Комитеты ООН по правам человека. Европейская система защиты прав человека

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комитеты ООН по правам человека. Европейская система защиты прав человека

План

Вопрос 1. Комитеты ООН по правам человека

Библиографический список

Вопрос 2. Европейская система защиты прав человека

Библиографический список

1. Комитеты ООН по правам человека

Организация Объединенных Наций - единственная в мире универсальная организация общей компетенции. Она является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании которого ей принадлежит важная роль, и представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Направления деятельности ООН достаточно многообразны: это и урегулирование международных конфликтов, и поддержание экономической и социальной стабильности в государствах, и обеспечение экологической безопасности. Однако в любом случае общей целью всех этих действий является в конечном итоге защита прав каждого отдельно взятого человека. При этом данное направление имеет двойственный характер: с одной стороны, это общая цель ООН, с другой - это отдельное самостоятельное направление ее деятельности.

Комитеты Организации Объединенных Наций являются неотъемлемой частью системы международной защиты прав человека. Ранее основным органом, осуществлявшим свою деятельность в данном направлении, являлась Комиссия по правам человека, учрежденная при ЭКОСОС 10 декабря 1946 года. Можно говорить о том, что данная Комиссия являлась как бы первопроходцем в области функциональных комитетов ООН, одним из первых специализированных ее подразделений в области прав человека. Просуществовала указанная Комиссия около шестидесяти лет. Основным направлением деятельности данного органа в период его существования являлся анализ международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, защиты прав женщин, детей, инвалидов, предупреждения дискриминации личности по различным признакам. На основании полученных данных Комиссия представляла ЭКОСОС соответствующие доклады. При этом данный орган наделялся широкими правами в области сбора интересующей его информации - государства обязаны были предоставлять такую информацию по его запросу.

Причиной ликвидации Комиссии и создания ныне действующего Совета по правам человека стала резкая критика в адрес указанного органа, сильная политизированность, низкая эффективность, сомнительная репутация членов Комиссии. Все это привело к тому, что в 2006 году указанная Комиссия перестала существовать, а на ее место пришел Совет по правам человека. Так как данный орган является универсальной международной правозащитной организацией и не входит в состав комитетов ООН по правам человека, имеющих более узконаправленное действие, в рамках ответа на данный вопрос характеристика данного органа рассматриваться не будет. Мы остановимся на подробном описании отдельных комитетов ООН, действующих в определенных направлениях защиты прав человека.

Одним из основных комитетов Организации Объединенных Наций по защите прав человека на данный момент является собственно Комитет по правам человека, образованный в 1977 году во исполнение положений статьи 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно частям 1 и 2 данной статьи Комитет состоит из восемнадцати членов, являющихся гражданами стран-участниц Пакта. При этом основными требованиями, предъявляемыми к данным лицам, являются высокие нравственные качества и признанная компетентность в области прав человека, «причем принимается во внимание полезность участия нескольких лиц, обладающих юридическим опытом».

Формирование Комитета по правам человека ООН осуществляется путем выборов. При этом государства-участники Пакта выдвигают кандидатуры своих граждан в количестве не более двух от каждой страны. После этого из общего списка кандидатов путем тайного голосования избираются все восемнадцать членов. Организационная работа в данной области возлагается, в соответствие со статьей 30 Пакта, на Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций, который вначале обращается с письменным приглашением к странам-участницам, а в дальнейшем составляет список кандидатов. В силу положений части 4 статьи 30 Пакта, тайное голосование с целью избрания членов Комитета проводится на общем заседании стран-участниц в Центральных учреждениях ООН. При этом «кворумом является присутствие двух третей» государств, участвующих в Пакте.

Срок полномочий членов Комитета составляет четыре года. При этом в данном органе не могут одновременно присутствовать двое представителей от одного государства. При формировании Комитета во внимание также принимается «справедливое географическое распределение членов и представительство различных форм цивилизации и основных юридических систем», что указано в части 2 статьи 31 Пакта. Однако стоит отметить, что половина членов Комитета подлежит переизбранию по истечении двух лет с даты их избрания. Их имена определяются при помощи жеребьевки непосредственно после выборов.

