Право оперативного управления учреждений УИС

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,19 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право оперативного управления учреждений УИС

Содержание

Введение

1. Общее положение права оперативного управления учреждений УИС

. Задачи и основная роль оперативного управления учреждений УИС

. Деятельность оперативного управления учреждений УИС

Задача

Заключение

Библиографический список


Введение

Актуальность. Особое место в системе правоохранительных органов занимает уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение. За многие годы в организации исполнения наказаний накопилось немало проблем: приоритет производственных задач, идеологизированно-принудительный подход к воспитанию осужденных, существенные ограничения их правового статуса и многие другие. В комплексе они существенным образом повлияли на характер и темпы проводимых преобразований УИС.

Объект исследования - Право оперативного управления учреждений УИС.

Предмет исследования - действующее законодательство, доктрина и практика его применения в сфере оперативного управления учреждений УИС.

Цель исследования - изучить право оперативного управления учреждений УИС

Задачи исследования:

дать общее положение права оперативного управления учреждений УИС;

рассмотреть задачи и основную роль оперативного управления учреждений УИС;

раскрыть деятельность оперативного управления учреждений УИС.

Теоретической базой исследования послужили труды авторов: Аксенов А.А., Анисимков В.М., Бобрышев Д.И., Веселый В.З., Казак Б.Б.

Методы исследования: метод диалектического материализма, метод анализа научной литературы.

1. Общее положение права оперативного управления учреждений УИС

Функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших. Столь же объективно существование органов и учреждений его исполняющих, которые в совокупности представляют определенную систему. В зависимости от особенностей политики государства в сфере исполнения наказаний, сложившихся традиций в различных странах данную систему определяют как тюремную, пенитенциарную. На законодательном уровне данный термин нашел свое отражение в ст. 5 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В связи с введением данного термина в научный и ирактический оборот, в литературе уделяется значительное внимание его толкованию. Так, ряд авторов связывают данный термин лишь с системой исправительных учреждений. Такой подход является недостаточным, поскольку существуют и иные, помимо лишения свободы, наказания, для реализации которых создаются соответствующие виды учреждений: уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры и т.п.

Поэтому в литературе существует и более широкое толкование уголовно-исполнительной системы (УИС). По мнению О.Г.Перминова понятие УИС должно отражать все органы и учреждения, в той или иной мере связанные с исполнением наказаний: суды, министерство обороны (в части исполнения наказания в виде направления в дисциплинарную воинскую часть), департамент судебных приставов Минюста России, а также «предприятия и организации, которые сами непосредственно в исполнении наказаний не участвуют, но, выполняя свои задачи, функции и полномочия, способствуют повышению эффективности реализации уголовного закона, деятельности центрального элемента данной системы - учреждений и органов, исполняющих наказания».

В литературе выделяют и более узкое понимание УИС, которое связывают с деятельностью специализированного органа государства - Главного управления исполнения наказания (ГУИН) Минюста России, который возглавляет уголовно-исполнительную систему Российской Федерации. Не вдаваясь подробно в научную дискуссию по данному вопросу, отметим, что расширительное толкование УИС имеет существенные недостатки. Дело в том, что суды, воинские части, которые исполняют отдельные виды наказаний, по своему статусу исполняют другие, более важные функции и поэтому входят в другую систему классификации органов государства. Включение в уголовно-исполнительную систему органов, непосредственно наказания не исполняющих, нарушает признаки системы. Связано это с тем, что систему образуют лишь те её элементы, которые взаимосвязаны между собой и объединены общими целями.

Предметом настоящего исследования является УИС Минюста России, которая включает в себя органы и учреждения, исполняющие наказания, а также осуществляющие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Данная система является многофункциональной и поэтому изучается в различных аспектах: правовом, управленческом, психолого-педагогическом, экономическом. За последние годы определенное внимание уделяется анализу УИС в качестве социального института. Такой подход дает возможность комплексного анализа УИС, включая ее взаимосвязи с обществом.

