Источники римского права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Источники римского права

Введение

Римское государство являлось крупнейшим государством древности. Как сказал русский цивилист И.А. Покровский: «Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» (Покровский И.А. История римского права. СПб., 1918). Этот взгляд утверждает универсальную ценность достижений в области античного права.

Римское право - это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира - Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. На протяжении истории общества не встречается другой системы частного права, которая достигла бы такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право.

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права - публичное и частное, ius publicum и ius privatum. Классическое разграничение публичного и частного права дает Ульпиан: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое (относится) к пользе отдельных лиц».

Частное право содержало правовые нормы, регулирующие отношения между физическими и юридическими лицами. Согласно римским юристам, частное право условно делилось на три части:

правовые нормы, которыми регулировались личные права и отношения между жителями римского государства;

правила об имущественных отношениях между лицами, являющимися носителями имущественных правомочий;

правовые отношения, регулирующие защиту субъективных прав личного и имущественного характера.

Актуальность темы: проблемы источников права в связи с их практической и теоретической значимостью всегда привлекали внимание исследователей. Именно от качественного состояния и дальнейших перспектив развития источников права зависит высокий уровень правовой жизни, а в конечном счете справедливое решение основных вопросов в области экономики и политики.

Цель данной работы - выявить источники познания римского права. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с понятием римского частного права, изучить его исторические системы, определить виды источников частного права, рассмотреть проект кодификации римского права.

Степень изученности проблемы: существуют дореволюционные труды по римскому праву: Боголепов Н. Учебник истории римского права, пособие к лекциям (М., 1907); Покровский Н.А. История римского права (Петроград, 1917); Хвостов В.М. История римского права (М., 1919). В этих трудах речь идет и о публичном, и о частном праве.

Широко и углубленно вопрос об источниках римского частного права изложен в следующих работах:

«Римское частное право» под редакцией Н.Б. Новицкого и Н.С. Перетерского (М., 1948, далее - переиздания). Здесь приводятся цитаты из Дигест. Дается не только их перевод, но и истолкование с учетом новейшей на тот момент романистики (науки о римском праве);

«Энциклопедия римского права» чешского ученого Милана Бартошека. Энциклопедия переведена Ю.В. Пресняковым и получила название «Римское право: понятия, термины, определения»;

«Римское частное право» под авторством Д.В. Дождева (М., 1996). По существу этот учебник представляет собой монографическое исследование, в котором дан глубокий анализ текстов римских юристов.

1. Понятие и виды источников римского права

римский право закон эдикт

Термин «источник права», кажется, не используется ни в Институциях, ни в Дигестах. Но римский историк Тит Ливий употребляет это понятие и, возможно, с этого начинается жизнь данной правовой категории. Он видит в источнике права корень, из которого выросло могучее древо римского права, от которого и идет его развитие. В юридической литературе различных народов по римскому праву, а также в литературе по современному праву, выражение «источники права» употребляется в различных смыслах:

) как источник содержания правовых норм;

) как источник познания права;

) как способ, форма образования (возникновения) норм права.

Как источник содержания правовых норм в первую очередь необходимо рассматривать сами материальные условия жизни общества. Именно от существующих общественно-экономических отношений и самого политического устройства государства непосредственно зависит содержание и качество устанавливаемых правил поведения, коими и является правовая норма.

Выражение «источник римского права» употребляется также в смысле источников его познания. Сюда относятся:

юридические памятники и произведения римских юристов (например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но Кодекс Юстиниана не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.);

памятники римской литературы, историков (Тит Ливий, Тацит, Авл Гелий и др.), римских ораторов (Цицерон), философа Сенеки;

надписи на дереве, камне, бронзе, на стенах построек, раскопки города Помпеи, засыпанной лавой при извержении Везувия в 79 г. н.э., папирусы (например, папирус с эдиктом Антония Каракаллы, 212 г. н.э., о предоставлении прав римского гражданства всем подданным Римской империи), нумизматика и т.д. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum).

Третье значение, в котором употребляется выражение «источник права», отвечает на вопрос, какими путями возникает, образуется та или иная норма права. Это толкование является юридическим. Иными словами, под термином «источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Прежде всего следует различать неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий, Катулл, Лукиан, Вергилий и др.

