Понятие и виды реорганизации юридических лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и виды реорганизации юридических лиц

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по подготовке специалистов для судебной системы







КУРСОВАЯ РАБОТА

Понятие и виды реорганизации юридических лиц

Дисциплина_ Гражданское право_

Специальность «Правоведение»

Студент очной формы обучения

___3___ курса __37/35__ группы

Научный руководитель__ Кирпичев Александр Евгеньевич, кандидат юридических наук,

Старший преподаватель кафедры гражданского права

ФГБОУВПО «РАП»




Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I. Реорганизация юридических лиц, понятие и формы

.1 Понятие реорганизации юридических лиц

.2Формы и процедура реорганизации

II. Правопреемство и гарантии прав кредиторов и акционеров при реорганизации

2.1 Правопреемство при реорганизации

.2 Гарантии прав кредиторов и акционеров

.3 Уплата налогов при реорганизации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном мире существует множество форм получения прибыли, в том числе и такой способ осуществления коммерческой деятельности как Предпринимательство. Зачастую, чтобы повысить прибыли, предприниматели создают свои собственные компании, либо объединяются с другими предпринимателями для создания совместных. Таким образом, согласно юридической терминологии на свет появляются Юридические лица. Юридическими лицами называются организации, которые могут вступать в гражданско-правовые отношения, участвовать в хозяйственном обороте как самостоятельные субъекты права.Однако в своем первоначальном виде юридические лица обычно существуют недолго, рано или поздно в связи с изменившимися экономическими и иными показателями поднимается вопрос об их реорганизации либо ликвидации. Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна. Под реорганизацией понимается изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу (лицам). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация юридического лица означает прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Таким образом, существует множество различных форм преобразования юридического лица, с различными дальнейшими правовыми последствиями. Основными целями данной работы будут выступать рассмотрение проблем правопреемства и налогообложения при реорганизации юридических лиц, гарантии прав кредиторов и акционеров, а так же изменения, введенные в процедуру реорганизации действующим законодательством.

I. Реорганизация юридических лиц, понятие и формы

.1 Понятие реорганизации юридических лиц

Под реорганизацией понимается изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу (лицам).

Это означает, что все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.

Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

Добровольная реорганизация возможна по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев требуется так же согласие на реорганизацию предприятия уполномоченных государственных органов.

Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. Ранее, эти отношения были урегулированы законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. N 948-1, который предусматривал либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление. В настоящее время данные отношения контролируются Федеральным Законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ.

Однако требование одобрения антимонопольного органа все еще требуется согласно Статье 27. «Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа». Только теперь оно осуществляется Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС).

Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайств превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении данных акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, создаваемая коммерческая организация приобретает в отношении таких акций (долей) и (или) имущества права, предусмотренные статьей 29 настоящего Федерального закона, и стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда в случаях, установленных законом. Проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, к которым кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организации. Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства являются случаи, когда кредитная организация:

Не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

Не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах;

Допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

Нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала);

Нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 10%).

Таким образом, для предотвращения неблагоприятных финансовых последствий, согласно статье 57 ГК РФ, принимается ряд процедур направленных на устранение причин, приводящих к отрицательному развитию событий.

1.2 Формы и процедура реорганизации

Согласно статье 57, в Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

В процессе осуществления слияния, каждое юридическое лицо участвующее в объединении прекращает самостоятельную деятельность, все его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Под присоединением понимается процедура, при которой одно юридическое лицо прекращает деятельность, а его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус изменению не подлежит, для данного юридического лица решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внести соответствующие изменений в устав. Разделение и выделение, имеют схожую сущность, разница заключается в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Основной сущностью преобразования является то, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. В то же время, никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Например, процесс приватизации государственных предприятий представляет собой не что иное как преобразование в акционерное общество. О необходимости преобразования индивидуальных частных предприятий, общественных и религиозных организаций говорится в законе о введении в действие части первой ГК РФ. Вместе с тем как сам Гражданский кодекс, так и другие законы, в частности Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) а точнее Глава III. Выше упомянутого закона: «Создание, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации», устанавливают определенные ограничения на преобразование.