Оперативное управление является самостоятельным структурным подразделением Федеральной службы исполнения наказаний, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции задачи и функции ФСИН России по обеспечению личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыску в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействию в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

В настоящее время основными направлениями деятельности Оперативного управления УФСИН являются: обеспечение личной безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений; профилактика, предупреждение и выявление неслужебных связей сотрудников со спецконтингентом; взаимодействие с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также розыск осужденных, совершивших побег. Одной из первоочередных задач правоохранительных органов является противодействие коррупционным проявлениям, в том числе и в УИС Ульяновской области. Также оперативными работниками проводится работа по предупреждению и выявлению фактов злоупотребления служебным положением, неслужебных связей сотрудников УИС.

Сотрудниками Оперативного управления УФСИН совместно с оперативными аппаратами подведомственных учреждений проводится целенаправленная работа по пресечению попыток лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды оказать влияние на деятельность учреждений УИС области. На протяжении последних лет не допущено массовых неповиновений осужденных, дезорганизации деятельности учреждений.

В настоящее время очень важны скоординированные действия правоохранительных ведомств в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в предотвращении совершения диверсионно-террористических акций и своевременном выявлении признаков их подготовки, выявлении лиц, участвующих в незаконных вооруженных формированиях, а также пресечении и раскрытии преступлений террористической, этнической и религиозной направленности.

Меры, предпринимаемые оперативными службами в сфере борьбы с уголовной и экономической преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, оказывают стабилизирующее действие на состояние оперативной обстановки в местах лишения свободы Ульяновской области. Можно быть уверенным, что мужество, профессионализм и авторитет сотрудников оперативных аппаратов и впредь позволят надежно обеспечивать безопасность граждан, правопорядок в учреждениях и органах УИС.

. Задачи и основная роль оперативного управления учреждений УИС

Основные задачи управления:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности.

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в установленной области деятельности.

Организационно-методическое руководство оперативными аппаратами исправительных учреждений и территориальных органов ФСИН России.

В своей деятельности Оперативное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСИН России и Положением об Оперативном управлении ФСИН России.

К числу основополагающих задач, повседневно решаемых в исправительных учреждениях УИС, относятся организация режима отбывания осужденными согласно требованиям закона и соответствующих нормативно-правовых актов, а также обеспечение безопасности спецконтингента и персонала исправительных учреждений. Данные функции в исправительных учреждениях возлагаются на отделы безопасности. К их компетенции также отнесены задачи обеспечения изоляции и надзора за осужденными в исправительных учреждениях, профилактики правонарушений среди осужденных.

Режим исполнения и отбывания наказания и обеспечение безопасности осуществляются на принципах законности, при строгом соблюдении прав и интересов граждан, приоритете в соответствии с требованиями международных стандартов стимулирующих правопослушание мер воздействия над принудительными и запретительными.

В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики, более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, в исправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбойные нападения и бандитизм). Значительная часть спецконтингента относится к алкоголикам и наркоманам. В места лишения свободы поступает все больше лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, очевидными психическими отклонениями.

Особая роль в обеспечении безопасности учреждений УИС отводится ведомственной пожарной охране, которая обеспечивает пожарную безопасность, тушение пожаров на объектах учреждений УИС и организацию ведомственного пожарного надзора.

Важным фактором, влияющим на состояние пожарной безопасности, является четкое взаимодействие ведомственной пожарной охраны с другими отделами и подразделениями исправительных учреждений, а также взаимодействие с МЧС России. Пожарные автомобили наряду с обеспечением пожарной безопасности учреждений привлекаются к ликвидации пожаров в населенных пунктах и на иных объектах по месту дислокации учреждений.

Для поддержания постоянной боеготовности, умения действовать в чрезвычайных ситуациях, предотвращения групповых эксцессов на территории пенитенциарных учреждений постоянно проводятся учебные занятия с личным составом и тактико-специальные учения. Во время их проведения сотрудниками отрабатываются навыки действий при чрезвычайных ситуациях в учреждениях - захвате заложников, массовых неповиновениях, побеге осужденных. Важная роль в данных мероприятиях отводится отделу специального назначения УФСИН «Шквал», образованному в 1991 году.

