Коммуникации в деятельности органов государственной власти

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    331,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммуникации в деятельности органов государственной власти















Коммуникации в деятельности органов государственной власти

Содержание

коммуникация власть общественность муниципальный

Введение

Глава 1. Теоретические основы коммуникаций в системе государственного управления

1.1 Понятие, сущность и роль коммуникаций в системе управления

1.2 Функции и виды коммуникации в системе государственного управления

Глава 2. Особенности и пути совершенствования коммуникационного процесса в деятельности государственной власти

.1 Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления

2.2 Проблемы и пути совершенствования коммуникации в деятельности органов государственной

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Коммуникации играют огромную роль как в жизни любого человека, так и в деятельности государства, так как они присущи работе всех общественных институтов. Анализ коммуникационных процессов, их элементов и видов в настоящее время является достаточно актуальным не только для менеджмента, но и для науки государственного управления.

Это обусловлено тем, что коммуникативная подсистема является важнейшей составляющей государственного управления. Она представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности информации, информационных потоков, которые являются средством обеспечения согласованности в управлении; совокупности связей, взаимоотношений в системе государственного управления и управленческих отношений; пространства, в котором происходит процесс формирования и функционирования органов власти, характеризующийся с точки зрения реальных связей и взаимодействий.

Кроме того, коммуникации в совокупности образуют "кровеносную систему" органов государственной власти, они представляют собйо основной транслятор информации между людьми и государственными институтами. На уровне государства, равно как и на уровне небольшого государственного органа, от общения между его составляющими зависит работа целого института.

Исследованием данной проблематики активно и в течение многих лет занимались такие ученые как: Атаманчук Г.В., Баглай М.В., Бухман В.Б., Зотов В.Б., Игнатов В.Г., Кашкин В.Б., Кутафин О.Е., Лапин В.А., Наумов С.Ю., Обушенков А.Л., Подсумкова А.А., Радченко А.И., Рой О.М., Русакевич В.В., Шленов А.И. и другие авторы.

Вместе с тем, данная тематика остается актуальной и по сей день и требует продолжения научной разработки.

Объект исследования курсовой - местное самоуправление и муниципальное управление, а предмет исследования - тождественность и различия местного самоуправления и муниципального управления, их соотношение.

Целью настоящей работы является анализ соотношения местного самоуправления и муниципального управления, их сходства и различия.

Для достижения данной цели ставятся следующие взаимосвязанные задачи:

.        Раскрыть понятие местного самоуправления и его сущность;

.        Охарактеризовать формы реализации местного самоуправления;

.        Проанализировать понятие муниципального управления, его сходства и различия с местным самоуправлением;

.        Выявить особенности и проблемы развития муниципального управления и местного самоуправления в современной российской практике.

Цели и задачи предопределили логику построения структуры курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы коммуникаций в системе государственного управления


.1 Понятие, сущность и роль коммуникаций в системе управления

Управленческие функции реализуются по средствам взаимодействия между индивидами, социальными группами, иными словами посредством коммуникации и обмена информацией. При этом отметим, что "информация" и "коммуникация" являются взаимосвязанными понятиями, однако коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, как (по средствам чего) передается та или иная инеформация.

Термин "коммуникация" (от лат. "communication" делаю общим, сообщение, передача) в аспекте социального взаимодействия представляет собой обмен мыслями, идеями, сведениями, передаваемыми от одного носителя к другому с помощью знаков, зафиксированных на материальных носителях.

Как отмечает Виханский О.С. термин "коммуникация" происходит от лат. "communis", что означающее "общее", следовательно определение данного термина возможно не просто как передача информации, а передача а значения или смысла с помощью тех или иных символов.

Латфуллина Г.Р. определяет коммуникацию как обмен идеями, мнениями и информацией, которая должна быть значима для участников коммуникации, в устном и письменном виде посредством символов с целью добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Чаусов Н.Ю. же указывает, что коммуникация представляет собой обмен информацией, в соответствии с которым руководитель принимает управленческие решения и доводит их до сотрудников организации.

