Пути повышения эффективности муниципального управления средствами информационных технологий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,84 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения эффективности муниципального управления средствами информационных технологий

Введение

Актуальность рассмотрения темы курсовой работы «Пути повышения эффективности муниципального управления средствами информационных технологий» обусловлена тем, что обязательными предпосылками построения правового государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно-технического прогресса. Высокие интеллектуальные технологии в сфере информатизации превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества. Надлежащее состояние информационного дела повышает уровень правовой защищенности человека. Новые технологии способствуют расширению прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом. Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных государственных реформ.

Объектом исследования данной работы служат общественные отношения, связанные с разработкой мероприятий по повышению эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий.

Предмет исследования - система муниципального управления.

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности муниципального управления МО «г. Воткинск» на основе использования информационных технологий.

Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:

·        исследовать теоретические основы по рассматриваемой теме;

·        исследовать информационные технологии, применяемые в МО «г.Воткинск»;

·        разработать мероприятия по повышению эффективности муниципального управления МО «г.Воткинск» на основе использования информационных технологий.

Методологической основой курсовой работы служит совокупность методов и средств, применяемых в управленческих науках, а именно анализ, синтез.

Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных авторов, занимавшихся вопросами повышения эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе анализируются теоретические основы рассматриваемой темы. Вторая глава посвящена рассмотрению информационных технологий, применяемых в муниципальном управлении МО «г.Воткинск». В третьей главе курсовой работы разрабатываются мероприятия по повышению эффективности муниципального управления МО «г.Воткинск» на основе использования информационных технологий.

Построенная таким образом курсовая работа служит более глубокому изучению исследуемой проблемы.

Глава 1. Теоретические основы эффективности муниципального управления на основе использования информационных технологий

.1 Информационные технологии и системы в муниципальном управлении

Информационная система - технологическая система, представляющая совместимость технических, программных и иных средств, объединяющих структурно и функционально несколько видов информационных процессов, и предоставляющая информационные услуги. Система информационного обеспечения органа местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления.

Структура информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами (рис. 1).

Почти во всех органах местного самоуправления сегодня есть персональные компьютеры, частично используются локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации в большинстве местных администраций проходит бессистемно. Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

Рис. 1. Схема использования новых информационных технологий (НИТ) в муниципальном управлении

Информационная технология (ИT) - это процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.

Основная цель автоматизированной информационной технологии - получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.

Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы для информационной технологии - это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в информационной системе, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам: степень централизации технологического процесса; тип предметной области; степень охвата задач управления; класс реализуемых технологических операций; тип пользовательского интерфейса; способ построения сети.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии:

Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ - центральном сервере, организованной в муниципальном образовании вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.

Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.

Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах, с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.

Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих отделов администрации муниципального образования, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи бухгалтерского учета и аудита, страховой и налоговой деятельности и др.

По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.

По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.

Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.

Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования муниципального образования. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральным сервером. Такая система предоставляет полный набор функций по работе с документами в соответствии с требованиями и стандартами российского делопроизводства и способна поддерживать схемы делового документооборота муниципальных органов: горизонтальную (переписка внутри муниципалитета), вертикальную (организационно-распорядительные документы), внешнюю (входящая и исходящая корреспонденция). Назначением системы является автоматизация работы с документами, фиксация пути прохождения документа от его поступления или создания до списания в дело, контроль на каждом этапе рассмотрения, получение справочной информации, анализ документооборота.

Планомерное формирование в органах местного самоуправления собственных информационно-аналитических служб как важнейших структурных подразделений позволит значительно повысить эффективность и качество управленческих решений.

Применение информационных технологий и систем в отдельных сферах муниципальной деятельности помогает решать следующие задачи:

В сфере учета и социальной защиты граждан:

·        ведение автоматизированного паспортного учета граждан, создание баз данных по половозрастному составу населения, призывному возрасту, занятости, социально незащищенным группам, миграции, повышение на этой основе качества работы с населением, сокращение очередей при получении справок, выписок;

·        автоматическое формирование и выведение на печать различных форм учета и отчетности о составе населения, формирование списков жителей по специальным запросам органов государственной власти и местного самоуправления (избиратели, школьники, пенсионеры, призывники и т.д.);

·        ведение автоматизированного учета доходов семей для начисления социальных льгот и субсидий;

·        ведение лицевых счетов персонифицированного учета социальных льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, включая жилищные субсидии.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

·        сбор, регистрация, хранение, обработка информации о техническом состоянии жилищного фонда;

·        оперативный учет потребления энергоресурсов и воды;

·        контроль технических параметров систем жизнеобеспечения и дистанционное управление объектами;

·        бухгалтерский учет и расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги (создание компьютеризированных муниципальных расчетно-кассовых центров).