Спецназ выполняет самые сложные и ответственные задачи: предотвращение и пресечение преступлений и иных правонарушений на объектах уголовно-исполнительной системы; участие в обеспечении правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных и лиц, заключенных под стражу, а также персонала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы; обеспечение безопасности объектов и должностных лиц ФСИН России, иных должностных лиц в установленном порядке, оказания им содействия при осуществлении действий, предусмотренных федеральным законодательством; взаимодействие с правоохранительными органами в проведении специальных мероприятий по обеспечению общественной безопасности.

Практически все сотрудники отдела отличные спортсмены. Достичь высокого профессионального уровня спецназовцам помогает хорошая материально-техническая база. С самых первых дней новички живут по суворовскому правилу: тяжело в учении - легко в бою.
Большая работа сотрудниками отдела проводится с молодежью по формированию у них высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. С этой целью сотрудники отдела участвуют с показательными выступлениями на различных республиканских мероприятиях.
Серьёзным испытанием для сотрудников отдела специального назначения стали служебные командировки в Северо-Кавказский регион. Преодолевая все трудности, личный состав с честью выполняет поставленные задачи, проявляя при этом мужество, отвагу и героизм. Многие сотрудники, неоднократно выезжавшие в служебные командировки, за проявленную смелость и высокий профессионализм награждены государственными и ведомственными наградами.

Отряд специального назначения УФСИН «Шквал» всегда находится в состоянии повышенной боеготовности. Он не только достойно выполняет боевые задачи в «горячих точках», но и является гарантом дисциплины и правопорядка в местах лишения свободы Ульяновской области.

Общество же заинтересовано в УИС, прежде всего, в качестве института, обеспечивающего защиту от преступности. В связи с этим, уголовно-исполнительная система XXI века должна стать системой, свободной от узковедомственных интересов, ориентированной на конечную цель функционирования - защиту общества от преступных посягательств.

Выделение такой характеристики, как социальное назначение УИС, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Дело в том, что цели и задачи данной системы должны соответствовать ее социальному значению: защите общества от преступности. Наделение УИС несвойственными этому социальному назначению задачам (как, например, в недалеком прошлом, возложение на систему решения народно-хозяйственных планов) может обусловить существенные недостатки в ее деятельности и, в конечном счете, несоответствии потребностям развития общества в целом. В принципе такая ситуация и случилась с исправительно-трудовой системой советского государства, которая вопреки ее социальному назначению играла важную роль в экономике страны. Поэтому еще раз подчеркнем, что выделение понятия «социальное назначение УИС» является далеко не теоретическим вопросом, от его правильного решения во многом зависит конечная направленность деятельности системы и ее социальная эффективность. В связи с этим вряд ли является оправданным возложение на УИС такой задачи, как охрана психиатрических больниц специального типа Минздрава РФ. Выполнение данной задачи является несвойственной для УИС, тем более что она не определена и в законе. Это влечет правовую незащищенность сотрудников, реализующих данную задачу, в вопросах личной безопасности, вопросах применения специальных средств. В этой связи представляется целесообразным исключить данную функцию из компетенции УИС.

Более сложным является вопрос о соответствии социальному назначению системы участия оперативной группировки УИС в действиях на Северном Кавказе. В своей основе данная группировка обеспечивает деятельность СИЗО в п. Чернокозово, а также охрану правительственных зданий. Что касается проведения специальных операций, в которых также участвуют силы оперативной группировки УИС, то данную ситуацию следует рассматривать как исключительную, которая связана с обеспечением внутренней безопасности государства.

Важным признаком УИС как социального института является ее функционально-структурное построение. Анализируемая система носит четко выраженный характер: она решает правоохранительные задачи (охрану осужденных, конвоирование, организует оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает розыск бежавших осужденных), организует воспитательную работу с осужденными, производственно-хозяйственную деятельность, медицинское и материально-бытовое обеспечение. Уголовно-исполнительная система является многоуровневой системой, что во многом определяется национально-государственным устройством страны. В соответствии с Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также другими правовыми актами, подготовленными в развитие данного Закона, действующая уголовно-исполнительная система представлена следующими взаимосвязанными уровнями: центральный орган управления УИС -ГУИП Минюста России; управления УИС по федеральным округам; территориальные органы управления УИС субъектов Российской Федерации; учреждения, непосредственно исполняющие наказания.

