Что сближает теорию правового государства с другими сопредельными с ней теориями? Чем обуславливаются эта общность и особенность? Данные и другие им подобные вопросы неизбежно возникают с одной стороны, тогда когда мы пытаемся определить природу характер искомой теории, а с другой - установить ее место и роль в системе иных, тесно связанных с ней теорией. Отвечая на них с общетеоретических позиций, следует, во- первых обратить внимание, как представляется, прежде всего на те материальные и духовные в самом широком смысле условия, в которых эти теории, включая теорию правового государства, порождаются и развиваются. Именно они при этом играют решающую роль, имея в виду, что в сходных объективных и субъективных условиях создаются предпосылки для появления и закрепления общности взаимосвязанных на "генетическом уровне" государственно-правовых теорий и идей и наоборот. Во- вторых отвечая на данные и другие им подобные вопросы, касающиеся общности и особенностей правового государства с сопредельными с ней государственно-правовыми теориями, такими, в частности, как теория социального государства, теория государства всеобщего благоденствия, теория общенародного государства и др., следует обратить внимание на их формально-юридическую сторону, касающуюся их природы, характера, формально-юридического и философского содержания и назначения, ибо при всей кажущейся на первый взгляд их оригинальности и неповторимости, взятых в отдельности, самих по себе, у данных теорий по ряду параметров больше общего, чем особенного. Говоря об этом, не следует упускать из поля зрения прежде всего тот определяющий факт, что все рассматриваемые теории являются не чем иным, как общеродовыми и общевидовыми феноменами, а именно: теориями, в той или иной степени адекватно отражающими государственно- правовую жизнь, государственно-правовую реальность, но не являющимися сами по себе составной частью этой объективно существующей "материализованной" реальности. С философской точки зрения они независимо от их особенностей как теории представляют собой не что иное, как (в самом широком смысле) "комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в данном случае- преимущественно государства и отчасти - права. В "более узком и специальном смысле" каждая теория выступает как "высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности- объекта данной теории", каковым в рассматриваемом случае являются государством и право.
Будучи порожденным относительно новой в историческом плане государственно - правовой действительностью, теория правового государства вместе с аналогичными ей по духу и назначению теориями выступает в виде некоего ее современного государственно- правового образца.
Глава 2 Теория правого государства на современном этапе
.1 Сущность правового государства, его основные черты и принципы
Понятие правового государства - появилось в первой трети XIX века. в трудах немецких юристов К.Т. Уэлкер, Р. фон Моль, Р.Г. Гнайста. Тем не менее, до сих пор единого общепринятого понятия правового государства не сформулировано. Концепция верховенства закона изменилась в ходе его исторического развития, конкретные исторические условия существования общества определяется различными во взглядах мыслителей, изучавших эту проблему. С другой стороны, современные ученые теория права и государства также имеют различные трактовки понятия верховенства закона, подчеркивают различные аспекты.
Таким образом, А. В. Малько верит в идеи верховенства закона, есть два основных элемента :
) свобода человека, наиболее полного обеспечения своих прав ;
) ограничить право правительства.
Исходя из этого, он дает следующее определение правового государства : "Государство закона является организацией политической власти, что создает условия для наиболее полной из прав и свобод человека и гражданина, а также наиболее последовательным связывание с законом правительства в целях предотвращения злоупотреблений ".
Для Л.И. Спиридонов правовое государство - государство, поставленное " под контролем закона".
Г.Н. Манес рассматривал правового государства как " ипостась политической гражданского общества ", подчеркнув, что взаимодействие гражданского общества и верховенства закона " принципиально развивается в связи с правилами формы и содержания. "
А.В. Корни и В.В. Лазарев считает, что " главное в содержании правовой теории государства является идея народного суверенитета. "
Объединяет эти и другие определения следующей верховенства закона. Правовое государство является необходимым атрибутом гражданского общества, посредничество свою политическую сферу. Правовое государство решение обеспечивает " общих дел " представителей гражданского общества. Государство понимается как институт, который выполняет в основном функцию "Сервис", удовлетворяя потребности общества. Это подразумевает значительное положение, в соответствии с которым источником власти, носителем суверенитета является народ, делегирующий часть своих полномочий в пользу государства. Следовательно, правительство, среди прочего, должно быть признано законной справедливого общества, в силу определенных причин " право " правил, а законы должны соответствовать закону и деятельность правительства должна осуществляться в соответствии с законом. Из определения, верховенство закона указано в этой статье, можно выделить основные принципы права.