К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, решениях сената и т.п. Источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. Юрист Гай писал об источниках права: «Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, эдиктов тех магистратов, которые имеют право отдавать распоряжения, и из ответов знатоков права» (Гай. I.2). К этому перечню необходимо добавить и такой источник права, как обычай. Эти источники имели неодинаковую юридическую силу на протяжении различных этапов римской истории.

В римском праве на протяжении его истории формами выражения права служили:

) обычное право (в царский период) - совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять в жизнь законы и иные источники права. Обычаи применялись лишь в тех случаях, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

) законы (leges) - основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

законы, нарушение которых влечет признание сделки недействительной (lex perfecta);

законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

) плебисциты - постановления, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

В той или иной комбинации эти виды источников права присутствуют практически на всем протяжении римской истории. Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того ли иного периода развития.

2. Система источников римского частного права

Определяя источники права как способ, форму образования нории права, можно назвать следующие источники права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов.

2.1 Источники древнейшего периода

Институции Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников.

В последнюю категорию источников входил древнейший источник права - обычай, осуществлявшийся sine lege certa, sine uero certa, т.е. когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи и религиозные предписания - non ius, sed mos ac fas. Терминология для обозначения обычая исторически изменялась. Древнейшие названия - mores maiorum и usus - в начале нашей эры сменились более отчетливым consuetude.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении. По значению римские юристы приравнивали обычай к закону. «Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленными обычаями (moribus). Ибо, раз сами законы обязывают нас лишь по той причине, что они приняты по повелению народа… и то, что народ утвердил без письменной формы, обязывает всех; ведь какая разница, выразил народ свою волю голосованием или самими делами и поступками» (Д. 1.3.32.1). Некоторые юристы (Павел) придавали обычаю больший авторитет, чем закону. «Это право пользуется даже большим авторитетом, раз оно настолько одобрено, что не было необходимости придавать ему письменную форму» (Д. 1.3.36).

В постклассическую эпоху обычай приравнивается к закону, если только он не противоречит здравому смыслу и закону. Применение обычаев предписывалось в тех делах, в отношении которых нет возможности пользоваться писаными законами (Д. 1.3.32).

Нормы обычного римского права обозначаются терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и т.д. В императорском периоде используется термин consoetudo (обычай). В самый ранний период правовые предписания не отличались от правил религиозного характера, т.к. все обычные и правовые нормы носили сакральный характер и укладывались в религиозное право. Светское право появилось позднее.

Юрист Помпоний указывает на два древнейших этапа в развитии римских норм поведения. Первый этап относится к периоду до возникновения государства, когда еще не существовало классового расслоения римского общества. Нормы поведения не имели правового значения, а были обычными правилами поведения людей. Второй (правовой) этап начался с расслоения римского общества и возникновения римского государства.

В течение долгого времени письменных законов почти не было, т.к. при простоте хозяйственного строя, всей общественной и хозяйственной жизни, при неразвитости оборота в законах не было необходимости, можно было обходиться обычным правом. Период писаного права в Риме начался, когда плебеи (свободное бедное римское население) в упорной борьбе с патрициями (потомками древнейших римских родов, занимающими привилегированное положение в обществе) добились записи обычаев, применяемых в государства Так возникли Законы XII Таблиц (Lex XII tabularum), которые представляли собой важную кодификацию римского цивильного права.

Законы XII Таблиц - наиболее ранний источник римского права (как источник познания права), обычно датируемый 451-450 годами до н.э. Тексты этих Законов в подлинном виде не дошли до нас; как повествует традиция, таблицы сгорели в 390 году до н.э. во время нашествия галлов на Рим. Этот юридический памятник сохранился только в скудных и неясных по смыслу отрывках в произведениях позднейших римских и греческих авторов (Ливия, Геллия, Цицерона, Гая и других). Отдельные положения из XII Таблиц встречаются в их сочинениях либо в кратких выдержках, либо в свободном пересказе. Чаще всего античные авторы ограничиваются указанием, что в XII Таблицах предусматривалось такое-то решение определенного юридического вопроса. Записанные в Законах XII Таблиц правовые нормы носили, как правило, не казуистический, а общий характер. Положения Законов охватили все важнейшие сферы юридической практики: О вызове в суд (Табл. I); О вершении исков (Табл. II); О долговом рабстве (Табл. III); О порядке манципации при сделках (Табл. IV); О завещании и семейных делах (Табл. V), О пользовании земельным участком (Табл. VI); О воровстве (Табл. VII); О личном оскорблении-обиде (Табл. VIII); Об уголовных наказаниях (Табл. IX); О публичных делах в городе (Табл. XI); О неиспрашивании привилегий (Табл. XII).

