Психология как наука
Содержание
Введение
. Предмет
психологии как науки и ее основные категории
.1 Психология
как наука
.2 Объект
и предмет психологии
.3 Основные
категории психологии как науки
. Психология,
ее основные отрасли и место в системе наук
.1 Место
психологии в современном научном знании
.2 Общая
психология
.3 Отраслевая
психология
. Тестовое
задание
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Психология берёт свое начало в глубине
тысячелетий. Термин "психология" - ( от греч. psyche- душа, и logos-наука)
означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е
VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении
души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Изучение психологии не может сводиться к
простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических
школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь,
единую логику становления психологии как науки.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди
людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей,
учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или
иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и
обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития,
происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних
психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология
очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными,
медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную
систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии,
объединяемые термином "общая психология", которая собственно и
изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния,
закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные
психологические исследования, формирует психологические знания, принципы,
методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.
1. Предмет психологии как науки и ее
основные категории
.1 Психология как наука
Психология, как наука обладает особыми
качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных
знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально
занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система
жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в
виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления,
речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и
многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем
обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном
употреблении термин "психология" появился впервые в XVI вв.
Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так
называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый
человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.
Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась,
включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность
человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений,
вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название
"психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий
смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно
воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих
пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее
название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и
экспериментальной областью научных знаний.
1.2 Объект и предмет психологии
Для начала стоит ввести определения
"предмет" и "объект".
Объект-часть
окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.
Предмет -
часть объекта интересующего исследователя.
Объектом психологии
является психика.
В психологии, как науке сложилось два подхода к
пониманию психики.
· Идеалистический, в нем психика
рассматривается, как первичная реальность, существующая независимо от
материального мира.
· Материалистический, в нем говорится,
что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность
отражать предметы и явления окружающего мира.
Предмет психологии
многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений,
закономерностей.
Под предметом общей психологии
предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же
индивидуальные особенности ее проявления.
Что же является предметом изучения психологии?
Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие
субъективные явления.
С помощью одних, таких, например, как ощущения
и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь,
человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.
Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют
действиями и поступками.
Их называют психическими свойствами и
состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы,
волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.
Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость
от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития
психических явлений от них.
1.3 Основные категории психологии
как науки
Основными категориями психологии являются:
1. Психика -
субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и
общения.
В психике выделяют такие явления как (Рис 1):
Рис. 1 Виды психических явлений.
v Психические процессы
-это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической
деятельности, ее "атомы".
) Познавательные:
Ø Ощущение
(психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды,
непосредственно воздействующих на наши органы чувств)
Ø Восприятие
(психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)
Ø Мышление
(способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где
прежние, уже известные решения не срабатывают.)
Ø Представление (процесс
мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не
воздействуют на органы чувств человека.)
Ø Воображение (это
отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных
сочетаниях и связях.)
) Интегративные:
Ø Речь
(это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)
Ø Память
(способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить)
нужную информацию.)
) Эмоциональные:
Ø Эмоции (быстрые
и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)
4) Регулятивные
Ø Воля (способность
сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи,
отвлечения.)
Ø Внимание (сконцентрированная
энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)
v Психические состояния
Ø Настроение (достаточно
продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий
эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)
Ø Фрустрация (психическое
состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности
удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации
несоответствия желаний имеющимся возможностям.)
Ø Аффект
(эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой
интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и
изменениями в работе внутренних органов.)
Ø Стресс (состояние
психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в
наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых
обстоятельствах.)
v Психические свойства
Ø Темперамент (устойчивое
объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а
не содержательными аспектами деятельности.)
Ø Характер (это
совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального
поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на
окружающих.)
Ø Направленность (установки,
ставшие свойствами личности.)
Ø Способности (это
свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого
рода деятельности.)
2. Сознание -
высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в
процессе общения и труда.
. Бессознательная - форма
отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а
отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).
. Деятельность - система
целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и
интересов человека.
2. Психология, ее основные
отрасли и место в системе наук
.1 Место психологии в современном
научном знании
Науки связанные с психологией:
Ø Философия является
мировоззренческой и методологической основой психологии
Ø Естественные науки (биология,
физика) помогают изучать физиологические процессы
протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции
психики.
Ø Медицинские науки
позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения
(психотеропия).
Ø Исторические науки, показывают,
как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.
Ø Социология, помогает
решить задачи социальной психологии.
Ø Педагогические науки, помогают
в обучении, воспитании, формировании личности.
Ø Точные науки (математические),дают
количественные методы сбора и обработки данных.
Ø Технические науки,
помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции
психики.
Ø Кибернетика, помогает
изучить процессы психической саморегуляции.