Понятие "коммуникация" может пониматься двояко. С одной стороны, в нем фиксируется статика взаимодействия. В частности это можно проследить на примере любого письменного документа, который несет в себе ту или иную информацию, выполняет информативную, эмотивную (побуждает эмоции; мотивацию взаимодействия) и управленческую функцию и устанавливает и поддерживает фактические контакты. С другой стороны, коммуникации фиксируют динамику, непосредственно процесс взаимодействия. Коммуникации в системе государственного управления являются официальным, юридически целенаправленным регламентированным движением индивидуальных субъектов управления к социальной общности с сохранением за этими субъектами определенной автономности, самостоятельности, самодеятельности, индивидуальности.

Структура коммуникативного процесса обычно представляет собой набор четырех базовых элементов, к которым относятся:

¾      Отправитель, лицо, которое генерирует идею, или собирающее и передает информацию.

¾      Собственно информация, непосредственно сообщение, которое должно быть закодировано с помощью символов.

¾      Каналы передачи информации и средства передачи информации.

¾      Получатель, т.е. лицо, для которого предназначается информация и которое интерпретирует ее.

Любой государственный орган власти представляет собой социальную организацию, которую с позиции теории социального взаимодействия необходимо определять как форму взаимодействия людей, которое направлено на выполнение определенной общественно значимой функции. Такое взаимодействие обеспечивается и выражается по средствам:

а) системы официальных отношений, которые регламентируются юридическими предписаниями;

б) распределения функций, что в совокупности образует горизонтальную специализацию;

в) субординации должностей, что является вертикальной специализацией.

г) системы коммуникаций включающих в себя средства и каналы передачи информации, которая движется сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали.

Государственные органы и государственные институты вступают в коммуникацию в целях информирования, воздействия, убеждения субъект коммуникации либо с целью описания текущей обстановки.

Таким образом, коммуникации в системе государственного управления представляют собой обмен информацией с помощью имеющейся системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.

1.2 Функции и виды коммуникации в системе государственного управления

В системе государственно управления коммуникации выполняют специфические функции, которые различные исследователи характеризуют по-разному.

Так, наиболее популярным является разделение функций коммуникаций на две большие группы: информационно-коммуникативная функция и регулятивно-управляющая функция.

Особенностью информационно-коммуникативной функции коммуникаций является то, что информация не просто передается - принимается, но и формируется, что является важным моментом для творческого продуктивного общения. Благодаря информационно-коммуникативной функции происходит выравнивание различий в исходной информированности партнеров.

Регулятивно-управляющая функция выражается в том, что благодаря данной функции можно регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей. Кроме того, с помощью данной функции представляется возможным координировать действия целого, позволяет работать, как одна команда и т.д.

Кроме того, в научной литературе как те указывается, что коммуникации должны:

¾      Обеспечивать эффективный обмен информацией между субъектами и объектами управления.

¾      Совершенствовать отношения между субъектами коммуникации различных уровней в процессе обмена информацией.

¾      Создавать информационные каналы для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами.

¾      Регулировать и рационализировать информационные потоки.

Кроме того, Громова Т.Н. выделяет такие функции коммуникаций как:

¾      Консервативная функция, которая направлена на сохранение статус-кво государственной системы и которая способствует стабильному существованию социального организма;

¾      Координирующая функция, которая направлена на обеспечение координации властных воздействий субъекта управления в соответствии с параметрами объекта управления, и их возможными изменениями;

¾      Интегрирующая функция, которая связана с осуществлением такой государственной политики, которая бы могла учесть интересы всех элементов общественной системы, и которая бы способствовала выработке и принятию согласованных управленческих решений;

¾      Мобилизационная функция, которая направлена на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;

¾      Социализирующая функция, которая связана с усвоением в процессе информационного обмена ценностей и традиций государства, социально-политических норм и т.д.

