять развитие личности, формировать склонность к накопительству, пустому времяпрепровождению, лихачеству с нарушением общественного порядка.

Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших.[4]

Требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда - и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного.

Стремление старших подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются, прежде всего, и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве.

Как отмечает Л.И. Божович, в старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего, это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники, обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность.[4]

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, - юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Это - бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей.

Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов. Полезные волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка. Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет сценарий» своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной цели.

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я- концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те «муки самотворчества», которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе.[2]

Содержание Я - концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным полностью, что также оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.

Я - концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, спряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции часто называют «образом Я» или «картиной Я». Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.

Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я - концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

Мак-Кендлес рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение определяются его представлениями о себе. [2]

Выделение описательной и оценочной составляющих в Я - концепции позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на самого себе. Применительно к Я- концепции элементы установки можно описать следующим образом:

1.      Когнитивный элемент Я - концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.

2.      Оценочный элемент Я - концепции представлен в виде самооценки- аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением.

.        Поведенческий элемент - это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Каждый из элементов Я - концепции может существовать в трех модальностях:

1.      Я - реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле.

2.      Я - зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди.

.        Я - идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть.

В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы «Кто Я?», «Кто Я для других?», «Каким бы Я хотел быть?» в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности.

Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, "социальных ситуаций развития", а также тех видов деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности.[8]

Качества, которые человек сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.

Я - концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Большая часть оценок себя обусловлена соответствующими реальными стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом: если подросток имеет какие-то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой. В этом случае на пути развития позитивной Я- концепции могут возникать серьезные затруднения. Иногда, даже эмоционально нейтральные (на первый взгляд) характеристики содержат элемент скрытой оценки.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, оценивать течение своей деятельности и ее результаты. Самооценка - субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка- это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.[2]

Самоотношение подростка изменяется в соответствии с получаемой индивидом обратной связью. Само по себе присутствие других людей может влиять на манеру поведения подростка и на оценку им своего поведения. Подросток может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает определенное влияние на его самовосприятие.

Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения, таким образом, уменьшая подверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться как мотив поведения.

Повышение устойчивости самооценки способствует повышению устойчивости личности, поскольку Я - концепция действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. [2]

Самооценка у подростков формируется через сравнения себя со сверстниками и с желаемым идеалом. У подростка выражена потребность в высокой оценке и хорошем отношении окружающих, это выражается в стремлении к самоутверждению. Особенности подростка - забота о собственной самостоятельности. С возрастом сфера притязаний на самостоятельность интенсивно расширяется.

Самооценка подростка, прежде всего, зависит от того, как и какой ее видят другие. Представление человека о себе глазами других образует у него так называемый «образ Я», который меняется всякий раз в какой-либо новой ситуации взаимодействия с другими людьми. Подвижность «образов Я» и определяемых ими действий облегчает возможность согласования своих действий с действиями других. В то же время ситуативный характер «образов Я» не обеспечивает предсказуемого поведения человека в других ситуациях. В реальной же жизни у каждого человека обнаруживается известная последовательность в поведении, поступках и действиях, которая и позволяет другим прогнозировать их.

Кроме того, самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. Поданным Е.И. Савонько, наибольшее число учащихся, ориентированных на самооценку, приходится на 6-й класс Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется (сегодня подростку нравится один герой, которому хочется подражать, а завтра - другой). [24]

Благодаря последовательности, с которой человек ведет себя в разных ситуациях, открывается возможность для других лиц прогнозировать его поведение, а тем самым и достигать известной взаимной согласованности в совместных действиях и деятельности. Итак, динамичность «образов Я» и устойчивость «Я - концепции», обусловливающие вариативность и определенность линии поведения разных участников совместной деятельности, обеспечивают гибкость координации, сотрудничество и кооперацию в сходных и различных ситуациях взаимодействия.

1.4 Уровень притязаний

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.).

В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К. Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний).[7]

Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают, либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.[7]

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний может быть прослежено в учебной работе школьника при выборе темы доклада, дополнительного задания и т.п.

Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое воздействие, формирующее лучшие качества личности. В одних случаях важной становится задача повышения уровня притязаний личности: если ребенок невысоко оценивает себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.

Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами.

Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей. Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях. В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.[23]

Итак, уровень притязаний - это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. Уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я.

1.5 Взаимосвязь уровня притязаний, самооценки и мотивации достижения успеха

С 30-х годов именно такой ракурс анализа уровня притязаний - его изучение в составе проблемы самооценки - приобретает наибольшую устойчивость в отечественной литературе. Связь притязаний и самооценки подчеркивает Б.В.Зейгарник, указывая, в частности, на занижение уровня притязаний при низкой самооценке. По данным Е.А. Серебряковой, неясные представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Стабильная самооценка продуцирует сформированный уровень притязаний, мало подверженный ситуационным влияниям успеха и неудачи. Это соотношение подтверждает В.М. Блейхер. В.С. Мерлин, анализируя динамику уровня притязаний, находит, что она определяется характеристиками самооценки.[7]

Тесную взаимосвязь двух конструктов отмечают очень многие авторы и такое представление оказывается настолько неколебимым, что сами термины “самооценка” и “уровень притязаний” иногда употребляются синонимично, а тест на притязания часто рассматривается как прямой самооценочный индикатор, по параметрам которого проводится классификация видов самооценки. Нередко оба конструкта объединяют в одно стержневое образование личности, где на первый план выдвигается либо уровень притязаний, самооценка же выступает как одна из его сторон, либо доминирует самооценка, а уровень притязаний считается ее выражением - это более принятая точка зрения.

При всей устойчивости изложенного представления, надо отметить, что формула: уровень притязаний - показатель или часть самооценки субъекта - не единственный способ интерпретации притязаний в качестве характеристики личности. Другой следует из анализа уровня притязаний в составе проблемы мотивации достижения.

Полагают, что к понятию уровня притязаний следует прибегать при исследовании стремления индивида к цели, когда ему представлена задача, результат которой может быть измерен на шкале достижений, уровень притязаний собственно и представляет конкретную цель достижения.

Главную роль здесь играет направление мотивации, т.е. преобладание надежды на успех или страх неудачи. Непосредственным индикатором индивидуальной мотивации достижения служит величина целевого отклонения, поскольку установлено, что люди, ориентированные на успех, избирают цели, расположенные умеренно выше их наличного результата, так что при усилии он непременно оказывается достигнутым, лица, озабоченные возможностью неудачи, намечают цели в экстремальных зонах, так что успех либо сразу исключается, либо становится обеспеченным. Можно видеть, таким образом, два способа трактовки уровня притязаний: как индикатора самооценки и как показателя мотивации, связанной с достижением.

Переживание успеха или неудачи зависит не просто от степени объективной трудности задачи, с которой справился испытуемый, а и от выработанного уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если не достигает - неудачи. Успех и неудача непосредственно отражаются на уровне притязаний следующего выполнения. После успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи - снижается, но не наоборот. Переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача в очень трудных заданиях не сказываются на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющегося уровня достижений степень трудности решенной задачи, тем сильнее переживается успех и чем ниже достигнутое, по сравнению с уровнем притязаний, тем сильнее ощущается неудача. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении заданий. Успех при этом все время переживается одинаково, независимо от возрастания уровня достижений относительно исходного уровня притязаний. [22]

Раздел 2. Особенности самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения успеха у подростков

.1 Цели, задачи и структура исследования

Процесс становления личности связан с формированием самооценки, уровнем притязания, мотивационной сферой. На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Факторы, определяющие наличие сильной мотивации достижения выражаются в следующем:

. Стремление достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремление делать все как можно лучше.  

3. Выбор сложных заданий и желание их выполнить.

. Стремление совершенствовать свое мастерство.

Такие факторы учитывались в исследовании для достижения цели, т.е. для выявлений различий самооценки, уровня притязания и мотивации достижения успеха в гендерных аспектах.

Исследование проводилось для того, чтобы выявить особенности различия самооценки, уровня притязания и мотивации достижения успеха в подростковом возрасте по гендерным признакам.

В исследовании приняли участие 40 десятиклассников, обучавшихся в общеобразовательной украинской школе с углубленным изучением английского языка № 156, г. Харькова, в возрасте 15 - 16 лет. Сравнивались две выборки: группа юношей и группа девушек.