В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электронной карты (плана) города. Объектами компьютеризированного учета на этой карте могут быть:

·        земельные ресурсы территории (земельный кадастр) по каждому земельному участку в разрезе прав собственности на землю, функционального назначения отдельных участков, их стоимостной оценки и др., формирование на этой основе базы данных для взимания платы за землю;

·        генеральный план города (градостроительный кадастр);

·        инженерные коммуникации разного назначения;

·        объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная оценка объектов недвижимости, основных фондов, техническое состояние строений);

·        дороги и транспорт (сведения о техническом состоянии дорог, качестве покрытия, технической характеристике мостов, проездов, переездов, дорожных знаках, экономические данные об использовании дорог для грузовых и пассажирских перевозок и т.п.);

·        экология (сведения о состоянии атмосферы, почв, шумовом и ином загрязнении отдельных участков территории, формирование базы данных для расчета платежей за загрязнение городской среды);

·        потребительский рынок (размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения);

·        общественная безопасность (размещение объектов и постов ГИБДД, пожарной охраны, охраны общественного порядка, постов наблюдения, учреждений системы "медицины катастроф", автоматизированное слежение за фактическим расположением патрульных машин, дислокация зон эвакуации и маршрутов следования для предприятий и населения при чрезвычайных ситуациях и т.п.);

·        объекты социальной сферы (размещение образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, досуговых зон, учреждений социальной защиты и т.п.);

·        объекты и системы связи и телекоммуникаций, их размещение.

Используя возможности современных геоинформационных технологий, ряд администраций городов приступил к созданию собственных муниципальных кадастров. Они представляют собой системы слоев (частных кадастров), наносимых на единую электронную подоснову. Ответственным за ведение каждого слоя является соответствующее структурное подразделение администрации или предприятие (например, водоканал, теплосеть). Организацией деятельности всей геоинформационной системы города, обеспечением ее технического и программного единства может заниматься специальная служба муниципального кадастра.

В сфере управления муниципальными финансами:

·        разработка прогнозных вариантов местного бюджета в зависимости от возможных изменений отдельных параметров (изменения налоговых поступлений от отдельных плательщиков, цен и тарифов на ресурсы и т.п.);

·        создание компьютеризированной системы муниципального казначейства, в которую должна быть встроена система муниципальных контрактов, предусматривающих расходование бюджетных средств. Такая работа ведется во многих городах.

Также большое значение в муниципальном управлении отводится использованию Интернета. Интернет открывает широкие возможности для совершенствования муниципального управления. Наиболее эффективно они могут быть использованы при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и на внешних пользователей. Его примерное содержание может быть следующим.

. Представительская и деловая информация: визитная карточка города (приветствие главы муниципального образования, основные показатели и характеристики); хозяйствующие субъекты (характеристика основных предприятий, финансовых структур, научных организаций, вузов и т.п. со ссылкой на их сайты); данные о стратегическом плане развития, основных городских программах развития, федеральных и региональных целевых программах, в которых участвует город; паспортные данные об имеющихся инвестиционных проектах и деловых предложениях предприятий города; молодежная страница; план города с указанием основных транспортных объектов и схем движения транспорта; информация для деловых людей и туристов (гостиницы в городе и окрестностях, проезд, питание, отдых, развлечения); достопримечательности города и его окрестностей.

. Справочная и оперативная информация: городские новости; история и текущая статистика; страницы городских служб и организаций; состояние рынка труда и занятости населения; телефонный и адресный справочник; данные о средствах массовой информации города; городская доска объявлений; обратная связь (место для информации и вопросов пользователей сайта).

Информация на сайте может быть представлена как на русском, так и на других языках.

Повышению привлекательности сайта и росту его посещаемости могут способствовать фотогалерея, веб-камера (например, наблюдение за главной улицей или площадью города в режиме обновления кадра), новости дня города, книга жалоб, предложений и обращений, интернет-приемная главы муниципального образования, рубрика "Ваше мнение о..." (проблемный блок), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т.д. Сайт может развиваться, обрастая новыми функциями и возможностями.