Международным пактом о гражданских и политических правах также предусмотрена сокращенная процедура замены выбывшего по какой-либо причине члена Комитета. В случае открытия вакансии при условии, что срок полномочий члена Комитета, который должен быть заменен не истекает в течение шести месяцев со дня объявления вакансии, Генеральный Секретарь ООН уведомляет каждое участвующее государство об этом событии. В течение двух месяцев все желающие государства представляют Генеральному Секретарю свои кандидатуры, из которых и выбирается новый представитель.

Важной особенностью работы Комитета по правам человека ООН является то обстоятельство, что его члены осуществляют свою повседневную деятельность не как представители государств, гражданами которых они являются, а в личном качестве. Периодичность работы Комитета определяется правилами его процедуры. Как правило, в течение года данный орган проводит три сессии, продолжительность каждой из которых составляет три недели.

Общие процедурные правила Комитета содержатся в части 2 статьи 39 Пакта. Согласно данным правилам, все решения принимаются простым большинством голосов. Кворум при этом составляют двенадцать членов Комитета.

Основными направлениями деятельности Комитета являются следующие:

. Рассмотрение докладов государств-участников, представляемых во исполнение положений статьи 40 Пакта. Такие доклады предоставляются каждые пять лет и содержат в себе сведения относительно принятых данными странами мер по претворению прав, закрепленных в Пакте, в жизнь. Вначале такой доклад попадает на рассмотрение в специальную рабочую группу Комитета, состоящую не более чем из пяти членов. На основании анализа доклада такая группа формирует перечень проблем и вопросов, которые необходимо будет обсудить с представителями государства, представившего доклад. Все данные заблаговременно доводятся до сведения данного государства. Далее Комитет рассматривает доклад в полном составе в течение двух дней. После этого проводится открытое заседание Комитета с представителями указанного государства, в ходе которого таким представителями задаются вопросы как ранее составленные Комитетом, так и возникшие непосредственно в ходе заседания. На подобных заседаниях в качестве наблюдателей могут присутствовать пресса и неправительственные организации.

После заседания замечания общего порядка Комитета относительно деятельности государства-участника направляются такому государству во исполнение положений части 4 статьи 40 Пакта.

. Следующим направлением деятельности Комитета является рассмотрение жалоб одного государства на другое, содержание которых заключается в несоблюдении вторым государством обязательств, предусмотренных Пактом. В этом случае, государство, в адрес которого поступила соответствующая жалоба, признает компетенцию Комитета в получении и рассмотрении полученных сообщений. Однако Комитет будет осуществлять указанную деятельность исключительно в случае, если и второе государство признало его компетенцию в рассмотрении направленных им сообщений. При этом первоначальное направление жалобы в Комитет не представляется возможным. Сначала в течение шести месяцев должна состояться соответствующая официальная переписка между государствами, и только потом сообщение о несоблюдение положений Пакта может быть передано на рассмотрение в Комитет. Рассматриваемый орган исследует полученное сообщение на закрытых заседаниях в течение двенадцати месяцев. При этом все другие внутренние средства защиты должны быть исчерпаны или недоступны. По результатам исследования поступивших сообщений Комитет выносит соответствующий доклад, в котором излагает суть проблемы, факты и свои замечания по этому поводу. Для вышеуказанных целей в рамках Комитета могут создаваться специальные Согласительные комиссии. Стоит сказать, что данное направление деятельности Комитета является самым невостребованным и государства-участники не спешат жаловаться друг на друга, решая такие вопросы в рамках других органов ООН.

. Еще одним направлением деятельности Комитета в силу положений статьи 5 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, является рассмотрение жалоб частных лиц. Данные жалобы могут поступать от гражданина страны-участницы Пакта в письменном виде при условии исчерпания всех возможных внутренних средств защиты. При этом аналогичная жалоба не должна одновременно рассматриваться в рамках другого производства в Комитете. Анонимные сообщения о нарушении государством обязательств, предусмотренных Пактом, не рассматриваются.

После поступления жалобы и, в случае необходимости, получения дополнительной информации Комитетом, данный орган принимает решение, является ли жалоба приемлемой. В случае положительного решения, Комитет запрашивает у соответствующего государства информацию относительно поступившей жалобы. На предоставление такой информации, как правило, выделяется шесть месяцев. Также Комитет может запросить у подателя жалобы соответствующие контраргументы. После того, как вся необходимая информация получена, Комитет выносит свое окончательное решение. Решения Комитета по правам человека называются соображениями и не являются обязательными, однако опыт показывает, что чаще всего государства прислушиваются к таким соображениям и устраняют допущенные нарушения прав человека.