Кроме того, ряд исследователей отмечают, что характеризуя функции коммуникации в государственном управлении необходимо говорить и об их идеологической функции, так как грамотно налаженная обратная связь с населением располагает граждан к доверию действующей власти.

Коммуникация подразделяются на две группы: между организацией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями.

К первой группе относятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой: средства массовой информации, потребители, надзор за качеством продукции и т.п. Возникновение коммуникаций внутри организации в виде собраний, обсуждений и т.д. являются реакцией на воздействие внешней среды.

Ко второй группе относятся:

межуровневые коммуникации - коммуникация осуществляется по вертикали и по горизонтали между подразделениями. Сверху вниз передается информация о принятых решениях, текущих задачах, рекомендации, снизу вверх - информация о ходе производственного процесса, загрузке оборудования, поступлении сырья в виде отчетов;

коммуникации между различными подразделениями - обмен информацией для координации задач и действий подразделений организации. Координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, сбытом продукции. Руководители информируют друг друга о ходе внедрения новой техники.

коммуникации "руководитель-подчиненный" - это обмен информацией о способах деятельности, эффективности работы, вознаграждениях, проблемах, изменениях, результатах и т.д. Оказывают непосредственное влияние на производственный процесс;

коммуникации между руководителем и рабочей группой - важный компонент для достижения эффективности управления. Участие в обмене информацией каждого члена рабочей группы позволяет выработать правильные отношения группы с руководителем, а руководителю - более активно вовлекать подчиненных в дела организации;

Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, мы говорим о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве.

Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя на её компоненты, государство реализует свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться в государственных процессах и воздействовать на них.

Глава 2. Особенности и пути совершенствования коммуникационного процесса в деятельности государственной власти


.1 Связь власти с общественностью - важнейший элемент коммуникации в системе государственного управления

Механизм связей с общественностью, или "Public Relations" является ключевым во взаимодействии демократической государственной власти с гражданским обществом.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. При этом приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Так что к основным функциональным задачам взаимодействия власти с общественностью в системе государственного управления можно отнести участие в демократизации государственного управления - содействие становлению гражданского общества.

Классифицировать методы, формы и каналы государственной коммуникации можно по разным основаниям. Известный исследователь политико-коммуникативных процессов Р.-Ж. выделяет следующие каналы:

коммуникация через неформальные каналы;

Способ коммуникации через неформальные контакты или межличностное общение является одним из наиболее древних, существовавших еще в примитивных обществах.

Однако он и сейчас, в современных политических системах с развитой сетью средств массовой коммуникации, играет значительную роль. В этом способе можно выделить два основных аспекта. Первый связан с ситуацией, когда коммуникация осуществляется через межличностное общение в качестве основного канала передачи или получения информации. Этот канал отличается большей эмоциональной связью между коммуникатором и адресатом, что делает его подчас гораздо более эффективным, чем, например, средства массовой информации.

Другим аспектом коммуникации через неформальные каналы является то, что межличностное общение включено в процесс транслирования и усвоения информации посредством массовых каналов. Это доказывает в своем исследовании П. Лазарсфельд, отмечая, что определенная информация передаваемая средствами массовой коммуникации не воспринимается массовой аудиторией непосредственно. Воздействие здесь проходит через посредников - "лидеров мнения". Они более подготовлены к восприятию информации, более информированы, лучше окружающих ориентируются в потоке сообщений средств массовой информации и всегда могут высказать свое мнение по тому или иному информационному поводу.

Таким образом, сообщения СМИ вначале поступают к "лидерам мнения", а затем посредством межличностного общения к массовой аудитории.

коммуникация через организации;

Следующим средством государственной коммуникации можно назвать коммуникация через организации. Связующим звеном между управляющими и управляемыми здесь служат политические партии и группы интересов, которые опосредуют взаимоотношения между политической системой и средой. Эти институты называют "привратниками", которые призваны артикулировать и агрегировать групповые интересы.

коммуникация через средства массовой информации.