Во-первых, верховенство закона во всех сферах жизни общества. Это нашло свое отражение, в частности, что основные, ключевые, фундаментальные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Регулирование наиболее важные основные аспекты общественной жизни, законы определить меру свободы, защиты нравственных ценностей общества.
Во-вторых, соблюдение законных прав. В правовом государстве преобладают не все, а только юридические законы, то есть тех законов, которые несовместимы с принципами права и характера легализованной тирании и насилия. Приоритет права над законом означает подключение законодатель неотъемлемые права и свободы человека и ценности, которые они выражают. Законодатель, создавая закон, не может повинности закон узаконить то, по своей природе инопланетного закона. Поэтому закон стоит на степени свободы справедливости, которая отражает общие или согласованные интересы в обществе. Связь государственной юридической гарантии предсказуемость и надежность своих действий, защищает граждан от государственных органов. В-третьих, реальный эффект от принципа разделения властей. Это является необходимым условием правового государства, демократии и указательным цивилизованность конституционного строя, эффективности и зрелости его институтов.
В-четвертых, взаимная ответственность личности и государства. Принцип взаимной ответственности предполагает, что между человеком и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения закона, каждый из участников этого диалога, а юридически равны сторона имеет как права, так и обязанности, а власть несет взаимную ответственность. Определенная в законе мера свободы личности, государство также ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязаны по закону государственной власти, предоставленной системой гарантий, которые исключают административный произвол.
В-пятых, фактический характер нынешних прав и свобод человека. Правовое государство является государством, не только признает и устанавливает широкий спектр прав и свобод, но в которой вся система власти, а также фактические правовые средства для обеспечения их реализации.
В-шестых, признание социальных прав как фундаментальная и их фиксация в области конституционного права. Это является важным юридическим условием социального государства. Это соответствует развитой социального законодательства, отвечающего принципам социального государства и международных социальных и правовых норм. Этот принцип верховенства государства всеобщего благосостояния означает, что социальные обещания, содержащиеся в Конституции, должны быть указаны в соответствующем Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах национального законодательства, где это возможно, включены в единый отрасли права (законодательства ). Тем самым обеспечивая всесторонний охват отношений, которые требуют государственного регулирования в социальной сфере, и законодательство доступности воплощая социальные льготы населения. Подводя итог, отметим следующее. В настоящее время правовое государство понимается как демократического государства, которое обеспечивает верховенство закона, верховенство закона, последовательно придерживается принципа разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Однако эти принципы не должны быть закреплены только в законодательстве, и должны быть реальные результаты, которые характеризуют деятельность государства в области реального и гарантировать права и свободы граждан. Ранее считалось сущность права, его особенности и атрибуты в следующем разделе основное внимание будет уделено особенностям верховенства закона в России.
.2 Принцип разделения властей
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это не только верховенство закона, государственные органы связанность прав, но, как организованная правительство, в каких формах и как она осуществляется органами. Здесь мы должны обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории, смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной и судебной) в одном теле, в руках одного человека рискует установления деспотического режима, где нет свободы личности. Таким образом, для того, чтобы предотвратить появление авторитарного абсолютной власти, не связанной прямо, эти ветви должны быть разделены, отделены, разделены.
С разделения властей правовое государство организуется и функционирует законный способ: государственные органы действуют в пределах своей компетенции, не подменяя друг друга, установленный взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждое правительство действует независимо и не мешают других держав. С его последовательная реализация исключает возможность присвоения одной или другой орган иные полномочия. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он также ознаменовал систему "сдержек и противовесов " властей. Такая система "сдержек и противовесов " устраняет любое основание для узурпации полномочий и власти другого обеспечивает нормальное функционирование государства.
Конституция Российской Федерации предусматривает принцип разделения властей в России. Например, в ст. 10 : " Государственная власть в России основывается на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. ".
Для законодательной власти Российской Федерации :
Федеральное Собрание ( Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Ассамблеи ), Законодательное Собрание Республики, члены Российской Федерации;
Другие органы Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Органы исполнительной власти в Российской Федерации:
Президент Российской Федерации, Совет Министров Российской Федерации;
Высшие должностные лица Республики, избирается гражданами или Законодательного Собрания;
Правительство Республики; администрации органов других субъектов Российской Федерации.
Органы судебной власти в Российской Федерации:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов Российской Федерации;
Суды районного народного; суды специальной юрисдикции.