Одной из особенностей УИС является её многокомпонентность. Наряду со структурами, которые связаны непосредственно с организацией исполнения наказания, в ее составе имеется немало подразделений, которые в той или иной мере обеспечивают нормальное функционирование УИС, среди них: медицинские учреждения, коммунально-бытовые службы, высшие и средние специальные образовательные учреждения, занятые подготовкой кадров для УИС, учреждения связи, транспорта и т.п. Для такого расширительного толкования УИС имеется и определенная правовая база. Указанный выше Закон (ст. 5) предоставил право Президенту Российской Федерации определять и утверждать перечень видов предприятий, учреждений и организаций, которые могут входить в анализируемую систему. Примерами таких решений можно назвать постановление Правительства РФ от 9 июля 1994 года № 814 «Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему» и от 1 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

3. Деятельность оперативного управления учреждений УИС

пенитенциарный исполнительный учреждение наказание

Федеральная служба исполнения наказаний с 2011 года участвует в межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск», проводимой МВД России совместно с министерствами внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ, направленной на розыск лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания, суда, уклоняющихся от исполнения наказания, совершивших побег из-под стражи или мест лишения свободы.

В октябре 2014 года в розыскных мероприятиях было задействовано около 7 тысяч сотрудников территориальных органов ФСИН России, проверено более 16 тысяч адресов возможного местонахождения разыскиваемых лиц различных категорий.

Сотрудниками территориальных органов ФСИН России совместно с МВД России, министерствами внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ и другими правоохранительными органами установлено местонахождение и задержано 2073 человека, находящихся в местном, федеральном и международном розыске.

В ходе операции разыскано 1635 осужденных, находящихся в розыске за территориальными органами ФСИН России, из них:

1 за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314 УК Российской Федерации (27.09.2009 после предоставленных выходных дней за пределами учреждения не вернулся отбывающий наказание в КП-6 УФСИН России по Калужской области Евстафьев Алексей Владимирвич, 1966 года рождения, осужденный за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159, ч. 1 ст. 210 УК Российской Федерации, к 12 годам лишения свободы.);

1 за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 313 УК Российской Федерации, в связи с прекращением уголовного преследования в соответствии с ч. 3 ст. 24 УПК РСФСР (14.09.1999 совершил побег с рабочего объекта "ЛЗУ-7" учреждения М-222/6-14 ГУИН Минюста Российской Федерации по Республике Коми Чутчев Николай Николаевич, 1952 года рождения, осужденный за совершение преступления, предусмотренного ст. 103, ч. 2 ст. 149 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы);

731 осужденный в отношении которых судами принято решение о направлении в колонию-поселение самостоятельно в соответствие со ст. 75.1 УИК Российской Федерации (523 - не прибывших в территориальный орган ФСИН России за получением предписания и 208 - не прибывших в колонию-поселение в соответствии с предписанием);

Установлено местонахождение и задержано 385 лиц, находящихся в розыске за подразделениями МВД России, из них 329 скрывшихся от следствия, дознания и суда. Разыскано 56 пропавших без вести.

В ходе операции задержано 52 человека, разыскиваемых правоохранительными органами государств-участников СНГ, а также 1 человек, находящийся в международном розыске.

Сотрудниками ГУФСИН России по Самарской области установлено местонахождение гражданина Республики Узбекистан Мамадалиева Алишера Рахимжановича, 28.02.1975 года рождения, который разыскивается Сергелийским РОВД ГУВД г. Ташкента по ч. 2 ст. 97 УК Республики Узбекистан (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах).

Сотрудниками УФСИН России по Республике Мордовия установлено местонахождение Одобеску Вячеслава Михайловича, 16.10.1986 года рождения, который разыскивается НЦБ Интерпола Республики Молдова, за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК Республики Молдова (разбой).