Если сайт становится интерактивным и с его помощью пользователь может производить различные операции (например, оплачивать счета, бронировать места в гостиницах, заказывать билеты на транспорт или в театры и т.п.), то он превращается в интернет-портал. Он может служить платформой для деловых контактов, виртуально соединять всех хозяйствующих субъектов для обмена информацией и сотрудничества.

1.2 Муниципальные образования в едином информационном пространстве России

Важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных. Из имеющихся в России таких систем наиболее известна информационная сеть Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Информационные компьютерные банки этой сети (их свыше 10) позволяют получать информацию о социально-экономических показателях городов - участников сети, принятых муниципальных актах и т.д. Но для этого каждый город должен регулярно размещать в Интернете свою информацию.

На рис. 2 изображена схема информационного взаимодействия уровней публичной власти, отвечающая современным требованиям.

Рис. 2. Информационное взаимодействие уровней публичной власти

Создание единой системы информационных ресурсов осуществляется на основе объемно-ориентированного подхода. Основной объем информации содержится в базовых кадастрах и регистрах и размещается на муниципальном уровне, где в процессе регистрации объектов и субъектов деятельности возникает первичная информация о них.

Система базовых кадастров и регистров отдельного субъекта РФ является составной частью Единой системы государственных кадастров и регистров РФ (ЕСГКР), которая представляет собой взаимосвязанный комплекс территориально распределенных государственных кадастров, ведущихся на единой географической информационной основе и в соответствии с определенными правовыми, технологическими и экономическими нормами. Это позволяет обеспечить единую методологическую основу учета имущественных компонентов и природных объектов как объектов прав собственности, устранить ведомственную разобщенность и несовместимость кадастровых сведений, скоординировать проводимые в субъектах РФ различными министерствами и ведомствами кадастровые работы, повысить их качество, исключить дублирование и снизить затраты на выполнение.

Для эффективной информационной поддержки решения комплексных задач управления необходимо, чтобы базы данных, содержащие информацию об объектах, относящихся к одной предметной области, были технологически объединены в объектно-ориентированные региональные системы баз данных (СБД).

Организационной основой для объединения в СБД объектно-ориентированных баз данных могут стать территориальные информационные центры (ТИЦ "Земля", ТИЦ "Население" и т.п.), создаваемые на базе организаций - держателей соответствующих кадастров и регистров и обеспечивающие использование информационно-лингвистических, программных и технических средств обмена данными. Далее необходимо административно и технологически обеспечивать информационное взаимодействие между различными СБД и в первую очередь между базовыми кадастрами и регистрами, а также доступ пользователей к информационным ресурсам СБД. Для реализации административных и технологических функций по организации доступа к информационным ресурсам и обеспечения взаимосвязи между ресурсами разных уровней публичной власти необходим региональный информационно-технологический центр (ИТЦ) с соответствующими подразделениями или иная служба, например в составе телекоммуникационных центров субъектов РФ и муниципальных образований. Наряду с технологической обработкой информации важно обеспечить ее аналитическую обработку в системе информационно-аналитических центров (ИАЦ). Такие ИАЦ должны создаваться в отдельных функциональных комплексах управления (бюджетно-финансовый, социальный, имущественный и т.д.), администрациях муниципальных образований, региональных органах статистики.

Глава 2. Исследование эффективности муниципального управления в МО «г. Воткинск» на основе использования информационных технологий

 

.1 Характеристика информационно-телекоммуникационных технологий, применяемых в МО г. Воткинска


Основной целью информатизации является решение задач управления социально-экономическим развитием города Воткинска за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Целями социально-экономического развития города Воткинска в сфере информатизации являются:

·        определение стратегии развития муниципальной информатизации для обеспечения информационной поддержки приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования город Воткинск;

·        повышение информационной открытости органов местного самоуправления, повышение эффективности и качества муниципального управления, обеспечение предоставления органами муниципального управления качественных информационных услуг гражданам и организациям на основе использования ИКТ;

·        разработка муниципальной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу применения ИКТ, согласованной с федеральным и республиканским законодательством с целью обеспечения эффективного использования ИКТ в городе Воткинске.