Для демократического общества принцип разделения властей особенно важным и значимым. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность правительства, предупреждая ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе требует, чтобы все три державы одинаковы, равной площади в силе, противовесы в отношении друг к другу и могут "сдерживать" друг друга, чтобы предотвратить доминирование одной из них. Например, преобразование управленческой власти в авторитарную и законодательной - в "всемогущества" в тоталитарной власти, подчинить и управления, и справедливости.
.3 Принцип федерализма в РФ
Сначала мы должны понять, что именно является федерализм и каковы ее основные принципы и бюджет. Федерализм - это единая система в государстве делится на площадь, что частично сохранить свою независимость в экономических, политических, социальных, культурных и других сферах жизни общества. Другими словами, каждый субъект государства с федеративным устройством имеет право вносить изменения в местные законы, а также распределение бюджетных средств.
Развитие федерализма в России имеет долгую и тернистый путь. С введением конституции, принятой всенародным голосованием в 1993 году, получил статус Российской Федерации. В статье 5, пункт 3 Конституции Российской Федерации зарегистрировано основные принципы федерализма. Таким образом, основные принципы федерализма, что:
Во-первых, каждый субъект федерации (область, автономной области, области, автономной области, города федерального) имеет свои собственные законы и уставы. Республика имеет Конституцию и национальное законодательство.
Во-вторых, существует разделение полномочий между федеральными органами территориальных единиц и органов государственной власти.
В-третьих, несмотря на размер территории, все субъекты Российской Федерации имеют равные, равные права и общее экономическое, политическое и социальное положение.
В-пятых, хотя разграничение сфер компетенции между государственными органами и органами субъектов, в штате есть единая интегрированная система управления.
Конечно, принципы федерализма, закрепленные в статье 5 Конституции Российской Федерации, необходимы для создания демократического государства. Но если проанализировать современную российскую действительность с ее многонационального народа и огромной территории, принципы федерализма открывает огромное количество проблем, требующих немедленного решения ( оно предоставляет равна субъектов Российской Федерации на поддержку экономики, а также нарушение прав граждан по национальному признаку, и т.д. ).
Конституция Российской Федерации и основные принципы предписано бюджетный федерализм (статья 73 ). Принципы бюджетного федерализма означает, что каждый территориальная единица федерации имеет автономию в бюджетировании. Но фискальная деятельность субъектов Российской Федерации не должны расходиться в принципах единой национальной бюджетной политики, цели, задачи и курсы экономического развития федерации в целом, реализация которых должна исходить от федерального бюджета. Основной принцип бюджетного федерализма в России является то, что на всей территории государства существует единый налог и бюджетная система. Единство или целостность бюджетной системы является то, что, во-первых, существует единый федерации в денежной системе, и, во-вторых, для нарушения закона, связанные с бюджетом Российской Федерации, применяются те же санкции. Второй принцип бюджетного федерализма является бюджеты независимости, другими словами, имеют право на территориальные единицы, входящие в компетенцию осуществлять бюджетный процесс, законодательной налоговые поступления, и разработать планы течь и финансов. Третий принцип - равенство бюджетных прав.
.4 Взаимоотношение личности и государства
Человек не может существовать вне общества, общество не может существовать вне государства. Этот постулат особенно актуален сегодня, когда все страны переживают осложнение социальных отношений требует государственного вмешательства.
Проблема взаимоотношений человека, общества и государства в той или иной форме сопровождали всю историю человеческого развития человечества и человеческой мысли. В основе большинства трактовок этих отношений являются правами человека. Права человека - это те принципы и нормы, которые регулируют отношения между государством и народом, обеспечить каждому человеку действовать по своему усмотрению или получить определенные услуги.
В других понятий, эти отношения рассматриваются с точки зрения властных отношений и принципа построения государства свойств. В зависимости от того, как построен государство, есть два типа государства : "институты " и " общество ". Корпорация строиться ниже и включает обмен самостоятельно. Общество начинается с личности, свободы и лиц интерес есть на ¬ общий интерес, и могут свободно принять или отклонить. Компания является демократическое устройство государства. Первый тип состоит из строительства государства "сверху ", а не "низкий". Люди не делают их общий интерес или общей цели. Они покорно принять их в учреждение якобы форме жизни и деятельности, заказов, ухода, услуг и добрым делам. Таким образом, правительство основывается на принципе опеки над людьми. Этот принцип применяется последовательно в конце убивает дух и свободу личности и приводит к тоталитаризма.