Таким образом, коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

На протяжении довольно длительного периода времени, проблемой было преобразование закрытых акционерных обществ в открытые и обратная процедура. Вопрос заключался в том, является ли такое преобразование реорганизацией юридического лица или лишь изменением типа акционерного общества. Ранее, с позиций Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2.04.97 г. No 4/8) считалось что в результате такого преобразования организационно-правовая форма общества не изменяется, соответственно правила о реорганизации в данном случае применяться не должны. Однако ввиду того, что данное постановление было признанно недействительным в связи с внесением ряда изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Федеральными законами от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ, принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ и Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"; Пленумом Верховного Суда Российской Федерации (далее ВС РФ) от 18 ноября 2003 г. N 19 и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) от 20 ноября 2003 г. N 20 было принято решение признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 5/3.

Таким образом, согласно пункту 23 постановления ВС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19: «Хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые. При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется).

Законодательство о конкуренции и монополистической деятельности допускает принудительную реорганизацию в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации принимается Государственным Комитетом Антимонопольной Политики Российской Федерации (Сегодняшняя ФАС) и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма (пункт 23 постановления ВС РФ от 18 ноября 2003г). Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут неприменимы. Такой подход подтвержден судебной практикой.

Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров. Следует принять во внимание такие важные формальные требования: а) решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества; б) решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса.

II. Правопреемство и гарантии прав кредиторов и акционеров при реорганизации

.1 Правопреемство при реорганизации

Согласно ст. 58 ГК РФ , переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к его преемникам должен оформляться передаточным актом или разделительным балансом, который составляется при реорганизации в форме разделения или выделения. Основной целью данного акта (баланса) выступает определение объема прав и обязанностей, переходящих к каждому из правопреемников. При слиянии, присоединении и преобразовании каждое из юридических лиц, прекращающих деятельность, составляет передаточный акт.

Согласно статье 59 Гражданского Кодекса РФ , как разделительный баланс, так и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и те обязательства, которые реорганизованное юридическое лицо оспаривает.

В то же время, исходя из выше помянутой статьи, передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица, а в случае принудительной реорганизации - теми же органами, которые приняли решение о ней. Кроме того, представление этих документов необходимо для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы уже существующих организаций (при реорганизации в форме присоединения). Непредставление передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве становятся причиной безусловного отказа в регистрации.

Между принятием решения о реорганизации (утверждением передаточного акта или разделительного баланса) и ее проведением, естественно, проходит какое-то время. В пункте 4 ст. 57 ГК РФ четко определен момент, когда юридическое лицо считается реорганизованным. При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования таким моментом является день государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Правопреемство не основано на каком-либо отдельном договоре, оно представляет собой следствие самой реорганизации юридического лица.

Соответственно определяющее значение для перехода прав и обязанностей имеет именно факт государственной регистрации вновь создаваемых организаций. До этого момента переход прав и обязанностей невозможен, поскольку юридическое лицо - правопреемник еще не создано.

Реорганизация юридического лица путем присоединения к нему другого юридического лица считается произошедшей с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ГК РФ статья 57, пункт 4, абзац 2). Иными словами, опять же момент перехода прав и обязанностей связан с фактом внесения соответствующей записи в государственный реестр. При другом подходе сложилась бы ситуация, когда одно самостоятельное юридическое лицо передает права и обязанности другому лицу лишь на том основании, что в будущем они планируют провести реорганизацию.

По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ , переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации оформляется соответствующими правоустанавливающими документами: передаточным актом (при реорганизации в формах слияния, присоединения и преобразования) или разделительным балансом (при реорганизации в формах разделения и выделения). Учитывая большую значимость этих документов, к ним предъявляются особые требования. В частности, в п. 1 ст. 59 ГК РФ предусматривается, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Исходя из приведенной нормы закона, можно сделать вывод о том, что в передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм.

Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при реорганизации, согласно второму абзацу п. 2 ст. 59 ГК РФ , в Гражданском кодексе предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте или в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится .

Нельзя не отметить, что неопределенность в вопросах правопреемства при реорганизации может возникнуть лишь в случаях разделения и выделения. При других формах (слиянии, присоединении и преобразовании) определить правопреемника по тем или иным обязательствам реорганизованного юридического лица не составляет труда - правопреемником в этих случаях в отношении всех прав и обязанностей прекращающих существование юридических лиц всегда является одно юридическое лицо.

