Исследование политики приватизации в контексте теории прав собственности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование политики приватизации в контексте теории прав собственности

Содержание

Введение

Раздел 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники

.1 Понятие и принципы приватизации

.2 Участники приватизации и их права

Раздел 2. Основные направления и опыт политики приватизации

.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России

.2 Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права

Введение

Приватизация - правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом, сочетающая в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц

Создание частной собственности на средства производства является центральным элементом, характеризующим переходные экономики. Приватизация крупных государственных предприятий находится в равной степени как в центре политических, так и экономических интересов, и подразумевает перераспределение ресурсов и влияния в обществе.

В литературе описывается целый ряд задач, которые в большей или меньшей степени могут решаться посредством приватизации. При этом их нетрудно систематизировать по группам: экономические (рост эффективности предприятий и экономики); фискальные (увеличение поступлений от продажи предприятий в распоряжение государства); политические (перераспределение влияния за счет экономической перестройки); социальные.

Актуальность курсовой работы заключается в изучении политики приватизации с точки зрения теории прав собственности. Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Брылина Е.Т., Вемина П.И., Карпова В.М., Крутов П.А., Кулагин Б.Л., Ломанов В.И., Мирошниченко В.М., Мостов И.Т., Соболева К.Е., Табаков В.И., Фредриксон К.

В соответствие с вышеизложенным, цель курсовой работы - исследование политики приватизации в контексте теории прав собственности. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

рассмотреть понятие и принципы приватизации;

определить участников приватизации и их права;

рассмотреть основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России;

подвести итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права.

Объект исследования - политика приватизации в России.

Предмет исследования - особенности и роль политики приватизации с точки зрения теории прав собственности.

При написании курсовой работы использован дескриптивный метод исследования, а также элементы компаративного и семиотического методов исследования.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что автором сделана попытка исследовать политику приватизации в контексте теории прав собственности.

Глава 1. Приватизация: сущность, основные понятия, участники

.1 Понятие и принципы приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку, и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:

1.признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2.возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);

.самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества [7, с.9].

Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только следующими способами:

1.преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2.продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

.продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

.продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

.продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

.продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

.продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

.продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

.внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

.продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления [10, с.51].

Все перечисленные способы приватизации могут быть сведены к следующим операциям:

- преобразованию крупных и средних государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО;

аукционной продаже;

иным формам продажи;

внесению имущества, находящегося в публичной собственности в качестве вклада, в уставные капиталы хозяйственных обществ.

Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.

Приватизация жилых помещений осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которым гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, было предоставлено право приобрести эти помещения в собственность в порядке однократной и безвозмездной приватизации [3, с.58].

Федеральным законом "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определены временные рамки безвозмездной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда: во-первых, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.; во-вторых, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., могут быть приватизированы до 1 января 2007 г. [5, с.125].

Закон о приватизации жилищного фонда предусматривает возможность приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность в порядке приватизации только гражданам РФ и исключительно на добровольной основе. Условием приватизации жилого помещения, занимаемого по договору социального найма двумя и более лицами, является согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Гражданин, проживающий в жилом помещении с другими лицами по одному договору социального найма, вправе:

принять участие в приватизации жилого помещения и стать участником общей долевой собственности;

отказаться от участия в приватизации, дав при этом согласие другим совместно проживающим лицам на приватизацию (отказ от приватизации);

отказать в даче согласия на приватизацию [15, с.67].

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости - по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства [20, с.79].

Таким образом, участие несовершеннолетних в приватизации по существу является обязательным.

Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Следовательно, сохраняя права и обязанности по договору найма, отсутствующие граждане сохраняют право на участие в приватизации. Это означает, что в целях проверки соблюдения жилищного законодательства органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество, вправе истребовать сведения о лицах, не только зарегистрированных в жилом помещении на момент приватизации, но и снятых с регистрационного учета в предшествующий приватизации период.

Если будет установлено, что в договоре безвозмездной передачи не участвуют лица, выбывшие и снятые с регистрационного учета в связи с помещением к опекунам, выездом на учебу, для прохождения службы, осуждением к лишению свободы, а в представленных документах отсутствует их письменное согласие, а в случае несовершеннолетнего возраста выбывшего - согласие родителей, опекуна, а также органов опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения другими лицами, то возможен отказ в государственной регистрации прав на том основании, что представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

.2 Участники приватизации и их права

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону.

Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1.представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

2.представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

а)состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);

б)необходимости и степени участия Российской Федерации в открытых акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;

в)Согласно постановлению Правительства РФ от 27 февраля 2003 г. №126 решение об использовании права требования выкупа стратегическим акционерным обществом принадлежащих Российской Федерации акций принимается Правительством РФ на основании соответствующего решения Президента РФ.