Стоит отметить, что, не смотря на достаточно долгий срок рассмотрения жалобы (общий срок составляет два - три года), данное направление деятельности Комитета является достаточно популярным и действенным. Для того, чтобы податель жалобы не был каким-либо образом ущемлен в своих правах на период рассмотрения жалобы, Комитет может представить соответствующее требование государству, в отношении которого такая жалоба была подана.

. Комитет по правам человека в ходе своей работы также осуществляет еще одну важную функцию - он выносит замечания общего порядка, в рамках которых им осуществляется толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Такие замечания имеют важное значение для государств-участников как при непосредственном применении положений Пакта, так и при составлении очередных докладов Комитету.

В целом, можно отметить, что Комитет по правам человека ООН является важным и эффективно действующим органом в сфере защиты прав человека, осуществляющим одновременно и судебные, и консультационные, и примирительные, и контрольные функции. Однако данный Комитет не является единственным в системе комитетов ООН по правам человека. Основные направления и процедурные правила его деятельности были подробно рассмотрены нами, так как они достаточно схожи для всех таких органов. Перейдем к характеристике других комитетов.

Стоит сказать, что деятельность практически всех рассматриваемых комитетов ООН сводится к рассмотрению докладов стран в определенной области защиты прав человека и формированию своих замечаний и рекомендаций на этот счет. Так, например, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам 1985 года, осуществляет анализ докладов государств в области соблюдения обязательств, взятых на себя в соответствие с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. Не смотря на то, что данный орган не был изначально предусмотрен указанным Пактом, в настоящее время он функционирует в структуре ООН и исполняет функции, которые в соответствие с положениями статьи 17 Пакта, должны были быть возложены, по всей видимости, на ЭКОСОС.

В состав Комитета также входит восемнадцать членов, избираемых в личном качестве на срок четыре года с правом переизбрания, что указано в Резолюции ЭКОСОС 1985/17 от 28 мая 1985 года.

Отчеты от стран-участниц поступают в Комитет раз в пять лет в соответствие с программой, которая была утверждена ЭКОСОС, и рассматриваются в рамках открытых заседаний. Сессии Комитета, также как и в случае с Комитетом по правам человека ООН, проводятся три раза в год. При этом особенностью рассмотрения отчетов от стран-участниц в исследуемом Комитете является то, что их оценка строится в том числе и на так называемых «теневых отчетах», поступающих в Комитет от неправительственных организаций.

По окончании анализа полученных докладов, Комитет высказывает свои рекомендации в заключительных замечаниях, которые направляются государству-участнику. Однако Комитет также может разрабатывать и общие комментарии, которые, как и в случае с Комитетом по правам человека, представляют собой толкование отдельных положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и служат для стран-участниц своеобразным руководством к действию при конкретном применении положений Пакта.

Важнейшим комитетом ООН по правам человека является Комитет по правам ребенка, учрежденный в 1990 году во исполнение положений статьи 43 Конвенции о правах ребенка 1989 года. В соответствии с нормами данной статьи, Комитет состоит из десяти экспертов. При этом требования к личности членов Комитета, порядок выдвижения их кандидатур и осуществления выборов, срок полномочий членов Комитета идентичны аналогичным положениям в отношении Комитета по правам человека ООН. Государства-участники Конвенции представляют в Комитет доклады «о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав» каждые пять лет. На основании рассмотрения докладов, Комитет выносит свои соображения, которые направляются соответствующему государству. Также им могут составляться и выноситься предложения и рекомендации общего характера. Для более подробного анализа Комитет может запрашивать дополнительную информацию, а также воспользоваться помощью Детского фонда ООН или Генеральной Ассамблеи в проведении более глубоких исследований по отдельным вопросам. В целом можно сказать, что деятельность Комитета по правам ребенка является достаточно эффективной и в настоящее время на основании выявленных нарушений предпринимаются активные меры по оказанию помощи жертвам таких нарушений.

Следующим комитетом ООН по правам человека является Комитет ООН по правам инвалидов, учрежденный во исполнение положений статьи 34 Конвенции о правах инвалидов 2006 года. Данный Комитет состоит из восемнадцати членов, каждый из которых может быть переизбран только один раз. Остальные правила процедуры аналогичны соответствующим правилам, уже рассматриваемым нами при характеристике Комитета ООН по правам человека.