Для изучения самооценки подростков использовалась методика «Определение самооценки» [Приложение А] для получения информации о наличие адекватной или неадекватной самооценки в подростковом возрасте. Методика состояла из 51 качества и заключалась в выборе 10 качеств, которые нравятся и 10 качеств, которые не нравятся испытуемому.

Эта методика встречается в работах Грецова А.Г., Поповой Е.Г. с целью исследования личности подростка. Ответы оценивались в баллах по- разному (от 0 до 10). Например, подросток выбирал 10 качеств, которые ему нравятся и 10 качеств, которые ему не нравятся, затем выделял из 20 качеств, те которые свойственны ему. Результат получали таким образом, что из количества выделенных качеств, которые ему нравятся, вычитали количество выделенных качеств, которые ему не нравятся. [6]

Для изучения уровня притязания подростков использовалась методика моторная проба Шварцландера [Приложение Б] (определение уровня притязаний) для получения информации о разных уровнях притязаний. Испытуемому предлагался бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестики в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которые он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество заполненных квадратов в нижней большой ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третье время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. [28]

Уровни притязаний:

Х>5 - нереально завышенный уровень притязаний;3-5 - высокий уровень притязаний;1-3 - средний уровень притязаний;0-1 - низкий уровень притязаний;Х<0 - очень низкий уровень притязаний.

Для изучения мотивации достижения успеха использовалась методика «Мотивация к достижению успеха» [Приложение В]. Эта методика встречается в работах Грецова А.Г., Поповой Е.Г. с целью исследования личности подростка. Испытуемому предлагалось ответить (да или нет) на 31 вопрос, за каждый положительный ответ испытуемый получал 1 балл. [6]

Основные уровни мотивации:

от 1 до 10 баллов: низкий уровень мотивации;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации.

2.2 Гендерные различия самооценки, уровня притязаний, мотивации достижения успеха в подростковом возрасте

Результаты методики исследования самооценки представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Исследование самооценки в подростковом возрасте по гендерным признакам (%)

Уровень самооценки

Юноши

Девушки

цэмп


Кол-во человек

(%)

Кол-во человек

(%)


Завышенный

-

-

2

10

-

Адекватный

13

65

5

25

2,61

Заниженный

7

35

13

65

1,92


Анализ результатов исследования самооценки по двум выборкам показал, что в группе девушек больше подростков с заниженной самооценкой, чем в группе юношей; в группе юношей больше подростков с адекватной самооценкой, чем в группе девушек. Те, подростки, которые обладают адекватной или высокой самооценкой, имеют больше шансов достигнуть успеха, чем обладатели низкой самооценки. Практически невозможно достигнуть большего, чем предопределяет внутренняя «планка», на высоту которой оценивает себя человек. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Заниженная самооценка у девушек может быть обусловлена как внутренними так и внешними изменениями. Развитие в этом возрасте характеризуется интенсивным ростом, включающим изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные изменения. Физическое развитие подростков осуществляется в соответствии с определенными закономерностями и последовательностью изменений, однако темпы и характер роста индивидуальны у каждого подростка. Важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание, оцениваемое по развитию репродуктивной системы.

Наглядно различия особенностей самооценки по гендерным признакам в подростковом возрасте можно представить на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Различия особенностей самооценки по гендерным признакам в подростковом возрасте.

Результаты методики исследования уровня притязаний представлены в таблице 2.2.


Таблица 2.2.Исследование уровня притязаний в подростковом возрасте по гендерным признакам

Уровень притязаний

Юноши

Девушки

цэмп


Кол-во человек

(%)

Кол-во человек

(%)


Высокий

1

5

2

10

0,60

Средний

10

50

10

50

-

Низкий

7

35

7

35

-

Очень низкий

2

10

1

5

0,60


Анализ результатов исследования уровня притязаний (УП) по двум выборкам показал, что у юношей больше подростков с очень низким УП, чем в группе у девушек, а в группе девушек больше подростков с высоким УП, чем в группе юношей. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Адекватный уровень притязаний побуждает подростка к самовоспитанию, к обретению желаемых качеств в ближайшем будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей подросток может болезненно переживать разрыв между идеальным образом «Я» и действительным положением, и это может приводить к неуверенности в себе, что внешне выражается в упрямстве, обидчивости, агрессивности.

Наглядно различия уровня притязания по гендерным признакам можно представить на рисунке 2.2.