С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной мере потерял свое значение. Но все-таки в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид существующего права.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetudo, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм. В этом смысле он имел большее значение для обновления права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика.

В эпоху принципата значение обычая как живого источника права, подробно разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом: «Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также и в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения».

В этом тексте Юлиан намечает и образующий закон признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества.

Теория Юлиана находилась во внутреннем противоречии с условиями времени ее появления (II в. н.э.). Римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти народа давно была опровергнута диктатурой цезарей и продолжала жить лишь в теории. Власть, однако, не препятствовала изложению римским юристом теории обычая в его архаическом аспекте: в ряде случаев императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти.

В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение: «Авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон».

При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций). С другой стороны, конституция выдвигает на вид общие смысл и цели закона - ratio iuris. Его не могут изменять прежние пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.

Таки образом, обычное право как совокупность правовых обычаев является самым древним источником римского права. Обычаи, как правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства. С появлением государства эти правила санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников обычаи длительное время дополняли их.

Законы

Писаное право (ius scriptum), как указано в римских источниках, состоит из законов, решений плебса, решений Сената, постановлений императоров, эдиктов должностных лиц и из ответов (response) юристов.

Главным источником римского права является закон (lex).

Основной вехой римского законодательства были Законы XII Таблиц, принятые в V в. до н.э.

В республиканский период законодательным органом были народные собрания (комиции). В рамках своих полномочий римские собрания могли принимать решения, которые становились обязательными для всего римского народа. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

) магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор);

) народ, собранный магистратом в комиции;

) Сенат.

Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждать его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительному или отрицательному ответу со стороны народа («как просишь» - uti rogas, или «стою на старом законе» - antique egem). Наконец, предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом. Принятые таким образом законы носили название leges rogatae.

Римские законы получали наименование по их инициаторам (например, Закон Петелия; иногда по именам двух консулов - Закон Лициния - Секстия).

Закон состоял из трех частей:

) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания;

) текст закона (rogatio);

) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (sanctio).

) совершенные (leges perfectae), в которых в качестве последствий нарушения предписаний закона устанавливалась недействительность запрещенных актов, но никаких других невыгодных последствий не устанавливалось. Например, если завещание было составлено вопреки требованиям закона, оно считалось недействительным, «ненаписанным»;

) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae), в качестве санкции за их нарушение - наказание, штраф. Закон Фурия о завещаниях первой половины II в. до н.э. запрещал принимать отказы (легаты) по завещанию свыше 1000 ассов и наказывал нарушителя штрафом в четырехкратном размере;

) несовершенные (leges imperfectae), которые вовсе не имели санкции. Например, Закон Цинция, 204 г. до н.э., запрещал дарение стоимостью выше определенной (она неизвестна) суммы;

) более чем совершенные (leges plus guam perfectae), которые объявляли юридически недействительным деяние, запрещенное правом, и налагали наказание на нарушителя. У Ульпиана, который предложил эту классификацию, четвертый вид не упоминается, его называют средневековые юристы, основываясь на ряде римских законов.

Большинство римских законов принадлежат к несовершенным либо менее совершенным законам.

Со временем сложилось два подвида римских законов республиканского периода: lex в собственном смысле слова как постановления народного собрания, т.е. всего народа, и плебесциты - постановления только плебейских собраний.

В период принципата законы издавались сенатом. Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом. Императорские распоряжения, называемые конституциями, существовали в следующих формах:

) эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению;

) рескрипты - распоряжения по отдельным делам (ответы на отдельные ходатайства к императору);

) мандаты - инструкции для императорских чиновников;

) декреты - решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.

С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются как нормы общего действия (leges generalis). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.

Итак, законы появились в древнейший период наряду с обычным правом, как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом.

Эдикты магистратов

Одной из специфических, присущих только римскому праву форм образования норм являются эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

В римском государстве учреждались государственные органы, членам которых доверялась забота об отдельных секторах государственной жизни. Постоянные секторы государственной работы, совершаемой этими лицами, назывались магистратурами, а лица, избранные и наделенные властью для производства таких работ, назывались магистратами. При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время службы.