3.ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

4.представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

.издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

.руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

.принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

.осуществляет контроль приватизации федерального имущества;

.осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия [18, с.44].

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества.

По специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.

Безусловно, что ограничений в участии в данном процессе в законе не установлено - все лица, проживающие и зарегистрированные на конкретной жилплощади, имеют право участия в приватизации. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541 "О приватизации жилищного фонда в РФ", для осуществления приватизации жилья, необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи на приобретение помещения в собственность, а так же и несовершеннолетних от 14 до 18 лет. Все эти лица должны подать заявления установленной формы, об участии в приватизации.

Жилые помещения передаются в общую долевую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Несовершеннолетние дети становятся участниками приватизации автоматически - недопустим отказ от участия в приватизации, данный от имени детей их законными представителями (родителями).

Необходимо помнить об одном важном моменте - лицо, отсутствовавшее в момент приватизации, но имевшее право в ней участвовать, сохраняет за собой данное право после своего возвращения. Особенно это важно знать тем гражданам, которые проживают в приватизируемой квартире вместе с лицами, находящимися на военной службе или в местах лишения свободы.

Таким образом, закон предоставляет право всем гражданам участвовать в приватизации, при этом особое внимание уделяет несовершеннолетним лицам - делая их участие в приватизации обязательным и безусловным. А так же, защищает права лиц, имеющих право, но не имеющих возможность в данный конкретный момент участвовать в приватизации.

Так же очень важным является положение ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», о том, что несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию, после достижения ими совершеннолетия.

По общему правилу приватизируемая недвижимость оформляется в общую долевую собственность - то есть с указанием долей каждого участника приватизации. В общую совместную собственность, то есть без выделения долей, приватизируемая недвижимость может быть оформлена только между супругами.

Порой может сложиться такая ситуация, когда кто-либо из лиц, проживающих в приватизируемой квартире, не хочет участвовать в приватизации. В этом случае, гражданин может написать отказ от приватизации. Очень важным при этом является следующий момент - отказаться от приватизации можно в общем, но, ни в коем случае, не в пользу кого-либо из остальных участников приватизации. Доля в собственности лица, отказавшегося от приватизации, разделятся поровну между всеми остальными лицами, участвовавшими в процедуре приватизации. Форма документа отказа от приватизации - письменная, нотариально удостоверенная.

Если лицо не хочет участвовать в приватизации, и желает, чтобы его доля досталась кому-то конкретно из лиц, которые станут собственниками после завершения процедуры, то здесь можно поступить следующим образом - принять участие в приватизации, а затем оформить сделку (например, дарения) с тем лицом, кому хотелось бы оставить свою долю [14, с.92].

Кроме того, нельзя не упомянуть о главном правиле приватизации - участвовать в приватизации можно только один раз.

Не подлежат бесплатной передаче в собственность граждан квартиры (комнаты):

в домах, признанных в установленном порядке в аварийном состоянии;

в специализированном жилищном фонде (служебных квартирах, гостиницах-приютах, домах маневренного фонда, домах для престарелых, инвалидов).

В домах, включенных в списки памятников истории и культуры, а также во вновь выявленных объектах, представляющих научную, историческую, художественную и иную культурную ценность, приватизация осуществляется при условии, что архитектурно-художественные элементы квартиры остаются собственностью государства. При приватизации таких квартир, сотрудниками Комитета по государственной инспекции и охране памятников составляется перечень архитектурно-художественных элементов, сохранность которых будущие собственники должны обеспечивать. При отсутствии в самой квартире подобных элементов, необходима соответствующая справка (при подаче документов на приватизацию она прилагается к документу, подтверждающему статус здания) [6, с.81].

Глава 2. Основные направления и опыт политики приватизации

.1 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что главным недостатком правового обеспечения процесса приватизации было отсутствие стратегического видения и системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы.

Законодательное регулирование на протяжении 1993-2003 гг. носило не опережающий, а реактивный характер, в связи с чем правовая база постоянно «отставала» как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся «новаций» в сфере экономической преступности.

Противоречивость, неполнота, неоднозначность норм приватизационного законодательства стали одними из основных причин нарушений в сфере распоряжения государственным имуществом, создали препятствия на пути к достижению стратегических целей приватизации, в том числе социальных, а также косвенно повлияли на формирование устойчивого общественного представления о несправедливости и нелегитимности результатов приватизации.