Наиболее активное участие в проведении второго этапа межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск» приняли сотрудники ГУФСИН (УФСИН, ОФСИН) по Республикам Башкортостан, Татарстан, Карелия, Коми, Мордовия, Карачаево-Черкесской Республике, Чеченской Республике, Алтайскому, Краснодарскому, Пермскому, Ставропольскому, Хабаровскому краям, Воронежской, Московской, Ростовской, Самарской, Свердловской областям, г. Москве, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

По результатам проведенных в 2014 году двух этапов операции «Розыск» наиболее высокие результаты достигнуты в ГУФСИН (УФСИН) по Республикам Башкортостан, Татарстан, Коми, Алтайскому, Краснодарскому, Ставропольскому краям, Ростовской, Свердловской областям, г. Москве, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.

Задача

Задача: Сидоров осужден к длительному сроку лишения свободы за покушение на убийство своей бывшей жены, брак с которой на момент совершения преступления был расторгнут. Сидоров и его бывшая жена проживали в квартире, полученной ими по договору социального найма. После вступления приговора в законную силу его бывшая жена обратилась в органы милиции с заявлением об аннулировании регистрации Сидорова в указанной квартире. В заявлении она ссылалась на то, что вступила в новый брак, но зарегистрировать мужа в квартире, в которой сама проживает, без согласия Сидорова не может, а он такого согласия не дает.

В органах милиции регистрацию Сидорова отменить отказались, рекомендовав заявительнице обратиться в суд. Сидорова предъявила к бывшему мужу иск о лишении его права на площадь. Адвокат Сидорова представил документы об оплате Сидоровым квартплаты и коммунальных услуг в приходящейся на него доле.

Решите дело.

Ответ.

Суд не сможет удовлетворить заявление гр-ки Сидоровой. Лишить регистрации гражданина Сидорова может только
Департамент жилищной политики <#"justify">Заключение

Уголовно-исполнительная система анализируется как определенный социальный институт, который имеет сложную внутреннюю структуру, оказывает влияние на многие отношения в обществе.

Такой подход позволяет анализировать и исследовать проблему реформы УИС на разных уровнях, включая общесоциальный, правоохранительный и организационный. При таком подходе достаточно четко выделяются и основные объекты реформы УИС: исправительные учреждения, учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества; следственные изоляторы; система управления; кадровое, правовое и научное обеспечение реформы.

Сущность реформы УИС заключается в переходе от одной модели исполнения наказаний, которая сформировалась в советский период в рамках исправительно-трудовой системы, к новой модели, основанной на иных принципах исполнения наказаний, нового уголовно-исполнительного законодательства.

Основополагающими критериями выделения этапов проведения реформы современной УИС выступают изменения, связанные с модернизацией российского общества.

Приоритетным направлением развития уголовно-исполнительной системы в условиях проведения судебно-правовой реформы, направленной на гуманизацию карательной политики государства, следует признать создание системы исполнения наказаний без изоляции от общества. Данная проблема является во многом новой для отечественной уголовно-исполнительной системы. Традиционно ведущее место в ней занимали учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы. Успешная реализация данной стратегической цели реформирования уголовно-исполнительной системы предполагает создание учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, совершенствование системы управления, а также ее правового и ресурсного обеспечения.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС Консультант +

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Проект. - М., 2012. 129 с.

Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // СПС Консультант +

Постановление Правительства РФ от 9 июля 1994 года № 814 «Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему» // СПС Консультант+

Постановление от 1 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» // СПС Консультант +

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. Л.И. Зубкова. - М., 2011 г. - 408 с.

Аксенов А.А. Управление органами, исполняющими наказание. - Рязань, 2011.- 166 с.

Анисимков В.М. Реформа системы управления органами, исполняющими наказания в виде лишения свободы: Монография. - М., 2011. - 176

Бобрышев Д.И. Совершенствование системы управления. - М., 2012. - 128 с.

Веселый В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности. - М., 2011. - 171 с.

Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности. - Рязань, 2011.

Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учебник. - Рязань, 2012.

Перминов О.Г. Реализация уголовного наказания: правовые, организационные и криминологические проблемы: Монография. - М., 2012.

Уголовно-исполнительное право России: Учебник. - М., 2011.

Похожие работы на - Право оперативного управления учреждений УИС

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!