Третьим важнейшим каналом государственной коммуникации выступают средства массовой информации, которые в современном обществе играют все большую роль в распространении политической информации. Характеризуя каналы информационного взаимодействия властных структур в современной России, можно отметить, что основным каналом информирования в системе государственного управления становятся СМИ, которые превращаются, по сути, в мощный инструмент власти, с чьей помощью она "целенаправленно конструирует политические порядки". Причем повышение роли СМИ в качестве канала государственной коммуникации происходит на фоне фактического отсутствия информационного взаимодействия посредством других каналов.

Налаживание связей с общественностью (по средствам СМИ) у государственных органов происходит благодаря методам PR, при этом отличие государственного PR как технологии формирования коммуникационных связей заключается в том, что здесь используется косвенное, а следовательно, слабое коммуникативного воздействия в отличие от прямого и сильного воздействия, которое представляет пропаганда.

Таким образом, определяя специфику применения технологий ПР в государственном управлении, можно свести общественные связи к управлению общественным интересом, осуществляемое посредством такого согласования интересов, в ходе которого:

а) интересы общественности превращаются в благосклонное ожидание управленческой инициативы;

б) управленческая инициатива приводится в соответствие с ожиданиями общественности.

2.2 Проблемы и пути совершенствования коммуникации в деятельности органов государственной

К сожалению, в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой коммуникативная связь между органами государственной власти и общественностью налажена не надлежащим образом, что приводит к тому, что граждане не доверяют представителям власти.

Среди основных причин такого недоверия можно выделить следующие три основных блока:

.        Технические причины. Возникновение причин подобного рода связано с отсутствием в органах государственной власти специалистов по связам с общественностью (это особенно характерно для органов местного самоуправления), что приводит к тому, что они (государственные органы) не могут пояснить гражданам мотивы и цели своих действий, не дают им представления о тех условиях, в которых они осуществляют свою деятельность.

.        Культурно-исторические причины, которые связаны с тем, что традиционно наше общество предрасположено к противостоянию населения и власти.

.        "ресурсные" причины, которые связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Для решения вышеперечисленных проблем по средствам применения и реализации государственными органами определенного ряда мероприятий необходимо:

¾      устанавливать, поддерживать и расширять контакты с гражданами и организациями;

¾      информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях;

¾      изучать и анализировать общественное мнение;

¾      анализировать общественные реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом.

¾      прогнозировать общественно-политические процессы;

¾      формировать благоприятный имидж отдельно взятого государственного органа, что будет способствовать повышению авторитета власти в целом.

Коммуникация в системе государственного управления может и должна развиваться, постоянно совершенствоваться.

Для планомерного и эффективного развития коммуникаций в деятельности государственных органов необходимо соблюдать следующие принципы:

.        Принцип ясности. В соответствии с принципом ясности, коммуникация должна происходить на одном языке общения, и передаваться таким образом, чтобы быть ясно воспринятым получателем. Этот принцип предполагает не просто одну и ту же систему символов общения, но и определённое доверие сторон к друг другу.

.        Принцип целостности имеет задачу сплочения всех участников коммуникации ради достижения общей цели. Целостным может быть только такое общество и государство, где нет деления на классы, расы и так далее, признаком целостности обладает только демократическое государство, которым является наша Республика.

.        Кроме того, одним из принципов совершенствования коммуникации в системе государственного управления может стать развитие неформальных групп внутри государственных институтов, по которым информация зачастую передаётся быстрее, чем по формальным источникам, а уровень сплочённости команды очень высок.

.        Пристальное внимание хотелось бы уделить и принципу обратной связи как способу совершенствования коммуникации в системе государственного управления. Обратная связь свидетельствует о налаженном процессе обмена информацией, это могут быть, к примеру, социологические опросы, круглые столы, мероприятия, форумы на Интернет-порталах, прямые линии по телефону и многое другое.