Все государства-участники представляют в Комитет свои доклады о реализации в них положений Конвенции каждые четыре года или в иной срок на основании запроса Комитета. Если государство-участник не успевает вовремя предоставить доклад, то по истечении трех месяцев Комитет может рассмотреть ситуацию в данном государстве на основе имеющихся у него данных. По результатам рассмотрения указанных докладов, Комитет выносит свои предложения и общие рекомендации, которые направляются в соответствующее государство и доводятся до общего сведения.

Важное место среди комитетов ООН по правам человека занимают комитеты, деятельность которых направлена на защиту от различных форм дискриминации. К таким органам относятся Комитет по ликвидации расовой дискриминации 1970 года, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин 1982 года и Комитет по защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, созданный в 2004 году. Все эти комитеты ООН действуют во исполнение соответствующих конвенций. Процедурные моменты аналогичны общепринятым, вариации допускаются разве что в отношении числа членов комитетов: восемнадцать, двадцать три и четырнадцать членов соответственно. Заседания проводятся ежегодно или два - три раза в год.

Основной формой деятельности указанных комитетов является рассмотрение ими представленных докладов государств, на основе которых они выносят свои замечания в отношении конкретного государства (Комитет по ликвидации расовой дискриминации даже публикует их в так называемых «Заключительных наблюдениях»), а также замечания общего характера, воспринимаемыми всеми государствами-участниками соответствующих конвенций.

Однако в случае признания страной-участницей компетенции соответствующего Комитета, он также может рассматривать индивидуальные жалобы граждан такой страны в отношении несоблюдения ей положений Конвенции. Соответствующие полномочия предоставляются Комитету по защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Комитету по защите от расовой дискриминации. Последний Комитет также вправе прибегать к мероприятиям раннего предупреждения, которые имеют форму заключений комитета или писем правительствам стран. По окончании рассмотрения индивидуальных жалоб, комитеты выносят свои заключения, которые носят рекомендательный характер.

И, наконец, последним комитетом по правам человека в рамках ООН является Комитет против пыток, созданный во исполнение Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1 января 1988 года, и состоящий из десяти экспертов. Особенностью данного Комитета является то, что он обладает такими же широкими полномочиями как и Комитет по правам человека. Он также не только рассматривает, представляемые каждые четыре года, доклады стран-участниц о состоянии борьбы с применением пыток на территории государства, но и полномочен рассматривать индивидуальные жалобы и жалобы одного государства на другое. По окончании их рассмотрения он выносит соответствующие сообщения, замечания или соображения, носящие рекомендательный характер. Стоит отметить, что на данный момент влияние указанного Комитета достаточно велико и принятые им заключения, как правило, оказывают влияние на деятельность государств.

В заключение хотелось бы сказать, что все восемь комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций, рассмотренных в рамках настоящего вопроса, обладают большим количеством общих черт. Это и процедурные особенности, и основные функции, и необходимость периодического представления общих докладов Генеральной Ассамблее ООН. Такое единообразие служит цели организации эффективной работы комитетов по соответствующим направлениям. При этом значение деятельности данных комитетов и ее результатов на данный момент очень велико, что доказывает наличие стремления государств усовершенствовать существующую в них систему защиты прав человека, и доверия, оказываемого этими государствами международному сообществу.

объединенный нация защита право

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19.12.1966. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Резолюции ЭКОСОС 1985/17 от 28 мая 1985 года. - Режим доступа : Официальный сайт Организации Объединенных Наций : www.un.org.

Специальная литература

. Лукашук, И.И. Международное право : особенная часть : учебник / И.И. Лукашук. - М. : Волтерс Клувер, 2011. - 544 с.

. Международная защита прав человека. - Режим доступа : www.index.org.ru.

. Международное право : особенная часть : учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев и Г.И. Курдюков. - М. : Статут, 2010. - 624 с.

2. Европейская система защиты прав человека

В рамках теории международного права сложилась традиция разделения системы защиты прав человека на две основные группы - международную и европейскую. К первой группе, как правило, относят органы и функциональные комитеты Организации Объединенных Наций, занимающиеся анализом соблюдения и защиты прав человека как в целом, так и по отдельным направлениям, а также нормы соответствующих конвенций, составляющие правовую основу деятельности указанных структур. Европейская же система имеет более узконаправленный характер и не обладает свойством универсальности, присущем международной защите. Что же включает в себя рассматриваемое нами понятие?

Исходя из данных, представленных в учебной литературе, исследуемая нами система защиты прав человека состоит из двух основных элементов:

) европейских конвенционных норм в области прав человека;

) деятельности европейских структур (а именно Совета Европы и его органов), связанную с обеспечением действия норм этих конвенций.

Некоторые исследователи также нередко выделяют третий элемент. Например, Е.Б. Гендзехадзе отмечает «основные идеи и цели» создания вышеназванных документов и организаций в качестве третьего элемента системы. Эффективное применение норм европейских конвенций и его обеспечение также указывается в качестве элемента рассматриваемой системы. В рамках ответа на данный вопрос мы коснемся характеристики только двух общепринятых элементов. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Основным документом, входящим в европейскую систему защиты прав человека, является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Россия ратифицировала данную Конвенцию 30 марта 1998 года, и, за исключением ряда дополнительных Протоколов, она действует и для нашей страны. Надо сказать, что Конвенция 1950 года оказала определяющее влияние на формирование представлений об основных правах человека во всей Европе. При этом можно говорить, что в рамках настоящей Конвенции основные идеи естественно-правовой школы переплелись с демократическими тенденциями Новейшего времени. При этом Конвенция явилась естественной преемницей Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года - перечень прав, закрепляемых Конвенцией, не является более широким, чем в Декларации.

Европейская конвенция 1950 года состоит из:

преамбулы;

I раздела, содержащего 18 статей, в которых указаны основные права и свободы, предоставляемые Конвенцией;

II раздела, состоящего из 33 статей, касающихся устройства Европейского суда по правам человека;

заключительных положений, составляющих еще 8 статей.

Основными правами человека, провозглашенными в Конвенции, являются право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на уважение частной жизни, на вступление в брак, на справедливое судебное разбирательство. К основным свободам, содержащимся в Конвенции, следует отнести свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения, свободу собраний и объединений. Конвенцией запрещаются пытки, унижающее достоинство обращение, дискриминация по любому признаку.

Конечно, нельзя утверждать, что Конвенция содержит в себе исчерпывающий перечень прав человека. В какой-то степени эта проблема решается путем принятия дополнительных Протоколов, коих на настоящий момент насчитывается четырнадцать. Они закрепляют права в самых различных сферах. Это и право на образование, и право на свободные выборы, и отмена смертной казни, и равноправие супругов.

В целом же можно сказать, что Конвенция вместе с дополнительными Протоколами имеет своей основной целью «установить минимальные стандарты, но с тем, чтобы добиться их реального соблюдения и создать механизмы, которые являются очень важными для защиты прав человека». При этом очень важным достоинством европейской системы, базирующейся на Конвенции, будет являться именно ее гибкость и возможность посредством Протоколов подстраиваться под изменяющиеся правовые реалии. Кроме того, Конвенция 1950 года является достаточно важной дополнительной гарантией защиты прав человека. При этом внутренние механизмы правовой защиты личности никоим образом не ущемляются.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является далеко не единственным документом, действующим в рамках европейской системы защиты прав человека. В рамках данного элемента также стоит выделить Европейскую социальную хартию, которая была принята в пересмотренном варианте 3 мая 1996 года в Страсбурге (предыдущая редакция действовала с 1961 года), и закрепила ряд прав, которые в теории конституционного права определяются как социальные. К их числу в рамках Хартии были отнесены, прежде всего, трудовые права и права в сфере социального обслуживания населения и социальной помощи. При анализе положений документа явно прослеживается его основная цель - не только создание дополнительных гарантий защиты социальных прав личности, но и поощрение стремления стран-участниц к модели социального государства, в полной мере удовлетворяющего потребностям человека.

Европейская социальная хартия состоит из преамбулы, шести разделов, разделенных на блоки. В общей сложности Хартия содержит тридцать одну статью, касающуюся социальных прав граждан.

В целом можно утверждать, что при помощи Хартии европейское сообщество попыталось решить проблему меньшей защищенности экономических и социальных прав граждан по сравнению с гражданскими и политическими. «Перекос» в такой защите наблюдался достаточно давно, что приводило к нарушениям соответствующих прав граждан со стороны государств. На данный момент, по мнению Петера Лепрехта, европейская действительность столкнулась с двумя неоднозначными тенденциями: с одной стороны, это господство рыночной экономики, когда человек рассматривается исключительно как ее ресурс, с другой - давление негативных социальных реалий, таких как бедность, безработица и низкий уровень жизни населения. На этом фоне абсолютно логичными являются прописанные в Хартии дополнительные гарантии в отношении детей и молодежи, представителей социально незащищенных слоев. Кроме того, в Протоколе к Хартии предусматривается периодическая отчетность государств в виде докладов о выполнение положений Хартии в стране. Также Протоколом 1998 года была обеспечена возможность подавать коллективные жалобы, провозглашенная в статье D части IV Хартии. Таким образом, на данный момент можно говорить о том, что за последние пятнадцать лет в области социальных и трудовых прав личности наметились некоторые положительные сдвиги.

Конвенция 1987 года состоит из преамбулы, пяти глав, двадцати трех статей и Приложения. Практически все нормы, содержащиеся в Конвенции, касаются полномочий и гарантий деятельности Комитета.

Основные структуры, функционирующие в рамках второго элемента европейской системы защиты прав человека, входят в состав Совета Европы. Совет Европы как старейшая в Европе международная правозащитная организация, в соответствие с его Уставом 1949 года, имел своей целью «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу». Еще в период своего создания данная международная организация провозгласила своим основными принципами демократию, уважение прав человека и верховенство закона, которые в современном международном праве являются своеобразными «правовыми аксиомами». Для осуществления своих функций в области защиты прав человека в рамках Совета Европы, как универсальной организации, созданы специализированные органы.

Важнейшими правозащитным органом в рамках Совета Европы является, безусловно, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Основы деятельности данного судебного органа содержатся, как было указано ранее, в Европейской конвенции 1950 года. В силу положений данного документа, ЕСПЧ является международным судебным органом, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Ранее функции по защите прав человека в рамках Совета Европы помимо ЕСПЧ осуществляла также Европейская комиссия по правам человека, однако в 1998 года она вошла в состав Суда.

Судьями в ЕСПЧ являются граждане стран-участниц Конвенции. Их количество определяется числом договаривающихся сторон. Судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять определенным квалификационным требованиям. При этом они участвуют в работе суда в личном качестве, а не как представители страны гражданства.

Общий срок полномочий судей Европейского суда по правам человека составляет шесть лет, однако половина из них переизбирается раз в три года.

В своей повседневной деятельности судьи работают по палатам, у каждой из которых есть свой председатель. Кроме того, каждый раз избирается новый Председатель ЕСПЧ. Организационной деятельностью ЕСПЧ занимается Секретариат. Комитеты, палаты и Большая палата судей различаются в зависимости от количества их участников. Так, в силу положений части 1 статьи 27 Конвенции, в комитет входит трое судей, в палату - семь судей, в Большую палату - семнадцать.

В юрисдикцию Суда входят индивидуальные или групповые частные жалобы, касающиеся нарушения прав и свобод, указанных в Конвенции 1950 года, государствами-членами данной Конвенции. Также данный орган полномочен рассматривать межгосударственные жалобы. И, конечно же, в силу положений статьи 47 Конвенции, ЕСПЧ может выносить «консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней».

Некоторые ученые считают наличие определенных жестких процедурных условий подачи жалоб в ЕСПЧ существенным недостатком европейской системы защиты прав человека. Однако на наш взгляд, данные условия являются минимально необходимыми для обеспечения надлежащего контроля за допустимостью рассмотрения указанных жалоб в рамках судебного заседания. Общая загруженность ЕСПЧ на настоящий момент является достаточно высокой. В том же случае, если возникнет возможность для рассмотрения ненадлежащих или малозначительных жалоб, объем дел в Суде возрастет в несколько раз, что сильно затруднит своевременное и объективное рассмотрение других жалоб.

Итак, кратко перечислим условия приемлемости жалоб, указанные в статье 35 Конвенции:

) все внутренние средства защиты должны быть исчерпаны;

) со времени вынесения окончательного решения по делу должно пройти не больше шести месяцев;

) жалоба не должна быть анонимной;

) жалоба не должна быть аналогична той, которая «уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов»;

) жалоба необоснованна или представляет собой злоупотребление правом подачи жалоб.