При разделении и выделении правопреемник может быть неочевиден. Объясняется это тем, что к вновь образованным юридическим лицам переходят лишь отдельные имущественные права и обязанности реорганизованных юридических лиц. Так, при разделении все права и обязанности прекращающего существование юридического лица в определенных пропорциях распределяются среди нескольких вновь образованных юридических лиц. В случае же выделения к правопреемнику переходит только часть имущественных прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. Именно поэтому применительно к реорганизации в формах разделения и выделения законодательство устанавливает дополнительные гарантии для кредиторов. В частности, в п. 3 ст. 60 ГК РФ предусматривается, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

2.2 Гарантии прав кредиторов и акционеров

С вопросом о правопреемстве тесно связан еще один - о защите прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. При обычном переводе долга на другое лицо должник должен получить согласие кредитора, в противном случае договор о переводе долга недействителен. Перевод долгов в результате реорганизации не требует согласия всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. На этот случай ГК РФ предусматривает специальные гарантии.

Согласно ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны направить письменное уведомление всем кредиторам реорганизуемого юридического лица. В свою очередь кредитор вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства. По смыслу ст. 60 ГК РФ речь здесь идет о праве кредитора в одностороннем порядке расторгнуть договор или изменить его условия о сроке исполнения обязательства. В сущности, согласие или несогласие должника в данном случае не имеет значения, требование кредитора должно быть удовлетворено.

Концепция защиты акционеров сводится к тому, чтобы в результате реорганизации не был уменьшен объем принадлежащих им прав, а если это невозможно, то чтобы общество было обязано приобрести принадлежащие им акции.

Вопросы, связанные с выпуском акций, урегулированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ, упраздненной девять лет назад, и ныне переложившей свои функции на ФСФР - Федеральную службу по финансовым рынкам) (Раздел 2 / Глава 2 / Статьи 8, 10; Раздел 3 / Глава 4 / Статьи 20, 24, 25; Раздел 4 / Глава 7/ Статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ г. "О рынке ценных бумаг"). Однако в решение о выпуске акций акционерного общества, продолжающего существовать или создаваемого при реорганизации, необходимо включать порядок и условия их размещения, установленные договором о слиянии или присоединении, решением общего собрания акционеров реорганизуемого общества о разделении, выделении или преобразовании.

Согласно Статье 6 проекта Федерального закона N 424549-4 "О реорганизации коммерческих организаций" (ред., внесенная в ГД ФС РФ), данные договоры и решения должны регламентировать следующие вопросы: типы акций, выпускаемых каждым эмитентом; права владельцев этих акций; сроки и порядок обмена на них акций реорганизуемых обществ; соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества.

Общества, участвующие в реорганизации в форме слияния или присоединения, заключают договор, подготовленный советами директоров реорганизуемых обществ, а также утверждают передаточный акт. Договор о слиянии или присоединении должен определять порядок и условия слияния или присоединения, а также порядок конвертации акций.

Договор о слиянии или присоединении обществ, помимо прочего, должен определять условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества.

Помимо данных диспозитивных требований, предъявляемых к договорам о слиянии или присоединении и решениям общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании акционерного общества, законодательство содержит определенные императивные требования.

Так, при реорганизации акционерных обществ не допускается размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемых обществ. Тем самым исключается появление новых акционеров при реорганизации общества.

Ранее, согласно письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 1996 г. N С5-7/ОЗ-556 , в котором был принят Указ N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" , основополагающий принцип, на котором строилась концепция защиты прав акционеров, гласил: условия обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на акции или иные ценные бумаги, размещаемые при реорганизации, не могут содержать какие-либо требования, ограничивающие права их владельцев. Этот принцип находит развитие в предписании, согласно которому права, предоставляемые всем владельцам одного типа акций любого реорганизуемого общества при размещении акций или иных ценных бумаг, выпускаемых при реорганизации, должны быть равными. При разделении или выделении акционерных обществ выбор акций или иных ценных бумаг создаваемых акционерных обществ для обмена на акции реорганизуемого общества может осуществляться только по желанию их владельца. Однако в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 116 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"" данный указ N 1210 был отменен.

Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" , Глава II. «Учреждение, реорганизация и ликвидация общества» . Устав реорганизованного общества и изменения к нему утверждаются на общем собрании акционеров, при необходимости избирается совет директоров. При слиянии или присоединении эти вопросы решаются на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в реорганизации. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.