.        Принцип регулирования информационных потоков. Регулирование информационных потоков позволяет отсеять ненужную или даже вредную информацию, но доводить до общества, либо до государственных институтов те потоки, которые наиболее актуальны и необходимы на данный момент. В свою очередь, принцип регулирования информационных потоков будет являться только одним из примеров управленческих действий по совершенствования коммуникации в системе государственного управления.

Для развития коммуникации, государственные служащие разных уровней могут практиковать различные тактики по совершенствованию обмена информации.

Так, например Управлением ФАС России по Ростовской области ежегодно проводятся пресс-конференции по различным направлениям. Заместителями руководителя Управления представляется публичный отчет о деятельности курируемого ими отдела.

Так, например, 26 марта 2014 года в Ростовском УФАС России состоялась пресс-конференция заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти Константина Анатольевича Коренченко. Журналистам был представлен отчет о работе отдела за 2013 год, освещены результаты работы Управления в сфере контроля органов власти и рекламы. Константин Анатольевич подробно остановился на теме незаконной смс-рассылки, использовании непристойных образов в рекламе, а также недобросовестной конкуренции при проведении торгов.

апреля 2014 года в Ростовском УФАС России состоялась отчетная пресс-конференция отдела контроля закупок. На вопросы представителей средств массовой информации ответили заместитель руководителя управления Максим Благодарев, начальник отдела закупок Тигран Акопян, а также заместитель начальника отдела Юлия Моргунова.

Кроме того, на сайте Ростовского УФАС России ежедневно публикуется актуальная информация о деятельности территориального управления.

Обратная связь помогает также наладить системы сбора предложений, когда благодаря коммуникации совершенствуется работа государственных органов.

Таким образом, возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Заключение


Коммуникации в системе государственного управления представляют собой обмен информацией с помощью имеющейся системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.

Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, мы говорим о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве.

Механизм связей с общественностью, или "Public Relations" является ключевым во взаимодействии демократической государственной власти с гражданским обществом.

Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. При этом приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Для решения проблем, возникающих при налаживании коммуникаций между властью и обществом, необходимо:

¾      устанавливать, поддерживать и расширять контакты с гражданами и организациями;

¾      информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях;

¾      изучать и анализировать общественное мнение;

¾      анализировать общественные реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом.

¾      прогнозировать общественно-политические процессы;

¾      формировать благоприятный имидж отдельно взятого государственного органа, что будет способствовать повышению авторитета власти в целом.

Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя на её компоненты, государство реализует свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться в государственных процессах и воздействовать на них.

 

Список использованной литературы


Авторские источники

. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Н.И. Глазунова, Гос. ун-т управления. - М.: Проспект, 2009.

. Горелов О.И. Организационное поведение. - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009.

. Грачев М.Н. Политика: коммуникационное изменение. Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2011

. Громова Т.Н. Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практик. // сборник статей "Теория коммуникации & прикладная коммуникация", 2009 г. №3

. Григорьева Н.Н. Коммуникационный менеджмент: учебный курс. М.: МИЭМП, 2007.

Дениева А.К. GR-среда современной Российской Федерации: основные характеристики и проблемы формирования. // Всероссийская научно-практическая конференция "Социокультурное пространство современной России: вызовы XXI века". М. 2011.

. Зимин В. GR в России: горизонтальная "вертикаль власти". / Пресс-служба - №11. - 2009.

. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2014.

. Менеджмент: учебное пособие / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова и др.; под ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина (учебное пособие) - Калуга: Издательство АНО "КЦДО", 2008

. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. М. - 2008 г.

. Чегин Д.М. Теоретические и прикладные аспекты государственной коммуникации // PR-технологии в информационном обществе: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 30-31 марта 2007 г. СПб.: Издательство СПбПГУ, 2007.

Интернет-ресурсы

. Информация, ее роль и функции в социальных системах. [Электронный ресурс] URL: #"797220.files/image001.gif">

Похожие работы на - Коммуникации в деятельности органов государственной власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!