Несмотря на позитивные изменения в сфере становления и развития правовых основ приватизации, можно констатировать сохранение целого ряда проблем, недостатков, спорных вопросов, требующих нормативного разрешения и урегулирования [8, с.110].

Не завершена работа по обеспечению соответствия положений приватизационного законодательства нормам Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одной из важнейших конституционных норм является признание и равная защита прав всех форм собственности, в том числе государственной и муниципальной.

Действующее законодательство обнаруживает свою неполноту именно в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства и местного самоуправления) как собственника. Это противоречит как требованиям Конституции Российской Федерации, так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, которым должно соответствовать законодательство о приватизации.

В частности, до сих пор отсутствует законодательное урегулирование вопросов, связанных с восстановлением законных прав государства (либо местного самоуправления) как собственника в случае их нарушения в ходе приватизации соответствующего имущества. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает принятие целого ряда федеральных законов, без которых правовая база приватизации не может считаться достаточной. Среди них - федеральный закон об имуществе, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности (ст.212 ГК РФ), федеральный закон об иммунитете государства и его собственности (ст.127 ГК РФ), федеральный закон об отнесении государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации (ст.214 ГК РФ), а также федеральный закон о национализации, то есть об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (ст.235 ГК РФ).

Указанные акты не приняты до сих пор. В результате продолжает сохраняться очевидный законодательный дисбаланс в пользу более эффективного обеспечения гарантий защиты прав частных собственников по сравнению со степенью защищенности интересов государства и местного самоуправления как собственников.

По-прежнему законодательно не установлены критерии отнесения предприятия к числу производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства [9, с.74].

Закон о приватизации 2001 года устанавливает, что в целях реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Как уже указывалось выше, Президент Российской Федерации издал Указ от 21 декабря 2001 г. №1514 «О взаимодействии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам приватизации государственного и муниципального имущества», предписывающий Правительству Российской Федерации до 1 марта 2002 г. представить на утверждение Президента Российской Федерации перечни стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Однако ни в тексте федерального закона, ни в иных правовых актах не содержится указаний на порядок и процедуры обсуждения и формирования такого списка Правительством Российской Федерации и рассмотрения предложений Правительства Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (см. ч. 5 статьи 3) не распространяет свое действие на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации [4, с.51].

2.2 Итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права

Что касается этапов приватизации, в России различают следующие этапы.

Этап ваучерной - этап массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек. По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Правовым аспектом первого этапа приватизации явился Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 г., свидетельствующий о начале приватизации и разгосударствлении в России. Он определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики [16, с.25].

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.

Нельзя обойти и процесс акционирования, как способ приватизации на первом этапе. При этом огромную роль играли созданные в то время инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг (таких, как акций). С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Фонды давали ориентиры для того, чтобы разобраться в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся предприятий. В процессе акционирования нормальной ситуацией считалось, когда все выпущенные акции предприятия проданы гражданам. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования).

В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы. Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы. При рассмотрении понятия чекового аукциона, нужно уточнить саму суть чека (или ваучера) [17, с.66].

Приватизационный чек - государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Необходимость в такой ценной бумаге обусловлена следующим. Разрушение в России системы расчетно-платежных отношений, когда даже обычные взаимные сроки, теряются, осуществляются с огромным трудом, сделало нереальным применение приватизационных счетов. Если бы в эту общую неразбериху было бы добавлено еще и 150 миллионов держателей расчетных счетов, то паралич денежной системы стал бы неизбежным. Поэтому счета было решено заменить приватизационными чеками, которые, в сущности, выполнили ту же функцию, правда, явились при этом бумагой "на предъявителя".

Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Новая программа ужесточала процесс приватизации, из-за введения дополнительных бюрократических процедур.

В середине 1994 года в России завершился первый этап - этап массовой приватизации.

Начало 1995 года можно считать началом нового этапа в приватизационной компании - этапа так называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки).

Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". Хотя задание бюджета по доходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в 2 раза, 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО "Газпром", на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за год было приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартные приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.

октября 2009 г. в Москве прошло совещании по вопросу об основных направлениях приватизации федерального имущества на 2010-2012 годы и сокращения перечня стратегических предприятий и акционерных обществ. В целом, можно сделать вывод, что чиновники видят перспективы в приватизации госбанков. Министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что со временем государство будет продавать привлеченные в ходе кризиса активы, в том числе выйдет из капитала ВТБ. Однако, по словам главного фискала, в ближайшие пять лет он не видит "перспективы предлагать на рынок больше 50% акций ВТБ". Со временем можно будет говорить и о сохранении у государства меньшего пакета, меньше, чем 50%, - отметил он. В результате по итогам торгового дня котировки акций ВТБ выросли на 0,71% [12, с.47].