Результаты методики исследования уровня притязаний представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Исследование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте по гендерным признакам

Уровень мотивации

Юноши

Девушки

цэмп


Кол-во человек

(%)

Кол-во человек

(%)


Средний

6

30

8

40

0,66

Умеренно высокий

10

50

9

45

0,31

Слишком высокий

4

20

3

15

0,41


Анализ результатов исследования мотивации достижения успеха по двум выборкам показал, что в группе девушек больше подростков со средним уровнем мотивации, чем в группе юношей; в группе юношей больше подростков с уровнем умеренно высокой мотивации, чем в группе девушек, и в группе юношей больше подростков со слишком высоким уровнем мотивации, чем в группе девушек. Подростки с одинаковыми достижениями иногда по-разному оценивают собственные способности и имеют различные ожидания. Так, мальчики, как правило, более уверены в своих способностях, чаще ориентированы на успех (и ожидают позитивного результата), чем девочки. Таким образом, не только предыдущие успехи и неудачи определяют надежду на успех, но и оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Уверенность в собственных способностях может повысить веру человека в эффективность его деятельности. Когда человек осознает наличие у себя способностей, которые могут обеспечить успех, это положительно отражается на его уверенности в успешности собственных действий. Наглядно различия мотивации достижения успеха по гендерным признакам в подростковом возрасте можно представить на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Различия мотивации достижения успеха по гендерным признакам в подростковом возрасте.

Таблица 2.4. Взаимосвязь показателей особенностей самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения успеха в подростковом возрасте по гендерным признакам.


Юноши

Девушки

Мотивация достижения успеха - уровень притязаний

0,92

0,34

Уровень притязаний - самооценка

0,92

0,22

Мотивация достижения успеха - самооценка

0,62

0,34


Анализ результатов ранговой корреляции Спирмена по гендерным признакам в подростковом возрасте показал, что взаимосвязь мотивации достижения успеха с уровнем притязаний сильная у юношей, у девушек эта взаимосвязь слабая; взаимосвязь уровня притязания с самооценкой у юношей сильная, у девушек - слабая; взаимосвязь мотивации достижения успеха с самооценкой у юношей средняя, у девушек слабая.

Заключение

Обзор литературы по проблеме взросления и практические наблюдения позволяют говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального самочувствия, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности подростков:

1.      Повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.

2.      Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.

Подросток вынужден в короткий промежуток времени находить решения основных задач дальнейшего развития. Главная проблема заключается в том, что эти задачи, при множестве различных социальных институтов, способных оказывать ему в этом помощь, человек в период взросления должен решать самостоятельно.

Некоторая универсальность задач развития в подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности подростка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, могут существенно различаться. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе.

Подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.[9]

Развитие личности в условиях природного и предметного мира происходит через межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками.

Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития. Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У подростка формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью.

В подростковом возрасте одновременно с физическими изменениями происходит глубокая перестройка психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным влиянием. Стремление подростка сравнивать себя со сверстниками усиливает наблюдение за собственным телом, что вызывает озабоченность, тревожность и конфликтные реакции на внешние замечания. Подростки склонны переоценивать действительные и мнимые отклонения от нормы, особенно относительно своего тела. Поскольку подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.[16]

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим нарушениям и даже к хроническим неврозам.

Итак, развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.[30]

В этот период формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Исследуя различия уровня самооценки, уровня притязаний и мотивации достижения успеха в подростковом возрасте по гендерным признакам были получены данные, что позволило сделать соответствующие выводы, подтверждающиеся статистическими данными.

Анализ результатов исследования особенностей самооценки в подростковом возрасте показал, что в группе юношей 35% подростков с заниженным уровнем самооценки, 65% - с адекватным уровнем самооценки, 0% - с завышенным уровнем самооценки.

Анализ результатов исследования уровня притязаний в подростковом возрасте показал, что в группе юношей 10% подростков с очень низким уровнем притязаний, 35% - с низким уровнем притязаний, 50% - со средним уровнем притязаний, и 5 % - с высоким уровнем притязаний.

Анализ результатов исследования мотивации достижения успеха в подростковом возрасте показал, что в группе юношей 30% подростков со средним уровнем, 50% - с умеренно высоким уровнем , 20% - со слишком высоким уровнем. Подростков с низким уровнем мотивации достижения успеха не выявлено.