Для реализации этих целей предусматривалось решение следующих задач:

·        создание общедоступной системы муниципальных ресурсов, предоставляющей актуальную, комплексную информацию о городе Воткинске заинтересованным организациям и гражданам;

·        своевременное и размещение и обновление информации о городе на официальном сайте муниципального образования «город Воткинск»;

·        внедрение системы электронного документооборота в рамках республиканской целевой программы "Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)";

·        создание условий для повышения квалификации муниципальных служащих в области ИКТ до уровня уверенного пользователя;

·        преодоление компьютерного неравенства;

·        содействие в организации в городе пунктов коллективного доступа к сети Интернет;

·        разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения системы использования информационных ресурсов органов местного самоуправления.

Деятельность органов местного самоуправления города Воткинска по решению поставленных задач осуществлялась по следующим направлениям:

·        совместно с республиканскими органами государственной власти осуществлялась координация процессов информатизации в городе на основе создания и применения единых стандартов и технологий;

·        объединены муниципальные информационные ресурсы с информационными ресурсами Удмуртской Республики;

·        повышен уровень технической оснащенности органов местного самоуправления: среднее количество персональных компьютеров в расчете на одного муниципального служащего доведено до 0,75, а удельный вес компьютеров, объединенных в локальные вычислительные сети до 80%;

·        осуществлялось содействие развитию предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области информатизации в городе;

·        обеспечивалась информационная безопасность и защита информации при использовании телекоммуникационных систем и сетей в деятельности органов местного самоуправления.

В результате решения поставленных задач в области информатизации был осуществлен переход к созданию муниципальной информационной системы, объединенной с республиканскими информационными ресурсами на основе типовых решений и единых стандартов электронного взаимодействия. Это позволило обеспечить представление комплексной и актуальной информации о социально-экономическом потенциале города, повысить эффективность управления городом, исключить дублирование работ, что привело к экономии бюджетных средств, повысило качество и скорость оказания услуг населению. Организация доступа граждан к информационным ресурсам органов местного самоуправления повысило общественный контроль за их деятельностью. Переход к электронному документообороту повысило скорость прохождения документов по управленческим структурам, оперативность принятия решений, улучшит исполнительскую дисциплину.

Повышение квалификации муниципальных служащих в области использования ИКТ при широком применении информационных технологий позволило также улучшить условия, повысить производительность труда увеличить отдачу от затрат, связанных с внедрением современных ИКТ.

Содействие предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность в области информатизации в городе, создало дополнительные условия для их развития, что позволило им увеличить вклад в экономическое развитие города.

Внедрение информационных технологий в сферы образования, медицины, культуры позволило повысить доступность, качество и оперативность получения оказываемых ими услуг для жителей города.

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в городе Воткинске за 2012- 2013 годы осуществлялось в соответствии с разработанной Концепцией создания муниципальной информационной системы.

Основное назначение системы - сбор, актуализация, хранение, обработка и выдача информации для решения задач управления городом.

Несмотря на отсутствие принятых программ информатизации в городе, в течение 2012- 2013 годов создавались базы данных по предметным областям, разрабатывались и внедрялись программные комплексы для обработки и выдачи информации. Увеличилось число пользователей локальной вычислительной сети Администрации. На сегодняшний день практически все подразделения Администрации и Городская Дума имеют доступ к локальной вычислительной сети. Это позволяет сотрудникам Администрации оперативно принимать решения по управлению социально-экономическим развитием города, пользоваться информационно-консультационными системами: "Консультант Плюс", "Кодекс", "Гарант", а также осуществлять обмен информацией между подразделениями Администрации. Организована локальная вычислительная сеть в архивном отделе Администрации. Происходило обновление вычислительной техники. Всего за отчетный период приобретено 11 современных компьютеров, новый сервер, 11 принтеров, 3 сканера и копировальный аппарат. Осуществлялось сотрудничество по обмену информацией с муниципальными предприятиями, отделением пенсионного фонда, налоговой инспекцией. Организовано ремонтно-сервисное обслуживание вычислительной техники.

 

Таблица 1 Основные показатели развития информационно-телекоммуникационных технологий в Администрации города Воткинске за 2012- 2013 годы

Показатели

Ед. изм.

2012 год

2013 год

Общие затраты на информационные технологии, всего:

Тыс.руб.

568,8

307,9

в том числе: - на приобретение вычислительной техники;

тыс. руб.

564,2

304,4

Среднее количество персональных компьютеров, в расчете на одного муниципального служащего

Шт.

0,5

0,5

в том числе приобретенных в отчетном году

Шт.