В основе концепции правового государства положено понятие права. Большинство юристов полагает, что право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также предписано и запрещены) поведение. Есть и другие точки зрения, согласно которой право на представление о том, справедливости, гуманизма и свободы. Сущность права, чтобы найти компромисс, который бы был принят большинством членов общества. Поэтому поиск сущности права все еще продолжается.
Один из способов решения практических взаимоотношения человека, общества и государства в конституционном закрепление прав человека. Права человека утверждают, в этой свободе отношений и достоинства, его высокий статус цена-пасности. Статус прав человека в любой стране определяется толкования определения ¬ источников права. Есть три подхода к лечению прав человека:
. Природно-научный подход - естественные права имеют негосударственную и внеюридическое происхождение, то есть государство не может дать или отнять эти права, показано obya ¬ гарантировать их, и, прежде всего, право на жизнь.
. Юридически позитивистский подход - источник и гарантом прав человека является государство.
. Марксистский подход - право иметь волю господствующего класса возведенная в закон и осуществляется с помощью государства.
Сегодня почти в конституциях большинства стран мира признает приоритет естественных прав, таких как право на жизнь, право на личную неприкосновенность и т.д. Следует подчеркнуть, что естественные права воплощается и реализуется только через демократического государства.
Заключение
Правовое государство - это не только один из самых высоких социальных ценностей по принятию гуманистические принципы в своих отношениях с человеком, но и практическим инструментом для обеспечения безопасности и защиты жизни, здоровья, чести, свободы и достоинства граждан, средства борьбы с бюрократизмом, семейственности и реализацию ведомственной формы самоуправления и демократии. Оценочный смысл идеи правового государства является утверждение суверенитета народа как источника власти, его права на свободу гарантии, подчиненной государству для общества. Правовое государство - идеал, к которому Россия хочет. Понимание изменений, происходящих в области российской государственности, требует детального рассмотрения основ права, которые на самом деле была цель моей работы. Правовое государство - часть юридического сообщества. В нашем обществе, нет привычка не только справедливым, на основании закона и с помощью правосудия, решить социальные противоречия, но даже устойчивые практики, что привычка может образовывать. Но, на самом деле, верховенство закона и существует механизм для разрешения социальных противоречий. Такая ситуация, когда провозглашение прав и свобод высшей ценностью человека объявлен чистым, в значительной степени определяется спонтанности процессов, связанных с разрушением тоталитарного государства, отсутствие четкого понимания природы нового государства, неподготовленности общества изменить произошло, что привело к расколу в обществе и политической конфронтации. Люди, привыкшие к определенным постулатов коммунистические принципы, когда меняется структура стоимости искажается в моральном сознании. Теперь мы можем сказать, что развитие верховенства теоретиков права представляют значительный интерес для понимания современных проблем в России.
Многие современные исследователи и политики, особенно про-ориентации, склонны рассматривать теорию верховенства закона как некое абстрактное, кабинет, безжизненной фантазии. Но для всех академических правило теории права это ценно для его рационального зерна - максимальная гарантирует естественные права человека. Поэтому, исходя из материального представлены работы констатируют:
правовое государство должно быть понято не абстрактное государство верховенство закона и государства, максимальная гарантирует естественные права человека, не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизма законов, которые защищают эти права ;
Цель верховенство закона - это расширение прав личности, совершенствование конституционных и правовых механизмов для их реализации и защиты ;
правовая государственность как символ и социального идеала в первую очередь прогрессивным идеология гражданского общества, постепенное объективации, которые на нормативном уровне определяется уровнем общественного понимания права.
Характеристики, перечисленные в законности подчеркнуть свою основную аспект: вся система отношений в обществе и государстведолжно основываться на правовых принципах. Образно говоря, связи с общественностью должны быть освящены в порядке.
Выявление отношения гражданского общества и верховенства права уместно выразить идею о том, что правовое государство должно быть элементом гражданского общества, а не стать самоцелью. Поэтому необходимо, чтобы создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, которое способно предотвратить узурпацию власти и дать эффективный отпор любым антидемократическим, авторитарным посягательств.
Идеологи закона, как стало ясно, выделяют некоторые особенности закона. Но сегодня правовое государство с вышеуказанными функциями представлена более как конституционного принципа, слоган, социальный идеал, а не получать ее полного осуществления в любой стране. Ближе всего к реализации этой идеи на практике приходят такие страны, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.
Современное русское общество еще далеки от достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.
Подводя итог всему вышесказанному, мы подчеркиваем:
. Значение верховенства права как явления многогранен и неоднозначен, ученые интерпретировать по-разному. Тем не менее, ясно, что не каждое государство, которое имеет право является конституционным. Например, советское общество никогда не было и не могло быть никакой юридической или гражданских, а также Россия еще не стала так. Но современная Россия провозгласила этой цели.
. Правовое государство не может быть введен с вершины, установленном постановлением, закон, указ. Это - продукт длительного развития общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Это особый стиль жизни, мышления и общения, особой экономической структуры. Такие условия в нашей стране до сих пор не разработаны.
. В России правовое государство будет формироваться исходя из специфики национальных преобладающих культурных и исторических традиций. Но в любом случае он будет разработан, стабильного и процветающего общества с довольно высоким уровнем жизни людей.
В настоящее время в России заложены и развивать основы формирования права. Но практическая реализация идей читал много объективных и субъективных причин, препятствуя образованию верховенства закона в России. Объективные причины, прежде всего из-за исторически сложившейся правовой культуры, менталитета и черт русского национального характера. Субъективные причины определяются политической отсутствия воли и коррумпированного руководства страны на всех уровнях.
Тем не менее, строительство верховенства закона в России возможно. Этот процесс займет много лет, но только на основе консолидации всех творческих сил общества и ответственной гражданской позиции каждого человека. Необходимо принести глубокое уважение к Конституции и закону, сформировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство. В заключение отметим,: в конечном счете, верховенство теории права имеет смысл, если она реализуется и начинает выполнять функцию защиты человека как личность, его достоинство и присуща свобода. Изначально традиционное понимание закона, с видом на человека, который думает и планирует свой собственный мир, теперь как можно скорее должны быть удалены со всех идеологической примеси и возродить. Изменение цивилизацию, человечество ищет новые пути развития цивилизации, так что понятия демократии, верховенства права и прав человека в России также должны быть соотнесены с этими процессами - они не могут оставаться прежними.
Список литературы
Основная литература
1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета. - №237. - 25.12.1993.
2.Марченко М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2009. - 636, [1] с. - Рекомендовано МО.
.Морозова Л. А. Теория государства и права : [учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция"] / Л. А. Морозова. - М., 2010. - 477 с. - Рекомендовано МО.
.Перевалов В. Д. Теория государства и права : / В. Д. Перевалов. - М., 2010. - 379 с. : ил. - Рекомендовано МО.
.Енгибарян Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России, Междунар. ин-т упр. - М., 2007. - 575 с.
.Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров. - М., 2009. - 607 с.
.Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли. / Политология. Курс лекций. − М.: Зерцало, 2009. - 311 с.
.Ирхин Ю.В. Политология: учебник. - М.: Экзамен, 2008. 505 с.
Дополнительная литература
.Грухин Ю. А. Практикум по теории государства и права. Ч. 1 : учебное пособие / Ю. А. Грухин, Е. А. Сидорова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2008. - 67, [1] с.
.Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид
.Марченко М. Н. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации / М. Н. Марченко // Образование и общество. - 2008. - № 5. - С. 82-88..
.Марченко М. Н. Источники права : учебное пособие / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2008. - 759 с.
.Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права : учебник : [для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция"] / М. Н. Марченко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М., 2011. - 755, [1] с. - Рекомендовано МО.
.Потапов М. Г. Теория государства и права. [В 2 ч.]. Ч. 1 : учебное пособие / М. Г. Потапов ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2006. - 438, [1] с.
.Рассолов М. М. Теория государства и права : учебник для вузов / М. М. Рассолов. - М., 2010. - 635 с. - Рекомендовано УМО.
.Сорокин В. В. Юридическая глобалистика : учебник / В. В. Сорокин ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2010. - 915 с.
.Фролова Е. А. Методологические основы разграничения концепций правопонимания / Е. А. Фролова // Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 63-73.
.Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - М., 2008. - 613 с.. - Авт. указаны на обороте тит. л.. - Рекомендовано МО.
Электронные ресурсы
.Грухин Ю. А. Теория государства и права. Ч. 1 : учебно-методическое пособие / Ю. А. Грухин, В. А. Слепцов ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск, 2010. - 132, [5] с. : табл.. - Режим доступа: http://www.ciu.nstu.ru/fulltext/textbooks/2010/gruhin.pdf
.Теория государства и права : рабочая программа для 1 курса юридического факультета специальности "Юриспруденция" дневного отделения / Новосиб. гос. техн. ун-т ; [сост.М. Г. Потапов]. - Новосибирск, 2007. - 105, [2] с.. - Режим доступа: http://www.library.nstu.ru/fulltext/metodics/2007/2007_3279.rar