Договор о слиянии или присоединении, решение общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании требуется при государственной регистрации реорганизованного или реорганизованных обществ, а также для регистрации выпуска ценных бумаг.

2.3 Уплата налогов при реорганизации

Погашение налоговой задолженности реорганизованного юридического лица его правопреемниками в действующем налоговом законодательстве регулируется статьей 50 Налогового кодекса Российской федерации . Ранее специфика проблемы состояла в том, что обязанность по уплате налога - это персональная обязанность налогоплательщика, и переложение ее на других лиц не допускается. Высший арбитражный суд РФ высказал позицию по данному вопросу в письме от 28.08.95 г. N С1-7/ОП-506 . Суть ее сводится к тому, что суммы недоплаченных налогов рассматриваются как задолженность перед одним из кредиторов - государством, и, следовательно, они могут быть взысканы с организации-правопреемника. Причем для погашения недоимки не имеет значения, была ли она выявлена до реорганизации или после. Если недоимка обнаружена до реорганизации, эти суммы должны быть включены в передаточный акт или разделительный баланс. В данном случае решение Высшего арбитражного суда РФ (в 1995 году) и принятый тремя годами позднее (в 1998 году) Налоговый кодекс схожи.

Что касается взыскания сумм финансовых санкций, то здесь, напротив, важно, когда выявлены нарушения налогового законодательства. Ранее, согласно ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщик должен сообщить налоговому органу о предстоящей реорганизации в десятидневный срок со дня принятия решения. Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания реорганизации не выявил нарушений законодательства, к вновь созданным юридическим лицам впоследствии не может применяться ответственность за нарушения, допущенные реорганизованным юридическим лицом.

Если же финансовые санкции наложены до реорганизации, соответствующие суммы должны быть уплачены организацией- правопреемником наряду с недоимкой.

Однако согласно Статье 6 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ , данный закон был признан утратившим силу. (Цитата: «Признать утратившими силу: 1) Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 527);…..» ).

При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке. Указанное исключение вызвано тем, что при выделении реорганизуемое общество не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может потребовать исполнения обязательств перед бюджетом непосредственно у должника, а не у его правопреемника. При реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество также не должно сниматься с учета в налоговых органах, однако в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в карту постановки на учет налогоплательщика.

Государство заинтересовано в том, чтобы проверить полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до момента снятия с учета налогоплательщика. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи информационного письма о снятии с учета.

Получение такого информационного письма чрезвычайно важно. Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговых органах помимо разделительного баланса или передаточного акта (в зависимости от формы реорганизации) общество должно представить и упомянутое информационное письмо. Важность постановки на учет в налоговых органах не подвергается сомнению, так банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета только при предъявлении налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.

Государство не ограничилось предоставлением налоговым органам исключительно контрольных функций, у них есть и право наложить санкции за нарушения. Так, налоговые органы могут предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной (в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия) и о взыскании доходов, полученных этим предприятием.

Государственный механизм контроля за реорганизацией предприятий построен таким образом, чтобы минимизировать риск ухода налогоплательщиков от уплаты налогов. Это проявляется в формальностях, соблюдение которых необходимо при регистрации общества, так же налоговые органы вправе применить бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц в течение шести лет с момента образования такой недоимки.

Правопреемство по налоговым обязательствам является важным вопросом как для государства, так и для реорганизуемых обществ. Гарантией предотвращения ситуации, когда реорганизованное общество "неожиданно" оказывается должником по обязательствам предшественника, является точное соблюдение процедуры реорганизации, предписанной законодательством.

Заключение

Таким образом, соединив всю вышеприведенную мою информацию, можно сделать вывод что процедура реорганизации строго контролируется законами, и соответственно уполномоченными на то органами такими как например Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная Антимонопольная Служба, Центральный Банк Российской Федерации, и другие. Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица. Статьи 57 и 58 ГК различают пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

Приведенные пять видов реорганизации разбиваются на две группы. К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и в другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо, независимо от воли юридического лица, - по решению уполномоченного государственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации. И если учредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется правами органа реорганизуемого юридического лица. В соответствии с поставленной перед ним задачей внешний управляющий составляет разделительный баланс, а также учредительные документы вновь образуемого юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, и это утверждение служит необходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого юридического лица. Вторую группу составляют слияние, присоединение и преобразование. Все эти три вида реорганизации происходят в случаях, установленных законом, по воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт.