0,05

0,03

Средний удельный вес компьютеров, объединенных в локальные вычислительные сети

%

0,7

0,8


Также разрабатывались и внедрялись программные продукты для подразделений Администрации. Создан официальный сайт города Воткинска в сети Интернет, осуществляется его регулярное обновление и пополнение информацией.

2.2 Проблемы информатизации муниципального управления МО «г.Воткинск»

Информатизация, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий предоставляют принципиально иные возможности для совершенствования муниципального управления, пересмотра взаимоотношений между органами муниципального управления и обществом, а создание электронных правительств выводит на объективно новый вид взаимосвязей «гражданин - государство», основанных на «прозрачности» принимаемых решений, исключении субъективных факторов из процесса управления как процесса принятия решения.

В процессах информационно-коммуникационного развития муниципального управления МО «г.Воткинск» имеются следующие проблемы:

. Резкое возрастание потребностей органов муниципального управления в объективной, достоверной и современной информации о реальном положении дел города, предприятий;

. Недостаточность только сбора информации, поскольку принятие эффективных управленческих решений возможно лишь с применением оперативно функционирующего аналитического аппарата, позволяющего вскрывать причинно-следственные связи явлений и прогнозировать ситуации, вырабатывать варианты решений и оценивать их, контролировать исполнение.

. Повышение требований к информационной прозрачности самих органов власти. Граждане должны иметь представление о структуре и функциях органов муниципального управления.

. Недостаточность нормативной правовой базы и отсутствие единой методологии информатизации. Данная проблема наиболее отчетливо проявляется на муниципальном уровне власти. Базовой основой для создания правового поля информатизации муниципальных образований, формирования муниципальных информационных ресурсов, информационного обслуживания населения является федеральное законодательство в информационной сфере, которое определяет основные направления государственной политики в области информатизации.

. Недостаточный уровень финансирования программ информатизации. На протяжении последних лет объемы инвестиций в развитие информатизации неуклонно растут и можно прогнозировать сохранение этой тенденции на несколько лет вперед. Однако этот процесс во многом носит стихийный характер. Реализуются отдельные нескоординированные планы информатизации некоторых предприятий и учреждений, что приводит к дублированию затрат, приобретению бесперспективных технологий и оборудования. Каждый из субъектов деятельности вынужден создавать и поддерживать в актуальном состоянии собственные элементы информационных ресурсов (базовые справочники о физических и юридических лицах, о недвижимости и адресах и прочие данные), которые можно приобрести с меньшими затратами в уполномоченных структурах.

. Недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов муниципального управления. Значительную долю в расходах на информатизацию составляют затраты на приобретение средств вычислительной техники, а на втором месте затраты на обучение специалистов. Таким образом, решение этих и других вопросов развития информатизации муниципального управления во многом зависит от эффективной муниципальной информационной политики.

На сегодняшний день внедрение электронных методов управления в систему муниципального управления является одним из наиболее перспективных направлений административного реформирования.

Глава 3. разработка мероприятий по повышению эффективности муниципального управления МО «г. Воткинск»

.1 Мероприятия по повышению эффективности муниципального управления на примере внедрения автоматизированной информационной системы управления муниципальным заказом

·        существенно повысить экономическую эффективность размещения муниципального заказа, более рационально расходовать бюджетные средства города за счет централизации закупок, проведения аукционов в электронной форме, сокращения трудозатрат муниципальных заказчиков, связанных с подготовкой документации по проведению закупок, информационным обеспечением, с процедурой определения победителя и др., создания реестра поставщиков товаров, работ, услуг с целью привлечения максимального количества участников размещения заказа;

·        оперативно управлять формированием, размещением, исполнением и контролем результатов размещения заказов, оптимизировать (централизовать) процедуры закупок, повысить эффективность труда специалистов, осуществляющих их;

·        контролировать номенклатуру и объемы закупок бюджетополучателей, что позволит предупреждать нерациональное использование бюджетных и внебюджетных средств;

·        сосредоточить у муниципальных заказчиков квалифицированных специалистов, способных осуществлять размещение муниципального заказа с применением современных информационных технологий;

·        оперативно размещать сэкономленные ресурсы на дополнительную закупку необходимой продукции;

·        прогнозировать потребности в товарах, работах, услугах на краткосрочный и среднесрочный периоды;

·        снизить нагрузку на Управление финансов за счет укрупнения контрактов, повысить оперативность прохождения платежей;

·        добиться высокого качества анализа результатов проведения закупок;

·        получить новое качество результатов работы, повышение уровня управляемости процессами формирования, размещения и исполнения муниципального заказа;

·        обеспечить возможность оперативного анализа результатов проведенных закупок по любым видам товаров, работ, услуг.