Особо важное значение имели:

) эдикты преторов (городского - ведавшего гражданской юрисдикцией в отношениях между римскими гражданами, перегринского - ведавшего гражданской юрисдикцией по спорам между перегринами, а также между римскими гражданами и перегринами) и правителей провинций;

) эдикты курульных эдилов, ведавших гражданской юрисдикцией по торговым делам (в провинциях - соответственно - квесторов).

В своих эдиктах, обязательных для издававших их магистратур, магистраты объявляли, какие правила будут лежать в основе их деятельности, в каких случаях будут даваться иски, в каких нет и т.п. Эдикт такого рода называли постоянным, в отличие от разовых объявлений по отдельным случайным поводам. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти, однако наиболее удачные пункты эдикта впоследствии повторялись в эдиктах новых магистратов и приобретали устойчивое значение.

Примерно с III в. до н.э. в Риме общественные отношения значительно усложнились за счет развития торговли с другими итальянскими общинами и другими странами. Вследствие чего старые неподвижные и количественно ограниченные нормы уже существовавшего цивильного права перестали удовлетворять запросам жизни. Осуществляя руководство гражданским процессом, претор пытался преодолеть трудности, возникающие из-за несоответствия старых норм цивильного права новому укладу общественных отношений. Праву придавался прогрессивный для того времени характер без формальной отмены исконных норм. Ни претор, ни другие магистраты не могли отменить или изменить существующий, создать новый закон, но в качестве руководителей судебной деятельности они могли придать норме цивильного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права, тем самым дать судебную защиту новым общественным отношениям.

Правотворческая деятельность магистратов развивалась постепенно. Первоначально претор мог только правильно (по его мнению) применить норму цивильного права, затем, в связи с острой необходимостью регулирования динамично развивающихся новых общественных отношений, деятельность магистратов стала выражаться в заполнении пробелов цивильного права с помощью своих эдиктов. Наконец, эдикт претора стал включать пункты, направленные на изменение и исправление цивильных норм права.

Таким образом, преторский эдикт, формально не отменяя норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой образования правовой нормы. В результате такой правотворческой деятельности преторов и других магистратов сложилась новая система норм, получившая название «преторское право», т.к. наибольшее значение в этой правотворческой деятельности имел именно преторский эдикт.

В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Эдикт по-прежнему ставился наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные Сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. В эдикты предшественников вводилось уже мало нового. Новые статьи добавлялись только по предложениям Сената или особо влиятельных юристов.

Таким образом, эдикты магистратов имели наибольшее значение для развития частного права. В первую очередь - эдикты преторов и курульных эдилов. Эдикты - это обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Эдикт был действителен в течение года. По истечение этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение. Так создавалась система магистратского права.

Наконец, нередко в качестве источника права сами римские юристы приводят эквитас (aequitas), т.е. справедливость. Римское понятие «справедливость» иногда определяют как принцип равенства всех перед законом (например, в законах XII таблиц записано: «Привилегий пусть не испрашивают»). Несомненно, что это соображение входит в понятие «справедливости», но только этим оно не исчерпывалось. Понятие справедливости как источника права включало в себя принципы морали, социальной политики, нравственности и т.д. В материальном смысле этот принцип не являлся источником права, он скорее, был тем критерием, который обосновывал применение (неприменение) существующей нормы и разработку новой.

2.2 Источники классического периода

В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. С I до середины III вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства. В сенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.

По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции (constitutions). В начале III в. римский юрист Ульпиан подчеркивал: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. То, что император постановил, несомненно, является законом». Императорские конституции были четырех видов: 1) эдикты - общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима; 2) мандаты - инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и т.д.); 3) декреты - решения по судебным делам, которые рассматривались императором; 4) рескрипты - императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

В эпоху принципата одновременно с усилением власти принцепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права. Преторский эдикт не нуждался в разработке, он приобрел застывшую форму. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.

Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов.

Разделение труда на физический и интеллектуальный способствовало развитию в Риме литературы, философии, архитектуры, искусства и, особенно, правовых и военных знаний. Большим успехам римлян в правовых и военных знаниях способствовало само римское государство, поддерживающее стремление к изучению права и военной науки и обеспечивающее блестящую политическую карьеру представителям этих наук.

Юристами в древнейшую эпоху были понтифики - жрецы культа Юпитера, составлявшие особую «касту». Они толковали закон, не посвящая массы в свои юридические тайны. По преданию некий Флавий (писец демократического реформатора Аппия Клавдия) похитил и обнародовал собрание формуляров или трафаретов исковых производств, а также календарь, содержащий указание, в какие дни можно вести судебные дела и даже издал отдельный юридический сборник, получивший (по его имени) название ius Flaianum, тем самым сделав доступной для светских лиц тайну жрецов. Правда, историки ставят под сомнение существование такого сборника, во всяком случае, до наших дней он не сохранился.

Позже первый консул из плебеев Тиберий Корунканий сделал свои консультации публичными, и юриспруденция окончательно стала светской.

Большинство римских юристов принадлежали к элитному сословию общества, занимали высокое служебное положение. Благодаря своему положению в обществе и выдающемуся качеству даваемых консультаций римские юристы имели большой авторитет и влияние. Не имея законодательной власти, своей консультационной практикой римские юристы непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиями определенный смысл закону, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью. Такая деятельность юристов, по существу имевшая назначение помогать применению норм права, фактически стала самостоятельной формой правообразования.

Деятельность юристов сводилась главным образом к:

) консультациям обращающихся за юридической помощью граждан (respondere);

) редактированию деловых бумаг, прежде всего договоров, имевших особое значение или сложных по фабуле, соответственно их закону и пр., а также исков, заявляемых преторам (cavere);

) руководству юридическими действиями сторон (без их непосредственной защиты в суде (agere).

Результатом этой, достаточно ограниченной, деятельности республиканских юристов, по словам Помпония, стало появление в Риме, наряду с цивильным правом, права, созданного толкованием знатоков.

Правотворческий характер и формальное признание деятельность юристов получила в эпоху принципата (I-III вв. н.э.). В этот период римская юриспруденция достигла своего расцвета (это эпоха классического права).

Принцепсы были заинтересованы в сохранении авторитета юристов, т.к. они в большинстве случаев поддерживали и проводили политику действующего принцепса. Начиная с Августа, принцепсы стали предоставлять наиболее выдающимся юристам особое право давать официальные консультации. Такие заключения были обязательными для судьи.

Сила римских юристов, творчество которых сохранило свое значение в течение многих веков, заключалось в неразрывной связи науки и практики. Их мнения являются своего рода образцом истолкования и интерпретации правовых явлений. Для характеристики деятельности римских юристов показательны, например, следующие афоризмы: «не следует, исходя из общего, отвлеченного правила, черпать, создавать конкретное право; наоборот, нужно, основываясь на существующем, живом праве, строить общую форму» (D.50.17.1, Paulus) или «неправильно давать ответы, консультации или решать дело, не имея в виду всего закона, а принимая во внимание только какую-нибудь его часть» (D.1.3.24, Celses).

Научно-литературные произведения римских юристов, дошедшие до нас в незначительной части, можно условно разделить на следующие категории:

) произведения, посвященные разработке цивильного права (в противоположность преторскому);

) комментарии к преторскому эдикту;

) дигесты, объединявшие цивильное и преторское право - «дигест», т.е. «собранное»;

) учебники - институции. Наибольшей популярностью пользовались институции Гая; далее сборники правил, сборники мнений;

) сборники казусов под заглавием «Вопросы» (Цельза, Помпония и др.), «Ответы» (Папиниана) и прочее. Также римскими юристами было написано много монографий по специальным вопросам.

В тесной связи с практикой римские юристы обучали молодых людей, желавших посвятить себя юридической деятельности. Молодые юристы, с одной стороны, слушали теоретический курс права (эта форма обучения обозначалась словом instituere, поэтому учебники права стали называться Институциями), а с другой стороны, присутствовали при консультациях, даваемых их учителями.

Для римской теоретической юриспруденции характерно наличие двух школ или направлений:

− первая - сабинианцы. Основателем ее был Капитон. Название Сабинская школа получила по имени ученика Капитона - Сабина;

− вторая - прокулианцы. Ее основателем был Лабеон. Свое название эта школа получила по имени Прокула - ученика Лабеона.

Первую школу принято считать консервативной, а вторую - прогрессивной, хотя об обеих школах известно крайне мало.