Заключение

В соответствие с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены понятие и принципы приватизации, определены участники приватизации и их права, рассмотрены основные направления совершенствования правовой базы приватизации в России, а также подведены итоги и перспективы приватизации в России с точки зрения права, что позволило сделать следующие выводы.

Приватизация жилых помещений - бесплатная и однократная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

С 31 мая 2001 г. приватизации подлежат только жилые помещения, которые заняты гражданами на основании договора социального найма. До указанной даты допускалась приватизация жилых помещений, занимаемых гражданами на основании договора найма или аренды.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что главным недостатком правового обеспечения процесса приватизации было отсутствие стратегического видения и системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы.

Законодательное регулирование на протяжении 1993-2003 гг. носило не опережающий, а реактивный характер, в связи с чем правовая база постоянно «отставала» как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся «новаций» в сфере экономической преступности.

Результаты политики приватизации в России не следует переоценивать. С одной стороны, при ее проведении удалось сполна удовлетворить интересы наиболее энергичной части советской номенклатуры, обеспечив тем самым обществу относительную политическую стабильность. С другой стороны, свершившиеся преобразования собственнических отношений не пользуются у россиян большим одобрением. Самое главное, использованный способ разгосударствления не создал сильных стимулов к подъему национальной экономики.

Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Сомнительный успех российской приватизации заставил западных экономистов серьезно переосмыслить вопрос о ее целесообразности. Если правительство желает продать с аукциона государственное предприятие, не уменьшая при этом своих доходов, причем новое частное предприятие должно сохранять старый производственный профиль и прежнюю занятость, то необходимо очень жесткое государственное регулирование условий приватизации.

приватизация ваучерный муниципальный

Библиографический список

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ, части первая, третья и четвертая) от 30.11.94 №51-ФЗ // Российская газета», №24. - 1994.

2.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188 // Российская газета», №1. - 2005.

.ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г. // Российская газета», №2. - 1992.

.ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001г. // Российская газета», №3. - 2002.

.ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 31.12.2005 // Российская газета», №1. - 2006

Специальная литература

6.Абрютина М.С. Бесплатная передача в собственность: Учебник / М.С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2010. - С. 357.

7.Авчеров А.М. Приватизация государственного и муниципального имущества: Учебник / А.М. Авчеров. - В.: Книга, 2011. - С. 219.

.Ахматов С.С. Направления совершенствования правовой базы приватизации: Учебник / С.С. Ахматов. - С.: Дрофа, 2010. - С. 317.

.Бакатов С.М. Приватизация и ее особенности: Учебник / С.М. Бакатов. - М.: Инфра-М. - С. 254.

.Балкин П.М. Способы приватизации государственного и муниципального имущества: Учебное пособие / П.М. Балкин. - М.: Эксмо, 2010. - С. 64.

.Володин П.И. Приватизация: Учебник / П.И. Володин. - С.: Слово, 2009. - С. 184.

.Воскутов С.А. Совершенствование правовой базы приватизации: Учебник / С.А. Воскутов. - М.: Дашков и К, 2010. - С. 219.

.Дорогов А.Д. Приватизация в России: Учебное пособие / А.Д. Дорогов. - М.: Просвещение, 2010. - С. 114.

.Дудков В.Д. Приватизация и граждане РФ: Учебник / В.Д. Дудков. - К.: Книга, 2010. - С. 216.

.Ефремов А.П. Права и обязанности граждан: Учебник / А.П. Ефремов. - М.: Тент, 2011. - С. 384.

.Исмагилов П.А. Перспективы приватизации в России: Учебник / П.А. Исмагилов. - М.: Эксмо, 2010. - С. 179.

.Каргин П.М. Итоги приватизации в России: Учебное пособие / П.М. Каргин. - С.: Слово, 2011. - С. 88.

.Корнеев М.М. Единая государственная политика в сфере приватизации: Учебник / М.М. Корнеев. - М.: Просвещение, 2010. - С.149.

.Лепешев К.Л. Перспективы приватизации: Учебник / К.Л. Лепешев. - М.: Книга, 2010. - С. 219.

.Мурыгин Н.И. Договоры передачи жилых помещений в собственность: Учебник / Н.И. Мурыгин. - М.: Инфра-М. - С. 210.

.Стариков А.П. Права и обязанности граждан: Учебник / А.П. Стариков. - М.: Эксмо - С. 248.

.Тазиев В.М. Участники приватизации и их права: Учебное пособие / В.М. Тазиев. - А.: Тент. - С. 70.

Похожие работы на - Исследование политики приватизации в контексте теории прав собственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!