Внедрение автоматизированной информационной системы управления муниципальным заказом позволяет автоматизировать работу с документами любых типов и практически на всех стадиях жизненного цикла, начиная от задания на разработку и кончая сдачей в архив. Кроме того, данное качество дает возможность настраивать систему на различные специфические участки, будь то классическое делопроизводство (с параллельным хождением электронных и бумажных документов) или разработка проектно-конструкторской документации (с поддержкой сканирования, векторизации, распознавания и индексирования), что актуально для МО «г.Воткинск». Очевидно, что полнофункциональная система должна не только уметь организовывать сложные маршруты движения документов (последовательно-параллельные, с условным ветвлением, циклами и даже самостоятельным принятием управленческих решений, когда это возможно), но и контролировать их исполнение, вести аудит, оптимизировать загрузку сотрудников и делать многое другое.

Исходя из этого, система должна как минимум обеспечивать:

.Единую регистрацию всей поступающей корреспонденции с последующим направлением документов на рассмотрение руководству администрации МО «г.Воткинск» или в ее структурные подразделения;

. Единую регистрацию всей исходящей корреспонденции и внутренних документов по муниципальным заказам;

. Регистрацию движения документов внутри МО «г.Воткинск», включая резолюции, отчеты об исполнении, согласование (визирование) документов;

. Списание документов в дело в соответствии с принятой в МО «г.Воткинск» номенклатурой дел;

. Контроль своевременного исполнения поручений, обращений граждан, организаций, резолюций и указаний руководства; проверку правильности и своевременности исполнения документов;

. Поиск документов и получение статистических отчетов по документообороту;

. Формирование реестров отправки для экспедиции учреждения или отправку документов с помощью систем электронной почты.

Также система автоматизации должна функционировать в локальной вычислительной сети, объединяющей компьютеры, установленные на рабочих местах работников структурных подразделений и производства, участвующих в процессах муниципальных заказов.

Система автоматизации процесса муниципальных заказов также позволит:

. Централизованно отслеживать ход делопроизводственного процесса - вплоть до работы исполнителей над документами на своих рабочих местах, систематизировать результаты контроля и тем самым выявлять "узкие места" в документообороте и работе персонала;

. При переходе на работу с электронными копиями документов полностью исключить возможность их утери и свести поиск документа к запросу, выполняемому системой в течение считанных секунд. При этом даже необязательно помнить название или регистрационный номер документа - достаточно указать тематику или ключевые слова для поиска.

. Повысить рост производительности труда сотрудников за счет упорядочения технологии работы с документами, резкого сокращения времени передачи документов по локальной сети или средствами электронной почты.

Итак, внедрение полноценной системы автоматизации процесса муниципальных заказов предусматривает комплекс организационно-технических мероприятий, решающих большинство перечисленных выше проблем на основе внедрения единой для всех сотрудников МО «г.Воткинск» дисциплины работы с офисной и производственной информацией.

.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

Оценка эффективности проекта внедрения системы автоматизации процесса муниципальных заказов может быть выражена через отношение результата проекта к его затратам.

Возрастающий объем документооборота, в случае отказа от внедрения системы автоматизации процесса муниципальных заказов, в итоге приведет руководство МО «г.Воткинск» к решению о приеме секретаря.

После внедрения автоматизации процесса муниципальных заказов в МО «г.Воткинск» удается снизить потребность в количестве сотрудников, и тем самым сэкономить на фонде оплаты труда.

Планируется, что проект будет реализован с помощью команды из двух сотрудников: председателя и специалиста по разработке программного продукта - программиста.

При этом план затрат проекта будет складываться из затрат на заработную плату, затрат на материалы, затрат на оплату электроэнергии, затрат на косвенные расходы.

Экономия (Э) проекта, формируется в процессе его реализации.

Экономия денежных, материальных или людских ресурсов возникает за счет автоматизации процесса обработки потока входящих, исходящих и внутренних документов, связанных с муниципальными заказами.

После внедрения программного продукта ожидается рост производительности труда сотрудников, уменьшается время обработки документов, уменьшаются расходы на оплату площадей для хранения документов. Кроме того, в дальнейшем, ожидается снижение потребности в дополнительных сотрудниках, т.е. происходит экономия фонда оплаты труда.