Анализ результатов исследования особенностей самооценки в группе девушек подросткового возраста показал, что 65% подростков имеют заниженный уровень, 25% подростков имеют адекватный уровень, 10% - имеют завышенный уровень.

Анализ результатов исследования уровня притязаний в группе девушек подросткового возраста показал, что 5% девушек с очень низким уровнем, 35% - с низким уровнем, 50% - со средним уровнем, 10% - с высоким уровнем.

Анализ результатов исследования мотивации достижения успеха в группе девушек подросткового возраста показал, что 40% девушек со средним уровнем, 45% - с умеренно высоким уровнем, 15% - со слишком высоким уровнем. В группе девушек подростков с низким уровнем мотивации достижения успеха не выявлено.

Сравнивая результаты исследования, были выявлены различия особенностей самооценки подросткового возраста по гендерным признакам. Количество подростков в группе девушек с заниженным уровнем самооценки больше в два раза, чем в группе юношей. Количество подростков в группе юношей с адекватным уровнем самооценки больше в два раза, чем в группе девушек.

Сравнивая результаты исследования уровня притязания и мотивации достижения успеха в группе девушек и в группе юношей, различий не было выявлено.

Различия, как правило, находят свое отражение в представлениях молодых людей о том мире, в котором они живут, об их жизненной перспективе, способах ее реализации, целях и ценностях, и все это может вносить изменения в их психологические характеристики, затрагивать психофизиологические способы реагирования. Сегодня уже изменились нормы и ценности, не только социально-экономические, но и психологические, претерпели изменения общие модели поведения, которые должен освоить молодой человек.

Литература

1.  Алякринский Б.С, «Беседы о самовоспитании». М., "Знание", 1977г.

2.      Бахур В.Т. «Это неповторимое "Я"». М., Знание, 1986г.

.        Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности»: М., 1966г.

.        Братусь Б.С. «Аномалии личности». М., 1988г.

.        Грецов А.Г., «Узнай себя». Информационно-методические материалы для подростков - СПб., 2004г.

.        Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1981г.

.        Зинченко В.П. «Как построить свое "Я"» - М.: Педагогика, 1991г.

.        Кон И.С. «В поисках себя». Личность и ее самосознание.- , 1984г.

.        Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978г.

.        Кондрашенко В.Т. «Девиантное поведение у подростков». Беларусь,1988г.

.        Кривцова С.В. «Подросток на перекрестке эпох».- М., 1997г.

.        Ламаш И.В. Методическое пособие/ «Основы научного исследования», Харьков, 2004г.

.        Методические рекомендации по подготовке к комплексному государственному экзамену по «Психологии»: раздел «Возрастная психология»/ Сост. Канд. Психол. Наук, доцент Егорова Э.Н.. - Харьков, 2005г.

.        Муздыбаев К. «Психология ответственности». М., 1983г.

.        Мухина В.С. «Возрастная психология», учебник для студ. вузов - 7-е изд., стереотип - М., 2002г.

.        Нартова - Бочавер С.К. "Сoping behavior" в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, том 18, №5, 1997г.

.        Немов Р.С. Психология образования. М.: Просвещение: Владос, 1994г.

.        Петровский В.А. К пониманию личности в психологии / Вопросы психологии. № 2, 1981г.

.        Попова Е.Г. «Узнай себя». Информационно-методические материалы для подростков - СПб., 2004г.

.        Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987г.

.        Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981г.

.        Райгородский Д.Я. «Теории личности в западноевропейской и американской психологии». Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996г.

.        Савонько Е.И. «Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми» // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972г.

.        Самоотношение как эмоционально - оценочная система. М.: МГУ, 1991г.

.        Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979г.

.        Сафин В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности. В сб. "Вопросы самоопределения личности и ее активности": Межвузовский сборник научных трудов. - Уфа, Башкирский пединститут, 1985г.

.        Семиченко В.А. «Проблемы мотивации поведения и деятельности человека», К., 2004г.

.        Смирнова Е.О. «Психология ребенка». М. 1997г.

.        Спиркин А.Г. «Сознание и самосознание». М., 1972г.

.        «Стиль жизни личности». Теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка, 1982г.

.        Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». М., 1996г.

Похожие работы на - Гендерные особенности в подростковом возрасте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!