Если ЕСПЧ сочтет жалобу неприемлемой, он имеет право отклонить ее на любой стадии судебного разбирательства. В том случае, если жалоба признана удовлетворяющей вышеуказанным условиям, Суд продолжает ее рассмотрение с участием представителей заинтересованных сторон и, при необходимости, проводит судебное исследование. Стороны также имеют право заключить мировое соглашение, которое утверждается Судом. По общему правилу все судебные заседания проходят в открытой форме.

По результатам рассмотрения жалобы ЕСПЧ выносит окончательное постановление, которое, однако, в исключительных случаях может быть обжаловано в Большую палату и передано в данный орган для повторного рассмотрения. В силу положений части 1 статьи 46 Конвенции, ее государства-участники обязуются исполнять постановления ЕСПЧ. Надзор за исполнением указанных постановлений осуществляет Комитет министров Совета Европы.

В целом можно говорить о том, что Европейский суд по правам человека является важнейшим органом, действующим в рамках европейской системы защиты прав человека. Эффективность его деятельности доказана тем, что большинство постановлений Суда исполняются государствами. Тот факт, что число жалоб в ЕСПЧ с каждым годом только увеличивается, свидетельствует о том, что граждане различных государств больше доверяют международным, а не внутренним средствам защиты, что свидетельствует как о недостатках последних, так и о достоинствах первых.

Еще одним важнейшим органом в рамках второго элемента системы является Комиссар Совета Европы по правам человека, основной задачей которого является обращение внимания на права человека и их соблюдение в рамках Совета Европы. Данное должностное лицо выбирается Комитетом министров из трех предложенных кандидатур на шестилетний срок. Компетенция данного должностного органа является весьма узкой. Так, он может лишь анализировать положение в области прав человека в странах-участницах Совета Европы и подготавливать соответствующие сообщения по этому поводу. Комиссар не наделен правом рассматривать индивидуальные жалобы.

Выше мы уже касались Комитета против пыток, организованного во исполнение положений европейской Конвенции по борьбе с пытками 1987 года. Данный Комитет осуществляет свою деятельность только в одном узком направлении. В рамках Совета Европы функционирует еще один такой же специализированный орган - Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью. Она была организована в 1993 году и наделена рядом полномочий. К таким полномочиям относится:

) проведение мониторинга в области защиты прав человека в странах-участницах в контексте проявлений расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости в этих странах;

) составление докладов и рекомендаций общего характера по результатам проведенных исследований;

) распространение примеров успешной борьбы с расизмом и нетерпимостью.

Итак, европейская система защиты прав человека включает два основных элемента: международные правовые акты и деятельность таких органов как ЕСПЧ и функциональные комитеты в рамках Совета Европы. Осуществляя свою деятельность на более локальном уровне, чем, например, Организация Объединенных Наций, Совет Европы и его подконтрольные органы стремятся к интеграции представителей развитых и развивающихся государств к европейскому сообществу. При этом права человека по-прежнему остаются одним из основных идеалов.

Библиографический список

Нормативно-правовые документы

. Устав Совета Европы (ETS № 1) от 05.05.1949. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) от 04.11.1950 : с изм. от 13.05.2004. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 9) от 20.03.1952 : с изм. от 11.05.1994. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Относительно отмены смертной казни» (ETS № 114) от 28.04.1983 : с изм. от 11.05.1994. - Режим доступа : доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ETS № 117) от 22.11.1984: с изм. от 11.05.1994. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ETS № 126) от 26.11.1987. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS № 163) от 03.05.1996. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

. Гендзехадзе, Е.Б. Европейская система защиты прав человека. - Режим доступа : www.terralegis.org.

. Европейская система защиты прав человека. - Режим доступа : www.hrea.org.

. Лепрехт, П. Европейская система защиты прав человека : совместимо ли ее укрепление с расширением Совета Европы? - Режим доступа : www.hrights.ru.

. Лукашук, И.И. Международное право : особенная часть : учебник / И.И. Лукашук. - М. : Волтерс Клувер, 2011. - 544 с.

. Международное право : особенная часть : учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев и Г.И. Курдюков. - М. : Статут, 2010. - 624 с.

Похожие работы на - Комитеты ООН по правам человека. Европейская система защиты прав человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!