Эта экономия может так же рассматриваться как источник возврата инвестиционных затрат.

Ожидаемая экономия (Э) от проекта по автоматизации процесса муниципальных заказов:

Э = Бпл - Бф,(1)

где Э - размер экономии;

Бпл - плановый бюджет расходов;

Бф - фактический бюджет расходов.

Бюджет расходов на систему автоматизации процесса муниципальных заказов включает - расходы по зарплате, затраты на создание рабочего места секретаря и расходы по хранению документов.

) Без внедрения ИС электронного документооборота для обработки данных может потребоваться труд трех человек с заработной платой по 15 тыс. руб. в месяц (2 руководителя подразделений) и 18 тыс. руб. - председатель.

Расходы по зарплате исполнителей Ззп определяются по формуле расчета фонда заработной платы:

Фзп = Зосн*(1+Кдоп)*(1+Кс.ф.), (2)

где Зосн - основная заработная плата работников;

Кдоп, Кс.ф.- коэффициенты, учитывающие дополнительную заработную плату и отчисления в социальные внебюджетные фонды.

Значения Кдоп, Кс.ф. можно принимать в размере Кдоп = 0,08 ч 0,1; Ксф.= 0,34. муниципальный управление информационный технология

Тогда, расходы на заработную плату 3-х исполнителей за время эксплуатационного периода (12 месяцев) рассчитаем по формуле (2):

ФЗП = 48,00 * 1,1 * 1,34 * 12 = 849,024 тыс. руб.

) Затраты на создание рабочего места секретаря составят:

компьютерная техника - 60,0 тыс. руб. (компьютер, монитор, принтер, сканер, телефон, программное обеспечение, осветительные приборы);

офисная мебель - 30 тыс. руб. (стол офисный с приставкой, стул, шкаф для хранения документов);

затраты на электроэнергию:

Затраты на энергоносители Зэн определяются по формуле:

Зэн = Р * tдн * Тразр. * Wэ (3)

где Р - суммарная мощность потребителей электричества, кВт;

tдн - продолжительность работы электроприемников в течение дня, час;

Тразр. - продолжительность работы в рабочих днях;э- тариф на электроэнергию, руб./кВтч. В настоящее время для коммерческих организаций: Wэ=4,00 руб./кВт,

Тогда затраты на энергоносители равны:

Зэн = 1,5 * 8 * 250 * 4,6 = 13,80 тыс. руб.

) расчет расходов на материалы представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет затрат на материалы

Наименование затрат на материалы

Кол-во

Сумма, руб.

1. Бумага, пач.

24

3000,0

2. Канцелярские товары, компл.

4

3. Расходные материалы (картриджи), шт.

6

7200

Всего

-

10600


Таким образом, плановые расходы на создание и содержание второго рабочего места секретаря составят:90,0 + 13,8 + 10,6 = 114,40 тыс. руб.

) Расходы на хранение архива:

площадь архива - 15м2

- стоимость аренды 1 м2 - 300 руб./ м2, включая НДС.

Расходы на хранение архива планируются в размере:

*300 * 12 = 54 000 руб.

Расчет затрат на отопление архива осуществляется по следующей формуле:

Зот = Sпл * (T.кален./365) * Wтепл , (4)

где W тепл - тариф на тепловую энергию, руб./кв.м. в мес.

 тепл = 46,2 руб./кв.м. в мес.

Тогда затраты отопление будут равны:

Зот = 15 * 200/365 *46,2*12 = 4,5 тыс. руб.

Таким образом, расходы на хранение архива планируются в размере:

,0 + 4,5 = 59,5 тыс. руб.

Планируемый бюджет расходов на систему автоматизации процесса муниципальных заказов с учетом секретаря и расходов на содержание бумажного архива представлен в таблице 3.

Таблица 3. Планируемый бюджет расходов на систему автоматизации процесса муниципальных заказов

Наименование статьи расходов

Сумма затрат, тыс. руб.

1. Расходы по зарплате исполнителей, в т. ч.:

849,024

1.1 Основная заработная плата

576,0

1.2 Дополнительная заработная плата

57,6

1.3 Отчисления в социальные внебюджетные фонды

215,424

2. Материальные затраты

10,6

3. Затраты на освещение и отопление

18,3

4. Общая сумма расходов

931,924


Фактический бюджет расходов на систему автоматизации процесса муниципальных заказов может составить:

·        инвестиционные затраты на внедрение электронного документооборота;

·        расходы на содержание секретаря и менеджера по персоналу на уровне 2012 года с учетом ставок 2012 года во внебюджетные фонды.