К разделительному балансу и передаточному акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

Все эти комплексные процедуры по контролю за реорганизацией на законодательном и исполнительном уровнях обеспечивают должный уровень правовой защиты кредиторов и акционеров. Таким образом, в заключение могу отметить, что хотя в наше время и случаются спорные ситуации, в которых законодательство не может дать четкого направления для действий, встречаются они крайне редко. И с каждой такой ситуацией законы совершенствуются, и становятся более адаптированными к сегодняшним реалиям.

Список используемой литературы

1)Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П.

2)"Налоговый кодекс Российской Федерации" (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2012) с изм., внесенными Федеральными законами от 30.03.1999 N 51-ФЗ, от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002), Определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П).

)Закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г. N 135-ФЗ (Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года) Опубликовано: 27 июля 2006 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4128. С изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ.

4)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Федеральный закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 года.-N 2118-1. С изменениями, внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.01.2001 N 2-П. (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21459;fld=134;dst=100119;rnd=0.774373528547585>)

)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Высший Арбитражный Суд РФ Письмо от 13 сентября 1996 г. N С5-7/ОЗ-556 (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11911;dst=0;ts=D2BF817C70B1106456F611100BA8B44C;rnd=0.8079875614494085>)

)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ от 18 и 20 ноября. 2003 г. No 19/20 (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=45203;fld=134;dst=100005;rnd=0.010637952014803886>).

7)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ принят ГД ФС РФ 08.12.1995. С изм., внесенными Федеральными законами от 17.05.2007 N 82-ФЗ, от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 21.07.2007 N 185-ФЗ, от 30.10.2007 N 238-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 29.11.2007 N 286-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ, от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 16.10.2012 N 174-ФЗ. (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142050;dst=0;ts=6523F1D87ECB59EB7A33A7451430E73E;rnd=0.9972639777697623>).

)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Проект Федерального закона N 424549-4 " О реорганизации коммерческих организаций" (ред., внесенная в ГД ФС РФ) / Глава 1 / Статья 6. «Процедура реорганизации и ее этапы». (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=50650;frame=200>)

)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 116 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"" (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=51546;fld=134;dst=100017;rnd=0.901486977469176>)

)Правовой интернет ресурс Консультант + / Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90060>)

)Правовой интернет ресурс «ГАРАНТ» / Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", с изменениями и дополнениями от 24 июня 1992 г. (<http://base.garant.ru/105108/>)

)Правовой интернет ресурс «ГАРАНТ» / Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Об АО) от 26.12.1995 N 208-ФЗ / (<http://base.garant.ru/10105712/2/>)

)Правовой интернет ресурс «Российская Газета» / Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года; Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. С изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ (<http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html>)

)Правовой интернет ресурс «Российская Газета» / Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ г. Москва "О рынке ценных бумаг" Принят Государственной Думой 20 марта 1996 года; Одобрен Советом Федерации 11 апреля 1996 года. С изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ (<http://www.rg.ru/1996/04/25/cenbumagi-dok.html>)

)Указ N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" (опубликован в "Российской газете" от 27.08.96 N 162). (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=24031;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.9321601868141443>)

)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Постановление пленума ВС РФ от 18 ноября 2003г. «О некоторых вопросах применения Федерального Закона «Об акционерных обществах»»

)Правовой интернет ресурс «Консультант +» / Высший Арбитражный Суд РФ Письмо от 28.08.95 г. N С1-7/ОП-506 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» (<http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=7846>)

)«Гражданское Право» - В.О. Мушинский - Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М - 224с. - (профессиональное образование) ISBN 5-8199-0049-9 (ФОРУМ) , ISBN 5-16-001075-0 (ИНФРА-М). 2006г.

)«Предпринимательское право» - Н.Д. Макаров, Е.А. Рябов - Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М - 256с. - (профессиональное образование) ISBN 978-5-8199-0364-3 (ФОРУМ) , ISBN 978-5-16-003359-4 (ИНФРА-М). 2012г.

)«Банковское дело». - Г.Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая - Учебник, 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2003. - 592 е., 2003г.

Похожие работы на - Понятие и виды реорганизации юридических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!