Среди ученых существует распространенное мнение, что с переходом к абсолютной монархии развитие римской юриспруденции утрачивает творческий характер. Начиная с IV века, юристов используют уже не в качестве творцов права, а на должностях императорских чиновников. Показателем упадка является закон (первой половины V века) о цитировании юристов: вместо былого творческого решения возникающих в жизни вопросов теперь применяют механические ссылки на выдающихся юристов, мнения которых признаны по этому закону обязательными. К ним относились Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин, а также те юристы, на которых ссылались в своих работах эти пять авторов.

Итак, юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и по ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. В конце II - начале III в. римская юриспруденция достигла своей вершины. Фактически частное право в этот период получило свою законченную форму. В большей степени существенная развитость структуры и институтов права, высокий уровень техники выражения правовых норм и обоснованность правовых решений, точность формулировок и лаконичность - результат правотворчества юристов в классический период.

С завершением классического периода наступили существенные изменения как в развитии римской юриспруденции, так и в формировании других источников римского частного права.

2.3 Источники постклассического периода

В период домината распоряжения императора стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной воли самого императора. Выраженная в законе воля первого лица в государстве приобрела тем самым безусловную направленность.

С конца III в. сенат потерял свои законодательные полномочия. Еще раньше, с середины III в., утратила свое значение как источник права деятельность юристов. Юристы уже не создавали правовых конструкций и превратились в чиновников, исполнявших волю императора. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина.

В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. развитие частного права приостановилось. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и «правом народов» - с другой, образования единой системой права были созданы условия для систематизации римского права. Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли три кодекса - Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация, издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 гг. группа юристов под руководством Трибониана провела большую кодификационную работу и создала три крупных сборника права (Институции, Дигесты и Кодекс), включавших несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан издал ряд законов под названием «Новеллы» (т.е. новые законы). В XII в. полная кодификация Институций, Дигест и Новелл получила название «Свод гражданского права» (Corpus juris Civilis).

Институции были составлены в 533 г. на основе подобных сборников юристов, прежде всего юристов, прежде всего Гая. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. В Институциях они являлись элементарным учебником права. В Институциях излагались основные положения о лицах, вещах и юридических действиях. Источник состоял из четырех книг, разделенных на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц семейному праву - вещам и вещному праву, третья - наследованию, договорам и обязательствам, четвертая - деликтам и искам.

Дигесты (пандекты) были составлены в 530-533 гг. Это были выдержки из сочинений 40 юристов. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, одну шестую - из сочинений Павла.

Дигесты были разделены на пятьдесят книг, книги состояли из титулов, титулы - из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Дигесты регулировали широкий круг общественных отношений.

Кодекс - собрание императорских конституций - был составлен в 529 г. (последняя редакция - 534 г.). Кодекс состоял из двенадцати книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделены на параграфы. Книги 1, 9-12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного), книги 2-8 - частному праву.

Новеллы (кодификации Юстиниана) были составлены в 535-555 гг. и представляли распоряжения Юстиниана. Эти распоряжения не были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, 153 из которых принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана касались различных вопросов публичного и частного права.

Заключение

Римское частное право - это совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения; отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т.е. нормы диспозитивные.

Источники римского частного права - это формы и способы выражения и закрепления норм римского частного права.

Обычное право - это древнейшая форма образования римского права. Обычное право - неписаное право, восходящее к обычаям первобытного общества. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (V в. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановления носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты - распоряжения по отдельным делам; в) мандаты - инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты - решения по поступающим на рассмотрение императора спорным делам.

Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдикты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должностных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

Источником права была и разнообразная деятельность римских юристов. Юристы составляли формулы различных частноправовых актов, давали советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела. Благодаря своему авторитету и глубокому пониманию римского права, профессиональные юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние на развитие римского права.

Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, особенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы VI в. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» - постановления, принятые при жизни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе требований.

Список литературы

1. Баринова М.А., Максименко С.Т. Римское частное право: Учебное пособие для вузов. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - 153 с.

. Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения): Пер. с чешск. - М.: Юридическая литература, 1989. - 448 с.

3. Кузнецов А.В., Алексеев В.И. Римское право// <http://any-book.org/download/76031.html>

. Лемешко В.М. Римское право: Учебный курс// <http://www.e-college.ru/xbooks/xbook027/book/index/index.html?go=index*title.htm>

. Римское частное право: Учебник/ Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2000. - 448 с.

. Рябова А.С. Римское частное право: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. - 169 с.

. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. - М.: Новый Юрист, 1997. - 224 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!