Затраты на внедрение системы электронного документооборота представлены в таблице 4.

Таблица 4. Затраты на внедрение автоматизации процесса муниципальных заказов

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб.

1. Программное обеспечение

58,0

2. Аппаратное обеспечение внутренней локальной сети (локальный сервер)

12,0

3. Перевод документов на бумажных носителях в электронный вариант

15,0

4. Программа Fine Reader

10,5

5. Материальные затраты (электронные накопители)

0,5

Всего затрат

96,0


После внедрения автоматизации процесса муниципальных заказов может потребоваться труд только двух человек с заработной платой 15 тыс. руб. в месяц (секретаря) и 18 тыс. руб. - менеджера по управлению персоналом.

ФЗП = 33,00 * 1,1 * 1,34 * 12 = 583,704 тыс. руб.

Таким образом, ожидаемые затраты после внедрения системы автоматизации процесса муниципальных заказов могут составить:

,0 + 583,704 = 679,704 тыс. руб.

Ожидаемая экономия (Э) от проекта по совершенствованию системы нормативно-методического и технического обеспечения системы автоматизации процесса муниципальных заказов составит:

Э = Бпл - Бф = 931,924 - 679,704 = 252,22 тыс. руб.

Кроме того, компьютерная система, предусматривающая автоматизацию не только традиционных функций делопроизводства, но и реализацию принципиально новых возможностей управления документооборотом в целом в организации, выполнение справочно-аналитической работы, а также использование элементов электронного документооборота будет способствовать повышению оперативности деятельности МО «г.Воткинск» в целом.

Заключение

При написании данной курсовой работы ставилось целью разработка мероприятий по повышению эффективности муниципального управления МО «г.Воткинск» на основе использования информационных технологий. Поставленные цели в работе отображены полностью. По работе можно сделать следующие выводы:

В работе анализируются теоретические и практические основы исследуемой темы. Так, высокие информационные технологии буквально пронизывают наше общество. В условиях развития рыночной экономики они приобретают особое значение, так как позволяют осуществлять управление государством не административными методами, а социально ориентированными, они также призваны отражать баланс интересов, существующих в обществе. Современное государство активно распространяет использование новейших технологий, что позволяет приблизить государственный аппарат к конкретным людям. Информационное обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими. Сама по себе информатизация нейтральна, но она создает благоприятные условия для проведения структурных муниципальных реформ. Расширение сферы информационной деятельности, развитие информационных технологий обуславливают повышение эффективности деятельности муниципальных образований.

Также в работе анализируется информационное обеспечение в муниципальном образовании г.Воткинска. В работе представлена общая характеристика муниципального образования г.Воткинска, анализируются современные информационное технологии, применяемые в городе, исследуются тенденции развития.

Список использованных источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты


II. Учебная литература

1.  Агапов А.Б. Организационно-правовые проблемы информационного обеспечения государственных органов: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М. 2011.

2.      Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в РФ: Учеб. пособие. М., 2011.

.        Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: Экономика, 2011.

.        Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 2011.

.        Бачило И.Л. Информационное право: роль и место в системе права // Государство и право. 2011. N 2.

.        Бачило И.Л. Информационное право: Учеб. пособие. М., 2011.

.        Бачило И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации // Государство и право. 2012. N 12.

.        Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. СПб., 2011.

.        Боер В.М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2011.

.        Ващекин Н.П., Абрамов Ю.Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 2010.

.        Информационная цивилизация: пространства, культура, человек. Саратов, 2010.

.        Информационное общество: информационные войны, информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб., 2011.

.        Информационные системы в управлении производством / Под ред. Ю.П. Васильева. М.: Прогресс, 2013.

.        Коротков А.В. Формирование и реализация государственной политики в сфере региональной информатизации. // Информационное общество. - 2012. №2.

.        Перспективные информационные технологии в правовой сфере: Монография / Под ред. В.А. Копылова. М., 2013.

16.    Полевой Н., Крылов В. Компьютерные технологии в юридической деятельности. М.: БЕК, 2012.

17.    Рассолов М.М. Информационное право: анализ и решение практических задач. М., 2011.

.        Снытников А.А. Информация как объект гражданских правовых отношений: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2010.

Похожие работы на - Пути повышения эффективности муниципального управления средствами информационных технологий

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!