.2 Общая психология
Общая психология
- это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные
процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также
обобщает различные психологические исследования, формирует психологические
знания, принципы, методы и основные понятия.
Основным предметом изучения общей психологии
являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление,
темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых
мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи
с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных
этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат
познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества,
межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет
огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия,
искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей
психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений
психологической науки.
Методы изучения общей психологии.
v Наблюдение
-
это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские
наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей
психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное,
выборочное, сплошное и специальное.
Стандартная процедура наблюдения
состоит из нескольких этапов:
Ø Постановка целей и задач;
Ø Определение ситуации, предмета и
объекта;
Ø Определение способов, которые будут
оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение
необходимых данных;
Ø Определение способа ведения данных;
Ø Обработка полученных данных.
Внешнее наблюдение
(посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или
косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как
непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на
воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам
анализирует свои мысли, чувства и переживания.
Наблюдение является неотъемлемой частью двух
других методов - беседы и эксперимента.
v Беседа
как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор
сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются
характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как
сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.
Лучше всего действует личная беседа
исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший
результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.
Но основным способом исследования является
эксперимент.
v Эксперимент
- это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого
для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен
психологический факт.
Есть лабораторный эксперимент, протекающий в
особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия
испытуемого направляются инструкцией.
v Ещё один метод - тесты. Это
испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств.
Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по
результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых
психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы
сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь
научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные
характеристики.
Предмет общей психологии
- это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая
выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и
функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с
точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным
и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем,
телесном и душевном.
Объект общей психологии
- это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим
миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в
совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями
психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и
патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к
окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии
и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в
настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии,
которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику,
которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и
его управления.
2.3 Отраслевая психология
Отраслевая психология -
отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных
практических и теоретических задач.
Отрасли психологии можно разделять
по:
v Принципу развития
Ø Возрастная
Ø Сравнительная
Ø Педагогическая
Ø Специальная (патопсихологическая)
v Отношению к личности и обществу
Ø Социальная психология
Ø Психология личности
v Видам деятельности
Ø Психика труда
Ø Психика общения
Ø Психология спорта
Ø Медицинская психология
Ø Военная психология
Ø Юридическая психология и т.д.
Примеры некоторых отраслей
психологии
Педагогическая психология
изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и
использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и
навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления
учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами
педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость
учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика.
Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует
закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания,
которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования
личности. психология наблюдение беседа тест
Возрастная психология
тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных
этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую
психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии
т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание
методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий
звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм
детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных
кризисов, в зрелом возрасте и старости.
Социальная психология
- отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей,
обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает
психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива,
определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления,
как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы
социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости;
эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности
распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.
Психология личности
- отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного
образования, как определенной системы психических качеств, имеет
соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется
индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.
3. Тестовое задание
Предметом психологии является:
а) наука о поведении;
б) наука о душе;
в) научное исследование поведения и психических
процессов в целях применения полученных знаний на практике;
г) наука о сознании;
д) наука об общих закономерностях эволюции и
функционирования психики, психических процессов как специфических форм
жизнедеятельности животных и человека.
Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте
свой выбор.
Психология, как наука очень многогранна и
затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и
т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей
психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а
так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В.
Добросельского : "Психология - наука о закономерностях, механизмах и
фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это
наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на
представленности самонаблюдений особых переживаний не относимых к внешнему
миру", можно предположить, что выбранный мною ответ является верным.
Заключение
Наука психология многогранна, она тесно связана
и переплетается со многими другими науками, охватывает разные сферы изучаемой
деятельности.
Психология изучает и человеческую психику, и
характер, и наследственность, и человеческую деятельность, отношения в
обществе, отношение человека к самому себе, особенности познания и сознания,
способы восприятия и понимания.
В связи со всем этим многообразием предметов
психологии, и ее связей с другими науками появились бесплодные по своему
существу вопросы о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно
являться ее методологией - биология или философия.
Анализ исторического пути развития психологии
показывает, что ее уникальность и ценность, как науки, заключаются именно в ее
межпредметном характере, в том, что она строится и, как естественная наука
(объективная и экспериментальная), и в то же время, как гуманитарная наука. В
ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления
мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что
экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология
заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного
материала, методологические принципы - у философии.
психология наблюдение беседа тест
Список литературы
Учебные
пособия:
Островский
Э.В. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М : Вузовский учебник, 2012.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012.
Психология.
Курс лекций: Учебное пособие/ В.Г.Крысько- М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М,
2013.-251с.
Интернет
ресурсы:://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php
"Психологос"
Энциклопедия практической психологии"
http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie