Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    554,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка

.1. Особенности психического развития ребенка

.2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Важную роль в психическом развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [6, с. 123].

Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.). [5, с. 88-89].

Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию [11, с. 45].

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [22, с. 80]. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Цель работы - выявить особенности влияния взрослых на процесс психического развития ребенка.

Объект работы - психическое развитие ребенка.

Предмет работы - влияние взрослого на процесс психического развития ребенка.

Задачи работы:

.Рассмотреть особенности психического развития ребенка.

. Анализировать влияние взрослого на психическое развитие ребенка.

. Экспериментально исследовать влияние психическое развитие на личность ребенка.

Гипотеза исследования. Предполагается, что

) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми;

) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств;

) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.

Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и многих других.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Методики исследования:

Методика «Несуществующее животное».

Методика «Рисунок человека».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

психический взрослый личность ребенок

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

.1 Особенности психического развития ребенка

Развитие психики ребенка - сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов - наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды) [1, с. 12].

На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой [4, с. 133].

В процессе развития ребенка <#"796575.files/image001.gif">

Рис. 1. Несуществующее животное (Костя, 6 лет 4 месяца).

Проведем анализ рисунка Кости. Так как Костя расположил рисунок на листочке бумаги (он является смещенным вверх), мы сделали вывод о том, что Костя является неудовлетворенным собственным положением в обществе, ребенок чувствует, что он непризнанный, но Костя пытается претендовать на то, чтобы его признали.

На рисунке Костя нарисовал животное с головой, повернутой в левую сторону - это свидетельствует о том, что мальчик склонен рассуждать, о наличии у Кости боязни активных действий. Изображение Костей на своем рисунке больших ушей свидетельствует о большой значимости для Кости той информации, которая говорит о нем. Для Кости свойственно придание большого значения мнению других о его персоне. Наличие на рисунке рта с зубами говорит о словесной агрессии ребенка. Мальчик все время огрызается со сверстниками и воспитателями, защищается в ответ на порицание.

Все это говорит о том, что Костя все время пытается защититься от взрослых, а наличие когтей на лапах животного на рисунке мальчика говорит о том, что Костя также пытается защищаться от сверстников. Сильный нажим и характер линий на рисунке Кости говорит о том, что ребенок тревожен.

 

Рис. 2. Несуществующее животное (Маша, 6 лет 5 месяцев).

Маша - тихая, замкнутая девочка. Она старается быть послушной, старательной в процессе деятельности в детском доме, но ее как будто нет в группе сверстников. Судя по тому, как ребенок расположила несуществующее животное на листе (в нижней части), можно сделать вывод о том, что Маша не уверена в себе, у нее низкая самооценка, она подавлена, не заинтересована в своем положении в обществе, для девочки характерно отсутствие тенденции к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Маша является "человеком действия", но из-за того, что девочка не уверена в себе, действенность у нее не проявляется, а наоборот является подавленной.

По тому как девочка изобразила ноги своего несуществующего животного можно сказать, что для нее характерно отсутствие самостоятельных решений. У девочки нет своего мнения. Хвост на рисунке Маши, говорит о том, что ее самооценка зависит от ситуации.

При изображении несуществующего животного Маша сильно давила на карандаш Сильный нажим на карандаш говорит о присутствии у девочки тревожности.


Рис. 3. Несуществующее животное (Максим, 6 лет 9 месяцев).

Максим, сначала нарисовал 1 животное, потом мальчик нарисовал второй рисунок. Первое животное направлено в правую сторону, второе влевую. Все это свидетельствует о наличии у Максима такого признака, как двойственность характера. Максим является очень общительным. Для мальчика характерна склонность к речевой агрессии. Рисунок второго животного Максима отображает еще наиболее хищное, злое и кровожадное существо, чем первый рисунок. Максим следующим образом описал свои рисунки: «Мама и папа бросили этих животных, когда они еще были маленькими, животные вырастают сами. Если они не встречают никого, и не плодятся, то в старости они сами себя убивают. У них язык как острый нож, они убивают им людей».

Для Максима характерно наличие поверхностности взглядов, импульсивности в принятии решения. Для Максима характерно наличие любознательности, желания найти свое место в жизни. Мальчик очень опасается, что его не признают окружающие.

Рис. 4. Несуществующее животное (Мая, 5 лет 8 месяцев).

Мая назвала свое нарисованное несуществующее животное «Черепахаслон». Девочка сначала нарисовала хобот, который направлен вниз, но потом Мая решила стереть хобот и нарисовать его по-другому расположенным. Хобот Мая нарисовала так, что он был подобран под себя, загнуты внутрь. В итоге несуществующее животное Маи получилось предельно замкнутым, интровертным.

То, что рисунок девочки был очень маленького размера, говорит о том, что Мая депрессивна. Животное, которое изобразила Мая - черепаха, она имеет панцирь, защитные пластины и т.д. Это говорит о том, что Мая чувствует себя беззащитной и ощущает необходимость в защите.

Рис. 5. Несуществующее животное (Валера, 5 лет 4 месяца).

Рисунок пятилетнего Валеры отображает многочисленные однотипные детали чешуи рыбы. Валера нарисовал чешую только на небольшой части тела животного, которое он изобразил. Вообще рисунок Валеры мало детализирован. Тенденция к незавершенности начатой работы характерна для нервного истощения.

Рассказ Валеры о том животном, которое он нарисовал, является сильно лаконичным: «Я нарисовал золотую рыбу, живущую в океане, кушающую все, что ей попадется. Моя рыбка дружит с окружающими рыбками. Но она очень сильно боится акул». Наличие подобной лаконичности, связано с тем, что мальчик пытается экономить силы, что является типичным для астеничных личностей. Анализируя рисунок Валеры можно заметить проявление тревожности (наличие штриховых линий). Т.о., можно сделать вывод о наличии у Валеры психоастенического личностного склада, так как для Валеры свойственна наличие ригидности, не определяющей черты личности мальчика. Наличие таких личностных особенностей в сочетании низкого уровня развития воображения у ребенка, зачастую может сигнализировать о наличии у ребенка низкого общего культурного либо интеллектуального уровня.

Результаты анализа рисунков дошкольников по методике

«Рисунок человека»

Рис. 1. «Рисунок человека» (Костя, 6 лет 4 месяца).

Первый рисунок Кости отражает высокую импульсивность. Костя изобразил рисунок бедным деталями, асимметричным, увеличенным в размере, неудачно расположенным: голова человека не вместилась на лист. Наличие острого выступа в нижней части туловища человека говорит о нарушенной стандартной схеме тела, что не объясняется только присутствием импульсивности. Это говорит, о том, что Костя не использует принятые нормы изображения, что часто встречается при асоциальности.

На втором рисунке Костя низко расположил уши нарисованного человека. В этом рисунке проявляется также и наличие некоторой агрессивности (Костя изобразил оружие в руках у человека). Наличие штриховки на рисунке говорит о наличии тревоги, то, что Костя изобразил на рисунке изображение человека на майке говорит о том, что для мальчика характерна умеренная демонстративность.

Рис. 2. «Рисунок человека» (Маша, 6 лет 5 месяцев).

Маша изобразила человека на своем рисунке фигуру в экстравертной позе. Персонаж девочки имеет очень увеличенные кисти рук - это свидетельствует о том, что у Маши высокая потребность в общении, при этом такое увеличение кистей рук говорит о том, что девочка является неудовлетворенной в общении.

Рис. 3. «Рисунок человека» (Максим, 6 лет 9 месяцев).

Максим на своем рисунке изобразил человека, курящего трубку, при этом на рисунке в углу изображен знак «не курить», т. е. человека, который специально нарушает правила. Это можно рассматривать как антисоциальную тенденцию, так как наличие неодобрительного отношения общества к курящим является известным фактом.

На рисунке Максим изобразил человека с мрачным и неприятным выражением лица. Для того чтобы усилить этот эффект мальчик изобразил на лице у человека много морщин в области лба и переносицы.

Наличие ассиметричных искажений на рисунке говорит о том, что Максим является психологически неблагополучным ребенком.

Рис. 4. «Рисунок человека» (Мая, 5 лет 8 месяцев).

Мая на своем рисунке изобразила грустного и очень одинокого человека. Девочка горизонтально расположила лист, который первоначально положили перед Майей в вертикальном положении, все это подчеркивает одиночество девочки.

Изображение угловатости фигуры человека и наличие ее худобы, вытянутости является типичным для интровертных личностей. То что Майя изобразила руки, прижатые к телу тоже является признаком интровертности. У Маи почти нет друзей и подруг.

В беседе Мая жалуется на чувство одиночества. Все это подтверждает то, что для девочки свойственна выраженная интровертность, неконформность, своеобразие мыслительных процессов.

Рис. 5. «Рисунок человека» (Валера, 5 лет 4 месяца).

Рисунок Валеры говорит о наличии у него некоторой инфантильности: на рисунке у человека нет каких-либо признаков пола. Поза нарисованного мальчиком человека (руки спрятаны за спиной) говорит об отказе от общения. То, что Валерий отказывается от общения с другими детьми и взрослыми может быть вызвано различными причинами. Но рисунок Валеры производит общее благоприятное впечатление, рисунок отличается инфантильностью, на нем можно увидеть проявление тревоги (мальчик стирал и исправлял линии), поэтому причина, скорее кроется в том, что мальчик боится вступать в контакты, опасается, что окружающие его негативно оценят.

По результатам анализа рисунков обеих методик можно сделать вывод о том, что все дети испытывают недостаток в общении с взрослыми людьми. У некоторых детей это проявляется в интровертности, у других в агрессивности и даже наличии антисоциальных тенденций. Все исследуемые нами дети являются воспитанниками детского дома № 2 г. Вологда. Несмотря на старания и любовь воспитателей детского дома, эти дети не получают должного общения с взрослыми.

Таким образом, общение ребенка с взрослыми людьми (особенно с мамой и папой) оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.

Таким образом, выдвинутая нами в начале нашего исследования гипотеза о том, что 1) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми; 2) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств; 3) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира, они будут творить историю.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [17, с. 108].

Определяющая роль взрослых обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья, взрослые для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [20, с. 50-51].

Влияние взрослых, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия [4, с. 75].емья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности ребенка [14, с. 50].

Роль общения детей со взрослыми очень велика. М.И. Лисиной была описана последовательность форм общения ребенка со взрослым: ситуативно-деловая (от шести месяцев до трех лет); внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет); внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет) [7, с. 113-114].

В процессе общения с детьми взрослые закладывают в ребенке основы нравственности человека, формируют нормы поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка [3, с. 22].

Взрослые способствует не только формированию личности, но и самоутверждению ребенка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [5, с. 59]

Цель работы достигнута. Задачи работы решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2008. - 367 с.

Андреева Г.М. Психология. - М.: Издательство Академия, 1997. - 307 с.

Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М.: Издательство АСТ, 2002. - 277 с.

Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007. - 208 с.

Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. - С. 29-46.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.

Бедельбаева Х. Т. Общение с взрослыми - основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) / Х. Т. Бедельбаева, Е. Щ. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 2. - С. 32-35.

Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. - СПб.: Изд-во "Алетейя", 2002. - 272 с.

Выготский Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

Гуревич П. С. Психология и педагогика. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.

Гуревич П. С. Психология. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.

Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М.: Издательство Инфра-М, 2010. - 640 с.

Капчеля Г.И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис. канд. психол. наук / Г. И. Капчеля. - М., 1983. - 189 с.

Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.: Издательство Высшая школа, 2009. - 325 с.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 384 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 688 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 2. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - 606 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 3. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. - 640 с.

Нуркова В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1988. - 125 с.

Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Издательство Просвещение, 1976. - 479 с.

Рузская А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М. И. Лисиной. - М.: Ротапринт, 1974.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М.: Издательство Академия, 1997. - 306 с.

Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей с взрослыми и со сверстниками / Е. О. Смирнова. - Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 1996. - 102 с.

Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательство Просвещение , 1960. - 193 с.

Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника (психолингвистическое исследование): дис. канд. филол. наук / Е. Б. Чернышова. - Воронеж, 2001. - 242 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест “Рисунок несуществующего животного”

Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, Я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал.

После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось.

Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, - говорят об агрессивности (спонтанной или защитной). Хвосты, направленные вверх, ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит - линия защиты. Сильный нажим линий - тревога.

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер) 

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе и анализу рисунка.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

Похожие работы на - Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!